Информационная сущность сотрудничества органов внутренних дел с иными элементами национальной безопасности
ШАРИФЗОДА ФАЙЗАЛИ РАХМОНАЛИ,
начальник Академии МВД Республики Таджикистан, доктор юридических наук, доцент Академия МВД Республики Таджикистан Республика Таджикистан, 734024, г. Душанбе,
ул. Мастонгулов, д. 3
Information Essence of Cooperation of internal Affairs Bodies With Other Elements of National Security
SHARIFZODA FAIZALI RAHMONALI,
Head of the Academy of the Ministry of Internal Affairs
Republic of Tajikistan Doctor of Law, Associate Professor Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan
Republic of Tajikistan, 734024, Dushanbe, Mastongulov St., 3
УДК 34.09
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы общественной безопасности в контексте сотрудничества органов внутренних дел с иными элементами национальной безопасности. Также анализируются направления обеспечения общественной безопасности -информационная среда, социальная защищенность, безопасность государства, противодействие угрозам национальной безопасности и т. д. Автор дает развернутое определение информационного обеспечения сотрудничества в сфере обеспечения защищенности национальной безопасности государства от опасностей и угроз, которые в современном мире используются особо активно.
Annotation. The article deals with issues of public security in the context of cooperation between the internal affairs bodies and other elements of national security. The areas of ensuring public security are also analyzed - the information environment, social security, state security, countering threats to national security, etc. The author proposes a detailed definition of information support for cooperation in the field of ensuring the protection of the national security of the state from dangers and threats, which are especially actively used in the modern world.
Ключевые слова и словосочетания: безопасность; правоохранительная деятельность; органы внутренних дел; обеспечение; сотрудничество; угрозы; информационная среда.
Keywords and phrases: security; law enforcement; internal affairs bodies; security; cooperation; threats; information environment.
Национальная безопасность играет важную роль в устойчивом существовании и развитии любого государства. Особенно важно обеспечение национальной
безопасности для стран, находящихся в сложной геополитической ситуации. Несмотря на специфичность строительства национальных государств в постсоветском пространстве, эти
государства в силу общего исторического наследия обладают огромным интеграционным потенциалом в различных сферах.
Обеспечение национальной безопасности — «это не просто «защита» от возникших (существующих) угроз, но и прогноз, предупреждение и профилактика внутренних и внешних угроз с целью стабильного развития общества» [13, с. 38].
По мнению исследователей, главные угрозы национальной безопасности как Российской Федерации, так и Республики Таджикистан носят внутренний характер и в большей или меньшей степени связаны с особенностями функционирования социально-экономической и политической сфер, которые содержат в себе внутренние противоречия и нередко становятся источником социальных катаклизмов и кризисных ситуаций [4, с. 137; 8, с. 129; 5, с. 64]. В этих условиях становится первостепенной необходимость динамичной модернизации общества как социального явления, правовых и организационных способов и форм его жизнедеятельности в соответствии с развитием производительных сил, с требованиями научно-технического прогресса, путем создания благоприятных внешних условий развития, разработки эффективных механизмов и внутренних источников устойчивого экономического развития таджикского государства1 [14, с. 21; 10, с. 88].
В Российской Федерации под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера2. В законе Республики Таджикистан «О безопасности» от 28 июня 2011 г. № 721 общественная безопасность рассматривается как политико-правовая, духовно-нравственная и социальная защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Республики Таджикистан, а также ценностей общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб3. Термин «обще-
1 Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. постановлением Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 1 декабря 2016 г. № 636. URL: docplayer.ru/42070411-Nacionalnaya-strategiya-razvitiya-respubliki-tadzhikistan-na-period-do-2030-goda. html (дата обращения: 26.06.2019).
2 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Президентом Рос. Федерации 20 ноября 2013 г. URL: http://kremlin. ru/events/president/news (дата обращения: 03.06.2021).
3 О безопасности [Электронный ресурс]: Закон Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. № 721. URL: https://base.spinform.
ru/show_doc.fwx?rgn=46031&ysclid=lbqjje445q212646220 (дата об-
ственная безопасность» широко используется в уголовном кодексе Республики Таджикистан, законодательстве об административных правонарушениях в качестве защищаемых человеческих ценностей, а также родовых объектов преступной деятельности4.
Огромное значение в обеспечения национальной безопасности имеет информационно-цифровая сфера, которая в настоящее время становится системообразующим явлением в мировом масштабе и все активнее влияет на состояние экономической, социально-политической, оборонной, правоохранительной, иной деятельности, составляющих основу защиты национальных интересов государства, упрочение демократии [7, с. 20]. Так, ряд исследователей справедливо утверждают о том, что информационное пространство, а точнее — информационно-телекоммуникационная среда сети Интернет, стала основной областью преступной деятельности экстремистских группировок. Они активно осваивают информационное пространство, используя для реализации антиобщественных целей медийные издания и Интернет, распространяют враждебную идеологию экстремизма, возбуждают социальную, расовую ненависть, национальную и религиозную рознь, планируют и координируют проведение несанкционированных политических акций по дестабилизации общественного порядка и законности [9, с. 6; 11, с. 12; 12, с. 42]. С течением времени возрастающая значимость информационной сферы становится очевидной, поскольку данный фактор общественной жизни во многом предопределяет перспективы защищенности национальной безопасности и стратегию инновационного развития социально-политических и экономических основ государства [1,с.177].
Сегодня основной причиной неэффективного использования информационной среды правоохранительной деятельности является ее разрозненность, что препятствует эффективному обмену информацей в сфере обеспечения национальной безопасности. Это свидетельствует о неготовности теоретической концепции информационной среды, ее категориального аппарата, отсутствие единообразного подхода к определению информационного пространства, недостатках в способах и средствах актуального и быстрого доступа к информационным ресурсам заинтересованных сторон, недоработках в создании эффективного госу-
ращения: 14.11.2022).
4 Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. № 574 [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30397325 (дата обращения: 15.11.2022).
дарственного механизма противодействия угрозам национальной безопасности.
Последнее десятилетие характеризуется ярко выраженной тенденцией расширения межгосударственного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь в противодействии преступности. Поступательное развитие национальной экономики, вопросы совершенствования законодательства, проблемы организации механизма государственной власти и институтов гражданского общества, противодействия преступности, развитие экстремизма и международного терроризма, осложнение международных отношений создают почву для расширения коллективных форм противодействия угрозам национальной безопасности в мировом пространстве.
Исследуя включенность Республики Таджикистан в международный механизм сотрудничества по обеспечению всеобъемлющей безопасности, можно констатировать, что на межгосударственном уровне договорно-правовая практика страны впитывает в себя все лучшее, что наработано мировым сообществом в виде международно-правовых стандартов в соответствии с национальным законодательством, апробированных форматов борьбы с международным экстремизмом, терроризмом1.
Важнейшее место в защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан Республики Таджикистан от преступных посягательств, а также ценностей общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб, принадлежит органам МВД Республики Таджикистан, в частности подразделениям милиции.
МВД Республики Таджикистан (далее — МВД РТ) как один из основных субъектов принимает все необходимые меры по исполнению международных и национальных документов в этой сфере. Сотрудничество с коллегами из стран дальнего и ближнего зарубежья является одной из приоритетных задач международной деятельности МВД РТ, особенно в области совместной борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркобизнесом, торговлей людьми и другими опасными видами транснациональной преступности.
Проблема заключается в том, что законодательство суверенных государств, в силу объективных и субъективных обстоятельств, правил и традиций формирования национального уго-
1 Об объявлении решений Объединенной коллегии министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан: приказ МВД России № 687, МВД Республики Таджикистан № 682 от 8 октября 2019 г.
ловного законодательства по-разному оценивают действия, за которые возможно привлечение к уголовной ответственности, квалифицируют составы и виды преступных деяний, неоднозначно устанавливают санкционные рамки за преступления, нарушающие общественную безопасность и правопорядок.
В Республике Таджикистан совместная деятельность осуществляется как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Так, МВД РТ подписало и заключило более 100 много сторонних и двухсторонних соглашений, которые содержат четко определенный механизм сотрудничества в борьбе с конкретными видами преступлений, затрагивающих общие интересы членов евразийской Организации Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ), СНГ, Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС)2 [6, с. 97—98].
Особую социальную напряженность проблемы экстремизма приобретают на переломных этапах общественно-политического развития государства, которые сопровождаются пересмотром национальных ценностных ориента-ций [3, с. 12].
Республика Таджикистан рассматривает борьбу с терроризмом и экстремизмом как важнейшую задачу обеспечения своей национальной безопасности3. События в мире показывают, что на современном этапе наибольшую угрозу в Республике Таджикистан представляет не просто экстремизм, а религиозно-политический экстремизм, впоследствии превращающийся в терроризм. Религиозно-политический экстремизм — это религиозно мотивированная деятельность, направленная на насильственный захват власти, насильственное изменение государственного строя или нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Следует упомянуть, что в Таджикистане функционируют 42 центральные мечети, 355 пятничных мечетей, 3 432 мечети, 6 медресе [2, с. 203].
На IV Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование в сфере национальной безопасности», проходившей в октябре 2016 г. в Санкт-Петербурге, было отмечено, что процесс совершенствования высшего образования по направлению
2 Устав Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]: принят в г. Кишинёве 7 октября 2002 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Единая концепция Республики Таджикистан по борьбе с терроризмом и экстремизмом [Электронный ресурс]: утв/ Указом Президента Республики Таджикистан от 28 марта 2006 г. № 1717. URL: http://portali-huquqi.tj/publicadliya/view_qonunhoview. php?showdetail=&asosi_id=8812 (дата обращения: 10.09.2022).
обеспечения национальной безопасности в последнее время становится весьма актуальным, что обусловливается необходимостью своевременной и эффективной реакции на вызовы и угрозы национальной безопасности. Отмечается, что наряду с необходимостью развития материально-технической базы образовательных учреждений, готовящих специалистов для силовых министерств и ведомств, внедрения инновационных образовательных технологий, возрастает значимость гуманитарной составляющей высшего образования. Справедливо выражается беспокойство тем, что в системе подготовки кадров в сфере национальной безопасности происходит недооценка глобального информационного воздействия на обучающихся (военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов) со стороны потенциального социального объекта профессиональной деятельности (противника, криминальной среды). Подчеркивается, что «...качество профессионального образования сегодня является основой любой деятельности. Особое значение оно имеет и для Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое является самым многочисленным субъектом обеспечения национальной безопасности» [15, с. 72].
Подобная обеспокоенность отражена в Концепции информационной безопасности Республики Таджикистан, где наряду с иными вызовами и угрозами в области духовной жизни таджикского общества выделяют деформацию механизмов массового информирования по причине монополизации СМИ, бесконтрольного расширения сектора зарубежных масс-медиа в национальном информационном пространстве для причинения ущерба обороноспособности и безопасности государства, распространения дезинформации1.
Стабилизация мировых процессов и безопасность на мировом пространстве являются одной из краеугольных задач международного сообщества и суверенных государств.
Анализ показал, что с теоретических позиций категории «правопорядок» и «национальная безопасность» объединяет единое пространство правовой защищенности гражданина, материальных и духовных ценностей общества и государства. Государственные структуры в сотрудничестве с общественными объединениями создают и охраняют основы общественного бытия Таджикистана посредством формирования условий военно-политического,
1 Концепция информационной безопасности Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: утв/ Указом президента Республики Таджикистан от 7 ноября 2003 г. № 1175. URL: http://adlia.tj/ show_doc.fwx?rgn=5104 (дата обращения: 12.09.2022).
социально-экономического, экологического и иного характера для предотвращения внутренних и внешних угроз, борьбы с антиобщественными явлениями.
Однако далеко не все общественные отношения, даже если они регламентированы законом, могут быть признаны правовыми, не всякий узаконенный общественный порядок является правовым. Не может быть признан правовым общественный порядок, основанный на властно-приказных отношениях, которые приводят к отчуждению человека от власти и труда, не создают условий для раскрытия творческого потенциала личности. Гуманизм — сущностное состояние, определяющее качество правового порядка. Только общественные отношения, где человек и его свобода являются главной социальной ценностью, могут стать основой для формирования в стране прочного правопорядка, обеспечивающего общественный прогресс.
В научных публикациях зачастую смешиваются понятия «национальная безопасность» и «общественная безопасность». Причем речь идет не о схоластических спорах. Научная значимость вызывается решением методологических проблем общей и специальных теорий безопасности, в частности отбор и оценка исследовательских подходов, приемов, методик, позволяющих более эффективно разрабатывать и анализировать проблемы безопасности государства. Термин «общественная безопасность» включает в себя лишь внутригосударственный компонент общественных отношений, связанных с готовностью к превентивным, пресека-тельным мерам воздействия на неблагоприятные условия жизнедеятельности.
Проведенный анализ содержательной части категории «общественная безопасность» в нормативных правовых актах суверенных стран СНГ, документах стратегического, концептуального планирования выявил определенные отличия в подходе к объекту обеспечения общественной безопасности. В Российской Федерации в качестве объектов выступают прежде всего человек, гражданин, а также ценности общества (материальные, духовные). В документах большинства других стран — участниц СНГ приоритет отдается прежде всего защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан, т. е. неопределенному кругу лиц. Отсюда вытекает вывод о том, что общественная безопасность как характеристика состояния наименьшей уязвимости от негативных воздействий есть устойчивое количественно-качественное обозначение параметров защищенности от угроз не конкретной личности, а неопределенного
круга лиц и их формальных и неформальных объединений, таких, например, как жителей муниципальных образований (джамоатов), трудовых коллективов, других социальных групп, в итоге — общества в целом. И вопрос заключается не только в простом сравнении «единичное-множественное». Речь идет о проблеме соблюдения приоритетов прав и свобод человека, частных и публичных интересов, которые нередко входят в противоречия между собой, когда в повседневной деятельности возникает выбор между необходимостью соблюдения законных прав большинства вопреки формально таким же законным правам меньшинства.
При исследовании установлено, что в обеспечении национальной безопасности особую роль играет информационная сфера, которая в последнее время становится системообразующим фактором мирового сообщества и оказывает активное влияние на состояние правоохранительной, политической, социально-экономической, оборонной и другой деятельности государства, составляющей основу защиты национальных интересов страны. Время показывает возрастающую значимость информационной сферы, поскольку данный феномен общественной жизни во многом предопределяет перспективы защищенности национальной безопасности и стратегию инновационного развития социально-политических и экономических основ государства.
Информационная сфера усиливает свое воздействие на обыденную жизнь не только отдельного индивида, но и вносит свои коррективы в отношения между группами людей, общностями, социальными институтами. На-
ряду с увеличением спектра предоставления информационных услуг, информационная среда характеризуется: отражением в информационно-телекоммуникационных средствах и привлекаемых ресурсах основных, нередко искаженных, форматов социальных отношений, всего спектра социальной действительности; усилением умышленного манипулирования массовым сознанием, глобализацией и интернетизацией всех сторон жизни общества; появлением угрозы утраты границ реальной действительности, подмены ее иллюзорной, виртуальной реальностью, порождением надуманных аналогов реального мира, его цифровым слепком, своего рода абстрактной модели, которая лишь отчасти является информационным отражением объективной реальности, подменяет ее, искажает в угоду корыстным интересам.
Таким образом, информационное обеспечение сотрудничества в сфере защищенности национальной безопасности от угроз обладает рядом характерных, присущих лишь совместной деятельности признаков: отличается целесообразным характером и реализуется по основным направлениям сферы обеспечения национальной безопасности; имеет относительную автономность по отношению к системе информационных связей территориальных органов внутренних дел уровня практической оперативно-служебной деятельности; обладает координационными свойствами, которые позволяют согласовывать направления деятельности элементов госструктур, органов самоуправления, общественных формирований, населения страны в противодействии угрозам национальной безопасности.
Список литературы:
1. Агапов П. В., Ефремова М. А. Международно-правовые основы обеспечения информационной безопасности участников Содружества Независимых Государств // Юридическая наука и правоохранительная практика 2015. № 1 (31).
2. Гафуров М. С., Абдуллозода Н. Р. Проблемы совершенствования законодательства в области противодействия религиозному экстремизму // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XXIII Международной научно-практической конференции (Красноярск, 2—3 апреля 2020 г.): в 2 ч. / отв. ред. Д. В. Ким. Красноярск, 2020. Ч. II.
3. Дёмин Г. И., Балаева Д. Р. Причины и условия возникновения, общественная опасность экстремизма на основе радикальных течений ислама // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56).
4. Зинченко Н. И. Личная безопасность как объект социологического анализа // Социологические исследования. 2007. № 2.
5. Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности: учебник. Москва, 2018.
6. Кокошина З. А. Роль Шанхайской организации сотрудничества в противодействии терроризму и экстремизму на постсоветском пространстве // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2017. № 4.