11.2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ
Павельева Татьяна Юрьевна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Место работы: ФГБОУ ВПО Московский Государственный Технологический Университет «СТАНКИН»
Аннотация: в представленной статье с позиции социально-философского анализа исследованы понятие и содержание информационной культуры. Особое внимание уделено сходству и различиям между информационной культурой и компьютерной (кибер-) этикой, проблемы совершенствования которой, по мнению автора, связаны с неустойчивостью многих морально-этических категорий и ценностей в виртуальном мире.
Ключевые слова: информационная культура; компьютерная (информационная) грамотность; компьютерная (ки-бер-) этика; культура; постиндустриальное (информационное) общество.
INFORMATION CULTURE: CONCEPT, CONTENT
Pavelieva Tatyana U., doctor of philosophical sciences, associate professor, head of department of philosophy Place of employment: FSBEI of HPE Moscow State Technology University «STANKIN»
Abstract: in the presented article from the perspective of socio-philosophical analysis investigated the concept and content of information culture. Special attention is paid to the similarities and differences between the information culture and computer (cyber-) ethics, problems of improvement which, according to the author, associated with the instability of many moral and ethical categories and values in the virtual world.
Keywords: information culture; computer (informational) literacy; computer (cyber-) ethics; culture; post-industrial (information) society.
Дефиниция «информационная культура» связана с философской категорией «культура». При этом следует учесть, что история философской мысли демонстрирует вариативные транскрипции термина «культура». В частности, речь идет об: облагораживании субъектов и объектов общественных отношений (Сенека и др.), фундаментальных началах интегративного и в целом позитивного развития общества (А. С. Ахие-зер и др.), системе его базовых ценностей, идей, институтов (М. Вебер и др.).
Несмотря на многочисленность дефиниций рассматриваемого феномена, все они, так или иначе, сведены к следующим ключевым подходам:
1. Культура ассоциируется с социально-прогрессивной творческой деятельностью Человечества во всех сферах его бытия и сознания, которая является «диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.п.) и распредмечивания (освоение культурного наследия») [11, с.210-211];
2. Культура трактуется как «совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека» [8, с.42];
3. Культура рассматривается как эффективный способ передачи значимой для личности, общества, государства, цивилизации в целом информации последующим поколениям людей (в качестве варианта такого подхода - семиотический, при котором культура предстает как знаково-семиотическая система [7]).
В философской, научной литературе аналогом информационной культуры нередко выступает компьютерная этика (кибер-этика), которая «сформировалась в последние десятилетия ХХ века и относится к числу новых так называемых прикладных этик. Она уступает другим разделам прикладной этики (таким как биоэтика, экологическая, инженерная этика и другие) в том, что касается известности и разработанности» [4, с. 345].
Кибер-этику принято определять как современное направление прикладной этики, изучающее деятельность субъектов общественных отношений, использующих компьютер, иные элементы современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые являются атрибутивными признаками постиндустриального, информационного общества. Ее непосредственным предметом является проблематика создания, грамотного и правомерного использования субъектами общественных отношений с помощью ИКТ произведений науки, литературы, искусства, прежде всего, программных продуктов и баз данных, разработка этически допустимых принципов деятельности пользователей социальных сетей, иных ресурсов Интернета [1, с.61; 4, с.346; 5, с.73; 6, с.32; 10, с.83].
В последнее десятилетие отмеченная выше проблематика компьютерной этики заметно расширилась за счет проблематики рационального сочетания анонимности, конфиденциальности, идентификации пользователей социальных сетей, обеспечения как доступа различных интересантов к их персональным данным, так и информационной безопасности субъектов соответствующих общественных отношений, их правового регулирования [3].
Одно из следствий отмеченной анонимности - так называемый «Интернет-сленг» [9], критериями выявления которого на практике, как правило, служат демонстративная, показная неграмотность, систематическое употребление пользователем социальной сети «ненормативной» лексики, используемых в качестве оригинально трактуемой «свободы», в том числе свободы от каких-либо традиционных морально-этических норм, культурных ценностей [4, с.118].
Более того, в пользовании ресурсами Интернета целый ряд субъектов соответствующих отношений приобрели возможность поступать так, как в реальной, но не в виртуальной, жизни вряд ли отважились бы (пла-
Павельева Т. Ю.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ
гиат, неправомерное копирование авторских файлов и программ, демонстрация сцен постановочного насилия и умопомрачения, др.).
В частности, «можно констатировать появление среди обучающихся группы «реципиентов», весьма результативно использующих готовые информационные ресурсы для имитации продуктов собственной интеллектуальной активности... что не столько свидетельствует о вредоносности ИКТ, сколько говорит о неблагоприятном этическом климате в сфере организации взаимодействия обучающихся с образовательным контентом» [2, с.145].
Что касается идентификации пользователей социальными сетями, важно понимать, что нередко на практике ИКТ умышленно трансформируются из средства распространения нужной и полезной информации, в средство распространения информации, общественно вредной и опасной.
Такая информация в сочетании с распространяемыми недобросовестными масс-медиа фейковыми новостями, наряду с реализуемыми в эпоху информационного общества кибер-атаками, кибер-операциями, ки-бер-шпионажем и пр., наносит порой непоправимый вред системам обеспечения национальной и международной безопасности1.
Поэтому отнюдь не случайно аргументированы возможность и целесообразность «оправданного хакинга» для недопущения, профилактики террористических актов, преступлений, иных правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации [5, с.72].
Понятно, что многие области предметного «поля» информационной культуры, так или иначе, пересекаются с областями предметного «поля» компьютерной (кибер-) этики, проблемы совершенствования которой, как представляется, связаны с неустойчивостью многих морально-этических категорий и ценностей в действующем виртуальном (дигитальном) мире.
Но, на наш взгляд, понятие «информационная культура» шире по своему содержанию понятия «компьютерная (кибер-) этика», так как, во-первых, охватывает деятельность не только человека (индивида, лично-
1 Следует особо учесть, что фейковые новости («fake news»), кибер-атаки, кибер-операции, кибер-шпионаж и пр. - все это апробированные инструменты современных информационной войн. При этом кибер-атаки особенно актуальны тем, что очень сложно или невозможно разоблачить их подлинных организаторов и исполнителей. Так, в 2017 году «WikiLeaks» обнародовала ресурс «Vault 7», представленный массивом секретных документов ЦРУ США, в том числе о действующей структуре этого североамериканского разведывательного ведомства со специальным подразделением, которое модифицирует вирусы, чтобы они выглядели как почерк той или иной хакерской группировки. А еще раньше, в 2013 году, иностранные масс-медиа («The Washington Post» и др.) опубликовали интервью с Э.Д.Сноуденом, который указал на то, что АНБ США ежедневно собирает и анализирует около 5 миллиардов записей о местонахождении и передвижениях владельцев мобильных телефонов по всему миру, что стало возможным, благодаря программному обеспечению под названием «Co-Traveller» квантового суперкомпьютера «Penetrating Hard Targets» («Проникая в трудные цели»), взламывающего криптографическую защиту практически любого уровня сложности. В целом же когда речь заходит об информационной войне, важно понимать, что основной целью такой войны и, собственно, ее ключевой особенностью выступает то, что для уничтожения государства-противника в качестве оружия используется преимущественно население этого государства с клиповым, переформатированным с помощью фейковых новостей, кибер-атак, кибер-операций, кибер-шпионажа и пр. индивидуально-личностным и массовым сознанием.
сти), но и различных социальных групп, институтов, публичных властей (государств и им подобных образований), Человечества в целом. В связи с этим правомерно рассматривать информационную культуру как способность социума, Человечества в целом результативно и эффективно применять на практике наличные информационные ресурсы.
Во-вторых, история нашей цивилизации полна разнообразнейшими примерами доминантной в том или ином обществе информационной культуры, источниками которой выступают не столько современные ИКТ, сколько устная речь, письменность в различных ее формах и проявлениях и т.п. Более того, ряд философов, ученых не без достаточных оснований полагают, что и в сообществах животных, а также в неживом мире имеют место варианты собственной информационной культуры, отличной от вариантов информационной культуры, присущей представителям биологического вида «Homo sapiens».
В-третьих, информационная культура прямо и опосредованно связана с естественной (природной) и социальной сущностью человека, включенного в оригинальную систему общественных отношений, особо характерных для постиндустриального, информационного общества, и является продуктом его разнообразных креативных способностей, проявляясь, прежде всего, в:
- закреплении необходимых и достаточных навыков по прикладному применению все более совершенных ИКТ, программных продуктов;
- умении правомерно извлекать нужную и полезную информацию из различных источников, представлять ее вовне в доступном для восприятия и понимания виде;
- владении индуктивно-дедуктивной методикой обработки указанной информации;
- знании специфики информационных потоков применительно к тому или иному виду человеческой деятельности.
В-четвертых, неотъемлемой частью информационной культуры именно современного (постиндустриального, информационного) общества является не столько так называемая «компьютерная (информационная) грамотность» населения страны2, представителей составляющих общество социальных групп (субъектов общественных отношений), сколько их неуклонно возрастающие в объемах знания и умения применять ИКТ в своей жизнедеятельности, как для автоматизации бытовых, технико-технологических операций, так и для эффективного решения неординарных актуальных задач, требующих именно творческого подхода.
В-пятых, информационную культуру должно рассматривать в качестве неотъемной составляющей культуры действующего социума, ориентированной на надлежащее информационное обеспечение деятельности субъектов общественных отношений. В настоящее время она (информационная культура) отражает достигнутые уровни информационных процессов и эффективности сбора, хранения, обработки, представления, использования информации, обеспечивающих целостное видение и понимание людьми глобализированного мира, точного и ответственного прогнозирования в условиях его функционирования результатов принимаемых ими решений.
2 Вероятно, впервые категория «компьютерная (информационная) грамотность» была использована в 1977 году в США в обнародованной публичными властями этой страны национальной программе высшего профессионального образования. В дальнейшем она нашла достаточно широкое применение, в частности, в актах и документах ЮНЕСКО.
И, наконец, в-шестых, в содержательном плане информационная культура все более рассматривается как интегративная философская категория, структурными компонентами которой выступают, в частности: коммуникационная культура, аудиовизуальная культура, логическая культура, семиотическая культура, категориально-понятийная культура, технико-технологическая культура, сетевая культура (в том числе компьютерная /кибер-/ этика).
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 89,8%.
Список литературы:
1. Алексеева И.Ю., Шклярик Е.Н. Что такое компьютерная этика? //Вопросы философии. - 2007. - №9. - С.60-72.
2. Белякова Е.Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников //Образование и наука. - 2017. - Том 19. - №8. - С.147-162.
3. «ВКонтакте» раскрыла принципы работы с информацией пользователей //ТАСС. - 05.10.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: /Ла88.ги/оЬзс11е81уо/5644572?1Лт_8оигсе=ухпе\м8&1Лт_те (^ит^еэМор. - (Дата обращения 10.10.2018).
4. Водяникова И.Ф. Аксиологические аспекты компьютерной этики //Социально-гуманитарное познание в контексте философской инноватики. Сборник трудов Международной научной конференции /Научный редактор -А.М.Старостин. - Ростов-на-Дону: Донское книжное издательство, 2013. - С.344-347.
5. Войскунский А.Е., Дорохова О.А. Становление кибер-этики. Исторические основания и современные проблемы //Вопросы философии. - 2010. - №5. - С.69-83.
6. Войскунский А.Е., Нафтульев А.И. Актуальные психологические проблемы кибер-этики //Гуманитарная информатика. - 2007. - Выпуск 3. - С.31-39.
7. Гриценко В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.01 - онтология и теория познания /Краснодарский государственный университет культуры и искусства. Кафедра философии. - М., 2000. - 42 с.
8. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Издательство «Проект», 2003. - 336 с.
9. Карасева А.И. Интернет-сленг //Человек. - 2008. -№5. - С.118-129.
10. Кулмыганова И.А. Интернет и этика //К мобильному обществу: утопии и реальность. - М.: Издательство Московского университета, 2009. - С.82-83.
11. Философский словарь /Под редакцией И.Т.Фролова. 6-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.