Научная статья на тему 'О способах формирования информационной культуры на занятиях по иностранному языку у будущих инженеров'

О способах формирования информационной культуры на занятиях по иностранному языку у будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / INFORMATION CULTURE / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беркутова Ольга Вячеславовна

Проведен анализ трудов исследователей в области формирования информационной культуры студентов в различных вузах России. Было выявлено, что формированию информационной культуры в российских высших учебных заведениях будущих инженеров на занятиях по иностранному языку уделяется не достаточно внимания, данная работа проводится фрагментарно и не системно. Дисциплина «Иностранный язык» имеет большой потенциал для реализации данной цели. На современном этапе имеется противоречие между большим потенциалом иностранного языка как средства интенсификации интеллектуальной творческой деятельности и не разработанностью в практике высшего образования модели формирования информационной культуры студентов-будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беркутова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MEANS OF INFORMATION CULTURE DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES

The analysis of researchers from different higher educational establishments of Russia in the field of information culture development was held. The analysis showed that the development of information culture of Russian higher education establishments at foreign language classes is carried out fragmentally and occasionally. The subject “Foreign language” has high potential for the purpose of this goal. At the present time there is contradiction between high potential of the subject “Foreign language” as a means of intensification of intellectual creative activity and low status in the practice of higher education of development of information culture of future engineers’ model at foreign language classes.

Текст научной работы на тему «О способах формирования информационной культуры на занятиях по иностранному языку у будущих инженеров»

стратегии общения);

• социальной перцепции (учатся умению оценивать состояние и настроение родителя до начала общения, умение создать благоприятный эмоциональный фон общения с родителями, ориентироваться на готовность родителей к общению и т.п.).

Литература:

1. Березина Т.А. ,Полякова М.Н. Проблемы подготовки педагогов для системы дошкольного образования и пути их решения. / Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения. Коллективная монография Ульяновск, 2017. С. 79-90

2. Инновационная система подготовки педагога. Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомковой. - ООО «Книжный дом», СПб., 2008. 368 с.

3. Смирнова А. В. Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 249 с.

4. Смирная А. А., Игнатова В. В. Приобщение будущего специалиста социальной работы к социально-педагогическим ценностям. Красноярск: Сибирский гос. технол. ун-т, 2012. 243 с.

Педагогика

УДК: 378.147.34

старший преподаватель Беркутова Ольга Вячеславовна

Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)

О СПОСОБАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация. Проведен анализ трудов исследователей в области формирования информационной культуры студентов в различных вузах России. Было выявлено, что формированию информационной культуры в российских высших учебных заведениях будущих инженеров на занятиях по иностранному языку уделяется не достаточно внимания, данная работа проводится фрагментарно и не системно. Дисциплина «Иностранный язык» имеет большой потенциал для реализации данной цели. На современном этапе имеется противоречие между большим потенциалом иностранного языка как средства интенсификации интеллектуальной творческой деятельности и не разработанностью в практике высшего образования модели формирования информационной культуры студентов-будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: информационная культура, обучение иностранному языку, информационно-коммуникационные технологии в обучении.

Annotation. The analysis of researchers from different higher educational establishments of Russia in the field of information culture development was held. The analysis showed that the development of information culture of Russian higher education establishments at foreign language classes is carried out fragmentally and occasionally. The subject "Foreign language" has high potential for the purpose of this goal. At the present time there is contradiction between high potential of the subject "Foreign language" as a means of intensification of intellectual creative activity and low status in the practice of higher education of development of information culture of future engineers' model at foreign language classes.

Keywords: information culture, foreign language training, information and communication technologies in education.

Введение. Важными компонентами работы инженера является наличие развитых коммуникативных навыков [1], а именно, умение слушать, понимать, умение говорить, умение поиска информации, умение взаимодействовать в группе и др. Труды исследователей показывают, что необходимо постоянно выявлять новые подходы к развитию данных навыков, так как происходит непрерывное усложнение форм и средств коммуникаций, их лавинообразное количественное нарастание. Информационная среда, которая сформировалась в обществе, характеризуется огромными массивами информации, научных публикаций на международном уровне. В этих условиях на первое мести среди профессионально-значимых качеств любого специалиста выдвигается информационная культура.

Формулировка цели и задач статьи. Цель статьи - раскрыть проанализированный нами опыт формирования информационной культуры различных исследователей в российских вузах, а также рассмотреть основные компоненты информационной культуры инженера.

Изложение основного материала статьи. Среди множества определений информационной культуры мы выделили следующие: «область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [2], «уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [3], «качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие и духовные ценности» [4]. Анализ определений показывает, что инвариантными составляющими рассматриваемого понятия является наличие умений синтеза, анализа информации, умений коммуникации, то есть передачи информации другим, наличие опыта творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих в обществе проблем и т.д.

Информационная культура инженера связана с овладением им электронными средствами хранения, поиска информации, проектирования и может быть рассмотрена на трех уровнях. На методологическом уровне предполагается знание научных основ создания, хранения и поиска информации, информационных технологий. На теоретическом уровне требуется знание принципов и закономерностей функционирования профессиональной информационной среды, компьютерного моделирования. На прикладном уровне требуется формирование понятий, знаний, умений и навыков в области использования компьютера для решения профессиональных задач [5].

В своем диссертационном исследовании «Формирование информационной культуры студентов вуза в процессе изучения иностранного языка» Агафонова Е.С. выделяет три компонента информационной

культуры студентов: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий. Критериями сформированности когнитивного компонента выступают: общий уровень информационной грамотности студентов, объем их знаний системы знаков и их значений, способах информационного познания, умение ориентироваться в информационных потоках, использовать информационно-коммуникационные технологии в решении учебно-профессиональных задач; характеризуется качеством знаний, проявляющихся в их полноте, глубине и системности; мотивационно-ценностного компонента: направленность системы жизненных ценностей личности, отношение студента к проблеме информационной культуры личности; поведенческого компонента: эмоциональный фон жизни личности, степень психоэмоциональной устойчивости; волевая регуляция поведения, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; творческая направленность и активность поведения личности в освоении иностранного языка как способа формирования информационной культуры.

В процессе подготовки инженера в техническом вузе функцию формирования информационной культуры будущего специалиста выполняют различные учебные дисциплины. В частности, Агафонова Е.С. отмечает противоречие между «огромным потенциалом иностранного языка как средства интенсификации интеллектуальной творческой деятельности и не разработанностью в практике высшего образования модели формирования информационной культуры студентов в процессе изучения иностранного языка». Исследователем отмечается, что освоение иностранного языка способствует открытию нового канала для освоения таких видов культуры как: культура речи, книжная культура, компьютерная культура, диалоговая культура, профессиональная культура, проектно-технологическая культура, - что позволяет всесторонне охватить информационную подготовку будущего специалиста [6].

Гусева С.Г. отмечает, что для решения проблемы значительных затруднений студентов при переработке получаемой иноязычной текстовой информации необходимы новые формы работы, позволяющие учитывать особенности информационного обмена. Представляют интерес для нашего исследования нижеследующие приемы, задания и упражнения, активизирующие информационный обмен на занятиях по иностранному языку.

На этапе сбора информации:

- в парах/ мини-группах ответьте на вопросы: Зачем мне нужна информация? Как я буду ее искать? Где я буду ее искать? Какого рода информацию я буду искать?

- используя любую поисковую систему, дайте определение/ найдите информацию о.../заполните таблицу... / составьте схему... / нарисуйте график... / подберите рисунки или фотографии./

- выделите ключевые слова и на их основе составьте ментальную карту (mind mapping);

- предположите, какого рода информацию содержит источник, исходя из названия/ проблематики;

- составьте алгоритм поиска информации и т. д.

На этапе обмена информацией.

- используя информацию партнера по речевому общению, дополните/ сравните/ обсудит/ составьте рейтинг/ расположите в порядке значимости/ проиллюстрируйте/ сопоставьте/ кратко суммируйте услышанное/ сделайте вывод о...;

- согласитесь/ не согласитесь с мнением партнера, используя найденную информацию;

- расшифруйте схему/ сравните составленную схему/график/таблицу с информацией партнера по речевому общению;

- из услышанного выберите только те аргументы/ факты, которые подтверждают/ противоречат вашему мнению;

- сравните текст и фото/ таблицу/ график/ рисунок, найдите отличия;

- словами опишите график/ таблицу/ чертеж;

- прочитайте разные тексты, передайте содержание прочитанного партнеру по речевому общению;

- на основе прочитанного/ услышанного определите, что обозначают данные цифры/ даты/ понятия;

- на занятии опросите партнеров по речевому общению, запишите их ответы, суммируйте (opinion poll), после занятия проведите опрос в социальной сети, сравните полученные на занятии данные с данными опроса в социальной сети, сравните, объясните разницу;

- составьте вопросы викторины с ключами, обменяйтесь вопросами, проверьте партнера по ключу и т. д.

На этапе анализа информации.

- прокомментируйте услышанное/ увиденное/ прочитанное;

- проанализируйте, является ли информация достоверной/ актуальной/ репрезентативной/ адекватной, выразите свое мнение;

- выделите главное и второстепенное, обоснуйте, сравните с мнением партнера по речевому общению;

- подготовьте небольшое устное выступление или письменное высказывание, взяв за основу разные источники информации/ различные мнения/ противоположные суждения;

- установите взаимосвязи между.

- выделите непонятное и объясните/ расспросите партнера и т.д. [7].

Вышеприведенные приемы универсальные и могут использоваться и применяться в работе над различного вида иноязычных текстов публицистического, научного и других жанров и совершенствуя информационную культуру студентов-будущих инженеров.

Бронникова Л.М. для формирования информационной культуры студента на занятиях по различным дисциплинам считает целесообразным регулярно предлагать студентам подготовить:

- аннотацию - краткую характеристику документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Средний объем текста 500 печатных знаков;

- реферат - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.);

- обзор - систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения о документах по определенному вопросу, за определенный период времени;

- тезисы - краткий, логически выстроенный текст, в котором отражены основные положения, идеи и результаты работы;

- конспект - это краткая форма записи материала. Он может содержать цитаты, различные тезисы, графики, изображения и текст. Форма записи конспекта может быть произвольной и строгой;

- рецензию - письменная речь, отражающая актуальность рецензируемого материала, содержащий ее

оценку с определением аргументированности авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявлением недостатков [8].

Керимбаева Б.Т. в своем исследовании о формировании информационно-коммуникативной компетенции для специалистов в области электроэнергетики на занятиях по иностранному языку отмечает, что основными видами деятельности в формировании информационно-коммуникативной компетенции с применением интернет-технологий является работа с веб-сайтами, разработанными для обучения английскому языку; использование Интернета как источника аутентичных материалов о культуре страны изучаемого языка; проведение веб-форумов или телекоммуникационных проектов, а также применение интернет-технологий для разработки и проведения веб-квест проектов. Веб-проект является результатом объединения проектной методики с возможностями сети Интернет и может быть эффективно интегрирован в процесс обучения английскому языку [9].

Полат Е.С. отмечает, что при использовании веб-проектов на занятии следует учитывать тот факт, что Веб-проекты, являясь сложным видом задания, требуют от преподавателя, управляющего проектом, высокого уровня предметной и информационной компетентности, а от обучающегося - навыков и умений по работе с информацией и информационными технологиями. Использование заданий на основе интернет-технологий в процессе обучения английскому языку требует от обучающихся соответствующего уровня владения языком [10].

Е.В. Бондаревская, С.Г. Григорьев, С.И. Макаров, Е.С. Полат, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев в своих трудах раскрывают дидактический потенциал внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку: реализация личностно-центрированного подхода к обучению, многоуровневость, создание условий для формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, максимальный учет интересов и потребностей обучающихся.

Ученые П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев отмечают, что разработка учебных Интернет-ресурсов позволила иначе посмотреть на образовательные ресурсы Интернета для развития информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку, и начать воспринимать их не в качестве дополнительных, а в качестве аналоговых, или альтернативных. Учеными выделяется и используется на занятиях по иностранному языку пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист, мультимедиа скрэпбук, сабджект сэмпла, трэжа хант и вебквест [11].

Исследователем Параниной Е.М. разработана модель технологии развития информационной компетентности студентов - будущих юристов на занятиях по английскому языку. По окончании разработанного исследователем учебного курса студенты «накапливают» речевые произведения (Mind-map, аннотации и конспекты к текстам разного стиля, жанра и типа), приобретают навыки работы с информацией, опыт информационной деятельности. Автором модели с целью апробации ее эффективности были подготовлены следующие материалы:

■ рабочая программа дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»;

■ учебно-методическое обеспечение дисциплины (отобраны тексты, отражающие вопросы семейного права, разработана типология заданий).

К действиям студентов, являющихся субъектами образовательной деятельности, относятся речевые действия (слушание, говорение, чтение, письмо), интеллектуальные (поиск, отбор, оценка, переработка, представление информации; думание - анализ, синтез, логический вывод, включение, исключение, соединение, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, вычленение главного и второстепенного, умозаключение, выводы, прогнозирование, подведение под общее, вычленение частного и др.), рефлексия собственной деятельности, физические действия (поиск информации в интернете, её отбор, подготовка и выполнение презентаций (приложение Microsoft Office), писание, рисование схем, диаграмм, слушание речи преподавателя и других студентов, просмотр презентаций (приложение Microsoft Office), а также интернет-контента) [12].

Выводы. Анализ трудов исследователей в области формирования информационной культуры показывает, что исследователями применяются различные методы и средства. Однако формированию информационной культуры в российских высших учебных заведениях информационной культуры будущих инженеров на занятиях иностранного языка уделяется не достаточно внимания, данная работа проводится фрагментарно и не системно. Ученые отмечают, что для реализации данной цели дисциплина «Иностранный язык» имеет большой потенциал [13, 14]. Мы выявили, что на современном этапе имеется противоречие между большим потенциалом иностранного языка как средства интенсификации интеллектуальной творческой деятельности и не разработанностью в практике высшего образования модели формирования информационной культуры студентов-будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка.

Литература:

1. Рыданова, Е.Н. Формирование коммуникативных умений будущих инженеров в проектной деятельности: дис. ...канд. пед. Наук / Е.Н. Рыданова. - Волгоград, 2010. - 144 с.

2. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре / М.Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: сб.ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований. - М.: Магнитогорск, 1997. - С. 57.

3. Извозчиков, В.А. Школа информационной цивилизации / В.А. Извозчиков. - М.: Просвещение, 2002. - 109 с.

4. Хенгельдиева, И.Г. О понятии «информационная культура» / И.Г. Хенгельдиева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: междунар. науч.конф.., Краснодар-Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: тез.докл. - Краснодар, 1993. - С. 2.

5. Концептуальные и методические основы формирования методологической культуры современного инженера / Научн. ред. Л.И. Гурье. - Казань: Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина, 2006. - 352 с.

6. Агафонова, Е. С. Формирование информационной культуры студентов вуза в процессе изучения иностранного языка: дис. .канд. пед. Наук / Е.С. Агафонова. - Ставрополь, 2011. - 182 с.

7. Гусева, С.Г. Особенности информационного обмена на занятиях по иностранному языку со студентами языкового профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S12. -0,3 п. л. - режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470147.htm., свободный.

8. Бронникова, Л.М. Некоторые аспекты формирования информационной культуры студента //

Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2.

9. Керимбаева, Б.Т. Формирование информационно-коммуникативной компетенции будущих специалистов в области электроэнергетики. [Электронный ресурс]. Режим доступа joumals.rudn.ru/informatization-education/article/download/7051/6504, свободный. joumals.rudn.ru/informatization-education/article/download/7051/6504.

10. Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании / Е.С. Полат. — М.: Владос, 2001. - 272 с.

11. Сысоев, П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 2-10.

12. Паранина, Е.М. Технология развития информационной компетентности студентов - будущих юристов (на материале обучения английскому языку) // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-12. -С. 2794-2797.

13. Галеева, Ф.Т. О потенциале дисциплины «Иностранный язык» для развития творческих способностей студентов / Ф.Т. Галеева, Г.Р. Хусаинова // В мире научных открытий. - Красноярск: Изд-во «Научно-Инновационный Центр» - 2015. - Т. 71, № 11. - С. 816-823.

14. Хусаинова, Г.Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р.Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования - 2016 - №52-7. - С. 473-479.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Бесаева Аза Герсановна

Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова (г. Цхинвал);

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Джиоева Айна Руфиновна

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Сиукаева Елена Гурамовна

Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова (г. Цхинвал)

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ЗНАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается суть ценностно-смысловой сферы и определяется ее место в структуре личности. Опираясь на точки зрения ряда отечественных ученых, авторы рассматривают систему ценностей в качестве инструмента определения и соотнесения уровня значимости таких психологических характеристик личности, как мотивы, индивидуальные устремления, индивидуальная сущность. Отмечается высокая значимость ценностно-смысловой сферы в становлении личности в условиях общеобразовательного учреждения. Указывается на необходимость развития у школьников личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование у них ценностно-смысловой ориентации.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценностно-смысловая ориентация, личностный смысл, личностные ценности, нравственная позиция.

Annotation. The article reveales the essence of the value-meaning sphere and determines its place in the structure of personality. Basing on points of view of a number of Russian scientists, the authors consider the value system as a tool for determining and correlating the level of significance of psychological characteristics of the individual, such as motives, individual aspirations, individual essence. The high significance of the value-meaning sphere in the formation of personality in a secondary educational establishment is noted. The necessity of development of school students' personal universal study actions, ensuring the formation of their value-meaning orientation, is pointed out.

Keywords: value-meaning sphere, value-meaning orientation, personal meaning, personal values, moral position.

Введение. В условиях сложившейся социокультурной ситуации исследование ценностно-смысловой сферы личности приобретает особую актуальность, а данный объект находится под пристальным вниманием целого ряда отечественных ученых: Б.С. Братуся, В.В. Знакова, Д.А.Леонтьева, Л.Т. Потаниной, Н.Ю. Самыкиной, Е.Б. Старовойтенко, О.Г. Холодковой, М.С. Яницкого, [3; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12] и др. Особый научный интерес представляют природа, сущность, механизмы, структура, факторы, определяющие развитие ценностно-смысловой сферы и психологические изменения, наблюдаемые у детей и подростков в период их взросления.

Изложение основного материала статьи. Основные характеристики ценностно-смысловой сферы, ее суть место в структуре личности не являются однозначными в концепциях разных исследователей. По мнению Б.С. Братуся, например, это позиция индивида в сложной системе реалий окружающего мира, определяемая общей совокупностью смысловых образований [3]. С точки зрения О.Г.Холодковой, личность есть динамическая система смысловых образований, выступающих в качестве определителей ее основных мотивов и способов их реализации. Такая трактовка данной психологической категории представляется более широкой, ибо базовые характеристики сознания представлены в ней общими смысловыми образованиями, способными при условии их осознания и принятия человеком стать его личностными ценностями. Они и являются определителями главных и относительно постоянных отношений индивида к основным сферам его жизни и объектам деятельности - окружающему миру, окружающим людям, самому себе [11].

В концепции Б.С. Братуся осуществляется сравнение понятий смысловой сферы и смыслового образования, причем второе рассматривается ученым как более узкое. Он понимает под смысловым образованием частное проявление смысловой сферы, целостную динамическую систему, отражающую различные уровни указанных отношений [3]. Именно на основе совокупности взаимосвязанных отношений личности ко всему окружающему и к себе формируется его нравственная позиция, прочность которой обеспечивается ее осознанностью индивидом и сознательностью в ее реализации. При этом, по мнению ученого, процесс осознания смыслового образования оказывается тем сложнее, чем выше оно расположено в иерархической структуре ценностно-смысловой сферы. Являясь осознанными смысловыми образованиями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.