Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 127—132. Economic and Social Research. 2022. No. 4 (36). P. 127—132. Научная статья
УДК 35
doi: 10.24151/2409-1073-2022-4-127-132
Информационная политика в сфере военной безопасности в контексте защиты национального менталитета
А. А. Ковалев
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Показана взаимосвязь таких категорий и феноменов, как «информация», «информационная политика», «военная безопасность», «национальный менталитет», «национальная безопасность». Обосновывается важность информационной политики как одного из направлений обеспечения военной безопасности нации, защиты национального менталитета и информационно-психологической безопасности личности. Отмечается, что стратегически значимым прорывом в обеспечении военной безопасности является переход современного государства на официально провозглашенную и нормативно закрепленную политику защиты национального менталитета.
Ключевые слова: информация, безопасность личности, национальные интересы, национальная безопасность, национальный менталитет
Для цитирования: Ковалев А. А. Информационная политика в сфере военной безопасности в контексте защиты национального менталитета // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 4 (36). С. 127-132. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-127-132
Original article
Information policy in the sphere of military security in the context of protecting the national mentality
A. A. Kovalev
North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia
© Ковалев А. А.
Abstract. The interrelation of such categories and phenomena as "information", "information policy", "military security", "national mentality", "national security" is shown. The importance of information policy as one of the directions of ensuring the military security of the nation, protecting the national mentality and information and psychological security of the individual is substantiated. It is noted that a strategically significant breakthrough in ensuring military security is the transition of a modern state to an officially proclaimed and normatively fixed policy of protecting the national mentality.
Keywords: management, organization, system, complex, function, activity
For citation: Kovalev A. V. "Information Policy in the Sphere of Military Security in the Context of Protecting the National Mentality". Economic and Social Research 4 (36) (2022): 127—132. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-4-127-132
Введение
Рассматривая информацию как ресурс для осуществления политико-властных отношений, необходимо констатировать, что она действительно выступает в указанных отношениях структурообразующим элементом. Известно, что социальные, экономические, политические и военные ресурсы являются жизнеобеспечивающими компонентами в формировании и развитии властных отношений. Владение информационными ресурсами позволяет их обладателю пользоваться преимуществами в осуществлении своей властной воли. Практический опыт показывает, что информационный компонент и обеспечение его безопасности — это ключевые факторы, влияющие на стабильность других источников и ресурсов власти. Напротив, недостаточность, неполнота и недостоверность информации, а также неэффективность управления информационными ресурсами практически лишает субъектов власти возможности достигать политических целей.
Целью настоящего исследования является доказательство гипотезы, что защита национального менталитета должна являться ключевым направлением информационной политики в области обеспечения военной безопасности. Задачи исследования: 1) определить место национального менталитета в системе национальной безопасности государства; 2) раскрыть феномен информационной политики в сфере обеспечения военной безопасности;
3) продемонстрировать, что целью информационной политики по защите национального менталитета является обеспечение информационно-психологической безопасности граждан.
В методологическом отношении, настоящее исследование опирается на теорию «общества наблюдения» (П. Бурдьё, О. Дженсен, Т. Ричардсон, Э. Холл), которое может быть определено как «общество, обладающее ресурсом власти над объектом, информацией о котором владеет» [1, с. 147]. Согласно этой теории, информация делает современное общество мобильным, открытым, динамичным и в то же самое время уязвимым по отношению к угрозам информационной войны. Методологическую основу исследования составили также труды отечественных ученых (Г. В. Грачева, А. И. Донцова, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотовой, И. К. Мельника и пр.) в области психологии безопасности, которая, в свою очередь, тесно связана с политической психологией, этнопсихологией, военной психологией [3, с. 205].
Результаты
Современные социальные и политические процессы порождают множество новых угроз. Так, войны современности являются гибридными (главной ареной борьбы в них становится не физическое пространство, а информационно-сетевое поле); они при-в одят к меньшему числу челов еческих жертв,
но, тем не менее, ведут к иным разрушениям и потерям, сокрушая области национального менталитета противников. Гибридные войны приобрели особо разрушительный характер благодаря возможностям современного информационно-коммуникационного пространства. По справедливому суждению М. В. Салтыковой, «информационное насилие над менталитетом и системой духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей не имеет никаких ограничений по своему разрушительному воздействию» [9, с. 173]. Национальный менталитет является одной из основных «мишеней» в войнах современности, с другой стороны, национальный менталитет, идентичность и культура в целом становятся потенциальными объектами государственной защиты, обеспечить которую способна эффективная, адекватная сложившимся обстоятельствам информационная политика, реализуемая в рамках общей системы национальной безопасности государства.
В современной России защита национального менталитета провозглашается одним из направлений обеспечения национальной безопасности. Так, в части IV Стратегии национальной безопасности РФ (ред. от 02 июля 2021 г.) «Обеспечение национальной безопасности» приводится и раскрывается перечень стратегических национальных приоритетов, и такой из них, как «сбережение народа России и развитие человеческого потенциала», стоит на первом месте в этом списке [10]. «Сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан» названы и в числе национальных интересов современной России (ст. 25 части III «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» Стратегии национальной безопасности РФ).
Поддержание и сохранение духовно-нравственных ценностей, культуры, традиций и т. д. также признается первостепенной задачей обеспечения национальной безопасности России. Важность этого направления государственной политики объясняется расширением масштабов применения
гибридного насилия против народа РФ со стороны недружественных государств. Степень разрушительности гибридных форм насилия для систем безопасности всего мира может быть проиллюстрирована ментальным отдалением двух некогда похожих (по крайней мере, по происхождению) и братских украинского, российского и белорусского народов. При этом важно отметить, что процесс этот начался задолго до кризиса и открытой конфронтации: по мнению исследователей А. С. Братчик и К. П. Куры-лева, с которым мы солидаризируемся, эти процесс взаимного отдаления имеет глубокие исторические корни, а причиной его явились массированные информационные атаки и манипуляции сознанием народов [2].
Информационная политика в современных условиях приобретает особую актуальность по причине обострившейся внешнеполитической обстановки: в настоящее время мы наблюдаем процесс содержательного слияния информационного и военного направлений политики безопасности [11]. Структурно информационную политику в сфере военной безопасности можно представить как системное единство субъектов, объектов, целей, средств и методов. Объектами информационной политики являются общество, государство, вооруженные силы, технические системы и т. д. В качестве средств выступают каналы массовой информации, социальные сети, ток-шоу, культурно-образовательные мероприятия, нормативно-правовая база и пр. элементы информационного пространства. Субъектами информационной политики в области военной безопасности являются институты власти, которые имеют полномочия в сфере национальной безопасности. Соответственно, под информационной политикой в сфере военной безопасности следует понимать совокупность решений и действий субъектов государственной власти, направленных на обеспечение целей и задач военной безопасности государства путем воздействия на объекты данной политики с применением информационных средств и методов.
Важно отметить, что наряду с институтами власти субъектами информационной политики в сфере обеспечения военной безопасности может выступать и гражданское общество. Налаженная связь между властными структурами и обществом формирует взаимоотношения, способствующие социальной, идеологической и ценностной идентичности, политической стабильности, динамичности развития политических процессов. Потеря же влияния гражданского общества на субъекты власти чревата негативными последствиями. Однако в современной России деятельность институтов гражданского общества находится под непрерывным государственным контролем. Так, институты гражданского общества в своей информационной политике с момента принятия поправок в ФЗ от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» [8, с. 8] фактически находятся в стадии балансирования «между молотом и наковальней», вынужденные встраиваться в новую систему законодательства и разрабатывать более взвешенную тактику, отказываясь от активного давления на органы власти по причине возможного отнесения к числу иностранных агентов.
Центральной категорией информационной политики и информационной войны является информационно-психологическое воздействие: «Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:
• потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);
• интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
• эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);
• коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия)» [7, с. 102].
Иными словами, определенные действия субъекта влияния нацелены на то, чтобы спровоцировать конкретное действие объекта влияния [4, с. 147]. В определенной степени, посредством использования такого рода влияния были организованы все «цветные революции» в истории.
Объектами информационно-психологического воздействия в войнах современности выступают вооруженные силы (личный состав армии) и общество. Безусловно, психика человека отражает содержание информационного поля. Агрессивное информационное воздействие ведет к деформациям психики. Соответственно, успешными могут считаться атаки, в результате которых произошло изменение мировоззрения и ценностных ориентаций военнослужащих и населения государства-противника, подрыв боевого духа армии и флота [5, с. 9]. Это означает, что психическое здоровье человека как системообразующей единицы общества является фундаментальной национальной ценностью современного государства [6]. В данном контексте информационная безопасность может рассматриваться как информационно-психологическая безопасность личности, обеспечиваемая государством.
А в чем же ценность психики отдельно взятого человека для целого государства? Дело в том, что человек является не только носителем индивидуального сознания, в котором воплощается его психологический склад. Человек — это носитель культурного кода, национального менталитета, которые делают совокупность граждан не только социальной группой, а единым народом с особым складом коллективного сознания, характера, истории, судьбы.
Почему национальный менталитет в последние годы стал объектом государственной охраны в нашем государстве? Ответ прост: потому что до тех пор, пока на него не покушались, его принято было считать незыблемым по своей природе явлением, данностью, которая была, есть и будет; превентивных мер защиты к российскому национальному менталитету не применялось, поэтому в настоящее время, в периоды активных информационно-психологических атак, он оказался под угрозой.
Почему важно сохранить национальный менталитет? Он важен в первую очередь для тех государств и народов, которые дорожат своей культурно-исторической самостью и целостностью. Такой является Россия. Именно сохранение национального менталитета позволит нашему государству отстоять свой суверенитет и независимость.
Выводы
Национальный менталитет является важной составной частью системы национальной безопасности современного государства. Этот тезис получил нормативно-правовое, доктринальное закрепление в нашем государстве только в XXI в., и это стоит признать большим достижением в области защиты национальных интересов России на международной арене.
В современных условиях очередного передела сфер влияния в мире и вступления человечества в эпоху цифровизации особую актуальность приобретает информационная политика. Защита личности и ее психологического здоровья является одним из приоритетов обеспечения национальной безопасности современного государства.
Список литературы и источников
1. Боташева А. К., Абазалиева М. М., Бело-конь А. Ю. Общество наблюдения: психотронное и информационно-психологическое оружие как конструкты политического влияния // Современная наука и инновации. 2020. № 4 (32). С. 147-153. ЬЦрз://ёо1. ощ/10.37493/2307-910Х.2020.4.22
2. Братчик А. С., Курылев К. П. Процесс формирования антироссийской политики на Украине: история и современность // Постсоветские исследования. 2022. Т. 5. № 5. С. 450-463. EDN WUKDEJ.
3. Вишневская В. П. Значимые аспекты психологической безопасности // Эко-потенциал. 2019. № 1 (25). С. 204-210. EDN УХИХЬд.
4. Лаптев А. А., Сорокоумова С. Н., Юдин О. А. Психологическое воздействие на личность и ее безопасность: постановка проблемы // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 4 (60). С. 144-156. https://doi.org/10.37724/ К5и.2021.60.4.013
5. Лубяной В. И., Щербина А. А. Информационно-психологическое воздействие противника: сущность, история, современность, пути и методы защиты // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2021. Т. 2. № S (80). С. 93-98. EDN QNYGNJ.
6. Манжуева О. М., Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Информационно-психологическая
безопасность — важнейший аспект безопасности государства // Инновации в гражданской авиации. 2017. Т. 2. № 3. С. 28—34. EDN ZGFZHB.
7. Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. М.: Моск. инженер.-физ. ин-т, 2003. 388 с.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_132900/ (дата обращения: 20.10.2022).
9. Салтыкова М. В. Разрушение русской мен-тальности — консциентальная угроза гибридных войн XXI века // Вестник Московской международной академии. 2018. № 1. С. 162—175. EDN XURII.
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 19.10.2022).
11. Фадеев К. В., Борисова И. А. Политологический анализ реализации информационной политики российского государства в современных внешнеполитических условиях // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2022. № 2 (55). С. 196—200. https:// doi.org/10.47598/2078-9025-2022-2-55-196-200
References
1. Botasheva Asiyat K., Abazalieva Madina M., Belokon Anna Yu. "Observation Society: Psychotronic and Informational-Psychological Weapons as Constructs of Political Influence". Sovremennaya nauka i innovatsii = Modern
Science and Innovations 4 (32) (2020): 147—153. (In Russian). https://doi.org/10.37493/2307-910X.2020.4.22
2. Bratchik A. S., Kurylev K. P. "The Process of Forming an Anti-Russian Policy in Ukraine: History and Modernity". Postsovetskiye issle-dovaniya = Post-Soviet Research 5.5 (2022): 450—463. (In Russian). EDN WUKDEJ.
3. Vishnevskaya Valentina P. "Important Aspects of Psychological Security". Eko-Potencial 1 (25) (2019): 204—210. (In Russian). EDN VXHXLQ.
4. Laptev A. A., Sorokoumova S. N., Yudin O. A. "Psychological Impact and Psychological Safety". Psikhologo-pedagogicheskiy poisk = Psychological and Pedagogical Search 4 (60) (2021): 144— 156. (In Russian). https://doi.org/10.37724/ RSU.2021.60.4.013
5. Lubyanoy V. I., Shcherbina A. A. "Information and Psychological Influence of the Enemy: Essence, History, Modernity, Ways and Methods of Protection". Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk 2.S (80) (2021): 93—98. (In Russian). EDN QNYGNJ.
6. Manzhueva Oksana M., Nekrasov Sergey I., Nekrasova Nina A. "Information and Psychological Security as an Important Aspect of State Security". Innovatsii v grazhdanskoy aviatsii 2.3 (2017): 28—34. (In Russian). EDN ZGFZHB.
7. Manoylo A. V. Information Policy of the State under Special Conditions, monograph. Moscow: MEPhI, 2003. 388 p. (In Russian).
8. "On Amendment of Certain Legislative Acts of the Russian Federation with Respect to Regulation of Nonprofit Organizations Acting as Foreign Agent: Federal Law of July 20, 2012 No. 121-FZ (Latest Available Revision)". Konsul'tantPlyus. N. d. (In Russian). Web. 20 Oct. 2022. <https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_132900/>.
9. Saltykova Marina V. "The Destruction of the Russian Mentality — A Consecutive Threat of Hybrid Wars of the XXI Century". Vestnik
Moskovskoy mezhdunarodnoy akademii 1 (2018): 162-175. (In Russian). EDN XURIJ.
10. "National Security Strategy of the Russian Federation, approved by RF Presidential Decree of July 02, 2021 No. 400". Konsul'tantPlyus. N. d. (In Russian). Web. 19 Oct. 2022. <https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389271/>.
11. Fadeev Kirill V., Borisova Irina A. "Politologi-cal Science Analysis of the Implementation of the Information Policy of the Russian State on Modern Foreign Policy Conditions". Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta sotsial'nykh tekh-nologiy) = Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies) 2 (55) (2022): 196-200. (In Russian). https://doi.org/10.47598/2078-9025-2022-2-55-196-200.
Информация об авторе
Ковалев Андрей Андреевич — кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, 199178, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43).
Information about the author
Andrey A. Kovalev — Cand. Sci. (Polit.), Assoc. Prof., Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Northwest Institute of Management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Russian Federation (Russia, 199178, St. Petersburg, Sredny ave. V.O., 57/43).
Статья поступила в редакцию 20.09.2022.
The article was submitted 20.09.2022.