ББК 63.3(4Юго)62
А.В. Сковородников
Информационная война между четниками и партизанами в годы Второй мировой войны
A.V. Skovorodnikov
Information War between Chetniks and Guerrillas during the Second World War
Противостояние четников и партизан в ходе гражданской войны в Югославии проходило не только на полях сражений. Информационная война между двумя ветвями Сопротивления являлась одной из составных частей борьбы за власть в государстве, оккупированном странами «Оси». Все это дополнялось трудностями, связанными с давлением великих держав, особенно Великобритании и СССР, межконфессиональными и межнациональными проблемами, существовавшими в некогда едином королевстве.
Ключевые слова: четники, партизаны, информационная война, геополитика, Югославия.
Chetniks opposition to Guerrillas during the Civil War in Yugoslavia took place not only on battle fields. Information war between two branches of Opposition was one of the components of race for power in the state occupied by the «Axis» countries. All this was supplemented with the difficulties connected with the political pressure put by Great Powers, especially by Great Britain and the USSR, inter-confessional and international problems existing in the formerly indivisible kingdom.
Key words : Chetniks, guerrillas, information war, geopolitics, Yugoslavia.
Вторая мировая война продолжает находиться в центре исследовательского интереса специалистов и широкой общественности по сей день. При этом наиболее важным становится вопрос более глубокого осмысления уже известных фактов, их сопоставления, а также новых интерпретаций [1, с. 630].
Многие из участников мирового противостояния оказались в эпицентре событий вовсе не по своей воле. Такая участь, уготованная государствам и народам по всему миру, постигла и страны Юго-Восточной Европы, и, в частности, государства Балканского полуострова. Сложный узел противоречий межэтнического, межконфессионального, территориального содержания дополнялся давлением со стороны более могущественных государств, в том числе Великобритании, США, Германии и СССР
Одним из центров приложения дипломатических, военных и стратегических усилий великих держав являлась Югославия, оккупированная и разделенная странами «оси» в апреле 1941 г. На территории этой страны, вскоре после вторжения, было развернуто наиболее мощное движение сопротивления в Европе, первоначально поднятое сербскими монархистами. Британское руководство, заинтересованное в сохранении своего валяния в данном регионе, сделало ставку именно на так называемые четнические отряды, поднявшие мятеж во многих областях страны.
Еще до начала Второй мировой войны на территории Югославии были созданы четнические орга-
низации под руководством офицера Генерального штаба Д. Михайловича. Это были полуофициальные военизированные подразделения сербских националистов, призванные верой и правдой служить королю [2, с. 50]. После капитуляции армии, когда хорватские подразделения фактически саботировали сопротивление агрессору и предали свое государство, Михайлович с группой офицеров преступил к формированию новой армии. Он был уверен в том, что когда союзники-англичане узнают о них, то окажут действенную помощь.
Началом партизанского движения, а значит, и активного сопротивления оккупантам принято считать восстания в Герцеговине 22-24 июня и 7 июля в Сербии. Но еще 11 мая 1941 г. в Сербии зародилось Равногорское, или четническое движение. Британские лидеры отнеслись к существованию подобных отрядов очень благосклонно. Черчилль неоднократно подчеркивал значимость «сербской революции» в общем деле победы над Гитлером.
На протяжении всей войны существовала тесная связь между британскими спецслужбами (например Special Operations Executive, Secret Intelligence Service) с движением Сопротивления по всей Европе, в том числе на Балканах и в Югославии. Данные структуры занимались организацией агентурных сетей, обучением агентов, диверсиями и саботажем [3, с. 11]. Это играло важную роль в стратегии и дипломатии Британии и выполняло значимые задачи [4, с. 5-9]. Есте-
история
ственно это была небескорыстная помощь борющимся народам, а попытка вернуть свое былое могущество в тех или иных регионах. Английская пропаганда не скупилась на лестные характеристики сербов как основных носителей идеи свободной Югославии под руководством короля.
Известно, что Сталин фактически сразу после нападения Германии на СССР стал настойчиво требовать от Англии открытия второго фронта в Европе. Черчилль преподносил восстание четников в качестве замены этого фронта. Таким образом, уже в начальный период взаимоотношения Лондона и четников приобрели неравноправный характер. Четники являлись не более чем одним из элементов в глобальной стратегии Великобритании. В то же время Сталин отдал распоряжение югославским коммунистам во главе с И. Тито развязать гражданскую войну в целях нажима на Запад. Помимо борьбы с агрессорами, четники и коммунистические партизаны начали истреблять друг друга. Все это дополнялось межэтническими и межрелигиозными конфликтами, буквально захлестнувшими некогда единое королевство. При этом нужно иметь в виду, что противоборство велось не только на полях сражений, но и дополнялось в Югославии информационным противостоянием двух ветвей Сопротивления.
Если попытаться дать наиболее общее определение информационной войне, то оно будет выглядеть примерно так: борьба за влияние на общественное сознание и поведение людей, подготовка и обоснование в глазах общественности своего пути решения коренных политических, стратегических и дипломатических задач. Контроль над средствами связи, качеством и количеством информации, скорость передачи данных, собственная интерпретация фактов, откровенная их фальсификация, дезинформация - всё это элементы подобного рода противостояния.
Гражданская война в Югославии усугублялась состоянием оккупации государства, а также острой зависимостью четников и партизан от своих зарубежных покровителей в лице Великобритании и СССР Но выбор союзников со стороны великих держав вовсе не зависел от национальной, конфессиональной, а подчас и политической принадлежности тех или иных сил. Приоритеты расставлялись в зависимости от конкретной ситуации, без учетов интересов малых народа. Действительно, пока стратегические устремлениями Лондона совпадали с целями Михайловича, руководители Великобритании всецело выступали с одобрением активности четников и оказывали им помощь. Но как показали дальнейшие события, это был лишь недолговечный тактический союз.
Закономерным результатом действия перечисленных выше факторов стало то, что к 1942 г. Югославия превратилась в арену ожесточенной войны, где все воевали против всех, где имело место столкновение
интересов великих держав, оккупантов, местных народов, различных политических сил и марионеточных государственных образований, таких как Хорватия А. Павелича и Сербия М. Недича.
Основным орудием информационной агитации для Лондона было британское радио Би-Би-Си. Эта радиостанция пыталась убедить слушателей, что основная тяжесть войны лежит на англичанах, что судьбы мира решаются прежде всего там, где борьба с Германией ведется британскими силами. Дезинформация, таким образом, подавалась под видом новостей [5, с. 25]. Изначально Би-Би-Си исключительно положительно оценивало действия четников. Даже на переговорах между королевским югославским правительством короля Петра II в эмиграции, базировавшимся в Лондоне, и СССР речь шла о том, что борьбу с немцами ведет лишь Михайлович, а об отрядах Тито упоминаний не имеется [6, с. 250]. Но постепенно Михайлович начал терять авторитет в глазах англичан. Помимо чисто военной составляющей процессов этого периода времени, на первый план выдвигались политические соображения союзников. Вопросы большой стратегии все больше начинали волновать британское руководство. К тому же Сталин снова воспользовался югославским вопросом для нажима на Запад летом 1942 г. Побеждая в военных сражениях, Михайлович терпел поражения в информационной войне. В летнеосенние месяцы 1942 г. Сталин развернул грамотную и продуманную пропагандистскую кампанию по дискредитации Михайловича, инкриминировав ему сотрудничество с итальянцами и немцами. Вещавшая с территории Советского Союза титовская радиостанция «Свободная Югославия» все настойчивее говорила о сотрудничестве четников с оккупантами. Советское руководство направило ноту протеста югославскому правительству в Лондон, содержавшую обвинения в адрес четников.
Михайлович пытался адекватно реагировать на вызовы времени, но порой это приводило к конфронтации, в том числе со своим главным союзником в лице Англии. Черчилль исходил из целесообразности поддержки Михайловича и короля в изгнании лишь в том случае, если их намерения и конкретная деятельность совпадали с интересами Лондона в регионе. За показной риторикой и эмоциональными выступлениями о яростном и праведном сопротивлении сербского народа скрывалось стремление к достижению исключительно собственной выгоды. Югославское правительство в эмиграции продолжало безоговорочно поддерживать Михайловича и выражало ему безграничное доверие. В это время развернулась настоящая пропагандистская война между прокоммунистическими и прокоролевскими отрядами Сопротивления. Первым помогала Москва, вторым -югославы в изгнании. Четники, несмотря на свой реальный и ощутимый вклад в борьбу со странами
«оси», все больше становились разменной монетой в руках лидеров Антигитлеровской коалиции. Черчилль стремился все главные вопросы между союзными странами решать во время личных встреч, во многом без учета интересов малых государств.
Лондон к рубежу 1943-1944 гг. все больше начал склоняться к необходимости поддержки коммунистов. Первоначально открытая критика действий четников исходила из околоофициальных кругов британских властных структур. Подчеркивалось, что их борьба представляет собой не более чем пропаганду. Появилась идея замены Михайловича, выступавшего за Великую Сербию, на более подходящую с точки зрения Лондона кандидатуру. Англичане хотели видеть Югославию федерацией, во многом зависимой от Британии. Удовлетворение чаяний великосербского шовинизма явно не входило в планы британского руководства.
Скудные донесения из оккупированного государства и античетническая агитационная работа в СМИ нередко приводили к искажению информации о состоянии дел в промонархическом движении Сопротивления. К этому моменту партизаны все отчетливее заявляли о себе как о силе, способной изгнать агрессоров, справиться с внутренними противниками и получить политическую власть в государстве. Имея всестороннюю, в том числе информационную помощь со стороны Советского Союза, Тито умело маневрировал, пытаясь заручиться поддержкой Лондона. И это дало свои плоды.
Британская пропаганда с лета 1943 г. все чаще и настойчивей стала именовать движение четников коллаборационистским. Это вовсе не означало, что помощь четникам мгновенно прекратилась. Скорее это было одной из составляющих дискредитации движения, постепенно прекращающего быть нужным британской дипломатии и спецслужбам.
В отношении событий внутри Югославии сложилась довольно парадоксальная картина. С одной стороны, Черчилль поддерживал коммуниста Тито, а Сталин время от времени благожелательно отзывался о монархисте Михайловиче, стараясь тем самым оказывать давление на Тито. Но такое положение вещей вовсе не способствовало консолидации двух движений Сопротивления, а напротив, приводило к еще большей эскалации напряженности. Михайлович получал все более противоречивые указания из Лондона, к тому же античетническая кампания в СМИ привносила свою долю нервозности в эти отряды, подталкивая их к поиску новых способов решения насущных проблем.
В конечном счете Лондон сделал ставку на те силы внутри Югославии, чья позиция во многом соответствовала имперской внешнеполитической
стратегии. Приверженцы сербского ультранационализма проиграли борьбу сторонникам югославянского федерализма, пусть даже в лице коммунистов.
Коммунисты Тито на данном этапе остались по сути дела единственной дееспособной силой и продолжали укреплять свои позиции. Сербские монархисты, потерявшие поддержку извне, постепенно превращались в разрозненные отряды, не имеющие возможности оказывать значимое влияние на развитие государства. Многие четники начали покидать страну, хотя сам Михайлович продолжал борьбу.
После утверждения Тито во главе новой Югославии информационная борьба с четниками продолжилась. Они были объявлены военными преступниками за свое сотрудничество с оккупантами. Обычной практикой стали расправы с коллаборационистами и подозреваемыми практически без суда и следствия. Инструкции на сей счет настолько широко трактовали данные понятия, что под эти определения подпадал любой вооруженный человек, не входящий в состав партизанской армии. Новый режим жестко и без колебаний расправлялся со своими политическими противниками. Иных путей достичь поставленных целей у новых правителей не существовало, впрочем, их особо никто и не искал. Бывшие союзники четников - англичане больше не оказывали им совершенно никакой поддержки и помощи. Это в том числе предопределило окончательный разгром отрядов четников. Пропагандистская кампания против сербских националистов, начатая коммунистами еще в 1941 г., сыграла важную роль в полной дискредитации некогда сильного и значимого движения Сопротивления в Югославии. Михайлович полностью уступил в информационном противостоянии и стремительно уходил с югославской политической арены.
После победы над Германией новая власть Югославии, в соответствии с коммунистическими установками, обвинила во всех преступлениях вражеских прислужников и реакционеров, использовав это и для массового уничтожения неугодных ей лиц, невзирая на их социальную, политическую и национальную принадлежность.
Югославия в течение Второй мировой войны понесла огромные потери. Из 15 млн жителей довоенного населения погибло 1,7 млн чел. Большое количество людей стали жертвами этнических чисток и столкновений партизан, четников и усташей. Не последнюю роль в эскалации внутренних конфликтов сыграла информационная война, результатом которой стало поражение монархистов, фактическое разделение сербского народа, а также создание под руководством Тито коммунистической Югославии, сумевшей сохранить определенные контакты с западным государствами.
история
Библиографический список
1. Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива : сб. статей / Институт всеобщей истории РАН. -М., 2003.
2. Миличевич П. Шесть агрессий Запада против южных славян в XX столетии. - М., 1999.
3. Кукридж Э.Х. Европа в огне: диверсии и шпионаж британских спецслужб на оккупированных территориях, 1940-1945. - М., 2003.
4. Conference on Britain and European Resistance. 1939— 1945. - Oxford, 1962.
5. Артемов В., Семенов В. Би-Би-Си: история, аппарат, методы радиопропаганды. - М., 1978.
6. Rings W. Life with Enemy: Collaboration and Resistance in Hitler’s Europe, 1939-1945. - N.Y., 1982.