Научная статья на тему 'Самоуправленческая активность городской общности в Интернет-пространстве'

Самоуправленческая активность городской общности в Интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
282
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
САМОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / SELF-GOVERNING ACTIVITY / ГОРОДСКАЯ ОБЩНОСТЬ / URBAN COMMUNITY / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / PUBLIC HEARINGS / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET SPACE / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / CITIZENS'' APPEALS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

Цель. Изучение самоуправленческой активности городской общности Екатеринбурга в информационно-коммуникационной сети Интернет. Методы исследования: анкетный опрос населения города Екатеринбурга (май 2016 года); выборочный метод (выборка квотная, объем выборки 400 человек); анализ статистических данных; анализ официальных документов органов местного самоуправления города Екатеринбурга; анализ информационных ресурсов в сети Интернет. Результаты и область применения. В статье представлены результаты социологического опроса, проведенного авторами в мае 2016 года в Екатеринбурге. Проанализированы официальные документы и информационные ресурсы в Интернет-пространстве, посредством которых реализуется самоуправленческая активность городской общности. На основе полученных данных установлено, что Интернет-пространство практически не используется городской общностью Екатеринбурга для проявления самоуправленческой активности. Связано это, прежде всего, с недостаточным информационным обеспечением местного самоуправления, низким уровнем информированности жителей города о существующих формах самоуправленческой активности и отсутствии механизмов участвовать в решении вопросов территориального значения в электронной форме. Разработаны предложения по повышению информированности населения города о формах участия в местном самоуправлении. Результаты исследования могут быть использованы органами местного самоуправления при размещении информации в сети Интернет, а также для совершенствования своих Интернет-ресурсов. Научная новизна. На основании выполненного авторами исследования получены новые эмпирические данные, характеризующие самоуправленческую активность городской общности Екатеринбурга в Интернет-пространстве, установлены причины низкого уровня самоуправленческой активности населения города, выявлены факторы, влияющие на уровень информированности населения города о формах самоуправленческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-GOVERNING ACTIVITY OF URBAN COMMUNITY IN THE INTERNET

Purpose. Studying the self-management activity of the city community of Ekaterinburg in the information and communication network Internet. Methods. Methods of research: a questionnaire survey of the population of the city of Yekaterinburg (May 2016); selective method (sample quota, sample size 400 people); analysis of statistical data; analysis of official documents of local self-government bodies of the city of Yekaterinburg; analysis of information resources on the Internet. Results. The article presents the results of a sociological survey conducted by the authors in May 2016 in Yekaterinburg. Analyzed official documents and information resources in the Internet space, through which the self-governing activity of the city community is realized. On the basis of the received data it is established that the Internet space is practically not used by the city community of Yekaterinburg for self-management activity. This is primarily due to insufficient information support of local self-government, low level of awareness of city residents about existing forms of self-management activity and lack of mechanisms to participate in solving issues of territorial importance in electronic form. Proposals have been developed to raise the awareness of the city's population about the forms of participation in local self-government. The results of the research can be used by local governments when posting information on the Internet, and for improving their Internet resources. Scientific novelty. Based on the research carried out by the authors, new empirical data have been obtained that characterize the self-governing activity of the city community of Yekaterinburg in the Internet space, the reasons for the low level of self-management activity of the city's population have been identified, and factors that have influenced the level of awareness of the city's population about the forms of self-management activity.

Текст научной работы на тему «Самоуправленческая активность городской общности в Интернет-пространстве»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

о см

О

САМОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ГОРОДСКОЙ ОБЩНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Зерчанинова Т. Е.

Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой регионального и муниципального управления, Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, к. 523, [email protected]

Тарбеева И. С.

Ассистент кафедры регионального и муниципального управления Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия,

г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, к. 523, [email protected]

УДК [316.33:32+352](470.54-25)

ББК 60.561.322(2Рос-4Све)

Цель. Изучение самоуправленческой активности городской общности Екатеринбурга в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Методы исследования: анкетный опрос населения города Екатеринбурга (май 2016 года); выборочный метод (выборка квотная, объем выборки 400 человек); анализ статистических данных; анализ официальных документов органов местного самоуправления города Екатеринбурга; анализ информационных ресурсов в сети Интернет.

Результаты и область применения. В статье представлены результаты социологического опроса, проведенного авторами в мае 2016 года в Екатеринбурге. Проанализированы официальные документы и информационные ресурсы в Интернет-пространстве, посредством которых реализуется самоуправленческая активность городской общности. На основе полученных данных установлено, что Интернет-пространство практически не используется городской общностью Екатеринбурга для проявления самоуправленческой активности. Связано это, прежде всего, с недостаточным информационным обеспечением местного самоуправления, низким уровнем информированности жителей города о существующих формах самоуправленческой активности и отсутствии механизмов участвовать в решении вопросов территориального значения в электронной форме. Разработаны предложения по повышению информированности населения города о формах участия в местном самоуправлении. Результаты исследования могут быть использованы органами местного самоуправления при размещении информации в сети Интернет, а также для совершенствования своих Интернет-ресурсов.

Научная новизна. На основании выполненного авторами исследования получены новые эмпирические данные, характеризующие самоуправленческую активность городской общности Екатеринбурга в Интернет-пространстве, установлены причины низкого уровня самоуправленческой активности населения города, выявлены факторы, влияющие на уровень информированности населения города о формах самоуправленческой активности.

Ключевые слова: самоуправленческая активность, городская общность, публичные слушания, Интернет-пространство, обращения граждан.

SELF-GOVERNING ACTIVITY OF URBAN COMMUNITY IN THE INTERNET

<0 «0 CD

to Zerchaninova T. E.

Í Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Regional and Municipal Management, Ural uj Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620990,

^ Russia, Yekaterinburg, March 8 str., d. 66, room 523, [email protected]

CO «0

0

1 Tarbeeva I. S.

CO

^ Assistant of the Department of Regional and Municipal Administration of the Ural Institute of Management - branch, Russian

Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620990, Russia, Yekaterinburg, March 8 str., 66, © room 523, [email protected]

3epnanunoea T. E., Tap6eeea H. C.

Purpose. Studying the self-management activity of the city community of Yekaterinburg in the information and communication network Internet.

Methods. Methods of research: a questionnaire survey of the population of the city of Yekaterinburg (May 2016); selective method (sample quota, sample size 400 people); analysis of statistical data; analysis of official documents of local self-government bodies of the city of Yekaterinburg; analysis of information resources on the Internet.

Results. The article presents the results of a sociological survey conducted by the authors in May 2016 in Yekaterinburg. Analyzed official documents and information resources in the Internet space, through which the self-governing activity of the city community is realized. On the basis of the received data it is established that the Internet space is practically not used by the city community of Yekaterinburg for self-management activity. This is primarily due to insufficient information support of local self-government, low level of awareness of city residents about existing forms of self-management activity and lack of mechanisms to participate in solving issues of territorial importance in electronic form. Proposals have been developed to raise the awareness of the city's population about the forms of participation in local self-government. The results of the research can be used by local governments when posting information on the Internet, and for improving their Internet resources.

Scientific novelty. Based on the research carried out by the authors, new empirical data have been obtained that characterize the self-governing activity of the city community of Yekaterinburg in the Internet space, the reasons for the low level of self-management activity of the city's population have been identified, and factors that have influenced the level of awareness of the city's population about the forms of self-management activity.

Key words: self-governing activity, urban community, public hearings, Internet space, citizens' appeals.

Большую роль в коммуникации между людьми играет взаимодействие через информационно-коммуникационную сеть Интернет. Как показывает практика, взаимодействие «человек - Интернет - человек» активно развивается и успешно осваивается жителями всего мира. Это подтверждается все растущей популярностью так называемой опНпе-жизни: «Доля интернет-пользователей в России растет с каждым годом: если в 2011 г. (по данным за 1 кв.) она составляла 51 %, то в 2017 г. - уже 75 %» [1]. Действительно, Интернет является удобным и доступным ресурсом для общения, решения своих проблем, оперативного поиска информации и т.д. Можно считать, что тенденция к взаимодействию через Интернет признана и органами государственной власти и местного самоуправления. Информацию о деятельности органа государственной власти или местного самоуправления теперь можно получить и через Интернет благодаря Федеральному закону № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Информация размещается на официальных сайтах, порталах органов государственной власти и местного самоуправления в сети Интернет. Кроме того, можно подать обращение в органы государственной власти или местного самоуправления «в форме электронного документа» [2, ст. 4]. Интернет активно используется также для взаимодействия населения с органами власти и для участия граждан в принятии управленческих решений. Так, например, многие политические деятели всех уровней власти создают свои аккаунты в социальных сетях, оперативно публикуя там новости о своей деятельности или свое

мнение на возникающие ситуации на мировом, федеральном, региональном или местном уровнях. Общественные объединения, ТОСы, локальные сообщества города также высказывают свое отношение к проблемам территории в сети, обращаются в органы власти, участвуют в различных социальных проектах. Таким образом, мы наблюдаем постепенное становление и развитие новых систем взаимодействия: «общество -Интернет - органы власти» и «общество - Интернет -общество».

Тенденция использования Интернета населением и органами власти открывает перспективу создания, действительно, эффективной площадки для взаимодействия последних, не только для обмена мнениями, но и для принятия управленческих решений. Вовлечение населения в Интернет-пространство для управления надо начинать с местного уровня, где зарождается активность, где начинают формироваться территориальный управленческий потенциал. Общая территория - важный фактор сплочения людей, место пересечения их личных интересов, где последние превращаются в общественные. Федеральные власти «нормативно не закрепляют», «концептуально не прописывают» нормы, обязующие органы местной власти использовать Интернет для взаимодействия с городским сообществом. Тем ни менее они декларируют право граждан электронно участвовать в управлении муниципальной территорией, однако на практике это все еще считается инновационным, чем-то новым и неопознанным.

Самоуправленческая активность территориальной общности в Интернет-пространстве сравнительно новое научное направление. Однако оно

Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

вызывает все больший интерес со стороны исследователей. Так, А. Е. Белянцев и А. В. Лымар отмечают, что «сегодня Интернет становится инструментом демократии, средой ее обитания» [3, с. 287]. А. В. Соколов и И. С. Маклашин считают, что повышение уровня участия граждан в общественной жизни невозможно без предоставления им современных и удобных инструментов, они говорят о появлении сетевой активности, использование социальных сетей для проявления общественных инициатив [4]. А. А. Фролов и А. В. Соколов отмечают, что «на сегодняшний день не только Интернет, а в большей степени социальные сети и гражданские Интернет приложения являются механизмом для эффективного использования гражданской активности, мобилизации гражданских активистов и движений в целом» [5, с. 293]. Интернет и социальные сети предоставляют значительные возможности для обмена информацией, объединения и поиска ресурсов и т.д. Н. А. Обидин выделяет способы применения глобальной сети Интернет гражданским обществом, среди которых «групповая, заранее запланированная активность» [6, с. 166].

На федеральном уровне определен перечень различных форм самоуправленческой активности территориальной общности [7, гл. 5]. Но федеральный закон № 131-Ф3 не устанавливает использование Интернета для участия территориальной общности в решении вопросов местного значения. Однако в условиях информатизации муниципального управления органы местного самоуправления не могут игнорировать все возрастающий интерес жителей территории к Интернет-коммуникациям. Тем более что Интернет может стать инструментом создания комфортных условий для повышения уровня самоуправленческой активности городской общности.

На практике проявление самоуправленческой активности территориальных общностей имеет, как правило, ситуативный, несистемный характер. С. В. Крамаренко отмечает, что «население муниципального образования в настоящее время является лишь потенциальным субъектом местного самоуправления. Во многих муниципальных образованиях оно пассивно, инертно» [8, с. 76]. Учитывая все возрастающий интерес к «опНпе-жизни», можно предположить, что развитие самоуправленческой активности городской общности в осуществлении местного самоуправления через Интернет приведет к повышению уровня активности населения соответствующей территории в процессе решения общественных проблем.

Цель статьи - изучение самоуправленческой активности городской общности Екатеринбурга в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Особенности самоорганизации и жизнедеятельности коллективов людей во многом определяются

особенностями территории, на которой они проживают. Обособление территориальной общности в отдельную категорию обусловлено, в первую очередь, именно географическим фактором. «Территориальная общность - единственная из всех типов общностей, которая отличается высокой степенью автономности и самодостаточности на основе территориальной идентичности» [9, с. 25]. Важной чертой территориальной общности выступает признание членов общности своей принадлежности к определенной территории, вступление в границах этой территории в социально-экономические, политические и культурные отношения с другими членами общности, а также установление связей на основе этих отношений. В рамках нашего исследования территориальная общность обусловлена административно-территориальным делением, в пределах которого мы выделяем городскую общность. Таким образом, в нашей статье под городской общностью мы будем понимать совокупность людей, постоянно проживающих в пределах одной территории (города), объединенных социально-экономическими, политическими связями и отношениями, и осуществляющих совместную деятельностью по решению вопросов местного значения.

Местное самоуправление представляет собой деятельность городской общности по решению вопросов территориального значения, при которой население самостоятельно и под свою ответственность управляет сферами жизнедеятельности всего городского сообщества. Подобного рода деятельность представляет собой не просто социальную активность, а самоуправленческую активность городской общности. В настоящей статье под самоуправленческой активностью городской общности мы будем понимать деятельность городской общности по решению вопросов территориального значения посредством взаимодействия друг с другом и с местной властью через институционально закрепленные формы: публичные слушания, территориальное общественное самоуправление, обращения граждан, опросы граждан и правотворческая инициатива.

Информатизации органов местного самоуправления отводится особая роль, ведь они ближе всех находятся к населению и практически ежедневно с ним взаимодействуют. Можно выделить два аспекта использования Интернета для участия городской общности в местном самоуправлении.

Первый - информирование местных жителей о возможности участия в решении вопросов местного значения. В Екатеринбурге существуют Информационный и Официальный порталы города, Официальный сайт Екатеринбургской городской Думы, Официальное сообщество Вконтакте «Екатеринбург», сайт газеты «Вечерний Екатеринбург» и др. Также различные неофициальные сайты и порталы, группы в социальных

Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

сетях, созданные без участия органов местного самоуправления города Екатеринбурга.

Второй - это непосредственно само участие местных жителей в местном самоуправлении через Интернет. Исследователи отмечают, что «основная проблема активного продвижения информационных технологий во взаимодействии с населением - низкая информированность населения об имеющихся механизмах электронного взаимодействия» [10, с. 17]. Для того, чтобы население принимало участие в решении вопросов местного значения через Интернет, во-первых, жители города должны знать о том какие формы участия существуют, во-вторых, как эти формы реализуются в электронной форме.

В период с 16-18 мая 2016 года авторами было проведено анкетирование взрослого населения Екатеринбурга на тему «Информированность населения города Екатеринбурга о формах участия в местном самоуправлении».

Исследование, показало, что 73,5 % респондентов считают Интернет удобным источником информации о формах участия городской общности в местном самоуправлении.

Мы задали респондентам ряд вопросов, связанных с организационно-процедурными моментами участия в местном самоуправлении через конкретную форму. На вопрос «Где размещается объявление о проведении публичных слушаний?» респонденты указали газету «Вечерний Екатеринбург» (21,8 %), Официальный портал Екатеринбурга (39 %), Официальный сайт Екатеринбургской городской Думы (26,5 %). 25 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос. Среди ответов также прозвучали Официальная группа Вконтакте «Екатеринбург» (5,3 %), Вестник Екатеринбургской городской Думы (6,6 %) и Информационные стенды в здании Администрации города (15,9 %). Подобный плюрализм

ответов скорее похож на логическое предположение правильного ответа. Сроки рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления не знают 563 % респондентов. Вопрос «Какова минимальная численность инициативной группы, выступающей с правотворческой инициативой, в Екатеринбурге?» вызвал трудности. Только 9,3 % респондентов смогли указать цифру верно, 48,3 % затруднились с ответом (рис. 1).

Такие результаты не только демонстрируют не знание жителей территории о процедуре реализации правотворческой инициативы, но и подтверждают, что практики участия территориальной общности в местном самоуправлении через эту форму нет.

В 2011 году на Информационном портале города начал работу сервис «Я предлагаю!». Зарегистрированные посетители портала имеют право отправить Администрации свое предложение касательно всех сфер жизнедеятельности местного сообщества, а также проголосовать за понравившееся предложение. За время работы сервиса поступило 570 предложений от жителей города. Из них ответ от официальных лиц получили 12, а одобрение с пометкой «Администрация будет делать» - 8 (рис. 2).

Администрацией города были приняты меры по реализации предложений, которые получили одобрение. На Официальном портале города был опубликован отчет о действиях Администрации города по реализации только одного предложения граждан - о восстановлении части пандуса на Плотинке, уничтоженного неизвестными вандалами. Стоит отметить, что с 2014 по апрель 2017 года от жителей города поступило 1 предложение. Ни ответа со стороны Администрации, ни голосов пользователей Интернет-портала обращение не получило.

Периодически Администрация города Екатеринбурга призывает граждан высказать мнение по поводу

0,7 . 25,8 ^ 5 % от жителей города, обладающих избирательным правом 400 жителей города, обладающих избирательным правом Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Какова минимальная

48,3 У//// 300 жителей города, обладающих численность

избирательным правом инициативной

4 % от жителей, обладающих группы, выступающей

избирательным правом с правотворческой

инициативой,

<х>&<9о< ■ Затрудняюсь ответить в Екатеринбурге?», %

ЗОоо ■ Свой ответ (можно было выбрать один вариант ответа)

Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

проведения общегородских мероприятий или разработать предложения относительно названий общегородской инфраструктуры.

Кроме этого, жители города могут направить обращение в виде электронного документа через электронные приемные на официальных сайтах или по электронной почте. За I полугодие 2017 года больше всего обращений поступило именно в электронном виде «Посредством электронной приемной поступило 43 % от общего количества обращений граждан-физических лиц в Администрацию и ее органы и 56 % обращений в адрес главы Администрации и его заместителей» [11].

Результаты опроса показали, что к местным источникам информации обращаются 82,1 % респондентов. В первую тройку вошли: Радио (35,1 %), Информационный портал Екатеринбурга (www.ekburg.ru) (33,8 %) и Официальный портал Екатеринбурга (екатеринбург.рф) (32,5 %). На Официальном городском портале существуют подраздел «ТОСы» в разделе «Официально», где размещены: общая информация об этой форме; положение «О порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; реестр территориального общественного самоуправления (ТОС) в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Подраздел «Обращение граждан» находится в разделе «Официально», где представлены: Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59 (в ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»; Информация о работе с обращениями граждан, поступившими в Администрацию города Екатеринбурга; справочная информация о работе с обращениями граждан в Администрации

Получили Одобрено

ответ Администрацией

2'2 1 1,4

Без ответа

96,4

Рис. 2. Диаграмма результатов рассмотрения

Администрацией города предложений жителей,

направленных через сервис «Я предлагаю!», %

города. Стоит отметить, что на сайте представлена полная информация о такой форме самоуправленческой активности как обращения граждан. Также в разделе «Официально» существует ссылка на раздел «Публичные слушания», где размещены постановления о проведении публичных слушаний по разным вопросам, включающие в себя объявление о публичных слушаниях, протоколы и всю необходимую дополнительную информацию по обсуждаемому вопросу.

На Информационном портале Екатеринбурге существуют ссылки на официальные представительства портала на других сайтах. Социальная сеть «Вкон-такте» является одной из самых популярных социальных сетей современности. Обратимся к официальной группе Екатеринбурга в социальной сети «Вконтакте» -«Екатеринбург» (https://vk.com/ekb). Вся информационная наполняемость группы сведена к дублированию некоторых новостей с Информационного портала со ссылкой на первоисточник. Представлены ссылки на Официальный портал Екатеринбурга, официальное сообщество на facebook и в Одноклассниках. Подписчики практически не «лайкают», не делают репо-сты понравившихся записей со стены сообщества и не оставляют комментариев. В рамках общения в социальных сетях это говорит, прежде всего, о том, что размещенная в сообществе информация не вызывает интереса у Интернет-пользователей. Вероятней всего, это связано с «бедным» информационным наполнением сообщества. В группе отсутствует какая-либо информация, кроме новостей, о деятельности органов местного самоуправления и о формах участия населения в местном самоуправлении. Принять участие в решении вопросов местного значения через настоящую группу местные пользователи сети не могут. Однако, численность подписчиков с каждым годом увеличивается, в настоящий момент (ноябрь 2017 года) она составляет 88 888 человек, в сравнении с другими неофициальными группами про Екатеринбург, созданными в социальной сети «ВКонтакте» это, конечно, достаточно малочисленное сообщество.

Популярностью в социальной сети «ВКонтакте» пользуется сообщество «[ТЕ] Типичный Екатеринбург», которое по состоянию на конец ноября 2017 года имеет 423 064 подписчика. Участники паблика регулярно публикуют информацию о происшествиях на улицах города, высказывают мнения о городских проблемах, обсуждают городские новости и т.д. Однако, несмотря на видимую активность, все идеи и предложения остаются на уровне обсуждений, критики, мнений, по большей мере не доходят до каких-то реальных действий.

Локальная самоорганизация членов городской общности происходит в рамках деятельности территориального общественного самоуправления. В сети

Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

Интернет удалось найти сайт ТОС «Академический», который стал юридическим лицом в ноябре 2015 года. Основной целью деятельности ТОСа является участие жителей в непосредственном управлении микрорайоном «Академический» [12]. На сайте представлены учредительные документы, краткое описание направлений деятельности, а также возможности оказания финансовой помощи деятельности ТОСа. Новостная информация на сайте регулярно обновляется. В социальных сетях никакой активности пока нет. Однако, ТОС «Академический» вселяет надежду на развитие территориального общественного самоуправления в городе. Исходя из контента и функционала Интернет-сайта, можно сделать вывод, что ресурс создан для информирования локальной общности Академического о деятельности ТОСа и молодежного движения «Академ».

Таким образом, мы видим, что участие в местном самоуправлении через Интернет вызывает интерес у населения, однако наблюдается низкий уровень информированности городской общности о формах самоуправленческой активности. Связано это, прежде всего, с недостаточным информационным обеспечением местного самоуправления в Екатеринбурге. Результаты нашего опроса показывают, что больше половины жителей не знает, что же такое местное самоуправление и ассоциирует его исключительно с деятельностью органов местного самоуправления. Больше половины жителей не знает сроков рассмотрения обращения граждан, минимальной численности инициативной группы, выступающей с правотворческой инициативой, как проводится опрос граждан по вопросам местного значения, а также что такое территориальное общественное самоуправление. Несмотря на то, что только 48,3 % респондентов оценили свой уровень информированности как «низкий», необходимость повышать уровень отметили 86,1 %.

Для улучшения информационного обеспечения местного самоуправления необходимо модернизировать Информационный портал путем создания специального раздела на сайте, посвященного исключительно участию граждан в решении вопросов территориального значения. Концентрированно и оперативно размещать там информацию о всех формах участия. Кроме этого, целесообразно запустить на сайте работу Онлайн-консультанта «Екатерина», который будет в режиме online отвечать на вопросы зарегистрированных пользователей официальных Интернет-ресурсов города.

Мы наблюдаем, что в Екатеринбурге городская общность не использует потенциал Интернет-пространства для проявления самоуправленческой активности. Необходимо возобновить работу сервиса «Я предлагаю!» на информационном портале города.

Во-первых, передать всю содержательную работу с сервисом отделу по работе с обращениями граждан Администрации города. Во-вторых, прописать на сайте всю необходимую информацию о функционировании сервиса: тематику возможных предложений (компетенция Администрации города, чтобы население имело представления о возможностях органа местного самоуправления реализовать то или иное предложение); условия обратной связи (в каких случаях обязательно дается ответ официальных лиц: критерий отбора предложений сотрудниками Администрации); возможность отслеживать результаты одобренных предложений (одобренные предложения должны реализовываться силами органов местного самоуправления и население должно иметь возможность отследить на каждой стадии процесс исполнения; важным звеном здесь является освещение результата совместных усилий населения и органов местного самоуправления). В случае, если предложение набирает 1000 голосов населения (взять в основу работу Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», соотношение рассмотрение российской инициативы на федеральном уровне: при численности населения России 146 267 288 чел., необходимым количеством голосов «ЗА» является 100 000, что в процентном соотношении составляет 0,06836 % от всех жителей страны), то оно обязательно рассматривается представителями местной власти. Таким образом, если численность населения Екатеринбурга составляет 1 455 904 чел., то количество необходимых голосов может составлять - 1000 чел., проживающих на территории муниципального образования. В случае, если предложение жителя города наберет 1000 «лайков» от других жителей, то оно в обязательном порядке рассматривается Администрацией города, после чего дается письменный ответ о его принятии или отказ с разъяснениями причин отсутствия возможности реализовывать данное предложение. На сегодняшний день ни одно предложение граждан не набрало 1000 голосов, есть только одно предложением, которое набрало 786 голоса. Однако, как только жители города будут уверены, что от «лайки» предложения зависит судьба идеи, их количество в разы увеличится.

На Информационном и Официальном порталах города целесообразно будет создание раздела, посвященного участию граждан в местном самоуправлении. Так, например, на сайте Тобольской городской Думы (http://dumatobolsk.ru) есть раздел «Гражданская активность», где представлены возможные формы активности населения территории по решению вопросов местного значения. Таким образом, в подразделе «Правотворческая инициатива граждан» будут размещены: Положение «О порядке осуществления правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург», аналитическая информация

Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

о практике участия населения в этой форме участия в местном самоуправлении. В подразделе «Территориальное общественное самоуправление» будет размещена следующая информация: Положение «О порядке организации и осуществления Территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; перечень действующих Советов ТОС на территории города; Уставы ТОС; Постановление Администрации города Екатеринбурга от 30 сентября 2015 года № 2719 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» социально ориентированным некоммерческим организациям»; объявления о начале приема заявок для участия в конкурсе на предоставление субсидий; Решение Екатеринбургской городской Думы от 6 декабря 2011 года № 78/50 «Об утверждении Положения «Об оказании имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»; указаны структурные подразделения органов местного самоуправления, которые в рамках своих полномочий осуществляют взаимодействие с ТОСами (так, например, в Администрации города Екатеринбурга это отдел по работе с общественностью Информационно-аналитического департамента); ссылки на существующие ТОСы города в Интернете (сайты, группы в социальных сетях и т.д.); информация о деятельности ТОСов, включающая как новостную информацию, так и отчетные материалы; актуальная информация для ТОСов (конкурсы, акции, мероприятия).

В подразделе «Публичные слушания» размещены: Положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; Постановления о назначении публичных слушаний; итоговый протокол публичных слушаний; результаты публичных слушаний, решение органов местного самоуправления по итогам обсуждения; фотоматериалы о прошедших публичных слушаниях; объявления о проведении публичных слушаний. Мы предлагаем разместить «Календарь публичных слушаний» на сайте, где будут отражаться ближайшие публичные слушания, а при наведении курсором мышки на конкретную дату будет выплывать диалоговое окно, в котором будут указаны: дата, время, место проведения публичных слушаний, вопрос, по которому проводится публичное обсуждение и ссылка на Постановление Главы Екатеринбурга о проведении публичных слушаний. Также необходимо размещать информацию о публичных слушаниях, которые проводятся Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в градостроительной сфере.

В подразделе «Опрос граждан»: Положение «О порядке проведения опроса граждан

в муниципальном образовании «город Екатеринбург»; информация о проводимых опросах граждан по вопросам местного значения; статистическая информация результатов опросов граждан; протоколы по итогам опроса; решение, принятое органом местного самоуправления с учетом результата проведенного опроса граждан по вопросам местного значения.

В подразделе «Обращения граждан»: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; ссылки на сервисы, которые работают на сайте по предложениям, жалобам и заявлениям; справочная информация о работе структурных подразделений органов местного самоуправления с обращениями граждан (ссылка на Интернет-приемную; графики приема граждан; ежемесячные и ежегодные отчеты о работе с обращениями граждан). Важную и актуальную информацию, например, объявления или анонсы конкурсов, нужно выносить на главную страницу портала.

Также мы предлагаем запустить на Информационном портале Екатеринбурга онлайн-консультиро-вание. Муниципальные информационные ресурсы не должны ограничиваться только функцией размещения информации о городе, они должны служить информационной площадкой для взаимодействия населения и представителей местной власти. Онлайн-консуль-тант «Екатерина» на Информационном портале сможет предоставлять зарегистрированным пользователям сайта необходимую информацию или сориентировать где можно ее найти. Такой муниципальный помощник поможет пользователям сайта найти кабинет нужного специалиста в Администрации города, проконсультирует по поводу того, куда стоит обратиться с вашим вопросом или проблемой, чтобы сэкономить время граждан и сотрудников Администрации. Местные Интернет-пользователи смогут получить информацию о формах участия населения в местном самоуправлении и познакомиться с разделами городского сайта, где представлены подробные сведения о возможностях жителей Екатеринбурга участвовать в управлении своим муниципальным образованием. Также можно будет узнать новости из жизни города, получить справочную информацию о предстоящих в городе событиях и мероприятиях. Через онлайн-консультант «Екатерина» можно будет оставить информационный запрос, на который в течение 5 рабочих дней придет ответ на электронную почту. Для отправки запроса нужно будет заполнить простую форму, указав свои ФИО, адрес электронной почты и сам вопрос. В случае, если информационный запрос будет предполагать необходимость взаимодействия с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти или иными организациями, то пользователь получит уведомление о том, что его запрос будет рассматриваться

Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

в порядке рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления. «Екатерина» сможет оказать помощь в составлении обращения и сориентировать, куда следует его направить, чтобы оно дошло «по адресу». Также муниципальный помощник «Екатерина» будет предоставлять любую другую интересующую зарегистрированных пользователей информацию.

С точки зрения решения расширения механизмов проявления самоуправленческой активности городской общности в Интернете интересен опыт Москвы, где создан портал «Москва наш город» (http://gorod. mos.ru). Каждый месяц на главной странице портала обозначены пять проблемных тем месяца, по которым можно оставить сообщения. Так, например, можно сообщить о поврежденных/неправильно установленных дорожных знаках, неубранной территории, неубранном подъезде и т.д. Существует возможность сообщить о других проблемам по 24 предложенным рубрикам. Так, исходя из статистики портала, который функционирует с 2011 года, на портале зарегистрировано 1096572 пользователя, решено 2051199 проблем [13]. В интернете можно встретить множество отзывов о деятельности портала, есть те, кто упрекает разработчиков в создании иллюзии решения городских проблем, есть те, кто уверен, что проблемы все-таки решаются. Однако не стоит отрицать интересного концептуального подхода к решению проблем конкретного территории совместно с жителями города. Портал существует уже около 6 лет и постоянно совершенствуется, и модернизируется, учитывая тенденции развития территории. На портале размещается информация об ответственных органах власти за решение обозначенных проблем. Кроме этого, на портале имеется фотоотчеты о проделанной работе органов исполнительной власти по устранению обнаруженных жителями проблем. Такой региональный опыт интересен и приемлем, особенно для крупнейших и крупных городов России, где большая удаленность от центральной части влияет на развитие территории периферии.

Обращения граждан сегодня уже доступны в электронной форме, и опыт оказался весьма удачным и востребованным. Возможность для участия в публичных слушаниях online. За 2-5 дней до начала проведения публичных слушаний на Информационном портале должна открываться регистрация участников публичных слушаний в online-режиме. Авторизация пользователи смогут получить путем регистрации на портале и заполнении анкеты, включающую фотографии, ФИО, дату рождения, прописку и паспортные данные. В день проведения публичных слушаний, а специальном режиме «участник публичных слушаний» будет открыт доступ для зарегистрированных жителей Екатеринбурга. В процессе публичных слушаний будет доступна форма «вопрос-ответ», в рамках

которой сетевые участники будут иметь возможность задать вопрос представителям органов местной власти или другим выступающим участникам публичных слушаний. По завершению публичных слушаний online-участники смогут принять участие в итоговом голосовании и х голоса будут учтены в итоговом протоколе и впоследствии повлияют на решение представителей органов местного самоуправления при решении рассматриваемого вопроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. А если без интернета?! Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3346 от 7 апреля 2017 г. [электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148 (дата обращения: 11.11.2017).

2. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г № 59-ФЗ (ред. от 3 ноября 2015 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. системы «Кон-сультантПлюс».

3. Белянцев А. Е., Лымар А. В. Интернет-пространство как фактор модернизации институтов гражданского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6-1. С. 284-288.

4. Маклашин И. С., Соколов А. В. Сетевая гражданская активность в современной России // Вестник Костромского государственного университета. 2013. № 6. С. 159-160.

5. Соколов А. В., Фролов А. А. Условия гражданской активности в Интернете // Материалы Третьей Международной научно-практической конференции «Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISc-14)». М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. С. 290-294.

6. Обидин Н. А. Проблемы гражданской активности в Интернете // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 1(42). С. 162-173.

7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ (в ред. от 30 октября 2017 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Крамаренко С. В. Развитие институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении: теоретико-правовые и прикладные аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Воронеж, 2013. 234 с. [электронный ресурс] URL: http://test.ssla.ru/dissertation/dissert/13-03-2014-1d. pdf (дата обращения: 11.11.2017).

9. Быстрянцев С. Б. К определению дефиниции территориальная социальная общность // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2(24). С. 19-26.

Зерчанинова Т. Е., Тарбеева И. С.

10. Гаврин А. С., Попкова А. А. Информационное обеспечение местного самоуправления как фактор повышения самоуправленческой активности горожан // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 3. С. 17-21.

11. Информация о работе с обращениями граждан, поступившими в Администрацию города Екатеринбурга в I полугодии 2017 года [электронный ресурс]. URL: https://екатеринбург.рф/официально/обращения/ инфо?посасЬе=гие (дата обращения: 12.11.2017).

12. Информация о ТОС «Академический» [электронный ресурс] URL: http://akademtos.ru/ (дата обращения: 24.11.2017).

13. Наш город Москва [электронный ресурс]. URL: http:// gorod.mos.ru/index.php (дата обращения: 26.11.2017).

References:

1. And if without the Internet ?! Press-release of All-Russian Public Opinion Research Center № 3346 of April 7, 2017 [e-resource]. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116148 (date of reference 11.11.2017).

2. On the procedure for considering applications from citizens of the Russian Federation: Federal Law of 2 May 2006 № 59-FL (as amended on 3 November 2015). The document was not published. Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus".

3. Belyantsev A. E., Lymar A. V. Internet space as a factor in the modernization of civil society institutions // Vestnik of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. 2012. № 6-1. Pp. 284-288.

4. Maklashin I. S., Sokolov A. V. Network Civic Activity in Contemporary Russia // Vestnik Kostroma State University. 2013. № 6. Pp. 159-160.

5. Sokolov A. V., Frolov A. A. Conditions of civic activity on the Internet // Proceedings of the Third International

Scientific and Practical Conference "Social Computing: Foundations, Technologies of Development, Social and Humanitarian Effects (ISc-14)". Moscow: MGU State University. M.A. Sholokhov, 2014. Pp. 290-294.

6. Obidin N. A. Problems of civic activity on the Internet // The Caspian region: politics, economy, culture. 2015. № 1 (42). Pp. 162-173.

7. On general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law № 131-FL of 6 October 2003 (as amended on 30 October 2017). The document was not published. Access from the ref.-legal system "ConsultantPlus".

8. Kramarenko S. V. Development of institutions of direct democracy in local self-government: theoretical and legal and applied aspects. Diss. Candidate of Legal Sciences. Voronezh, 2013. [e-resource] URL: http://test.ssla.ru/dis-sertation/dissert/13-03-2014-1d.pdf (date of reference 11.11.2017).

9. Bystryantsev S. B. Definition of the definition of territorial social community // Theory and practice of service: economics, social sphere, technology. 2015. № 2 (24). Pp. 19-26.

10. Gavrin AS, Popkova AA Informational support of local self-government as a factor in increasing the self-management activity of townspeople // Izvestiya Vysshikh Ucheb-nykh Zavedenii. Sociology. Economy. Policy. 2013. № 3. Pp. 17-21.

11. Information on the work with citizens' appeals received by the Administration of the city of Yekaterinburg in the first half of 2017 [e-resource]. URL: https: //eKarepHH6ypr.p$/ official / conversations/info? Nocache = true (date of reference 12.11.2017).

12. Information on TOC "Academic" [e-resource]. URL: http://akademtos.ru/ (date of reference 24.11.2017).

13. Our city Moscow [e-resource]. URL: http://gorod.mos.ru/ index.php (date of reference 26.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.