Научная статья на тему 'УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ'

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
637
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифзода Ф. Р.

В статье представлена авторская позиция относительно понятия национальной безопасности. Отмечено, что обеспечение безопасности является ключевым ориентиром деятельности органов внутренних дел в направлении эффективного обеспечения прав и свобод личности, безопасности и правопорядка в государстве. Основываясь на регламентирующем обеспечение национальной безопасности законодательстве Республики Таджикистан, а также некоторых государств - участников СНГ, точках зрения по данной теме исследователей, автор статьи анализирует понятия «вызовы», «угрозы», «опасность», отмечает, что сущность национальной безопасности состоит в защищенности совокупности таких элементов, как личность, общество и государство. Предложена авторская классификация угроз национальной безопасности, учитывающая современные вызовы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарифзода Ф. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO NATIONAL SECURITY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN: CONCEPT, CLASSIFICATION

The author’s position concerning the concept of national security is presented in the article. It is noted that ensuring security is a key guideline for the activities of the internal affairs bodies aimed at the effective protection of individual rights and freedoms, law and order and state security. Having researched the legislation of the Republic of Tajikistan and some CIS member states that regulates the issues connected with ensuring national security, as well as the researchers’ points of view on this topic, the author of the article analyzes the concepts of “challenges”, “threats”, “danger”. It is emphasized that the essence of national security is the safety of the totality of such elements as the individual, society and the state. The author’s classification of national security threats that takes into account modern challenges is proposed.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ»

ШАРИФЗОДА Ф.Р., SHARIFZODA F.R.,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences, [email protected] associate professor, Академия Министерства внутренних дел [email protected]

Республики Таджикистан; Academy of the Ministry 734012, Республика Таджикистан, of Internal Affairs г. Душанбе, ул. М. Мастонгулова, 3 of the Republic of Tajikistan,

M. Mastongulov St. 3, Dushanbe, 734012, Republic of Tajikistan

Угрозы национальной безопасности Республики Таджикистан: понятие, классификация

Аннотация. В статье представлена авторская позиция относительно понятия национальной безопасности. Отмечено, что обеспечение безопасности является ключевым ориентиром деятельности органов внутренних дел в направлении эффективного обеспечения прав и свобод личности, безопасности и правопорядка в государстве. Основываясь на регламентирующем обеспечение национальной безопасности законодательстве Республики Таджикистан, а также некоторых государств — участников СНГ, точках зрения по данной теме исследователей, автор статьи анализирует понятия «вызовы», «угрозы», «опасность», отмечает, что сущность национальной безопасности состоит в защищенности совокупности таких элементов, как личность, общество и государство. Предложена авторская классификация угроз национальной безопасности, учитывающая современные вызовы.

Ключевые слова: национальная безопасность; угрозы национальной безопасности; личность; общество; государство; Республика Таджикистан.

Для цитирования: Шарифзода Ф.Р. Угрозы национальной безопасности Республики Таджикистан: понятие, классификация // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 4 (58). С. 71-78.

Threats to national security of the Republic of Tajikistan: concept, classification

Annotation. The author's position concerning the concept of national security is presented in the article. It is noted that ensuring security is a key guideline for the activities of the internal affairs bodies aimed at the effective protection of individual rights and freedoms, law and order and state security. Having researched the legislation of the Republic of Tajikistan and some CIS member states that regulates the issues connected with ensuring national security, as well as the researchers' points of view on this topic, the author of the article analyzes the concepts of "challenges", "threats", "danger". It is emphasized that the essence of national security is the safety of the totality of such elements as the individual, society and the state. The author's classification of national security threats that takes into account modern challenges is proposed.

Keywords: national security; threats to national security; personality; society; state; Republic of Tajikistan.

For citation: Sharifzoda F.R. Threats to national security of the Republic of Tajikistan: concept, classification // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2021. No. 4 (58). P. 71-78.

На современном этапе развития в Республике Таджикистан отмечается все более последовательное совершенствование законодательства в области обеспечения национальной безопасности. В частности, с момента принятия Закона Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 721

«О безопасности»* (далее - Закон о безопасности) в него было внесено достаточное количество изменений и дополнений,

* О безопасности: закон Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 721: ред. от 3 авг. 2018 г. // Вестник Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2011. N 6. Ст. 434; Законы Республики Таджикистан. 2018. N 7-8. Ст. 524.

являющихся, по сути, доказательством пристального внимания к этому вопросу со стороны государства. Обеспечение национальной безопасности всегда было и остается одной из важнейших задач любого государства.

В соответствии с Законом о безопасности под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов страны от реальных, потенциальных внутренних и внешних угроз. Более того, в данном определении прослеживается связь национальной безопасности с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, правовым положением граждан в современном обществе.

Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что обеспечение национальной безопасности связывается прежде всего с состоянием благополучия государства и его граждан. Дальнейшее поступательное развитие государства и повышение уровня благосостояния и качества жизни граждан республики являются основой Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года*.

Согласно большинству словарей понятие «безопасность» представляет собой «положение, при котором опасность не угрожает кому или чему-нибудь» [1, с. 47]. При этом слово «национальный» связано с общественно-политической жизнью нации, с ее интересами [1, с. 328].

Как отметил Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон в Послании парламенту республики, безопасность и стабильность считаются основой развития любого государства. По этой причине стабилизация мировых процессов и безопасность на мировом пространстве являются одной из краеугольных задач. Вызовы и угрозы современного мира, ситуация на Среднем Востоке, в особенности ситуация в соседнем Афганистане, вынуждают придавать первостепенное

* Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года: утв. Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1 дек. 2016 г. N 636 // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан: официальный сайт. URL: http://ncz.tj

значение вопросу обеспечения национальной безопасности**.

Возникновение новых очагов военной напряженности и конфликтов на Ближнем Востоке и в других регионах мира, возрастание глобальных и региональных угроз и вызовов, беспрецедентное расширение международного терроризма и организованной преступности, незаконного оборота наркотических средств и оружия, усугубление внутриэкономических, социальных и экологических проблем суверенных государств многократно увеличивают значимость решения вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности [2, с. 15].

Исследователи справедливо отмечают, что в современных условиях реальными очагами напряженности и опасной конфронтации могут быть стимулирование сепаратистских вооруженных конфликтов с конечной целью доведения их до всеобщего кризиса и распада страны; использование современных деструктивных технологий «цветных революций», социально-политическая конфронтация общества, раскол национальной системы ценностей или системы смыслов как окончательная стадия так называемого управляемого хаоса (Манн С., 1992), представляющего собой разработанную по-литтехнологами запада геополитическую технологию неоколониализма с применением «мягкой силы» свержения правящей власти, последующей гуманитарной интервенцией и превращением суверенного государства в марионеточный объект мировой политики [3]; дальнейшая активизация разнообразных форм и методов информационной интервенции, массовых панических настроений, полная деморализация ключевых институтов государственной власти [4, с. 64]. В связи с этим органы государственной власти, исходя из конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, задают ключевые ориентиры деятельности органов внутренних дел в направлении эффективного обеспечения

** Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22 дек. 2017 г. // Президент Республики Таджикистан: официальный сайт. URL: http://president.tj/ru

прав и свобод личности, безопасности и правопорядка.

Республика Таджикистан, учитывая общечеловеческие ценности и национальные интересы государства, глобальные вызовы и региональные угрозы безопасности республики, ориентирована на укрепление основ государства и национальной государственности, защиту стабильности и спокойствия общества, недопустимость уязвимости эффективного развития республики на долгосрочную перспективу, дальнейший рост благосостояния населения, продвижение вперед и обретение своего достойного места в мировом пространстве. В этом аспекте теоретико-прикладное значение имеет анализ опасностей, вызовов и угроз национальной безопасности Республики Таджикистан.

Своевременное выявление различных по степени вызовов, то есть множества проблем, угроз и опасностей, сложность и размеры которых таковы, что они не могут быть своевременно оценены, предотвращены, устранены или разрешены различными методами (включая силовые) исключительно за счет увеличения ресурсов и реагирования на них со стороны элементов системы обеспечения национальной безопасности, имеет первостепенную значимость в деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В статье 1 Закона о безопасности общее понятие угрозы рассматривается через количественно-качественную величину, включающую в себя сумму условий, процессов и факторов, которые при определенных обстоятельствах могут препятствовать осуществлению национальных интересов или создавать возможность реальной опасности. В контексте исследования опасность понимается как объективно существующие возможности, совокупность условий и факторов, способных негативно воздействовать на социальный организм, нанести ему ущерб, вред, которые приводят к изменению свойств социального организма, ухудшают состояние, придают его развитию негативную динамику или параметры и даже могут вызвать дезорганизацию и полное уничтожение социального организма [5, с. 150].

В литературе верно указывается, что опасность как явление реальной действительности носит двойственный характер [6, с. 122]. С одной стороны, ее сущность выражена в вероятности, угрозе возникновения или наступления в перспективе при определенных обстоятельствах возможных негативных явлений, событий. Следовательно, она выступает субъективно построенной теоретической моделью в виде сложившегося представления о вероятности развития событий, которые могут произойти и причинить вред существующим правоотношениям. С другой стороны, опасность - категория объективная в том смысле, что в природе или в социальном мире реально существуют определенные явления, которые в совокупности при обычном развитии причинно-следственных связей и пространственно-временных зависимостей образуют состояние реальной возможности наступления нежелательного результата.

Полагаем, что такой подход к определению опасности, объективно существующей в окружающем нас социальном мире вне и помимо воли субъекта познания, а также вне зависимости от начала ее возникновения и от того, признана она законом таковой или нет, наиболее точно выражает существо данного явления. Опасность не является конечным результатом права, его творением. Право лишь придает этому феномену, когда его движущей силой становятся действия (бездействие) человека, специфически выраженную нормативно-правовую форму.

Угрозы как совокупность условий, неблагоприятных процессов и факторов представляют высшую степень опасности, ее конкретное выражение, целенаправленное намерение каких-либо сил нанести ущерб национальным интересам, негативно воздействовать на их реализацию [7, с. 121; 8, с. 38]. В настоящее время проявление угроз национальной безопасности ощущается мировым сообществом реально и уже не так отвлеченно, как это было еще несколько десятилетий назад. Например, в соответствии с п. 27 гл. 4 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь к числу основных потенциальных либо реально существующих угроз национальной безопасности относится «возник-

новение в Республике Беларусь беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций^» [см.: 9, с. 387-388]. В подавляющем большинстве законодательных актов, стратегических и концептуальных положений государств - участников СНГ изложены угрозы национальной безопасности*.

Анализ указанных положений, а также специальной литературы [10, с. 387; 11; 12, с. 112; 13, с. 112] дает основание утверждать, что любое государство самостоятельно выражает свое геополитическое видение мира и вправе определять доминирующие внешние и внутренние факторы (совокупность условий, обстоятельств, явлений, действий, бездействия), препятствующие (создающие возможность, направленные против, подрывающие устои, представляющие потенциальную опасность) или могущие препятствовать реализации национальных интересов (создающие опасность личности, обществу и государству; конституционным правам и свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому раз-

* О национальной безопасности Республики Казахстан: закон Республики Казахстан от 6 дек. 2012 г. N 527-IV. URL: https://kodeksy-kz.com; Стратегия национальной безопасности Республики Армения. 2020 г. URL: https://gov. am; Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь 9 нояб. 2010 г. N 575. URL: https://pravo.by; Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики: утв. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 23 мая 2007 г. N 2198; Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики: утв. Указом Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 г. N 12. URL: https://cbd.minjust.gov.kg; Концепция национальной безопасности Республики Молдова: утв. Законом Республики Молдова 22 мая 2008 г. N 112-XVI «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Молдова». URL: https://lex.justice.md; О национальной безопасности Туркменистана: закон Туркменистана от 4 мая 2013 г. N 388-IV. URL: https://turkmenistan.gov.ru; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400. URL: https:// pravo.gov.ru

витию, обороноспособности; существованию государства, общества, семьи и личности).

Как представляется, нет необходимости конструировать какое-то универсальное определение, хотя, как справедливо утверждается в литературе, понятийный аппарат во все времена считался своего рода основой, прочным фундаментом, без создания которого невозможно построить новое правовое здание со своими структурными элементами [14, с. 8]. На каждом отрезке исторического развития независимых государств, с учетом потенциальных или реальных рисков, опасностей и угроз, возможных разрушительных последствий их реализации, которые требуют адекватных превентивных мер со стороны государства и общества, на первый план выдвигается та или иная их совокупность. В связи с этим характер и уровень угроз предопределяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных сил и средств, материальных ресурсов.

Угрозы национальной безопасности Республики Таджикистан обозначены в ст. 5 Закона о безопасности. Анализ данной статьи приводит к выводу о том, что их перечень достаточно обширен и включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю сторону условий, процессов и факторов, препятствующих реализации национальных интересов или предполагающих опасность возникновения нежелательных последствий. Бессистемное отображение внутренних и внешних угроз и порождающих их факторов в рамках одной статьи закона затрудняет адекватное восприятие, не дает возможности нормативно-правового упорядочения совокупности актуальных областей действительности.

Кроме того, как справедливо отмечают ученые [15, с. 18; 16, с. 11], каждый вид угроз требует от полномочных органов правопорядка соответствующего и дифференцированного реагирования, что предопределяет необходимость углубленного анализа и оценки событий, стратегического и оперативного планирования предсто-

ящих мер. Прежде всего, следует обратить внимание на обеспеченность своевременной готовности сил и средств к действиям при резком осложнении криминогенной обстановки, на особенности задач и реализацию функций. Появление новых целевых установок, безусловно, потребует уточнения и корректировки правового регулирования функционирования государственных органов, принятия своевременных и эффективных мер противодействия угрозам национальной безопасности.

Разделяя приведенную выше позицию, полагаем, что правила юридической техники, основанные на общих принципах и единой законотворческой политике государства, правотворческая культура требуют изложения правовых установок в определенной последовательности, логично, с учетом системы внутренних связей, что позволяет устранить различное изложение одной и той же нормы в нормативных правовых актах, сократить количество подзаконных нормативных правовых актов, устранить пробелы и противоречия в системе законодательства [17].

Исследователями разработаны различные классификации угроз национальной безопасности по разным основаниям [18, с. 163-164]. Однако необходимо учитывать, что в социальных системах причинная связь между явлениями и процессами редко бывает линейной, поэтому принятое в науке деление угроз национальной безопасности на внутренние и внешние является условным. Тем не менее изложенное дает основания для попытки уточнить и по-новому классифицировать современные вызовы и угрозы национальной безопасности во внешней и внутренней среде, которые прямо или косвенно влияют на политико-правовую, духовно-нравственную и социальную стабильность и защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Республики Таджикистан.

В основе предлагаемой классификации изучаемых явлений по признаку сходства существенных свойств и наличия связей лежит гуманистическая идея о сохранении общечеловеческих ценностей и национальных интересов Таджикского государства с учетом глобальных вызовов и региональных угроз безопасности страны.

Анализ нормативных правовых актов*, специальной литературы [11; 13] позволяет утверждать, что современные внешние вызовы и угрозы национальной безопасности Республики Таджикистан, прямо или косвенно влияющие на политико-правовую, духовно-нравственную и социальную стабильность и защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан от преступных посягательств, состоят в следующем:

- негативное влияние противоречивых глобальных процессов, осложнение геополитической ситуации в регионе и мире, столкновение интересов сверхдержав, претензии на превосходство одной нации над другими, процессы нового передела мира, усиление недобросовестной геоэкономической конкуренции, торговых конфликтов и санкций;

- попытки ряда стран изменить в свою пользу геополитическое, военное и стратегическое равновесие на мировой арене, использовать любые возможности насильственного свержения конституционного строя суверенного государства и создать так называемую Большую Центральную Азию;

- межрегиональные и межклановые конфликты в ряде стран Центральной Азии, которые в той или иной степени подрывают стабильность и вызывают серьезные социальные проблемы;

- активизация радикальных элементов, подрывная деятельность националистических, религиозных, сепаратистских, экстремистских и террористических формирований, организаций и структур, направленная на свержение конституционного строя, нарушение единства и территориальной целостности Республики Таджикистан, вынашивающих планы совершения террористических актов в приграничных районах и внутри Таджикистана, дестабилизации внутриполитической обстановки в стране;

- не до конца решенные проблемы энергетики, использования трансгранич-

* О безопасности: закон Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 721; Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года: утв. Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1 дек. 2016 г. N 636.

ных рек и водоемов; спорные вопросы ряда стран Центральной Азии о делимитации и демаркации границ поселений, связанные с несовпадением этнического расселения с административно-территориальными границами.

Среди внутренних опасностей и угроз, прямо или косвенно относящихся к защищенности государственно-правовой, духовно-нравственной и социальной стабильности Республики Таджикистан и жизни, здоровья и благополучия граждан, в настоящее время следует прежде всего назвать:

- бедность, имущественное и социальное неравенство, коррупцию;

- высокий уровень безработицы и трудоизбыточность как фактор миграции большой части трудоспособного населения за пределы страны;

- необоснованное расширение сфер внедрения искусственного интеллекта, которое может отрицательно повлиять на уровень безработицы;

- любую враждебную деятельность, направленную на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападение на государственные, хозяйственные, военные

объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

- устойчивый наркотрафик, контрабанду, незаконный оборот наркотических веществ, который является одним из главных источников финансирования международного терроризма и беспорядков в регионе и мире;

- транснациональную организованную преступность, терроризм, контрабанду, иную подрывную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности Республики Таджикистан.

Таким образом, предлагаемая научная классификация в полной мере учитывает современные вызовы национальной безопасности государства, упорядочивает перечень угроз национальной безопасности, устраняет имеющее место в Законе Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. N 721 «О безопасности» смешение внутренних и внешних угроз и факторов, их обусловливающих, которое не способствует адекватному восприятию, вызывает затруднения в их толковании, препятствует применению норм права в конкретных отношениях, порождает излишнюю неопределенность в реализации превентивных мер.

Список литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. Москва: Мир и образование, 2015. 1375 с.

2. Кудратов К.А. Влияние афганского конфликта на национальную безопасность Республики Таджикистан (1991-2014 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: [07.00.03]. Душанбе, 2015. 27 с.

3. Манн С. Теория хаоса и стратегическое мышление // Синергетика: сайт С.П. Курдюмова. URL: http:// spkurdyumov.ru (дата обращения: 5 окт. 2021 г.).

4. Митрошенков О.А. Теория управляемого хаоса: использовать себе во благо // Власть. 2017. N 8 (25). С. 64-73.

5. Ким М.О. Проблемы национальной безопасности на современном этапе развития общества // Философия права. 2017. N 3 (82). С. 150-157.

6. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: учеб. пособие. Москва, 2003. 421 с.

7. Умнова Ю.В. Практическая потребность выявления общественной опасности экономических преступлений // Труды Академии управления МВД России. 2012. N 1 (21). С. 121-124.

8. Сацута А.А. Национальная безопасность как социальное явление: современная парадигма // Вестник Военного университета. 2007. N 3 (11). С. 36-43.

9. Рахимзода Р.Х. Оперативно-розыскная политика в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан: монография. Душанбе: ЭР-граф, 2018. 471 с.

10. Стельмах В.И. Угрозы гибридной войны: подготовка сотрудников органов внутренних дел к противодействию // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 7 апреля 2016 г.). Минск: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, 2016. С. 387-388.

11. Общая теория национальной безопасности: учебник / под общ. ред. А.А. Прохожева. 2-е изд. Москва: Изд-во РАГС, 2005. 344 с.

12. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. Москва, 2006. 494 с.

13. Алешин Ю.Н. Специфика угроз национальной безопасности новых независимых государств Центральной Азии // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2011. Т. II. N 1. С. 112-116.

14. Зоиров Дж.М. Организационно-правовой механизм нейтрализации вызовов и угроз в условиях многополярного мира // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2014. N 3 (23). С. 7-13.

15. Желудков М.А. Соотношение принципов гуманизма и справедливости при реализации мер по предупреждению преступности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. N 4. С. 15-20.

16. Махмадов П.А. Информационная безопасность в системе национальной безопасности государств Центральной Азии: учеб. пособие. Душанбе: Ин-т философии, политологии и права им. А. Баховаддинова АН Республики Таджикистан, 2018. 209 с.

17. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф. О стратегии деятельности органов внутренних дел в условиях новых угроз национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. N 1 (37). С. 10-12.

18. Юридическая техника: учебное пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных актов органами исполнительной власти / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. Москва: Эксмо, 2010. 199 с.

19. Балдина Д.Р. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации и мероприятия по их устранению // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: материалы ежегодной всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2021. С. 263-264.

20. Рахмонов А.С. Роль и место Республики Таджикистан в системе безопасности и противодействии современным нетрадиционным угрозам в ЦАР // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2016. N 2. С. 107-116.

References

1. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow, Mir i obrazovanie Publ., 2015. 1375 р. (In Russ.).

2. Kudratov K.A. Influence of the Afghan conflict on the national security of the Republic of Tajikistan (19912014). Autoabstract Cand. Diss. Dushanbe, 2015. 27 p. (In Russ.).

3. Mann S. Chaos theory and strategic thinking. Synergetics: S.P. Kurdyumov. Available at: http://spkurdyumov. ru (Accessed October 5, 2021). (In Russ.).

4. Mitroshenkov O.A. The theory of controlled chaos: use it for your own good. Power, 2017, no. 8 (25), pp. 6473. (In Russ.).

5. Kim M.O. Problems of national security at the present stage of development of society Philosophy of law,

2017, no. 3 (82), pp. 150-157. (In Russ.).

6. Dzliev M.I., Ursul A.D. Fundamentals of ensuring the security of Russia. Moscow, 2003. 421 p. (In Russ.).

7. Umnova Yu.V. The practical need to identify the public danger of economic crimes. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012, no. 1 (21), pp. 121-124. (In Russ.).

8. Satsuta A.A. National security as a social phenomenon: a modern paradigm. Bulletin of the Military University, 2007, no. 3 (11), pp. 36-43. (In Russ.).

9. Rakhimzoda R.Kh. Operational-search policy in the sphere of ensuring the economic security of the Republic of Tajikistan. Dushanbe, ER-graph Publ., 2018. 471 p. (In Russ.).

10. Stel'mah V.I. Threats of Hybrid War: Training of Internal Affairs Bodies to Resist. Problems of Combating Crime and Training for Law Enforcement Agencies. Minsk, Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, 2016. Pp. 387-388. (In Russ.).

11. General theory of national security. Moscow, Publishing house of RAGS, 2005. 344 p. (In Russ.).

12. Kardashova I.B. Ministry of Internal Affairs of Russia in the system of ensuring the national security of the Russian Federation. Doct. Diss. Moscow, 2006. 494 p. (In Russ.).

13. Alyoshin Yu.N. Specificity of threats to the national security of the newly independent states of Central Asia. Bulletin of the KRSU, 2011, Volume II, no. 1, pp. 112-116. (In Russ.).

14. Zoirov J.M. Organizational and legal mechanism for neutralizing challenges and threats in a multipolar world. Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affai rs of the Republic of Tatarstan, 2014, no. 3 (23), pp. 7-13. (In Russ.).

15. Zheludkov M.A. Correlation between the principles of humanism and justice in the implementation of measures to prevent crime. Problems of law enforcement, 2016, no. 4, pp. 15-20. (In Russ.).

16. Makhmadov P.A. Information security in the national security system of Central Asian states. Dushanbe,

2018. 209 p. (In Russ.).

17. Knyazhev V.B., Maidykov A.F. On the strategy of the internal affairs bodies in the context of new threats to national security. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016, no. 1 (37), pp. 10-12. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Legal technique. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 199 p. (In Russ.).

19. Baldina D.R. Threats to the national security of the Russian Federation and measures to eliminate them. Economic security of the individual, society, state: problems and ways of ensuring. St. Petersburg, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. Pp. 263-264. (In Russ.).

20. Rakhmonov A.S. The role and place of the Republic of Tajikistan in the security system and countering modern non-traditional threats in the CAR. Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Social Science Series, 2016, no. 2, pp. 107-116. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.