УДК 004.738.52
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
О.В. Логиновский, В.Н. Любицын
INFORMATION AND ANALYTICAL CENTERS AS THE WAY OF INTELLECTUAL RESOURCES DEVELOPMENT IN THE MODERN SOCIETY
O.V. Loginovskij, V.N. Lyubitsyn
Проводится идентификация аналитического центра применительно к бизнес-аналитике, органам государственной власти и местного самоуправления и неправительственным организациям. Особый акцент делается на актуальность создания аналитических центров при крупных вузах России, обладающих солидным научноэкспертным потенциалом. Представлены сведения о функциональном назначении Информационно-аналитического центра Южно-Уральского государственного университета и идеологии его портала в сети Интернет.
Ключевые слова: бизнес-аналитика, ситуационный центр, неправительственный аналитический центр, информационно-аналитический центр Южно-Уральского государственного университета.
For business intelligence purposes, an analytical center, public authorities, local governments and nongovernmental organizations have been identified. Particular emphasis is put on the importance of analytical centers’ creation at large Russian universities with a solid scientific and expert potential. The article provides information about the functional purpose and ideology of Information and Analytical Center of South Ural State University and the ideology of the Center’s Internet portal.
Keywords: business intelligence, situation room, non-governmental analytical center, information and analytical center of South Ural State University.
Введение
Успех и долгосрочная устойчивость организаций - как государственных, так и коммерческих - в условиях постиндустриальной экономики и глобализации в значительной мере определяется их способностью адекватно реагировать на изменение ситуации, проводя постоянный анализ информации о собственном состоянии и окружающем мире. Более того, становится очевидным, что сегодня ни высокий экономический, ни человеческий, ни технический, ни военный, ни культурный, ни другие потенциалы не гарантируют безуслов-
ную жизнеспособность и стабильное развитие государства. Только эффективное использование организационного потенциала и развитых информационно-аналитических технологий и ресурсов, способных интегрировать все другие ресурсы государства, позволяет успешно решать стоящие перед ним проблемы.
Характерной особенностью современного общества является создание и развитие аналитических центров самого различного назначения практически во всех сферах человеческой деятельности во всем мире. Активно развивается бизнес-
Логиновский Олег Витальевич - д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах, Южно-Уральский государственный университет;
Любицын Владимир Николаевич - канд. техн. наук, доцент кафедры информационно-аналитического обеспечения управления в социальных и экономических системах, Южно-Уральский государственный университет; [email protected]
Loginovskij Oleg Vitalevich - Doctor of Science (Engineering), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of Information and Analytical Support in Social and Economic Systems Management Department, South Ural State University; [email protected] Lyubitsyn Vladimir Nickolaevich - Candidate of Science (Engineering), Associate Professor of Information and Analytical Support in Social and Economic Systems Management Department, South Ural State University; [email protected]
аналитика, теоретические основы которой были заложены в 70-е годы прошлого столетия, в частности, в широко известной монографии английского ученого С. Бира «Мозг фирмы» [1]. Вместе с тем у термина «бизнес-аналитика» до настоящего времени нет единого определения, поскольку слишком большой спектр технологий он включает в себя. Можно считать наиболее удачным и емким определение авторитетной консалтинговой фирмы IDC: «бизнес-аналитика - это инструменты и приложения для поиска, анализа, моделирования и доставки информации, необходимой для принятия решений».
Создание внутри или вне государственных и коммерческих организаций аналитических центров или служб, оснащенных мощными компьютерами и передовыми информационноаналитическими технологиями, в полной мере отвечает тезису Билла Гейтса из его книги «Бизнес со скоростью мысли» [2]: «Успеха в ближайшем десятилетии добьются только те компании, которые сумеют реорганизовать свою работу с помощью электронного инструментария... Самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов - это хорошо организовать работу с информацией».
Проблемам создания в различных организациях подобных центров и служб и используемым в них концепциям и технологиям посвящено множество работ как отечественных, так и (в значительно большей степени) зарубежных специалистов. Достаточно упомянуть одну из последних [3], которая была издана в 2009 году под названием «Бизнес-аналитика: от данных к знаниям» (авторы - Н.Б. Паклин, В.И. Орешков). Указанная монография дает довольно полное представление о наиболее популярной части технологий анализа данных, в том числе о концепции «хранилище данных», OLAP-средствах, технологиях Knowledge Discovery Databases и Data Mining. Кроме того, она включает (во второй своей части) конкретные примеры использования отечественной аналитической платформы Deductor в различных областях бизнеса.
Перечисленные концепции и технологии, а также ряд других, например, концепция «Витрины данных», применяются не только в уже ставших традиционными аналитических службах коммерческих структур, но и в так называемых ситуационных центрах органов власти при реализации задач как оперативного, так и стратегического характера. Сведения о ситуационных центрах, включая их классификацию и описание функционала одного из них, приведены в четвертом томе «Управление социально-экономическим развитием государства», входящем в пятитомное издание под общим названием «Управление: теория и практика» (авторы О.В. Логиновский, А.А. Максимов, В.В. Елагин) [4]. Данной тематике в последнее время также посвящается значительное число пуб-
ликаций в основном теоретической направленности, поскольку сведения о функциональных возможностях, составе информационных ресурсов и имитационных моделях многих ситуационных центров, в первую очередь руководства государств, являются закрытыми.
Однако в современном, все более усложняющемся мире весьма динамично растет потребность в аналитических центрах особого типа, способных осуществлять оперативное и стратегическое исследование острых политических, экономических и социальных проблем, а также общественных потребностей и запросов [5-8]. На основе изучения мирового опыта в разрешении обозначенных проблем, генерации новых идей и подходов такие аналитические центры производят интеллектуальный продукт, который оказывает влияние на формирование общественного мнения, включая бизнес и государственных деятелей, принимающих значимые для общества управленческие решения. Подобные аналитические центры могут быть встроены или подчинены властным структурам федерального, регионального или муниципального уровня. Наряду с этим сегодня существует насущная потребность в неправительственных аналитических центрах. Эти центры, имеющие кредит гражданского доверия, могут служить своеобразным «интеллектуальным мостом» над пропастью между властью и обществом. Аналитические центры - не только посредники между интеллектуальной средой и госаппаратом, но и инструмент гражданского контроля, инициатор публичного обсуждения острейших внутренних и внешних проблем, стоящих перед страной. Неправительственные аналитические центры выступают генераторами новых идей для власти, предлагая аналитическую продукцию, инновационные решения, механизмы их реализации, при этом используя для их разработок внебюджетные средства, т. е. государство имеет возможность привлечь дополнительный интеллектуальный ресурс без затрат. При участии представителей подобных аналитических центров разрабатываются важнейшие стратегические документы. Представители аналитических центров участвуют в группах по разработке важных государственных решений и документов или входят в общественные экспертные советы при органах власти. Логично, что роль неправительственных аналитических центров возрастает именно сейчас, в период глубинных внутренних трансформаций, когда власть, испытывающая дефицит новых идей и решений, объективно нуждается в интеллектуальной подпитке.
Использование всесторонне накопленного опыта аналитических центров чрезвычайно актуально для нашей страны при разработке стратегий управления, концепций и программ, социальноэкономической политики, организации политического и экономического консалтинга. Ведь для успешного функционирования любой управленче-
Информационно-аналитические центры как инструмент развития интеллектуального ресурса современного общества
ской структуры ее руководству необходимо долгосрочное планирование своей деятельности и определение своей стратегии. Работа экспертов в области стратегического консалтинга позволяет увидеть новые направления развития, определить принципиальные цели и необходимые для их выполнения ресурсы.
В этой связи представляется актуальным создание аналитических центров при некоторых наиболее крупных российских университетах, включая Уральский регион, обладающих солидным экспертно-научным потенциалом. Деятельность этого центра (или центров) в нашем промышленно развитом регионе в значительной степени должна быть связана с созданием инновационной экономики на основе экспертизы проектов, концепций и программ данной тематики и подготовке соответствующих рекомендаций и предложений в адрес руководства университетов, государственных и муниципальных органов власти, организаций любой формы собственности. Центр, привлекая к экспертно-аналитической деятельности наиболее компетентных сотрудников университета по профилю рассматриваемых проблем, должен формировать объективное мнение, включающее системное рассмотрение всего комплекса вопросов по анализируемой тематике и выбор обоснованных альтернатив по их решению. При необходимости под руководством или при участии центра может быть подготовлено и проведено совещание, семинар и т. п. по всестороннему рассмотрению конкретных проблем и предлагаемых методов и форм их решения. Подобные мероприятия должны проводиться с использованием современных информационно-аналитических технологий и (в обоснованных случаях) при участии наиболее авторитетных по данной и смежной с ней проблематике российских и зарубежных специалистов.
Именно поэтому обоснованно и своевременно создание Информационно-аналитического центра Южно-Уральского государственного университета (далее - Центр), целью деятельности которого является поддержка развития инновационной экономики Уральского и других регионов Российской Федерации на основе осуществления аналитической, консалтинговой и обучающей деятельности.
В соответствии с установленной целью Центр должен осуществлять решение целого комплекса задач:
• по проведению экспертиз концепций, программ и проектов инновационной тематики с подготовкой соответствующих рекомендаций, предложений и заключений в адрес руководства университета, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций любой формы собственности;
• по повышению компетенции сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, организаций любой формы соб-
ственности в сфере управленческой деятельности и использования информационных технологий;
• по подготовке предложений в части формирования и реализации мер по развитию информационного общества в Челябинской области и интеграции его в мировое информационное пространство.
Для реализации указанных задач основными функциями Центра являются:
• проведение социально-экономических наблюдений и социологических обследований в различных сферах жизнедеятельности Челябинской области и других регионов России;
• оказание консалтинговых услуг организациям и предприятиям Уральского и других регионов Российской Федерации в сфере совершенствования управления и развития информационных технологий и систем;
• проведение аналитических работ по заказам крупных информационно- аналитических центров Российской Федерации;
• проведение краткосрочных обучающих курсов для руководителей среднего и низшего управленческих звеньев и специалистов организаций по тематике, связанной с совершенствованием их профильной управленческой деятельности, а также использование информационных технологий в аналитической обработке данных и производственной сфере;
• консультирование топ-менеджеров про-
мышленных предприятий и организаций по вопросам концептуального характера их организационно-управленческой, производственно-экономи-
ческой, общественно-партийной, научной и иной деятельности;
• участие в работах по формированию и развитию информационного общества в Челябинской области и других регионах Российской Федерации;
• осуществление экспертных работ по заказу промышленных предприятий и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, высших и средних учебных заведений и т. д. по вопросам развития информационных технологий, совершенствования систем управления и технической политики в рамках компетенции профильных кафедр университета;
• подготовка и проведение научных конференций, совещаний и семинаров по вопросам управленческого, информационно-компьютерного и промышленно-технологического характера.
Основным информационным каналом взаимодействия Центра со всеми заинтересованными организациями и физическими лицами должен стать создаваемый в настоящее время портал Центра. Идеология портала такова, что он будет отражать возможности и результаты деятельности Центра по каждой из перечисленных функций, а также условия, на которых им оказываются услуги
этим организациям и физическим лицам. При этом приоритетное направление аналитических работ Центра будет связано с базовыми отраслями Уральского региона, в первую очередь с металлургией и машиностроением. Портал будет содержать достаточно обширный перечень полезных ссылок на web-ресурсы других отечественных и зарубежных аналитических центров, организаций-производителей средств аналитической обработки данных и организаций, создающих информационно-аналитические системы на основе этих средств, с тем, чтобы он мог считаться единой точкой входа в web-пространство с целью поиска соответствующей информации. На портале также будет представлен перечень мероприятий, планируемых для проведения Центром, который будет формироваться с учетом результатов взаимодействия в интерактивном режиме Центра и потенциальных потребителей его услуг.
Заключение
Увеличение числа аналитических центров и усиление их роли в современных процессах глобализации обусловлены нынешней информационной эпохой и формированием информационного общества. Основной результат деятельности аналитического центра - создание алгоритма практического решения конкретной проблемы. Интеллектуальный продукт аналитического центра - это идеи и решения, представленные в виде нового варианта политического курса, оценки, теории, предложения, предупреждения, долгосрочного плана или прогноза, описания методики, статистических выкладок, анализа и т. д. В любом случае востребованность
подобных центров становится показателем того, насколько власть и общественность тойили иной страны соответствуют смысловому содержанию информационного общества, под которым, согласно классическим формулировкам, понимают меру обобщенных знаний данного общества.
Литература
1. Бир, С. Мозг фирмы / С. Бир. - М.: Едито-риал УРСС, 2005. - 413 с.
2. Гейтс, Б. Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс. - М.: Эксмо, 2007. - 477 с.
3. Паклин, Н.Б. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям / Н.Б. Паклин, В.И. Орешков. - СПб.: Питер, 2009. - 701 с.
4. Логиновский, О.В. Управление социальноэкономическим развитием государства / О.В. Логиновский, В.В. Елагин. - М.: Машиностроение-1, 2006. - 544 с. - (Управление: теория и практика: в 5 т. / под ред. О.В. Логиновского; т. 4).
5. Филиппов, В.А. Аналитические центры -стратегический интеллектуальный ресурс / В. А. Филиппов. - М.: ЛЕНАНД, 2007. - 104 с.
6. Абрамов, В. Интеллектуальные ресурсы.
Как ими управлять? / В. Абрамов. -
http://www.otiss.boom.ru/txts/05_01/SK05_01_35.htm
7. Афанасьев, Г. Межрегиональные мозговые тресты как инструмент стратегического планирования / Г. Афанасьев. - http://stra.teg.ru/library/ institutes/thinktanks/soob09-2002/pract8
8. Сунгуров, А. Фабрики мысли: первое приближение к анализу зарубежного опыта / А. Сунгуров. - http://www.strategy-spb.ru/portal/files/ ThinkTanks-200
Поступила в редакцию 25 апреля 2012 г