Научная статья на тему 'Информационная поддержка инновационного бизнеса'

Информационная поддержка инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цукерблат Дмитрий Миронович

Рассматривается часть трудностей на пути становления и развития предпринимательства в Российской Федерации. Ставится вопрос о необходимости формирования организации, обеспечивающей потребителей информацией по проблемам интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка инновационного бизнеса»

Информатика

УДК 334+002.56

ББК 65.9(2Рос)09+73+67.404.3

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

© Д.М. Цукерблат, 2006

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Рассматривается часть трудностей на пути становления и развития предпринимательства в Российской Федерации. Ставится вопрос о необходимости формирования организации, обеспечивающей потребителей информацией по проблемам интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, информационное обеспечение бизнеса, формы и методы информационного сопровождения научно-технических программ.

Перед правительством Российской Федерации стоит амбициозная задача - вывести экономику страны на рельсы инновационного развития. В связи с этим ведется поиск и разрабатываются эффективные инструменты для реализации этой задачи. Правительство готово идти на решительные меры по стимулированию высокотехнологического и инновационного бизнеса.

Минэкономразвития разрабатывает предложения в законопроект, предусматривающий создание двух основных видов особых экономических зон -промышленно-производственных и технико-внедренческих. Параллельно предполагается запустить процесс отбора территорий, которые могут стать первыми полигонами для создания особых экономических зон. В течение года будут разрабатываться все проекты, связанные с инженерной инфраструктурой этих зон с тем, чтобы начать создавать технопарки.

Первый тип зон - промышленно-производственные - будут концентрировать крупные промышленные производства, связанные с крупными новыми инвестициями. Эта деятельность важна для развития, прежде всего, депрессивных территорий, в частности на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.

Второй тип зон - технико-внедренческие - создаются для развития «сегмента новой экономики». Такие зоны должны располагаться вблизи крупных научно-исследовательских центров и вузов, что обеспечит коммерциализацию научных исследований.

Создание особых экономических зон будет иметь позитивный эффект для диверсификации экономики и развития крупных научных центров. Список городов, активно использующих новые

возможности, будет расти. Например, в Омске образована инициативная группа по созданию технологического парка. По мнению сторонников этой идеи, технопарки могут и должны стать локомотивом развития городов в целом - «фактически технопарком становится весь город».

Такие проекты находятся на стадии концептуальной разработки. Как известно, технологический парк (технопарк) - форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарки создаются в целях ускорения разработки и применения научно-технических и техникотехнологических достижений посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, использования оснащенной производственной, экспериментальной и информационной базы /1/.

Это не первая попытка, и она, по мнению правительства, должна завершиться успешно. Принятие закона явится «шагом в нужном направлении» и позволит, в частности, реанимировать потенциально конкурентные производства.

Для управления особыми экономическими зонами планируется создать новое федеральное агентство. На территориальные органы этого агентства будет возложено управление зонами, и им будут предоставлены все полномочия. При этом единую государственную политику в этом направлении будет осуществлять одно из федеральных министерств.

Минэкономразвития полагает, что создание особых экономических зон в России начнется уже в 2006 г., а с 2007 г. они уже начнут действовать, выполняя роль инкубаторов новых технологий,

идей наукоемких производств, всего того, что повышает конкурентоспособность экономики.

В условиях рыночной экономики весьма важна корпоративная форма интеграции науки и производства, организационно объединяющая работы всего цикла инновационного процесса - от фундаментальных исследований до стадии промышленного использования.

Существующие в России наукограды, государственные научные центры, федеральные центры науки и высоких технологий, как правило, заинтересованы в существовании развитой промышленной, информационной и банковской инфраструктуры.

Для привлечения внебюджетных источников к инновационным процессам необходимо создать центры коммерциализации технологий, осуществляющие связь между наукой, промышленностью и финансовыми структурами. Они в первую очередь создаются при университетах, государственных научных центрах, академических центрах - всюду, где имеются и непосредственно создаются научнотехнические результаты.

Подобные организации, получившие название центров трансфера технологий (ЦТТ), уже созданы в системе Минпромнауки России в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре, подмосковной Черноголовке и Екатеринбурге.

Совместные действия предприятий научнотехнической сферы и центров по коммерциализации технологий помогут выбрать верные ориентиры и приоритеты в сфере фундаментальной и прикладной науки.

Важная роль при оценке возможностей компании отводится инновационной стратегии, способствующей продвижению идеи к рынку. Для этого инновации всегда должны рассматриваться в конкретном предпринимательском контексте. При этом следует отметить, что стратегическое планирование инновационного бизнеса невозможно без точной и своевременной информации - технической, коммерческой и правовой. Первая в основном черпается из статей, патентов, тезисов конференций и прочих научно-технических публикаций; вторая поступает через службу новостей, пресс-релизы, корпоративные отчеты, аналитические справки и правительственные сообщения; третья содержится в законах, инструкциях, судебных решениях и прочих материалах.

Опорой для инновационной стратегии служит стратегия изобретательства. Эта стратегия нацелена на решение конкретных проблем, связанных с созданием товара или услуги, которые пользуются реальным спросом. В свою очередь, изобретательская стратегия поддерживается стратегией преобразования изобретений в интеллектуальную собственность (ИС), обеспечивающую определение ви-

дов их охраны (патент, временный патент, коммерческая тайна, ноу-хау или открытая публикация) /2/.

Хотя в понятие ИС входят патенты, товарные знаки, объекты авторского права и др., далее в основном рассматриваются вопросы управления патентной составляющей интеллектуальной собственности.

Для успешного развития рынка российских технологий с использованием объектов ИС как в государственном, так и в частном секторе необходимы опыт и знания специалистов в области интеллектуальной собственности, владеющих навыками менеджмента и коммерциализации разработок, которые смогут обеспечить решение всего комплекса задач инновационной деятельности /3/.

Конечной целью управления предпринимательством является коммерциализация ИС, которая обеспечивается прежде всего производством и сбытом соответствующей продукции. К прочим формам коммерциализации относят воспрепятствование поступлению на рынок конкурирующих товаров, продажу лицензий, использование ИС для расширения партнерства и участия в прибылях. Понятно, что в процессе коммерциализации важную роль играет информация о технологиях, маркетинге, конкуренции и патентном законодательстве.

Корпоративному руководству не следует также упускать из виду информацию о восприятии как самой компании, так и ее продукции потребителем, поскольку такая информация может существенно повлиять на предпринимательскую стратегию.

При осуществлении лицензионных сделок важную роль играет информация, позволяющая идентифицировать потенциальных лицензиатов. Здесь возможны два подхода.

Первый из них основан на идентификации на рынке продукции, аналогичной той, что производится с использованием патентуемого компанией изобретения. После этого можно составить список производителей такой продукции и приступить к подготовке лицензионной сделки либо к опротестованию выявленного правонарушения. В определенных условиях производители-смежники могут стать либо партнерами, либо потребителями.

При работе в области химии можно опять-таки обратиться через службу БТК к базе данных «СНЕМСАТ», в которой информация о представленной на рынке продукции каталогизирована с учетом используемых в этой продукции химических материалов и снабжена ссылками на ее производителей и поставщиков. Кроме того, можно воспользоваться промышленными каталогами, отраслевыми справочниками и прочими источниками, касающимися сбыта материалов.

Второй подход предполагает использование публикаций, выявляющих потенциальных лицензиатов или правонарушителей. Здесь, прежде все-

го, прибегают к анализу цитирования или непосредственно содержания цитируемых публикаций. Ссылки на патентные и другие документы приводятся во многих базах данных, например в «CAPLUS» (CAS), DPCI («Derwent») и др. Изучение цитируемых документов позволит установить наличие возможного правонарушения и необходимость лицензионного соглашения. На это будут указывать случаи фактического или потенциального использования материалов либо технологий, охраняемых вашими патентами.

На различных этапах создания ИС требуется использование различных источников информации (рисунок). Техническая информация нужна для оценки новизны, неочевидности и применимости заявляемого изобретения. Кроме того, она позволяет определить, оказалась ли данная техническая разработка в доселе неизведанной или уже хорошо освоенной предметной области, а также насколько она отражает тенденции технического развития. Коммерческая информация помогает оценить рыночную привлекательность предлагаемой продукции, возможные цены, прибыльность и т.д. Роль правовой информации возрастает по мере завершения процесса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Увеличение активов ИС осуществляется, помимо НИОКР, посредством приобретения прав на чужие новшества - как до, так и после их патентования. Первый вариант дешевле, но рискованнее. Однако в любом случае приобретению инновации должна предшествовать оценка ее технической и коммерческой значимости, рыночного потенциала, а также состояния правовой охраны - с учетом возможных изменений в законодательстве и последней судебной практики.

Должная оценка конкурентоспособности обеспечивается качественной информационной поддержкой управленческих решений. Она предпола-

гает, прежде всего, сбор актуальной информации для последующего анализа данных. На основании полученной информации можно построить прогноз дальнейших действий компании в виде совокупности стратегий и оценки возможностей их реализации.

По мере формирования пакета прав на интеллектуальную собственность, принадлежащую государству, важным элементом инновационной структуры может стать создание специализированных организаций, занимающихся информационным сопровождением инноваций, созданных за счет средств бюджета и принадлежащих Российской Федерации.

Необходимость формирования организации, способной предоставлять заинтересованным сторонам полную и объективную информацию по всему спектру вопросов, в том числе касающихся проблем интеллектуальной собственности, продиктована временем. Образовавшийся после распада СССР огромный рынок интеллектуальной собственности на протяжении нескольких лет развивался в значительной степени стихийно. Во многих случаях это было вызвано отсутствием надежных источников информации в данной области, заслуживающей доверия статистики, а также общепризнанных методик оценки масштабов правонарушений, причем такое положение в значительной мере сохраняется и сейчас. Это заметно затрудняет осуществление мер по упорядочению ситуации в сфере интеллектуальной собственности, где пока не сформировалось ни адекватное информационное поле, ни должная правоприменительная практика. Положение усугубляется также негативной социальной средой, в которой низкий уровень доходов основной части населения в сочетании с отсутствием скоординированной разъяснительной работы создают благоприятную среду для правонарушений, в том числе в области охраны объектов ИС.

Информационное обеспечение разработчиков объектов интеллектуальной собственности

На планируемый Минэкономразвития территориальный орган Агентства по управлению особыми экономическими зонами будет возложена также задача создания информационной инфраструктуры.

Создание информационного центра, в том числе по ИС в качестве самостоятельной структуры, неизбежно натолкнется на дефицит материальнотехнических ресурсов и профессионально подготовленных специалистов в области информационной работы. Поэтому, нам представляется, более целесообразным встраивание данной структуры в действующие на территории региона крупные информационно-библиотечные центры.

Общепризнанным центром информационнобиблиотечной деятельности в Сибири и на Дальнем Востоке является Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН.

ГПНТБ СО РАН обладает самыми значительными собственными электронными и традиционными ресурсами на территории Сибири и Дальнего Востока, имеет доступ к удаленным полнотекстовым ресурсам - более 2 тыс. зарубежных журналов, владеет современными информационно-телекоммуникационными технологиями получения, обработки, хранения данных и обеспечения доступа к ним. Это позволяет нам полагать, что библиотека могла бы стать одним из элементов инфраструктуры центра по ИС.

Информационный центр по интеллектуальной собственности будет одним из действенных системных инструментов, способствующих формированию здоровой социальной среды в интересах развития инновационных механизмов и процессов, эффективной охраны и защиты интеллектуальной собственности и противодействия контрафакции. Это необходимое условие формирования в регионе цивилизованного рынка интеллектуальной собственности и наиболее эффективного использования инновационного потенциала.

Деятельность центра будет нацелена на создание на региональном уровне полномасштабного информационного ресурса, способного содействовать формированию более благоприятных условий для дальнейшей интеграции в мировой рынок интеллектуальной собственности российских правообладателей и организаций, занятых в инновационной сфере национальной экономики и работающих в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Далее, при условии выделения специальных средств, ГПНТБ могла бы заниматься целенаправ-

ленным приобретением ресурсов, необходимых для информационного сопровождения указанной деятельности, вести справочно-информационный раздел на сайте, а также выполнять задачи по специализированному информационно-библиотечному обслуживанию его пользователей.

Технической основой развития проекта и последующей работы информационного центра станет использование наиболее передовых средств электронного хранения, обработки и передачи информации. Создав специализированный интернет-портал, центр предоставит широкий доступ к собранной информации всем заинтересованным пользователям.

Информационный центр будет заниматься накоплением данных о функционировании участников рынка интеллектуальной собственности, о происходящих в данной области процессах и выявленных тенденциях. Кроме того, он будет содействовать обобщению и распространению информации о деятельности в сфере интеллектуальной собственности правительственных учреждений, в том числе российских и зарубежных правоохранительных органов, некоммерческих организаций, частных компаний и общественности, а также предоставлять сведения о национальной и международной судебно-арбитражной и иной правоприменительной практике.

По мере роста доходности интеллектуальной собственности управление ею превращается в важнейший компонент организации бизнеса. При этом информационная поддержка функций управления ИС направлена на ее создание, правовую охрану и коммерциализацию в целях обеспечения конкурентных преимуществ компании и неуклонного развития предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Голущко, С. К. Развитие инновационной инфраструктуры Новосибирской области на примере создания технопарка распределенного типа / С. К. Голущко, Ю. И. Шокин. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2003. - 78 с.

2. Корчагин, А. Основы политики Российской Федерации в области использования и правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу / А. Корчагин, Н. Орлова // Интеллектуальная собственность. -2003. - № 12. - С. 2.

3. Кравец, Л. Г. Патентно-информационное обеспечение конкурентных преимуществ в предпринимательстве // Пат. информ. сегодня. - 2004. - № 3. - С. 32.

Материал поступил в редакцию 1.02.2006 г.

Сведения об авторе: Цукерблат Дмитрий Миронович - кандидат педагогических наук,

заместитель директора по библиотечной работе, тел. (383) 266-93-09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.