Научная статья на тему 'Информационная революция в современной российской школе на примере г. Мегиона ХМАО-Югра)'

Информационная революция в современной российской школе на примере г. Мегиона ХМАО-Югра) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная революция в современной российской школе на примере г. Мегиона ХМАО-Югра)»

четвертая власть

информационная Ад- Трахгенберг

революция в современной российской

школе

(на примере г. Мегиона

хМАо-югра)

эпоху программ информатизации оправдало себя именно введение в школах программы «Информатика». Эта позволило познакомить тогдашних школьников с компьютерами как важнейшим составным элементом нового информационного и культурного пространства, дало им общее представление о процессах информатизации в современном обществе, а также привило им некоторые первоначальные навыки пользования новыми массовыми информационными технологиями (клавиатура, текстовый редактор, электронные таблицы и т.п.).

В постсоветскую эпоху началось оснащение школ персональными компьютерами и, до определенной степени, сопутствующей периферией, пик которого пришелся на 1990—1992гг. Новый шаг был сделан в связи с реализацией федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды» (2002—2008 гг.), направленной на расширение и модернизацию компьютерного

и я ипа Ь. Иа_|к"ш? г|»к'1н к|ч~ч| Н1кэ|11||

За последние пятнадцать лет произошли »отатанмга-ггт^ста/иетоанчн!,«!

резкие изменения в структуре российского информационного пространства, связанные с тем, что в России, вслед за Западом, начался очередной этап информационной революции. В настоящее время «информационной революцией» называют фундаментальные преобразования социальных отношениях и образа жизни, которые вызваны появлением новых информационных технологий и средств коммуникации.

Мы исходим из того, что информационная революция в российской школе, как и информационная революция в целом, идет и «сверху», и «снизу», и сопровождается информационным расколом.

Советская школа оказалась затронутой процессами информатизации только на самом последнем этапе своего существования. Следует признать, что из всех запланированных в позднюю советскую

Анна Давидовна Трахтенберг, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН

■Ср-глт^ гщипш МартШГг. ИсИПО^к т.

1 РГ>И' 1П 1ГТ|1^Г 94^1

2 гпчжгл щл&тняЭ к ШКННИ 74, Ш

3 ЕыЗДЦМф^ 41.45 Н&Ч-

4. цгагнте.* РЖ1МГГ-ЛЖМ 4ТДЧ

5.nqi.ni.nl п.н и^пли;: и,! 5 ЛЭ.1.5

& 1П<Н|ср « И?

7. нтеы41 т=тг+» М ЗТ,1

■■ 11 .■ г.* 1 и

гнЦцр V

Е1. "■'II ю г^

15. ИЩ-'ДЕИТП:!; [ПВО 1к

1 Приведем характерный пример: «Студенты пятого курса ... факультета журналистики [Московского государственного университета] хуже знают Интернет, и когда спрашиваешь, у кого есть компьютеры, руки поднимают единицы, а на первом курсе 70% студентов имеют компьютер»(Засурский Я.Н. Информационное общество и средства массовой информации // Развитие информационного общества в России. Т. 1. СПб., 2001. С.151). Мы также сталкивались с этим феноменом в наших исследованиях: среди учащихся девятых классов оснащенность компьютерами, как правило, выше, чем среди учащихся выпускных классов.

парка в школах.

Однако параллельно информатизации «сверху» шел стихийный процесс компьютеризации российских семей и развитие коммерческих форм приобщения к Интернету (прежде всего в форме Интернет-кафе), причем, что вполне понятно, в первую очередь этот процесс захватывал мегаполисы, где каждое следующее поколение молодежи приобщается к информационной революции быстрее и полнее, чем предыдущее1.

При этом границы «информатизации снизу» за последние 10 лет обозначились достаточно четко: она охватывает в первую очередь мегаполисы и постепенно распространяется на менее крупные города. Именно поэтому ее и дополняют «информатизацией сверху», направленной на малые города и села, причем таким образом, чтобы они постепенно превращались в рынок и для «информатизации снизу».

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра заметно опережает большинство регионов России по уровню информатизации средних школ. До-

четвертая власть

шшть

Т41/ШЫ 1- <"ТКЛгНк-«ИЧЧН" 1И|Ц™НЧ|ии| НММПП

Уч«ат._ |Г~ г Сн пи р^ 2lH 2 г_

1. нгрог ■ г. е. v 11 ы■ 1 l1 lх ; : fн 1 il.1 Я2

L ииыОДПЬсЛ ойтныв DOS 4JJ ЭТ5

]. шхншъ« о№клчи)й Wiruhws ПА 76,7

Ф. пгпг-лггап^! релил-срга ■Лвяшак 5.-) Ъ.5

Ï К«ЮТ«С1 pÇJLITTLlpIYH кЫ^^П Voiix, 11 sa,7

(у юлвздезть:* ptumepc« -гГ.ПгтжИ JLuïlr. - 17,7

Т. юл^Есе-мь-ч релггсрсм ммь и П.1

S. □«T»T<»ïIb=< ЛРЯ"№Ч 0&ЛЖТОНЫН а$ i.1

9 1ЫТЧ.~1КЬ tlHKTTCIUbi« п|Ч.т гит ri шита M

10 пшшпикннатбФ Vfl

10 u 11 ■ Г.11 з и ? ге-ст к 11- 52

статочно указать, что в округе создан и активно развивается окружной Образовательный портал и создается централизованная библиотечная сеть. На базе компьютерных классов формируются пункты свободного доступа в Интернет. Одновременно ускоренными темпами осуществляется и информатизация «снизу»: постоянно растет число персональных компьютеров, находящихся в личном пользовании семей учащихся, как и оснащенность этих семей другими средствами коммуникации.

Для этого, чтобы проследить динамику освоения учащимися информационных технологий, Гуманитарный центр МОУ № 5 «Гимназия» г. Мегиона с 1997 года проводит социологические исследования гимназистов. В нашей статье мы рассмотрим некоторые результаты этих исследований, проведенных в марте 1997 и сентябре 2002 г., т.е. с интервалом в пять лет.

Во-первых, следует отметить скачкообразный рост числа персональных компьютеров, находящийся в личном пользовании семей учащихся — см. Таблицу 1.

Как видно из Таблицы 1, доля старшеклассников, в семьях которых имеется персональный компьютер, за пять лет выросла в два раза и достигла половины от общего числа гимназистов. При этом в 1997 году только каждый десятый пользователь домашнего компьютера имел в своем распоряжении и принтер, и только 2,8% имели возможность подключаться с сети интернет через модем, то в 2002 г. модемы и принтеры имелись у трети опрошенных школьников.

Это означает, что пользование Интернетом приобрело достаточно массовый характер. Как и следовало ожидать, более активные, лучше успевающие школьники, родители которых имеют высшее образование и уровень доходов выше среднего, пользуются Интернетом более активно, чем те, кто учится на «удовлетворительно» и живет в семьях со сравнительно низкими доходами, где родители не имеют высшего образования. Иными словами, можно говорить об элементах внутришкольного информационного неравенства.

При этом решающую роль играет позиция родителей. Как правило, если родители используют информационные технологии в своей профессиональной деятельности, они рано или поздно приобретают домашний компьютер и поощряют своих детей становиться пользователями. И наоборот, если родители в своей профессиональной деятельности не сталкиваются с современными информационными технологиями, они откладывают приобретение домашнего компьютера, несмотря

на просьбы своих детей.

В какой мере современные школьники владеют персональным компьютером? — см. Таблицу 2.

Как видно из Таблицы 2, подавляющее большинство пользователей умеют играть в компьютерные игры и пользоваться оболочкой Windows. Примерно половина опрошенных в 2002 г. указали, что умеют пользоваться редакторами Microsoft Word и Microsoft Excel, в то время как в 1997 году школьники имели некоторое представление о первом редакторе, и никакого — о втором. Иными словами, компьютерная компетентность школьников за пять лет резко возросла, хотя их «фаворитами» по-прежнему остаются компьютерные игры. Самыми популярными играми в 2002 г. в Мегионе оказались «Counter Strike», «Sims» и игры группы QTA (QTA-1, QTA-2, QTA-3).

Что касается самостоятельного программирования, то им занимается не более 10% школьников, что вполне объяснимо: такое увлечение и не может быть массовым, так как требует достаточно высокого уровня владения персональным компьютером.

В целом на примере МОУ № 5 «Гимназия» г. Мегиона можно сделать вывод о том, что современные российские школьники вполне успешно осваивают весь комплекс навыков, необходимых для того, чтобы пользоваться современными информационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.