Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ТУРИЗМЕ, КАК ДВИГАТЕЛЬ ТУРИСТСКОГО ПРОГРЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ТУРИЗМЕ, КАК ДВИГАТЕЛЬ ТУРИСТСКОГО ПРОГРЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИНАМИЧЕСКОЕ ПАКЕТИРОВАНИЕ ТУРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онищенко В.С.

В статье рассмотрены основные проблемы информационной революции в туризме, как двигателя туристского прогресса Российской Федерации в современных условиях. Также рассмотрена одна из достаточно перспективных информационных технологий в туризме - динамическое пакетирование туров. Приведена оценка первой в России туристско-информационной системы - Oblako.Travel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFORMATION REVOLUTION IN TOURISM, TOURISM AS AN ENGINE OF PROGRESS RUSSIAN FEDERATION

The main problems of the information revolution in tourism as an engine of the tourist progress of the Russian Federation in modern conditions are considered in the article. Also considered is one of the most promising information technologies in tourism - dynamic bundling of tours. The estimation of the first tourist information system in Russia - Oblako.Travel is given.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ТУРИЗМЕ, КАК ДВИГАТЕЛЬ ТУРИСТСКОГО ПРОГРЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 004.001.71:338.48(470+571)

Онищенко В.С. студент 3 курса направление подготовки: Менеджмент научный Руководитель: Столяренко А.В.,

доцент

кафедра менеджмента и туристического бизнеса Гуманитарно-Педагогическая Академия (Филиал) Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Крымский Федеральный Университет Имени В.И. Вернадского» В Г. Ялта Россия, Республика Крым, г. Ялта

Onishchenko V. S.

student

3 year, field of study: Management Humanitarian-Pedagogical Academy (Branch)

Federal State Autonomous Educational Institution Of Higher Education "Crimean Federal University Named After V. I. Vernadsky" In Yalta Russia, Republic of Crimea, Yalta city Scientific Supervisor: Stolyarenko A. V. Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of management and tourism

business

Humanitarian-Pedagogical Academy (Branch)

Federal State Autonomous Educational Institution Of Higher Education "Crimean Federal University Named After V. I. Vernadsky" In Yalta Russia, Republic of Crimea, Yalta city ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ТУРИЗМЕ, КАК ДВИГАТЕЛЬ ТУРИСТСКОГО ПРОГРЕССА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

THE INFORMATION REVOLUTION IN TOURISM, TOURISM AS AN ENGINE OF PROGRESS RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы информационной революции в туризме, как двигателя туристского прогресса Российской Федерации в современных условиях. Также рассмотрена одна из достаточно перспективных информационных технологий в туризме -динамическое пакетирование туров. Приведена оценка первой в России туристско-информационной системы - Oblako.Travel.

Annotation. The main problems of the information revolution in tourism as an engine of the tourist progress of the Russian Federation in modern conditions are considered in the article. Also considered is one of the most promising information technologies in tourism - dynamic bundling of tours. The estimation of the first tourist information system in Russia - Oblako.Travel is given.

Ключевые слова: туризм, информационная система, развитие, информационные технологии, динамическое пакетирование туров

Keywords: tourism, information system, development, information technology, dynamic bundling of tours

Актуальность. Достижения технического прогресса относительно информационных технологий по итогам XX века заняли устойчивые позиции в сфере туристской индустрии, изменив процедуру создания, продвижения, а также реализации различных туристских услуг.

В процессе появления компьютерной сети Интернет, разработки национальных, а также международных систем бронирования и резервирования, электронных каталогов туристских путешествий и маршрутов, различных электронных баз данных, систем взаиморасчетов и прочих современных достижений относительно информационных технологий, значительно возросло качество предоставляемого туристского продукта, при этом снизилась его удельная себестоимость, сократились расходы туристов на самостоятельное изучение и приобретение необходимого набора услуг. Основная масса российских туристских компаний в настоящее время имеет доступ почти ко всем рассмотренным возможностям, предоставляемым разработчиками. Но при этом интернет-коммерция в России, как явление достаточно новое, применяется в условиях недостаточно адаптированной законодательной базы, а также сопровождается рядом проблем, касающихся разработки инфраструктуры, принципов, а также методов принятия различных технологических и организационных решений в системе развивающейся электронной коммерции.

Цель статьи. Целью статьи является исследование информационной революции в туризме, как двигателя туристского прогресса Российской Федерации в современных экономических и политических условиях.

Объект исследования. Объектом исследования процесс является информационной революции в туризме, как двигателя туристского прогресса Российской Федерации.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и прикладных проблем, которые возникают в процессе информационной революции в туризме, как двигателя туристского прогресса Российской Федерации.

Методы исследования. Методологическую базу исследования составили диалектический, исторический и системный подходы,

позволяющие исследовать проблему в целом и отдельные её вопросы.

Изложение основного материала и результатов исследования. В 2016 году в Москве прошел первый Российский форум «Интернет-экономика», на котором ведущие представители отрасли и государства обсудили роль интернета, как драйвера экономического развития России в том числе сферы туристического бизнеса.

В настоящее время в туристической среде активно ведется работа относительно продвижения на рынок динамического пакетирования различных туров. Данная сфера представляет собой новую технологию формирования, а также реализации турпродукта посредством прямого обращения клиентов к ресурсным системам различных авиакомпаний, гостиниц и агрегаторов туристических услуг.

В настоящее время в профессиональном сообществе обсуждают влияние на рынок внедрения динамического пакетирования, его преимущества для агентств и туристов. За последние годы в России количество интернет-пользователей стремительно выросло и превысило 80 миллионов человек [6]. Интернет-аудитория активно использует глобальную сеть. Согласно мнению специалистов онлайн рынок туристических услуг является наиболее динамично развивающимся в туризме сектором электронной коммерции. Данный рынок в 2016 году он вырос на 43% и составил 279 млрд. рублей. [1, с. 46].

Около половины граждан России, совершавших различные туристические поездки по территории России за последние несколько лет, использовали Интернет с целью их организации.

Развитие информационных технологий формирует основные перспективы и тенденции развития рынка глобальной туристической индустрии, что касается и России. Среди них можно выделить следующие [5, 10, 11]:

- глобализация туристического бизнеса;

- перспективное развитие транснациональных ресурсов электронной коммерции;

- взаимодействие поставщиков туристических продуктов и потребителей услуг;

- возникновение новых каналов дистрибуции туристических услуг;

- массовое включение офлайн организаций в интернет системы;

- изменение уровня и модели потребления, индивидуальность подхода в процессе организации путешествия, разнообразное использование мобильных приложений и сервисов.

В настоящее время имеется открытое проявление конфликта интересов между поставщиками туристических услуг и туроператорами в борьбе за клиента [7, 9]:

- исключение агентских комиссий авиакомпаниями для сокращения издержек оборота и рекламы;

- программы лояльности клиентам, увеличивающие привлекательность прямого бронирования различных услуг;

- стоимость на сайтах авиакомпаний достаточно часто ниже блок чартерной. В процессе кризиса, резкого снижения потребительского спроса деятельность туроператоров устойчиво тяготеет к убыточности, низкий уровень доходности туроператорской деятельности снижает возможность балансирования рисков, которые связаны с формированием оптового туристического продукта.

В имеющихся условиях туроператоры и турагентства должны интегрировать современные услуги, которые готов оплачивать турист, и которые комплексно не может предоставить индивидуальный поставщик. Необходимо создавать современные потребительские ценности, такие как:

- комплексное обслуживание клиента за счёт расширения дополнительных услуг и продуктов;

- повышение качества сопровождения клиента после продажи услуг;

- внедрение мировых стандартов сервиса в туризме.

Одна из весьма перспективных информационных технологий представляет собой динамическое пакетирование турпродуктов. Динамическое пакетирование представляет собой новую технологию создания и реализации туристического продукта путем непосредственного обращения к различным ресурсным системам гостиниц, авиакомпаний и агрегаторов туристических услуг. Данная технология представляет собой конструктор любых индивидуальных туров, который дает возможность за несколько минут выбрать, забронировать и оплатить, при этом оформить тур на самых привлекательных условиях. Посредством специальных тарифов перевозчиков и гостиниц цена в пакете будет ниже, чем цена на услуги, которые забронированы отдельно на сервисах поставщиков. Разница в цене может достигать уровня 20-30 %. Также минимизированы риски неполучения оплаченного тура [2, с. 7].

Практика развитых в туристическом вопросе стран отражает, что в перспективе динамическое пакетирование будет технологической основой стратегии развития международной туриндустрии. В течение последнего времени доля туров, сформированных с применением данной технологии, составляет более половины турпродуктов, реализуемых на европейском рынке туризма.

Высокая технологичность данного продукта делает его оптимальным для целей онлайн бронирования. Европейские продажи туров забронированные онлайн растут преимущественно в результате динамически сформированных туристических пакетов.

В 2016 году авиакомпания «РусЛайн» среди российских перевозчиков первой начала на собственном сайте продажи билетов, входящих в динамические пакеты. Ожидается, что в ближайшие время большинство российских авиакомпаний сделают этот сервис обязательной составляющей электронной коммерции [3, с. 145].

Актуальное значение данная технология имеет в процессе расширения внутрироссийского турпродукта и его географии [8]. Она дает возможность довести до клиента разрозненный ресурс маленьких курортов, а также отдельных объектов и средств размещения, которые сейчас никем не продвигаются в индустрии туризма в привычном формате. Данное решение делает доступным отдельные регионы, в настоящее время которые не охвачены чартерными программами.

Планируется, что в перспективе динамические пакеты туров будут формироваться на основе железнодорожной перевозки и автобусного сообщения маршрутов, что обеспечит доступ туристических объектов к организованным, а также самостоятельным путешественникам.

Новая технологическая модель в российской туриндустрии обеспечит максимальные преимущества для участников российского рынка туризма: от поставщиков туристических услуг (отелей, авиакомпаний) до потребителей.

Динамическое пакетирование туров позволяет увеличить рост путешествующих по России за счет включения российских объектов размещения и услуг в отраслевые системы поиска, пользователями которых, в настоящее время, являются около 25000 турагентств, специализирующихся на реализации пакетных туров. Также обеспечивается включение новых оптимальных каналов продажи туров, таких как:

- сайты авиакомпаний;

- глобальные системы поиска;

- онлайн тревел агенты, которые продвигают ресурс данной системы в сети интернет, сетевые банки, ритэйл проекты (например Евросеть, Связной);

- организации, использующие сетевой ресурс с целью организации деловых, а также личных поездок своих сотрудников.

Оптимальная интеграция в базу данных информации объектов размещения федерального и регионального уровня делает систему доступной для большого количества людей.

Использование динамического пакетирования представляет собой правильную технологическую стратегию оптимизации работы современного туроператора, которая дает возможность исключить риски квотирования в отношении транспортировки и размещения туристов, гарантировать потребителю предоставление реализованных услуг при этом расширяя ассортимент турпродукта посредством использования маршрутов регулярных авиарейсов.

Параллельно с совершенствованием базовых технологий, некоторые операторы выстраивают новый ресурс, применяя уже работающие системы динамического пакетирования, при этом дополняя глобальный контент своим индивидуальным эксклюзивом, как по перевозке, так и по отелям. Это обеспечивает весьма своевременное расширение и увеличение географии предложений с использованием преимуществ в продвижении оптимальных приоритетных направлений [2, с. 6].

Такая стратегия преобразования продукта в дальнейшем может способствовать сохранению туроператорской деятельности в условиях кризиса, когда уровень чартерных направлений существенно сократился, а регулярная перевозка является ключевой составляющей туристических пакетов и маршрутов. Для российских туристических фирм динамическое пакетирование представляет собой системообразующее технологическое решение бизнеса, которое обеспечивает конкурентоспособность с интернет ресурсами туристических услуг в международном аспекте, активно наступающими на потребителя.

Использование новой технологии даст возможность повысить производительность труда и эффективность деятельности оганизации в целом, автоматизировать и оптимизировать бизнес процессы, а также внедрить международные стандарты и технологии обслуживания клиентов туристической сферы. Переориентация на новые технологии открывает туристическим агентствам дополнительные возможности оптимизировать бизнес в условиях кризиса.

Кризис в области платежных терминалов подтолкнул участников туристического рынка к поиску альтернативных и удобных способов оперативного перевода финансовых ресурсов. С 2015 года используется и успешно работает туристско-информационная система, первая в России -Oblako.Travel [1, с. 45].

Система Oblako.Travel получила отзыв в профессиональной среде туризма, завоевав Гран-при «Лучшее интернет решение 2015 года» - «Best IT travel solution 2015». Присвоение прошло на выставке современных технологий и решений туристического бизнеса Travel Winter IT Workshop. В настоящее время партнерами Oblako являются крупнейшие туроператоры, билетные сервисы и агентские сети. «Oblako.Travel -уникальный проект, востребованный рынком, а также обладающий неоспоримыми преимуществами относительно привычных способов оплаты услуг в туристической сфере.

Разработка проекта проводилась полтора года силами специалистов Слетать.ру при сотрудничестве Сбербанка России, который является основным партнером Oblako.Travel. Данный сервис полностью соответствует правовой сфере РФ, движение финансовых ресурсов понятно регулятору и обслуживающим кредитным организациям. Широта охвата и проникновение сервисов Oblako.Travel включает:

- более 90 тысяч устройств самообслуживания;

- более 17 тысяч отделений банка;

- представительства в 83 субъектах Российской Федерации в 11 часовых поясах;

- более 13 миллионов пользователей системы Сбербанк Онлайн;

- более 1 миллиона пользователей мобильного приложения Сбербанк Онлайн [4].

В настоящее время в России система Oblako.Travel представляет собой

единственное решение в сфере туризма, которое дает своим партнёрам гарантии полного исполнения обязательств посредством ПАО «Сбербанк».

Альтернативой классической форме данного сервиса для многих турагентств, предполагающей обязательное наличие офиса, является онлайн-обслуживание клиентов посредством применения личного интернет ресурса. Такая практика давно сосуществует на американском рынке с традиционным агентским туристическим сервисом.

В России интернет-зависимые бизнесы в настоящее время составляют примерно 10% ВВП, при этом Россия занимает ведущее место по количеству интернет пользователей в Европе. Предпосылки для значительных изменений в отрасли аккумулировались последние годы. Большинство классических операторов, а также агентств были в стороне от глобальных трендов туризма, которые уже поменяли рыночную модель туристического бизнеса в преимущественном большинстве развитых стран мира. Поэтому реформирование бизнес-процессов туристической отрасли - неизбежный процесс. В России на данные процессы, с учетом политических и экономических обстоятельств, отведены весьма короткие сроки.

Выводы. На сегодняшний день наблюдается очень активная позиция государства по отношению к туристическому рынку. Сложившаяся в настоящее время кризисная ситуация, значительное сокращение числа участников туристической отрасли одновременно дают шанс для оздоровления и развития турбизнеса. Необходимо изменение законодательства, приведение его в соответствие с глобальными современными тенденциями. Рынку необходима реализация современных технологических стандартов, внедрение документооборота, соответствующего технологической стратегии бизнеса. Важное значение имеет совершенствование образовательной системы, направленное на приобретение практических знаний в сфере современных технологий, а также электронной коммерции в туристической сфере. От нового поколения специалистов будет зависеть российская туристическая индустрия в будущем.

Использованные источники:

1. Абдулов А.В. Использование информационных технологий в туризме // Сборник статей XIII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодёжь, наука, творчество - 2015». Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. - Ч.2. - С.45-46.

2. Волкова А.В. Информационное наполнение сайтов турфирм //Сборник статей XIII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодёжь, наука, творчество - 2015». Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. - Ч.2. - С.6-7.

3. Гончарова О. Г. Информационные технологии в обеспечении туристской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 145-147.

4. Каурова Е.А. Информационные технологии в сервисе туризма // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный

ресурс]. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45484

5. Столяренко, А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия // Бизнес-Информ. -2013. - № 1. - С. 235-242.

6. Мухин А. Д. Столяренко А. В. Информационно-коммуникационная среда туристско-рекреационного предприятия Крыма // Таврический научный обозреватель, 2017. - № 1 (18). - С. 54-57. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/elibrary 28784370 30309274.pdf

7. Першина А. В., Столяренко А. В. Возможности развития туристского рынка в России и Крыму // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2015. - № 12 (51). - С. 188-191. - Режим доступа : http: //ekonomika.snauka.ru/2015/12/10588

8. Столяренко А. В., Матюнина М. В., Чумак А. Н. Теоретический анализ подходов к оценке эффективности системы мотивации персонала предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. - № 8. - С. 92-98. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/16169.htm.

9. Столяренко А. В. Матюнина М. В. Формирование и внедрение и внедрение системы мотивации персонала в санаторно-курортном предприятии Республики Крым // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2016. - Т.5. - №5. - С. 12-17. -DOI: 10.12737/22521

10. Столяренко А. В. Данильченко А. А. Применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности предприятий туристской сферы // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1 (69). - С. 500-506. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77660 11.Чебаненко А. С., Столяренко А. В. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятий туристско-рекреационной сферы // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2016. - № 4 (55). - С. 49-54. - Режим доступа : http: //ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.