Научная статья на тему 'Тематический репертуар деловой прессы: медиалингвистический анализ'

Тематический репертуар деловой прессы: медиалингвистический анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
416
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / ДЕЛОВАЯ КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТ / MEDIA DISCOURSE / MEDIALINGUISTICS / BUSINESS PRESS / BUSINESS IMAGE OF WORLD / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ширяева Оксана Витальевна

В статье исследуется и классифицируется тематика деловой прессы (бизнес, политика, финансы). Дискурс деловой прессы рассматривается в рамках русского медиадискурса. Тематический репертуар деловой прессы отражает семантику деловой картины мира, которая репрезентируется в речевой деятельности в повседневной деловой коммуникации, профессиональной бизнес-коммуникация и массовой коммуникации. В качестве материала исследования выбраны издания «Ведомости», «Коммерсантъ», «Эксперт» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECTS ASSORTMENT OF THE BUSINESS PRESS: MEDIALINGUISTIC ANALYSIS

In article the subject of the business press (business, policy, finance) is investigated and classified. The discourse of the business press is considered within the Russian media discourse. The thematic repertoire of the business press reflects semantics of a business image of world which is represented in speech activity in daily business communication, professional business communication and mass communication. As material of research the editions “Vedomosti”, “Kommersant”, “Expert”, etc. are chosen.

Текст научной работы на тему «Тематический репертуар деловой прессы: медиалингвистический анализ»

Я • 7universum.com

vEL UNIVERSUM:

//л филология и искусствоведение

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ: МЕДИАЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Ширяева Оксана Витальевна

канд. филол. наук, докторант кафедры общего языкознания Адыгейского государственного университета,

РФ, г. Майкоп Е-mail: [email protected]

THE SUBJECTS ASSORTMENT OF THE BUSINESS PRESS: MEDIALINGUISTIC ANALYSIS

Shiryayeva Oksana

Candidate of Philology Sciences, Post-graduate student in the General Linguistics Department,

Adygeya State University, Russia, Maikop

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется и классифицируется тематика деловой прессы (бизнес, политика, финансы). Дискурс деловой прессы рассматривается в рамках русского медиадискурса. Тематический репертуар деловой прессы отражает семантику деловой картины мира, которая репрезентируется в речевой деятельности в повседневной деловой коммуникации, профессиональной бизнес-коммуникация и массовой коммуникации. В качестве материала исследования выбраны издания «Ведомости», «Коммерсантъ», «Эксперт» и др.

Ширяева О.В. Тематический репертуар деловой прессы: медиалингвистический анализ // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 10 (12) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1657

ABSTRACT

In article the subject of the business press (business, policy, finance) is investigated and classified. The discourse of the business press is considered within the Russian media discourse. The thematic repertoire of the business press reflects semantics of a business image of world which is represented in speech activity in daily business communication, professional business communication and mass communication. As material of research the editions "Vedomosti", "Kommersant", "Expert", etc. are chosen.

Ключевые слова: медиадискурс, медиалингвистика, деловая пресса, деловая картина мира, концепт.

Keywords: media discourse, medialinguistics, business press, business image of world, concept.

Деловая пресса возникает и развивается в русском медиадискурсе на рубеже ХХ—XXI вв. как массмедийный ответ на формирование капиталистической системы экономики, с ее основными категориями: свободным рынком, частной собственностью, экономическим фундаментализмом, деловой картиной мира. Под деловой картиной мира мы понимаем такую концептуализацию действительности, в семантическом центре которой находится ядро «дело», а на периферии — такие концепты, как «успех», «карьера», «расчет», «рынок», «капитал», «проект», «эксперт», «деньги» и пр. (см. подробнее [3; 4]). Деловая картина мира репрезентируется в речевой деятельности на нескольких уровнях: 1) повседневная деловая коммуникация; 2) профессиональная бизнес-коммуникация; 3) массовая коммуникация (деловой массмедийный дискурс: деловая пресса, интернет-медиа, ТВ- и радиопрограммы деловой тематики). Область нашего исследования — дискурс деловой прессы.

Тематический репертуар деловой прессы представлен комплексом макротем, формирующим вокруг себя микротемы как их детализацию

и дифференциацию по ряду критериев: геополитическому, историческому, экономическому, идеологическому. Формирование поля референции осуществляется с помощью механизма идентификации менталитета, ценностей, поведенческого и коммуникативного стиля адресанта и адресата. Адресатом деловой прессы является обобщенный образ, или лингвотипаж (термин В.И. Карасика [1]) «делового человека».

«Под профессиональным сознанием делового человека понимается комплекс представлений о себе как о профессионале, отраженных на когнитивном уровне в виде системы отношений, установок, мнений, возникающих в процессе идентификации индивида по своей профессиональной принадлежности. Тексты деловой прессы являются одним из важнейших источников формирования профессионального сознания современного бизнесмена, что позволяет рассматривать когнитивный стиль делового человека в лингвокультурном аспекте» [2, с. 7].

В русском языке качества деловитость, практичность, хватка не всегда наделялись позитивными коннотациями. Так, в дореволюционной России литература запечатлела скорее критическое отношение к данному лингвотипажу (произведения И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова). Негативные коннотации сопровождали данный тип и в советскую эпоху. Лишь в постперестроечной России актуализируются положительные коннотации, а концептосфера «дело» активно расширяется, варьируется и постоянно детализируется.

В результате анализа тематики наиболее представительных субъектов деловой прессы 2010-х гг. («Ведомости», «Коммерсантъ», «Эксперт», «Деньги», «РБК daily») мы выявили следующие макро- и микротемы, формирующие референциальный слой семантики делового информационно-аналитического медиадискурса.

Понятие макротемы вводится нами для обозначения доминирующей предметной области деловой прессы: ее составляет тематический блок, реализующий концепты бизнес, капитал, деньги, финансы, рынок,

предпринимательство, проект, инновации, модернизация и пр. В свою очередь, семантика данного тематического блока дифференцируется геополитически (международный / федеральный / региональный уровни), исторически (советский, постсоветский, а также различные диахронические срезы лексико-семантических комплексов), идеологически (либеральный, коммунистический, неолиберальный, левый, правый, пропутинский, оппозиционный, официальный / неофициальный).

Данные уровни семантики определяют и референциально-предметную, и оценочную реализацию различных тем аналитических статей. Мы выявляем особенности оценки, исходя из интерпретации идеологий анализируемых СМИ (неолиберальная позиция «Коммерсанта», умеренно-либеральная, а в 2010-х — прогосударственная позиция «Эксперта» и пр.).

Выявляется также зависимость оценочной семантики дискурса от ее референциального содержания: чем ближе к периферии деловой тематики (ближний край периферии — политика, дальний — культура), тем существеннее ослабляется влияние «деловой» картины мира, т. е. категоризация мира в ценностях прагматизма, выгоды, преуспеяния, инновационности, успеха. Однако, как это видно на примере рубрик «Общество», «Культура» в «Коммерсанте», «Эксперте», полностью избежать наложения оценочной «сетки» деловой картины мира оказывается невозможным: идеологизация является одним из определяющих качеств массмедийной коммуникации. Поэтому освещение социальных, культурных, эстетических тем в деловых СМИ детерминировано их ценностной шкалой.

В каждом СМИ семантика ключевых тем варьируется, сохраняя приверженность общей — «деловой» — картине мира. При этом сама селекция сегментов референциального поля демонстрирует аксиологическую модель категоризации мира, выстраивает так или иначе собственную иерархию отношений между сферами социального бытия.

Так, газета «Ведомости» имеет рубрикацию, репрезентирующую аксиологически значимые темы: «Мнения», «Власть», «Компании»,

«Финансы», «Технологии», «Недвижимость», «Авто», «Карьера», «Стиль жизни». Установка на аналитику не только реализуется в построении дискурса, но и демонстрируется наличием рубрики «Мнения»: комментарии, субъективная оценка входят, таким образом, в концепцию издания. Макротема «власть» репрезентирует модель вертикали общества, показывая связь бизнеса и государственной, а также корпоративной власти. При этом обратим внимание, что каждая тема имеет геополитическую детализацию: в статьях анализируются ситуации в сфере финансов, технологий, власти, карьеры и т. д. на нескольких геополитических площадках: США, Еврозона, отдельные страны Европы (причем страны ранжируются исключительно по экономическому критерию — успешному / неуспешному положению в ситуации мирового финансового кризиса), Ближний Восток, Россия, Москва, российские регионы.

Макротема «компании» имеет наиболее специализированную аудиторию: аналитика положения компаний на мировом и российском рынке предусматривает общий фон предварительных знаний у читателя, а также специализированный интерес к данной теме. Так, статья о переменах в топ-менеджменте крупнейшей ритейлинговой компании России сообщает такие подробности, которые составляют интерес и предполагают осведомленность довольно узкой категории адресатов — тех, кто, как и персонажи материала, делают бизнес на столь же высоком или близком уровне капитализации:

«Президент «Евросети» Александр Малис может войти в наблюдательный совет X5 retail Group, управляющей сетями магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», — рассказал «Ведомостям» знакомый бизнесмена. «Его кандидатура сейчас рассматривается, но окончательного решения пока не принято», — подтвердил источник в Х5. Об этом слышал и крупный бизнесмен, сотрудничающий с Х5.

В наблюдательном совете (в Х5 это аналог совета директоров) может смениться 2-3 человека, рассказал источник в Х5. Об этом слышал и знакомый Малиса: «Сейчас выбирают из нескольких кандидатур. Будут масштабные перемены».

Х5 сейчас переживает не лучшие времена. «Х5 не удалось достичь первоначально запланированных показателей по выручке в 2012 г. — в основном из-за неэффективного реагирования на операционные проблемы», — признавала компания в годовом отчете. Х5 уступила лидерство на рынке основному конкуренту — «Магниту» по всем главным показателям: числу магазинов, торговой площади, рентабельности, выручке. Несмотря на сопоставимые масштабы бизнеса, «Магнит» инвесторы оценивают уже почти в 4раза дороже Х5» (Ведомости. 5.06.2013).

В статье, фрагмент которой представлен, актуализируются те референтные отсылки, которые составляют тематический репертуар всего издания (так реализуется механизм репрезентации концептуальных полей «дело», «бизнес»): рынок, рентабельность, выручка, бизнес, бизнесмен, ритейл, ритейлер, маркетинг и т. д. Характерно, что макротемы «карьера» и «стиль жизни» ориентированы исключительно на сферу бизнеса, крупного и среднего, т. е. на тот социокультурный слой аудитории, который представлен типовым читателем «Ведомостей». Соответственно, тематика и лексико-семантический инструментарий направлены на установление успешной коммуникации именно с данным сегментом аудитории. Таким образом, семантика и прагматика взаимосвязаны.

В газете «Коммерсантъ», чья коммуникативная стратегия отличается повышенной ироничностью и провокационностью (на фоне других деловых СМИ), тематический репертуар ориентирован на аналогичную коммуникативную группу. Рубрики формируются по следующим категориям: «Политика», «Экономика», «Бизнес», «В мире», «Происшествия», «Общество», «Культура», «Спорт», «Отраслевые темы» (автомобили, банки и инвестиционные фоны, недвижимость, связь и телекоммуникации). Очевидно, что тематический репертуар данного СМИ несколько шире, чем в «Ведомостях», кроме того, он более подробно дифференцирован. На первый взгляд, ряд тем выбивается из деловой семантики: «в мире», «происшествия», «общество», «культура», «спорт».

Однако анализ статей позволяет сделать вывод о том, что микротемы, интерпретируемые в текстах, соответствуют концептуальным установкам делового менталитета: социальные вопросы исследуются с точки зрения функционирования экономики, бизнеса, политические — как гарант успешной работы бизнес-структур, культурные — в качестве экспериментальной площадки реализации деловых проектов и стимулирования делового гражданского сознания, воспитания деловой картины мира.

Аналогичные особенности денотативной семантики можно проследить и в других деловых изданиях, где каждый материал подвержен «деформирующему» влиянию деловой картины мира. Так, в рубрике «Культура» искусство и социокультурные практики анализируется в терминах экономики и социологии, социальной философии, а рынок, в свою очередь, все более и более апроприирует художественные стратегии.

Список литературы:

1. Карасик В.И. Языковые ключи. — М.: Гнозис, 2009.

2. Погодаева Е.А. Репрезентация когнитивного стиля современного делового человека в текстах деловой прессы: дис. ... канд. филол. наук. —Барнаул, 2009.

3. Ширяева О.В. Репрезентация концепта «деньги» в русском деловом информационно-аналитическом медиадискурсе (2010-е гг.) // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2012. — № 2. — С. 67—70.

4. Ширяева О.В. Формирование деловой картины мира в российской деловой прессе 1990-2000-х гг. // Известия Высших учебных заведений СевероКавказских регионов. — 2013. — № 1. — С. 89—93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.