Научная статья на тему 'Информационная сущность модели федеральной собственности в отраслевом кадастре федерального агентства по образованию'

Информационная сущность модели федеральной собственности в отраслевом кадастре федерального агентства по образованию Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
69
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная сущность модели федеральной собственности в отраслевом кадастре федерального агентства по образованию»

УДК 519.8:332

В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич

СГГ А, Новосибирск

ИНФОРМАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОТРАСЛЕВОМ КАДАСТРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

В общем модель федеральной собственности образовательных учреждений (МФС) можно рассматривать как систему кадастровой информации о недвижимом и движимом имуществе образовательных учреждений. В этой связи примем в качестве исходного описания МФС систему следующего вида [1]:

X = (Д, Ж, С), (1)

где Д - множество допустимых воздействий на систему (вход);

1Я - множество ожидаемых реакций системы (выход);

С - множество возможных состояний системы (внутренняя структура).

Рассмотрим МФС во внешнем ее проявлении, т.е. без раскрытия сущности процессов ее функционирования.

Пускай на вход системы поступают неупорядоченное множество элементов кадастровой информации: данные о правовом, природном, хозяйственном, экономическом и пространственном положении недвижимого и движимого имущества (НДИ) образовательных учреждений, т.е. множество Д допустимых воздействий на систему. Под воздействием элементов множества Д на выходе системы предоставляются объединенные упорядоченные подмножества Si, элементами которых являются сведения или значения показателей объектов учета, а также упорядоченное множество пространственного положения НДИ учебных заведений П.

Тогда модель федеральной собственности образовательных учреждений можно в виде:

МФС= {П, Б}, (2)

где Б = у ^ - множество семантической информации объектов учета.

Следовательно, во внешнем представлении модель МФС является геоинформационной моделью [2], содержание и состав которой в части семантической информации определяется предметной областью отраслевого кадастра Федерального агентства по образованию.

Согласно абстрактно-знаковой модели цифровой модели местности, предложенной Д.В. Лисицким [3], содержание модели МФС должна составлять информация о параметрах модели 1пр, формально отображающая абстрактную математическую модель федеральной собственности, служебная информация 1сл, которая характеризует образовательное учреждение в целом и интерпретирующую модель информации 1и о свойствах НДИ образовательных учреждений, т.е.

Мфс = {1пр, 1сл, 1и }, (3)

Информация о параметрах 1пр представляет собой совокупность понятий и данных, характеризующих общие свойства модели МФС: система(ы) координат; точность; дата; системы классификации, кодирования и условных

знаков; используемый метод (методы) создания цифровых моделей НДИ; номенклатура, разграфка топографического плана (карты) и т.д.

Служебная информация 1сл содержит следующие сведения:

- Краткие сведения об учебном заведении, где осуществляется учет недвижимого и движимого имущества;

- Адрес, ФИО руководителя, телефон, банковские реквизиты и т.п.;

- Дата учета (по состоянию за период или на дату);

- ФИО ответственного за документооборот по недвижимому и движимому имуществу в образовательном учреждении;

- ФИО материально-ответственных лиц в учебном заведении;

- Контингент обучающихся в учебном заведении;

- Кадровый и интеллектуальный потенциал учебного заведения и т.д.

Информация 1и о свойствах НДИ, включает в себя комплекс

количественных и качественных данных (сведений) о недвижимом и движимом имуществе:

1и _ (1п, 1сем}5 (4)

где 1п - информация о пространственном положении недвижимого и движимого имущества, которая включает в себя синтаксическую 1с, метрическую 1м и топологическую 1т информацию [3];

1сем - семантическая информация о федеральной собственности.

Семантическую информацию составляют множество заданных для конкретного объекта учета характеристик: технико-физических 1тф, правовых 1пв, экономических 1эм и экологических 1эк [4].

Таким образом, содержание модели федеральной собственности образовательных учреждений МФС можно представить выражением:

МФС _ {Iпр, и I* Iпв, Iэм, (5)

В соответствии с изложенными представлениями о федеральной собственности, в том числе о недвижимом и движимом имуществе в [4], в качестве составных частей МФС логично выделить множество Мн моделей недвижимости и множество Мд моделей движимого имущества, т.е. МФС = (Мн, Мд). В качестве составных частей этих моделей следует выделить следующие модели объектов:

а) Недвижимое имущество:

- Земельные участки (тзу);

- Здания производственно-хозяйственного и жилого назначения (тзд);

- Объекты благоустройства территории учебного заведения; к ним следует отнести: сооружения, внутрихозяйственные дороги и пр. (тбл).

б) Движимое имущество:

- Лабораторное оборудование, в том числе измерительные и регулирующие приборы и устройства;

- Вычислительная и оргтехника.

Представленные выше типы объектов движимого имущества можно сгруппировать в один тип объекта тоб - оборудование, которое используется в учебном процессе и в научно-производственных целях как студентами, так

и преподавателями. Поэтому в качестве элементов множества Мд следует принять модели оборудования т,б, т.е. Мд = {щ,бд}.

Модель земельного участка тзу можно представить в следующем виде:

п т

тзу — (У » У {ту,к}, Роуд) }), РзуД, 6)

;=1 к=1

где т^д - модель обособленного земельного участка с системным предикатом Рзуд - связи >ых моделей обособленных участков с ьым объектом земельного участка;

тук - модель части (угодья) земельного участка с системным предикатом Роу - в виде отношения связи к-ых моделей угодий ]-ым объектом обособленного (условного) участка.

Исходя из конструкции здания следует выделить следующие составляющие модели: этаж тэт, помещение тп и часть помещения тч, что позволяет описать иерархическую структуру тзд с помощью составных элементов:

п т I

тзд- ( и {тэт,Ь и {тпД? и !тч.к!, Рио! РэД } Рзд), (7)

1-1 к=1

где тэт - модель этажа; тп - модель помещения; тч - модель части помещения; Рпд, Рэд, Рзд - системные предикаты в виде отношений связи частей помещений с помещением; помещений с этажом и этажей со зданием соответственно.

Модель объекта благоустройства Щ5л в общем виде можно представить как составной (сложный) объект, состоящий из частей, поэтому введем в качестве элемента этого объекта - модель самостоятельного объекта т^. Следовательно, множество моделей самостоятельного объекта тсо является собственным подмножеством моделей объектов благоустройства, т.е.

Мсо={тсо} — Мбл.

На основании выше изложенного модель объекта благоустройства можно представить в виде,

п

ГПбл-(^ {Щ;од}5 Рбл)? (^)

1=1

где т^д - модель 1-го самостоятельного объекта; Рбл - системный предикат в виде отношения, определяющий взаимосвязь 1-го самостоятельного объекта с объектом благоустройства.

В общем виде оборудование может состоять из основного устройства и некоторого конечного множества вспомогательного оборудования (периферийного устройства или аксессуаров). Следовательно, составными частями модели оборудования логично выделить модель т^н основного и модель твсп вспомогательного устройства. Множества этих моделей соответственно можно определить как модели основных устройств и модели периферийных устройств, т.е. Мосн = {тосн} и М = {твсп}. Тогда модель объекта оборудование можно представить в виде:

т

Щэб — (ЩэснД? 1^1 { Швсгу} 5 Роснд)? (9)

м

где тосн,1, твс^ - модели элементов объекта оборудования; Росн1 -системный предикат в виде отношения связи вспомогательных устройств с основным.

Для того чтобы представить структуру С системы (1) будем исходить из определения системы - множества объектов-систем [5]. Это обуславливает необходимость определения условия композиции основных моделей объектов (тзу тзд тбл т,б) и множества отношений в модели федеральной собственности Мфс.

Анализ взаимосвязей этих объектов в рамках земельно-имущественного комплекса образовательных учреждений позволяет предложить следующие условия композиции объектов недвижимого и недвижимого имущества в Мфс:

- Объекты недвижимого и движимого имущества должны находиться на балансе в виде самостоятельных, отдельных объектов основных средств образовательных учреждений;

- Объекты недвижимости должны иметь единую историю с земельным участком (ми);

- Местоположение учебного и научно-производственного оборудования должно определяться местом их хранения либо основным местом их использования по назначению, при этом они должны находиться в помещениях того или иного здания.

Для раскрытия этих условий дадим следующие замечания.

Замечание 1. Местоположение объектов недвижимости может быть связано непосредственно с земельным участком, либо с его частью.

Замечание 2. Оборудование может занимать как часть помещения, так и все помещение. А в отдельных случаях оборудование может располагаться в нескольких помещениях.

Замечание 3. Земельные участки, объекты недвижимости и оборудование могут находиться в образовательном учреждении на следующих правах: постоянного (бессрочного) пользования, оперативного (хозяйственного) владения, аренды, лизинга.

Тогда структуру С можно представить в виде инфологической модели базы данных, т.е. в виде конечного множества взаимосвязанных схем сущностей (отношений) (рис. 1).

Рис. 1. Обобщенная инфологическая модель базы данных

Таким образом, предложенные содержание, состав и структура модели МФС открывает новые пути и возможности исследования при разработке автоматизированной системы учета федеральной собственности образовательных учреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дегтярев, Ю.И. Системный анализ и исследования операций: учеб. для вузов по спец. АСОИУ / Ю.И. Дегтярев. - М.: Высш. шк., 1996. - 335 с.

2. Карпик, А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий / А.П. Карпик. - Новосибирск: СГГА, 2004. - 260 с.

3. Лисицкий, Д.В. Основные принципы цифрового картографирования местности / Д.В. Лисицкий. - М.: Недра, 1988. - 261 с.

4. Разработка методики учета недвижимого и движимого имущества образовательных учреждений: отчет о НИР (заключит.) / СГГА; рук. Середович, В.А., Калюжин, В.А. - Новосибирск, 2005. - 131 с. - № ГР 012005.03278.

5. Урманцев, Ю.А. Общая теория систем: состояние, приложения и перспективы развития - на Practical Science [Электронный ресурс] / Ю.А. Урманцев. - Режим доступа: http://www.sci.aha.ru

© В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.