Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУДУЩЕМ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУДУЩЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / информационная культура студентов вуза / информационная культура / как средство успешной профессиональной деятельности / information culture / information culture of university students / information culture as a means of successful professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Коньков Дмитрий Сергеевич

В нашем исследовании мы рассматриваем и анализируем особенности информационной культуры, как составной части общей культуры, которая оказывает влияние и воздействие на отдельных субъектов этой культуры. В статье мы приводим анализ термина «информационная культура» и обосновываем этимологию данного понятия, происхождение которого уходит в прошлое столетие. Основное внимание акцентируется на информационной культуре студентов высшего учебного заведения, на основе которой строится нынешний процесс образования, с целью подготовки будущих кадров, способных эффективно конкурировать в последующей профессиональной деятельности. В данной статье проводится теоретическое исследование информационной культуры студентов высшего учебного заведения, как важного и эффективного аспекта успешности в будущей профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о том, что информационная культуру студентов высшего учебного заведения представляет собой целую возможность, которая складывается из маленьких элементов информационного пространства, для становления общей информационной культуры. Информационная культура студентов вуза является современным и эффективным аспектом успешности в профессиональной деятельности будущих специалистов на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In our study, we consider and analyze the features of information culture as an integral part of the general culture, which has an impact and impact on individual subjects of this culture. In the article we present an analysis of the term "information culture" and substantiate the etymology of this concept, the origin of which goes back to the last century. The main attention is focused on the information culture of students of higher education institutions, on the basis of which the current education process is based, in order to train future personnel who can effectively compete in subsequent professional activities. This article provides a theoretical study of the information culture of students of higher education institutions as an important and effective aspect of success in future professional activities. The authors conclude that the information culture of students of a higher educational institution is a whole opportunity, which consists of small elements of the information space, for the formation of a general information culture. The information culture of university students is a modern and effective aspect of success in the professional activities of future specialists in the labor market.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУДУЩЕМ»

19. Тимофеева, Т.И. Формирование коммуникативной компетенции студентов в коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку / Т.И. Тимофеева. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 136 с.

20. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук,

доцент Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

«Московская международная академия» (г. Москва); аспирант Коньков Дмитрий Сергеевич

«Московская международная академия» (г. Москва)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БУДУЩЕМ

Аннотация. В нашем исследовании мы рассматриваем и анализируем особенности информационной культуры, как составной части общей культуры, которая оказывает влияние и воздействие на отдельных субъектов этой культуры. В статье мы приводим анализ термина «информационная культура» и обосновываем этимологию данного понятия, происхождение которого уходит в прошлое столетие. Основное внимание акцентируется на информационной культуре студентов высшего учебного заведения, на основе которой строится нынешний процесс образования, с целью подготовки будущих кадров, способных эффективно конкурировать в последующей профессиональной деятельности. В данной статье проводится теоретическое исследование информационной культуры студентов высшего учебного заведения, как важного и эффективного аспекта успешности в будущей профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о том, что информационная культуру студентов высшего учебного заведения представляет собой целую возможность, которая складывается из маленьких элементов информационного пространства, для становления общей информационной культуры. Информационная культура студентов вуза является современным и эффективным аспектом успешности в профессиональной деятельности будущих специалистов на рынке труда.

Ключевые слова: информационная культура, информационная культура студентов вуза, информационная культура, как средство успешной профессиональной деятельности.

Annotation. In our study, we consider and analyze the features of information culture as an integral part of the general culture, which has an impact and impact on individual subjects of this culture. In the article we present an analysis of the term "information culture" and substantiate the etymology of this concept, the origin of which goes back to the last century. The main attention is focused on the information culture of students of higher education institutions, on the basis of which the current education process is based, in order to train future personnel who can effectively compete in subsequent professional activities. This article provides a theoretical study of the information culture of students of higher education institutions as an important and effective aspect of success in future professional activities. The authors conclude that the information culture of students of a higher educational institution is a whole opportunity, which consists ofsmall elements of the information space, for the formation of a general information culture. The information culture of university students is a modern and effective aspect of success in the professional activities of future specialists in the labor market.

Key words: information culture, information culture of university students, information culture as a means of successful professional activity.

Введение. Нынешние этапы научно-технического прогресса формируются на основе взаимодействия с человеческим фактором. Данная взаимосвязь представляет собой переплетение информатизации окружающей действительности вместе с невозможностью полного исключения реальных человеческих ресурсов, которые так или иначе всегда будут необходимы и останутся мерилом сенситивной составляющей ощущения жизнедеятельности. Однако, все больше современных профессий имеют тенденцию, которая основана информационной грамотности, для успешности реализации в профессии. В нашем понимании, информационная составляющая в купе с человеческим фактором представляет собой взаимовыгодное взаимодействие, успешное сплочение и разнообразие для эффективных результатов, а не разделения одного от другого. Данный феномен является частью информационной культуры общества, которая является инновационным механизмом становления и формирования навыков для успешности в будущей профессиональной деятельности.

Целью исследования является анализ влияния информационной культуры студента, на будущую успешность в профессиональной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать определение информационной культуры;

2) определить специфику информационной культуры студентов вуза;

3) выявить воздействие информационной культуры студентов на эффективность и успешность в будущей профессиональной деятельности.

Методы, используемые в исследовании:

- анализ научной литературы;

- обобщение;

- исследование теоретических данных.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что рассмотрены теоретические аспекты информационной культуры студентов.

Практическая значимость работы заключается в анализе влияния информационной культуры студентов на успешность в будущей профессии, с возможностью адаптации полученных данных исследования в деятельности вузов страны, занимающихся подготовкой будущих кадров.

Изложение основного материала статьи. Современное образовательное пространство представлено широким спектром возможностей для студентов, обучающихся в образовательном учреждении, с целью извлечения максимума, для будущей эффективной и самое главное успешной профессиональной деятельности [4].

Хорошая подготовка будущих специалистов является ответственностью, которая лежит на высшем учебном заведении. В данном контексте, современные образовательные учреждения формирует процесс обучения таким образом, чтобы предоставить для студентов максимум возможностей, направленных на развитие компетенций, знаний и ориентирование, как в общей культуре, так и в отдельных её видах и элементах [1].

Одним из самых значимых и инновационных видов культуры общества является информационная культура, в частности информационная культура студентов вуза, как будущих профессионалов своего дела, деятельность которых представляет общую характеристику всего поколения. Поэтому, стратегически важной задачей образовательного процесса является совершенствование информационного пространства, которое окружает современных обучающихся в процессе всего обучения [13].

Несмотря на то, что информационная культура, в настоящее время, ассоциируется с возможностями Интернет-ресурсов, сам термин «информационная культура» начал появляться в общественном сознании во второй половине прошлого столетия. Первыми кто начал применять значение информационной культуре в своих исследованиях, стали авторы K.M. Войханская и Б.А. Смирнова [15].

Стоит отметить, что в прошлом столетии основными источниками информации были книги, телевидение, журналы и реальное общение. Из всего представленного было необходимым понимать и уметь выбирать ту информацию, которая направлена в рациональное русло правдивости и пользы [9].

В настоящее время информационная культура расширила грани своего значения, вместе с расширением и источников информации, транслирующих её. Понятие «информационная культура», в широком смысле, имеет значение совокупности знаний информационной действительности, удовлетворяющей различные виды потребностей в обладании той или иной информацией, навыках транслирования её, возможности передавать информацию отталкиваясь, как от своего индивидуального понимания, так и ориентируясь на восприятия её окружающими [7].

Любая деятельность, окружающая нас и охватывающая реальность является формой информационной культуры, так как она несет в себе большой поток информации, требующий умения качественной обработки.

Процесс образования, который направлен на обучение профессиональной деятельности является площадкой, на которой будущий специалист учится различным навыкам, в том числе навыкам информационной подготовки. Данная подготовка является процессом информационной культуры, которую по итогу должен сформировать у себя студент в период обучения в вузе, для будущей успешной профессиональной деятельности [11].

Информационная подготовка в вузе должна быть направлена на подготовку специалистов, способных эффективно использовать средства информационных технологий при решении профессиональных задач, на развитие их целостного мировоззрения, на актуализацию этических норм и ответственности в процессе информационной деятельности и в целом способствовать развитию информационной культуры будущего специалиста [8].

В современном образовательном пространстве, использование информационных технологий происходит в виде внедрения в образовательный процесс электронных источников информации, походы в библиотеки заменены на поиск учебных пособий в электронных библиотеках, которые есть практически в каждом высшем учебном заведении, обмен информацией через электронные почты и мессенджеры, электронные носители, имеющие данные о всех обучающихся и процессе образования и т.д. [14].

Использование перечисленных информационных технологий, применяющихся в современных учебных заведениях, является частью информационной культуры студента. Так как их всех представленных информационных технологий необходимо извлечь самую главную информацию, которая принесет пользу обучающемуся. Весь этот процесс станет развитой компетенцией, которая понадобится для дальнейшей профессиональной деятельности [9].

Также, в процессе формирования информационной культуры, у студентов происходит развитие творческого мышления, креативности, улучшаются когнитивные навыки, он учится самостоятельности, посредством индивидуального восприятия информации и возможности транслировать её со своей точки зрения.

Профессиональная компетентность будущего специалиста, основывающаяся на развитой информационной культуре, предполагает умения и навыки грамотно применять полученные знания, рационально использовать накопившийся опыт, понимание плюсов и минусов личностных характеристик. Также, высокий уровень информационной грамотности, сопровождающий все полученные знания, умения и навыки. Информационная грамотность предполагает уверенное владение информационными ресурсами, где существует потребность в больших интеллектуальных возможностях, которые формируются, также, за счёт информационной культуры [2].

Когда выпускник высшего учебного заведения обустраивается на работу или начинает поиск подходящей вакантной должности, в этот момент навыки функционирования в информационной культуре станут необходимы для понимания какая должность ему подходит, что недавно студент, а уже потенциальный работник, готов продемонстрировать без опыта работы, какая профессиональная организация или возможность самозанятости и других форм работы подойдут наилучшим для него образом [3].

Таким образом, информационная культура, которую студент, используя возможности высшего учебного заведения, в состоянии в себе развить, смогут помочь определиться ему с наилучшими вариантами трудоустройства, понимать достоверность информации, которую транслирует работодатель, чтобы не терять времени и ресурсов на неподходящую трудовую деятельность, условия труда и его оплату [7].

Хороший уровень информационной культуры студентов или уже выпускников высшего учебного заведения является противоположностью достаточного опыта в трудовой сфере, из-за отсутствия которого, чаще всего, у выпускника возникают сложности с успешным трудоустройством, удовлетворяющем его потребностям и стремлениям.

В данном контексте, отметим, что тенденции традиционного общества, в том числе сферы труда, направлены на стремление к smart-обществу. Поэтому, выпускники учебным заведения - это не специалисты без опыта работы, а в первую очередь, информационно грамотные современные кадры, способные противопоставить ориентирование в информационном пространстве большому опыту, что является немаловажным показателем готовности к успешности реализации своих возможностей и амбиций на трудовом поприще [18].

Современные студенты должны хорошо ориентироваться как в подборе информации, отвечающей требованиям научности, достоверности, актуальности, так и владеть различными инновациями в сфере информационно-

го

коммуникативных технологий, уметь грамотно применять их в практической деятельности, улучшать уже наблюдающиеся навыки по переустройству информации в рациональном ключе.

Выводы. Таким образом, из данного исследования можно сделать следующий вывод: информационная культура - это широкий пласт потенциальных возможностей человека, которые нельзя ощутить или продемонстрировать физически, но являются сильным механизмом и оружием, способным как созидать, так и разрушать.

Формирование информационной культуры, в современных реалиях, происходит во всех сферах жизнедеятельности, так как поток информации и информационные источники и ресурсы неисчерпаемы, а их влияние масштабно и необратимо. Такая сфера жизнедеятельности, как образование напрямую связана и направлена на формирование у обучающихся навыков и компетенций информационной грамотности.

Информационная культуру студентов высшего учебного заведения представляет собой целую возможность, которая складывается из маленьких элементов информационного пространства, для становления общей информационной культуры.

В заключение, мы отметим, информационная культура студентов вуза является современным и эффективным аспектом успешности в профессиональной деятельности будущих специалистов на рынке труда.

Литература:

1. Абубакирова, М.И. Уровень информационной культуры студентов технического вуза для конкурентоспособности в научной среде (на примере ФГБОУ ВО УГЛТУ): Программа социологического исследования (текст непосредственный) / М.И. Абубакирова, И.А. Петрикеева, Л.А. Киселева, Л.В. Малютина. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2020. - 35 с.

2. Богданенко, Д.А. Сложности разработки типового решения единой информационно-образовательной среды вуза / Д.А. Богданенко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (189). - С. 32-34

3. Бронникова, Л.М. Система формирования информационной культуры студента / Л.М. Бронникова // Современные наукоемкие технологии. -2019,- № 6,- С. 141-145

4. Гурова, Е.В. Диалог культур: математическая и информационная культура будущего педагога в образовательном поле высшей школы / Е.В. Гурова, Е.И. Хачикян // Вестник Калужского университета. - 2021. - № 1(50). - С. 175-177

5. Каракозов, И.В. Основные этапы развития информационной культуры студентов / И.В. Каракозов // Молодой ученый. - 2022. -№ 21 (416). - С. 443-445

6. Карташева, М.Д. Перспективы развития информационных технологий и уровень информационной культуры в современном мире / М.Д. Карташева, Д.Д. Гордеева, Р.Д. Сулейманов, // Интернаука. - 2022. - № 2-1 (225). - С. 26-28

7. Козилова, Л.В. Информационная культура студентов: критерии и уровни формирования в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза / Л.В. Козилова, И.Ю. Исайкина, Л.А. Волошина // Педагогический журнал. -2022. - Т. 12. - № 6А. - Ч. II. - С. 837-849

8. Колин, К.К. Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы: лекция для студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры различных направлений / К.К. Колин. -Красноярск: ИПК СФУ, - 2009. - 42 с.

9. Кузнецова, М.А. Условия реализации технологии формирования информационной культуры у студентов ВУЗа / М.А. Кузнецова // Современные научные исследования: теория, методология, практика. — 2011.-Т. 1,- № 1. - С. 129-134

10. Михаэлис, С.И. Формирование информационной культуры студентов гуманитарных специальностей / С.И. Михаэлис // Информатика и образование. - 2007. - № 5. - С. 110-112

11. Пурынычева, Г.М. Осмысление феномена информационной культуры / Г.М. Пурынычева, Н.М. Баданова // Общество: философия, история, культура. -2017. -№ 7. - С. 13-17

12. Ребко, Э.М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов / Э.М. Ребко, А.П. Федорова // Молодой ученый. - 2014. - № 1 (60). - С. 566-568

13. Степанова, O.A. Формирование информационной культуры в процессе изучения новых информационных технологий / O.A. Степанова // Вестник института педагогических исследований: теория и практика педагогики и психологии проф. и общ. образования / Челяб. гос. акад. культ, и иск. - Челябинск, 2005. - Вып. 18 (№ 3). - С. 144-148

14. Стрельников, С.С. Определение понятия информационной культуры студента / С.С. Стрельников, А.Л. Каткова, P.C. Туров // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 6. - С. 1-10

15. Сулейменова, Р.Д. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры / Р.Д. Сулейманов, В.Ю. Василенко, К.В. Скопинцев // В книге: Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Махачкала, - 2021. -С. 113-116

16. Тарасов, В.А. Информационная культура как элемент развития современного информационного общества / В.А. Тарасов, Л.С. Корсукова, М.Р. Скобло // Академическая публицистика. - 2020. - № 4. - С. 90-97

17. Шабанов, А. Г. Формирование информационной культуры обучающих и обучающихся как условие эффективности дистанционного обучения / А.Г. Шабанов // материалы межрегион, науч.-практ. конф. «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения». - СГА, 2007.

18. Шаухалова, P.A. Организационно-педагогические условия формирования цифровой культуры студентов университета / P.A. Шаухалова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - № 2(48). - С. 63-69

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук,

доцент Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

«Московская международная академия» (г. Москва); аспирант Машковский Александр Александрович

«Московская международная академия» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Современный процесс высшего образования ориентирован на разнообразие форм проявления и прогресс в развитии для его обучающихся. В представленном исследовании было определено и обоснованно значение исследовательской компетентности и научно-исследовательской деятельности, с помощью которой происходит её формирование. В статье отмечено значение непрерывного характера формирования исследовательской компетентности, с начала включения личности в образовательный процесс и дальнейшего его развития в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.