Современное состояние и развитие государственной и общественной жизни характеризуется активным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, включая правовую. Информационные технологии обусловливают становление новой институциональной системы гражданского информационного общества. В результате складывается такая модель взаимодействия государства и гражданского общества, которая характеризуется транспарентностью происходящих в ней процессов. Транспарентность в деятельности органов государственной власти и управления, в свою очередь, становится возможной лишь при условии обеспечения ее информационной открытости. Не случайно во многих государствах категория информационной открытости становится своеобразным стандартом, который определяет качест-воуправленческой, нормотворческой, правоприменительной и иных видов деятельности.
УДК 347.97/.99
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА
канд. юрид. наук, доц. Е.Н. ЯРМОЦ (Полоцкий государственный университет)
Рассматривается понятие и содержание категории «информационная открытость» в деятельности суда, которая предполагает возможность свободного доступа к информации об организации и деятельности суда. Такой доступ может быть обеспечен различными средствами. Наиболее оперативным и демократичным способом является ознакомление с информацией на сайте соответствующего суда. Проведен мониторинг содержательного наполнения сайтов судов среднего звена на соответствие критерию доступности информации, размещенной на них, а также наличия механизмов организации так называемой «обратной связи» с населением региона. Сделаны выводы и предложения по совершенствованию информационного наполнения сайтов судов.
Современное состояние и развитие государственной и общественной жизни характеризуется ин-ституционализацией транспарентности происходящих в ней явлений и процессов. На сегодняшний день весьма действенным инструментом повышения эффективности работы государственного аппарата, снижения его непроизводительных расходов и укрепления авторитета в обществе выступают информационные технологии, которые позволяют сделать происходящие в нем процессы более прозрачными. Поэтому многие страны мира выстраивают новую модель государственного управления на принципах результативности и подотчётности обществу. Информационная открытость в современных условиях развития общества становится своеобразным стандартом, который определяет качество управленческой, нормо-творческой, судебной и иных видов деятельности. Об этом свидетельствует и возрастающее количество научных исследований по данной тематике [1-3].
Основная часть. В качестве одной из форм осуществления общественного контроля за сферой деятельности государственных органов и организаций выступает организация системы связей с общественностью и так называемые «РЯ-технологии». В широком смысле РЯ-технологии обозначают искусство выстраивания взаимоотношений между обществом и государственными органами, в том числе для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов [4]. РЯ-технологии сегодня внедряются в работу практически всех государственных органов и организаций, и в идеале должны
представлять собой диалогический тип коммуникации в отношениях «власть - общество», выражающийся в обсуждении принимаемых властью решений, привлечении граждан к оценке деятельности государственных органов, учету общественного мнения при принятии социально значимых решений [5, с. 4, 65]. Однако, по мнению Л.А. Савицкой, в белорусских службах по связям с общественностью преобладает односторонний, несбалансированный тип взаимоотношений с целевой аудиторией [5, с. 106].
Обеспечение информационной открытости имеет особо важное значение в судебной деятельности, поскольку от этого зависит уровень доверия населения к суду, а значит и легитимность судебной власти в целом. Как считает К.К. Магометова, информационная открытость применительно к судебной деятельности подразумевает доступность информации о работе суда, судебном управлении и принятых судебных решениях [6, с. 55]. Тем не менее задача усложняется исторически обусловленным тяготением судебной власти к традиционализму, что выражается в наибольшей степени обособленности судебной власти от иных ветвей власти и элементов гражданского общества и подкрепляется конституционными гарантиями обеспечения судейской независимости. Однако современная модель взаимодействия государства и общества предполагает расширение форм участия граждан в управлении делами государства. При этом роль связующего звена (посредника) между судебной властью и гражданским обществом возлагается на средства массовой информации (далее - СМИ и интернет-ресурсы), а именно на сайт суда и персонал, ответственный за содержательное наполнение, обновление сайта, а также за организацию и поддержание двусторонней связи суда с населением.
Сайт суда является наиболее универсальным и доступным средством информирования населения об организации и деятельности судебной власти. Если «корпоративное издание в большей степени ориентировано на постсобытийность, обзорность и аналитику», то преимуществом размещения информации на сайте является оперативное информирование населения, разнообразие и гибкость форм подачи материала [5, с. 76]. Представляется, что сайт суда должен содержать информацию следующего плана:
- анонсирование важнейших мероприятий (пресс-конференций, «горячих» линий, опубликование нормативных правовых актов, изменений и дополнений к ним и др.), связанных с судебной деятельностью;
- новости, события или ссылки на официальный сайт вышестоящего суда, на котором можно ознакомиться с необходимой информацией;
- обсуждение вышеперечисленных мероприятий на тематических форумах в целях мониторинга общественного мнения;
- видеоматериалы, обучающие фильмы, ролики, связанные с судебной деятельностью.
В Республике Беларусь систему общих судов возглавляет Верховный Суд Республики Беларусь, имеющий собственный сайт. Информация, содержащаяся на сайте Верховного Суда Республики Беларусь, представлена разнообразно и полно. На данный момент на стадии разработки длительное время находится рубрика, посвященная электронному правосудию («е-соиг!»). В целом можно предположить, что именно этот сайт выступает в качестве образца для информационного наполнения сайтов нижестоящих судов. В этой связи проведен мониторинг содержательного наполнения сайтов судов среднего звена на соответствие критерию доступности информации, размещенной на сайте (таблица), а также наличия механизмов организации так называемой «обратной связи» с населением соответствующего региона. Для удобства отображения и восприятия информации в таблице использованы следующие условные обозначения: «+» - информация имеется; «-» - информация отсутствует; «±» - информация представлена частично.
Анализ сайтов позволяет сформулировать некоторые выводы и рекомендации по совершенствованию их содержательного наполнения.
На сайтах всех областных судов достаточно полно представлена информация о структуре и составе суда (зачастую в виде таблицы или схемы) с указанием сведений о руководстве суда, о датах и времени приемных дней, о номерах телефонов. Однако ни на одном из сайтов мы не обнаружили график проведения судебных заседаний. Лишь в суде Брестской области размещена информация о датах, времени и месте уже проведенных и планируемых выездных судебных заседаний. Что касается справочной информации, то она представлена в виде выдержек из процессуальных кодексов Республики Беларусь, касающихся порядка и сроков обжалования судебных решений, а также взимания государственной пошлины.
Статистическая информация о деятельности судов имеется, но представлена фрагментарно. Так, на сайте Брестского областного суда демонстрируются статистические данные только за первое полугодие 2015 года [7], сайте Витебского областного суда - начиная с 2013 года [8]. На сайтах остальных областных судов такая информация отсутствует вовсе.
Данные о судебной практике носят разрозненный характер и не дают целостного представления о практике рассмотрения и разрешения той или иной категории дел. Так, на сайте Витебского областного суда имеется обзор пяти уголовных дел, рассмотренных этим судом в период с июня по август 2014 года с указанием на решения, принятые судом [9]. На сайте Могилевского областного суда данный раздел
представлен рядом статей из газеты «Советская Белоруссия», которые написаны в публицистическом стиле, в силу чего не имеют особой правовой ценности для научного сообщества и практикующих юристов [10]. В Брестском областном суде размещен пресс-релиз четырнадцати рассмотренных им дел [11]. На сайтах остальных областных судов информация о судебной практике отсутствует.
Мониторинг содержательного наполнения сайтов судов среднего звена на соответствие критерию доступности информации, размещенной на сайте
Наименование суда Анализируемые параметры
структура, состав суда, адрес электронной почты сведения о руководстве суда (приемные дни, номера телефонов) график (расписание) проведения судебных заседаний справочная информация данные о судебной статистике данные о судебной практике возможность подачи электронного обращения, элементы электронного правосудия взаимодействие суда с элементами гражданского общества мониторинг общественного мнения (интернет-опросы и др.)
Витебский областной суд + + — ± + ± ± ± —
Могилевский областной суд + + — ± — — ± ± ±
Гомельский областной суд + + — ± — — ± ± ±
Брестский областной суд + + ± ± ± ± ± ± ±
Гродненский областной суд + + — — — — ± ± ±
Минский областной суд + + — ± — — ± ± ±
На сайтах судов предусмотрена возможность подачи гражданами электронных обращений в виде жалоб, заявлений, предложений, а также пожеланий и комментариев по вопросам, касающимся деятельности суда. В целом из всех возможных форм взаимодействия суда с элементами гражданского общества на сайтах судов представлена лишь одна - ответы на наиболее часто задаваемые суду вопросы.
Наиболее эффективное средство повышения доверия граждан к судебной власти, уровня их правовой культуры и активности - возможность обсуждения информации, размещенной на сайте конкретного суда. Так, на сайтах большинства областных судов гражданам предлагается принять участие в интернет-опросе. На сайте Брестского областного суда, например, проводится опрос по следующей тематике: «Считаете ли Вы реформирование судебной системы в Республике Беларусь шагом к современному, эффективному правосудию?». На сайте Гродненского областного суда гражданам предлагается высказать свое мнение относительно графика приема граждан. На сайте Гомельского областного суда ежемесячно проводится письменный опрос граждан о лучшем работнике месяца, а также голосование по вопросу: «Удовлетворяет ли Вас организация работы судов общей юрисдикции Гомельской области с обращениями граждан и юридических лиц?». На сайте Минского областного суда проводится опрос общественного мнения по шести вопросам, которые, однако, имеют косвенное отношение к деятельности суда: «Результативно ли самообразование в области права?» или «Эффективна ли правовая пропаганда, проводимая СМИ?» [12].
Интересна в этом отношении практика Верховного Суда Республики Беларусь, на сайте которого создана рубрика «Архив интернет-опросов», где периодически проводятся опросы граждан с размещением результатов электронного голосования. Тематика опросов разнообразна - от вопросов сугубо практической направленности, касающихся оптимизации содержательного наполнения сайта суда, до опроса общественного мнения об основных направлениях развития и совершенствования судебной системы государства. К слову сказать, уровень информированности населения о деятельности судебной системы в Республике Беларусь 77%, или 220 лиц, принявших участие в голосовании, оценили как «низкий». Среди
иных вопросов, предложенных для онлайн-обсуждения, можно выделить следующие: «Как Вы относитесь к идее организации онлайн-трансляций судебных заседаний в Интернете?», «Готовы ли Вы к опубликованию материалов дела, стороной по которому Вы являетесь, в открытом доступе в сети Интернет?», «Удовлетворены ли Вы уровнем подготовленности судьи по Вашему делу?», «Удовлетворены ли Вы своевременностью направления корреспонденции судом?» и др. [13]. В целом, результаты таких опросов позволяют в достаточно короткий срок сформировать представление о том или ином явлении среди различных (как правило, наиболее активных) слоев населения, в связи с чем представляют определенный интерес как для работников самого суда, так и для исследователей и практических работников.
В результате анализа структурно-содержательного наполнения сайтов областных судов и Верховного Суда Республики Беларусь сформулированы некоторые предложения по оптимизации данного процесса:
- определенный интерес может представлять краткая информация о судьях (образование, повышение квалификации и переподготовка, специализация по рассмотрению той или иной категории дел);
- в целях планирования возможности посещения судебных заседаний целесообразно размещать расписание (календарь) судебных заседаний и планируемых выездных судебных заседаний с указанием даты, времени и места их проведения;
- необходимо расширять возможности общего информирования посетителей сайта и участников судопроизводства относительно их прав и возможностей их реализации в судебном заседании путем размещения ссылок на основные нормативные правовые акты, адреса и номера телефонов юридических консультаций, адвокатских бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, нотариальных контор и бюро и др.;
- для возможности ознакомления со статистической информацией в разделе «Судебная статистика» удобным было бы размещение архива данных не только за текущий, но и за предыдущие годы. Наглядность данных может быть обеспечена графически, например, в виде диаграмм;
- в целях всеобщего ознакомления с практикой рассмотрения и разрешения той или иной категории дел в конкретном суде необходимо на базе официального веб-портала Верховного Суда Республики Беларусь создать и разместить единый банк данных судебных решений, вынесенных судами Республики Беларусь. Это позволит обеспечить распространение складывающейся судебной практики, единообразное применение законодательства и, как результат, повышение степени прогнозируемости судебных решений всеми заинтересованными участниками;
- для мониторинга общественного мнения и его учета в деятельности каждого конкретного суда необходимо расширять практику проведения интернет-опросов на сайтах судов по индивидуализированным вопросам, непосредственно касающимся деятельности конкретного суда, с отображением общего числа проголосовавших как в количественном, так и в процентном соотношении;
- для мониторинга посещаемости и популярности сайта суда целесообразно отображать статистику посещений сайта за определенный период времени;
- одним из средств наглядной демонстрации процесса осуществления судебного разбирательства может стать размещение на сайте суда видеозаписей судебного заседания, что будет иметь существенное значение как в воспитательных целях, так и обучающих.
Касаемо персонала, ответственного за работу сайта, - в большинстве государств его относят к категории так называемого «технического персонала», выполняющего административные и организационные функции в судах. Численность такого персонала в различных государствах колеблется и составляет иногда до 20% от общей численности несудейского персонала (Австрия - 1,4%; Дания - 5%; Латвия -11,0%; Польша - 11,2%; Эстония - 9,5%) [14].
Рассматривая модели организации и деятельности служб, ответственных за связь с общественностью в зарубежных государствах, Л.А. Савицкая отмечает взаимообусловленность принципов работы этих служб культурно-историческими традициями формирования и развития конкретных государств, что, по ее мнению, предопределяет специфику институционализации связей органов государственной власти и управления с гражданским обществом. Так, для американской традиции и западноевропейской характерна американская модель демократического общества, основной ценностью которого является свободный доступ граждан к информации [5, с. 68]. Не случайно средства массовой информации в США по праву называют четвертой ветвью власти.
В структуре органов государственной власти и управления службы, ответственные за связь с общественностью, могут выступать либо в качестве отдельных подразделений, выполняющих соответствующие функции (отдел по связям с общественностью, отдел по работе с прессой, информационно-аналитический отдел, пресс-служба), либо в качестве специализированного субъекта по осуществлению связей с общественностью (пресс-центр).
В Республике Беларусь на современном этапе наибольшее распространение получило введение в штат органов государственной власти и управления должности пресс-секретаря. Не стала исключением и судебная ветвь власти. Так, в 1999 году в штат Верховного Суда Республики Беларусь была введена должность пресс-секретаря. Сегодня в составе Верховного Суда Республики Беларусь имеется самостоятельное подразделение - пресс-служба Верховного Суда Республики Беларусь, которая является самостоятельным структурным подразделением Верховного Суда. В ее состав входят пресс-секретарь (руководитель пресс-службы) и консультант пресс-службы (главный редактор Интернет-портала www.court.by). В областных (Минском городском) судах, районных, городских судах в качестве таковых лиц выступают, как правило, помощники председателя суда или ведущие специалисты, реже - заведующий канцелярией (суд Ганцевичского района Брестской области), секретарь судебного заседания (суд Миорского района Витебской области). Аналогичная ситуация наблюдается и в экономических судах.
В качестве основных функциональных направлений деятельности служб и лиц, ответственных за связь с общественностью, можно назвать:
- информационное - информационное обеспечение деятельности суда (лента новостей, календарь проводимых событий, конференций, круглых столов и др.);
- аналитическое (прогностическое) - мониторинг общественного мнения и дифференциация социальных ожиданий от судебной деятельности; анализ статистических данных, судебной практики, мониторинг СМИ (пресс-клиппинг) - сообщения пресс-службы, пресс-релизы основных новостей, касающихся судебной деятельности [15; 16];
- образовательное - взаимодействие с вузами, иными учреждениями и организациями, проведение совместных круглых столов, конференций, обмен опытом;
- коммуникативное - установление и поддержание двусторонних контактов с населением и иными государственными органами; аккредитация СМИ, желающих сотрудничать с судами [17];
- корпоративное - создание положительного образа судебных органов в сознании общественности [18, с. 40].
Заключение. Информационная открытость в деятельности суда предполагает возможность свободного доступа к информации об организации и деятельности суда. Такой доступ может быть обеспечен различными средствами. Наиболее оперативным и демократичным способом является ознакомление с информацией, размещенной на сайте соответствующего суда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вальдман, И.А. Информационная открытость образовательного учреждения как условие его взаимодействия с социумом: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.09.01 / И.А. Вальдман; Акад. повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - М., 2010. - 26 с.
2. Конозов, Э.Ю. Формирование системы информационной открытости государственной гражданской службы Российской Федерации (социальный анализ): автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Э.Ю. Конозов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2006. - 26 с.
3. Логинова, Л.В. Формирование корпоративного управленческого учета как инструмента обеспечения информационной открытости российских компаний: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12; 08.00.05 / Л.В. Логинова; Моск. акад. экономики и права. - М., 2008. - 24 с.
4. Связи с общественностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. -Дата доступа: 29.09.2015.
5. Савицкая, Л.А. Адаптация государственных органов управления к белорусской медиасфере в конце XX - начале XXI века (развитие связей с общественностью) / Л.А. Савицкая. - Минск: БГУ, 2015. - 135 с.
6. Магометова, К.К. Некоторые аспекты содержания конституционного принципа транспарентности судебной власти / К.К. Магометова // Российский юридический журнал. - 2015. - № 2. - С. 55-58.
7. Краткая статистическая информация о работе судов Брестской области за первое полугодие 2015 года [Электронный ресурс] // Брестский областной суд. - Режим доступа: http://www.oblsud.vbreste.by/ sudebnaya-statistika. - Дата доступа: 10.10.2015.
8. Статистика [Электронный ресурс] // Витебский областной суд. - Режим доступа: http://vitoblsud.gov. by/?f=statsud. - Дата доступа: 10.10.2015.
9. Судебная практика [Электронный ресурс] // Витебский областной суд. - Режим доступа: http://vitoblsud. gov.by/?f=o310712_3. - Дата доступа: 10.10.2015.
10. Черные голуби [Электронный ресурс] // Могилевский областной суд. - Режим доступа: http://www. mogoblsud.by/site/site27.htm. - Дата доступа: 10.10.2015.
11. Пресс-релизы [Электронный ресурс] // Брестский областной суд. - Режим доступа: http://www.oblsud. vbreste.by/sudebnaya-praktika/2014-01 -28-06-21-37. - Дата доступа: 10.10.2015.
12. Опрос [Электронный ресурс] // Минский областной суд. - Режим доступа: http://minoblsud.gov.by/ ru/question_answer. - Дата доступа: 10.10.2015.
13. Архив интернет-опросов [Электронный ресурс] // Верховный Суд Республики Беларусь. - Режим доступа: http://court.by/justice/press_office/vote/2. - Дата доступа: 11.10.2015.
14. Системы правосудия в Европе. Вып. 2010. Эффективность и качество правосудия [Электронный ресурс] // Европейская комиссия по эффективности правосудия (CEPEJ). - Режим доступа: https://wcd. coe.int/com. instranet. InstraServlet?command=com.instranet. CmdBlobGet&InstranetImage= 1836571&Sec Mode=1&DocId=1735316&Usage=2. - Дата доступа: 21.03.2015.
15. Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный портал системы судов общей юрисдикции. - Режим доступа: http://www.court.by/media-gallery/monitoring/. - Дата доступа: 01.10.2015.
16. БелТА. Новости Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belta.by/society/view/ zakonoproekt-ob-izmenenij ah-v-sfere-sudoustroj stva-razjj asnj aet-protsess-izbranij a-narodnyh-164488-2015. -Дата доступа: 01.10.2015.
17. Журналист в суде: что можно и чего нельзя / Mediakritika.by [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mediakritika.by/article/2904/zhurnalist-v-sude-chto-mozhno-i-chego-nelzya. - Дата доступа: 01.10.2015.
18. Василенко, И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт / И. Василенко // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4. -С. 39-43.
Поступила 12.10.2015
INFORMATION TRANSPARENCY IN THE ACTIVITIES OF THE COURT
A. YARMATS
The article reviewed the concept and content of the category "information transparency " in the activities of the court, which suggests the possibility offree access to information on the organization and operation of the court. Such access can be provided by various means. Most operational and democratic way is to familiarize with the information posted on the website of the relevant court. The monitoring was conducted on the content sites of mid-level courts with respect to the information posted on them and the existence of mechanisms for the so-called "feedback" with the population in the region. Made the conclusions and proposals to improve the substantive content of websites courts.