ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА» В РАМКАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Сенченко Павел Васильевич
канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизации обработки информации Томского государственного университета систем управления и
радиоэлектроники, РФ, г. Томск Матвеев Кирилл Андреевич студент Томского государственного университета систем управления и
радиоэлектроники, РФ, г. Томск E-mail: [email protected]
INFORMATIAL SYSTEM «E-VOUCHER» IN CASE OF TOMSK
INFORMATIZATION
Senchenko Pavel
candidate of Technical Sciences, Associate Professor of data processing automation Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Russia, Tomsk
Kirill Matveev
student of Tomsk State University of Control systems and
Radioelectronics, Russia, Tomsk
АННОТАЦИЯ
Выявлены цели и задачи информатизации муниципальных образований, на основе федеральных законов и постановлений правительства РФ. Детально рассмотрен процесс выдачи путевок в детские лагеря и учреждения. Выявлены недостатки процесса, а также проблемы, с которыми сталкиваются граждане. Обнаружены проблемы, с которыми сталкиваются департаменты муниципальных образований. Приведены обоснования необходимости использования информационной системы «электронная путевка» в муниципальных образованиях.
ABSTRACT
Goals and objectives of informatization in municipalities were identified on the base of federal laws and decrees of Government. The process of issuing permits in camps and other institutions was considered in details. There were identified disadvantages of this process and the problems for citizens. Problems which are important for departments of municipalities were discovered. The necessity of using the information system "e-ticket" in the municipalities was proved.
Ключевые слова: Информационная система; Муниципальные образования; Путевка.
Keywords: Informational systems; municipalities; permit.
На современном этапе модернизации системы государственного и муниципального управления предпринимается немало попыток, направленных на повышение результативности и эффективности деятельности органов управления. Очевидно, что без анализа деятельности властных структур и состояния социально-экономической среды, на которую оказывается воздействие, сложно говорить о наличии работоспособного механизма информационно-аналитического обеспечения подготовки и принятия решений по широкому кругу вопросов в области публичного управления [4, c. 258].
В числе первых основополагающих документов, которые определили роль информатизации в России, стала Федеральная целевая программа Электронная Россия (2002—2010 гг.). Ее принятие явилось логическим продолжением подписания акта ведущих мировых лидеров, в том числе и России, Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 г.
Одно из направлений хартии (статья 6) — «... активное использование информационных систем в государственном секторе и содействия предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан» [2].
Итак, в России на 2010 г. по данным Росстата насчитывается 23907 муниципальных образований, городских округов — 512, из которых крупных городов, численность населения в которых более 100 тыс. человек и более — около 170. Исходя из ФЗ № 210 от 27.07. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 2010 г. «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», можно выделить следующие задачи и цели информатизации муниципальных образований [5]:
1. Сбор и анализ данных по различным категориям населения города с целью управления социальной инфраструктурой и упорядочивание расходования бюджетных средств направляемых на реализацию социальных программ.
2. Ведение единого городского кадастра с целью оптимизации градостроительных решений.
3. Ведение единого инженерного кадастра с целью координации деятельности инженерных служб и оперативного управления жизни обеспечением города
4. Ведение единого имущественного кадастра с целью эффективного управления муниципальным имуществом.
5. Ведение современных технологий управления финансами с целью поддержки и оперативных решений по управлению доходами и расходами городского бюджета.
6. Мониторинг экономики с целью благоприятного развития бизнеса на территории города, внедрение единой автоматизированной системы муниципальных закупок и контрактов.
7. Нормативно правовое и документальное обеспечение органов управления с целью повышению обоснованности и оперативности принятия решения.
8. Оперативное информирование населения о деятельности городской администрации с целью удовлетворения его информационных потребностей, обеспечение конструктивного взаимодействия населения с органами власти.
Задачей обеспечения отдыха детей в летнее время, а именно распределения путевок, занимается управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Томска, чья деятельность направлена на то, чтобы воспитательное пространство летнего отдыха стало логическим продолжением деятельности образовательных учреждений дополнительного образования.
Спектр возможностей летнего детского отдыха достаточно широк: лагеря с дневным пребыванием на базе спортивных школ и загородные оздоровительно-образовательные лагеря, туристские походы.
В сложившейся ситуации организация отдыха и занятости детей требует программно-целевого подхода и должна рассматриваться как целенаправленная деятельность, способная решать задачи по укреплению здоровья детей, развитию их творческих способностей, обеспечению временной занятости подростков, желающих работать.
В целях стабилизации и дальнейшего развития системы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, оказания помощи семьям и детям, направленной на укрепление здоровья подрастающего поколения, разработана ведомственная целевая программа «Организация отдыха детей в каникулярное время» на 2013—2015 гг. [1].
Цель: Организация каникулярного отдыха и социальная адаптация детей в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности .
Задачи:
• обеспечение условий для оздоровления и отдыха детей;
• увеличение занятости детей в каникулярное время.
Заказчиком Программы является управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Томска, который организует ее выполнение и координирует взаимодействие исполнителей настоящей Программы.
Заказчик Программы несет ответственность за своевременную реализацию ее мероприятий и определяет исполнителей мероприятий настоящей Программы в соответствии с законодательством.
Получателем финансовых средств на реализацию настоящей Программы является управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города.
Текущий контроль за ходом реализации настоящей Программы, а также целевым и эффективным использованием средств бюджета муниципального образования, выделенных на исполнение ее мероприятий, осуществляет управление по делам молодежи, физической культуре и спорту, которое в
установленном порядке информирует администрацию города о результатах ее выполнения.
Раньше оформление путевок проходило без всяких проблем, при этом стоимость путевок была низкой. Большинство граждан оформляли путевки бесплатно, что также добавляло популярности данному направлению. В настоящее время направление переживает восстановление. Но процесс оформления и получения путевок значительно усложнился. Это продиктовано и объективными обстоятельствами, которые заключаются в усложнении организационных вопросов. С другой стороны, причиной тому субъективные факторы: коррупция и бюрократизация социальной сферы.
Подача заявления, оформление путевки, получение различных справок — сложный, многозначный процесс. Рассмотрим порядок данного процесса.
Родители или законные представители ребенка обращаются в органы местного управления, а именно в управление по делам молодежи, физической культуре и спорту или непосредственно в отдел по работе с гражданами администрации города. Все заявления собираются, а специально созданная комиссия рассматривает вопрос о выдаче путевки по той или иной заявке. Данный процесс порой занимает несколько месяцев, при этом достаточно частые случаи утери заявления и невозможности его дальнейшего рассмотрения. После вынесения решения до родителей доносится уведомление о положительном решении по их заявке. Родители (законные представители) детей должны оплатить родительский взнос и обратиться в органы управления службы в течение 7 рабочих дней с момента получения уведомления на предоставление льготной услуги, но не позднее, чем за 1 день до начала смены и представить указанные ниже документы.
При несвоевременном обращении в органы управления забронированной путевке возвращается автоматически статус «доступно».
В случае отказа от оплаченной путевки по уважительным причинам или при несвоевременном обращении в органы управления службы семьи после внесения оплаты, родитель (законный представитель) должен обратиться в органы
управления службы семьи по месту жительства. Родительский взнос возвращается детским оздоровительным учреждением путем перечисления на сберегательную книжку родителя с учетом удержания комиссии за банковские услуги.
Для получения путевки либо уведомления о выделении льготной путевки законному представителю ребенка необходимо предоставить в органы управления службы семьи следующие документы:
• документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
• документ, подтверждающий статус законного представителя ребенка;
• документ, удостоверяющий личность ребенка, которому необходима путевка;
• документ, подтверждающий факт проживания ребенка на территории Самарской области;
• документы, подтверждающие категорию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - для получения бесплатной путевки;
• документ об оплате родительского взноса — для получения льготной путевки на условиях её долевой оплаты.
При этом достаточно часты случаи несвоевременной подачи пакета документов, что служит причиной волне повторной подачи заявлений, что повторяет описанный выше цикл. Таким образом, весь описанный процесс занимает не менее 3—4 месяцев. Существует проблема длительности процесса, случаев потери заявлений, неудобства данной системы для населения.
Можно сделать вывод, что сложившуюся систему во многих муниципальных образованиях, в том числе и в Томске, нельзя назвать эффективной ни с точки зрения населения, ни с точки зрения управления. По словам специалиста Управления Родионовой Н.И.: «...процесс очень длительный, требует от работников много усилий и времени, что неэффективно с точки зрении современного информационного общества. Также не хватает прозрачности в «принятии решений».
Существует множество прецедентов, когда в государственном и муниципальном управлении используются методы и технологии, применяемые в бизнесе. Так, возможно внедрение системы электронного бронирования путевок, подобно системе бронирования туристических агентствах и кинотеатрах, когда заполняется электронная анкета и при этом выводится информация о забронированных местах, что увеличивает показатель прозрачности принятия решений.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что происходящая информатизация в муниципальных образованиях затрагивает почти все сферы деятельности исполнительного органа власти-администрации. Все информационные системы связаны между собой и так или иначе друг с другом взаимодействуют. Информационная система по выдаче и бронированию путевок не будет являться исключением.
Проблемы, с которыми сталкивается департамент, разнообразны.
1. Проблема организации сбора документов.
Подача заявления, оформление путевки, получение различных справок -сложный, многозначный процесс.
2. Проблема длительности процесса, случаев потери заявлений, неудобства данной системы для населения.
3. Невозможность рассмотреть все заявки.
Следствием такого необъективного разбирательства будет являться то, что не все нуждающиеся смогут попасть в лагеря на льготных условиях.
4. Коррупция и использование служебного положения.
Отсутствие прозрачности процесса выдачи путевок
5. Проблема коммуникации департамента с различными профсоюзными организациями.
Нет единого реестра оздоровительных учреждений. Компании сами выкупают путевки, которые выдают сотрудникам, не предоставляя департаменту сведений о количестве забронированных мест в оздоровительных учреждениях и лагерях.
Внедрение подобной системы смогло бы не только решить все эти проблемы и оптимизировать работу по предоставлению путевок, но также предоставлять информацию населению по имеющимся свободным местам в лагерях и условиям получения путевки.
Предлагаемая информационная система предполагает подачу электронного заявления с основными данными о ребенке и родителях, бронировании путевки в зависимости от места и времени желаемого отдыха. Информация о забронированных местах постоянно обновляется. При завершении бронирования в течение недели назначается время для приема остальных документов. При отсутствии подачи нужных документов или отказе родителей от путевки на сайте появляется информация о наличии путевки и вновь появляется возможность бронирования. Таким образом, подача заявлений происходит централизованно, надежно, удобно и быстро. Процесс распределения и оформления путевок в таком случае занимает не больше месяца.
В зависимости от используемого способа обработки и передачи документов (информационных сообщений) можно выделить следующие технологически различные режимы информационного взаимодействия:
1. Традиционный бумажный документооборот между сотрудниками организаций, участвующих в межведомственном информационном взаимодействии.
2. Обмен электронными представлениями (образами) традиционного бумажного документа с использованием доступных электронных технологий информационного взаимодействия — электронная почта, системы электронного документооборота и т. д.
3. Унифицированное информационное взаимодействие между информационными системами участников электронного взаимодействия.
4. Использование интерактивных запросных приложений, предоставляемых некоторыми федеральными ведомствами в качестве пользовательских электронных сервисов через ведомственные информационные порталы или официальные сайты органов в сети Интернет [3, с. 205].
Таким образом, в необходимо внедрить подобную систему по причине важности данного направлении деятельности, а именно работы с молодежью. Внедрение данной системы способствует более качественному исполнению ведомственной программы и региональной программы организации условий для отдыха в летнее время в Томской области и на территории Российской Федерации.
Список литературы:
1. Об утверждении ведомственной целевой программы «Организация отдыха детей в каникулярное время» на 2013—2015 гг. (с изменениями на 30 декабря 2013 года) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://docs.cntd.ru/document/951855997 (дата обращения: 25.03.2015).
2. Окинавская хартия Глобального информационного общества // официальный сайт президента РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kremlin.ru/ref_notes/3170 (дата обращения: 27.03.2015).
3. Сенченко П.В. Способы организации межведомственного информационного взаимодействия органов и организаций, исполняющих государственные функции / И.В. Лазарев, П.В. Сенченко // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Томск. — 2014. — № 1 (31). — С. 205—208.
4. Сенченко П.В. Структурно-функциональная и динамическая модели мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований / А.А. Сидоров, П.В. Сенченко // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. — 2012. — № 2 (26), часть 1. — С. 258—264.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ// Российская газета. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html (дата обращения: 25.03.2015).