Научная статья на тему 'Информационная основа образовательной парадигмы XXI века'

Информационная основа образовательной парадигмы XXI века Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Атаева Э.А.

В статье изучены и раскрыты понятие «информация», процессы вхождения человеческой цивилизации в информационное общество и становления информационной основы образовательной парадигмы XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная основа образовательной парадигмы XXI века»

62 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. - М.: Бахрах-М, 2006. - 682 с.

7. Солодовникова Е.Н., Пучкова А.Д. К вопросу повышения достоверности педагогических экспериментов / Е.Н. Солодовникова, А.Д. Пучкова // Вестник ТГТУ - 2011. - Т. 17. - № 4.

8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт, 2008. - 1239 с.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ XXI ВЕКА

© Атаева Э.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В статье изучены и раскрыты понятие «информация», процессы вхождения человеческой цивилизации в информационное общество и становления информационной основы образовательной парадигмы XXI века.

Ключевые слова: информация, информационное общество, информатизация образования.

Употребление знаний человечества в качестве информации является одной из первостепенных проблем новой парадигмы образования, науки и общества. Поток информации, хлынувший на человека, не дает ему возможности воспринять эти новые знания в полном объеме. Деятельность людей все больше начинает зависеть от информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию.

Еще в 50-70-е годы XX в. стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху - эпоху развития техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью «технизированном» и «информатизированном» мире не могла не занимать умы философов и ученых педагогов. Так, например, по мнению некоторых авторов, выходом из «информационного кризиса» можно считать эволюционный процесс или информатизацию общества, где основное внимание уделяется усвоению достоверного, исчерпывающего и своевременного знания. Отличительными чертами информационного общества, по мнению авторов, являются [3]:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

* Кафедра Педагогики и технологий профессионального образования. Научный руководитель: Алипханова Ф.Н., заведующий кафедрой Педагогики и технологий профессионального образования, д.п.н., профессор.

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса, где основное внимание уделяется усвоению достоверного, исчерпывающего и своевременного знания. Информатизация общества направлена на овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. То есть на первый план выходит не компьютерная техника и информационные технологии, а информационный сектор общественного производства. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а интеллектом и знаниями.

Философы-авторы концепции «информационного общества» так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции - духовная либо материальная сфера. Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов [5]:

1. история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать «сельскохозяйственный», «индустриальный» и «постиндустриальный»;

2. разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию);

3. переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей [1, 6];

4. завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем, является «информационное общество».

Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество породило серьезную проблему - своевременно подготовить людей к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами и методами информационной работы, что явилось несомненным основанием для становления новой парадигмы в науке и образовании (Н.И. Гендина, Е.Л. Коган, Ю.А. Первин, В.М. Петров).

Так в своем исследовании информационного мировоззрения и парадигмы XXI века В.М. Петров [4], говорит о приходе новой парадигмы, резко отличающейся от всех бытовавших ранее, провозвестниками которой автор называет: а) мотивы исчерпания старых парадигм в науках о человеке; б) бесплодность скрупулезных конкретных исследований (либо не приводящих к

64 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

серьезным новым результатам, либо, наоборот, приводящих к результатам парадоксально новым, но, в сущности, бессмысленным и бесполезным). В качестве аргументации в пользу теории информации как основы новой парадигмы в науке и образовании XXI в., В.М. Петров также приводит анализ логики познавательного процесса - как последовательного углубления знания. По мнению автора, первоначально, по логике вещей оно должно быть обращено на сам наблюдаемый субстрат, т.е. на «материю», далее - на превращения этого субстрата и все, что их сопровождает, т.е. на «энергию», а уже затем - на направленность этих превращений, их причинность, упорядоченность формирующих структур и т.п., словом на «информацию».

Еще одним аргументом в пользу данного тезиса выступает также развитие естественных наук, начиная с Нового времени и по сей день. Это возрастание в начале пути интереса к количественным закономерностям, имеющим дело с веществом; под их знаком прошел весь XVIII век - открытие закона сохранения массы (М.В. Ломоносов, А. Лавуазье); а с первой половины XIX века внимание переключается на энергетические аспекты, что приводит к открытию закона сохранения энергии (Ю.Р. Майер).

Но очень скоро происходит переход к следующей фазе, имеющей дело с направленностью энергетических превращений, и вводится понятие энтропии (Р. Клаузиус, 1865 г.). Дальнейшее развитие естественных наук в XX веке, так или иначе, связано с энтропийно-информационными мотивами. Так в 1948 году, исследуя проблему рациональной передачи информации через зашумлённый коммуникационный канал, Клод Шеннон предложил революционный вероятностный подход к пониманию коммуникаций и создал первую, истинно математическую, теорию энтропии. Его сенсационные идеи быстро послужили основой разработки теории информации. Все внимание современного естествознания (включая комплекс наук о самоорганизации, в том числе синергетику) сконцентрировано на структурных свойствах объектов, на их упорядоченности, т.е. на заключенной в них информации. Таким образом, можно выделить следующие фазы познания в науке и культуре:

1. фаза познания материи;

2. фаза познания энергии;

3. фаза познания информации.

Термин информация происходит от латинского слова «шРэгтайо», что означает разъяснение, изложение. С философской точки зрения информация -это отражение реального мира с помощью сведений или сообщений, а само сообщение - это форма представления информации в виде текста, изображения, цифр, графиков, таблиц. В широком смысле слова информация - это ключевое понятие современной науки, которое стоит в одном ряду с такими основополагающими категориями, как материя, энергия, время, пространство, и включает в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся степень неполноты знания.

Информация - это форма существования знания, отчужденного от автора и ставшего общественным достоянием.

Говоря об информации, как об особой нематериальной субстанции, не стоит забывать о том, что она обладает свойством взаимодействия, как с духовным, так и материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности новой парадигмы образования, поскольку, с одной стороны, информация формирует у человека необходимые знания и способы деятельности, соответствующие требованиям современной материальной среды общества, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой - служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация определяет и социокультурное развитие и становление человека, и его материальное бытие в современном мире. В этом и состоит принципиальная новизна парадигмы образования XXI века.

Список литературы:

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.

2. Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных информационно-библиотечных учреждений: Материалы областной научно-практической конференции «Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения». - Кемерово, 2001. - С. 7-12.

3. Основы информационной культуры. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: электрон.учеб. пособие / В.П. Казанцева, Т. А. Вольская, Е.М. Згур-ская и др.; ред. Е.Г. Кривоносова. - Электрон.дан. (3 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ 2008.

4. Петров В.М. Информационное мировоззрение и парадигма XXI века // Информационное мировоззрение и эстетика. Труды междунар. симпозиума Взаимодействие человека и культуры:теоретико-информационный подход. -Таганрог, Изд-во ТРГУ 1998.

5. Сафронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004.

6. Шубин В.И. Технократизм как инобытие культуры [Электронный ресурс] // Фiлософiя. Культура. Життя. - Днепропетровск, «Системш техноло-ги»,1988. - Режим доступа: http://vasiliy-shubin.narod.ru/text/0135-Pub-Shu-TEKHNOKRATIZM-KAK-INOBYTIE-KULTURY.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.