Научная статья на тему 'Информационная культура специалиста как педагогическая категория'

Информационная культура специалиста как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефименко О.А.

Информатизация исторически неинформационных профессий является одной из главных тенденций в изменениях, происходящих в профессиональной сфере современного общества. Автор статьи утверждает, что именно развитие информационных процессов в профессиональной деятельности оказывает решающее воздействие на развитие общества. В этих условиях фактором профессионального развития педагога выступает его информационная культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура специалиста как педагогическая категория»

О.А. Ефименко

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В современных условиях профессиональный рост невозможен без использования современных информационных технологий. Информатизация исторически неинформационных профессий является одной из главных тенденций в изменениях, происходящих в профессиональной сфере общества. Данные тенденции коснулись и педагогической деятельности. Появляется необходимость сформулировать, выразить новое видение мира, освоить новые способы оперирования информацией. Изменение информационных отношений характерно как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности человека. Но именно развитие информационных процессов в профессиональной деятельности, информационной деятельности профессионалов оказывает решающее воздействие на развитие общества. В этих условиях фактором профессионального развития педагога выступает его информационная культура.

В научном знании сложились определенные предпосылки для рассмотрения информационной культуры специалиста как категории, для разработки соответствующей модели и выяснения технологии формирования данной культуры. В изучении информационной культуры специалиста, как педагогической категории, важно обратиться к родственным понятиям, которые были предметом научного познания ученых, таким, как «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «информационная субкультура».

Анализ диссертационных работ, посвященных проблематике формирования информационной культуры, позволил установить, что изучались следующие проблемы: дидактические основы формирования информационной культуры личности (А.М. Атаян), педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий (К.Р. Овчинникова), информационная культура руководителя школы как условие эффективности управленческой деятельности (И.А. Чекин), формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования (О.И. Пугач), методическая система формирования информационной культуры будущего педагога (Е.В. Данильчук), информационная компетентность учителя как условие эффективного управления образовательным процессом (Н.В. Кисель), информационная культура современного педагога (Г.А. Герцог), формирование информационной культуры учителя в системе повышения квалификации (М.В. Корнилова). Анализ изучавшихся проблем формирования информационной культуры специалиста позволяет сделать вывод, что интересующие нас категории «информационная компетентность», «информационная грамотность», «информационная компетенция», «компьютерная грамотность», «информационная субкультура» - трактуются в рассмотренных работах в зависимости от их цели и исследовательского аппарата.

По нашему мнению, информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

В педагогике информационная культура рассматривается в узком и широком смысле. В первом случае - это оптимальные способы обращения с информацией для решения теоретических и практических задач. Это и развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. В широком смысле ее определяют, как совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Первый вариант, на наш взгляд, целесообразнее определить как «информационную грамотность».

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американ-

ских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать [1]. В настоящее время «информационная грамотность» должна пониматься, как умение идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, в том числе автоматизированный, осуществить ее отбор и анализ и эффективно использовать ее в профессиональной деятельности.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [О.Б. Зайцева. 2002]; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [А.Л. Семёнов. 2000]; особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности [М.А. Холодная. 2003].

Информационно-педагогическая компетентность подразумевает активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирается на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.

В вопросе дифференциации понятий «компетенция» и «компетентность» в аспекте высшего образования будем придерживаться тезиса, что компетенция составляет ресурс (потенциал) специалиста, а компетентность - это актуальное проявление компетенции в деятельности. Компетенция (в том числе и информационная) не сводится к известной триаде «знания, умения, навыки», но она без них и не существует. Ее можно рассматривать как некоторую сферу отношений между знаниями, умениями, навыками человека и его действием в социальной практике. Компетенция тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения в условиях конкретной деятельности.

Анализируя различные трактовки информационной компетенции, можно выделить следующие ее сущностные характеристики, как ключевой компетенции: интегративную природу знаний и умений; универсальность (по характеру и степени применимости);

многофункциональность (она проявляется в решении различных проблем повседневной, профессиональной и социальной жизни);

многомерность (включает различные умственные процессы и интеллектуальные умения); интеллектуальную насыщенность (т. е. для овладения ею требуется значительное интеллектуальное развитие: абстрактное мышление, саморефлексия, критическое мышление и др.);

• объемность (представляет собой широкую компетенцию в образовании и обеспечивает связь с актуальными проблемами с точки зрения личности);

• междисциплинарность и надпредметность (в условиях образования) [2].

Компьютерная грамотность педагогических кадров может рассматриваться как интегральный показатель для оценки усилий в сфере информатизации, поскольку требует создания соответствующей инфраструктуры (в том числе приобретения компьютеров, создания локальных сетей, подключения к Internet и т. д.), подготовки кадров, разработки методического обеспечения и выпуска учебников.

Любая культура является целостной системой, она состоит из ценностной доминанты и сложного спектра субкультурных образований. Информационная субкультура представляет собой трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей информационной куль-

туры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску. Информационная субкультура есть продукт разнообразных творческих способностей, и проявляется, прежде всего, в конкретных навыках по использованию технических устройств, в способности использовать в своей деятельности информационную технологию, в умении извлекать информацию из различных периодических и электронных источников, во владении основами аналитической переработки информации и умении работать с информацией различного уровня, а также в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Освоение всех аспектов информационной субкультуры формирует у специалиста готовность специалиста к самостоятельной творческой деятельности в информационной среде, т. е. к самостоятельному созданию информационного продукта [3].

Таким образом, краткий обзор категориального содержания исследований по проблеме информационной культуры позволяет сделать вывод о том, что на современном уровне профессиональной педагогики, в условиях отсутствия целостной теории формирования информационной культуры специалиста, каждый исследователь не может не придавать отдельным компонентам информационной культуры (компетенция, грамотность, компетентность, субкультура) решающего значения. В этом проявляется специфика эмпирического познания, когда в силу отсутствия целостного отображения объекта отдельным его элементам придается значение всеобщности. Но вместе с тем, как было показано выше, уже назрела возможность построения целостных отображений объекта, то есть информационной культуры специалиста.

Можно констатировать как факт, что в научном знании накоплен обширный материал по различным компонентам информационной культуры (знания и умения педагога, относящиеся к его информационной компетентности, условия формирования информационной культуры, свойства индивидуальности специалиста, способствующие успешному формированию информационной культуры и пр.) и уровням овладения ею. Вместе с тем отсутствуют исследования, дающие целостное представление о сущности информационной культуры как вида профессиональной культуры будущего специалиста, ее функционировании и формировании. Существует противоречие между существованием информационной профессиональной сферы бытия и ее отражением в профессиональной деятельности специалиста и отсутствием в теории и методике профессионального образования научного, теоретического обоснования категории «информационная культура специалиста».

Положение о содержательной структуре категории как наиболее общем понятии, отражающем «узловые пункты, ступени познания человеком объективной реальности», ориентирует нас при определении содержания категории информационной культуры выявить такие характеристики, которые отражали бы последовательность познания специалистом информационной профессиональной среды и последующей преобразовательной деятельности в ней. Содержание информационной культуры должно быть представлено посредством совокупности индивидуальных и личностных профессионально важных качеств специалиста в интегрированных характеристиках, отражающих в той или иной мере ступени - этапы профессиональной информационной деятельности: познавательную (гносеологическую) информационную деятельность, оценочную (аксиологическую) информационную деятельность, регулирующую информационную деятельность, преобразовательную (праксеоло-гическую) информационную деятельность, в совокупности направленных на изменение элементов образовательной информационной среды и причин их возникновения.

Следующим концептуальным положением для описания категории информационной культуры специалиста выступает зависимость четкости и качественности выявления и описания сущностных характеристик формируемого свойства личности и возможности технологизации формирующего процесса [4, 19]. По сути, оно является логическим продолжением требования деятельностной, активно-преобразующей трактовки педагогических категорий и ориентирует на выделение ключевых характеристик информационной культуры специалиста, которые в наибольшей степени доступны педагогической технологизации. При этом имеется в виду активное и целенаправленное формирование, а в необходимых случаях - осторожное, возможно, весьма длительное и необходимое преобразование (коррекция) информационной культуры на основе только природосообразных, гуманистических критериев, оправдывающих подобное целенаправленное вмешательство.

Значимым для описания категории информационной культуры выступает содержание профессионально важных качеств специалиста, определяющих конструктивную профессиональную деятельность в профессиональной среде, требующей применения современных информационных и коммуникационных технологий. Следовательно, в категории информационной культуры специалиста необходимо определить профессионально важные качества, которые имеют вероятностное влияние на структуру и динамику профессиональных ситуаций, составляющих информационную и модернизированную профессиональную среду.

Информационная культура предполагает владение педагогом определенными знаниями, умениями, убеждениями, помогающими жить в информационном обществе. Важным является наличие убеждений, потребностей использования знаний в области информатики при решении своих жизненных, предметных, профессиональных задач, то есть должна быть сформирована система познавательных и профессиональных мотивов, которые побуждают использовать эти знания и самостоятельно расширять их. Кроме того, должен существовать постоянно высокий уровень информационной потребности, осуществляться информационная психогигиена (саморегуляция информационных процессов в соотнесении их с актуальным состоянием организма). Наконец, следует выделить и такой аспект, как информационная нравственность, регулирующая вопросы доступа к чужой информации, и т. д.

Информационная культура учителя будет проявляться и в его ценностном отношении к информации, в его интересе к информационной деятельности. Педагог должен уметь четко формулировать свои информационные запросы, квалифицированно использовать любые источники информации и осуществлять сознательно их выбор. Уровень его информационной культуры проявится и в свободной ориентации в информационных потоках, знании и активном использовании технологии информационного поиска в своей профессиональной деятельности. Но особенно важно формирование информационного мировоззрения у педагога. Оно определяется выработкой у него собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком и также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учеников.

Таким образом, представленные концептуальные положения, предваряющие описание категории информационной культуры, дают нам основания предполагать, что категория информационной культуры специалиста должна быть описана как совокупность интегрированных характеристик и их показателей (критериев), структура которых определяется закономерностями взаимодействия человека с противоречивой средой и ее преобразования во взаимодействии с другими людьми. Содержательный аспект интегрированных характеристик информационной культуры базируется на субъективных факторах, имеющих вероятностное влияние на структурные и динамические характеристики образовательного процесса и определяющих способ профессиональной деятельности специалиста в информационной профессиональной среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 33-38.

2. Конюшенко С.М. Факторы и условия развития информационной культуры педагога // Информатика и образование. 2005. № 2. С.112-114.

3. Жилкин В.В. Понятие информационной субкультуры // Информатика и образование. 2005. № 2. С. 106-108.

4. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. 1999. № 3. С. 66-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.