m <
m О
<
Александров А. А., Тарбеева И. С.
Гражданское участие в местном самоуправлении
Александров Александр Александрович
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС (Екатеринбург) Директор
Доктор философских наук, доцент director@ui .ranepa.ru
Тарбеева Ирина Сергеевна
Уральский институт управления — филиал РАНХиГС (Екатеринбург),
Специалист кафедры регионального и муниципального управления 5 [email protected]
РЕФЕРАТ х
Статья посвящена исследованию уровня информированности и практики участия на- ^
селения города Екатеринбурга в местном самоуправлении. Информированность на- ^
селения о формах участия в местном самоуправлении является одним из основных <
факторов, оказывающих влияние на гражданскую активность на местах. В исследо- щ
вании использовался комплекс базовых социологических методов: анкетный опрос ^
взрослого населения города Екатеринбурга, две фокус-группы, анализ официальных о
документов и информации о формах участия населения в осуществлении местного ^
самоуправления на официальных сайтах города Екатеринбурга. В результате иссле- ш
дования выявлен низкий уровень информированности населения города о формах н-
участия в местном самоуправлении и низкий уровень гражданского участия. Интернет cl
является самым удобным для населения источником информации, однако на офици- ^
альных сайтах мало информации о формах гражданского участия в местном само- ^
управлении. Авторы статьи сформулировали предложения по повышению информи- о рованности населения Екатеринбурга о формах участия населения в местном самоуправлении.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
местное самоуправление, местное сообщество, гражданское участие, обращения граждан, публичные слушания, территориальное общественное самоуправление, опрос граждан
Alexandrov A. A., Tarbeeva I. S.
Civic Participation in Local Government Alexandrov Alexander Aleksandrovich
ural institute of Management — branch of the RANEPA (Yekaterinburg) Director
Doctor of Science (Philosophy), associate Professor director@ui .ranepa.ru
Tarbeeva Irina Sergeevna
u ral institute of Management — branch of the RANEPA (Yekaterinburg) Specialist of the Chair of regional and Municipal Management [email protected]
ABSTRACT
Article is devoted to a research of level of awareness and practice of participation of the population of the city of Yekaterinburg in local government. Awareness of the population about forms of participation in local government is one of the major factors exerting impact on civil activity of local community. Article purpose — to identify the level of awareness and participation of the population of the city of Yekaterinburg in local government and to develop proposals for their improvement. This article is prepared on the basis of results of the empirical sociological research conducted by
m
<
authors in May, 2016. In a research the complex of basic sociological methods was used: questionnaire of adult population of the city of Yekaterinburg on the sample representing the city's population by age and sex (the volume of a sample — 400 people), two focus groups (members of the first focus group were young people aged 18 to 30 years, participants in the second — the middle-< aged 31-40 years), the analysis of official documents and information on forms of participation of
m the population in local government on the official websites of the city of Yekaterinburg. Authors have
o developed a diagnostic technique which has allowed to reveal the level of awareness of the popu-
lo lation of forms of participation of the population of the city of Yekaterinburg in local government.
o Authors have obtained empirical data on practice of civil participation in local government and have
x revealed problems which interfere with civil participation in local government. As a result of survey
^ and focus groups the low level of awareness of the population of forms of participation of the
^ population of the city of Yekaterinburg in local government is revealed. The Internet is information
^ source, most convenient for the population, however not enough information on forms of civil
participation in local government is posted on the official sites of the city of Yekaterinburg. Authors of article have formulated offers on increase in awareness of the population of Yekaterinburg of ^ forms of participation of the population in local government.
uj KEYWORDS
5Ï local government, local community, civic participation, treatment of citizens, public hearings,
m territorial public self-government, citizen survey
^ Местное самоуправление является самым близким к народу уровнем власти. Оно
0 призвано решать самые разнообразные вопросы местного значения, реализовывать
1 муниципальный интерес местного сообщества. «Принадлежность к местному сот обществу, осознание его проблем и интересов оказывают существенное влияние о на гражданскую активность по месту жительства. Следовательно, местное само-
< управление представляет собой сферу, где гражданская активность может опти-
>
о
мально соотнести имеющиеся проблемы и ресурсы, стать условием эффективного О развития самого поселения» [5, с. 74].
На наш взгляд, это возможно только на основе партнерского взаимодействия органов местного самоуправления и населения. «Там, где власти стремятся контролировать сферу гражданских инициатив, мы имеем негативные последствия — отказ жителей от разных форм гражданского участия, признание его неэффективным» [1, с. 56]. Но не только местная администрация должна эффективно выполнять свои функции, но и местное сообщество должно проявлять гражданскую активность, участвуя в местном самоуправлении, решая социальные и экономические проблемы территории, на которой оно проживает. «Эффективность местного самоуправления в большей мере, чем эффективность государства, определяется степенью участия в нем людей» [3, с. 71].
Население является не только получателем муниципальных услуг, оно имеет право управлять территорией непосредственно или через органы местного самоуправления. Под гражданским участием в местном самоуправлении мы понимаем деятельность местного сообщества по решению вопросов местного значения на конкретной территории, осуществляемая через формы, установленные законодательством, результат которой носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления. В российском законодательстве установлен перечень форм участия населения в местном самоуправлении: правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, собрания и конференции граждан, публичные слушания, опросы граждан по вопросам местного значения и обращения граждан в органы местного самоуправления1. Решения, принятые
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.
населением в рамках этих форм, носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления. «Особенности участия граждан в политическом процессе и их взаимодействия с властью могут сказать значительно больше о возможностях для демократического развития, нежели данные о формальных институтах» [4, с. 70].
Однако, как показывают исследования, население слабо информировано о сво- о их правах и возможностях участия в осуществлении местного самоуправления [8, 1 с. 2], уровень информированности о формах участия в местном самоуправлении ° у населения крайне низок [6, с. 9]. Основные проблемы взаимодействия местной ^ власти и населения при решении вопросов муниципального образования появля- ^ ются от слабого учета первой интересов граждан, ее недостаточной информаци- ш онной открытости, от пассивного поведения, низкого уровня правовой культуры >™ и иждивенческих настроений в гражданской среде [2, с. 98]. Таким образом, от- 2 крытость органов власти и информированность населения о возможности участво- ^ вать в местном самоуправлении являются факторами, оказывающими влияние на ш взаимоотношения населения с местной властью и на гражданскую активность на 5; местах, и требуют детального исследования. ^
Статья подготовлена на основе результатов эмпирического социологического ™ исследования, проведенного авторами в мае 2016 г. В исследовании использовал- ^ ся комплекс базовых социологических методов: анкетный опрос взрослого насе- ^ ления города Екатеринбурга по выборке, репрезентирующей население города по о полу и возрасту (объем выборочной совокупности составил 400 человек), две ^ фокус-группы (участниками первой фокус-группы были молодые люди в возрасте т от 18 до 30 лет, участниками второй — люди среднего возраста 31-40 лет), анализ о официальных документов и информации о формах участия населения в осущест- < влении местного самоуправления на официальных сайтах города Екатеринбурга. ^ Дополнительно нами использовались материалы исследований об уровне граждан- о ской активности населения, опубликованные в научных изданиях.
Предметом обсуждения фокус-групп была практика участия горожан в осуществлении местного самоуправления в разных формах. Среди участников молодежной фокус-группы только один человек принимал участие в публичных слушаниях, и почти все участники второй фокус-группы имели опыт участия в местном самоуправлении, преимущественно через обращения граждан в местные органы власти:
• «Я обращался в районную администрацию, ответ получил в течение 30 суток, но проблема не была решена» (мужчина, 33 года);
• «Обращалась по поводу дорог в районную администрацию, мне сказали: „Мы этим не занимаемся, обратитесь в другое место". Я не захотела дальше этим заниматься, я думала, что достаточно того, что я один раз обратилась, и они должны были принять какие-то меры» (женщина, 32 года).
Анкетирование показало, что 42% респондентов никогда не принимали участие в местном самоуправлении ни в одной форме, 31% принимали участие в собраниях граждан, 19% использовали такую форму гражданского участия, как обращения граждан (табл. 1).
По данным, полученным С. Г. и И. А. Климовыми, граждане считают обращения граждан и участие в публичных слушаниях способами влияния на местную власть: «Граждане видят следующие способы влияния для решения проблем города: 26% — коллективные письма, обращения; 20% — участие в общественных слушаниях; 17% — обращения в территориальные органы местного самоуправления» [1, с. 54].
Предметом анкетного опроса была информированность населения города Екатеринбурга о формах участия в местном самоуправлении. Мы предложили респондентам оценить свой уровень информированности о формах участия в местном
со <
со О
Таблица 1
через какую форму вы принимали участие в местном самоуправлении? (возможно несколько вариантов ответа)
Формы участия населения в местном самоуправлении % от числа опрошенных
Публичные слушания 14
Собрания граждан 31
Территориальное общественное самоуправление 3
Опрос граждан по вопросам местного значения 13
Обращения граждан 19
Конференции граждан 2
Правотворческая инициатива 2
Не принимал(а) участие 42
Всего: 126
< сг
< >
о о
самоуправлении. Почти половина (48%) респондентов оценивают свой уровень информированности как «низкий» и признают, что ничего не знают о формах и алгоритме участия в местном самоуправлении (табл. 2).
Участники фокус-групп также считают, что население плохо информировано о своих возможностях участвовать в решении вопросов местного значения, и это является одной из главных причин гражданской пассивности:
• «Люди не всегда хорошо информированы о возможностях участия, и сами местные власти не заинтересованы в том, чтобы население принимало участие» (мужчина, 23 года);
• «Не понятен алгоритм участия, куда и как можно обратиться» (мужчина, 33 года);
• «Нужно быть очень стойким, чтобы участвовать в местном самоуправлении» (женщина, 30 лет).
Мы задали респондентам ряд вопросов, выявляющих их информированность о конкретных формах гражданского участия. На вопрос «Где размещается объявление о проведении публичных слушаний?» 25% респондентов затруднились ответить. Остальные указали газету «Вечерний Екатеринбург» (22%), официальный портал Екатеринбурга (39%), Официальный сайт Екатеринбургской городской Думы (27%), официальная
Таблица 2
Как вы оцениваете свой уровень информированности о формах участия в местном самоуправлении?
Уровень информированности % от числа опрошенных
Высокий (я знаю формы и алгоритм участия в местном самоуправлении) 1
Средний (я частично знаю формы и алгоритм участия в местном самоуправлении) 42
Низкий (я ничего не знаю о формах и алгоритме участия в местном самоуправлении) 48
Затрудняюсь ответить 9
Всего: 100
1 Положение «О порядке осуществления правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании „город Екатеринбург"» [Электронный ресурс]. URL: www.egd.ru/files/ duma/z4_19/9_19_1.doc (дата обращения: 29.08.2016).
2 Положение «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании „город Екатеринбург"» [Электронный ресурс]. URL: www.egd.ru/files/duma/z4_19/10_19_1.doc (дата обращения: 29.10.2016).
со
группа Вконтакте «Екатеринбург» (5%), Вестник Екатеринбургской городской Думы (7%) и информационные стенды в здании Администрации города (16%).
Сроки рассмотрения обращения граждан в органы местного самоуправления не знают 56% респондентов.
Правильно ответить на вопрос «Какова минимальная численность инициативной группы, выступающей с правотворческой инициативой, в Екатеринбурге?» не смогли о 91% респондентов. В Положении «О порядке осуществления правотворческой ини- 1 циативы граждан в муниципальном образовании «город Екатеринбург»1 установлена ° минимальная численность группы — 300 человек. Только 9% респондентов смогли ^ указать цифру верно. Такие нормы знать необходимо для того, чтобы иметь возмож- ^ ность реализовать свое право на участие в осуществлении местного самоуправления. ш Несмотря на то, что 56% респондентов знают, что территориальное общественное >™ самоуправление (ТОС) может существовать в пределах квартала города, большинство 2 участников фокус-групп не знают о том, какие именно функции оно выполняет. ^ Только один представитель молодежи сталкивался с ТОС, остальные участники обе- ш их фокус-групп сказали, что не слышали о ТОС по месту жительства и не принима- 5; ли участие в нем: ^
• «А что это такое? Это, то же самое, что и ТСЖ? У нас раньше был Совет старше- ™ классников района, это считается общественным территориальным самоуправле- ^ нием?» (женщина, 22 года); ^
• «У меня создается впечатление, что участниками ТОСов являются только пен- о сионеры и если эта форма будет развиваться, то вопросы местного значения ^ будут решать пенсионеры, исходя из своих интересов» (женщина, 30 лет). т О процедуре проведения опроса граждан по вопросам местного значения в Ека- о
теринбурге не знают 85% респондентов, из них 36% полагают, что опрос проходит < следующим образом: «На информационном портале города размещается вопрос, ^ и все зарегистрированные пользователи имеют право ответить». Это неверное пред- о ставление об организации опросов населения муниципального образования по вопросам местного значения. На официальном портале города могут размещаться самые разнообразные вопросы. Например, перед празднованием Дня Победы на сайте был размещен вопрос: «Рассказываете ли вы своим детям о Великой Отечественной войне?». Но если говорить о проведении опросов населения как о форме участия населения в осуществлении местного самоуправления, то их порядок определен в Положении «О порядке проведения опроса граждан в муниципальном образовании „город Екатеринбург"»: «Опрос проводится путем поименного голосования по месту жительства участников опроса в течение одного или нескольких дней путем сбора подписей в опросном листе»2. Необходимо также отметить, что в данном случае речь не идет о социологических опросах.
Информировать население о возможностях и правах граждан принять участие в решении вопросов местного значения должны органы местного самоуправления. Это является одним из показателей открытости органов власти. Однако на практике оказывается, что население плохо информировано о конкретных формах участия в местном самоуправлении или даже не знает об их существовании.
Среди удобных источников информации о формах участия в местном самоуправлении несомненным лидером является Интернет, его выбрали 74% респондентов. Одним из самых популярных источников информации является Интернет. Жители
города, особенно молодежь, используют его как основной источник информации о происходящих в мире, стране, регионе и городе событий. Анкетирование показало, что Информационный портал Екатеринбурга (http://www.ekburg.ru/) периодически посещают 34% респондентов, а Официальный портал Екатеринбурга (екате-ринбург.рф) — 33%.
0 Во время фокус-групп горожане поделились своими впечатлениями от посеще-
1 ния официального портала Екатеринбурга:
° • «Раньше заходила постоянно, так как этого требовала профессия. Я считаю, что | население не доверяет сервисам, которые работают на сайте. Большинство ^ информации написано официальным, формальным языком, который непонятен ш гражданам» (женщина, 22 года);
>х • «С точки зрения пользования там все очень неудобно» (мужчина, 43 года);
2 • «Я часто посещаю порталы, хотя найти там информацию трудно. Мне даже при-^ шлось обращаться в органы местного самоуправления, чтобы мне дали ссылку ш на страницу сайта, где я могу найти необходимую информацию» (женщина, ^ 30 лет).
^ Мы решили сделать анализ содержания этих информационных ресурсов для ™ поиска информации о формах участия населения в местном самоуправлении. ¡^ Анализ показал, что на информационном портале города отсутствуют разделы ^ или ссылки на разделы других сайтов о конкретных формах участия населения
0 в местном самоуправлении, кроме такой формы, как обращения граждан. На сай-
1 те размещены: ссылка на сервис «Я предлагаю!», где каждый может высказать т свое предложение по улучшению жизни города; ссылка на «Одно окно обращений», о с помощью которого можно подать обращение в орган власти Российской Феде-< рации, Свердловской области и Екатеринбурга; информация о круглосуточном ^ телефоне Администрации города Екатеринбурга для приема обращений граждан. о Обсудить проекты развития уральской столицы посетители портала могут в разделе «Обсуждение проектов», где представлены разработки активных граждан, общественных деятелей, местной администрации. Однако самого обсуждения в разделе не происходит. В среднем можно встретить 2-3 комментария на каждый проект от жителей города. Возможно, это связано с отсутствием обратной связи. Горожане оставляют свои комментарии, замечания, предложения, а учитываются ли они и вносятся ли какие-то изменения в проекты, на странице раздела не указано.
Нами была также выявлена проблема несвоевременного обновления некоторой информации, представленной на сайте. Например, все статистические данные датируются 2011 г., архив Вестника Екатеринбургской городской Думы размещен только за 2009 и 2010 гг., в то время как сам Вестник издается с 1998 г. Информация по обращениям граждан не представлена в динамике, отчеты удаляются со страницы, и отсутствует ссылка на веб-страницы, где они хранятся. Также отсутствуют проекты по каждой программе «Стратегического плана развития муниципального образования „город Екатеринбург" до 2020 года».
На официальном портале города в разделе «Официально» представлены ссылки на некоторые нормативные правовые акты, но отсутствует ссылка на Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является основным документом, регулирующим местное самоуправление в России и формы участия населения в нем.
Особенно детально мы проанализировали содержание тех разделов портала, где размещена информация о формах участия населения в местном самоуправлении. На портале существуют подразделы «ТОСы» и «Обращение граждан». Стоит отметить, что на сайте представлена полная информация о такой форме участия населения в местном самоуправлении, как обращения граждан. Также в разделе
«Официально» существует ссылка на раздел «Публичные слушания», где размещены постановления о проведении публичных слушаний по разным вопросам, включающие в себя объявление о публичных слушаниях, протоколы и всю необходимую дополнительную информацию по обсуждаемому вопросу. Информация о других формах участия населения в местном самоуправлении отсутствует.
Таким образом, информационный и официальный порталы города недостаточно о информируют жителей города о формах гражданского участия в местном самоуправ- 1 лении. У посетителей порталов возникают трудности с поиском необходимой ин- ° формации, что сказывается на общем впечатлении от посещения порталов. Стоит ^ отметить, что городские порталы преимущественно ориентированы на жителей ^ в роли «наблюдателей», граждане могут получить общий обзор о происходящем ш в городе, узнать про предстоящие события или определиться с планами на вечер, >™ узнать о том, какими услугами можно воспользоваться. Но полную информацию 2 о своих правах и возможностях участвовать в местном самоуправлении из офици- ^ альных информационных ресурсов жители города получить не могут. ш
По мнению участников фокус-групп, органы местного самоуправления должны 5; быть заинтересованы в том, чтобы информировать население о формах участия ^ в местном самоуправлении и использовать всевозможные способы от размещения ™ информации в сети Интернет до открытых встреч с гражданами. Местные жители ^ поддержали следующие варианты повышения уровня информированности о формах ^ участия в местном самоуправлении: о
• освещение в СМИ результатов участия населения в местном самоуправлении (59%); ^
• онлайн-консультант на Информационном портале Екатеринбурга (36%); т
• проведение конкурсов, фестивалей, викторин по формам участия населения о в местном самоуправлении (31%); <
• содержательное наполнение разделов Информационного и Официального пор- ^ талов Екатеринбурга информацией о формах участия (31%); о
• проведение конференций, семинаров по формам участия (16%).
Участники обеих фокус-групп считают, что необходимо проводить грамотную политику информирования населения в простой и доступной для восприятия форме, воспитывать интерес у молодежи к общегородским вопросам, визуализировать результаты участия населения в осуществлении местного самоуправления, осуществлять правовое воспитание граждан с помощью видеосюжетов:
• «Прежде всего это информирование об общегородских мероприятиях в Интернет-пространстве» (мужчина, 23 года);
• «Социальное взаимодействие оказывает больший эффект на жителей города, и они чувствуют результаты своего участия» (мужчина, 24 года);
• «Я думаю, что людей привлекает наглядность, то, что входит в поле их зрения. Работает демонстративный эффект, когда люди видят результат того или иного действия» (женщина, 42 года).
Таким образом, для людей очень важна информация о результатах участия местных жителей в решении вопросов местного значения. Необходимо иметь не только личный опыт, но и знать об опыте других граждан, чтобы представлять особенности каждой формы участия населения в местном самоуправлении, знакомиться с алгоритмом участия, а самое главное, понимать круг решаемых с помощью конкретной формы местных вопросов и видеть отклик со стороны представителей органов местного самоуправления.
Мы согласны с мнением Е. В. Фроловой о том, что необходима «просветительская работа по повышению уровня информированности граждан о возможных формах участия в общественном контроле; информационная открытость органов власти, формирование информационно-коммуникационной среды, стимулирующей оценочную деятельность жителей (использование информационно-коммуникационных ресурсов,
активизация интернет-участия)» [7, с. 63]. Источники информации о формах участия в местном самоуправлении требуют совершенствования. Для этого мы предлагаем использовать современные интернет-технологии. Например, на информационном портале Екатеринбурга можно запустить работу нового сервиса «Онлайн-консультант». Эту идею поддержали 36% респондентов. о Онлайн-консультант — это сервис, позволяющий организовать на сайте общение в режиме реального времени между посетителем и оператором. Наличие онлайн-консультанта на сайте повышает привлекательность сайта в глазах посетителей. Население очень часто сталкивается с тем, что не знает, в какое структурное подразделение ему следует обратиться по интересующему вопросу, где найти нужную информацию, где получить информацию о работе сервисов на сайте. Также можно будет получить обзорную информацию о предстоящих событиях в городе, узнать местные новости и т. д. Онлайн-консультант будет иметь дополнительную функцию — граждане смогут оставить информационный запрос и в течение 5 рабочих дней получить ответ на свой электронный адрес. Для этого нужно будет заполнить простую форму. Такой запрос будет представлять собой обращение гражданина с просьбой предоставить какую-то информацию, связанную с деятельностью органов местного самоуправления, местных источников информации и т. д.
Информационный и официальный порталы города должны быть интересны жителям города и более структурированы. Поиск необходимой информации по формам участия населения в местном самоуправлении не должен занимать много времени. Целесообразно будет создать разделы, посвященные каждой форме участия населения в местном самоуправлении.
< >
о о
Литература
1. Климова С. Г., Климов И. А. Взаимодействие горожан с властью: компетентное участие и проблема посредников // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 51-57.
2. Магомедов К. О. Проблемы функционирования и развития местного самоуправления в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С. 96-103.
3. Маркварт Э. Организация местного самоуправления в Германии и применимость немецкого опыта к российским реалиям // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 61-73.
4. Подъячев К. В. Институт обращений граждан в органы власти в России: возможности возникновения нового канала влияния // ПОЛИС. Политические исследования. 2007. № 5. С. 68-80.
5. Трофимова И. Н. Гражданский активизм в современном российском обществе: особенности и локализации // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 72-77.
6. Уржа О. А. Социальная активность населения муниципальных образований: факторы и условия // Социальная политика и социология. 2013. № 2. Т. 1. С. 7-22.
7. Фролова Е. В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 59-64.
8. Цирельникова Л. Г. Значение и направления повышения информирования граждан о местном самоуправлении // ДРЯЮЯ!. Серия: гуманитарные науки. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Cirelinikova.pdf (дата обращения: 29.09.2016).
References
1. Klimova S. G., Klimov I. A. Interaction of citizens with the power: competent participation and problem of intermediaries [Vzaimodeistvie gorozhan s vlast'yu: kompetentnoe uchastie i problema posrednikov] // Sociological researches [Sotsiologicheskie issledovaniya]. 2015. N 4. P. 51-57. (rus)
2. Magomedov K. O. Problems of functioning and development of local government in Russia [Problemy funktsionirovaniya i razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossii] // Monitoring of
CO
public opinion: economic and social changes [Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomi-cheskie i sotsial'nye peremeny]. 2015. N 4. P. 96-103. (rus)
Markvart E. The organization of local government in Germany and applicability of the German experience to the Russian realities [Organizatsiya mestnogo samoupravleniya v Germanii i pri-menimost' nemetskogo opyta k rossiiskim realiyam] // Questions of the State and Municipal < Administration [Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya]. 2008. N 3. P. 61-73. (rus)
Podjyachev K. V. Institute of appeals of citizens to authorities in Russia: possibility of the new channel of influence [Institut obrashchenii grazhdan v organy vlasti v Rossii: vozmozhnosti vozniknoveniya novogo kanala vliyaniya] // Political researches [Politicheskie issledovaniya]. 2007. N 5. P. 68-80. (rus)
Trofimova I. N. Civil activism in modern Russian society: features and localizations [Grazhdanskii aktivizm v sovremennom rossiiskom obshchestve: osobennosti i lokalizatsii] // Sociological Researches [Sotsiologicheskie issledovaniya]. 2015. N 4. P. 72-77. (rus) Urzha O. A. Social activity of the population of municipalities: factors and conditions [Sotsial'naya aktivnost' naseleniya munitsipal'nykh obrazovanii: faktory i usloviya] // Social policy and sociology [Sotsial'naya politika i sotsiologiya]. 2013. N 2. V. 1. P. 7-22. (rus)
Frolova E. V. Interaction of the population and local government: problems and new opportunities [Vzaimodeistvie naseleniya i mestnoi vlasti: problemy i novye vozmozhnosti] // Sociological researches [Sotsiologicheskie issledovaniya]. 2016. N 4. P. 59-64. (rus)
Tsirelnikova L. G. Value and directions of increase in informing citizens on local government [Znachenie i napravleniya povysheniya informirovaniya grazhdan o mestnom samoupravlenii] // APRIORI. Series: humanities [APRIORI. Seriya: gumanitarnye nauki]. 2014. N 2. [Electronic resource]. URL: http://www.apriori-journal.ru/seria1/2-2014/Cirelinikova.pdf (date of the address: 9/29/2016). (rus)
< >
o o
6