Научная статья на тему 'Формирование деловой картины мира в Российской деловой прессе 1990 – 2000-х годов'

Формирование деловой картины мира в Российской деловой прессе 1990 – 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАДИСКУРС / ДЕЛОВАЯ КАРТИНА МИРА / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / MEDIA TEXT / MEDIA DISCOURSE / BUSINESS WORLD IMAGE / BUSINESS PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ширяева Оксана Витальевна

Исследуется деловая картина мира как продукт медиадеятельности и сегмент национальной картины мира современной России. В качестве материала используются тексты деловых газет и журналов 1990 – 2000-х гг. Показаны главные признаки изменения медиакартины мира, сформированной капиталистическим обществом рубежа XX – XXI вв. Констатируется, что основные параметры изменений коснулись экономических, политических, коммуникативных, форматно-жанровых, технологических характеристик деловой прессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Business Picture of the World in the Russian Business Press of 1990 – 20001

The article deals with the business world image as the product of media activity and the segment of national world image of modern Russia. The texts of business newspapers and magazines of 1990 – 2000 as the material are used. The author shows the main signs of change of a media world image created by capitalist society on the boundary of the XX – XXI centuries. The author summarizes that the key parameters of changes affected economic, political, communicative, format and genre, technical characteristics of the business press.

Текст научной работы на тему «Формирование деловой картины мира в Российской деловой прессе 1990 – 2000-х годов»

УДК 81'1

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В РОССИЙСКОЙ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЕ 1990 - 2000-х годов

© 2013 г. О.В. Ширяева

Ширяева Оксана Витальевна -кандидат филологических наук, доцент,

кафедра документоведения и языковой коммуникации, Донской государственный технический уни пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000. E-mail: oksana. shirayeva@gmail.com.

Shiryayeva Oksana Vitalyevna -Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Documentation and Language Communication, Don State Technical University, Gagarin Sq., 1, Rostov-on-Don, 344000. E-mail: oksana. shirayeva@gmail.com.

Исследуется деловая картина мира как продукт медиадеятельности и сегмент национальной картины мира современной России. В качестве материала используются тексты деловых газет и журналов 1990 - 2000-х гг. Показаны главные признаки изменения медиакартины мира, сформированной капиталистическим обществом рубежа XX - XXI вв. Констатируется, что основные параметры изменений коснулись экономических, политических, коммуникативных, форматно-жанровых, технологических характеристик деловой прессы.

Ключевые слова: медиатекст, медиадискурс, деловая картина мира, деловая пресса.

The article deals with the business world image as the product of media activity and the segment of national world image of modern Russia. The texts of business newspapers and magazines of 1990 -2000 as the material are used. The author shows the main signs of change of a media world image created by capitalist society on the boundary of the XX - XXI centuries. The author summarizes that the key parameters of changes affected economic, political, communicative, format and genre, technical characteristics of the business press.

Keywords: media text, media discourse, business world image, business press.

^циальный факт, чтобы стать журналистским (медиасобытием), должен пройти многоступенчатый процесс по преобразованию, даже если речь идет всего лишь о новостном сообщении [1]. Всякий журналистский текст является итогом рефлексии и интер-

претации, начиная с отбора событий для информирования аудитории и заканчивая композиционно-стилистическими особенностями оформления текста. Таким образом, связь лингвистического и экстралингвистического факторов при создании и рецепции медиа-

текстов оказывается решающей, а конфигурации их взаимодействия определяются национальной медиакультурой, исторической ситуацией, которые вместе формируют лин-гвокультурную ситуацию.

Рассмотрим, в какой лингвокультурной ситуации формировалась российская деловая пресса рубежа 1990 - 2000-х гг. и как она повлияла на формирование деловой картины мира - особой ценностной модели категоризации действительности. Данный аспект истории становления журналистики коррелирует с формированием деловой картины мира как сегмента национальной и, более специализированно, медиатизированной картины мира.

Картина мира - это целостное образование, непрерывно развивающееся и функционирующее, являющееся своеобразной призмой, сквозь которую преломляется мир. Человек как субъект познания выступает носителем определенной системы знаний и представлений о действительности, при всей индивидуальности картины мира и ее содержания, люди понимают друг друга. Данный факт объясняется социализацией картины мира, осуществляемой при помощи языка. С точки зрения Е.С. Куб-ряковой, наиболее адекватному пониманию способствует ее определение как исходного глобального образа мира, лежащего в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека» [2, с. 29].

Понятие «картина мира» отражает идею некоторого целостного образа познаваемой действительности и полностью связано с актом познания. Она, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче представления о нем, сложившемся на определенном этапе общественно-исторической практики.

Лингвистика на современном этапе устанавливает связь картины мира с языком, изучая способы фиксации мыслительного содержания средствами языка. Б. Уорф разграничивает понятие картины мира и языковой картины мира, утверждая, что «представление о том, что человек ориентируется во внешнем мире, по существу, без помощи языка и что язык является всего лишь случайным средством решения специфических задач мышления

и коммуникации, - это всего лишь иллюзия. В действительности "реальный мир" в значительной мере неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы» [3, с. 160].

В современной лингвистике есть тенденция выделять новый подтип картины мира - «информационная картина мира». Это связано с возросшей ролью инфокоммуникационных систем, в которых СМИ выполняют одну из значимых ролей. Каковы основания для вычленения такой разновидности модели действительности?

Журналистика - один из важных источников информации для индивида, социальных сообществ и общества в целом. Ее роль в формировании общественного мнения на рубеже XX - XXI вв. стала особенно значимой ввиду завершения формирования информационного общества.

Для данного этапа исторического развития характерно превращение информации в наиболее ценный ресурс социального и экономического развития, утрата прочими, ранее ценными ресурсами - природными, техническими, энергетическими - своей первостепенной важности. Ввиду действия другого важного фактора в развитии мирового сообщества -экономизации, называемой некоторыми критиками (Дж. Стиглиц) «экономическим фундаментализмом» [4, с. 5], за последние полвека сформировался новый сектор (медиаэко-номика) - один из наиболее перспективных [5]. Доступ к информации становится решающим для конкурентоспособности и отдельного индивида, и субъектов экономики. На основе этого нового экономического фактора образовался даже феномен «цифрового неравенства», т.е. ограниченного доступа к электронным средствам глобальной сети.

Историческое сопоставление социалистической и капиталистической моделей общества, реализованных в России, позволяет увидеть существенные различия между моделями СМИ, выполняющими идеологически неравнозначные типы социального заказа. Структуры СМИ двух указанных систем отличаются по ряду показателей:

1) экономически (государственный/частный или частно-государственный типы собственности);

2) политически (однопартийная тоталитарная/многопартийная демократическая система);

3) коммуникативно, т.е. с точки зрения доминирующей модели воздействия на аудиторию (пропаганда/манипуляция);

4) в форматно-жанровом аспекте:

- развитие после падения социализма деловой, развлекательной, «желтой» прессы;

- переориентация жанровой палитры, выдвижение новых или трансформация прежних моделей жанров - колонка-эссе, аналитическая статья на экономическую тему, рецензия и анонс рекламного типа;

- конвергенция форматов: феномен так называемой «гражданской журналистики» (бло-госфера); конвергенция информационных и развлекательных форматов - глянцевая журналистика);

5) технологически: активное развитие рынка стимулировало разработки и внедрение инфокоммуникационных технологий (интернет-журналистика, онлайн-версии всех видов СМИ - радио, телевидения, прессы).

Деловая пресса стала новым феноменом в отечественной журналистике, сопоставимым отчасти с дореволюционным периодом (издания XIX в. - «Купец», «Коммерческая газета», «Мануфактурные и горнозаводские ведомости», «Земледельческая газета», «Биржевые ведомости») [6, 7]. На рубеже 1990 - 2000-х гг. она вовлекается в круг исследований по истории и теории журналистики [8 - 12].

Она, с одной стороны, отразила активный процесс формирования новых общественных явлений, а с другой - включилась в него. В ее задачи вошли легитимация частной собственности, устранение тотального централизованного контроля над экономикой, формирование идеологии экономического, рыночного фундаментализма (термин экономиста Дж. Стиглица, освоенный современной социологией и теорией журналистики) [4, 13].

Деятельно участвовала деловая пресса и в формировании новых социальных типажей личности (предпринимателя, интеллектуала -представителя креативного класса, бизнесмена-монополиста, олигарха), а также выработки новой жизненной философии, - философии успешности.

В указанный период складывается и новое для постсоциалистического российского пространства явление - медиаэкономика как сектор рынка. Появляется возможность сопоставления развития отечественной и западной ме-диаэкономик (одной из первых авторов иссле-

довала эту тематику Е.Л. Вартанова [14]). Новую ситуацию характеризуют и такое понятие, как «информационный менеджмент массовых коммуникаций» [12]. Б.Н. Головко трактует его как подсистему принятия решений, направленную на управление процессами создания, разработки и распределения информации. «Одной из главных функций информационного менеджмента является разработка такой организационной структуры, которая позволяла бы своевременно предоставлять объективную информацию в нужное место, в нужное время и в удобной форме для принятия эффективного решения. Внедрение информационного менеджмента диктуется техническим развитием и интеграцией всех данных, определяющих эффективность» [12, с. 4].

Если еще в конце 1990-х гг. говорили об отсутствии рынка деловой прессы, то на данном этапе он сформировался, и определились основные отечественные игроки (например, медиахолдинг «Эксперт», издательский дом «Коммерсант»). Вовлеченность постсоциалистической прессы в экономический процесс означает подверженность и позитивным его следствиям (плюрализм мнений, многофор-матность, технологическое совершенство), и негативным. Особенно явно издержки капиталистического типа экономики сказываются на региональной прессе, лишенной федеральной поддержки, зависящей от регионального рекламодателя.

Так, анализируя ситуацию на рынке региональной нижегородской прессы, М.А. Тол-стунова приводит список проблем ее развития, болевых точек: «финансовая несамостоятельность, борьба за рекламодателя, которая негативно сказывается на содержательной политике издания (обилие «имиджевых» материалов, «заказные» публикации, «бонусы» рекламодателям в виде экспертных интервью и комментариев); недостаток квалифицированных кадров; кризис распространения; «закрытость», пассивность делового сообщества; сложные отношения с ньюсмейкерами, с PR-службами, проблемы с поиском информации; не всегда приемлемое качество полиграфии. Финансовый кризис, начало которого относится к 2008 г., усугубил ряд экономических проблем деловой прессы, вынудив редакции пойти на снижение тиража, уменьшение объёма номера, выпуск сдвоенных номеров или перевод издания на более редкую перио-

дичность, экономию гонорарного и премиального фонда, сокращение штата» [15, с. 7].

Деловая - это качественная пресса, и она занимает срединное положение между официальной («Российская газета») и массовой (глянцевая и «желтая»). Следует обратить внимание, что в ее рамках как тематической разновидности аналитической журналистики сформировалась универсальная и специализированная деловая пресса [15].

Сошлемся на уже упоминавшееся исследование М.А. Толстуновой [15], в нем, обобщая итоги становления деловой прессы, автор выделяет два ее вида: «универсальную, адресованную достаточно широкой аудитории, и специализированную», последняя освещает проблемы отдельного сегмента экономики, ориентируется на профессионалов той или иной отрасли [15].

В советской культуре, ориентированной на генерацию и воспроизводство ценностей коллективизма, журналистика общалась с читателем по риторическому принципу «отсылки к авторитету» - партии, генерального секретаря, мифического «народа», «прогрессивного человечества» и других безличных, но идеологически не оспариваемых инстанций. Новая деловая журналистика создает убедительные социальные мифы, основанные на принципе противопоставления социалистическим ценностям, - это мифы о свободной конкуренции, демократии как политической системе равных возможностей, личностно ориентированной культуре и проч.

Деловая пресса, пожалуй, более всего подпадает под модель СМИ как четвертой власти: в отличие от инструментальной (идеологически зависимой) функции в социалистической общественной системе, деловые СМИ реализуют концепцию открытого общества. Как пишет М.В. Шкондин, основными критериями такого типа общества являются: 1) господство критического мышления; 2) установка на диалог и право; 3) открытость своему будущему [16].

Деловые издания (журналы «Эксперт», «Деньги», «Власть», «Секрет фирмы», (журнал о личных финансах)»), газеты «Ведомости», «Коммерсантъ» и другие выступают трансляторами новой идеологии. Аудитория данного типа изданий формировалась из участников и лидеров новых, рыночных процессов экономики, а результатом многолетней

либеральной позиции стало формирование активной гражданской общности, аналогичной западному среднему классу. В отличие от радикально ориентированной прессы, в жанровом плане продвигающей авторскую эссеи-стику («Независимая газета»), деловые СМИ опирались и опираются в основном на модели объективного информирования экспертного типа и профессиональной аналитики.

Идеологическим и мировоззренческим продуктом деловой журналистики на рубеже 1990 - 2000-х гг. становится деловая картина мира - продукт капиталистической идеологии. Данное понятие можно считать достаточно новым термином в отечественных ме-диаисследованиях: в существующих диссертационных и монографических работах чаще представлены экономическая терминосистема (И.А. Пушкарева [17]), отображающая функционирование специализированной лексики в профессиональном контексте; экономический (медиа)дискурс (с сосредоточением на лин-гвопрагматике экономической коммуникации в академической или медиасреде: А.В. Степанова [18], К.В. Томашевская [19]), значительно реже - экономическая картина мира (К.В. Томашевская). Однако понятие деловой картины мира появляется в некоторых работах, посвященных профессиональной или, более широко, деловой коммуникации.

Понятие «экономическая картина мира» обладает ограниченной областью функционирования, так как связано с профессиональной (экономической) деятельностью. «Деловая картина мира» как понятие охватывает гораздо более обширную предметную область, поскольку, с одной стороны, отображает аксиологически маркированную обыденную картину мира (т.е. включена как концептуальный фильтр в моделирование повседневности); с другой - в качестве необходимых компонентов включает и экономическую, и политическую, и научную картины мира, которые выступают ориентирующими ценностными векторами деятельности (деловой жизни) языковой личности.

Деловая картина мира как система ценностей формируется в российского социуме не сразу по разрушении социалистической модели. Можно заключить, основываясь на истории СМИ постсоциалистического периода (всплеск разоблачительной публицистики, расцвет желтой прессы, постепенное становление аналитической журналистики нового

поколения), что деловая картина мира формируется к концу лихих девяностых, на протяжении которых бизнес ассоциировался по большей части с криминогенными явлениями, циничной поведенческой моделью, необходимостью налаживать дело в условиях едва складывающейся юридической базы и экономической системы капитализма.

Время деловой картины мира приходит в период относительной стабилизации, когда становятся востребованными процедуры диагностирования, прогнозирования экономических и политических явлений, стратегического планирования, наступает время долгосрочных инвестиций, «длинных денег». Ее ключевые смысловые признаки - прагматизм, установка на получение выгоды, рациональное восприятие времени, оптимизм, экспансия, управление саморазвитием, конструктивность, коммуникабельность.

Капиталистическая идеология предполагает внедрение буржуазных ценностей не только в сферу публичной коммуникации (политическая, бизнес-коммуникация), но и в область межличностной и гуманитарной коммуникации. Это отображается на изменении коннотаций и контекста интерпретации, например, семейных отношений или культурных ценностей (переориентация на идеалы конкуренции, лидерства, финансовой прибыльности и пр.). Так, можно проследить, как в деловой прессе указанного периода все чаще события культуры и явления искусства трактуются исключительно в ценностной шкале капиталистической идеологии, подпадая под критерии коммерческой успешности, инвестиционной привлекательности, популярности.

Слова «рынок» и «бизнес» доминируют в деловой картине мира, репрезентируя капиталистический порядок. Так, в журнале «Эксперт» это наиболее частотные слова, которые отличаются высокой лексической сочетаемостью (ср.: рынок ценных бумаг, свободный, потребительский, финансовый рынки, арт-рынок, оптовый рынок, рост рынков, развитие и стагнация рынка, субъект рынка, рыночные отношения и т.д.; растущий и частный бизнес, риски и проблемы бизнеса, страховой, русский, малый, крупный бизнес, монополист рынка, купить часть бизнеса, поднять бизнес и т.д.).

Можно отметить и стилистическое явление антропоморфизации понятий «рынок» и «биз-

нес» в дискурсе деловой прессы (ср.: бизнес поднимается, бизнес замер, рынки волнуются, бизнес без страха и упрека, рынок замер, рынок воспринял это известие с облегчением и т.п.). Для деловой картины мира характерно, кроме того, наделение положительной оценкой личности, вовлеченной в бизнес и рынок (ср.: у него свой бизнес, он создал свой бизнес, перспективный бизнес). Напротив, неспособность вести, поднять, удержать бизнес (рынок) оценивается негативно.

В целом деловая пресса рубежа 1990 -2000-х гг. отображает новое жизнеощущение существенной части россиян в постсоциалистический период - это изменение установки с пассивного потребления неизменного и ограниченного набора государственных льгот и благ на активное построение собственного проекта, способного к развитию, но и подверженного рискам.

Литература

1. Черкасова М.Н. Медиасобытие и медиаоб-раз с точки зрения медиалингвистики и медиа -критики // Науч. вед. Белгородского гос. ун-та. Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. 2010. № 18 (89). Вып. 7. С. 250 - 257.

2. КубряковаЕ.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения: роль языка в познании мира. М., 2004.

3. Уорф Б.Л.Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. М., 2003. С. 157 - 201.

4. См.: Нуруллина Г.М. Этическая трансформация массмедийной политики: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009.

5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в информационном обществе // Информационное общество. 2005. № 1. С. 23 - 34.

6. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал (конец XIX в. - 1914 г.). М., 1984.

7. Еременко А.В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2006.

8. Маркина Ю.В. Газета «New York Times»: эволюция типа издания: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2004.

9. Смирнова И.С. Становление и развитие финансово-экономической прессы Великобритании: на примере «Financial times»: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 1999.

10. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США: на примере «Форчуна», «Форбса», «Бизнес уика», «Эксперта», «Денег», «Смарт Мани»: автореф. дис. ... канд. фил. наук. М., 2007.

11. Озерова Е.Г. Деловая пресса и истеблишмент США: стратегии взаимодействия и контроля: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2008.

12. Головко Б.Н. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации. СПб., 2005.

13. См.: Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

14. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

15. Толстунова М.А. Нижегородская деловая пресса на современном этапе: автореф. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2009.

Поступила в редакцию

16. Шкондин М.В. Системные характеристики СМИ // Средства массовой информации России. М., 2008. С. 180 - 200.

17. Пушкарева И.А. Экономическая терминоси-стема как метаязык описания мир-системы: на примере английского и русского языков: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2006.

18. Степанова А.В. Ориентация на потребление как элемент ценностной структуры личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

19. Томашевская К.В. Концептосфера экономики в разножанровых текстах // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики». 2006. № 1 (17). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=999 (дата обращения: 10.01.2013).

17 января 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.