Радковская Е.В.
к.э.н., доцент Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург
rev_urgeu@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: региональное развитие, устойчивое развитие, социально-экономическая система, дисфункция, дисфункциональность территории, методика корректировки дисфункциональности
Keywords: regional development, sustainable development, socio-economic system, dysfunction, dysfunctional of territory, methodology of correction dysfunctionality.
Важнейшей целью изучения и непрерывного мониторинга социально-экономического положения территорий региона является разработка и уточнение стратегий развития, направленных на эффективное функционирование экономики региона и ее развитие в постоянно изменяющихся условиях. Изменение внешних условий, которые формируют тенденции не только региональной, но и мировой экономики, неизбежно приводит к изменению внутрирегиональных условий и, следовательно, должно отражаться в трансформации тактических целей, а возможно, и стратегических направлений региональной экономической политики. Так, если для обеспечения перехода к стабильным рыночным отношениям была разработана долговременная программа экономической модернизации, то наложение нового сильнодействующего фактора, такого как мировой экономический кризис или, к примеру, введение экономических межгосударственных санкций, требует если не полной переработки программы, то, по крайней мере, ее серьезной корректировки. Даже воздействие менее значительных по масштабам факторов может существенно влиять на текущее состояние и тенденции развития регионов, при этом тем больше, чем теснее данный фактор связан с конкретным регионом. Поэтому перманентное отслеживание происходящих изменений, анализ трансформации экономических параметров должны стать неотъемлемой частью региональной политики, при этом выполнять роль не абстрактной отчетно-исследовательской задачи, а быть реальным стимулом к оперативному реагированию на возникающие ситуации.
Одной из задач, в решении которых такой анализ может быть использован, является решение важнейшей задачи государственной региональной политики - сглаживания чрезмерной дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития. В некоторой степени существенная дифференциация уровней развития различных территорий страны, в частности, субъектов РФ, обусловливается объективной разницей природно-климатических, историко-географических, экономических, национальных и иных условий. Однако усугубление различий в большой мере определяется трудностями реализации сбалансированной региональной политики в условиях перехода к рыночным отношениям как в масштабе страны, так и на уровне субъектов Федерации.
К сожалению, с течением времени эта проблема не теряет своей остроты. Разница в значениях показателей, характеризующих различные аспекты уровня социально-экономического развития и качества жизни населения разных регионов, достигает иногда критических значений. К примеру, разница в значениях величины ВРП на душу населения по данным Федеральной службы государственной статистики1 составляла за период с 1998 по 2012 гг. от 16,8 (2012 г.) до 38,6 раз (2005 г.), без отдельного учета территорий Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (рис. 1).
Несмотря на некоторое сокращение разрыва в последние годы, величины разницы свидетельствует о серьезности проблемы, которая, по мнению многих авторов, не только препятствует адаптации отстающих регионов к новым условиям глобализационных процессов, но и провоцирует социальные и межнациональные конфликты2.
1 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/
См. подробнее Морошкина М.В. Исследование различий развития российских регионов на основе динамики и уровня валового регионального продукта // МБ: Экономика, тренды и управление. 2013. - № 1. - С. 64-90. Б01: 10.7256/2306-4595.2013. 1.822. - http://e-notabene.ru/etc/article_822.html; Федотов Л.Н. Модернизация регионов: основные подходы // Политика и общество. 2012. - № 11. - С. 62-68; Шильцин Е.А. Вопросы оценки региональной асимметрии (на примере России). - http://do.gendocs.ru/docs/ index-169523.html; Литягин Н.Н. Значение инвестиций как фактора социально-экономического развития // ЬЕХ Ки^ЮА (РУССКИИ ЗАКОН). 2012. - № 1. - С. 67-80; Зубаревич Н.В. Социальная дифференциация регионов и городов России // БРЕЯО. 2008. - № 9. - С. 7-22. - http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/527820; Цыганов В.В. Российские центры капитала // МБ: Национальная безопасность. 2013. - № 1. - С. 290-346. - http://www.e-notabene.ru/nb/article_241.html; Погодина И.В., Мищенко З.В., Фраймо-вич Д.Ю. Многоуровневый подход к определению оптимальных индикаторов региональной безопасности на основе экономико-математического моделирования // Национальная безопасность. - М., 2012. - № 2. - С. 124-130.
Рисунок 1.
Соотношение максимального и минимального объема ВРП на душу населения по субъектам РФ
за 1998-2012 гг.
Как указывается в Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)», «контрастные отличия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизма. Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации территорий в уровнях социально-экономического развития»1.
Важнейшим рычагом региональной политики, направленной на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов, которое должно привести к сокращению различий между регионами, но не в ущерб развитию территории Российской Федерации в целом, является экономическое стимулирование реализации потенциалов и достижения устойчивого социально-экономического развития каждого из российских регионов. При этом, на наш взгляд, использование любого из богатого арсенала инструментов федеральной региональной политики, направленной на стимулирование экономического развития регионов - таких как федеральные целевые программы, софинансирование региональных проектов из Инвестиционного фонда РФ, фондовая проблемно-отраслевая поддержка, бюджетные дотации, развитие особых экономических зон, применение дифференцированных инвестиционных режимов для различных регионов и др. - требует в обязательном порядке разработки системы адекватных количественных оценок объективно необходимых инвестиций в региональную экономику с целью обеспечения устойчивого развития.
Хотя устойчивость экономического развития территории и не является к настоящему моменту классическим общепринятым понятием в силу многообразия трактовок и подходов к данному явлению, но принципиальный смысл понятия достаточно устоялся в исследовательских кругах. Разногласия вызывает, фактически, способ количественной оценки уровня устойчивости. Надо отметить, что универсального метода измерения устойчивости на данный момент нет, что вполне объяснимо различием целей, которые ставят перед собой разные исследователи. Предметная область -регион - рассматривается ими в разнообразных плоскостях и сечениях, что порождает потребность использования разнообразных методик.
Предлагая свое видение возможного пути оценивания устойчивости развития региона, мы рассматриваем социально-экономическую систему региона с точки зрения ее функциональности. Понятие системы, употребляемое практически во всех сферах жизнедеятельности, имеет множество определений, в зависимости от области и целей использования. Наиболее подходящим для нашего исследования нам представляется определение И.Б. Родионова2: «система -это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы». Принципиальным здесь мы считаем целеполагающее предназначение системы - выполнять возложенные на нее функции.
Социально-экономическую систему общества мы определяем как совокупность всех социальных и экономических процессов во всей полноте их структурного взаимодействия и взаимопереплетения, совершающихся в обществе на основе действующих в нем норм. С позиций устойчивого развития мы рассматриваем социально-экономическую систему региона как подсистему (компонент) государственной социально-экономической системы, инициирующую все социальные и экономические процессы в регионе на основе использования региональных ресурсов в структурном взаимодействии региональных объектов, субъектов и институтов, целью которого является устойчивое развитие региона в социальном, экономическом и экологическом плане.
Обеспечение оптимальной работы системы в целом подразумевает, с одной стороны, максимально стабильное функционирование каждого из элементов системы, а с другой стороны - отлаженное взаимодействие всех элементов (подсистем) в рамках рассматриваемой организационной структуры. Элементами социально-экономической системы
1 Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)». Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь». - http://www.akdi.ru/econom/program/ region.htm#1
2 Родионов И.Б. Теория систем и системный анализ. - http://victor-safronov.narod.ru/systems-analysis/ lectures/rodionov/00.html
региона являются территории, а точнее - социально-экономические системы территорий, входящих в состав региона. Поэтому на региональном уровне функция контроля и обеспечения приемлемого уровня развития территорий становится одной из важнейших.
В рамках решения этой задачи необходимо умение четко определять, в работе каких элементов системы наблюдается функциональный сбой - дисфункция. Мы вводим это понятие - дисфункция - для экономической системы и ее элементов как показатель нарушений в процессе оптимального - или, по крайней мере, нормального - функционирования системы, имеющего целью ее устойчивое развитие1.
Таким образом, дисфункция выступает как индикатор несоответствия совокупности результирующих параметров, характеризующих элемент (подсистему) общим требованиям оптимального функционирования системы. В практическом смысле дисфункция сигнализирует о наличии значительного отклонения анализируемого показателя (параметра) элемента от оптимальных величин, задаваемых пределами допустимых для нормальной работы элемента значений. В региональных и территориальных исследованиях дисфункция является показателем существенного нарушения стабильности процесса развития, оказывающего негативное влияние на всю социально-экономическую систему региона.
Мы считаем, что в экономических исследованиях дисфункция может и должна рассматриваться как численно измеряемая величина. Важнейший практический смысл введения показателя экономической дисфункции заключается в возможности не только качественного установления нестабильно работающих элементов системы, но и - что очень важно - в возможности количественного определения величины этой нестабильности. В этом случае значение дисфункции для различных территорий региона будет дифференцированно отражать степень нестабильности развития каждой из территорий.
Рассматривая дисфункциональность как препятствие для устойчивого развития территорий, усиливающую, в числе прочего, дифференциацию социально-экономического положения субъектов РФ, мы считаем, что использование любых методов экономического стимулирования развития проблемных территорий должно базироваться на рассчитываемых - на основе реальных и актуальных статистических данных - параметрах.
Таким образом, возникает необходимость, во-первых, в перманентном мониторинге социально-экономического положения территорий как элементов экономической системы региона и, во-вторых, в наличии методики, позволяющей определить текущий уровень развития каждой из территорий и уровень необходимого содействия - в частности, финансового - для обеспечения равномерного развития системы в целом. Выяснение параметров дисфункционально-сти развития территорий дает возможность разработать комплекс мер, направленных на устранение выявленной де-прессивности и нестабильности тенденций развития территорий региона.
Для решения поставленной задачи необходима, помимо выбора конкретного комплекса действий, разработка методики количественной оценки размеров оказываемой проблемным территориям поддержки. Предлагаемая нами методика такой оценки направлена, в конечном счете, на оказание помощи тем территориям, показатели развития которых свидетельствуют о неблагополучном по сравнению с остальными территориями региона положении. Меры, предпринимаемые для улучшения состояния проблемных территорий, должны приводить, в итоге, к выравниванию социально-экономического положения всех территорий региона и стимулированию их устойчивого развития.
Поскольку мы рассматриваем проблему неустойчивости развития с двух сторон - как проблемность состояния (депрессивность) и как неустойчивость тренда развития территории, то, основываясь на результатах анализа, проводимого по обоим указанным направлениям, корректировочные меры также должны разрабатываться как для ликвидации дисфункции состояния, так и для устранения дисфункции неустойчивости тенденции. Это означает, что необходим расчет количественной оценки объемов поддержки проблемных территорий, являющихся дисфункциональными по I типу, и оценки объемов поддержки территорий, имеющих реально неустойчивый (нестабильный) тренд развития, т.е. территорий, дисфункциональных по II типу. Расчет данных оценок является одним из корректировочных инструментов в анализе дисфункциональности, направленном на достижение устойчивого развития территорий региона.
Разработанная нами методика исследования дисфункциональности территорий региона базируется на количественном расчете величины дисфункции, определяемой как негативное отклонение исследуемого социально-экономического параметра территории от оптимального для данного ареала (территории) критерия. Данная методика позволяет упорядочить распределение финансовых потоков сообразно реальным территориальным показателям стабильности функционирования социально-экономической системы территорий любого рассматриваемого ареала. Общий смысл применения методики корректировки проблемного состояния территорий региона заключается в расчете оценок объемов поддержки проблемных территорий, служащих конкретизированными по показателям оценками инвестиционных вложений в наиболее проблемные отрасли этих территорий.
Программно реализованная нами математическая модель распределения выделенных средств дает возможность не только выявить наиболее проблемные в выбранном аспекте территории, но и количественно оценить размеры поддержки таких территорий для выравнивания общего положения, поэтому может позиционироваться как функция корректировки состояния проблемных территорий.
Фактически, функция корректировки позволяет - на основе имеющихся статистических данных - охарактеризовать как состояние, так и процесс устойчивости развития на территориях исследуемого ареала за рассматриваемый период времени относительно выбранного ряда показателей. Поскольку рассчитанная корректировочная функция отражает баланс между благополучными и проблемными территориями исследуемого ареала, то она является весьма полезным инструментом оценки реального состояния и прогнозирования вероятного развития региона в целом.
1 См. подробнее: Радковская Е.В. Дисфункции в региональном развитии. - Lambert Academic Publishing, 2013.
674
Результаты применения методики исследования дисфункциональности территорий региона могут использоваться органами исполнительной власти на различных таксономических уровнях. Однако мы считаем, что наиболее оптимальным в качестве полигона изучения является уровень экономического района. Такой выбор оправдан исторически сложившимися глубокими внутренними связями между территориями экономического района, а также относительной близостью их социально-экономических укладов. Административно-политическое деление на федеральные округа в случае исследования социально-экономических взаимосвязей предоставляет меньше возможностей для решения ключевых проблем выравнивания уровня развития территорий ареала, нежели исторически и географически обусловленное подразделение на экономические районы, поскольку в меньшей степени ориентировано на сопоставление и учет сходных в социальном и экономическом плане черт достаточно близких территорий региона.
При этом следует отметить, что разработанная методика является универсальным средством корректирующего анализа, пригодным для использования ее на любых уровнях районирования. Используемый математический аппарат позволяет произвести все необходимые расчеты для выработки рекомендаций по активизации социально-экономической политики для ареала произвольного уровня - от локального до федерального. Приоритет в определении релевантности соотнесения методического подхода к определенному варианту социально-экономического градирования принадлежит исследователю, который должен основываться на сопоставимости статистических данных рассматриваемых территорий и достижимости поставленных в исследовании целей.
Реализация разработанной нами методики корректирующего анализа в виде программного модуля (КАРТ) позволяет определить конкретные направления действий по повышению устойчивости развития территорий, без самостоятельного выполнения сложных специализированных расчетов, на основе реальных статистических данных, гарантирующих достоверность получаемых результатов.
Результаты проведенного исследования в прикладном плане могут использоваться органами федерального, регионального и муниципального управления для углубленного анализа современного состояния и тенденций развития социально-экономических процессов на территориях региона, при выработке стратегий развития субъектов РФ, проектов и программ развития конкретных территорий, построении прогнозов, разработке активной региональной социально-ориентированной политики.
Методика исследования дисфункциональности была апробирована на полигоне Уральского экономического района. Результат анализа представляется в виде четкой характеристики показателей социально-экономического развития, содержащей значения дисфункций состояния и развития для каждой из территорий региона. Рассчитанные значения дисфункций могут быть использованы не только в качестве аналитического инструмента при сравнении положении территорий между собой, но и в качестве базы для дальнейшей разработки мероприятий по смягчению выявленных дисфункций.
Мы надеемся, что использование предлагаемого нами подхода, связанного с расчетом функции корректировки состояния и масштабов поддержки проблемных территорий, поможет внести свой вклад в осуществление стабилиза-ционно-стимулирующих функций управления развитием территориальных социально-экономических систем.