УДК 343.985
Е. В. Фуникова,
канд. юрид. наук, ассистентка, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ В РАССЛЕДОВАНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
При расследовании преступления деятельность следователя всегда связана с непосредственным взаимодействием с другими участниками уголовного процесса. Разноплановость, а иногда даже полная противоположность интересов всех участников процесса взаимодействия требует от следователя реализации определенной стратегии поведения, способности к рефлексивному мышлению, а также успешного использования иных рекомендаций криминалистической тактики. Именно для достижения наибольшей эффективности и совершенства процесса раскрытия преступления одной из основных задач следователя является адекватное восприятие осведомленности других участников процесса расследования, и, тем самым, создание психологических предпосылок для полноценного информационного взаимодействия. Значительный вклад в разработку и усовершенствование положений криминалистической тактики относительно процесса информационного взаимодействия внесен такими известными учеными, как А. И. Винберг, В. Е. Коновалова, В. А. Образцов, О. Р. Ратинов, В. Ю. Шепитько и др.
Непосредственное информационное взаимодействие всегда происходит в рамках процесса общения. В широком смысле «общение» - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между лицами, порождаемый потребностями совместной деятельности и охватывающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого лица [3, с. 23]. В деятельности, связанной с процессом расследования и раскрытия преступлений, процесс общения приобретает особое, самостоятельное значение, так как имеет ряд существенных особенностей. Например, оно может проявляться как в процессуальной, так и в непроцессуальной формах. Именно поэтому общение в рамках процесса расследования преступления, с одной стороны, наделено особым процессуальным режимом со строгим соблюдением определенных правовых норм, а с другой - регулируется общими правилами речевого процесса и устойчивыми требованиями этикета общего социального общения.
Вообще структуру общения можно рассматривать в двух аспектах: путем выделения
соответствующих уровней с помощью анализа этого явления, или путем перечисления общих функций (или составляющих) указанного понятия. Относительно уровней общения, уместным считается выделение следующих: макроуровень (взаимодействие человека с другими индивидами в рамках различных социальных групп); мезауровень (т.е. совокупность контактов и актов взаимодействия, обусловленных определенной общей целью, в конкретном случае - целью раскрытия и расследования преступления); микроуровень (одноразовый, определенный акт обмена информацией, например, «вопрос-ответ») [6, с. 364].
В соответствии с другим подходом в структуре процесса общения принято выделять интерактивную, перцептивную и коммуникативную составляющие [4, с. 50]. Интерактивная сторона общения проявляется в разработке общей стратегии взаимодействия следователя с другими участниками как в процессе расследования преступления в целом (то есть в широком смысле), так и в пределах определенного следственного действия (более узкое значение). Многоаспектность проявлений интерактивной составляющей обусловливает многообразие подходов к решению проблем взаимодействия между участниками процесса расследования. В психологии выделяют два общих типа интерактивного взаимодействия сторон: кооперация (бесконфликтная ситуация взаимодействия) и конкуренция (ситуация возникновения, развития и обострения конфликта) [4, с. 58]. Отношения кооперации всегда предусматривают координацию совместных усилий, привлечения всех участников к процессу взаимодействия на пути к достижению поставленной цели [11, с. 464]. При расследовании преступления интерактивная сторона проявляется, прежде всего, во взаимодействии следователя с органами дознания, экспертными службами и другими подразделениями при осуществлении досудебного следствия. Такое проявление интерактивной составляющей общения имеет целью не только непосредственный обмен информацией, но выполняет и более глобальную задачу - выработку общей стратегии взаимодействия между всеми участниками процесса расследования.
Существенным условием успешного общения является соответствие поведения лиц, которые взаимодействуют, ожиданиям друг друга [10, с. 174]. Но одной из основных особенностей общения в рамках осуществления уголовного судопроизводства является именно то, что «ожидания» одних участников процесса находятся в жестоком противоречии с «ожиданиями» других участников, которые всеми способами пытаются противодействовать следствию. Именно поэтому речь идет о неизбежности проявления другой стороны интерактивной составляющей - конкуренции, то есть, конфликта сторон общения. Отношение конкуренции представляют собой конфликтный тип отношений участников взаимодействия, имеющих разные цели. Конфликты могут быть как деструктивными (т.е. такими, которые
формируют бесспорные взаимные негативные установки участников), так и продуктивными (т.е. связанными с необходимостью поиска совместных подходов и средств их решения) [11, с. 464]. При таких условиях особую значимость приобретает понимание следователем и другими лицами, защищающими интересы человека и государства, психологических механизмов агрессивного поведения человека, интересы которого противоречат интересам следствия, и, соответственно, возможность применять законные, допустимые и избирательные методы сдерживания и преодоления возможного противодействия.
Перцептивная составляющая информационного взаимодействия в рамках деятельности по расследованию преступлений представляет собой процесс формирования образа другого человека, т. е. выявление его психологических свойств и особенностей поведения. Г. М. Андреева очень метко, на наш взгляд, отметила, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными особенностями воспринимаемого лица, и интерпретацию на этом основании его поступков [1, с. 120].
Представление о другом лице, формирование его образа происходит с помощью таких процессов, как идентификация, рефлексия, эмпатия, аттракция и т.д. [3, с. 41-42; 4, с. 64; 11, с. 458-459]. Важно отметить, что восприятие и анализ поведения другого лица всегда тесно связано с уровнем собственного самосознания следователя. В отличие от криминалистического определения, в проблематике общения процесс идентификации связывают с уподоблением себя другому лицу с целью ее познания и понимания его мыслей и представлений [6, с. 366].
Однако основной составляющей общения, безусловно, считается ее коммуникативная сторона. Сам процесс общения можно рассматривать как взаимное познание и обмен информацией, которое осуществляется именно с помощью различных средств коммуникаций [8, с. 21]. В тактике следственных действий коммуникативный процесс - это обмен информацией между участниками процесса расследования, целью которого является точное и полное усвоение сообщений, содержащих определенную информацию, имеющую значение по конкретному делу.
В криминалистической тактике коммуникативная сторона общения охватывает почти все стадии расследования преступления: решение процессуальных и организационных задач, связанных с
возбуждением уголовного дела, непосредственная организация и проведение процесса досудебного следствия, судебное разбирательство. Так, коммуникативный процесс, т.е. обмен информацией, имеет место на протяжении всех этапов расследования, но в зависимости от его непосредственных участников и конкретной поставленной цели, направленность этого процесса может быть различной: например, сбор доказательной информации или решения организационно-управленческих задач расследования с целью оптимизации процесса доказывания на досудебном следствии или на стадии судебного разбирательства. В связи с этим коммуникативные процессы, связанные с деятельностью по расследованию и раскрытию преступлений, по нашему мнению, требуют более тщательного анализа.
Коммуникативное общение можно рассматривать по общим принципам процесса передачи и получения информации [7, с. 63]. Так, в соответствии с теорией информации, коммуникативный процесс включает следующие обязательные элементы:
- источник передачи информации (отправитель). Спецификой коммуникативного процесса, связанного с раскрытием преступления, является то, что отправителем информации, как правило, выступает следователь (судья, дознаватель), поскольку именно это лицо определяет предмет информационного обмена и границы информационного взаимодействия;
- каналы передачи информации. Любой передаче информации предшествует ее кодирование с
помощью определенных символов и избрание соответствующего канала информирования путем использования соответствующих средств коммуникативного процесса. Средствами коммуникации являются различные знаковые системы: прежде всего, речь, пара- и экстралингвистические системы знаков (интонация, темп речи и др.), оптико-кинетическая система знаков (движения, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), система
визуального общения и др. [9, с. 245]. К отдельной группе можно отнести так называемую вещественнознаковую коммуникацию (то есть вещи материального происхождения, которые могут использоваться в качестве самостоятельных знаков кодировки определенной информации). Существует и другое мнение, в соответствии с которым не все коммуникативные системы можно считать знаковыми [12, с. 14] От того, с помощью каких систем происходит передача информации, зависит эффективность всего процесса коммуникации;
- каналы получения информации. Принадлежность восприятия информации обусловлена количеством каналов, по которым эта информация воспринимается. Установлено, что степень влияния информации существенно увеличивается, если ее получатель пользуется не одним, а несколькими органами чувств;
- переработка, декодирование полученной информации. Благодаря указанному элементу видоизменяется процесс общения, возможности взаимопонимания лиц, т.е. создаются соответствующие условия для дальнейшего развития процесса общения или его прекращения.
В научной литературе предложена концепция, в соответствии с которой процесс кодирования, передачи и декодирования информации происходит в так называемом «коммуникативном поле», которое охватывает определенные нормы коммуникации и, соответственно, определенные временные и пространственные ограничения [5, с. 12]. Нормы коммуникации регулируют этичность предполагаемых тем
общения, допустимость определенных словосочетаний и грамматических конструкций, формы обращения к собеседнику, основы невербального общения и т. д. Определенная совокупность таких норм, регулирующих форму сообщений, создает стиль коммуникации. В современной литературе предлагается много разновидностей и даже классификаций стилей коммуникации. Например, по степени выражения внутреннего убеждения с помощью языковых средств различают прямую и косвенную коммуникацию. По непосредственной цели взаимодействия коммуникация может разделяться на инструментальную и эмоциональную. По своей продолжительности и экспрессивности коммуникация может быть вычурной или краткой. Интересно отметить, что некоторые авторы выделяют даже мужской и женской стили коммуникации [5, с. 16].
Эффективность коммуникативного взаимодействия участников процесса расследования обусловлена многими факторами, некоторые из которых представляются наиболее существенными, а именно:
1) степень осознания цели коммуникативного взаимодействия, ибо чем более осознанной есть цель общения, тем более полным и эффективным является коммуникативное взаимодействие; четкая осознанность цели общения увеличивает каналы передачи и получения информации, повышает интенсивность процесса ее надлежащей переработки. Такое осознание может быть как одно-, так и двусторонним;
2) коммуникативные способности человека, которые условно можно разделить на внешние и внутренние: к внешним относятся физические данные лица, поведение, внешний вид - именно то, что возбуждает любопытство и облегчает начальный этап общения; к коммуникативным способностям личности следует отнести мировоззрение человека, отношение к выбранной профессии, что находит свое проявление в доброжелательности, желании помочь собеседнику в установлении и поддержании соответствующего контакта;
3) качество передаваемой информации, (т.е. возможность восприятия информации зависит от особенностей ее передачи); значительное увеличение скорости передачи информации уменьшает процесс восприятия ее качественных особенностей;
4) присутствие или отсутствие помех в процессе передачи и приема информации, т.е. внешние условия общения, психическое состояние лица - получателя информации;
5) степень психической готовности к предстоящему коммуникатив-ному общению (с учетом пола, возраста, профессиональных навыков лица и др.);
6) общие системы кодирования и декодирования информации.
Процесс коммуникации нельзя ассоциировать только с передачей определенной информации. Коммуникативное общение выполняет и другие, не менее важные функции, а именно: регулятивную (как в пределах ситуации следственного действия, так и относительно ситуации расследования), эмоциональноаффективную (обмен чувствами, эмоциями), фактическую (установление контактов) и т. д. [2, с. 11].
Рассмотренные выше подходы к процессу общения, безусловно, не являются взаимоисключающими и исчерпывающими, а это, в свою очередь, означает, что процесс коммуникативного общения требует детального системного анализа.
Список литературы: 1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 376 с. 2. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право / М. С. Андрианов. - М. : Ин-т Общегуманитарных Исследований, 2007. - 256 с. 3. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. - 176 с. 4. Васильева О. А. Психологический реагент в криминалистике / О. А. Васильева, В. Д. Корма ; под общ. ред. д-ра. юрид. наук, проф. В. А. Образцова. -М. : Юрлитинформ, 2008. - 152 с. 5. Гулевич О. А. Психология коммуникации : учеб. пос. / О. А. Гулевич: - М. : НОУ ВПО Моск. психолого-социальный ин-т, 2008. - 384 с. 6. Дружинин В. Н. Психология : учебник для гуманит. вузов. - СПб. : Питер, 2003. - 656 с. 7. Дулов А. В. Судебная психология / А. В. Дулов. - Минск : Вышэйш. шк., 1970. - 392 с. 8. Леонтьев А. А. Психология общения : учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Леонтьев. - 4-е изд. - М. : Смысл ; Изд. центр «Академия», 2007. - 368 с. 9. Психология : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1990. - 494 с. 10. Рогов Е. И. Общая психология : курс лекций / [сост. Е. И. Рогов]. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 448 с. 11. Романов В. В. Юридическая психология: учебник / В. В. Романов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2004. - 588 с. 12. Хміль Ф. І. Ділове спілкування : навч. посіб. для студентів вищих навчальних закладів / Ф. І. Хміль. - К. : Академвидав, 2004. - 280 с.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Фуникова Е. В.
В статье рассмотрено понятие общения при расследовании и раскрытии преступлений, проанализированы различные подходы к структуре исследуемого процесса. Выделена коммуникативная составляющая общения, установлены факторы, влияющие на эффективность коммуникативного взаимодействия.
Ключевые слова: структура общения, коммуникативный процесс, эффективность
коммуникативной деятельности.
THE STRUCTURE OF COMUNICACION IN THE PROCCESS OF INVESTIGATION
Funikova O. V.
The term «communication» in the process of investigation is reviewed; various approaches to the structure of the studied process are analyzed. Communicative component is outlined; factors that affect the efficiency of communicative interaction are described.
Key words: the structure of communication, the efficiency of communicative interaction.
Поступила в редакцию 17.05.2011 г.