Научная статья на тему 'КНИЖНАЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ'

КНИЖНАЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЕ / КНИЖНАЯ ИНТЕРНЕТТОРГОВЛЯ / СИБИРЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альшевская О.Н.

В статье проанализирована деятельность интернетпредприятий, предлагающих книгу в Сибири и на Дальнем Востоке. Методология исследования базируется на сочетании сравнительнотипологического анализа и ландшафтно-реконструирующего подхода. Использованы результаты мониторинга книготорговых предприятий региона в рамках федерального проекта «Культурная карта России». Показано, что интернет-продажи являются динамично развивающимся каналом традиционного (печатного) книжного рынка в России. На основе выявления и анализа основных характеристик предприятий, предлагающих книгу в интернете (место расположения, субъект образования, ассортимент, степень интеграции, структура предприятия и др.), установлены наиболее распространенные на региональном книжном рынке группы предприятий: интернет-подразделения издательств; многопрофильные интернет-магазины; книжные интернет-магазины без розничных подразделений, сетевых и независимых предприятий. Как наиболее распространенный на региональном рынке тип выделены интернетмагазины оптово-розничных независимых и сетевых книготорговых предприятий. Выявлены особенности представления в интернете специализированной книги. Определены основные направления специализации федеральных, региональных и местных компаний, предлагающих в интернете книжную продукцию наряду с другими товарами: учебным и офисным снабжением, развивающими играми и игрушками, деловой и технической литературой и др. Выявлены тенденции и перспективные направления развития региональной книжной интернет-торговли, сделан вывод, что ключевой тенденцией развития регионального книжного рынка является диверсификация деятельности и мультиканальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE BOOK TRADE IN SIBERIA AND THE FAR EAST

The article analyzes the activities of regional Internet companies offering books in Siberia and the Far East. The research methodology is based on the combination of comparative-typological analysis and landscape-reconstructing approach. Use is made of monitoring results of bookselling enterprises in the region within the framework of the federal project “Cultural Map of Russia”. It is shown that online sales are a dynamically developing channel of the traditional (printed) retail book market in Russia. Based on the identification and analysis of the main characteristics of enterprises offering books on the Internet (location, subject of the Russian federation, assortment, degree of integration, structure of the enterprise, etc.), the most common groups of enterprises in the regional book market are identified: internet divisions of publishing houses; multi-profile online stores; online book stores without retail divisions; online stores of bookselling enterprises. As the most common type in the regional market, the Internet divisions of wholesale and retail independent and online bookselling enterprises are identified. The features of the presentation of a specialized book on the Internet are revealed. The main areas of specialization of federal, regional and local companies offering book products on the Internet along with other products are identified: educational and office supplies, educational games and toys, business and technical literature, etc. The trends and promising directions of development of the regional online book trade are revealed. Diversification of activities and multichannel are defined as the key trend in the development of the regional book market.

Текст научной работы на тему «КНИЖНАЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА

УДК 655.42:004.738.5(571) https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-63-71

Научная статья

Книжная интернет-торговля в Сибири и на Дальнем Востоке

О. Н. Альшевская

Альшевская Ольга Николаевна,

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук,

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630200, Россия, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения

ORCID: 0000-0002-8024-8967 e-mail: alshevsk@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализирована деятельность интернет-предприятий, предлагающих книгу в Сибири и на Дальнем Востоке. Методология исследования базируется на сочетании сравнительно-типологического анализа и ландшафтно-реконструирующего подхода. Использованы результаты мониторинга книготорговых предприятий региона в рамках федерального проекта «Культурная карта России». Показано, что интернет-продажи являются динамично развивающимся каналом традиционного (печатного) книжного рынка в России. На основе выявления и анализа основных характеристик предприятий, предлагающих книгу в интернете (место расположения, субъект образования, ассортимент, степень интеграции, структура предприятия и др.), установлены наиболее распространенные на региональном книжном рынке группы предприятий: интернет-подразделения издательств; многопрофильные интернет-магазины; книжные интернет-магазины без розничных подразделений, сетевых и независимых предприятий. Как наиболее распространенный на региональном рынке тип выделены интернет-магазины оптово-розничных независимых и сетевых книготорговых предприятий. Выявлены особенности представления в интернете специализированной книги. Определены основные направления специализации федеральных, региональных и местных компаний, предлагающих в интернете книжную продукцию наряду с другими товарами: учебным и офисным снабжением, развивающими играми и игрушками, деловой и технической литературой и др. Выявлены тенденции и перспективные направления развития региональной книжной интернет-торговли, сделан вывод, что ключевой тенденцией развития регионального книжного рынка является диверсификация деятельности и мультиканальность.

Ключевые слова: книгораспространение, книжная интернет-торговля, Сибирь, Дальний Восток

Для цитирования: Альшевская О. Н. Книжная интернет-торговля в Сибири и на Дальнем Востоке // Библиосфера. 2021. № 3. С. 63-71.

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-63-71.

Статья поступила в редакцию 03.06.2021 Получена после доработки 25.08.2021 Принята для публикации 30.08.2021

© О. Н. Альшевская, 2021

63

Online Book Trade in Siberia and the Far East Olga N. Alshevskaya

Alshevskaya Olga Nikolaevna,

State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Voskhod str., 15, Novosibirsk, 630200, Russia,

leading researcher, Book Science Laboratory

ORCID: 0000-0002-8024-8967 e-mail: alshevsk@yandex.ru

Received 03.06.2021 Revised 25.08.2021 Accepted 30.08.2021

Abstract. The article analyzes the activities of regional Internet companies offering books in Siberia and the Far East. The research methodology is based on the combination of comparative-typological analysis and landscape-reconstructing approach. Use is made of monitoring results of bookselling enterprises in the region within the framework of the federal project "Cultural Map of Russia". It is shown that online sales are a dynamically developing channel of the traditional (printed) retail book market in Russia. Based on the identification and analysis of the main characteristics of enterprises offering books on the Internet (location, subject of the Russian federation, assortment, degree of integration, structure of the enterprise, etc.), the most common groups of enterprises in the regional book market are identified: internet divisions of publishing houses; multi-profile online stores; online book stores without retail divisions; online stores of bookselling enterprises. As the most common type in the regional market, the Internet divisions of wholesale and retail independent and online bookselling enterprises are identified. The features of the presentation of a specialized book on the Internet are revealed. The main areas of specialization of federal, regional and local companies offering book products on the Internet along with other products are identified: educational and office supplies, educational games and toys, business and technical literature, etc. The trends and promising directions of development of the regional online book trade are revealed. Diversification of activities and multichannel are defined as the key trend in the development of the regional book market. Keywords: book distribution, online book trade, Siberia, the Far East Citation: Alshevskaya O. N. Online Book Trade in Siberia and the Far East. Bibliosphere. 2021. № 3. P. 63-71. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-3-63-71.

Введение

Интернет-продажи - наиболее динамично развивающийся канал традиционного книжного рынка России (Книжный..., 2020). В 20082020 гг. доля интернет-канала в продажах печатной книжной продукции выросла с 6 до 33 %'. Этот растущий сегмент книжного рынка привлекает внимание многих зарубежных (Павловска, 2011; Цзеген, 2019; Magadan-Diaz, 2019; Murray, 2018; Pereira, 2019; Pettersen, 2019 и др.) и российских (Кузин, 2019; Нейвирт, 2015; Рой, 2014; Российские., 2019; Семина, 2017 и др.) исследователей, но региональный аспект интернет-торговли книгой ими почти не затронут. Динамичные изменения, происходящие на российском книжном рынке, диктуют необходимость уточнения и дополнения классики фикации интернет-предприятий (Книгоиздание..., 2009; Рубанова, 2011), предлагающих книжную продукцию, поскольку принадлеж-о ность к тому или иному типу определяет струк-О турные пропорции их подразделений, харак-§ тер и длину логистических цепочек, содержание

1 Зорина С. Ю. Книжная отрасль в новых реалиях. Основные итоги 2020 года : презентация докл. на Двенадцатых Маку-64 шинских чтениях. Тюмень, май, 2021.

и формы взаимодействий. Это еще более значимо для интернет-предприятий, предлагающих книгу в регионе, так как они составляют совокупность столичных, европейской части России, региональных и местных компаний. Цель нашего исследования - анализ современного состояния книжной интернет-торговли в Сибири и Дальнем Востоке, выделение основных групп действующих в регионе предприятий, определение тенденций развития рынка.

Мы предлагаем классифицировать книжные интернет-магазины по следующим основаниям:

по способу формирования ассортимента:

- предлагающие книги как основной товар,

- предлагающие книги наряду с другими товарами / как сопутствующий товар;

по субъекту образования:

- образованные многопрофильными компаниями,

- образованные издателями,

- образованные книготорговцами;

по степени интеграции:

- сетевые,

- независимые;

по структуре предприятия:

- интернет-магазин без розничного подразделения,

- интернет-магазин оптово-розничного торгового предприятия;

по месту расположения предприятий:

- столичные,

- центральной России,

- Сибири и Дальнего Востока;

по книжному ассортименту:

- универсальные,

- специализированные (иностранная, букинистическая книга и др.).

Безусловно, федеральные и расположенные в европейской части страны многопрофильные, издательские и книготорговые интернет-предприятия (Ozon.ru, 1998, 330 ПВЗ в СФО и ДФО; Books.ru, 1996, 25 ПВЗ; «Лабиринт», 2005, 84 ПВЗ; «Воок24» (Read.ru) (2009), My-shop.ru (2003) и др.), предлагающие более широкий книжный ассортимент, разнообразные услуги, различные варианты доставки и располагающие большим количеством пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в регионе, наиболее востребованы сибирско-дальневосточным покупателем. Но количество региональных и местных компаний, предлагающих книгу в интернете, ежегодно увеличивается, возрастает их роль в удовлетворении запросов регионального покупателя, в формировании социокультурного пространства региона, что и определило актуальность исследования.

Информация о количестве и составе предприятий книжной интернет-торговли получена автором с помощью мониторинга книготорговых предприятий Сибири и Дальнего Востока в рамках федерального проекта «Культурная карта России. Литература. Чтение»2. Методика исследования строилась на сочетании ланд-шафтно-реконструирующих принципов со сравнительно-типологическим анализом данных мониторинга.

Результаты исследования

Интернет-подразделения региональных издательств

Региональные и местные издательства активно используют интернет-канал для реализации собственной продукции. В 2016 г. было проведено исследование продвижения в интернете продукции новосибирских издательств (Альшевская, 2017). В основу исследования легли данные, полученные из выпусков библиографического указателя «Издано в Новосибирске» (Издано..., 20102016). Итоговый список содержал 57 издательств и издающих организаций города, из которых

2 Проект «Культурная карта России. Литература. Чтение» был инициирован в 2015 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом, Российской библиотечной ассоциацией, журналом «Книжная индустрия».

к категории мелких были отнесены 30 предприятий, 24 издательства попали в категорию средних. Всего лишь три издательства Новосибирска можно считать крупными, все они - подразделения вузов:

издательско-полиграфический комплекс Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) (http://publish.nstu.ru/);

издательство Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) (http://rio.nspu.ru/);

редакционно-издательский центр Новосибирского государственного университета (НГУ) (http://www.nsu.ru/ric/).

Из 57 издательств сайты имели 43 (75 %): все крупные издательства (3), 21 среднее издательство (из 24), 19 малых (из 30). Самостоятельными сайтами обладали только 27 (из 43) новосибирских издательств, а остальные 16 размещают информацию на сайтах своих организаций. Из 57 новосибирских издательств интернет-магазины были у 11 (19 %):

Издательства СО РАН (market.sibran.ru/ catalog/),

«Окарины» (http://ocarinapress.ru/), «Мысли» (www.myisl.ru/howmakebay), «Инфолио» (http://www.infolio-press.ru/), издательского центра «РОССАЗИЯ» (http:// rossasia.sibro.ru) и др.

Сайт группы компаний «Сибирского университетского издательства», издательства «Норматика» и «Актуальная литература» (http://www.sup99.ru/ index.php) предлагает воспользоваться несколькими интернет-магазинами, в том числе новосибирским «АсШа11.га» (http://actuall.ru/), у которого в Новосибирске есть 7 пунктов выдачи, в других городах -используется почтовая и курьерская доставка.

Если прежде для издательства было важно иметь сайт и каталог, то в современных условиях на первый план выходит наличие аккаунтов в социальных сетях и их активность. Социальные сети как способ продвижения собственной продукции и место коммуникации с читателем использовали:

Издательский дом «Дело» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (1290 участников), Издательство СО РАН (284 участника), «Академиздат» (193 участника), издательский центр «РОССАЗИЯ» (219 участников);

активно работают в социальных сетях издательские подразделения Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) и Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ).

Обобщая информацию о продвижении в интернете брендов и продукции издательствами

с

CL >

I-_Q

£

СЕ С

X

*

X

Ш

ОС ZD

!□ ZD

О ^

о о m

Новосибирска, можно сказать, что 80 % региональных издательств были представлены в интернете тем или иным способом. Мелкие и средние издательства ограничиваются открытием в интернете сайта-«визитки», около половины из имеющих сайты выставляют каталоги своей продукции, 19 % издательств открывают собственные интернет-магазины, 20 % - работают в социальных сетях.

Издательства других городов Сибири и Дальнего Востока также создали интернет-подразделения:

все вузовские издательства региона тем или иным способом представляют свою продукцию в интернете, чаще всего создавая интернет-подразделение издательства на сайте вуза;

национальная издательская компания «Бичик» им. С. А. Новгородова в Якутске (ШрБ:// bichik.ru) развивает розничную книготорговую сеть и интернет-магазин;

«Хакасское книжное издательство имени В. М. Торосова» - подведомственное учреждение Министерства образования и науки Республики Хакасия имеет интернет-магазин;

самое северное издательство «Апекс» в Норильске (https://norkniga.ru) использует интернет-продвижение с 2004 г.;

на сайте красноярского издательства «Буква Статейного» (http://www.krasbukva.ru) выставляется прайс изданных книг, доставка их осуществляется почтой.

Как основной источник продвижения используют интернет-магазины специализированные издательства Сибири и Дальнего Востока:

христианское издательство организации евангельских христиан-баптистов «Посох» (shop@posoch.ru) имеет интернет-подразделение;

Издательский дом «Сириус» (Ы1р:/М^шш-га. netZindex.htm) в Омске, предлагающий книги по духовному развитию и самосовершенствованию, в качестве основного канала книгораспростра-нения использует собственный интернет-магазин;

издательство «Гомеопатическая книга» (https://www.homeobooks.ru/), созданное в Новосибирске в 1999 г., для продвижения собственной продукции использует интернет-подразделение;

«Оживашки» (https://animarbooks.com) - новосибирская компания по производству детской книги - предлагает продукцию только в своем интернет-магазине.

Таким образом, региональные и местные издательства постепенно выходят в интернет-пространство, используя для этого собственные сайты и сайты своих учреждений и организаций, открывая интернет-магазины и представляя продукцию в социальных сетях.

Книга в непрофильных интернет-магазинах Одним из важных и интересных трендов последних лет является появление на книжном рынке непрофильных интернет-магазинов.

Федеральные компании «Wildberries», «Леонардо», «Знаем Играем», «КАНЦЕЛЯР24.РФ» и др. активно предлагают книжную продукцию (Российский., 2019).

На региональном рынке широко распространены некнижные магазины с интернет-подразделениями, предлагающие книгу наряду с другими товарами.

Центр учебного и офисного снабжения компания «Учснаб» (https://www.uchsnab.ru) в Улан-Удэ - старейшее предприятие Республики Бурятии - действует более 70 лет. Интернет-подразделение компании осуществляет комплексную поставку учебного и лабораторного оборудования, учебно-наглядных пособий, учебно-методической литературы, технических средств обучения, компьютерной и оргтехники, развивающих игр и канцелярских товаров.

Подобную специализацию имеют компания «Главучснаб» (http://glavuchsnab.ru/) в Новосибирске, Барнауле, Бийске; «Топ-модус» (http://shop.topmodus.ru/) в Новосибирске;

«Омский Учколлектор» (http://www.uchkol.ru/); «Учколлектор» (https://tu.market/firm/21468/ offers) в Благовещенске и др. Библии и молитвословы в кожаном переплете наряду с другими товарами предлагает магазин православных подарков «Фавор» (vk.com/ favor24), работающий в Красноярске с 2012 г.

Деловую книгу как сопутствующий товар наряду с нормативно-технической документацией, бланочной продукцией распространяет компания «Нормы-и-правила.рф. Промышленная безопасность» (Ы1р://нормы-и-правила.рф) в Новосибирске.

Издания по морскому делу представлены в ассортименте владивостокского магазина «SEABOOK» (http://www.seabook.info), продающего яхтенное оборудование и снаряжение.

Книга как сопутствующий товар есть в ассортименте интернет-магазинов без розничных подразделений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Лавка чудесных подарков» (http://lavchu.ru) в Иркутске,

подразделение Центра восточной медицины «Тибет» «Травы. Книги» (https://tibet03.ecwid. com) в Улан-Удэ и др.

Детскую, художественную и учебно-методическую литературу наряду с канцелярскими товарами, развивающими играми, игрушками, учебным оборудованием предлагают: интернет-магазин «Разумей-ка» (http://www. razumei-ka.ru/index.php) в Новосибирске, магазин развивающих игрушек «аКроха» (http://akroha.ru/about) в Томске, Северске, магазин развивающих игрушек (https:// vk.com/club93454698) в Иркутске,

магазин детских товаров «Детки24» (https:// detki24.ru) в Красноярске, компания «Академия Умняшкино» (https:// www.autoys.ru/page/about-us) в Кемерове и др. Книга является значимым элементом ассортимента интернет-подразделений магазинов развивающих игр, аниме-атрибутики, комиксов и манги:

международной сети «Hobby Games» (hobbygames.ru),

федеральных сетей «Comic store KARANDASH» (https://comic-store.ru,), «Comicz Era» (https://comiczera.ru/), региональной сети «STUFF NSK» (vk.com. animestuff_nsl).

В целом российский книжный рынок, в том числе и региональный, повторяет мировые тренды: товарная категория «Книги» появляется в не специализирующейся на книгах офлайн- и онлайн-рознице3.

Книжные интернет-магазины без розничных подразделений

Следующую группу предприятий составляют книжные интернет-магазины без розничных подразделений: универсальные и специализированные. Универсальный ассортимент книг представлен в региональных интернет-магазинах: «ЛисаКот» (https://vk.com/booklisakot), «Knigobox» (https://knigobox.ru) в Новосибирске,

«#КНИГА» (https://knigi-market.ru/) в Новокузнецке,

«Книги. Томск. Ру» (http://knigi.tomsk.ru/), «КНИГАНАДОМ.РФ» (http://books.tomsk-shop.ru/) в Томске и Северске, «КрасКнига» (http://kraskniga.ru) в Красноярске и др.

Из специализированных книжных интернет-магазинов, не имеющих розничных подразделений, наиболее распространены магазины учебно-методической литературы, обслуживающие в интернете как индивидуального, так и оптового покупателя. С 2006 г. реализацией учебной литературы занимается компания «Алфавит-Сибирь», «Служба доставки учебной литературы» (http://alfavit.biz) в Новосибирске, которая к 2019 г. доставляет учебники и рабочие тетради в 50 населенных пунктов семи регионов России. Интернет-магазинами, специализирующимися на учебно-методической литературе и не имеющими розничных подразделений, также являются «Азбука» (http://azbuka42.ru) в Кемерове, «РегионКнига» (http://www.dv-kniga.ru),

3 Новиков О. Е. Российский книжный рынок: найти свой путь к читателю : презентация докл. на отраслевой конф. «Кн. рынок 2017», Москва, сент. 2018. URL: https://bookunion.ru/upload/ iblock/f0e/f0e5aad814910d6fcbe74d9e33c06bda.pdf (дата обращения: 11.11.2020).

Торговый дом «Школа ДВ» (http^/школа-дв. рф/) в Хабаровске и др.

Продажей иностранной литературы занимаются интернет-магазины без розничных подразделений:

«ДИБИСИ.рф» (https://xn--90afmba7c.xn-p1ai/ o-kompanii) в Барнауле, «Еврокнига» (http://evrokniga.ru) в Иркутске, «Мир Азии» (AsianBooks.ru, 2002 г.) в Хабаровске и др.

С 2016 г. в Новосибирске работает книжный интернет-магазин «Китаист BookShop» (kitaistbook.com), предлагающий книги для изучения китайского языка.

Интернет-магазин «Токадо» (https://tokado. ru/) во Владивостоке специализируется на изданиях для изучения японского и китайского языков. Магазин позиционируется как единственный в России официальный дистрибьютор книг серии «Маругото» (www.marugotonihongo.jp), а также официальный дистрибьютор книг издательства «ЗА Networks» (www.3anet.co.jp).

Специализированными книжными интернет-магазинами, не имеющими розничных подразделений, являются:

христианский интернет-магазин «Истина» (https://vk.com/istina42) (Новокузнецк), интернет-магазин буддийской литературы Himalai.ru (http://himalai.ru) (Москва, Новосибирск),

«Книжная Полка» (детская литература Красноярска) (http://bookshelf24.ru/), антикварно-букинистический интернет-магазин «Частная коллекция» (http://somos.ru) (пос. Озерный Новосибирской области) и др. Таким образом, интернет-магазины без розничных подразделений (универсальные и специализированные) становятся распространенным типом книжных региональных интернет-предприятий.

Интернет-подразделения книжных сетей и независимых магазинов

В современных рыночных условиях интернет-возможности широко используют региональные и местные книготорговые предприятия, как сетевые, так и независимые. Интернет-подразделения есть у всех региональных и около 60 % местных книготорговых сетей Сибирско-Дальневосточного региона.

Пионером в этой деятельности была «Топ-Книга». В 2002 г. был создан корпоративный сайт (www.Top-kniga.ru), затем сайты сетей магазинов «Литера», «Книгомир» и «Лас-Книгас» (www. litera.ru, www.knigomir.ru). Интернет-магазин компании был открыт в 2007 г., при этом «Топ-книга» объединила в проекте преимущества онлайн- и офлайн-торговли: возможность заказа более чем 100 тыс. названий книг; использование

с

CL >

I-_Q

£

СЕ С

X

*

X

для доставки сети складов и оптимизированных маршрутов, а также ПВЗ в 460 собственных магазинах в 180 городах. В 2009 г. «Топ-книга» открыла второй книжный магазин Bookean (http://bookean.ru). Его ассортимент составлял 370 тыс. названий, принципы работы были те же. Bookean работал и после банкротства «Топ-книги», предлагая универсальный книжный ассортимент и используя курьерскую и почтовую доставку.

Выход других книготорговых компаний в интернет происходил постепенно. Крупнейшая региональная сеть «ПродаЛитЪ», действующая на рынке с 1996 г., открыла свой интернет-магазин в апреле 2011 г. Руководитель «ПродаЛита» В. Ю. Перевозников считал открытие магазина обоснованным: «У него низкий старт, но в целом интернет-магазин выгоден, потому что иногда заказывают такие книги, которые уже никогда не продать в офлайне» (Книжный., 2012). В процессе модернизации интернет-магазина специалисты компании разработали программные модули для работы с огромным каталогом книг, канцелярских товаров, игр, CD/DVD, печатной и сувенирной продукции, используя платформу VT-Shop. Сайт компании был модернизирован в 2016 г., обновленная версия предлагала:

- около 250 тыс. названий товаров,

- информацию о наличии товаров во всех розничных точках компании,

- удобную систему поиска,

- описание и иллюстрацию всех товаров,

- возможность просмотра цен в зависимости от выбранной розничной точки (1300 тыс. ценовых позиций),

- интеграцию с учетной системой заказчика,

- возможность для пользователей оставлять комментарии к книгам, участвовать в их обсуждении, делиться ссылками в социальных сетях и сервисах закладок.

Крупнейшей оптово-розничной компанией Сибири и Дальнего Востока является «Сибверк» (https://book.sibverk.ru) в Новосибирске. Предприятие имеет два интернет-магазина: для оптовых (свыше 5 тыс. руб.) (shop.sibverk.ru) и для розничных клиентов (book.sibverk.ru).

Интернет-магазин «Точка24» (http://tochka24. com/) в Хабаровске, позиционирующийся как «№ 1 на Дальнем Востоке», создан сетью «Мирс». ш По оценке генерального директора компании С. В. Кустова, предприятие имеет небольшой оборот. Интернет-магазин предлагает бесплатную доставку ^ на территории Дальнего Востока в ПВЗ, которыми q являются все 63 магазина компании. Старейшая О сеть России и Дальнего Востока «Приморский торговый Дом книги» также имеет собственный интернет-магазин. В качестве ПВЗ используются 39 соб-68 ственных розничных предприятий.

Книжная сеть «Аристотель» в 2015-2016 гг. реализовывала партнерский интернет-проект «Ярлу» на ассортименте своей сети. Но интернет-магазин имел маленькие продажи и был закрыт.

Большинство местных сетевых формирований имеют свои интернет-подразделения. Компания «Городской бестселлер» (https://бестсел-лер24.рф), основанная в 1993 г. в Красноярске (26 магазинов), стала одной из первых, осуществляющих онлайн-продажу книг в городе. Сеть «Книжный маркет», действующая на книжном рынке республики Саха (Якутия) с 1996 г., состоит из 20 филиалов и интернет-магазина. Курьерская доставка осуществляется в Якутске и во многих других населенных пунктах Якутии. Интернет-магазины имеют местные сети «ПолиНом» (http://polinom03.ru/) в Улан-Удэ (11 магазинов),

«Книгозор» (https://knigozor54.ru) в Новосибирске (6 магазинов, Кемерово - 3, Томск - 1), «Бисер» (http://biser-books.ru) в Барнауле (3-4 магазина),

сеть «Центр-Книга» (http://omskbookru) в Омске (14 магазинов), «Глобус» ( ttps://vk.com/globuskanc_ш) в Улан-Удэ,

«Генезис» (https://vk.com/bookchita) в Чите (12 магазинов),

«Сфера» (http://omsk-sfera.ru) в Омске (3 магазина «Знайка»),

«Глобус» (https://www.globusbooks.ru) во Владивостоке (11 магазинов, ПВЗ - только 2) и др. Повсеместно интернет-продвижение используют сетевые специализированные книготорговые предприятия. Интернет-подразделения имеют специализирующиеся на учебно-методической литературе сети:

«Глобус+» (https://globus142.ru/) в Кемерове, основанный в 2010 г. и состоящий из 5 магазинов (3 - в Кемерове, 2 - в Гурьевске),

два центра учебной литературы «Эдем-book» (http://edem-book.ru) в Новосибирске,

сеть киосков «Искры Света» (https://knigisibro. гц) в Новосибирске, дочерняя организация СибРО, распространяет книги ИЦ «РОССАЗИЯ» (имеет интернет-подразделение, в качестве ПВЗ использует киоски и магазины компании в Республике Алтай (с. Верх-Уймон), Омске, Новосибирске), сеть «Деловая книга» действует с 2002 г. в Хабаровске (2 магазина и 3 киоска в Дальневосточном университете, университетах медицинском и путей сообщения).

Широко распространены на региональном книжном рынке специализированные независимые книжные магазины, имеющие интернет-подразделения. На учебно-методической книге специализируются:

книготорговая компания «Алфавит Омск» (https://alfavit55.ru/about/),

«Березка» (http://berezka-book.ru) в Новосибирске,

«ЯрКнига» (http://яркнига24.рф), «Град» (http://grad-kniga.ru) в Красноярске, НТЛ-центр (www.studiebook.ru), магазин «Всезнайка» в Барнауле, «Лицей книга» (https://licey-kniga. ru) - в Томске,

«Учитель» (intellekt-chita.ru) в Чите и др. Интернет-подразделения действуют в магазинах иностранной книги:

«Магеллан BOOKS» (https://www. magellanbooks.ru) в Новосибирске, интернет-магазин иностранной литературы «Анг.рус» (https://xn--80ag3a.xn--p1acf) во Владивостоке,

книжный салон «Магистр» (https://magistr. market) в Омске,

«Английская лавка» (http://английскаялавка.рф) в Барнауле (2 магазина) и др. Православную литературу предлагают интернет-подразделения магазинов: «Сибирская Благо-звонница» (http://magazin.blagozvon.ru), Новосибирск; христианский магазин «3-16» (http:// www.3-16dv.ru), Хабаровск.

С 2002 г. деловую книгу наряду с нормативно-технической документацией, бланочной продукцией распространяет торгово-производственная компания ООО «Деловая книга» (delkniga.com) в Кемерове (филиал в Новосибирске).

Магазин «Профкнига» (http://www.profbook-irk.ru) в Иркутске предлагает литературу по охране труда и технике безопасности.

Магазин «Техническая книга» (техбук.рф) в Омске оказывает услуги по комплектованию учебного заведения или предприятия необходимой научной, методической и учебной литературой по основным техническим направлениям.

Автомобильную книгу предлагают розничные магазины и интернет-подразделения «Автокнига» (http://www.auto-kniga.com) в Новосибирске.

Интернет-подразделения действуют в специализированных магазинах

«Академкнига» в Красноярске (Academbook. krasn.ru),

«Медицинская книга» (rus.logobook.ru) в Томске,

«Техническая книга» (техбук.рф) в Омске, эзотерическом магазине «Водолей» (https:// vk.com/club_vodoley) в Омске, «Центре эзотерической литературы "Тональ"» (https://vk.com/tonalkrasnoyarsk) в Красноярске и др. Имеют подразделения в интернете антикварно-букинистические магазины. Из-за широты ассортимента, единичности и уникальности представляемой продукции для них использование интернет-продвижения особенно предпочтительно. С 2012 г. имеет интернет-

подразделение антикварно-букинистический магазин «Сибирская горница» (http://www. gornitsa.ru) в Новосибирске. Магазин-музей «Антик. Предметы старины» (http://www. antikvaromsk.ru/) в Омске покупает и продает (в том числе в интернете) предметы антиквариата, коллекционирования и книги. Существуют общие интернет-порталы, объединяющие несколько антикварно-букинистических магазинов.

Активно используют продвижение в интернете магазины комиксов и манги. Кроме магазинов, предлагающих комиксы и мангу как сопутствующий товар, на региональном рынке действуют около 40 небольших магазинов, специализирующихся на этой продукции, около половины из них предлагают свою продукцию в интернете:

«OwlWinter» (https://www.owlwinter.ru), Омск;

«Дом для сов» (sovkindom.ru), Красноярск;

«Unicorn Shop» (https://vk.com/unishoponline),

Красноярск;

«ХоббиЮута» (https://hobby-town.nethouse.ru/

page/1196468), Барнаул;

«Лисья Нора» (https://foxhole.club/),

Владивосток;

«Woody Comics» (woody-comics.ru), Иркутск;

«Иллюзион» (vk.com/illusion.shop), Томск;

«42» (vk.com/42tomsk), Томск;

«GEEK OUT» (vk.com/geek_ou ), Кемерово и др.

Читатели манги и комиксов в России - это в основном молодые люди, имеющие акка-унты в социальных сетях и подписки в группах по интересам. Поэтому подавляющее большинство книжных магазинов комиксов и манги создают представительство в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram, Facebook, Twitter), куда оперативно выкладывается информация о новых поступлениях товара, присутствует функция интернет-покупки и где предоставляется возможность оставить комментарий к товару, обсудить его в группах.

Активно используют социальные сети для продвижения собственной продукции и другие региональные предприятия книжного бизнеса. «Целью новосибирской сети «Книгозор» был запуск Instagram. Партнером выбрали кафе «Мурчим». В основу взяли книгу Сары Тейлор «Макс - кот-детектив». Получилась эффективная коммуникация: «Книгозор» разыгрывал в кото-кафе подарочные сертификаты, «Мурчим» тоже анонсировал акцию. В итоге охват оказался серьезным - 11 тыс. человек. Не таргетировали аудиторию, но при этом получили 100 подписчиков, что является хорошим результатом на этапе запуска» (Книжный..., 2019).

Открывают интернет-подразделения независимые региональные магазины: крупнейший универсальный магазин Новосибирска

<

CL >

I-_Q

£

СЕ С

X

*

X

«КапиталЪ» (https://kapital-knigi.ru), «Планета» (https://vk.com/planetbooks) в Новокузнецке, «НТЛ-Центр» (http://www.studiebook.ru/) в Барнауле и др.

Интернет-подразделения книжных сетей и независимых магазинов (универсальных и независимых) являются наиболее распространенным на региональном книжном рынке типом интернет-предприятий, предлагающих книгу. Их состав, количественные и качественные характеристики разнообразны и нестабильны.

Заключение

Интернет-канал ежегодно наращивает обороты, укрепляя свои позиции на фоне продолжающегося постепенного снижения доли офлайн книжного ритейла. В регионе структура канала состоит из двух одинаковых (по элементному составу), но разных (по объему товарооборота; количеству проданных названий; количеству предприятий, их величине и мощности и др.) частей: федеральные интернет-предприятия и региональные, местные.

Внутри этих групп предприятия типологизи-руются на интернет-подразделения издательств; многопрофильные интернет-магазины, предлагающие книгу наряду с другими товарами; интернет-магазины книготорговых предприятий (без розничных подразделений, сетевые и независимые).

В обе группы входят универсальные и специализированные предприятия. На протяжении 25 лет шло изменение рыночного ландшафта в виде двух активных параллельных процессов, характеризующих рынок как нестабильный, подвижный: уход с рынка слабых игроков и открытие новых интернет-магазинов, укрупнение основных компаний, нарастание конкуренции, результатом чего стала структурная перестройка интернет-канала. Происходило развитие мультиканальной стратегии сбыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тенденцией книжной интернет-торговли является диверсификация деятельности, выражающаяся, с одной стороны, в заметном снижении доли книжной продукции в ассортименте интернет-магазинов, добавлении совершенно новых товаров, не характерных для книжных интернет-магазинов, с другой - в открытии медийных (в том числе книжных) товарных направлений крупными некнижными онлайн-игроками. В целом перспективными направлениями деятельности становятся активное наращивание присутствия в интернете посредством многоформатности, создания и развития систем электронной торговли, развития маркетинга (онлайн-мероприятия, активность в социальных сетях, разнообразие медийных платформ и др.).

Федеральные участники (компании и интернет-подразделения компаний), обладая большой мощностью в целом по стране и решая ключевые проблемы - привлечения аудитории и развития логистики, - интенсивно и агрессивно завоевывают региональный рынок. Региональные и местные интернет-магазины не могут составить конкуренцию столичным многопрофильным, книготорговым и издательским предприятиям. В подавляющем большинстве случаев чем меньше город, тем меньше представленность в интернете его издательских и книготорговых формирований. В целом интернет-торговля, предлагая широчайший ассортимент и все более развивающуюся систему доставки, является значимым каналом приобретения книги для регионального покупателя, делает его возможности тождественными с возможностями покупателя столичного.

Также исследование имеет значение для воссоздания целостной картины историко-культурного развития Азиатской России, фиксации и сохранения истории развития книго-распространения в восточных регионах страны.

Список литературы / References

Альшевская О. Н., Тарасова С. А., Пустотина А. Г. Продвижение издательств в интернет-пространстве (на примере издательств Новосибирска) // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. ш № 3. С. 19-24 [Alshevskaya ON, Tarasova SA and

^ Pustotina AG (2017) Promotion of publishing houses

in the Internet space (a case of publishing houses in ^ Novosibirsk). Gumanitarnye nauki v Sibiri 3: 19-24.

О (In Russ.)].

О Издано в Новосибирске : библиогр. указ. / Ново-сиб. гос. обл. науч. б-ка. Новосибирск, 2010-2016. [(2010-2016) Published in Novosibirsk: bibliogr. index. 70 Novosibirsk, NRSL. (In Russ.)].

Книгоиздание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. / под общ. ред. В. В. Григорьева. Москва : Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2009. 119 с. [Grigoriev VV (ed) (2009) Book publishing in Russia. Status, trends and prospects of development: branch rep. Moscow: Feder. Agency for Press a. Mass Communications. (In Russ.)].

Книжный бизнес в цифровую эпоху: профессиональная дискуссия // Книжная индустрия. 2012. № 3. С. 10-19 [(2012) Book business in the digital age: a professional discussion. Knizhnaya industriya 3: 10-19. (In Russ.)].

Книжный бизнес: проекты цифровой трансформации // Университетская книга. 2019. № 9. С. 32-36

[(2019) Book business: digital transformation projects. Universitetskaya kniga 9: 32-36. (In Russ.)].

Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. отраслевой докл. / под общ. ред. В. В. Григорьева. Москва : Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям, 2020. 100 с. [Grigoriev VV (ed) (2020) The book market of Russia. Status, trends and prospects of development: branch rep. Moscow: Feder. Agency for Press a. Mass Communications. (In Russ.)].

Кузин И. В. Обзор рынка книжной интернет-торговли в Российской Федерации // Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса : c6. материалов II Все-рос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2019. С. 149-156 [Kuzin IV (2019) Review of the market of book Internet trade in the Russian Federation. Regional'nye rynkipotrebitelskikh tovarov: kachestvo, ekologichnost', otvetstvennost' biznesa: sb. materialov II Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem. Krasnoyarsk, pp. 149-156. (In Russ.)].

Нейвирт Н. И. Анализ тенденций развития современного книжного рынка России // Science Time. 2015. № 2. С. 140-143 [Neivirt NI (2015) Analysis of trends in the modern book market in Russia. Science Time 2: 140-143. (In Russ.)].

Павловска Е. Электронная книготорговля : учеб. пособие. Москва : Наука, 2011. 214 с. [Pavlovska E (2011) Electronic book trade: manual. Moscow: Nauka. (In Russ.)].

Рой О. М. Рынок книжной продукции как полигон формирования новой экономики // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 188193 [Roy OM (2014) The book market as a testing ground to form a new economy. Byulleten Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika 1: 188-193. (In Russ.)].

Российские книжные: общее будущее // Университетская книга. 2019. № 9. С. 28-31 [(2019) Russian books: a common future. Universitetskaya kniga 9: 28-31. (In Russ.)].

Российский книжный рынок: торжество non-fiction // Университетская книга. 2019. № 7. С. 20-29 [(2019) Russian book market: a celebration of non-fiction. Universitetskaya kniga 7: 20-29. (In Russ.)].

Рубанова Т. Д. Книжные интернет-магазины как разновидность сетевого бизнеса // Труды ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 2011. Вып. 2. С. 329-338 [Rubanova TD (2011) Book online stores as a kind of network business. Trudy GPNTB SO RAN 2: 329-338. (In Russ.)].

Семина Л. А., Хромушин С. В. Анализ развития рынка интернет-торговли в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 9. С. 39-41 [Semina LA, Khromushin SV (2017) Analysis of the development of the Internet trade market in Russia. Ekonomika i bizness: teoriya ipraktika 9: 39-41. (In Russ.)].

Цзеген Ч. Книгораспространение в книжной культуре КНР: современное состояние, проблемы // Бер-ковские чтения - 2019. Книжная культура в контексте международных контактов : материалы V Междунар. науч. конф. Москва, 2019. С. 572578 [Tszegen Ch (2019) Book distribution in China book culture: the current state, problems. Berkovskie chteniya - 2019. Knizhnaya kul'tura v kontekste mezhdunarodnykh kontaktov: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. Moscow, pp. 572-578. (In Russ.)].

Magadan-Diaz M and Rivas-Garcia JI (2019) Spanish booksellers facing disruptive technological challenges. Publishing Research Quarterly 35 (4): 685-696.

Murray S (2018) The digital literary sphere: reading, writing, and selling books in the internet era. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press.

Pereira MD (2019) Overview of the Brazilian bookselling industry crisis. Publishing Research Quarterly 35 (4): 697-703.

Pettersen CT and Colbjornsen T (2019) Omnichannel and digital-only: analyzing digital bookselling operations in four Norwegian bookstores. Publishing Research Quarterly 35 (1): 108-121.

<

CL >

I— _Q

£

CC <

X

*

s

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.