Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая деятельность органов местного самоуправления: политико-правовое исследование'

Информационно-аналитическая деятельность органов местного самоуправления: политико-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1520
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / АНАЛИЗ / ФУНКЦИИ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА / INFORMATION / ANALYTICAL ACTIVITY / FUNCTION / LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Сергей Владимирович

Автор анализирует процесс формирования и организации информационно-аналитической деятельности органов местного самоуправления. В статье сделаны выводы о том, что информационная и аналитическая деятельность являются самостоятельными функциями управления, они в различные периоды времени занимали неодинаковое место в компетенции местной власти. Первоначально функция социально-политического анализа была основной. Со временем потребность в ней отпала и на первый план вышла функция информирования населения о работе городской администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and analytical activities of local government: political and legal research

The author analyses the process of formation of information and analytical activities of local self-government bodies. The author of the article concludes that information and analytical activities are independent functions, occupy a different place in the activity of local authorities in different periods of time. Initially, the function of socio-political analysis was the main one. Over time, the need for it has disappeared and the function of informing citizens about the activities of the city administration came to the fore.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая деятельность органов местного самоуправления: политико-правовое исследование»

УДК 342.55 ; 352

Смирнов Сергей Владимирович

кандидат политических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Автор анализирует процесс формирования и организации информационно-аналитической деятельности органов местного самоуправления. В статье сделаны выводы о том, что информационная и аналитическая деятельность являются самостоятельными функциями управления, они в различные периоды времени занимали неодинаковое место в компетенции местной власти. Первоначально функция социально-политического анализа была основной. Со временем потребность в ней отпала и на первый план вышла функция информирования населения о работе городской администрации.

Ключевые слова: информация, анализ, функции, местное самоуправление, администрация города.

В современных исследованиях информационно-аналитической деятельности органов власти основное внимание уделяется формированию информационного общества и электронного правительства. Затрагиваются вопросы создания внутренней технической системы накопления и передачи информации, вопросы аналитической обработки этой информации остаются на периферии внимания исследователей. Целью статьи является анализ формирования и трансформации информационно-аналитической деятельности в администрации города Костромы. Город Кострома является городским округом, административным центром региона и крупнейшим по своему значению муниципальным образованием в Костромской области. Необходимые кадровые и материальные ресурсы позволяли руководителям города выделять информационно-аналитическую деятельность в обособленную и организационно оформленную функцию управления.

В данной статье мы рассматриваем вопросы организационно-правового обеспечения таких направлений деятельности, как социально-политический анализ, прогноз и информирование населения о деятельности органов местного самоуправления. Мы считаем необходимым, во-первых, изучить, какие из этих направлений работы были для глав администрации города Костромы приоритетными (вопросы первого уровня), а какие направления оказались второстепенными (вопросы второго уровня); во-вторых, определить место информационно-аналитической функции в системе полномочий администрации города; в-третьих, проанализировать особенности структурно-функционального построения информационно-аналитической деятельности в администрации города Костромы.

Первый избранный в 1995 г. мэр Костромы Б.К. Коробов большое внимание в своей деятельности уделял организации информационно-аналитической работы. Так, в 1997 г. были разработаны меры по совершенствованию информирования населения о деятельности администрации города [7]. Одной из важных проблем было названо распро-

странение слухов и домыслов, фактов дезинформации. Информирование населения признали важнейшим приоритетным направлением деятельности администрации, а конечной целью объявили создание единой системы информационной и разъяснительной работы с населением города.

Наряду с традиционными формами информационной работы (направление информационных материалов в СМИ, сотрудничество с общественными организациями, личные встречи руководителей города с населением, телефоны доверия, горячие линии) предполагалось использование и нетрадиционных на тот момент форм разъяснительной работы: социальных плакатов, листовок по вопросам городского хозяйства, надписей на упаковочных материалах товаров. В рамках установления обратной связи с населением предполагался обмен информации с органами территориального самоуправления, использования результатов социологических опросов населения, анализ писем и устных обращений граждан. Кроме того, планировалось периодическое проведение информационно-рекламных кампаний по наиболее важным проблемам реализации городских программ с привлечением к этой работе ученых-социологов и журналистов, регулярный выпуск информационных и аналитических изданий (вкладышей в газеты, приложений, аналитических сборников, справочников, вестников). Организация систематического информирования населения должна была стать формой отчета администрации перед жителями города.

Осуществлять такую работу стало Аналитическое управление, положение о котором было утверждено в марте 1997 г. [11]. Аналитическое управление находилось в непосредственном подчинении главе самоуправления города. В структуре управления создали два отдела: отдел системного анализа и отдел информации [9].

В функционал отдела системного анализа вошли такие виды деятельности, как изучение и анализ состояния управленческой деятельности в структурных подразделениях администрации и разра-

© Смирнов С.В., 2017

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

179

ботка на основе этого анализа рекомендаций по составлению управленческого инструментария и программ-коррекций, выявление отношения населения к решениям органов городского самоуправления и к политической и социально-психологической ситуации в городе, проведение исследований общественного мнения по основным социально-экономическим проблемам городского развития, подготовка докладов, аналитических записок, рекомендаций, предложений для главы города.

Функции отдела информации определены достаточно стандартно и включили в себя традиционные виды работы: распространение информации о работе главы самоуправления и администрации, формирование у горожан чёткого и целостного представления о путях решения проблем городской жизни, взаимодействие со СМИ, оперативная реакция на выступления в печати, на радио и телевидении по проблемам, касающимся деятельности городских властей. Наряду с информационными функциями в функционал отдела информации входила и работа аналитического характера: сотрудники отдела анализировали публикации, теле- и радиопередачи о работе Думы, администрации города, давали оценку их достоверности, знакомили с ними главу самоуправления, отслеживали критические публикации о работе органов городского самоуправления и осуществляли контроль за своевременными и качественными ответами по существу поднимаемых в них вопросов.

В преддверии очередного цикла выборов, прежде всего, назначенных на декабрь 1999 г. выборов главы города, постановлением администрации города Костромы от 16 декабря 1998 г. № 4656 на аналитическое управление были возложены дополнительные функции по контролю за деятельностью администрации города. В частности, отдел системного анализа переименовали в отдел системного анализа и контроля, он стал осуществлять контрольные функции за исполнением постановлений, распоряжений, поручений и резолюций главы самоуправления, за сроками и качеством их исполнения. Кроме того, отдельно стоит отметить, что за отделом системного анализа и контроля закрепили новую функцию по «принятию участия в подготовке и проведении выборных кампаний в органы государственной власти и местного самоуправления в рамках своей компетенции», которого в положении от 1997 года не было.

Внимания заслуживает отчёт аналитического управления о проделанной работе за 1998 г. и первое полугодие 1999 г., утверждённый постановлением администрации города [6]. За этот период подготовлены 54 аналитические и информационные записки для главы самоуправления, выпущено 52 сборника нормативно-правовых документов администрации, проведено 6 социологических исследований, на основе анализа критических пу-

бликаций в местных средствах массовой информации были приняты меры по 97 из 112 публикаций такого рода, проведено 182 прямых эфира с руководителями города, 16 сеансов прямой связи с населением в газете «Костромские ведомости», проведено 12 пресс-конференций для журналистов. Отмечено, что в связи с передачей управлению новых функций значительно усилен контроль за исполнением постановлений и распоряжений главы самоуправления. По итогам отчёта деятельность аналитического управления признали успешной и возложили на него дополнительные функции по организации и укреплению связей с общественными объединениями и политическими партиями.

Аналитическое управление стало в руках Б.К. Коробова важным инструментом воздействия на весь ход выборов в городе. Если в 1995 г. за Б.К. Коробова проголосовали 37,58% избирателей, то в декабре 1999 г. его успех был более очевиден -он получил 51,32% голосов жителей города.

На декабрь 2000 г. назначили выборы губернатора и депутатов Костромской областной Думы. Мэр города Б.К. Коробов своих губернаторских амбиций не скрывал. Поэтому в марте 2000 г. он осуществил кардинальные структурные изменения в информационно-аналитическом блоке городской администрации. Вместо единого Аналитического управления, подчинённого непосредственно главе самоуправления города и аккумулировавшего для него всю аналитическую информацию, создали три самостоятельных структурных подразделения: собственно Аналитическое управление, и два новых - Управление информации и Управление по работе с инициативами и обращениями граждан. Все управления перевели на второй уровень подчинения - их деятельность координировал заместитель главы администрации по развитию местного самоуправления.

Функционал Аналитического управления остался в целом неизменным - разработка рекомендаций и предложений по развитию местного самоуправления, изучение и анализ состояния управленческой деятельности в структурных подразделениях администрации города, контроль за исполнением постановлений и распоряжений главы самоуправления и осуществление контрольных проверок, изучение и анализ общественного мнения, а также деятельности общественных объединений, религиозных конфессий и культурно-национальных автономий, координация работы по политологическому, социологическому и методическому обеспечению проведения городских референдумов, выборов в государственные и местные органы власти.

Управление информации возглавил пресс секретарь главы города, в функционал вошли вопросы освещения в средствах массовой информации и на встречах с общественностью деятельности

180

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

главы города, обеспечение подготовки материалов и информационное освещение в печати, по радио, телевидению деятельности главы самоуправления и администрации, мониторинг местных СМИ, подготовка аналитических обзоров, сообщений и публикаций в местных СМИ, контроль и проверка исполнения поручений главы самоуправления.

Управление по работе с инициативами и обращениями граждан было призвано рассматривать обращения граждан, развивать территориальное общественное самоуправления, готовить материалы для аналитического и административно-правового управлений администрации о работе с населением города и с территориальным общественным самоуправлением.

Дробление единой информационно-аналитической функции между тремя конкурирующими административными структурами, перевод их с первого уровня подчинения (непосредственно главе самоуправления) на второй уровень (заместителю главы администрации по развитию местного самоуправления) сыграло свою роль в поражении Б.К. Коробова на губернаторских выборах в декабре 2000 г.

После губернаторских выборов созданные в 2000 г. управления вновь объединили в единое Информационно-аналитическое управление, подчинённое непосредственно главе самоуправления [8]. В структуру Управления вошли отдел аналитической работы, отдел информации, отдел по работе с населением, отдел по работе с органами территориального общественного самоуправления, методический кабинет муниципальной работы, а в июне 2003 г. создали отдел по работе с религиозными конфессиями, политическими партиями и общественными организациями.

В задачи Управления вошли анализ общественно-политической и социально-экономической обстановки в городе, выработка на этой основе прогнозов и предложений по ее стабилизации и снижению социальной напряженности, анализ поступающей информации, формирование правдивого облика органов власти города, показ ее позитивной деятельности по развитию городского хозяйства и защите интересов населения, осуществление деловых связей со СМИ, исследование состояния и тенденций деятельности общественных объединений и обеспечение эффективного взаимодействия с ними администрации города, обеспечение реализации конституционного права граждан на обращения в орган городского самоуправления, анализ и контроль управленческой деятельности в структурных подразделениях администрации города.

Глава самоуправления Б.К. Коробов досрочно завершил свою управленческую деятельность в августе 2003 г., а в декабре 2003 г. главой самоуправления города Костромы жители избрали И.В. Пе-

реверзеву, которая до этого являлась депутатом Костромской областной Думы.

Она упразднила Информационно-аналитическое управление, а вопросы информационного обеспечения деятельности администрации города возложила на созданное Управление по связям с общественностью и средствами массовой информации. В его структуре сформировали два отдела: отдел по работе со средствами массовой информации (Пресс-служба) и отдел по работе с общественными организациями. Координацию деятельности Управления стал осуществлять заместитель главы администрации города [3] .

Целями деятельности нового Управления были заявлены обеспечение функционирования городской системы социальной информации, разъяснение населению принимаемых решений и практических действий органов местного самоуправления, взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями, развитие территориального общественного самоуправления.

Сбор социальной информации и анализ общественного мнения предполагался исключительно через изучение материалов и публикаций СМИ, про проведение социологических опросов как силами самой администрации, так и с привлечением сторонних специалистов и организаций речи уже не шло. В положении об Управлении закрепили единственную аналитическую функцию - регулярный анализ критических замечаний и предложений, высказанных в публикациях СМИ в адрес администрации города и ее структурных подразделений, доведение их до сведения главы самоуправления и её заместителей. Новым веянием можно считать работу по взаимодействию с отделом информационных ресурсов (распространение информации о деятельности администрации через WEB-сервер администрации города).

Согласно постановлению главы города от 20 апреля 2007 г. № 847, Управление переподчинено непосредственно главе города И.В. Перевер-зевой, а к двум уже существующим отделам добавили отдел информационного обеспечения. Задачи и функции Управления в целом не изменились [10].

Таким образом, глава города И.В. Переверзева основной упор в деятельности своей администрации сделала на работу со средствами массовой информации, с помощью которых формировалось общественное мнение. В деятельности Управления аналитическая функция стала вторичной по отношению к функции информационной.

С приходом в Костромскую область губернатора И.Н. Слюняева в период 2007-2012 гг. в городе Костроме произошёл переход от модели с выборным главой города к системе назначаемого по контракту и на конкурсной основе главы местной администрации.

На заседании Думы города Костромы 24 февраля 2011 года первым назначенным депутатами главой администрации стал А.В. Шадричев. В ходе своего выступления перед депутатами он наметил направления своей работы, одним из которых была организация обратной связи с населением через форум, электронную приёмную и непосредственное общение с населением [1].

Глава администрации города оказался сильным руководителем и провёл широкомасштабную структурную перестройку городской администрации. В частности, он осуществил сокращение численности муниципальных служащих с 385 до 270 человек [2].

В структуре администрации создали Отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации, непосредственно подчинённый главе администрации города [4]. В сферу деятельности отдела включили функции информирования жителей о социально-экономическом и культурном развитии города, освещения деятельности главы администрации в средствах массовой информации, его взаимодействие со СМИ, информационное обеспечение деятельности главы города Костромы и администрации, взаимодействия главы администрации с политическими партиями и общественными организациями, с территориальным общественным самоуправлением. В сфере организации территориального общественного самоуправления отдел осуществлял регистрацию уставов, рассматривал предложения об установлении границ, оказывал методическую помощь инициативным группам граждан в проведении собраний и конференций.

Деятельность администрации под руководством А.В. Шадричева не была долгой. В декабре 2011 г. прошли выборы депутатов Государственной Думы РФ. В городе Костроме за политическую партию «Единая Россия» проголосовали 25,28% избирателей, а за КПРФ - 29,85%, что восприняли как поражение действующей власти. В такой ситуации губернатор области И.Н. Слюняев подверг критике деятельность администрации города, глава администрации А.В. Шадричев подал в отставку, которую 16 февраля 2012 г. приняла Дума города Костромы.

В 2012 г. депутаты по конкурсу назначили нового главу администрации. Им стал их коллега, депутат Виктор Емец, который сформировал свою структуру администрации, утверждённую решением Думы города Костромы 13 сентября 2012 г. [12]. Отдел по связям с общественностью и средствами массовой информации переименовали в отдел по работе со средствами массовой информации, из него вывели работу с общественными организациями и территориальным общественным самоуправлением. Отдел остался в непосредственном подчинении главы администрации.

Управление организационной работы, докумен-тационного обеспечения и кадровой работы переименовали в Управление организационной работы, документационного обеспечения и связей с общественностью с непосредственным подчинением руководителю аппарата администрации. В Управлении сформировали два отдела: отдел по организационной работе и документообороту и отдел по связям с общественностью. За отделом по связям с общественностью закрепили две функции - обеспечение взаимодействия главы администрации с политическими партиями и общественными организациями, организацию территориального общественного самоуправления в городе Костроме [5]. Значение этих двух направлений работы для администрации В. Емца оказалось настолько незначительным, что планировали создать сектор, однако городская Дума в своём вышеупомянутом решении от 13 сентября 2012 г. порекомендовала создать в структуре администрации всё-таки не сектор по связям с общественностью, а именно отдел.

Деятельность органов местного самоуправления имеет, прежде всего оперативный характер, поэтому возможности для управленческого творчества и экспериментов ограничены. Функция социально-экономического анализа и прогноза в силу требований бюджетного законодательства является обязательной и осуществляет её Управление экономики, но данная функция имеет прикладной и узкоспециализированный характер, не ставит своей целью исследовать и учитывать субъективные мнения и представления населения о проблемах города. Функция информирования населения нормативно закреплена в Конституции РФ и также является обязательной для исполнения органами власти. Функция социально-политического анализа и прогноза для органов местного самоуправления является факультативной, необязательной, поэтому представилась возможность отказаться от неё.

Любая управленческая структура формируется не только исходя из объективных предпосылок и закономерностей управления, но и с учётом личных качеств и предпочтений конкретного руководителя. В 1990-е годы социальная обстановка была нестабильной и подвижной, у органов местного самоуправления ощущалась потребность в анализе складывающейся ситуации на управляемой территории. Деятельность яркого и харизматического первого главы города Б.К. Коробова находит тому подтверждение. И.В. Переверзева стала главой города во многом неожиданно для себя и для других, поэтому в управленческой элите так и не стала своей. В условиях жёсткого противостояния с областной властью её главными целями являлись формирование нужного ей мнения населения города о деятельности администрации и информационная борьба с оппонентами. При губернаторе И.Н. Слю-

няеве город фактически перешёл под внешнее управление областных властей и необходимость в реализации функции социально-политического анализа и прогноза пропала сама собой, а отмена прямых выборов главы города способствовала её окончательной деградации в системе муниципального управления.

Библиографический список

1. Андреева И. Городом теперь управляют в тандеме // Костромские ведомости. - 2011. - 1-7 марта. - С. 3.

2. Андреева И. О стодневке, пленённых автобусах и горячей воде // Костромские ведомости. -2011. - 14-20 июня. - С. 3.

3. Постановление Администрации города Костромы от 12 августа 2004 г. № 2394 «Об Управлении по связям с общественностью и средствами массовой информации Администрации города Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

4. Постановление Администрации города Костромы от 1 июля 2011 г. № 1585 «Об утверждении Положения об Отделе по связям с общественностью и средствами массовой информации Администрации города Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ regbase (дата обращения: 20.02.2017).

5. Постановление Администрации города Костромы от 13 ноября 2012 г. № 2409 «Об утверждении Положения об Управлении организационной работы, документационного обеспечения и связей с общественностью Администрации города Костромы и положений об отделах Управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

6. Постановление Администрации города Костромы от 16 ноября 1999 г. № 4145 «Об отчете аналитического управления главы самоуправления г. Костромы о проделанной работе за 1998 год и 1 полугодие 1999 года» [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

7. Постановление Администрации города Костромы от 17 апреля 1997 г. № 1246 «О мерах по улучшению информирования населения о деятельности Администрации города Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

8. Постановление Администрации города Костромы от 20 февраля 2001 г. № 581 «Об образовании информационно-аналитического Управления при главе самоуправления г. Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

9. Постановление Администрации города Костромы от 24 октября 1997 г. № 3430 «Об отделах аналитического управления Главы самоуправления г. Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

10. Постановление Главы города Костромы от 20 апреля 2007 г. № 847 «Об утверждении положения об Управлении по связям с общественностью и средствами массовой информации Администрации города Костромы, положений об отделах, структуры, Структурной и штатной численности Управления по связям с общественностью и средствами массовой информации Администрации города Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

11. Постановление Главы самоуправления города Костромы от 28 марта 1997 г. № 986 «Об аналитическом управлении Главы самоуправления г. Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase (дата обращения: 20.02.2017).

12. Решение Думы города Костромы от 13 сентября 2012 г. № 135 «Об утверждении структуры Администрации города Костромы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ regbase (дата обращения: 20.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.