Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ НАВИГАЦИЯ КНИЖНОГО РЫНКА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ НАВИГАЦИЯ КНИЖНОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
книжный рынок / информационные лакуны / книготорговая библиография / book market / information gaps / bookselling bibliography

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.А. Фомина

Статья посвящена проблеме формирования информационного обеспечения книжного рынка. Основная задача исследования – анализ факторов, влияющих на доступность информации о продуктах книжного рынка. Дано сравнение информационного обеспечения в условиях плановой экономики и рыночных условиях. Проанализировано воздействие информационных технологий на обеспечение доступности информации. Представлены современные формы информирования в условиях конкуренции, с учетом опыта западных стран. Охарактеризована востребованность вторичной информации нормативно-регулирующего и рекомендательного характера. Работа будет полезна при изучении книготорговой библиографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION NAVIGATION OF THE BOOK MARKET

The article is devoted to the problem of the formation of information support for the book market. The main objective of the research is to analyze the factors influencing the availability of information about the products of the book market. The author gives a comparison of information support in a planned economy and market conditions and analyzes the impact of information technology on ensuring the availability of information. The author presents modern forms of information in a competitive environment, taking into account the experience of Western countries, and characterizes the demand for secondary information of regulatory and advisory character. The work will be useful when studying bookselling bibliography.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ НАВИГАЦИЯ КНИЖНОГО РЫНКА»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 017.42:351.751.2

ИНФОРМАЦИОННАЯ НАВИГАЦИЯ КНИЖНОГО РЫНКА

А.А. Фомина

Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул e-mail: terrarium46@gmail.com

Статья посвящена проблеме формирования информационного обеспечения книжного рынка. Основная задача исследования - анализ факторов, влияющих на доступность информации о продуктах книжного рынка. Дано сравнение информационного обеспечения в условиях плановой экономики и рыночных условиях. Проанализировано воздействие информационных технологий на обеспечение доступности информации. Представлены современные формы информирования в условиях конкуренции, с учетом опыта западных стран. Охарактеризована востребованность вторичной информации нормативно-регулирующего и рекомендательного характера. Работа будет полезна при изучении книготорговой библиографии.

Ключевые слова: книжный рынок, информационные лакуны, книготорговая библиография.

Постановка задачи. Комплементарный характер, присущий книжной индустрии находит выражение в обеспечении деловой коммуникации в издательской и книготорговой среде, влиянии на формирование общедоступных библиотечных фондов и личных книжных коллекций, содержание библиографоведческого знания в формате книготорговой библиографии.

В условиях плановой экономики с начала 60-х гг. до 1990 г. прошлого века функционировала общедоступная система информирования о перспективных планах выпуска литературы (тематические планы

издательств), мониторинге изменения заявленных позиций («Книготорговый бюллетень») и сроках выхода изданий на рынок (информация о сигнальных экземплярах в газете «Книжное обозрение»). Нельзя сказать, что сложившаяся система информирования была совершенной, поскольку уже на стадии перспективного планирования фиксировались дотационные издания, тираж на которые определяли запросы коллективного потребителя в лице книготорга, библиотек, а также издания повышенного спроса, тираж которых ограничивался, сдерживая таким образом коммерческий интерес издательств.

Закономерно, что издательская отрасль одной из первых стала осваивать рынок, выступив за слом устоявшихся систем как информирования, так и распространения. Издательства объединили управление производством и продажей своей продукции, используя такой механизм контроллинга, как «издательские цены, гибкая система скидок и отсрочек платежей, качественный и актуальный ассортимент с большим выбором новинок», попутно развивая off- и on-line формы присутствия на рынке [8].

За прошедшие с 1990-х время на книжном рынке сложились новые условия, определившие изменения в информационной навигации. Для изучения этих изменений объективную информацию представляют данные сайтов издательств, каталогов новинок и готовой продукции, интернет-магазинов издательств и маркетплейсов. Её анализ наряду с материалами исследовательский статей определил содержание к решению поставленной задачи.

Важным шагом в условиях рыночной конкуренции стал переход издательств от перспективного планирования или по крайней мере от прежней практики доступности подобной информации в пользу каталогов готовой продукции. Регулярный выход по полугодиям, ежеквартально, ежемесячно [4, с. 5] обеспечивал оперативное информирование о наличном издательском репертуаре. Каталоги, также, как и тематические планы, содержали библиографическую запись, краткую издательскую аннотацию. Новым элементом стало цветное изображение обложки. Красочность печатных выпусков явилась впечатляющим маркетинговым ходом, который вскоре стал обыденным элементом и электронной торговли. Отдельные издательства, например, как публикующий детскую литературу «Робинс», включают изображение обложки даже в прайс-лист, хотя традиционно оптовым покупателям по-прежнему приоритетна конкретная деловая

информация о наличии книги, ее формате, объёме, качестве переплета и условиях заказа, изложенная в прайс-листах издательств [15].

Библиографическая информация об издания в прайс-листах минимальна, включает формулировку заголовка, заглавия, год публикации, количество страниц, формат, стандартный книжный номер. Эти данные фиксируют основные сведения о книге, а поскольку структура документа строго не регламентируется, издательства вносят собственные дополнения. К примеру, издательство «Питер» (осн. в 1991 г.) информирует о жанре, серии и возрастной маркировке издания [13]. Издательство «Эксмо» (осн. в 1991 г.) ввело показатель фокусного ассортимента или рейтинг лонгселлеров, разработало собственную 10-ти бальную шкалу ликвидности товара, которая «рассчитывается на основе всех суммарных отгрузок за месяц» [14]. Графа «Сезон продаж/акция» акцентирует внимание потребителя на ассортименте, «который участвует в федеральных акциях и пользуется сезонным спросом» [там же].

Прайс-листы остаются активно используемой издательствами формой информации. С отменой выпуска печатных каталогов готовой продукции оказали влияние на структуру их электронного формата. Издательский дом «Питер» архивирует подобную информацию с 2015 г. - даты своего 25-летия и первоначально выпускал три каталога готовой продукции - учебной литературы, книг и игр для детей, новинок и бестселлеров. С сезона 19/20 и по настоящее время только каталог новинок и бестселлеров. О том, что эти каталоги информируют об опубликованной литературе свидетельствуют данные о дате публикации, хронологическая глубина которой достигала шести лет. Информация о планируемых публикациях количественно уступает объёму данных об опубликованной продукции. В каталоге новинок и бестселлеров она анонсируется под рубрикой «Скоро» с минимальными данными об авторе, заглавии, объёме, переплете, стандартном книжном номере [6].

Каталог учебной литературы появился в результате участия «Питера» в программе по обеспечению библиотек и вузов книгами по оптовой издательской цене [7]. Сотрудничество с научными библиотеками университетов и институтов отразилось на библиографической информации каталога, включившей сведения о заголовке, заглавии, подзаголовочных данных, области издания, количественной характеристике, стандартном книжном номере, индексах УДК, ББК, дате издания. Аннотация справочного

характера чаще всего ограничивалась информацией о грифе министерства образования Российской Федерации.

Если каталогу учебной литературы присуща четкая структура в соответствие с областями знания, то в каталоге новинок и бестселлеров структура определяется тематикой серий и смещена в колонтитул. Хотя Издательский дом «Питер» манифестирует их стабильность, заявляя о неизменности тематики и серии [13], анализ каталогов с 2016 г. по настоящее время показал стремление в формулировках приблизиться к современной языковой практике. Для сравнения - серия «В инфографике» (2016) - серия «Игровая индустрия. Комиксы. Geek-культура» (2023); «Родителям о детях» (2016) - «Young Adult nonfiction» (2023). Характеристика новинок включила не только обязательные элементы библиографической информации, но и аннотирование рекомендательного характера как книг, так и серий. Красочное оформление информации каталога новинок и бестселлеров опирается на изображение обложки и иллюстрации.

Оперативное доступность информации на книготорговом рынке, очевидно, свидетельствует о становлении прагматического характера книготорговой библиографии. Современные технологии придали книготорговому бизнесу новый «информационный» импульс. Отечественные издательства активно развивают продажи online c помощью интернет-магазинов. Они могут быть собственностью издательства или принадлежать владельцам сайтов, блогов, тематических групп в социальных сетях, готовых на правах партнёров привлекать посетителей на сайт рекламодателя, получая вознаграждение. Наиболее масштабной площадкой интернет-торговли являются маркетплейсы, услуги крупнейших на российском рынке Ozon (с 1998 г.), Wildberries (с 2004 г.) наряду с другими товарами включают и продажу книг [19; 21]. Технологические возможности маркетплейсов знакомят с изданием не только с помощью библиографической информации. Маркетплейс визуализирует документ и позволяет раскрыть фрагмент текста, выгодно отличаясь тем самым от каталогов готовой продукции и прайс-листов. Благодаря гиперссылкам, внимательному посетителю доступна информация не только о цене, скидке, акционных предложениях, но и дополнительно об авторе произведения, каталоге продукции издательства (издательств) и пр. Такое описание книг, «включающее интервью с авторами, 30-картинки, «листалки», видеоролики, публикации в СМИ», называют обогащенным или рич-контентом [21].

Благодаря опции обратной связи потребитель может выразить свои читательские предпочтения, высказать мнение в социальных сетях, интернет-магазинах издательств, оценив уровень сервиса доставки. Маркетологи не только ждут от покупателя обсуждений товара на условиях анонимности, но предлагают воспользоваться лаконичной графикой рейтинговой оценки, справедливо считая, что наглядность оценки является эффективной формой рекламы. Не случайно Bowker широко использует подобный сервис, позволяющий «читателям легко делиться названиями со своими друзьями в основных социальных сетях и удобно размещать ссылки на каждое название в нескольких онлайн-магазинах, включая Amazon и Barnes & Noble, где они могут приобрести найденные книги» [20].

Поскольку книга не является высокодоходным товаром, не относится к категории повседневного спроса, в мультикатегорийных маркетплейсах, как отмечают исследователи, сокращается его доля в ассортименте «в том же интернет-магазине OZON.ru книги теперь составляют менее 5% от общего ассортимента против 30% в 2015-2016 гг.», хотя по-прежнему он сохраняет позиции лидера по количеству наименовании и объёму полученной прибыли [9, с. 42]. Развитие специализированного, «книжного», книготоргово-издательского холдинга «Лабиринт (осн. в 2005 г.) вывело его в 2021 г. в тройку ведущих интернет-магазинов по продажам печатных книг OZON.ru (30,1%), Labirint.ru (27,6%), Wildberries.ru (23,2%) [9, с. 43]. Позитивной чертов логистического сервиса специализированного интернет-канала является развитие фирменных книжных магазинов, в то время как OZON, Wildberries увеличивают количество оффлайн-точек продаж печатных изданий при помощи собственных пунктов выдачи заказов, за счет партнеров, благодаря постаматам в торговых сетях.

Фирменные книжные магазины сети «Книжный Лабиринт» «расположены на территории Москвы и Московской области, а также в Тверской, Ростовской, Тюменской, Челябинской, Екатеринбургской и Ярославской областях» [9, с. 44]. На рубеже веков современные российские издательства открывали собственные книжные магазины, формировали в столице и провинции книжные сети. Например, издательство ВЛАДОС (осн. в 1991 г.) в 2005 г. располагал тремя офисами «Книга - почтой», имел 13 представительств в Москве и 35 в России и ближнем зарубежье, владел сетью фирменных книжных магазинов «Мир школьника». В 2023 г., уже являясь издательским Центром, ВЛАДОС использует возможности интернет пространства, активно развивая собственные сайт и интернет-магазин для

распространения учебных изданий [1], не отвергая услуги сторонних интернет-магазинов и маркетплейсов по примеру других издающих организаций и издательств [3].

Увеличение числа магазинов происходит, преимущественно, в ведущих книготорговых сетях Российской Федерации. По данным министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в течение 2019-2023 гг. общероссийская книжная сеть включает 1291 магазин. Её расширение на 84 магазина (7,0%) произошло благодаря открытию 155 новых магазинов сети «Читай-город - Буквоед» [9, с. 32].

Ситуация, при которой один книжный магазин приходится на 27,5 тысяч жителей России, продолжается падение выпуска книг на душу населения, по мнению В. Шаталина, генерального директора издательства «Детская и юношеская книга», характеризует жесткую стагнацию книжной отрасли [10]. Такое положение особенно негативно сказывается на российской провинции. Книжная продукция в Сибирь по-прежнему, как и в конце XIX в. во времена П.И. Макушина, поступает из европейской части России. Её распространению в Западной Сибири (1992-2010) активно способствовала собственная региональная книготорговая сеть «Топ-книга» [11], выросшая в крупнейшего оптово-розничного оператора. Сеть развивала магазины различных форматов (гипермаркеты «Лас-Книгас», классические «Книгомир», Cash&Carry «Литера») в том числе в странах СНГ [16], при этом даже небольшие книжные магазины «Топ-книги» в районах Алтайского края, Новосибирской области располагали огромным ассортиментом в 20 тысяч наименований, который поддерживала система заказов, при которой «непосредственно с помощью оператора доставляли книги со склада», аналогично ныне действующему «интернет-магазин OZON» [11].

Учитывая сокращения объема книжной продукции на крупнейших маркетплейсах, специалисты констатируют, что издателям приходится больше рассчитывать на собственные силы, «ограничиваясь возможностями собственных интернет-ресурсов» [9, с. 37]. Отмечая перспективность развития книжной отрасли в интернетпространстве, стоит обратить внимание на зарубежный опыт. Учет его достижений позволит если не перенести внимание с проблем сбыта, то по крайней мере, актуализировать межиздательское сотрудничество, обозначив тем самым контуры национальной программы книгоиздания.

В западных странах (США, Англия, Франция, Германия, Испания, Италия и др.), по данным И. Эйдемиллер, с начала 70-х гг. издатели создают

самоокупаемые базы данных, поддерживающие связь между издателем, оптовиком и потребителем, в том числе при определении цены на книгу и оперативном оформлении и доставки заказа [17]. Сбор информации не только о печатных, но и аудиокнигах и видеопродукции ведут издательства «Букер» (США), «Уитекер» (Великобритания), при биржевом союзе (Германия). Издательство «Grey House Publishing» (Канада) предлагает свои справочники в онлайн-базах данных с возможностью полного поиска по «линейке продуктов Bowker's Books In Print®, H.W. Wilson In Print, Salem Press, Weiss Ratings» [18].

Обращает на себя внимание и не до конца используемый потенциал покупательских отзывов. Разрозненность высказываний и отсутствие анализа заинтересованных сторон не позволяет издательствам сверстать объединяющий план по аналогии с «Библиотечной серией». Известно, её содержание определили отказы читателям массовых библиотек, которые в течении ряда лет кумулировали и изучали библиотечно-информационные центры страны, чтобы рекомендовать «издавать в основном литературу, отвечающую общему в интересах читателей» [2, с. 35]. Во второй половине прошлого века эта инициатива по формированию издательского портфеля не учитывала заинтересованность издателей, но в условиях рыночной экономики аналогичные предложения обосновывают выделение государством субсидии на поддержку отрасли. Например, определение под эгидой Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации перечня книг в 1-2 тысяч названий актуальной литературы, предлагаемого к приобретению по «Пушкинской карте» [9, с. 93]. Ассоциация книгоиздателей России рассматривает рекомендательные списки в качестве актуальной формы международных контактов в странах СНГ «для книжной торговли и уступки прав для перевода» [10].

Все большую практическую значимость для издателей и книготорговцев приобретает выявление деструктивного книжного контента и создание «реестра нерекомендованной к распространению литературы, который стал бы ориентиром <...> и помог бы <...> подстраховывать от рисков изъятия товара и уплаты штрафов (как сейчас это происходит с экстремистской литературой)» [9, с. 88].

Вхождение в рынок привело издательства к таким формам конкурентной борьбы, когда исчерпывающая информация о книгоиздательской и книготорговой статистике становится разновидностью

коммерческой тайны. Потребителя вполне удовлетворяют данные о доступных изданиях в репертуаре маркетплейсов. Новые технологии обогащают информацию о документе элементами дополненной реальности. Вместе с тем, во взаимодействии профессиональных сообществ издателей и библиотек по-прежнему востребованы точные библиографические данные в прайс-листах и каталогах как при продаже книг, так и при заключении и выполнении издательствами заказов на социально-значимые издания, при оценке эффективности использования государственных субсидии [5].

Список литературы

1. ВЛАДОС: Издательский Центр : официальный сайт. - URL: http://vlados.ru/ob-izdatelstve/ (дата обращения: 10.01.2024).

2. Гуртовенко, Т. В. «Библиотечная серия»: вопросы выпуска и распределения / Т. В. Гуртовенко // Книга: исследования и материалы. - Москва : Книга, 1987. - Сб. 54. -С. 30-41.

3. Дошколенок: книжный магазин : официальный сайт. - URL: http://mdou.ru/ (дата обращения: 10.01.2024).

4. Единый бизнес-каталог, 2002. - Москва : Аструм, 2002. - 162 с.

5. Исследование использования субсидии на комплектование: позиция поставщиков // Ассоциация книгоиздателей России : официальный сайт. - URL: http://aski.ru/ (дата обращения: 10.01.2024).

6. Каталог новинок и бестселлеров 15/16 издательского дома «Питер». - URL: https://storage.piter.com/catalog/brend_2016.pdf (дата обращения: 10.01.2024).

7. Каталог учебной литературы Издательского дома «Питер» на 2019 год. - URL: https://storage.piter.com/catalog/uhebny_2019 (дата обращения: 10.01.2024).

8. Каталог юридического издательства «Статут». - Москва, 2001. - 38 с.

9. Книжный рынок России: состояние и перспективы развития : отраслевой доклад / Мин-во цифрового развития, связи и массовых коммуникаций ; журнал «Книжная индустрия» ; А. Н. Воропаев, Е. В. Соловьёва, С. Ю. Зорина, О. М. Казакова ; под общ. ред. В. В. Григорьева. - Москва : Мин-во цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, 2023. - 100 с.

10. Ловить сачком бабочек или наладить системное продвижение авторов? // Книжная индустрия. - 2023. - № 7, октябрь. - URL: https://www.bookind.ru/events/16401/?sphrase_id=17306777 (дата обращения: 10.01.2024).

11. Лямин, Г. Нулевые - это годы надежд в развитии бизнеса / Г. Лямин. - URL: https://nsk.dk.ru/news/237185069 (дата обращения: 10.01.2024).

12. Национальная книжная платформа: новые функционал и сервисы // Университетская книга : официальный сайт. - URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/14182-natsionalnaya-knizhnaya-platforma-novye-funktsional-i-servisy.html (дата обращения: 10.01.2024).

13. Питер: Издательский дом : официальный сайт. - URL: https://www.piter.com (дата обращения: 10.01.2024).

14. Прайс-лист издательства ЭКСМО (обновление 09.01.2024). - URL: https://www.zagrya.ru/price/ (дата обращения: 10.01.2024).

15. Робинс: издательство детской литературы : прайс // Загря: оптовый магазин книг, игрушек, канцтоваров, учебных пособий. - URL: https://www.zagrya.ru/magazin/#(дата обращения: 10.01.2024).

16. Топ-книга - деятельность компании, собственники, история развития. - URL: https://www.sravni.ru/kursy/info/top-kniga/ (дата обращения: 10.01.2024).

17. Эйдемиллер, И. Системы «Books in print» и становление российской национальной системы «Книги в наличии и печати» / И. Эйдемиллер // Библиотечное дело. - 2006. -№ 11. - С. 2-5 (дата обращения: 10.01.2024).

18. Grey House Publishing. - URL: https://www.greyhouse.com/About-Us (дата обращения: 10.01.2024).

19. Ozon. Книги. - URL: https://www.ozon.ru/category/knigi-16500/ (дата обращения: 10.01.2024).

20. R. R. Bowker LLC (Bowker). - URL: https://www.bowker.com/bookwire (дата обращения: 10.01.2024).

21. Wildberries. Книги. - URL: https://www.wildberries.ru/catalog/knigi (дата обращения: 10.01.2024).

INFORMATION NAVIGATION OF THE BOOK MARKET

A.A. Fomina

Altai State Institute of Culture, Barnaul e-mail: terrarium46@gmail.com

The article is devoted to the problem of the formation of information support for the book market. The main objective of the research is to analyze the factors influencing the availability of information about the products of the book market. The author gives a comparison of information support in a planned economy and market conditions and analyzes the impact of information technology on ensuring the availability of information. The author presents modern forms of information in a competitive environment, taking into account the experience of Western countries, and characterizes the demand for secondary information of regulatory and advisory character. The work will be useful when studying bookselling bibliography.

Keywords: book market, information gaps, bookselling bibliography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.