Научная статья на тему 'Информационная модель виртуального предприятия'

Информационная модель виртуального предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / БАЗЫ ДАННЫХ / VIRTUAL ENTERPRISE / INFORMATION MODEL / STATISTICAL AND DYNAMICAL METHODS / DATA BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каргина Л. А., Лебедева С. Л.

Статья посвящена развитию виртуальных предприятий, формированию их основы и анализу трансформации деятельности предприятий в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL ENTERPRISE INFORMATION MODEL

This article is about virtual enterprises : their base creation and analysis of the economic enterprises transformation.

Текст научной работы на тему «Информационная модель виртуального предприятия»

ки переходного периода, которая характерна для России, то положение работодателей часто является более выгодным. Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях обусловлена теми целями и задачами, которые ставят перед собой те или иные экономические субъекты рынка.

Маркетинг в общегосударственном масштабе основан на ранней диагностике предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере занятости, поэтому исходной позицией в управлении рынком труда должны стать маркетинговые исследования, то есть сбор и анализ информации о проблемах, связанных с согласованием спроса и предложения рабочей силы, выявление тенденций формирования и распределения рабочей силы между регионами, отраслями производства, изменения отраслевой и профессиональноквалификационной структуры рабочей силы в соответствии с динамикой развития различных отраслей, определение тенденций в формировании стоимости рабочей силы. Роль маркетинга в региональном плане заключается в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории, в решении таких задач, как:

- формирование квалифицированного кадрового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характеристикам экономическим условиям хозяйствования с учетом местных особенностей;

- обеспечение хозяйствующих субъектов необходимыми кадрами из различных источников, в том числе за счет межрегионального перераспределения;

- обеспечение качественной и постоянной занятости населения за счет различных программ, связанных с обучением, переобучением, последующим трудоустройством высвобождаемых работников;

- поддержание региональной, отраслевой и профессиональноквалификационной сбалансированности между структурой предложения рабочей силы и структурой рабочих мест.

Роль маркетинга на локальном уровне заключается в стремлении эффективного, с точки зрения работодателя, использования рабочей силы. В соответствии с этим, в целях выбора оптимального способа организации занятости, целесообразно провести комплексное маркетинговое исследование, включающее в себя как изучение конкурентоспособности персонала, кадровой ситуации, сложившейся конъюнктуры на рынке труда, так и оценку возможностей предложений работодателей способствовать эффективной за-

нятости работников.

Рынок труда - достаточно сложная сфера рыночной экономики, нуждающаяся в определенной классификации, и представление о нем без рассмотрения всех его сторон является ограниченным. Критерии классификации рынка труда могут быть различны. Перечень критериев включает пространственную сферу рынка труда, временные параметры, уровень функционирования, степень регулирования, степень устойчивости, степень эластичности, сегментации по социальным, профессиональным группам, квалификационным группам, по социально-демографическим показателям, соотношению спроса и предложения. В данном случае представляет интерес типология рынков труда по соотношению спроса и предложения и, конкретно, региональный рынок труда.

Такая постановка вопроса относительно типологии рынков труда по соотношению спроса и предложения ставит необходимость уточнения понятия «маркетинг рабочей силы», на наш взгляд - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы на основе мотивации с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений. Маркетинг рабочей силы затрагивает все стадии воспроизводства рабочей силы: формирование, распределение, обмен и использования.

Оптимальной ситуацией на рынке труда, как и на любом рынке, является равновесная ситуация. Считается, что равновесной является та ситуация, когда все, имеющие возможность и желание работать, будут устроены в соответствии со своей квалификацией, образованием и относительно адекватны своим рабочим местам. Но такое определение можно считать несколько упрощенным.

Равновесие, на наш взгляд, предполагает, по крайней мере, два момента: равновесную ставку заработной платы, которая устраивает и работодателей, для которых является издержками, и работников, для которых является основным доходом и средством обеспечения жизни; равновесное количество труда, которое предполагает соответствие имеющегося предложения труда и имеющихся рабочих мест, в том числе и качественное. Качественное соответствие предполагает, что структура рабочих мест совпадает со структурой экономически активного населения по профессионально-квалификационному признаку и территориально-производственному размещению. Иными словами, равновесие на рынке труда предполагает наличие полной, эффективной, рациональной и продуктивной занятости.

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Каргина Л.А., к.э.н., доцент, Лебедева С.Л. к.ф.-м.н., доцент, Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы

Статья посвящена развитию виртуальных предприятий, формированию их основы и анализу трансформации деятельности предприятий в сфере экономики.

Ключевые слова: виртуальное предприятие, информационная модель, статистические и динамические методы, базы данных.

VIRTUAL ENTERPRISE INFORMATION MODEL

Kargina L., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Lebedeva S., Ph.D. in Mathematical Sciences., Associate Professor, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Moscow Government

This article is about virtual enterprises : their base creation and analysis of the economic enterprises transformation. Keywords: virtual enterprise, information model, statistical and dynamical methods, data base.

Информационная революция оказывает влияние на характер деятельности любого предприятия. Само понятие предприятия, традиционно определяемое как обособленная производственно-технологическая организация, объединяющая рабочую силу со средствами производства для выпуска товаров и услуг, утрачивает свои сущностные характеристики обособленности, пространственной и территориальной локализованности. Получают развитие сетевые, или виртуальные организации, т. е. организации, в которых границы между его участниками, ресурсами и подразделениями размыты благодаря интенсивному информационному обмену. Отпадает необходимость пространственного сосредоточения участников единого процесса труда. Конечный результат деятельности предприятия — продукция и услуги — также трансформируется. В национальном продукте развитых стран все больший удельный вес занимают не материальные, а виртуальные продук-

ты и услуги.

Информационная среда экономической деятельности хозяйствующих субъектов формируется под влиянием двух противоположных тенденций:

• стремления экономических агентов к интеграции с целью объединения усилий в конкурентной борьбе, расширения доступа к информационным ресурсам и улучшения информационного взаимодействия;

• стремления к созданию информационных барьеров с целью обеспечения коммерческой безопасности и конкурентных преимуществ.

Сущность информационной модели

Существование производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности

общества. Каждый такой объект вступает в определенные отношения с изменяющейся средой (с государственными органами управления, с другими объектами и т.п.) и состоит из множества различных элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение своих функций.

Результатом взаимодействия объекта со средой являются происходящие в нем изменения различного рода, которые вызывают необходимость управления - такого целенаправленного воздействия, которое обеспечит достижение поставленных целей. Управление позволяет в зависимости от особенностей конкретных объектов и целей управления стабилизировать их, сохранить их качественную определенность, поддержать динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование объекта и достижение того или иного полезного эффекта.

Цели управления: выживание в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на определенные рынки.

В системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур, включающий взаимодействующие управляемый процесс и управляющую часть. Воздействие обеих частей друг на друга осуществляется в виде передачи информации.

Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации образует информационную модель данного объекта.

Особенности виртуального предприятия.

а) возможность осуществлять деятельность вне привязки к конкретной территории или конкретному рынку;

б) обеспечение возможности сокращения времени на поиск партнеров, осуществление сделок, разработку новой продукции и т. д.;

в) снижение асимметрии информации (ее неполноты и неравномерности распределения) и, как следствие, снижение информационных издержек;

г) снижение прочих расходов, в том числе накладных расходов (командировочных, потерь от несостоявшихся, неправомерных или недобросовестных сделок); снижение риска, связанного с неопределенностью;

д) снижение трансформационных издержек за счет оптимального выбора структуры товарного ассортимента, сокращения времени на разработку и внедрение новой проекции, обоснованной политики ценообразования, снижения числа посредников и затрат на сбыт и т. д.;

Возникает три сферы: внешняя среда, внутренняя среда и специфическая информационная среда деятельности виртуального предприятия.

Внутренняя и внешняя информация составляют информационные ресурсы предприятия. Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур. Внутренняя информация: о затратах, сферах применения продукта, поставках, товарной политики, ценообразовании, рынках и методов сбыта.

Внешняя среда - экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т.п. Внешняя информация: о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства, сегментации рынка.

Приведем ряд источников внешней информации объекта в зависимости от характера информации:

1. Общая информация о состоянии экономики. Источник: информационно-аналитические материалы, специализированные журналы, газеты, ресурсы Интернета. Примером является сервер «Росбизнесконсалтинга» (www.rbc.ru), предоставляющий следующую информацию:

• оперативные экономические новости (несколько десятков новостей в день);

• оперативная информация с FОRЕХ;

• биржевые индексы (АК&М, NIKKEY и пр.);

• информация по валютному, фондовому, вексельному, кредитному рынкам;

• аналитическая информация.

2. Специализированная экономическая информация. Например, на сервере Центробанка (www.crb.ru) можно найти всю информацию

по финансовому рынку (межбанковский кредитный рынок, ставки привлечения рублевых депозитов, рынок облигаций Банка России, рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, курсы валют на заданную дату, динамика курса заданной валюты, кросс-курсы валют).

3. Информация по ценам на товары. Источник: специализированные журналы и бюллетени, каталоги, базы данных в Интернете. В российской части Интернет - в основном по компьютерной технике.

4. Тематическая информация. Различные источники, в том числе и Интернет.

5. Информация из государственных органов и органов управления (законы, постановления, сообщения налоговых органов и т.п.).

Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна и противоречива. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.

Информационная среда включает электронные сделки , работу с базами данных. электронную торговлю.

Информационная модель виртуального предприятия включает:

1. информационный блок (базы данных);

2. банк методик;

3. программные средства и интегрированные системы.

Рассмотрим возможности этих блоков подробнее.

Базы данных.

Для исследования внешней среды применяют общие статистические и демографические данные, позволяющие оценить состояние рынка, перспективы его развития, тенденции изменения предложения и спроса. Данный сектор информационных источников охватывает сведения государственной статистики, экономические прогнозы, аналитические исследования, выполненные различными организациями и специалистами. результаты опросов общественного мнения и социологических исследований. Базы данных учетно-статистической информации разрабатываются международными организациями (Мировой банк, ЮНИДО и др.), органами Госкомстата, Таможенного комитета, Торгово-промышленной палатой РФ, научно-исследовательскими институтами.

Поэтому необходимым дополнением к полученным данным выступают экономические прогнозы и аналитические исследования, которые можно получить из электронных версий деловых и специализированных журналов.

Помимо общих статистических данных в деятельности предприятия используется широкий спектр коммерческой информации. В соответствии с растущими потребностями предпринимателей в России происходит достаточно интенсивный рост коммерческих информационных продуктов и фирм, занимающихся исследованиями рынков.

Формирование собственных баз данных позволяет решать ряд конкретных прикладных задач, возникающих в ходе практической деятельности, а также служить информацией для стратегического анализа и планирования.

На предприятиях процесс создания базы данных (части информационной модели) состоит в следующем. Первоначально определяется состав исходной информации. Исходными источниками информации служат следующие данные:

1. портфели заказов (клиенты и их связные реквизиты, потребное количество продукции, ее марки, размерность, график отгрузки, вид взаиморасчетов:

2. об отгруженной продукции;

3. о поставщиках, данные о которых формируются на основе как внутренних, так и внешних источников.

Далее с использованием стандартных программ Microsoft Office на основе применения различных информационных фильтров в режиме диалога по запросам менеджера можно решать различные тины задач: определять структуру потребностей по типам продукции, маркам, но географии потребителей, по стоимости, динамику данных показателей. Аналогичные данные могут быть получены и по поставщикам.

На рынке потребительских товаров и услуг формируются клиентские базы данных, которые становятся одним из основных активов предприятия. Основная информационная единица клиентской базы — потребитель, которая описывается по признакам: демографическим, экономическим, географическим, социальным, поведенческим. Конкретный состав признаков зависит от специфики товара(услуги), сферы его применения и целей формирования данных. Клиентская база данных позволяет устанавливать долговременные отношения с действительными потребителями, более “чутко” реагировать на изменение их потребностей, предлагать и рекламировать новейшие товары,

проводить мероприятия по стимулированию сбыта и т. д. Она также открывает возможности привлечения потенциальных потребителей.

Информационные методики

Вторым компонентом информационной модели является банк методик, необходимых для систематизации и стандартизации исходных данных. Он формируется совместно специалистами в области рынка и специалистами в области программного обеспечения. С нашей точки зрения основой формирования банка методик информационной модели может служить различные классификации.

Статические и динамические методы. Статические методы описывают схему организации предприятия (структурные единицы, их функции, потоки информации и т.п.). Эти алгоритмы (схемы, графики, диаграммы потоков данных) позволяют описывать структуру компании, но не дают информации о ее текущем состоянии, которое изменяется во времени. Динамические алгоритмы позволяют описывать процессы в динамике. В отличие от статических, динамические информационные алгоритмы позволяют обновлять значения переменных, изменять модели, динамически вычислять различные параметры процессов и результаты деятельности.

Методы обработки информации о потребителях, продукции, процессах, поставщиках и документах. Информация о потребителях структурируется прежде всего в клиентских базах данных, формирование которых было рассмотрено выше. Кроме того, здесь необходимо отметить такие стандартные методики, как сетки сегментации, модели покупательского поведения, статистические таблицы об объеме и динамике сбыта в разрезе потребителей. Информация о продукции также содержится во многих разработанных методиках: моделях оценки рыночной адекватности продукта, моделях оценки конкурентоспособности, упомянутых выше матрицах портфельного анализа, а также оптимизационных моделях. Последние решают задачу оптимизации структуры производственной программы с позиции выбранных критериев (прибыли, объема продаж), а также внешних и внутренних ограничений.

Наименее проработанной частью на сегодняшний день можно считать модели обработки информации о процессах. Внедрение данных моделей связано с развитием теории и практики реинжиниринга. В реинжиниринге все бизнес-процессы подразделяются на внешние и внутренние, которые соответственно описываются при помощи внутренней и внешней моделей. Внешняя модель описывает процессы, которые удовлетворяют интересы клиентов и интересы вне предприятия. Внутренняя модель моделирует построение каждого бизнес-процесса в разрезе рабочих задач и используемых ресурсов. Поскольку внешний процесс отражает поток действий, который в последующем учитывается при разработке внутренних бизнес-процессов, то на практике используются смешанные модели (например, в процессе всеобщего управления качеством).

Расцвет идеологии создания корпоративных информационных систем пришелся на 1980-е годы. Тогда же западные исследователи экономической эффективности внедрения информационных технологий обнаружили так называемый «парадокс производительности». Проблема заключалась в том, что в результате внедрения сетевых информационных технологий на предприятиях, не связанных с информационным и компьютерным бизнесом, рост производительности труда не соответствовал ожиданиям. Новые исследования, проведенные в 1996-97 годах, дали объяснение этому парадоксу: эффект от внедрения проявляется в большей степени в другом качестве, например в увеличении потребительской ценности производимого продукта, в ускорении экономического роста и т.п.

До сих пор нет ни одного универсального математического подхода к оценке экономической эффективности проектов внедрения информационных систем. Основная проблема оценки заключается в том, что информационная система не способна напрямую повлиять на финансово-экономические показатели, а может лишь вовремя предоставлять нужную информацию руководителям и, тем самым, обеспечивать высокое качество управленческих решений. А верные и актуальные решения, в свою очередь, являются основной любого экономического подъема и увеличения конкурентоспособности.

Информация о поставщиках обрабатывается аналогично информации о потребителях.

Программные средства и интегрированные системы

Третьим важнейшим компонентом информационной модели являются средства обработки данных. Они включают программные средства, экспертные системы и средства поддержки решений, а также различные интегрированные системы управления, которые позволяют стандартизировать процедуру принятия решений.

Заключение.

Особенности сетевой экономики состоят в том, что в случае неготовности предприятия вступать в полном объеме в корпоративную среду, существует возможность создания виртуальных корпораций, объединенных только на метарынках Интернет. Таким образом, предприятие может быть участником одного материального и нескольких виртуальных корпоративных объединений, формируя свое собственное информационно-экономическое пространство.

Объединившись в виртуальную корпорацию, крупные компании и предприятия могут осуществлять через Интернет связь со штаб- квартирой, отделениями, филиалами, расположенными в разных регионах, а также со своими зарубежными представительствами.

Коротко охарактеризуем внутренние и внешние эффекты создания виртуальных предприятий.

Экономия на перемещениях (логистический эффект)

1. Уменьшается воздействие ограничивающих факторов географического распределения участников совместной деятельности

2. Создаются новые преимущества для международных корпораций с широкой географией отделений, для фирм с гибкой структурой и для виртуальных корпораций

Развитие и совершенствование ИЭП (информационно-маркетинговый эффект)

1. Сетевые технологии снижают затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды предприятия. В ответ на угрозу информационного переполнения создаются специализированные системы распространения оперативной информации

2. Информационное пространство предприятия приобретает свойство “управляемой прозрачности” - из внешней среды доступны только разрешенные информационные ресурсы предприятия; доступ к внешним ресурсам практически не ограничивается

Совместное формирование ресурсов (сетевой эффект)

1. Внутрикорпоративные сети дают возможность сотрудникам оперативно влиять на оценку ситуации, вносить свой вклад в ее обсуждение и принятие решений

2. Формируется единое поле поставщиков, производителей и потребителей, предприятие (или фирма) получает возможность управлять спросом

Действенная координация (синергический эффект)

1. Расширение возможностей и повышение качества координации работ для различных производственных конфигураций меняет структуру внутрифирменных затрат: становится дешевле передавать часть работы на исполнение временным сотрудникам или внешним компаниям

2. Организация обратных связей позволяет имитировать в реальном времени экономические решения, в которых задействовано большое количество участников. В результате повышается точность принимаемых решений и улучшается координация в процессе реализации принятых решений.

Базовые технические средства использования сетевых информационных технологий постоянно развиваются, при одновременном снижении цен на их приобретение и использование, что повышает доступность Интернет-технологий. Статистические данные говорят о стремительном росте количества субъектов экономической деятельности (физических лиц и организаций), подключенных к сети Интернет, которые таким образом становятся реальными или потенциальными участниками сетевой экономики. Ожидается, что к середине 2009 года число пользователей Интернет достигнет 1,5 миллиарда (по данным сайта Internet World Stats, количество пользователей интернета превысило 1,4 миллиарда человек).

Развитие хозяйственной деятельности в Интернет стимулируется различными международными и национальными организациями. В начале 1998 года Всемирная торговая организация приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами программные продукты и данные, приобретенные и доставленные с помощью Интернет. В США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10 % от цены товара. В странах, входящих в Европейскую Комиссию, действуют национальные программы развития различных элементов сетевой экономики.

С точки зрения общих тенденций информатизации экономики все это означает, что информационные модели и их реализация на микроуровне становятся неразрывными, взаимно дополняя друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.