Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВА ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВА ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
310
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕЗЕРВИРОВАНИЕ / БРОНИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Яковец М.С.

Статья посвящена вопросам информационных систем как основы туристского бизнеса в современных условиях. Приведен обзор использования современных информационных систем в сфере туристского направления деятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что значение информационных систем в туризме ориентировано на повышение качества обслуживания потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SYSTEMS AS A BASIS OF TOURISM BUSINESS

The article is devoted to the issues of information systems as the basis of the tourist business in modern conditions. The review of the use of modern information systems in the field of tourism. The conducted research allows to assert that the importance of information systems in tourism is focused on improving the quality of customer service.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВА ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА»

«Вестник Тамбовского университета» 2015-№ 4-С.1337-1338

5. Огнерубов Н.А, Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Журнал «Вестник Тамбовского университета». 2015-№2-С.307-311

6. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников. Формирование профилактика коррекция. Издательство «Сфера». Киев 2004

УДК 004:338.48

Яковец М.С. студент 3 курса направление подготовки «Менеджмент» Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского»

филиал в Ялте Россия, г. Ялта

Yakovets.M.S student

3 course, direction of preparation "Management" Humanitarian-pedagogical Academy (branch) "Crimean Federal University. V. I. Vernadsky" in Yalta

Russia, Yalta

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ОСНОВА ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА INFORMATION SYSTEMS AS A BASIS OF TOURISM BUSINESS

Аннотация. Статья посвящена вопросам информационных систем как основы туристского бизнеса в современных условиях. Приведен обзор использования современных информационных систем в сфере туристского направления деятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что значение информационных систем в туризме ориентировано на повышение качества обслуживания потребителей.

Annotation. The article is devoted to the issues of information systems as the basis of the tourist business in modern conditions. The review of the use of modern information systems in the field of tourism. The conducted research allows to assert that the importance of information systems in tourism is focused on improving the quality of customer service.

Ключевые слова: туризм, информационная система, бронирование, резервирование, информационные технологии, автоматизация

Keywords: tourism, information system, booking, reservation, information technology, automation

Актуальность. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что без применения информационных технологий не

может работать ни одно из направлений современного бизнеса, поскольку любой деятельности, в том числе и туристской сфере, необходимо сопровождение и обработка значительного количества информации. Поэтому постоянно прогрессирующие информационные технологии в современных условиях деятельности регулярно предлагают новейшие разнообразные продукты, такие как программное обеспечение или вспомогательные процессы автоматизации бизнес-процессов туристской сферы деятельности.

Цель статьи. Целью статьи является исследование информационных систем как основы туристского бизнеса в современных условиях.

Объект исследования. Объектом исследования является процесс функционирования информационных систем как основы туристского бизнеса в современных условиях.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и прикладных проблем информационных систем как основы туристского бизнеса.

Изложение основного материала и результатов исследования. Туристическая индустрия в настоящее время широко использует все виды и формы информационного обеспечения своей деятельности. В туристической сфере информационные потоки обеспечивают взаимодействие между производителями услуг, а также связи между потребителями и производителями данных услуг, при этом они осуществляются как в форме потоков данных, так и выступают в виде услуг и платежей. Туризм в настоящее время представляет собой глобальный компьютеризированный бизнес, его участниками являются как туроператоры и турагенты, так и авиакомпании, экскурсионные организации, рестораны и отели всего мира. Данный сектор экономики включен в ведущие отрасли экономики с основной долей реализации услуг через сеть Интернет [1, с. 38].

Информационная система представляет собой совокупность информации, которая содержится в базах данных, информационных технологий и технических средств обеспечивающих ее обработку.

Автоматизированная информационная система представляет собой взаимосвязанную совокупность программных средств, стандартов, процедур и персонала, оборудования, которая используется для обработки и сбора, хранения, распределения и выдачи информации, а также соответствует требованиям конкретной организации.

Современная индустрия туризма в течение последних лет претерпела существенные изменения в результате внедрения новых информационных технологий отвечающих требованиям глобальных систем бронирования и резервирования. Успешная деятельность любой организации в сфере туристского бизнеса практически невозможно без применения современных информационных технологий и автоматизации деятельности. Специфика технологии разработки, а также реализации турпродукта требует систем, которые в максимально кратчайшие сроки предоставляют сведения о

возможностях размещения клиентов, доступности транспортных средств, обеспечивать быстрое резервирование, а также бронирование мест, автоматизацию решения различных вспомогательных задач в процессе предоставления туристских услуг, например параллельное оформление билетов и путеводителей, формирование справочной информации. Данных процессов можно достичь при условии широкого применения в туризме современных информационных технологий обработки, а также передачи информации.

Индустрия туризма настолько разнообразна, что требует использования различных информационных технологий, от разработки специализированных продуктов и программных средств, которые обеспечивают автоматизацию работы туристской фирмы либо отеля, до эксплуатации глобальных компьютерных сетей.

Множество различной информации, ее отбор и хранение, а также обработка и передача данных являются ключевым фактором деятельности и развития любой туристической организации. Поэтому успех современной туристической индустрии обусловлен использованием новейших информационных технологий при создании, а также предложении и продвижении на рынок туристического продукта [3, с. 147].

В настоящее время информационные технологии являются одним из основных факторов повышения конкурентоспособности туристической организации.

В настоящее время в индустрии туризма имеют широкое применение современные информационные системы в сфере бронирования и резервирования, системы мультимедиа, интегрированные

коммуникационные сети, Smart Cards, а также информационные системы менеджмента и т.д. Приведенные информационные системы используются туристическими фирмами с разным уровнем активности и имеют неравномерное распространение. Различается степень их влияния на уровень развития туристской индустрии.

Основное влияние на развитие и динамику туристического рынка оказывают технологии продвижения различных туристических продуктов, например маркетинг и реклама услуг и туристических организаций в сети Интернет. Самопрезентация компании в сети Интернет обеспечивает туристической организации возможность расширения потенциального количества клиентов. К новым каналам продажи и распространения туристического продукта относятся разработка интернет-сайтов организаций туристической сферы, контекстная и банерная реклама, доски объявления, рассылки (direct mail). Перспективным направлением являются электронные офисы, при помощи которых любой клиент, имеющий счет на кредитной карте либо в автоматизированных платежных системах, свободно может приобрести турпакет, оплатить билеты на автобус, самолет, концерт, прочие культурные либо развлекательные мероприятия практически в любой стране.

Вторым важнейшим направлением сферы туризма, в котором

информационные системы оказывают влияние на туризм и культурный сервис, являются автоматизированные системы резервирования и бронирования CRS (Computer Reservation System). Эти системы получили распространение в середине ХХ века. Их основная цель - оптимизация и ускорение процесса бронирования авиабилетов в реальном времени (режиме on-line). Данная технология повышает сервис и качество туристических услуг, при этом сокращает время обслуживания клиента, способствует росту количества сделок и соответственно уровня прибыли. На российском рынке весьма популярными являются автоматизированные системы электронного бронирования, такие как Amadeus, Sabre, Galileo, Worldspan. Система Amadeus используется в России с начала 1990-х гг.

Автоматизированная система управления представляет собой комплекс аппаратных, а также программных средств и персонала, необходимый для управления элементами технологического процесса в организации. Автоматизированная система управления с системой поддержки принятия оптимальных решений представляют собой основной инструмент обоснованности управленческих решений.

Множество различной информации, ее обработка, хранение и передача являются основным фактором деятельности туристической компании. В настоящее время весьма распространено бронирование через сеть Интернет. Заказ номера в отеле онлайн прост и удобен, оплата производится посредством кредитных карт либо по безналичному расчету. Современная система онлайн бронирования отелей дает доступ к гостиницам в режиме реального времени по всему миру. Клиент может забронировать одновременно любые виды обслуживания: экскурсии, трансферы, аренда автомобиля и др. [2, с. 263].

Одним из ведущих направлений туристических информационных технологий является применение технологий мультимедиа. Это туристические брошюры, каталоги, справочники, выпускаемые на компакт-дисках и размещаемые в Интернете. В туризме электронные носители предлагают разнообразную информацию о континентах и странах и подходят для виртуального путешествия и изучения страны предполагаемого путешествия. Например, «Туристический атлас мира» включает большое количество географических обозначений и карт, туристических маршрутов, подробную информацию о странах, что является полезной и важной информацией для потенциального туриста. Электронные каталоги и справочники выполняют познавательную и справочную функцию, удобны в использовании и экономят время при поиске данных. Электронные каталоги дают возможность виртуально путешествовать согласно предлагаемым маршрутам, изучить маршруты и просмотреть их, получить информацию по конкретной стране, данные о гостиницах, мотелях и прочих средствах размещения. Турист может спланировать программу индивидуального тура, выбрать по заданным параметрам оптимальные показатели (цена, скидки, транспорт, период и др.).

Использование мультимедийных технологий оперативно предоставляет потенциальному клиенту информацию о любом интересующем его туре и тем самым позволяет быстро и безошибочно выбрать подходящий турпродукт. При этом туроператор (турагент) имеет возможность при необходимости внести изменения в данный тур или сформировать новый эксклюзивный тур, произвести бронирование мест и продать туристу созданную в оперативном режиме туристскую услугу [4].

Туристические информационные системы представляют собой еще один вид информационных технологий, позволяющий осуществлять внесение, редактирование и хранение различной информации о брони, турах, отелях, состоянии заявок, клиентах. Данные системы работают с множеством электронных документов - ваучерами, анкетами, списками туристов, перечнями услуг, описаниями туров, отелей и др. Информационные системы этого типа осуществляют расчет стоимости туров, контролируют оплату, формируют отчетность и т.д.

В современных условиях формирование турпродукта предусматривает широкое применение глобальных распределительных систем, обеспечивающих удобное и быстрое бронирование билетов, резервирование мест в отелях, прокат автомобилей, заказ билетов на мероприятия, обмен валюты и пр.

В индустрии туризма широко используется видеотекст, сочетающий в себе возможности информационных систем резервирования, телекса, электронной почты, электронных газет и т.д. В Великобритании порядка 90 % турагентств в своей работе применяют систему визуальных данных Prestel, деятельность которой поддерживает организация British Telecom. Данная система содержит актуальную информацию о туризме, предложения туроператоров, авиакомпаний, железнодорожных линий, отелей и паромов, легко доступную путешественникам. В систему регулярно заносят последние изменения и новости по всем направлениям. Основным составляющим системы Prestel являются монитор или телевизор, выступающий дисплеем, а также адаптер, обеспечивающий связь турагентства с получателем информации. Технология видеотекста пользуется популярностью во Франции, там используется система Minitel. При этом в США применение видеотекста ограничено.

Влияние информационных технологий в туристической сфере ощущается на разных этапах создания и продвижения туристического продукта. Основное влияние современные информационные технологии оказывают на продажи туристского продукта. В значительной степени это касается возможности создания новых маркетинговых средств и каналов продвижения туристского продукта. В области рекламы значительное распространение получила непосредственная рассылка информации о туристских предложениях по электронной почте. В последнее время большинство туристских организаций создают собственные сайты в сети Интернет, используют популярную баннерную рекламу. При том, что

эффективность данных каналов распространения и продвижения туристского продукта сейчас в России не достаточно высока, данное направление можно рассматривать как перспективное в будущем.

В странах Европы на туристский рынок активно внедряется электронная коммерция и ее элементы. Уже работают электронные туристские офисы, в качестве примера можно привести фирму Microsoft и ее туристское бюро «Экспедиа», позволяющее приобрести тур, билет на самолет или номер в отеле, купить билеты на мероприятия, заказать напрокат автомобиль или прочие услуги в любой точке планеты. По оценкам немецких специалистов туристической индустрии, примерно 25 % продаж туристических продуктов может в скором будущем реализовываться посредством электронной коммерции. Компьютерные технологии спровоцировали разработку и внедрение принципиально новых электронных каналов маркетинга для продвижения и сбыта различных туристических продуктов и услуг [1, с. 40].

Компьютерные системы резервирования позволили ускорить процесс и технологию резервирования авиабилетов, а также проводить его в режиме онлайн. В результате повысилось качество услуг за счет сокращения времени обслуживания клиентов туристических фирм, увеличения ассортимента предлагаемых услуг, появились возможности обеспечения совершенствования загрузки авиалайнеров, стратегии гибкого ценообразования, использования новых управленческих методов. Высокая надежность, а также удобство систем резервирования способствовали быстрому и широкому их распространению. В современных условиях 98 % иностранных организаций сферы туризма применяют системы бронирования.

Таким образом, активное внедрение современных компьютерных технологий в деятельность туристических организаций является необходимым условием их успешной работы, поскольку точность, надежность, оперативность и высокая скорость обработки и передачи информации определяет эффективность управленческих решений в данной сфере деятельности.

Выводы. Туристский бизнес, являясь одной из самых динамичных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Другими словами, сбор, хранение, обработка и передача актуальной информации являются важнейшим и необходимым условием функционирования любого туристского предприятия. Успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения, адекватности и полноты. В связи с этим успешное развитие туристского бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий как в области создания турпродукта, так и его продвижения на рынок туристических услуг.

Использованные источники:

12. Абдулов А.В. Использование информационных технологий в туризме // Сборник статей XIII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодёжь, наука, творчество - 2015». Омск: Омский государственный институт сервиса, 2015. - Ч.2. - С.38-41.

13.Баженов Р.И., Лопатин Д.К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2014. -№ 3 (93). -С. 263-264.

14.Гончарова О. Г. Информационные технологии в обеспечении туристской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 145-147.

15.Новобрицкая Е.А., Пауль Л.В., Лаврушина Е.Г. Информационные технологии в создании туристского продукта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/09/38285

УДК 512.554

Яковлева Т.Н. аспирант 1-го года обучения кафедра «Алгебры и математической логики» Институт математики и фундаментальной информатики

Сибирский федеральный университет научный руководитель: Левчук В.М., д-р физ.-мат. наук

профессор Россия, г. Красноярск НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРОЕНИЯ КВАЗИПОЛЕЙ С ФИКСИРОВАННЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ Аннотация:

Цель работы - исследование строения и классификации некоторых классов конечных квазиполей, в том числе, полуполей и квазиполей с ассоциативными степенями.

Ключевые слова: конечное квазиполе, полуполе, порядок конечного квазиполя, почти-поле.

Yakovleva T.N., post-graduate student Department of algebra and mathematical logic Institute of Mathematics and Computer Science

Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk Scientific supervisor: Levchuk V. M. Prof., doctor physics and mathematics SOME QUESTIONS OF CONSTRICTION QUASIFIELDS WITH FIXED LIMITATIONS

Annotation:

Our goal is to study the structure and the classification of some classes of a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.