Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОДИРОВАНИЕ / ОТКРЫТОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Н.Н.

Цель исследования состоит в оценке информационного обеспечения бюджетных инвестиций и анализа источников их формирования с позиций полноты и достоверности информации для их использования в качестве информационной базы статистического исследования влияния бюджетных инвестиций на социальное, экологическое и экономическое развитие регионов Российской Федерации. Основными направлениями оценки информационной обеспеченности исследования являются: изучение требований и основных стандартов к информации; специфики и структуры формируемых информационных потоков; анализ информационных ресурсов, в том числе их параметры и характеристики, описывающие их свойства и назначение; определение единиц основных информационных элементов, их группировка по источникам формирования, по основным пользователям, по системности формирования.Материалы и методы. В исследовании использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, группировка источников информации о бюджетных инвестициях.Результаты. Проведённое исследование позволило сделать вывод о высокой степени информационной обеспеченности достаточно обширной, многоаспектной совокупности информационных источников и ресурсов о бюджетных инвестициях. Данная работа является основой для формирования категориального аппарата статистического исследования о бюджетных инвестициях. Информационный массив данных о бюджетных инвестициях предназначен для аналитических процедур, которые можно проводить по типам, видам, формам реализации, уровням бюджета и этапам реализации бюджетных инвестиций, в том числе в региональном разрезе.Заключение. Проведённое исследование имеет высокую степень практической значимости за счёт его направленности на выработку инструментов государственного управления бюджетными инвестициями. Стремительное развитие форм и ресурсных возможностей, формируемых информационных потоков о бюджетных инвестициях, обусловлено реализацией требований к публикации данных государственными органами и органами местного самоуправления, которые стали чаще размещаться в сети «Интернет» в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования на условиях их свободного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF STATISTIC RESEARCH OF BUDGET INVESTMENTS’ IMPACT ON SOCIO-ECOLOGICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS

Purpose of the study is to estimate the information support on budget investments and analyze the sources of their formation from the standpoint of completeness and reliability of information for their use as an information base for a statistical study of the impact of budget investments on the social, environmental and economic development of the regions of the Russian Federation. The main directions for assessing the information security of the research are: studying the requirements and basic standards for information; specifics and structures of formed information flows; analysis of information resources, including their parameters and characteristics describing their properties and purpose; determination of units of main information elements, their grouping by formation sources, by main users, by formation system.Materials and methods. The research used the theoretical methods: analysis, synthesis, grouping of sources of information on budget investments.Results. The conducted research allowed making a conclusion on a high degree of information security of a rather extensive, multidimensional set of information sources and resources on budget investments. This paper is the basis for the formation of a categorical instrument of statistical research on budget investments. The information array of data on budget investments is aimed at analytical procedures that can be carried out by types, sorts, forms of implementation, budget levels and budget investments realization stages including regional sectioning.Conclusion. The conducted research has a high degree of practical value due to its aim at direction on elaboration of tools for state management of budget investments. Rapid development of forms and resource chances of the formed information flows on budget investments determined by realization of requirements to the publication of data by state bodies and local self-government bodies which have become more often placed on the Internet as data arrays in the format ensuring their automatic processing to be reused in terms of free use.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 332 143, 339972, 336 5 Н.Н. Коваленко

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-39-49

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Москва, Россия

Информационная обеспеченность статистического исследования влияния бюджетных инвестиций на социо-эколого-экономическое развитие регионов Российской Федерации

Цель исследования состоит в оценке информационного обеспечения бюджетных инвестиций и анализа источников их формирования с позиций полноты и достоверности информации для их использования в качестве информационной базы статистического исследования влияния бюджетных инвестиций на социальное, экологическое и экономическое развитие регионов Российской Федерации. Основными направлениями оценки информационной обеспеченности исследования являются: изучение требований и основных стандартов к информации; специфики и структуры формируемых информационных потоков; анализ информационных ресурсов, в том числе их параметры и характеристики, описывающие их свойства и назначение; определение единиц основных информационных элементов, их группировка по источникам формирования, по основным пользователям, по системности формирования.

Материалы и методы. В исследовании использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, группировка источников информации о бюджетных инвестициях. Результаты. Проведённое исследование позволило сделать вывод о высокой степени информационной обеспеченности достаточно обширной, многоаспектной совокупности информационных источников и ресурсов о бюджетных инвестициях. Данная

работа является основой для формирования категориального аппарата статистического исследования о бюджетных инвестициях. Информационный массив данных о бюджетных инвестициях предназначен для аналитических процедур, которые можно проводить по типам, видам, формам реализации, уровням бюджета и этапам реализации бюджетных инвестиций, в том числе в региональном разрезе.

Заключение. Проведённое исследование имеет высокую степень практической значимости за счёт его направленности на выработку инструментов государственного управления бюджетными инвестициями. Стремительное развитие форм и ресурсных возможностей, формируемых информационных потоков о бюджетных инвестициях, обусловлено реализацией требований к публикации данных государственными органами и органами местного самоуправления, которые стали чаще размещаться в сети «Интернет» в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования на условиях их свободного использования.

Ключевые слова: информационная обеспеченность, информационный поток, бюджетные инвестиции, кодирование, открытость информации

Natalia N. Kovalenko

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Information Support of Statistic Research of Budget Investments' Impact on Socio-Ecological and Economic Development of the Russian Federation regions

Purpose of the study is to estimate the information support on budget investments and analyze the sources of their formation from the standpoint of completeness and reliability of information for their use as an information base for a statistical study of the impact of budget investments on the social, environmental and economic development of the regions of the Russian Federation. The main directions for assessing the information security of the research are: studying the requirements and basic standards for information; specifics and structures of formed information flows; analysis of information resources, including their parameters and characteristics describing their properties and purpose; determination of units of main information elements, their grouping by formation sources, by main users, by formation system.

Materials and methods. The research used the theoretical methods: analysis, synthesis, grouping of sources of information on budget investments.

Results. The conducted research allowed making a conclusion on a high degree of information security of a rather extensive,

multidimensional set of information sources and resources on budget investments. This paper is the basis for the formation of a categorical instrument of statistical research on budget investments. The information array of data on budget investments is aimed at analytical procedures that can be carried out by types, sorts, forms of implementation, budget levels and budget investments realization stages including regional sectioning.

Conclusion. The conducted research has a high degree of practical value due to its aim at direction on elaboration of tools for state management of budget investments. Rapid development offorms and resource chances of the formed information flows on budget investments determined by realization of requirements to the publication of data by state bodies and local self-government bodies which have become more often placed on the Internet as data arrays in the format ensuring their automatic processing to be reused in terms of free use.

Keywords: information provision, information stream, budget investments, coding, openness of information.

Введение

Решение задач по выработке инструментов управления бюджетными инвестициями для целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в целом и субъектов Российской Федерации в частности легли в основу исследования бюджетных инвестиций.

Актуальность исследования обусловлена потребностью в оценке информационного обеспечения данных о бюджетных инвестициях, основанной на проведенном анализе источников их формирования с позиций полноты и достоверности информации для использования данных источников в качестве информационной базы статистического исследования влияния бюджетных инвестиций на социальное, экологическое и экономическое развитие регионов Российской Федерации.

В научной литературе по тематике бюджетных инвестиций авторами рассмотрены вопросы их правовой сферы (например, работы [1—5]), экономической сферы (например, [6—22], в том числе в публикациях [1, 3, 9] авторами проводился анализ содержания термина «бюджетные инвестиции»; вопросы развития государственных программ рассмотрены в работах [10, 13, 15—18]; оценка эффективности бюджетных расходов и их влияние на темпы экономического роста представлены в публикациях [8, 11, 14, 18-22]. Примерами статистического исследования расходов бюджета, государственных финансов являются работы [17-22], в которых проводился статистический анализ динамики расходов и доходов [19, 22], исследование классификации и группировки расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также вопросы сопоставимости данных при анализе государ-

ственных финансов [17, 21], предложены инструменты для проведения статистической оценки эффективности бюджетных средств [20].

Основными источниками информационного обеспечения указанных научных работ являются базы данных Министерства финансов Российской Федерации (данные по расходам и доходам федерального и регионального бюджетов, расходы консолидированных бюджетов, в том числе по направлениям расходов таких как: образование, социальная политика, национальная экономика, здравоохранение, культура, кинематография, жилищно-коммунальное хозяйство, общегосударственные расходы; налоговые поступления), Федерального Казначейства, Федеральной службы государственной статистики (показатели Валового регионального продукта, объёмов строительства, объёмов транспорта, объёмов розничной торговли, доходов населения, инвестиций в основной капитал и др.).

В работах [4, 19] уделено особое внимание развитию информационных технологий в сфере государственных финансов, а именно рассмотрены преимущества создания государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и других информационных систем Федерального Казначейства. Автор публикации «Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов» Н.А Поветкина резюмирует, что «правовое оформление «цифрового бюджета» находится в стадии активного развития и происходит в границах общей цифровизации сфер деятельности государства с учетом специфики, характерной для бюджетной деятельности» [4, с. 96]. В свою очередь, необходи-

мо отметить значительные изменения в сфере развития информационного обеспечения бюджетных инвестиций, в том числе выделить стремительное развитие форм и ресурсных возможностей информационного пространства, информационного потока. Основными направлениями оценки информационной обеспеченности, предложенными в исследовании являются: изучение требований и основных стандартов к информации; специфики и структуры формируемых информационных потоков; анализ информационных ресурсов, в том числе их параметры и характеристики, описывающие их свойства и назначение; определение единиц основных информационных элементов, их группировка по источникам формирования, по основным пользователям, по системности формирования.

Группировка

информационных потоков

Источники информации, содержащие сведения о бюджетных инвестициях, можно разделить на следующие группы:

— нормативно-правовые источники информации;

- открытые источники информации статистических и административных баз данных и информационно-аналитических порталов, формируемых органами исполнительной власти Российской Федерации, а также уполномоченными структурными подразделениями и ведомствами (например базы данных Федеральной службы государственной статистики по показателю «Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования», Федерального Казначейства Российской Федерации по исполнению бюджетов; информационно-аналитические системы Департамента государственных целевых программ и капитальных

Отправитель

Данные

Ресурс

Получатель

•Источник, формирующий информацию

•Информация, закодированная с помощью различных символов

•Средство размещения, хранения, передачи, отображения информации

•Пользователь информации

Рис. 1. Основные элементы, образующие информационную обеспеченность статистического исследования бюджетных инвестиций.

Fig. 1. The main elements that form the information security of the statistical study of budget investments.

вложений Минэкономразвития России по Федеральным адресным инвестиционным программам (ФАИП), Министерства финансов Российской Федерации и Федерального Казначейства России по Национальным проектам (Единый портал бюджетной системы Российской Федерации), технологический проект «Госрасходы» Счетной Палаты Российской Федерации, ин-формационно-просветитель-ский ресурс Инициативное бюджетирование НИФИ Минфина России и другие);

- материалы периодических изданий, научных и библиографических интернет-сайтов (совокупность научно-технических ресурсов, библиотек, профильных поисковых сервисов, а также труды отечественных и зарубежных авторов по экономике, статистике, инвестиционному и инновационному анализу, эконометрике, компьютерной обработке данных);

- цифровые инструменты для совместной работы исследователей.

Исходя из вышеперечисленных источников информации о бюджетных инвестициях можно сделать вывод о высокой степени их информационной обеспеченности так как данная совокупность информационных источников и ресурсов обширна, многоаспектна, позволяет сформировать категориальный аппарат статистического исследования о бюджетных инвестициях. Информационный массив данных предназначен для аналитических процедур, которые можно проводить по типам, видам, формам реализации, уровням бюджета и этапам реализации бюджетных инвестиций, в том числе в региональном разрезе.

Можно выделить четыре основных элемента, образующих информационную обеспеченность статистического исследования бюджетных инвестиций (рис. 1).

Таким образом, в информационной обеспеченности основными элементами являются отправитель (источник формирования информации) и получатель (пользователь информации), которые осуществляют необходимые действия с данными, которые по своей сути являются информацией, закодированной с помощью различных символов и которые наделяются различным ресурсным потенциалом (сбор, обработка, размещение, хранение, передача, анализ, касто-мизация, отображение (визуализация), удаление данных).

В настоящее время следует отметить развитие каждого из выделенных элементов информационного обеспечения. Это связано тем, что на бюджетные инвестиции Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) распространяется принцип прозрачности (открытости) информации (ст. 36 БК РФ) [23], который применим к информации за исключением документов и сведений, отнесенных к государственной тайне, либо носящих конфиденциальный характер и означает: - обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Стремительное развитие открытых источников информации о бюджетных инвестициях во многом обусловлено исполнением положений Федерального закона от 09 февраля

Рис. 2. Группировка информационных потоков из открытых источников о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по основным пользователям. Fig. 2. Grouping of information flows from open sources on the activities of state bodies and local governments by main users.

2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в соответствии с которым реализован механизм автоматического формирования и публикации наборов открытых данных, удовлетворяющих требованиям методических рекомендаций по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также техническим требованиям к публикации открытых данных, утвержденным протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29 мая 2014 г. № 4.

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнад-зор), а также на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) представлено определение открытым данным, в соответствии с которым: «Открытые данные — общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» в виде массивов данных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования» [24, 25, соответственно].

В части обеспечения доступа к открытым данным о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к которым в том числе относится информация о бюджетных инвестициях, можно выделить три блока пользователей (рис. 2).

Первый блок — «государство для населения», при которой информация предоставляется

для общественного использования для реализации таких важных направлений как:

— общественный контроль;

— обеспечение полного и доступного информирования о бюджете, а также об основных финансовых и социально-экономических показателях территории;

— инициативное бюджетирование.

Второй блок — «государство для бизнеса», при которой информация используется общественными и коммерческими структурами в большей части для коммерческих целей для реализации таких важных направлений как:

— поддержка принятия управленческих решений на основании оперативной и достоверной информации;

— повсеместный доступ к информации,

— оперативное ситуационное управление на основе сложившихся социально-экономических условий.

Третий блок — «государство для государства», при которой информация используется государственными и муниципальными структурами для собственных нужд для реализации таких важных направлений как:

— реализация функций распределения, контроля и регулирования государственных финансов;

— поддержка принятия управленческих решений на основании оперативной и достоверной информации;

— повсеместный доступ к информации;

— мониторинг, анализ, прогнозирование состояния финансового и социо-эколо-го-экономического развития территорий.

Исходя из вышеизложенного можно выделить, что информационная обеспеченность имеет следующие требования к качеству информации, а именно: её своевременность, полнота, достоверность, достаточность, доступность, актуальность, надежность, адресность, корректность, многократность использования, сопоставимость, возможность сбора, хранения, обработки, передачи, анализа, кастомизации, визуализации, кодирования.

Отдельное внимание в исследовании бюджетных инвестиций следует уделить кодированию информации, так как данный метод преобразования данных является основным при формировании классифи-

Таблица 1 (Table 1)

Структура кода классификации расходов бюджетов

Structure of the budget expenditure classification code

Структура кода классификации расходов бюджетов

Код главного распорядителя бюджетных средств Код раздела Код подраздела Код целевой статьи Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья Направление расходов группа подгруппа элемент

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

каций бюджетных расходов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Состав и разрядность кода бюджетной классификации расходов бюджета не изменяется и состоит из 20 знаков. Структура кодов классификации расходов бюджета едина и не изменяется (ст. 18 БК РФ [17]), утверждена приказом Минфина России [19] и представлена в табл. 1.

Исходя из представленных сведений о структуре кода классификации расходов бюджетов, данная структура представлена кодом главного распорядителя бюджетных средств, кодами раздела, подраздела, целевой статьи (в том числе кодами программной (непрограммной) статьями бюджета и кодами направления расходов бюджетных средств) и кодами вида расходов, в том числе по кодам групп, подгрупп и элементам бюджетных расходов.

Так, коды главных распорядителей бюджетных средств соответствуют разряды 1—3 структуры кода классификации расходов бюджетов, к функциональной части расходов бюджета соответствуют разряды 4—17 структуры и экономической части расходов бюджетов соответствуют разряды 18—20.

Согласно классификации расходов бюджета вид расходов бюджетных инвестиций содержится в подгруппе «Бюджетные инвестиции» (код 410) «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» (код 450), «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным

(муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» (код 460), которые входят в группу «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (код 400), - ст. 21 БК РФ [26].

Информационные ресурсы, образующие информационную обеспеченность бюджетных инвестиций, условно можно разделить на две группы: системные (пример: показатель, формируемый Росстатом «Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, Бюджетные средства из бюджетов субъектов Российской Федерации, млн. рублей» [27]) и несистемные (пример: Аналитический обзор InfraOne Research «Инвестиции в инфраструктуру 2020» [28]). Сравнительная таблица выделенных групп информационных ресурсов представлена в табл. 2.

В соответствии с представленной Таблицей 2 можно выделить, что для системных информационных ресурсов отличительными характеристиками является их формирование в соответствии с нормативными актами, регламентирующими источники их формирования, их состав, структуру, форму составления, периодичность обновляемо-сти, единицами измерения, их составление является обязательным и формируется в соответствии с разработанной методологией, в то время как для несистемных информационных ресурсов обозначенные характеристики не являются обязательными.

Технологический стандарт определения открытости информации

В качестве технологического стандарта определения открытости информации используют предложенную британским изобретателем, бакалавром искусств и профессором, создателем Всемирной паутины (Интернет) и инициатором

Таблица 2 (Table 2)

Сравнительная таблица системных и несистемных информационных

ресурсов

Comparative table of system and non-system information resources

Системные информационные ресурсы Несистемные информационные ресурсы

Регламентированы нормативными актами источником формирования, по составу, структуре, форме составления, периодичность обновляемости, единицами измерения Не регламентированы источником формирования, по составу, структуре, форме составления, периодичность об-новляемости, единицами измерения

Является обязательным Не является обязательным

Формируется в соответствии с разработанной методологией Разработка методологии для формирования информации не требуется

«связанных данных» (Linked data), Тимом Бернес-Ли «5-звёздочную схему развёртывания открытых данных» [29], согласно которой:

1 звезда: данные доступны в любом формате в открытом доступе, но с открытой лицензией для открытых данных.

2 звезды: данные доступны в виде машиночитаемых структурированных данных (например, Excel вместо сканирования изображения таблицы).

3 звезды: к двум вышеназванным требованиям (звёздам) плюс непатентованный структурированный формат (например, CSV, JSON или XML вместо excel), — в значениях, разделенных запятыми (.csv).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 звезды: к трём вышеназванным требованиям добавляется условие, что данные соответствуют стандартам W3C, таким как использование RDF и SPARQL, и использование URI для идентификации вещей, чтобы пользователи могли указывать связи на используемые материалы.

5 звезд: к четырём вышеназванным требованиям добавляется условие на указание ссылок на другие связанные источники открытых данных.

Представленные условия технологического стандарта Тима Бернес-Ли имеют значительное практическое применение в информационно-аналитических системах и оказывают существенное развитие на такие функциональные практические решения для пользователей как подключение источников данных различных форматов, скорость разработки платформенных решений, сокращение временных диапазонов сбора, хранения и обработки больших объёмов данных, формирование аналитических отчетов и их размещение на любом носителе информации, развитие ресурсов, методов и форм визуализации, имеют масштабируемую архитектуру и кросс-платформенные решения.

Информационное обеспечение необходимыми показателями для проведения анализа воздействия бюджетных инвестиций на социальное, экономическое и экологическое развитие территорий Российской Федерации представлено информационными ресурсами Росстата — официальный сайт ведомства, располагается по адресу: https://rosstat.gov. ги/. Показатели Росстата о бюджетных инвестициях представлены показателями «Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования», в том числе в целом по бюджетным средствам, а также по средствам из федерального бюджета, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов (включая средства, выделяемые на возвратной и безвозвратной основе, средства целевых бюджетных фондов). При этом к средствам федерального бюджета относятся также инвестиции в основной капитал, осуществляемые за счет средств национальных проектов, средств родовых сертификатов и материнского капитала; средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) [30].

Информационная система Росстата включает: Центральную базу статистических данных (ЦБСД) и Банк готовых документов (БГД).

Для осуществления контроля за достижением целей устойчивого развития на национальном уровне на сайте Росстата представлен Национальный набор показателей ЦУР, в котором отражены национальные особенности и учтены задачи, определенные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях

и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», стратегических документах Правительства Российской Федерации, а также национальных и федеральных проектах. Данный Национальный набор показателей ЦУР содержит 175 показателей и может использоваться при подготовке национальных докладов и публикаций о достижении целей устойчивого развития в Российской Федерации, а также для оценки влияния бюджетных инвестиций на социальное, экологическое и экономическое развитие регионов Российской Федерации.

Для проведения анализа эффективности бюджетных инвестиций, в том числе с позиции их влияния на социальное, экологическое и экономическое развитие регионов Российской Федерации, может быть использован перечень показателей, утверждённый Указом Президента Российской Федерации № 68 от 04.02.2021 г. «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», который содержит такие показатели как:

1. Доверие к власти

2. Уровень бедности.

3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

4. Уровень образования.

5. Качество окружающей среды.

6. Количество семей, улучшивших жилищные условия.

7. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

8. Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал,

— Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) (https://www.fedstat.rn/);

- Страница на Портале «Открытые данные Российской Федерации» (https://rosstat.gov.ru/opendata/).

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С ОТКРЫТЫМИ ДАННЫМИ

- План-график размещения приоритетных социально значимых наборов открытых данных Росстата в текущем году;

- Ведомственный план Росстата по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на текущий год;

- Отчет об исполнении Ведомственного плана Росстата по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в прошлом году;

- Статистическая информация о наборах открытых данных, размещенных Росстатом в разделе «Открытые данные» (реестр наборов и период обновления открытых данных);

- Дополнительная информация по наборам Открытых данных Росстата

(метаинформация, иная информация); анализ информационных ресурсов Росстата.

ГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ

- Перечень запросов пользователей на раскрытие информации в форме открытых данных;

- Сведения о результатах рассмотрения запросов референтных групп при определении приоритетов публикации данных, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

БОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИИ

-Анализ обращений пользователей за официальной статистической и общественно значимой информацией, размещённой Росстатом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в квартальной разрезности).

Рис. 3. Инструменты открытости информации Росстата Fig. 3. Rosstat information openness tools

за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.

9. Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам.

10. Качество городской среды.

11. Численность населения субъекта Российской Федерации.

12. Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы.

13. Объем жилищного строительства.

14. Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.

15. Число посещений культурных мероприятий

16. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

17. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.

18. Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

19. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

20. «Цифровая зрелость» ОИВ, ОМСУ, и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.

В части обеспечения открытости информации Росстат в своей деятельности использует инструменты открытости, представленные на рис. 3.

В целях развития информационных ресурсов и расширения целевой аудитории пользователей (среди которых можно выделить такие группы пользователей как: федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления; научное сооб-

щество; совокупность органов публичной передачи информации (средства массовой информации, — СМИ); общественные организации; граждане; бизнес-структуры) Росстатом на своём официальном сайте введена в эксплуатацию BI-си-стема, позволяющая публиковать данные в высокоинтерактивной, привлекательной и понятной форме. Формы визуализации данных представлены стандартным табличным отображением, графическим отображением (в формах гистограмм, графиков, диаграмм, картограмм), информационно-аналитические материалы, как, например, «Оперативные демографические показатели за март 2022 года» [31]. Имеется возможность выгрузки информации в требуемом для пользователей формате для дальнейшего использования в межплатформенных открытых форматах и программных продуктах как Word, Ехсе1, PDF, CSV, HTML. Пользовательский интерфейс данной BI-си-

стемы предоставляет доступ к данным и отчётам на всех видах электронных устройств, что также расширяет пользовательские возможности рассматриваемого источника данных.

В настоящее время архитектура показателей В1-системы представлена интерактивной панелью Визуализированные статистические сборники, включающие Сборник женщины и мужчины (2020 год), Семья и дети в России (2020 год), Сельское хозяйство в России (2021 год), Платное обслуживание в России (2021 год) и пятнадцатью интерактивными панелями оперативных показателей. Среди них:

— Демография;

— Статистика предприятий;

— Статистика потребительских цен;

— Статистика труда;

— Статистика торговли;

— Доходы населения;

— Статистика потребительских цен (еженедельно);

— Статистика финансов организации;

— Статистка цен производителей;

— Деловая активность организаций;

— Международная статистика (помимо данных Рос-стата представлены также данными Статистического отдела ООН, ФАО, ЮНЕСКО, МВФ, МОТ);

— Статистика сельского хозяйства и окружающей природной среды;

— Статистика туризма;

— Статистика транспорта (помимо данных Росстата представлены также данными Росавтодора);

— Статистика цен на рынке жилья.

В целях дальнейшего развития информационных ресурсов Росстатом на платформе официального сайта ведомства проводятся электронные обследования пользователей информационных систем Рос-стата, в том числе мониторинг

удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией. Данный мониторинг является инструментом проведения оценки качества, доступности публикуемых данных, востребованности статистической информации, вовлеченности общественных и экспертных аудиторий в обсуждение деятельности ведомства, а также для оценки работы официального интернет-сайта Росстата с технической стороны, для оценки уровня информированности о работе ведомства, для оценки уровня удовлетворенности деятельностью Росстата.

Заключение

Информационное обеспечение статистического исследования бюджетных инвестиций имеет высокий практический смысл, заключающийся в комплексном изучении информа-

ционных источников данных и информационных потоков о бюджетных инвестициях и показателях социального, экономического и экологического развития регионов Российской Федерации. Практическая направленность исследования обусловлена возможностью выработки инструментов, необходимых для целей государственного управления, которые основаны на выполнении таких действий как: сбор, обработка, систематизация, анализ, группировка, осуществление экономико-математических вычислений исследуемых данных, визуализация полученных результатов, описание качественных и количественных характеристик данных, их моделирование и прогнозирование данных о бюджетных инвестициях и получение сведений о тенденциях, закономерностях сложившихся социально-экономических процессов и явлений.

Литература

1. Акопян О.А. Законодательство в области инвестирования в капитальные вложения // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 13.

2. Акопян О.А. Тенденции развития федерального государственного инвестирования // Журнал Российского права. 2018. № 4 (256). С. 122-129.

3. Лаптева А. М. Понятие «бюджетные инвестиции» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2018. Т. 9. № 3. С. 330342.

4. Поветкина Н.А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов // Журнал российского права. 2018. № 5(257). С. 96-112.

5. Разумов С.С. Правовые проблемы инвестирования временно свободных бюджетных средств // Финансовое право. 2019. № 12. С. 30-35.

6. Аландаров Р.А. Роль бюджетных инвестиций федерального бюджета в обеспечении социально-экономического развития России в 2019-2021 годах // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12. № 3. С. 48-58.

7. Белов А.В. Налоговые доходы, бюджетные инвестиции и темпы роста экономики: опыт российских регионов // JOURNAL OF TAX REFORM. 2018. Т. 1. № 2. С. 45-56.

8. Белов А.В. Бюджетные инвестиции и стимулирование экономического роста // Проблемы современной экономики. 2013. № 2(45). С. 89—95.

9. Комягин Д.Л. О понятии и видах бюджетных инвестиций // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2015. № 1. С. 8-15.

10. Мантуров Д.В. Государство как инвестор: изменение роли государства в финансировании промышленности за последние 20 лет // Экономическое возрождение России. 2017. № 2(52). С. 4-16.

11. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стимулирования экономического роста в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. № 10(514). С. 20-36.

12. Соломко М.Н. Сравнительный анализ инвестиционных расходов бюджетов: региональный аспект // Вестник университета. 2020. № 4. С. 166-173.

13. Селина М.Н., Соломко М.Н. Проблемы и перспективы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации // Сборник научных статей II Всероссийской научной конференции: Проблемы и перспективы социально-экономического развития России в XXI веке. 2021. С. 68-75.

14. Арбузова А.И. Бюджетные инвестиции в инфраструктурные проекты как инстру-

мент экономического развития // Научные записки молодых исследователей. 2016. № 3. С. 40-44.

15. Гайдаржи С.И., Сычева Н.А. Эволюция методологии и современные проблемы разработки инвестиционной составляющей социальных государственных программ // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 5(437). С. 13-26.

16. Седова М.Л. Финансирование национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13(3). С. 17-27. DOI: 10.26794/1999-849Х-2020-13-3-17-27.

17. Мохнаткина Л.Б. Совершенствование подходов к классификации и группировке расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 245-248.

18. Гуртовая Н.С., Лаврентьева Л.В. Статистический анализ развития государственных финансов на современном этапе в России // Научно-методический электронный журнал концепт. 2015. № 5. С. 206-210.

19. Колодяжная А.Ю. Статистическое исследование динамики расходов бюджета // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10(1). С. 116-134.

20. Колодяжная А.Ю. Статистический инструментарий оценки эффективности регионального бюджета // Финансовый бизнес. 2021. № 12(222). С. 42-44.

21. Блинова О.М., Рубинштейн Е.Д. Сопоставимость статистических данных при анализе государственного бюджета РФ // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 34. С. 70-75.

22. Набизаде М.К. Статистический анализ динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ // Вестник магистратуры. 2015. № 12-2(51). С. 25-28.

23. Бюджетный кодекс Российской Феде-

References

1. Akopyan O.A. Legislation in the field of investment in capital investments» Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian law. 2016; 2: 13. (In Russ.)

2. Akopyan O.A. Trends in the development of federal state investment. Zhurnal Rossiyskogo prava = Journal of Russian Law. 2018; 4(256): 122-129. (In Russ.)

3. Lapteva A. M. The concept of «budget investments». Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo = Bulletin of St. Petersburg University. Right. 2018; 9; 3: 330-342. (In Russ.)

4. Povetkina N.A. Legal Form of Integration of Information Systems and Information Technologies in the Sphere of Public Finance. Zhurnal rossiyskogo

рации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rkn.gov.ru//. (Дата обращения: 04.04.2022).

25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ folder/12793. (Дата обращения 04.04.2022).

26. Приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» // СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 04.04.2022).

27. Аналитический обзор InfraOne Research «Инвестиции в инфраструктуру 2020» [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://infraone. ru/sites/default/files/analitika/2020/investitsii_v_ infrastrukturu_2020_infraone_research.pdf. (Дата обращения: 04.04.2022).

28. Тим Бернерс-Ли. Связанные данные [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. w3.org/DesignIssues/LinkedData.html. (Дата обращения: 04.04.2022).

29. Официальная статистическая методология определения инвестиций в основной капитал на федеральном уровне, утверждена приказом Росстата от 25.11.2016 № 746 (в ред. Приказа Росстата от 19.04.2018 № 205 // СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 04.04.2022).

30. Информационно-аналитические материалы «Оперативные демографические показатели за март 2022 года» (BI-система Росстата) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// bi.gks.ru/biportal/contourbi.jsp?allsol=1&solution= Dashboard&project=%2FDashboard%2Fdemograp hy_rosstat. (Дата обращения: 20.05.2022).

prava = Journal of Russian Law. 2018; 5(257): 96— 112. (In Russ.)

5. Razumov S.S. Legal problems of investing temporarily free budgetary funds. Finansovoye pravo = Financial Law. 2019; 12: 30-35. (In Russ.)

6. Alandarov R.A. The role of budgetary investments of the federal budget in ensuring the socio-economic development of Russia in 20192021. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Right. 2019; 12; 3: 48-58. (In Russ.)

7. Belov A.V. Tax revenues, budget investments and economic growth rates: experience of Russian regions. JOURNAL OF TAX REFORM. 2018; 1; 2: 45-56.

8. Belov A.V. Budget investments and stimulation of economic growth. Problemy sovremennoy

ekonomiki = Problems of the modern economy. 2013; 2(45): 89-95. (In Russ.)

9. Komyagin D.L. On the concept and types of budget investments. Finansovyy vestnik: Finansy, nalogi, strakhovaniye, bukhgalterskiy uchet = Financial Bulletin: Finance, taxes, insurance, accounting. 2015; 1: 8-15. (In Russ.)

10. Manturov D.V. The state as an investor: changing the role of the state in the financing of industry over the past 20 years. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii = Economic revival of Russia. 2017; 2(52): 4-16. (In Russ.)

11. Masterov A.I. Program budgeting as a tool to stimulate economic growth in Russia. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and nonprofit organizations. 2021; 10(514): 20-36. (In Russ.)

12. Solomko M.N. Comparative analysis of investment expenditures of budgets: regional aspect. Vestnik universiteta = Bulletin of the University. 2020; 4: 166-173. (In Russ.)

13. Selina M.N., Solomko M.N. Problems and prospects for improving budgetary regulation in the Russian Federation. Sbornik nauchnykh statey II Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii: Problemy i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii v XXI veke = Collection of scientific articles of the II All-Russian Scientific Conference: Problems and prospects for the socio-economic development of Russia in the XXI century. 2021: 68-75. (In Russ.)

14. Arbuzova A.I. Budget investments in infrastructure projects as a tool for economic development. Nauchnyye zapiski molodykh issledovateley = Scientific Notes of Young Researchers. 2016; 3: 40-44. (In Russ.)

15. Gaydarzhi S.I., Sycheva N.A. Evolution of methodology and modern problems of development of the investment component of social state programs. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and non-profit organizations. 2018; 5(437): 13-26. (In Russ.)

16. Sedova M.L. Financing of national projects. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Right. 2020; 13(3): 17-27. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-17-27. (In Russ.)

17. Mokhnatkina L.B. Improving Approaches to the Classification and Grouping of Budget Expenses of the Budgetary System of the Russian Federation. Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye = Azimut of Scientific Research: Economics and Management. 2020; 9; 4(33): 245248. (In Russ.)

18. Gurtovaya N.S., Lavrent'yeva L.V. Statistical analysis of the development of public finances at the present stage in Russia. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal kontsept = Scientific and methodological electronic journal concept. 2015; 5: 206-210. (In Russ.)

19. Kolodyazhnaya A.YU. Statistical study of the dynamics of budget expenditures. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra = Economics: yesterday, today, tomorrow. 2020; 10(1): 116-134. (In Russ.)

20. Kolodyazhnaya A.YU. Statistical tools for assessing the effectiveness of the regional budget. Finansovyy biznes = Financial business. 2021; 12(222): 42-44. (In Russ.)

21. Blinova O.M., Rubinshteyn Ye.D. Comparability of statistical data in the analysis of the state budget of the Russian Federation. Sovremennyye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyy vzglyad = Modern trends in economics and management: a new look. 2015; 34: 70-75. (In Russ.)

22. Nabizade M.K. Statistical analysis of the dynamics and structure of incomes and expenditures of the federal budget of the Russian Federation. Vestnik magistratury = Bulletin of the Magistracy. 2015; 12-2(51): 25-28. (In Russ.)

23. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ. SZ RF. 1998. № 31. St. 3823. = Budget Code of the Russian Federation: Federal Law of July 31, 1998 No. 145-FZ. SZ RF. 1998. No. 31. Art. 3823 (In Russ.)

24. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere svyazi, informatsionnykh tekhnologiy i massovykh kommunikatsiy (Roskomnadzor) = Official website of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications (Roskomnadzor) [Internet]. Available from: https://rkn.gov.ru//. (cited 04.04.2022). (In Russ.)

25. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki Rossii = Official website of the Federal State Statistics Service of Russia [Internet]. Available from: https://rosstat.gov.ru/ folder/12793. (Data obrashcheniya 04.04.2022). (In Russ.)

26. Order of the Ministry of Finance of Russia dated June 6, 2019 No. 85n "On the Procedure for the Formation and Application of Budget Classification Codes of the Russian Federation, Their Structure and Principles of Appointment". SPS Konsul'tantPlyus = SPS ConsultantPlus. (cited 04.04.2022). (In Russ.)

27. Analiticheskiy obzor InfraOne Research «Investitsii v infrastrukturu 2020» = Analytical review of InfraOne Research «Investments in infrastructure 2020» [Internet] Available from: https://infraone. ru/sites/default/files/analitika/2020/investitsii_v_ infrastrukturu_2020_infraone_research.pdf. (cited 04.04.2022). (In Russ.)

28. Tim Berners-Li. Svyazannyye dannyye = Tim Berners-Lee. Related data [Internet]. Available from: https://www.w3.org/DesignIssues/ LinkedData.html. (cited 04.04.2022). (In Russ.)

29. The official statistical methodology for determining investments in fixed capital at the

federal level, approved by the order of Rosstat dated November 25, 2016 No. 746 (as amended by the Order of Rosstat dated April 19, 2018 No. 205. SPS Konsul'tantPlyus = SPS ConsultantPlus. (cited 04.04.2022). (In Russ.)

30. Informatsionno-analiticheskiye materialy «Operativnyye demograficheskiye pokazateli za mart

2022 goda» (BI-sistema Rosstata) = Information and analytical materials «Operational demographic indicators for March 2022» (BI-system of Rosstat) [Internet]. Available from: http://bi.gks.ru/biportal/ contourbi.jsp?allsol=1&solution=Dashboard&proje ct=%2FDashboard%2Fdemography_rosstat. (cited 20.05.2022). (In Russ.)

Сведения об авторе

Наталья Николаевна Коваленко

Директор Ситуационного центра социально-экономического развития регионов Российской Федерации Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия Эл. почта: Kovalenko.rea@gmail.com

Information about the author

Natalia N. Kovalenko

Director of the Situational Center

for Socio-Economic Development of the Regions of

the Russian Federation

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia

E-mail: Kovalenko.rea@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.