Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская компетентность / критерии исследовательской компетентности / педагогические условия формирования исследовательской компетентности у студентов вуза / research competence / criteria of research competence / pedagogical conditions for the formation of research competence among university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Машковский Александр Александрович

Современный процесс высшего образования ориентирован на разнообразие форм проявления и прогресс в развитии для его обучающихся. В представленном исследовании было определено и обоснованно значение исследовательской компетентности и научно-исследовательской деятельности, с помощью которой происходит её формирование. В статье отмечено значение непрерывного характера формирования исследовательской компетентности, с начала включения личности в образовательный процесс и дальнейшего его развития в профессиональной деятельности. Также, мы охарактеризовали критерии исследовательской компетентности студентов, обучающихся в высшем учебном заведении, и проанализировали их сущность и значимость. В данном исследовании особенно было привлечено внимание к педагогическим условиям, посредством которых происходит формирование исследовательской компетентности у обучающихся высшего учебного заведения. Авторы делают вывод о том, что с целью совершенствования педагогического процесса получения высшего образования в ВУЗе, необходимо создавать необходимые педагогические условия, в которых будут формироваться у обучающихся знания, умения и навыки компетентного профессионала своего дела. Такой вид компетентности, как исследовательская компетентность представлен широким спектром бесценных навыков, который обучающийся может сформировать у себя, с помощью разнообразных критериев исследовательской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна, Машковский Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern process of higher education is focused on a variety of forms of manifestation and progress in development for its students. In the presented study, the importance of research competence and the research activity through which its formation takes place was determined and justified. The article notes the importance of the continuous nature of the formation of research competence, from the beginning of the inclusion of a person in the educational process and its further development in professional activity. We also characterized the criteria of research competence of students studying at a higher educational institution and analyzed their essence and significance. In this study, attention was especially drawn to the pedagogical conditions through which the formation of research competence among students of a higher educational institution takes place. The authors conclude that in order to improve the pedagogical process of obtaining higher education at a university, it is necessary to create the necessary pedagogical conditions in which students will form knowledge, skills and abilities of a competent professional in their field. Such a type of competence as research competence is represented by a wide range of invaluable skills that a student can form in himself, using a variety of criteria of research competence.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

коммуникативных технологий, уметь грамотно применять их в практической деятельности, улучшать уже наблюдающиеся навыки по переустройству информации в рациональном ключе.

Выводы. Таким образом, из данного исследования можно сделать следующий вывод: информационная культура - это широкий пласт потенциальных возможностей человека, которые нельзя ощутить или продемонстрировать физически, но являются сильным механизмом и оружием, способным как созидать, так и разрушать.

Формирование информационной культуры, в современных реалиях, происходит во всех сферах жизнедеятельности, так как поток информации и информационные источники и ресурсы неисчерпаемы, а их влияние масштабно и необратимо. Такая сфера жизнедеятельности, как образование напрямую связана и направлена на формирование у обучающихся навыков и компетенций информационной грамотности.

Информационная культуру студентов высшего учебного заведения представляет собой целую возможность, которая складывается из маленьких элементов информационного пространства, для становления общей информационной культуры.

В заключение, мы отметим, информационная культура студентов вуза является современным и эффективным аспектом успешности в профессиональной деятельности будущих специалистов на рынке труда.

Литература:

1. Абубакирова, М.И. Уровень информационной культуры студентов технического вуза для конкурентоспособности в научной среде (на примере ФГБОУ ВО УГЛТУ): Программа социологического исследования (текст непосредственный) / М.И. Абубакирова, И.А. Петрикеева, Л.А. Киселева, Л.В. Малютина. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2020. - 35 с.

2. Богданенко, Д.А. Сложности разработки типового решения единой информационно-образовательной среды вуза / Д.А. Богданенко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (189). - С. 32-34

3. Бронникова, Л.М. Система формирования информационной культуры студента / Л.М. Бронникова // Современные наукоемкие технологии. -2019,- № 6,- С. 141-145

4. Гурова, Е.В. Диалог культур: математическая и информационная культура будущего педагога в образовательном поле высшей школы / Е.В. Гурова, Е.И. Хачикян // Вестник Калужского университета. - 2021. - № 1(50). - С. 175-177

5. Каракозов, И.В. Основные этапы развития информационной культуры студентов / И.В. Каракозов // Молодой ученый. - 2022. -№ 21 (416). - С. 443-445

6. Карташева, М.Д. Перспективы развития информационных технологий и уровень информационной культуры в современном мире / М.Д. Карташева, Д.Д. Гордеева, Р.Д. Сулейманов, // Интернаука. - 2022. - № 2-1 (225). - С. 26-28

7. Козилова, Л.В. Информационная культура студентов: критерии и уровни формирования в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза / Л.В. Козилова, И.Ю. Исайкина, Л.А. Волошина // Педагогический журнал. -2022. - Т. 12. - № 6А. - Ч. II. - С. 837-849

8. Колин, К.К. Информатизация общества в условиях глобализации: современное состояние и актуальные проблемы: лекция для студентов, обучающихся по программам специалитета и магистратуры различных направлений / К.К. Колин. -Красноярск: ИПК СФУ, - 2009. - 42 с.

9. Кузнецова, М.А. Условия реализации технологии формирования информационной культуры у студентов ВУЗа / М.А. Кузнецова // Современные научные исследования: теория, методология, практика. — 2011.-Т. 1,- № 1. - С. 129-134

10. Михаэлис, С.И. Формирование информационной культуры студентов гуманитарных специальностей / С.И. Михаэлис // Информатика и образование. - 2007. - № 5. - С. 110-112

11. Пурынычева, Г.М. Осмысление феномена информационной культуры / Г.М. Пурынычева, Н.М. Баданова // Общество: философия, история, культура. -2017. -№ 7. - С. 13-17

12. Ребко, Э.М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов / Э.М. Ребко, А.П. Федорова // Молодой ученый. - 2014. - № 1 (60). - С. 566-568

13. Степанова, O.A. Формирование информационной культуры в процессе изучения новых информационных технологий / O.A. Степанова // Вестник института педагогических исследований: теория и практика педагогики и психологии проф. и общ. образования / Челяб. гос. акад. культ, и иск. - Челябинск, 2005. - Вып. 18 (№ 3). - С. 144-148

14. Стрельников, С.С. Определение понятия информационной культуры студента / С.С. Стрельников, А.Л. Каткова, P.C. Туров // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 6. - С. 1-10

15. Сулейменова, Р.Д. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры / Р.Д. Сулейманов, В.Ю. Василенко, К.В. Скопинцев // В книге: Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Махачкала, - 2021. -С. 113-116

16. Тарасов, В.А. Информационная культура как элемент развития современного информационного общества / В.А. Тарасов, Л.С. Корсукова, М.Р. Скобло // Академическая публицистика. - 2020. - № 4. - С. 90-97

17. Шабанов, А. Г. Формирование информационной культуры обучающих и обучающихся как условие эффективности дистанционного обучения / А.Г. Шабанов // материалы межрегион, науч.-практ. конф. «Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения». - СГА, 2007.

18. Шаухалова, P.A. Организационно-педагогические условия формирования цифровой культуры студентов университета / P.A. Шаухалова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - № 2(48). - С. 63-69

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук,

доцент Ахмедова Эльмира Магомедгаджиевна

«Московская международная академия» (г. Москва); аспирант Машковский Александр Александрович

«Московская международная академия» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Современный процесс высшего образования ориентирован на разнообразие форм проявления и прогресс в развитии для его обучающихся. В представленном исследовании было определено и обоснованно значение исследовательской компетентности и научно-исследовательской деятельности, с помощью которой происходит её формирование. В статье отмечено значение непрерывного характера формирования исследовательской компетентности, с начала включения личности в образовательный процесс и дальнейшего его развития в профессиональной деятельности.

Также, мы охарактеризовали критерии исследовательской компетентности студентов, обучающихся в высшем учебном заведении, и проанализировали их сущность и значимость. В данном исследовании особенно было привлечено внимание к педагогическим условиям, посредством которых происходит формирование исследовательской компетентности у обучающихся высшего учебного заведения. Авторы делают вывод о том, что с целью совершенствования педагогического процесса получения высшего образования в ВУЗе, необходимо создавать необходимые педагогические условия, в которых будут формироваться у обучающихся знания, умения и навыки компетентного профессионала своего дела. Такой вид компетентности, как исследовательская компетентность представлен широким спектром бесценных навыков, который обучающийся может сформировать у себя, с помощью разнообразных критериев исследовательской компетентности.

Ключевые слова: исследовательская компетентность, критерии исследовательской компетентности, педагогические условия формирования исследовательской компетентности у студентов вуза.

Annotation. The modern process of higher education is focused on a variety of forms of manifestation and progress in development for its students. In the presented study, the importance of research competence and the research activity through which its formation takes place was determined andjustified. The article notes the importance of the continuous nature of the formation of research competence, from the beginning of the inclusion of a person in the educational process and its further development in professional activity. We also characterized the criteria of research competence of students studying at a higher educational institution and analyzed their essence and significance. In this study, attention was especially drawn to the pedagogical conditions through which the formation of research competence among students of a higher educational institution takes place. The authors conclude that in order to improve the pedagogical process of obtaining higher education at a university, it is necessary to create the necessary pedagogical conditions in which students will form knowledge, skills and abilities of a competent professional in their field. Such a type of competence as research competence is represented by a wide range of invaluable skills that a student can form in himself, using a variety of criteria of research competence.

Key words: research competence, criteria of research competence, pedagogical conditions for the formation of research competence among university students.

Введение. Современный образовательный мир представлен разнообразием форм, методов и подходов к его интерпретации и адаптации под сложившийся учебный процесс, в каждом отдельном образовательном учреждении. Весь учебный процесс раскрывается как благодаря традиционным формам образования, в которых отражается вся сущность и специфика изучаемой специальности, так и за счет дополнительных элементов, способствующих формированию у обучающихся полноценной образованной личности. К таким элементам относится исследовательская компетентность, которая заключается в раскрытии исследовательской индивидуальности каждого обучающего, посредством владения специальными знаниями, навыками и умениями.

Целью исследования является анализ педагогических условий, способствующих для студентов, обучающихся в высшем учебном заведении, развить навыки исследовательской компетентности.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

1) определить значение термина «исследовательская компетентность»;

2) определить критерии исследовательской компетентности студентов;

3) выявить условия формирования исследовательской компетентности студентов в вуза.

Методы, используемые в исследовании:

- анализ научной литературы;

- обобщение;

- исследование теоретических данных.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что обоснованы и раскрыты теоретическая аспекты исследовательской компетентности студентов вуза.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения проанализированных и представленных данных, касательно заявленной темы исследования, для их дальнейшего применения в образовательном процессе в ВУЗах страны.

Изложение основного материала статьи. С каждым годом необходимость совершенствования педагогического процесса, протекающего в высшем учебном заведении, прослеживается тем, что данные образовательные учреждения нацелены формировать из обучающихся тех выпускников, которые готовы не только продемонстрировать полученные знания, но и которые имеют в своём резюме умения и навыки, раскрывающие разнообразные компетентности [4].

Формирование у обучающегося той или иной компетентности или целого спектра компетенций является одной из важных задач педагогического процесса.

В нашем исследовании мы остановимся на исследовательской компетентности и проанализируем педагогические условия, которые необходимо создать высшему учебному заведению для обучающихся, чтобы в лице выпускников были подготовленные личности, умеющие создавать, продвигать и обосновывать свои идеи и интересы, посредством навыков исследовательской компетентности [7].

В данном контексте, посредством проанализированных источников, ориентированных на данную тему исследования, мы выявили ключевое и распространенное определение исследовательской компетентности.

Исследовательская компетентность - это одно из личностных и профессиональных качеств, формирование которого происходит в процессе научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская работа, в свою очередь, представляет собой один из видов деятельности педагогического процесса, в котором студент обучается навыкам исследования проблем, на основу данных проблем - навыкам написания научного труда и его презентации.

По мнению исследователя С.Н. Лукашенко, которое мы хотим отметить, исследовательская компетентность представляет собой объединяющее качество, проявляющееся в наличии у личности способности к самостоятельной интерпретации творческих задач в исследовании, в умении владеть исследовательской технологией и готовности к применению во всех видах жизнедеятельности, особенно, в профессиональной карьере [6].

Не смотря на то, что мы рассматриваем исследовательскую компетентность у обучающихся в высшем учебном заведении, необходимо отметить, что процесс формирования исследовательской компетентности начинается с момента общего образовательного процесса. Как правило, студенты поступившие в вуз имеют опыт или хотя бы представление о научно-исследовательской деятельности, так как, в школьном образовательном процессе начинается развитие исследовательской компетентности у обучающихся. В период школьного обучения школьники учатся самостоятельно анализировать факты, обобщать и делать логические выводы, на основе изученной информации и выявленной проблемы исследования, для последующего её решения [10].

Также, отметим, что у исследовательской компетентности нет окончания, так как научно-исследовательская деятельность заключается в постоянном развитии и является частью непрерывного образования, за счет инновационного

подхода, заложенного в исследовательскую деятельность. Выпускник вуза формирует умения и навыки исследовательской компетентности, которые имеют традиционное значение, но эти навыки и умения трансформируются и прогрессируют на фоне постоянно изменяющихся современных реалий [9].

Обучающийся высшего учебного заведения, вне зависимости от выбранных видов деятельности, помимо ключевого образовательного процесса, сталкивается с исследовательской компетентностью, так как важным педагогическим условием является формирование вокруг студента исследовательской средой [3].

В данном контексте, отметим, что исследовательская компетентность формируется у студентов вуза, когда они в процессе обучения учатся писать рефераты, лабораторные работы, научные работы, статьи, проекты, курсовые работы, выпускные квалификационные работы (диплом). Все перечисленные виды деятельности являются элементами формирования исследовательской компетентности студентов.

По данным видам деятельности можно проследить прогресс в исследовательской компетентности у обучающихся, по тому как, выглядит содержание их работы на начальных этапах обучения и на этапе окончания обучения. К концу обучения, студенты могут четко видеть проблему исследования, могут выдвигать гипотезу исследования, следовательно, ориентируются в элементах исследовательской деятельности, а главное, умеют обосновывать свою точку зрения по анализируемой проблеме, приводя необходимые доводы [14; 15].

Далее, в нашем исследовании, выделим критерии исследовательской компетентности студентов вуза:

1. Критерий мотивации. Данный критерий исследовательской компетентности студента вуза заключается в том, что он определяет его отношение к будущей профессиональной деятельности, т.е., на сколько для будущего профессионала своего дела важно иметь навыки поисковой деятельности; умение ориентироваться в исследованиях касательно профессиональной деятельности; навыков включения в научно-исследовательский характер деятельности; умение решать исследовательские задачи в профессии, для эффективной реализации профессиональных задач; применения навыков творческих навыков и креативного подхода.

2. Когнитивно-аналитический критерий. Указанный критерий исследовательской компетентности заключается в осмыслении того, запас знаний является достоверным средством, который устремляет научно-исследовательскую деятельность в правильном направлении. Умение обосновывать, при решении представленных задач, используемый выбор действий. Также, непосредственное участие научно-исследовательских деятельностях, которые организовываются в вузе.

3. Деятельностный критерий. Заключительный критерий исследовательской компетентности ориентирован на навык выбора рациональных, в зависимости от контекста исследования, исследовательских методов, которые повлияют на результат решения проблемы. Затем умение осмысленно использовать приобретенные компетенции в последующей профессиональной деятельности [14].

Данные критерии исследовательской компетентности являются ключевыми для формирования общей картины личности студента, подготовленной к будущей профессиональной деятельности.

В нашем исследовании формирования исследовательской компетентности у студентов вуза, мы обратим свой внимание на педагогические условия в организации учебного процесса, способствующие формированию данного вида компетентности:

1. Самое главное условие заключается на ориентирование всего процесса обучения на развитие у студентов навыков исследовательской компетентности. Все учебные дисциплины, в каждом семестре должны содержать в себе решение исследовательских задач, с помощью которых будет формироваться исследовательская компетентность. Такие задачи могут быть направлены на решения кейсов и практических ситуаций, в которых есть научно-исследовательский замысел, с последующим анализом и предложениями по решению тех или иных проблем, заложенных в представленных кейсах.

2. Внедрение элементов исследовательской деятельности, таких как определение проблемы исследования, представление цели исследования, определение конкретных задач, по достижению представленной цели, применение методов исследования, разработка структуры исследования, проектирование модели решения обозначенной проблемы исследования, проведение теоретического анализа и эмпирического эксперимента.

3. Организация научно-исследовательский мероприятий (межвузовские, всероссийские и международные научные студенческие конференции, конкурсы и олимпиады) для мотивации студентов в презентации своего исследовательского опыта и результатов исследовательской деятельности.

4. Использовать информационную образовательную среду университета, позволяющую студентам управлять своим обучением, видеть возможность и необходимость использования знаний в будущей профессиональной деятельности.

5. Формирование элементов мотивационного характера (повышенная стипендия за участие в научной деятельности, гранты и т.д.), при организации самостоятельной работы, что позволит студентам осознать необходимость в развитии и формировании научно-исследовательской деятельности [10].

Хотелось бы особо отметить необходимость повышение конкурентноспособности выпускаемых специалистов и повышения качества образования. Об этом неоднократно свидетельствовали публикации последних лет (И.Б. Байханов [2] Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова [13]). В этой связи крайне актуальным становится проблема формирования исследовательской компетентности у студентов вуза, так сформированная исследовательская компетентность поможет выработать навыки постоянного поиска необходимой информации, её критического осмысления и применения в условиях постоянно меняющихся условиях профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, из данного исследования можно сделать следующий вывод: с целью совершенствования педагогического процесса получения высшего образования в ВУЗе, необходимо создавать необходимые педагогические условия, в которых будут формироваться у обучающихся знания, умения и навыки компетентного профессионала своего дела. Такой вид компетентности, как исследовательская компетентность представлен широким спектром бесценных навыков, который обучающийся может сформировать у себя, с помощью разнообразных критериев исследовательской компетентности.

В заключение, необходимо подчеркнуть, что рассмотренные и проанализированные условия формирования исследовательской компетентности могут являются необходимыми и значимыми действиями по подготовке будущим профессионалов своего дела, которые знают и владеют механизмами научно-исследовательской деятельности.

Литература:

1. Андреев, В.И. Значение творческого воображения в научно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев // Интеграция образования. -2006. -№ 1. - С. 110-114

2. Байханов, И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году / И.Б. Байханов // Вестник института развития образования Чеченской Республики. - 2019. -№ 17. - С. 5-13

3. Кочемасова, Л.А. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности студентов в условиях исследовательски-ориентированного педагогического образования / Л.А. Кочемасова // Вестник СамГТУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. - № 2(42). - С. 119-133

4. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова; М-во образования Рос. Федерации. Благовещ. гос. пед. ун-т. - 2. изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

5. Леонтович, A.B. Исследовательская деятельность учащихся / A.B. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 31-38

6. Лукашенко, С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов. // Вестник Томского государственного педагогического университета: Издательство Вестник ТГПУ, 2011. - Вып. 2 (104). - С. 100-104

7. Мишустина, O.A. Теоретико-методологические аспекты процесса формирования исследовательской компетенции студентов технического университета / O.A. Мишустина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-5. - С. 971-974. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10572 (дата обращения: 13.10.2020)

8. Обухов, A.C. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? / A.C. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4,- С. 18-23

9. Рындина, Ю.В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Курск. - 2011. - № 1,- ISSN 1991-3087

10. Рындина, Ю.В. Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий / Ю.В. Рындина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2011. - № 4 (27). - Т.2.- С. 127-131

11. Соляников, Ю.В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: автореферат канд. пед. наук. 13. 00. 08 / Юрий Владимирович Соляников. - СПб, 2003.-20 с.

12. Сосина, Л.В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения образовательной программы / Л.В. Сосина // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П. Горячкина». - 2016. - № 6(76). - С. 31-34

13. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, A.C. Канюк, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

14. Чернилевский, Д.В. Технология обучения в высшей школе: Учебное издание / Д.В. Чернилевский, О.Н. Филатов / под ред. Д.В. Чернилевского. -М.: Экспедитор, 1996. -288 с.

15. Шнейдер, Е.М. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы / Е.М. Шнейдер // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 6.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Балтыков Арслан Константинович

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию процесса цифровизации образовательных ситуаций, направленных на формирование познавательной активности обучающихся. Статья посвящена двум актуальным на сегодняшний день педагогическим проблемам - внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и формированию познавательной активности. Целью данной работы является изучение возможностей цифровизации образовательных ситуаций для применения в области формирования познавательной активности обучающихся. В статье проводится анализ образовательных ситуаций, применяемых для формирования познавательной активности, и раскрываются проблемы, возникающие при использовании цифровых технологий в образовательных процессах. После изучения возможностей цифровизации для педагогической деятельности автор приходит к выводу, что необходимо разработать принципы моделирования образовательных ситуаций, которые способны, используя цифровизацию, повысить эффективность формирования познавательной активности у обучающихся.

Ключевые слова: познавательная активность, цифровизация, образовательные технологии, образовательные ситуации.

Annotation. The article is devoted to a comprehensive study of the process of digitalization of educational situations aimed at the formation of cognitive activity of students. The article is devoted to two current pedagogical problems - the introduction of digital technologies into the educational process and the formation of cognitive activity. The purpose of this work is to explore the possibilities of digitalization of educational situations for use in the field of formation of cognitive activity of students. The article analyzes educational situations used for the formation of cognitive activity, and reveals the problems that arise when using digital technologies in educational processes. After studying the possibilities of digitalization for pedagogical activity, the author comes to the conclusion that it is necessary to develop principles for modeling educational situations that can, using digitalization, increase the effectiveness of the formation of cognitive activity in students.

Key words: cognitive activity, digitalization, educational technologies, educational situations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Формирование свойств обучающихся - это процесс, который включает в себя различные аспекты развития, такие как рост и изменение, но сосредоточен на становлении и укреплении определенных качеств и характеристик. Обучение в процессе формирования может требовать от человека приложения значительных усилий и времени, а также углубления понимания себя и изменения своих психологических установок. Именно поэтому создание благоприятных условий для обучения становится ключевым фактором для достижения результата. Процесс формирования познавательной активности может быть сложным и длительным, но результат такого обучения будет значительным, потому что оказывает положительное влияние на всё будущее поведение человека, делая его направленным на саморазвитие и самореализацию. А потому достичь такой цели по формированию познавательной активности возможно только благодаря созданию особых условий (образовательных ситуаций), которые будут адаптированы под эту задачу.

Помочь в этом могут цифровые технологии, которые позволят расширить возможности по созданию условий для обучения. Но имеется проблема с применением цифровых технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.