Информация и общество
Олег СУДОРГИН
информационная политика В информационном ОБЩЕСТВЕ: ТАВТОЛОГИЯ ИЛИ СМЫСЛОВОЙ ДЕТЕРМИНАНТ?
В настоящее время многими исследователями отмечается одна из ключевых особенностей современной (постиндустриальной или информационной) цивилизации - в ее основе лежат знания и информация, являющиеся определяющими факторами устойчивого развития социума. Парадигма информационного общества представляет современный социум в виде глобального процесса производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, базирующегося на массовом внедрении методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации и обусловливающего глубокие изменения (в основном прогрессивного характера) социально-экономических, политических и социокультурных структур.
Есть проблема, о которой пока пишут недостаточно. Очевидно, что знания и информация, все в больших объемах продуцируемые обществом, могут оказаться либо бесполезными («мусором»), либо — инновационными. Только во втором случае они оказываются ресурсом, который обеспечивает развитие информационных (или стремящихся к информационному состоянию) социумов. Последние заявления Президента России Д. Медведева позволяют понять, что политическое руководство осознает неоднозначность перехода нашей страны в информационное состояние. Вопрос лишь в том, что собирается предпринять высшая власть для снятия возникающих напряжений и разрешения неизбежных конфликтов. Какой будет политика государства в информационном пространстве?
Термин «информационное общество» отражает одну из наиболее характерных особенностей современного этапа общественного развития — бурное развитие во второй половине прошлого столетия так называемых информационных технологий. Информационные технологии позволяют упростить и ускорить процесс коммуникации, делают отношения между государством и гражданами более прозрачными, предоставляя уникальнейшие возможности в работе с информацией. Однако сами по себе эти технологии не определяют фундаментальные характеристики современного общества. Ведь страны, достигшие информационного состояния, обладают наиболее эффективной и мощной экономикой, лидируют по всем показателям благосостояния граждан. Эти страны также опережают остальные в строительстве гражданского общества, демократической политической системы и обеспечении прав человека.
В структуре производительных сил информационного общества ведущую роль играет научно-технический потенциал. Поэтому информационный социум часто называют «обществом знания» или «обществом, основанным на знании». В промышленности и сфере услуг ведущую роль играют наукоемкие отрасли, в том числе информационные, а экономика в целом носит инновационный характер, причем инновации обретают форму каскадов.
СУДОРГИН
Олег
Анатольевич — к. полит. н., Орловская региональная академия госслужбы
Поясним каскадность на примере: четверть населения США владела автомобилем через 35, а телефоном — через 39 лет после их изобретения; персональным компьютером такая же доля населения обзавелась за 18 лет, мобильным телефоном — за 13 лет, а к сети Интернет подключились всего за 7 лет1.
В таком обществе принципиально меняется система управления экономикой, происходит «революция менеджмента», суть которой состоит в замене жестких иерархических структур прошлого гибкими сетевыми горизонтальными структурами, хорошо приспособленными к тому, чтобы реагировать на изменения внешних условий.
Даже современное государственное управление в версии такого известного специалиста, как Г. Атаманчук, основывается на информации и знаниях2. Вся цепочка выглядит следующим образом: информация —► знания —► ресурсы —► идеи (модели) —► экспертные оценки —► решения действия —► результаты. Пожалуй, в настоящее время информационное пространство в ряде ситуаций может рассматриваться как определяющее по отношению к госуправлению. Мы так считаем потому, что использование информационных технологий позволяет власти осуществлять контроль за политическими процессами, предотвращать социальные и политические конфликты, в первую очередь в информационном пространстве (препятствуя их переводу в пространство социальное).
Но есть и обратная тенденция: если власть информационно неактивна, то другие, более активные в информационном пространстве, силы могут через него, бесконтактно, управлять социальными процессами. Примеры такого управления достаточно известны. Например, так называемые «оранжевые революции». Многие молодежные организации в настоящее время собирают своих сторонников на различные мероприятия посредством мобильной связи и Интернета. Активно используют информационное пространство террористи-
1 Bonvillian W.B. Science at a crossroads // Technology in society. N.Y. etc., 2002, Vol. 24, № 1/2. р. 27-38
2 Атаманчук Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., «Юрид. лит».,
1990, стр. 79-80
ческие организации, активно применяющие современные информационные технологии, такие как sms и e-mail, и создающие собственные многочисленные сайты. Да и государственная власть в России все активнее использует такие сервисы, например, приглашая граждан принять участие в выборах через sms-сообщения.
Что же такое информационная политика? Как показывает наш анализ, у различных авторов сложились разные теоретико-методологические подходы к определению сущности понятия «информационная политика».
«Бессубъектный подход». Его автором (Н. Ненастьевой) не определяется субъектность информационной политики, но зато исследуется ее влияние на обширный круг социальных объектов. Информационная политика в самом общем виде определяется как систематическое распространение специализированными группами сообщений среди численно больших, разнообразных и рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей и институтов3.
«Технико-коммуникационный подход». В рамках этого подхода центральной является проблема развития средств коммуникации. Прерогатива отдается целиком развитию отдельной коммуникационной составляющей - техническим средствам коммуникации. Среди представителей такого подхода назовем И. Наумова, Ю. Сазонова, И. Флис.
«Государственнический подход». Ряд ученых определяют информационную политику как прерогативу государства. Деятельности в информационном пространстве негосударственных субъектов при этом уделяется значительно меньше внимания, либо такая деятельность фактически не рассматривается. Среди приверженцев подхода назовем А. Брегу и Е. Карасеву.
Примерно на такой позиции стоит профессор В. Ницевич, по мнению которого, информационная политика - это область деятельности всех органов и структур государства во всех сферах общественной
3 Ненастьева Н. Л. Информационная политика в условиях реформирования социальной структуры современной России: Автореф.дис.канд.полит. наук. М., «Ярославль», 2007, стр. 4
жизни, определяемая его законами, нормами его общественной морали1.
Вместе с тем наш отечественный исторический опыт убедительно свидетельствует: отсутствие учета мнения негосударственных субъектов в политике приведет к тем результатам, обладателями которых мы стали в советское время. Развитие лишь ресурсов госвласти, без параллельного развития аналогичных ресурсов общественного сектора, представляется социально малоэффективным и политически ограниченным. На этапе становления информационного общества, в котором главным аргументом политики является работа с информацией, развитие информационной гражданской сферы должно стать приоритетным (при условии, что руководство страны действительно стремится построить полноценное демократическое государство с развитым гражданским обществом).
«Социальный подход». В рамках этого подхода под информационной политикой понимаются те или иные регулирующие действия только лишь в информационной сфере общественной жизни2. По мнению разработчиков «Концепции государственной информационной политики», такая политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер по их реализации. Среди представителей такого подхода можем назвать исследователей Д. Черешкина, О. Финько.
«Специфический информационный подход», представители которого предлагают считать информационной политикой действия по регулированию информационных отношений и наращиванию информационных ресурсов. Такого мнения придерживается, к примеру, профессор Б. Коваленко, представляющий информационную политику как «...составную часть общей политики государства, партий, других институтов гражданского общества, направленную на создание благоприятных условий для
1 Ницевич В. Ф. Военно-информационная политика государства: теория, императивы, приоритеты. М.: ВУ, 2001, стр. 20
2 Нисневич Ю. А. Информационная политика как фактор демократизации и оптимизации государственного управления в России: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2000, стр. 25
осуществления информатизации всех сфер общественной жизни, обеспечение информационной безопасности государства, общества и личности, контроля за использованием национальных информационных ресурсов, а также формирование цивилизованного информационного рынка и правовое регулирование информационных отношений в обществе и государстве»3. Такого подхода придерживаются также О. Зубков и А. Кочетков.
Отдельного рассмотрения заслуживает позициякафедрыинформационнойполи-тики Российской академии государственной службы. Ее специалисты исследуют следующую логическую цепь: государство — СМИ — общественная (социальная) психика, массовое и специализированное сознание. Взаимодействие этих составляющих имеет сложный характер, описываемый информационными процессами, информационными отношениями, то есть всем тем, что происходит в информационном пространстве.
Следуя этой логике, на кафедре сформулирован объект информационной политики. Это государственное управление информационной сферой, состоянием общественного сознания, системой средств массовой информации и массовой коммуникации; информационные процессы, отражающие, выражающие, защищающие права личности, интересы общества и политику государства. Предмет информационной политики определен как тенденции, закономерности развития информационной сферы, общественных информационных отношений, информационных процессов, методы анализа и прогноза их развития, выявления эффекта и механизмов воздействия СМИ и массовой коммуникации на массовое сознание, гражданское общество и государство4. В то же время полагаем, что пока у авторов учебника нет четкой позиции относительно дефиниции «информационная политика».
По нашему мнению, информационная политика в значительной степени характеризует состояние, характер и содержание
3 Коваленко Б. В. Государственная информационная политика в деятельности ФПС России: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1998, стр. 17-25
4 Информационная политика / Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: РАГС, 2003, стр. 10
отношений «власть-общество» в информационном пространстве. Очевидно, что в открытом обществе (которым априори должно являться общество демократическое) эффективность политической власти во многом зависит от ее желания и готовности постоянно/регулярно общаться с населением. На практике это означает, что главной задачей органов госвласти (построенных на сете-информационных принципах) должно являться кардинальное изменение всей сферы государственных услуг. Почему мы так считаем?
В настоящее время заинтересованность в повышении эффективности государственных услуг проявляется со стороны политического руководства всех без исключения ведущих стран мира.
Согласимся с мнением профессора В. Кравченко о том, что «. на сегодняшний день общество не может и не будет само развиваться, если не будет развиваться сама политическая власть»1. А возможность развиваться ей в первую очередь дает новая система коммуникативных взаимоотношений на всех уровнях, построенная на новых информационных технологиях. Т.е. устойчивость власти, степень одобрения ее действий обществом находится в прямой связи с ее информационно-коммуникативными свойствами-качествами. В то же время активное использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет в некоторой степени программировать поведение общества, устанавливать так называемую «политическую повестку».
Кратко обозначим теоретические проблемы, возникающие при изучении дефи -ниции «информационная политика». Не до конца ясно, кто является основным субъектом выработки и реализации информационной политики, как соотносятся между собой общая и информационная политика. Неясно, какова роль и место личности в информационной политике, что представляет собой структура информационной политики и какова в ней роль технической составляющей.
Считаем, что информационная политика имеет двустороннюю природу. С одной стороны, она вызвана необходи-
1 Кравченко В. И. Власть и коммуникация в информационном обществе: проблемы теории и методологии: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 2004, стр. 10
мостью решения технико-технологических задач, связанных с информатизацией социума, с другой стороны, имеет гуманитарную составляющую, поскольку детерминирована интересами граждан, социума и власти. Именно для реализации своих интересов социальные субъекты и политические акторы используют информационные технологии, включаются в информационное пространство. Проявляется же информационная политика в трех сферах - социальной, собственно информационной и технической и в определенной степени их и регулирует.
Информационная политика, по нашему мнению, - это совокупность целенаправленных мер органов госвласти, реализовываемых в сотрудничестве с другими институтами политической системы, элементами гражданского общества и иными социальными субъектами в целях развития личности, развития и регулирования социума посредством информационных средств, а также развития и регулирования информационной и технической сферы жизнедеятельности общества и государства.
Предложенное определение информационной политики, на наш взгляд, позволяет сформулировать ее функции. Среди них выделим следующие:
— стимулирование информационными средствами гармоничного развития личности, общества и государства;
— регулирование общественной жизни информационными средствами;
— регулирование информационными средствами взаимоотношений (в том числе информационных) личности, общества и государства;
— обеспечение личности, общественности и органов госвласти объективной информацией о состоянии и развитии социума;
— создание максимальных возможностей для эффективных действий (реализации собственных интересов) личности, общества и государства в информационном пространстве;
— обеспечение информационными средствами социально-политической стабильности.
Какой метод исследования информационной политики мы готовы предложить научному сообществу? Полагаем, что их, конечно, может быть несколько, но на
одном остановимся особо. Предлагаемый нами метод заключается в предварительном построении матрицы информационной политики.
Так, например, американский исследователь Н. Мур предлагает следующую матрицу информационной политики: в ней по горизонтали располагаются цели информационной политики, формируемые в зависимости от потребностей различных отраслей экономики, отдельных организаций и общества в целом, а по вертикали — элементы, оказывающие влияние на достижение этих целей, а именно информационная технология, информационные рынки, информационная техника, людские ресурсы, законы и постановления, регулирующие информационную политику1. Похожая модель коммуникации уже разработана рабочей группой американской правительственной администрации.
Экстраполируя американскую модель на авторское видение сущности и функций информационной политики, выделим основные модули взаимодействия в информационном пространстве: 1) государство-граждане; 2) государство-бизнес; 3) государство-СМИ; 4) государство-государство.
При этом в структуре реализации информационной политики можно выделить ряд основных специфичных ее составляющих: информационнотехническую; информационно-правовую; информационно-политическую и информационно-экономическую составляющие. Для того чтобы картина со структурой информационной политики и основными модулями ее взаимодействия стала предельно ясна, отобразим ее в табличном виде (см. табл.).
Для политолога наибольший интерес представляет информационно-политическая составляющая, потому что ее пересечение с основными модулями коммуникации позволяет вычленить те проблемные участки, которые и составляют суть информационной политики во властном контексте.
Что для политологического анализа может дать изучение модуля «государство-граждане» информационной политики? Это позволит, к примеру, иссле-
1 Mey J.L., Tamura H. Barriers to communication in a computer age // AI a. soc.: J. of human a. machine intelligence. L, 1992, vol. 6, № 1, р. 62-77
довать новый тип взаимоотношений между государством и гражданами при их переносе в коммуникационно-виртуальную среду. Формирование же на основе широких коммуникационных связей доступности граждан к информации о процессах принятия политических решений позволит политической власти, во-первых, защитить общество от бюрократического произвола государственных чиновников, а во-вторых, расширить возможности участия граждан и гражданского общества в политической жизни. При этом информационные технологии предоставляют государству бесценный опыт мгновенной обратной связи со стороны гражданского общества на планируемые или уже организованные инициативы.
Модуль «государство-бизнес» позволяет понять и исследовать, каким образом реализация информационной политики может изменить характер такого рода взаимоотношений. Что может дать привнесение обширных информационных отношений в этот модуль? Представляется, что такого рода новации уже имеются в современных обществах, в том числе и в России. К примеру, налоговую декларацию можно подать через Интернет, а разместить объявления о госзаказе возможно только в виртуальном интернет-пространстве, что, несомненно, является одним из аспектов реализации государственной информационной политики.
Модуль «государство—СМИ» позволяет выявить и исследовать основные тенденции переноса взаимоотношений в информационную среду, определить и понять пределы использования властью собственного информационного ресурса для освещения своих же действий в информационном пространстве. К примеру, разобраться в степени эффективности создаваемых и функционирующих сайтов органов государственной власти.
Модуль «государство—государство» позволяет спрогнозировать и оценить влияние информационных технологий на повышение эффективности системы государственного управления и взаимодействия. Исследование этого модуля позволит оценить эффективность переноса части управленческих воздействий в виртуальную среду и узнать, насколько влияние информационной политики
Матрица для анализа содержания информационной политики
Основные модули коммуникации Структурные составляющие информационной политики
Информационно- техническая Информационно- правовая Информационно- политическая Информационно- экономическая
Г осударство -граждане
Г осударство -бизнес
Г осударство -СМИ
Г осударство -государство
скажется на сетевизации государственного управления.
Таким образом, предложенный метод позволяет наиболее полно исследовать информационную политику. Его применение также позволит органам государст-
венной власти более системно ее вырабатывать и реализовывать. К примеру, определить конкретные ведомства/должностные лица, ответственные за тот или иной сегмент выработки и реализации политики в информационном пространстве.