УДК 33.054.22
Мутылина Кристина Олеговна, студентка факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета
e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы информационной открытости органов государственной власти Курской области, основанные на материалах контент-анализа сайтов каждой из трех ветвей власти: исполнительной (Администрация Курской области), законодательной (Курская областная Дума) и судебной (Курский областной суд). В процессе исследования применялась методика рейтинговой оценки деятельности органов исполнительной власти по критерию открытости.
Ключевые слова: информационная открытость, связи с общественностью, контент-анализ, рейтинг, двухсторонняя коммуникация.
Mutilina Kristina Olegovna, student of the 4rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University
e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF INFORMATION DISCOVERY OF KURSK REGION AUTHORITIES (BASED ON MATERIALS OF CONTENT-ANALYSIS OF
OFFICIAL SITES)
Annotation: in the article deals with the issues of information openness of Kursk Oblast authorities, based on the content analysis of the websites of each of the three branches of power: the executive (Kursk Oblast Administration), the legislative (Kursk Oblast Duma) and the judicial (Kursk Regional Court). In the process of research, the methodology of rating evaluation of the activities of executive authorities was used based on the criteria of openness.
Key words: information openness, public relations, content analysis, rating, two-way communication.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами [2, с.44].
В 2009 году Государственной Думой был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1], целью которого является обеспечение открытости деятельности органов власти. Обязанности по представлению информации возлагаются на государственные структуры в регионах, а элементами, способными обеспечить этот доступ, выступают управления, отделы по связям с общественностью и средствами массовой информации.
Деятельность PR-служб региональных органов власти Курской области будет рассматриваться по трем ветвям власти: исполнительной (Администрация Курской области), законодательной (Курская областная Дума) и судебной (Курский областной суд) [4].
Для целей мониторинга выбран такой метод анализа как анализ документов. Термин «документ» в данном контексте рассматривается в предельно широком значении - любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. В качестве разновидностей этого метода используется неформализованный анализ, основывающийся на «понимающем» восприятии текста - выделении блоков идей, соответствующих целям анализа. Такое понимание текста достигается за счет умственных усилий: использования логических операций синтеза, анализа, сравнения, оценивания и т.д. В качестве документа как носителя информации был определён Устав Курской области, а также сайт органа власти: законодательной - http://kurskduma.ru/, исполнительной - https://adm.rkursk.ru/, судебной - http://oblsud.krs.sudrf.ru/.
В Курской области в органах исполнительной власти функции PR-службы выполняет Пресс-служба губернатора (администрации) Курской области (полное название: «Комитет информации и печати Курской области»: http://rkursk.ru/). Одной из функций Комитета является осуществление мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области печати и массовой информации.
Актуальным направлением деятельности является продвижение Интернет-проектов и обеспечение функционирования специализированной информационной системы «Официальный сайт Администрации Курской области». Сведения о Комитете информации и печати Курской области представлены на сайте самого комитета и на сайте Администрации Курской области в разделе «Структурные подразделения Администрации Курской области». Контент-анализ собственного сайта комитета свидетельствует о том, что данный орган не публикует информацию о своей деятельности. Размещаются лишь формально закрепленные данные: положение о комитете, структура и штат, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подведомственные организации и т.п.
Новостная лента находится на сайте Администрации Курской области в разделе «Новости структурных подразделений», где каждое из них имеет возможность рассказать о своей деятельности.
Интересен тот факт, что в целях обеспечения информационной открытости деятельности властных структур Курской области на сайте
областной Администрации размещается список сайтов ее структурных подразделений, имеющих собственные интернет-ресурсы. Таким образом, стимулируется создание в каждом структурном подразделении собственного интернет-ресурса, который постепенно развивается. На наш взгляд, превалирование на сайте Комитета информации и печати Курской области и других структурных подразделений Администрации Курской области данных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, исторических справок, обусловлено сравнительно недавним сроком их появления в сети Интернет [5].
Деятельность по созданию собственных интернет-ресурсов каждым из комитетов стартовала лишь в 2016 году. За период с 01.04.2016 по 30.06.2016 17 из 45 комитетов начали ведение собственного сайта с дальнейшим размещением тематической информации о решениях, принимаемых в рамках функционирования каждого из них. На основе контент-анализа представленных сайтов был составлен рейтинг информационной открытости органов исполнительной власти Курской области, отраженный в таблице. В основу данного рейтинга легли следующие критерии: «Новостная лента», где 0 баллов - не представлена, 1 балл - представлена, но информация неактуальна, 2 балла -отличное освещение событий); «Вопрос-ответ», где 0 баллов - нет возможности задать вопрос, 1 балл - есть такая возможность; «Структура, контакты», где 0 баллов - информация не представлена, 1 балл - информация доступна; «Вакансии», где 0 баллов - нет подобного раздела, 1 балл - раздел присутствует.
Таблица 1 - Рейтинг информационной открытости органов исполнительной
власти Курской области за период с 01.04.2016 по 30.06.2016
Место Орган Новости Структура, контакты Вопрос - ответ Вакансии Сумма баллов
1 Комитет по труду и занятости населения 2 1 1 1 5
1 Комитет образования и науки 2 1 1 1 5
2 Комитет здравоохранения 1 1 1 1 4
2 Управление ветеринарии 2 1 0 1 4
2 Отдел по обеспечению деятельности
Уполномоченного по защите 2 1 1 0 4
прав предпринимателей
2 Государственная жилищная инспекция Курской области 2 1 1 0 4
2 Комитет лесного хозяйства 2 1 0 1 4
3 Комитет по делам молодёжи и туризму 2 1 0 0 3
3 Комитет ЗАГС 1 1 1 0 3
3 Департамент по опеке и
попечительству, семейной и демографической политике 2 0 1 0 3
3 Комитет
агропромышленного 1 1 0 1 3
Место Орган Новости Структура, контакты Вопрос - ответ Вакансии Сумма баллов
комплекса
4 Комитет потребительского рынка, развития малого
предпринимательства и 1 1 0 0 2
лицензирования
4 Архивное управление 2 0 0 0 2
4 Комитет по тарифам и ценам 0 1 1 0 2
4 Департамент экологической безопасности и природопользования 1 1 0 0 2
4 Комитет по физической культуре и спорту 1 1 0 0 2
5 Комитет по управлению имуществом * 0 0 0 0 0
--*---
Источник : составлено автором на основе данных [5].
Таким образом, исходя из вышеприведенного рейтинга, можно сделать вывод о том, что наиболее открытой для населения представляется деятельность Комитета по труду и занятости Курской области и Комитета образования Курской области, которые размещают не только свежие новости, но и дают возможность гражданам задавать вопросы, откликаться на имеющиеся вакансии, тем самым обеспечивая эффективную обратную связь.
Итак, на сайте Администрации Курской области отмечены такие инструменты обратной связи с гражданами как горячие линии, задайте вопрос, противодействие коррупции, посредством которых население может получить ответы на интересующие их вопросы и/или сообщить о фактах коррупции. Также размещается информация о работе с обращениями граждан, в том числе график приема граждан должностными лицами в Администрации Курской области [5].
В разделе «Контакты» содержится не только контактная информация, но и перечень структурных подразделений и специалистов административных органов, служб, ведомств, предприятий и организаций, ответственных за работу по взаимодействию со средствами массовой информации.
Что касается органов законодательной власти, то в аппарате Курской областной Думы функционирует Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ. Примечательно, что ведением сайта занимается Управление по информационным технологиям и связи Курской областной Думы.
Раздел «Новости Думы» вбирает в себя большую часть работы по связям с общественностью: анонсы событий, фоторепортажи, поздравления, план мероприятий, выступления, мониторинг правоприменения, прием граждан, информация Росреестра, информация Минюста.
Помимо этого, осознание ответственности перед гражданами и необходимость ведения конструктивного диалога с населением привело к созданию Курской областной Думой проекта «Доверие». Данный проект
призван расширить рамки взаимодействия власти и общества, создать дополнительную площадку для обсуждения социально значимых вопросов, обеспечивая тем самым более активный диалог между органами власти и жителями Курской области. Он подразумевает установку веб-камер для организации онлайн трансляции совещаний и заседаний исполнительной и представительной ветвей власти, а также предоставление возможности для комментариев и предложений по рассматриваемым вопросам.
Онлайн-трансляции заседаний Курской Областной Думы ведутся на официальном сайте Курской Областной Думы с 2010 года. Посмотреть запись заседаний можно в архиве трансляций. Так же в рамках проекта организовано народное обсуждение Законопроектов Курской Областной Думы.
Проект «Доверие» обращен ко всем жителям Курской области. Жители Курской области и других регионов могут оценить и прокомментировать его работу, направив письмо в отдел по работе с обращениями граждан управления по делопроизводству и работе с обращениями граждан Курской Областной Думы по электронному адресу: [email protected].
Также на сайте размещается список представителей СМИ, аккредитованных при Курской областной Думе. Среди них: областном Совете народных депутатов» - содержит информацию об аккредитованных СМИ, среди которых: девять газет, два журнала, шесть теле- и радиостанций, пять информационных агентств.
Рассматривая в качестве объекта для мониторинга PR-службы органов судебной власти сайт Курского областного суда, следует отметить, что информация о деятельности пресс-службы представлена в следующих разделах:
Раздел «Новости» представлен новостными сообщениями, расположенными в хронологическом порядке. Следует отметить высокую активность работы этого раздела, поскольку в 2015 году было проанонсировано 33 мероприятия, в 2016 - 36, в период с января по март 2017 года - 7 [5].
Раздел «Пресс-служба» содержит те же сообщения, что и раздел «Новости». Оба имеют архив.
Раздел «Обращения граждан» позволяет гражданам отправлять обращения. На сегодняшний день опубликовано всего 4 обращения, из которых 3 были направлены в 2015 году, одно в 2010.
Таким образом, при всей сложности российской социокоммуникативной ситуации, характеризующейся такими понятиями, как «отчуждение», «дезинтеграция» и т.д., в регионе в целом отмечается положительная тенденция в построении диалога между обществом и властью. Деятельность органов государственного управления, направленная на построение эффективной двухсторонней коммуникации, говорит о постепенном осознании властью необходимости организации общественно-государственного диалога, в том числе посредством PR-средств и, таким образом, консолидации современного российского социума в целях эффективной модернизационно-преобразовательной деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ [Электронный ресурс] / Правовая система «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 15.02.2017).
2. Гостенина В.И., Байрамов В.Д., Дорохова Ю.В. Опыт анализа деятельности PR-служб региональных органов власти (на примере Орловской области) / Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. Т. 10. № 6. - С. 43-48.
3. Мутылина К.О. Ковалева Т.Н. Основные положения программы комплексного развития муниципального образования «город Курск» // Политика, экономика и инновации. Электронный журнал - Курск, 2016.№8(10).- Режим доступа: URL: http://pei-journal.ru/index.php/PEII/article/view/202/405
4. Пясецкая, Е.Н., Подосинников, Е.Ю. Социальная ответственность публичной службы в контексте развития сообщества [Электронный ресурс]// Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 24. - С. 60-62. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25067527
5. Сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс] URL: http://adm.rkursk.ru/ (дата обращения: 12.03.1017).