Научная статья на тему 'Информационная война в современных условиях'

Информационная война в современных условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1951
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная война / информационно-психологического воздействия / общественная дипломатия / связи с общественностью / психологические операции / дезинформирование / лоббирование / манипулирование / пропаганда / управление кризисами / шантаж. / information war / information and psychological impact / public diplomacy / public relations / psychological operations / misinformation / lobbying / manipulation / propaganda / crisis management / blackmail.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная война в современных условиях»

Синчук Ю.В.

д.полит.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории международных отношений Московского

государственного лингвистического университета

sinchukjv@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: информационная война; информационно-психологического воздействия; общественная дипломатия; связи с общественностью; психологические операции; дезинформирование; лоббирование; манипулирование; пропаганда; управление кризисами; шантаж.

Keywords: information war; information and psychological impact; public diplomacy; public relations; psychological operations; misinformation; lobbying; manipulation; propaganda; crisis management; blackmail.

В начале XXI века социально-политические отношения в России формируются в сложных условиях под воздействием идеологии информационного общества, процессов геополитической конкуренции, глобализации, политического и информационного противоборства. Эти процессы в современных условиях могут принимать особо опасные и агрессивные формы, получившие название информационных войн1. Использование арсенала сил, средств и методов информационной войны в политических целях в современном мире получило широкое распространение.

Информационные войны в настоящее время рассматривается лидерами ведущих государств мира в качестве эффективного и универсального средства достижения внешнеполитических целей и оказания воздействия на системы знаний и представлений противника. Объектами воздействия являются: сознание, воля, чувства населения государств противника, особенно в периоды выборов, всенародных референдумов, кризисных ситуаций; системы принятия управленческих решений в политической, экономической, социальной, научно-технической сферах, в сферах обеспечения безопасности и обороны; информационная инфраструктура страны-противника. Субъектами являются внешнеполитические ведомства и спецслужбы зарубежных государств, информационно-пропагандистские структуры.

Отсутствие норм международного и национального права, дающих юридическую квалификацию особо опасных агрессивных акций (мероприятий, операций) информационно-психологического воздействия и препятствующих

развязыванию такой агрессии в отношении других государств, позволяет использовать арсенал сил и средств инфор-

~ 2 мационной войны как в военное, так и в мирное время .

Основными каналами коммуникаций, используемых в информационной войне, являются: СМИ, массовые коммуникации связи и компьютерные сети, каналы межличностного общения, специализированные профессиональные издания, Интернет. Ярким примером успеха в информационной войны является победа Запада и, прежде всего, США в «холодной войне» и, как результат, крушение мировой социалистической системы и распад СССР.

Идеологи США, государств Западной Европы в обоснование своих сугубо прагматических устремлений к господству в мире используют методы информационной войны3, которые уже были использованы при развале СССР, при организации «революции роз» в Грузии, «оранжевой революции» на Украине, Тюльпановой революции в Киргизии, переворот в Молдавии, Дынной революции в Киргизии, украинского Евромайдана, попытках «цветной революции» в Узбекистане, Белоруссии и Армении. Государственные перевороты в Югославии, Кувейте, Ливии, Бирме, Тибете, Иране и в других государствах также были запланированы, но не удались «цветные революции» и политические потрясения в ряде государств Ближнего Востока, Китае, Монголии, Эквадоре, Боливии и Бразилии.

Западная парадигма сегодня - противопоставление научно-технических революций социально-политическим, т.е. укрепление Запада за счет получения ресурсов побежденного Востока, что предполагает и все более эффективное ограбление России.

Особенности информационной войны: внезапность; скрытность; идеальные условия для маскировки и сокрытия истинных намерений, создаваемые методами психологического и информационно-технического воздействия; возможность действовать под чужим флагом и лозунгами; отсутствие материальных следов агрессии, позволяющих установить истинного агрессора и привлечь его к международной ответственности; отсутствие необходимости физического вторжения на территорию противника и оккупации этой территории для достижения своих целей; бездействие основного вооруженного потенциала государства, ставшего жертвой агрессии.

1 Синчук Ю.В. Брагин Н.А. Информационная война: теоретические и методологические основы // Вестник Юридического института МИИТ. - М., 2013. - № 2. - С. 118-128.

2 Синчук Ю.В. Основные направления совершенствования военной безопасности России (политологический аспект) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2010. - № 604. - С. 119-130.

3 Синчук Ю.В. Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. - № 787. - С. 78-94.

Отсюда исключительная опасность средств и методов информационной войны в качестве средства разрешения политических противоречий в международной сфере.

По мнению С.П. Расторгуева, который определяет понятие информационной войны как открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, наиболее опасными являются тайные информационно-психологические операции с широким спектром форм воздействия на систему социальных отношений, индивидуальное и массовое сознание гражданского общества, на государственную власть1.

Выделяют шесть разновидностей информационно-психологического воздействия: дезинформирование, лоббирование, манипулирование, пропаганда, управление кризисами и шантаж. Все тайные операции информационной войны представляют собой комбинации этих элементов2.

1. Дезинформирование - способ маскировки воздействия, заключающийся в преднамеренном распространении ложных сведений об объектах, их составе и деятельности, а также имитация их деятельности. Модель порождения дезинформации: выбор отрицательного действия; гиперболизация отрицательного действия; имплантация результата в реальность; акцент на введенном сообщении; порождение следствий.

2. Лоббирование - продвижение или действия в поддержку отдельных социальных и политических сил.

3. Манипулирование - махинация, система психического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений. Осуществляется в два этапа - подготовительный и основной.

4. Пропаганда. В основе лежат семь принципов, определяемых инструкцией ЦРУ: «приклеивание ярлыков»; «сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность»; «перенос» или «трансферт» событий; «свои ребята» или «игра в простонародность»; «перетасовка» или «подтасовка карт»; ссылка на «авторитеты», «по рекомендации»; «общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром».

5. Управление кризисами. Содержит в себе ряд четких и последовательных действий по созданию кризисной ситуации в государстве-противнике. Метод может быть распространен на любую из сфер жизни общества, чаще всего начинается с воздействия на эмоции граждан и общий эмоциональный фон.

6. Шантаж. Неблаговидные действия, угроза разоблачения, разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства, а также вообще угроза, запугивание с целью создать выгодную для себя обстановку.

В процессе исследования выявлено, что основы всей военной деятельности и военного строительства армии США определяются принципиально новой концепцией ведения информационной войны, дальнейшим развитием методов информационных операций.

Информационная война рассматривается как развитие таких методов как «стратегическая информационная операция» и «операция на основе эффектов». Информационная война - вид военных действий, рассматривается американскими специалистами в качестве основного для определения понятия «военной деятельности» в целом. В рамках информационный войны выделяются государственный и военный уровни деятельности, и определяется направленность проводимых мероприятий, которая должна носить наступательный и оборонительный характер.

На государственном уровне мероприятия информационной войны проводятся правительственными организациями и ведомствами, с привлечением различных промышленных и коммерческих структур.

К мероприятиям наступательного характера при этом относятся: политические, дипломатические, экономические, психологические, информационно-пропагандистские и другие различные специальные операции, а также отдельные акции, проводимые в интересах реализации целей и задач внешнеполитической деятельности США.

Мероприятия оборонительного характера направлены на решение принципиальных вопросов защиты национальной информационной инфраструктуры.

На военном уровне мероприятия информационной войны проводятся Министерством обороны и другими ведомствами и организациями, как правило, в период кризиса или конфликта с появлением реальной угрозы национальным интересам США, а также во всех других случаях, когда предусматривается проведение военных операций.

Основными формами ведения информационных операций являются3: общественная дипломатия, связи с общественностью, психологические операции (из доктринальных документов Министерства обороны США).

1. Общественная дипломатия (public diplomacy).

На стратегическом уровне: подготовка содержания речей или ответов на вопросы журналистов руководящего состава Министерства обороны для иностранной аудитории; подготовка контента публикаций, предназначенных для межрегионального распространения; определение тем для общения в приватных беседах с иностранными лидерами и лицами, принимающими решения; руководство освещением событий (доступные для общения темы и высказывания), проводимым по линии военных атташе в иностранных вооруженных силах; поддержка со стороны Минобороны деятельности по освещению событий в СМИ другими государственными структурами.

На оперативном уровне: презентации и брифинги с освещением политики Минобороны США, включая и мероприятия по линии военных атташе в иностранных армиях; открытое продвижение политики правительства США путем создания соответствующих общественно-политических организаций и проведение идеологических мероприятий (в качестве примера в документе приводится создание форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества); наблюдение за деятельностью региональных информационных центров.

1 Расторгуев С.П. Информационная война. - М.: Радио и связь, 1998, (Ч. 5).

2 Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.

3 Гриняев С.Н. О новых направлениях развития концепции информационной войны в США. - http://www.noravank.am/rus/ articles/detail.php?ELEMENT_ID=2546

Согласно документам, мероприятия по линии общественной дипломатии на тактическом уровне не проводятся.

2. Связи с общественностью (public relations).

На стратегическом уровне: организация оперативного доступа руководства Минобороны США к СМИ; подготовка глобальных коммуникаций к возможному изменению фокуса внимания в распространяемом контенте (в документах использован термин «прививка для СМИ», т.е. постепенная подготовка к восприятию основного события); оперативное комментирование событий; формирование, так называемых «команд правды», для доведения «правдивой» информации до аудитории, а также для организации брифингов для прессы; презентация гуманитарных программ (в документе использован более широкий термин road show); разработка различного вида встраиваемого медиа-контента, т.е. «домашние заготовки» - материалы, подготовленные заранее, которые могут при необходимости оперативно использоваться; подготовка официальных пресс-релизов и обслуживание Интернет-ресурсов Минобороны; подготовка и публикация информационных материалов с участием первых лиц Минобороны (статьи, «мнения» и др.).

На оперативном уровне: организация работы пресс-центра для командования на театре войны; размещение материалов военного и гражданского руководства в СМИ театра войны; подготовка новостных сообщений; проведение пресс-конференций; формирование объединенного пресс-центра на театре войны; организация вещания армейского телевидения и радио.

На тактическом уровне: организация работы пресс-бюро для тактического командования; проведение пресс-конференций; подготовка выпусков новостей для местных зарубежных СМИ; подготовка медиа-продуктов с камер, размещенных на передовой позиции в войсках и недоступных для средств массовой информации.

3. Психологические операции (PSYOPS).

На оперативном уровне: разработка специализированных материалов для радио, ТВ, печатных и Интернет-СМИ с целью непосредственного изменения поведения целевой аудитории, и распространяемых на театре войны; содействие иностранным специалистам в разработке планов проведения PSYOPS для координации их с планами PSYOPS армии США; в необходимых случаях силам и средствам PSYOPS предписано организовывать поддержку мероприятий, проводимых по линии общественной дипломатии на театре войны.

На тактическом уровне: подготовка материалов на иностранных языках в интересах тактических командований в запрещенных или частично закрытых зонах; применение специальных технических средств (громкоговорители, листовки и др.) для локального воздействия на аудиторию из местного гражданского населения или комбатантов (партизаны, боевики и др.); в необходимых случаях силам и средствам PSYOPS предписано организовывать поддержку мероприятий, проводимых по линии связей с общественностью в тактической зоне.

Основным различием в применимости этих инструментов являлся акцент на аудиторию, время и силу реализации. В частности, PSYOPS ранее применялись только против противника и только во время конфликта, при этом PSYOPS включают также и методы «жесткого» (шантаж, технические, химические и иные средства воздействия на психику) воздействия на аудиторию.

Традиционно PSYOPS ограничены политикой Министерства обороны и директивами правительства США и не направлены на население США, военный и гражданский персонал, находящийся за рубежом, а также не проводятся с вовлечением мировых информационных агентств. Однако информация, предназначенная для зарубежной аудитории, становится все более доступной и для внутренней аудитории. При этом обратная сторона вопроса - внутренняя информация становится достоянием мировой общественности.

Современные информационные операции1 - это непрерывные операции, требующие обширных приготовлений в мирное время. Задолго до начала формирования кризисных явлений должно быть сформировано и полностью обеспечено всей необходимой информацией соответствующее боевое пространство. Значительные усилия должны быть предприняты с целью точной идентификации потенциальной антагонистической аудитории (носителя безусловной враждебности в предполагаемой операции) и, особенно важно, ключевых антагонистических лиц, принимающих решения. Установлены процессы принятия ими решений и их личные приоритеты. Если такой персональный анализ не будет проведен задолго до предполагаемого конфликта, провести его в период обострения ситуации будет крайне затруднительно, что снизит общую эффективность проводимых мероприятий по возможному изменению антагонистического поведения.

Стремления США реализовать свои планы достаточно успешно реализуются на практике. Это стратегическая информационная операция под общим названием «Борьба с международным терроризмом», в результате которой США добились серьезного геополитического прорыва по целому ряду вопросов. В этом же ряду стоит и операция «Борьба с оружием массового поражения в Ираке» (как часть более масштабной и долгосрочной операции «Борьба с международным терроризмом»), в результате которой США закрепились на Ближнем Востоке и создали условия реализации собственного плана переустройства региона под общим названием «Стратегия формирования Большого Ближнего Востока». Сюда же могут быть причислены и действия в рамках общественной дипломатии и связей с общественностью по развитию тезисов о «несостоявшихся государствах» и «оси зла», которые способствовали обоснованию планов по превентивному применению военной силы в отношении суверенных государств без санкции международных организаций.

Под влиянием процессов глобализации информационные технологии становятся важнейшим источником влияния на поведение и восприятие людей, а также образ жизни, мышление. Происходящие в обществе процессы глобализации и информатизации, будучи еще недостаточно хорошо изучены, способны нести в себе новые угрозы человече-

1 Костюхин А., Горбунов Г., Сажин А. Информационные операции в планах командования ВС США // Зарубежное военное обозрение. - М., 2007. - № 5. - С. 7-12.

ству. Одна из таких угроз глобализации - информационная война. Информационная война в современных условиях превратилась в реальность и приводит к более глубоким изменениям всех сфер общества. Информационная война состоит из действий, предпринимаемых с целью достижения информационного превосходства в обеспечении стратегии путем воздействия на информацию и инфраструктуру информационных систем противника с одновременным укреплением и защитой собственной. Анализ концепции США в области информационной войны раскрывает актуальность, необходимость разработки и реализации комплекса, эффективных мер, направленных на защиту национальных интересов России в мировом информационном пространстве, выявляет одно из приоритетных направлений обеспечения безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.