УДК 332.63
В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, П.В. Савченко СГГ А, Новосибирск
ОБ УЧЕТЕ АРЕНДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В РЕЕСТРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
В начале 90-х годов контроль за осуществлением хозяйственных операций учреждениями отсутствовал, при этом учреждения осуществляли свою деятельность за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что приводило к нанесению прямого ущерба государству. Кроме этого, учреждения, в частности, учебные заведения, достаточно часто использовали федеральное недвижимое имущество в коммерческих целях, например, путем передачи в аренду объектов федеральной собственности. Доходы от аренды не перечислялись и не учитывались в федеральном бюджете [1]. Это обусловило пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом и усиления государственного и ведомственного контроля в сфере имущественного менеджмента.
В настоящее время Правительством Российской Федерации создана система учета и контроля, разработана основа механизмов управления государственным имуществом [2, 3, 4].
В аспекте ведомственного контроля следует отметить, что Федеральное агентство по образованию одно из первых ведомств, которое приступило к формированию реестра федерального имущества в образовательных учреждениях.
В реестре федерального недвижимого имущества Федерального агентства по образованию (далее - Реестр) осуществляется учет состояния и использования федеральной собственности, закрепленной за учебным заведением, в том числе производится учет передачи в аренду федерального недвижимого имущества.
Учет аренды федерального недвижимого имущества в Реестре опирается на организацию учета и порядок ведения государственных баз данных федерального имущества. Реестр формируется по сведениям о земельных участках, инвентаризационным картам, картам учета и перечня объектов недвижимости, которые предоставляют образовательные учреждения в соответствующие кадастровые бюро [2, 4].
На основании опыта учета аренды федерального недвижимого имущества в образовательных учреждениях Сибирского федерального округа нами выявлено следующее: учет сдачи помещений в аренду осуществляется только по полученным доходам от аренды; по данным Реестра затруднительно определить, какое помещение (часть помещения) сдается в аренду, какая площадь остается у балансодержателя и насколько оставшейся площади хватает для реализации целей функционирования учебного заведения. Это обусловлено тем, что в инвентаризационных картах и учетной карте фиксируются только такие показатели, как:
- Номер и дата договора аренды;
Величина арендуемой площади; Наименование организации-арендатора; Сумма начисленных и поступивших платежей.
Кроме этого, при вычислении общей площади аренды по балансодержателю не учитывается множественность арендаторов в течение отчетного периода на одном и том же объекте (рис. 1).
Арендатор 1
01.01.06 - 01.03.06 Арендатор 2
02.03.06 - 01.07.06 Арендатор 3
02.07.06 - 30.09.06 Арендатор 4
01.10.06 - 31.12.06
Помещение 1 8 = 15 кв.м.
Отчетный период (по данным Реестра):
1 полугодие 01.07.06 - 30 м
2 полугодие 01.01.07 - 30 м2
Рис. 1. Схема сдачи в аренду помещения
Это приводит к завышенным оценкам сдаваемых в аренду площадей, т.е. в Реестре будет отражено больше площади (60 кв. м), чем учебное заведение сдает в действительности (15 кв. м).
В этой связи возникает задача усовершенствования учета аренды федеральной недвижимой собственности образовательных учреждений в Реестре.
Для решения этой задачи нами предлагается:
1. Предусмотреть в структуре базы данных Реестра (в разделе аренды) возможность отражения множественности арендаторов на одном объекте в течение отчетного периода и множественности объектов федеральной собственности у одного арендатора. Для этого необходимо изменить структуру базы данных Реестра (в разделе аренды) таким образом, чтобы между объектом и субъектом аренды была установлена связь типа М:М;
2. Расширить систему идентификации объекта арендных отношений до частей недвижимого имущества, например, ввести иерархических код вида: «Образовательное учреждение - здание - помещение - часть помещения»;
3. Ввести в Реестр в дополнение к уровню образовательного учреждения (локальному) следующие уровни интеграции информации: муниципальный, субъектовый, федеральный.
4. Формирование аналитической информации по аренде в Реестре следует выполнять в следующем порядке:
4.1. Ввести сведения обо всех арендаторах, которые существовали в отчетном периоде, с учетом предусмотренных структурой базы данных показателей;
4.2. Предусмотреть в Реестре алгоритмы запросов для получения интегрированных показателей по аренде (Я):
- Основные сведения по аренде на определенную дату:
R(d)•^ A1dl<d<d2 , (1)
где A1 - сущность Аренда, совокупность сведений о договоре аренды (код объекта, арендатор, сроки действия, стоимость и т.д.);
(11 и 62 - дата начала и окончания договора аренды.
- Общая площадь объекта недвижимости, находящаяся в аренде
(Раренд):
Pаренд(e)^I R(e, d)p, (2)
где R(e, d)P - площадь, сдаваемая в аренду образовательным учреждением (е) на дату (с1) на каком-либо объекте недвижимости.
- Общая площадь объекта недвижимости (Роб), без учета площади, сдаваемой в аренду:
Pоб(об) •^O(об)p-R(d)p, (3)
где О - сущность Объект (совокупность сведений об объекте недвижимости - код объекта, код учебного заведения, адрес, площадь и т.д.);
О(об)Р - общая площадь объекта;
Я(с1)Р - площадь объекта, находящаяся в аренде.
- Общая площадь объектов недвижимости, находящаяся в аренде (Раренд), по образовательному учреждению (е):
Pаренд(e)^I R(e, d)p, (4)
где R(e, d)P - площадь объектов недвижимости, сдаваемая в аренду, на дату (с!) образовательным учреждением (е).
- Общая площадь объектов недвижимости образовательного учреждения (е), без учета площади, сдаваемой в аренду:
Pоб(e)^I О(е> - Pаренд(e), (5)
где О(е)Р - общая площадь объектов недвижимости образовательного учреждения (е).
- Общая площадь объектов недвижимости, находящаяся в аренде, по муниципальному образованию (т):
Pаренд(m)^X R[Е(m), d]p, (6)
где E - сущность [Образовательные учреждения], совокупность сведений обо всех учебных заведениях (код, название, адрес, ректор и т.п.);
Е(т) - образовательные учреждения муниципального образования;
R[E(m), d]P - общая площадь объектов недвижимости, находящаяся в аренде, для муниципального образования.
- Общая площадь объектов недвижимости по муниципальному образованию (m), без учета площади, сдаваемой в аренду:
Роб(ш)^Х O[E(m)]p - Раренд(т), (7)
- Общая площадь объектов недвижимости, находящаяся в аренде, по субъекту федерации (s):
Раренд(в)^! R[E(s), d]p, (8)
где E(s) - образовательные учреждения субъекта федерации;
R[E(s), d]P - общая площадь объектов недвижимости, находящаяся в аренде, для субъекта федерации.
- Общая площадь объектов недвижимости по субъекту федерации (s), без учета площади, сдаваемой в аренду:
Робф^Х O[E(s)]p - Раренд^), (9)
- Общая площадь объектов недвижимости, находящаяся в аренде, по федеральному округу (f):
Рарендф^Х R[E(f), d]p, (10)
где E(f) - образовательные учреждения федерального округа;
R[E(f), d]P - общая площадь объектов недвижимости, находящаяся в аренде, по федеральному округу.
- Общая площадь объектов недвижимости по федеральному округу (f), без учета площади, сдаваемой в аренду:
Роб(^Х O[E(f)]p - Раренд(а (11)
5. При ведении Реестра на уровне образовательного учреждения следует дополнительно подключить графическую базу данных. В качестве графической базы могут быть использованы CAD- или ГИС-системы.
Таким образом, предложенные модификации структуры фактографической базы данных Реестра и учета аренды федеральной недвижимой собственности образовательных учреждений позволит повысить достоверность и актуальность сведений об использовании объектов
недвижимости; исключить неоднозначность в определении сдаваемого помещения и оставшейся у балансодержателя площади; определить, хватает ли оставшейся площади для реализации полноценного учебного процесса в учебном заведении.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Правительство. О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №39. - С. 87478781.
2. Ведомственный кадастр Министерства образования Российской Федерации. Организационная структура и нормативно-правовая база: сб. правовых актов и нормат. док., регламентирующих ведение Ведомств. кадастра Мин-ва образования Российской Федерации / сост.: Г.А. Балыхин, В.П. Савиных, С.К. Сергеев, И.В.Лесных, Х.К. Ямбаев, В.А. Середович, В.Б. Жарников, В.Г. Гунченко, В.А. Калюжин, В.А. Ворыхалов, Ю.А. Лысенко; под ред. В.П. Савиных. - Новосибирск: СГГА, 2001. - 372 с.
3. Распоряжение Мингосимущества РФ №802-р от 30 июля 1998 г. «О составе имеющегося у юридических лиц федерального движимого имущества, подлежащего учету в реестре федерального имущества» // Бюл. нормат. актов федерал. органов исполн.власти. - 1998. - № 24. - С. 23.
4. Российская Федерация. Правительство. О Реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности: Постановление Правительства Рос. Федерации // Собрание законодательства РФ. - № 3. -2000. - С. 935-939.
© В.А. Калюжин, Ю.А. Мушич, П.В. Савченко, 2007