Научная статья на тему 'Культура смарт-потребления: информационно-безопасностный аспект. (к постановке проблемы)'

Культура смарт-потребления: информационно-безопасностный аспект. (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
814
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА / СМАРТ-КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОСЬЮМЕРИЗМ / БЛОГЕРЫ / ELECTRONIC CULTURE / E-CULTURE / SMART CULTURE / PHILOSOPHY OF CULTURE / INFORMATION SECURITY / PROSUMERISM / BLOGGERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова М. Е.

На основе широкого философского понимания электронной культуры обосновывается актуальность понятия смарт-культуры, которое охватывает ряд ценностей и поведенческих паттернов в перспективе социально-психологического подхода к информационной безопасности. Рассматриваются потребительская культура блоггерского / сетевого просьюмеризма в сфере продвижения бьюти-продуктов, а также роль государственных и социальных институтов, каналов социальной коммуникации и самоорганизации в повышении смарт-культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Smart consumption culture: Information-security aspect (The problem statement)

On the basis of a broad philosophical understanding of electronic culture, the article substantiates the relevance of the concept of smart culture covering a number of values and behavioral patterns within the socio-psychological approach to information security. The paper considers the consumer culture of blogger / network prosumerism in the promotion of beauty products, as well as the role of state and social institutions, channels of social communication and self-organization in enhancing smart culture.

Текст научной работы на тему «Культура смарт-потребления: информационно-безопасностный аспект. (к постановке проблемы)»

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

УДК 316.77

Соколова М.Е.

КУЛЬТУРА СМАРТ-ПОТРЕБЛЕНИЯ: ИНФОРМАЦИОННО-БЕЗОПАСНОСТНЫЙ АСПЕКТ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)1

Институт США и Канады РАН, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. На основе широкого философского понимания электронной культуры обосновывается актуальность понятия смарт-культуры, которое охватывает ряд ценностей и поведенческих паттернов в перспективе социально-психологического подхода к информационной безопасности. Рассматриваются потребительская культура блоггерского / сетевого просьюмеризма в сфере продвижения бьюти-продуктов, а также роль государственных и социальных институтов, каналов социальной коммуникации и самоорганизации в повышении смарт-культуры.

Ключевые слова: электронная культура; смарт-культура; философия культуры; информационная безопасность; просьюмеризм; блогеры.

Поступила: 06.03.2018 Принята к печати: 15.04.2018

Sokolova M.E.

Smart consumption culture: Information-security aspect (The problem statement)

Institute of USA and Canada Studies of

the Russian Academy of Sciences, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. On the basis of a broad philosophical understanding of electronic culture, the article substantiates the relevance of the concept of smart culture covering a

1 © М.Е. Соколова, 2018

number of values and behavioral patterns within the socio-psychological approach to information security. The paper considers the consumer culture of blogger / network prosumerism in the promotion of beauty products, as well as the role of state and social institutions, channels of social communication and self-organization in enhancing smart culture.

Keywords: electronic culture; e-culture; smart culture; philosophy of culture; information security; prosumerism; bloggers.

Received: 06.03.2018 Accepted: 15.04.2018

Электронная культура: От философской категории к смарт-парадигме

Изменения новой информационной среды потребовали сосредоточения исследовательского внимания на особенностях виртуальной культуры во всех областях человеческой жизни.

В настоящее время проблематика электронной культуры как особого типа культуры и коммуникации, возникшей в связи с экстенсивным развитием ИКТ-технологий и Интернета, разрослась в обширную исследовательскую область. Сформировался целый ряд подходов к концептуализации ее специфики, которые дают представление о многообразии новых процессов и явлений в сфере воздействия информационных технологий на различные сферы социальной жизни в условиях виртуально-электронных реалий [Алексеев - эл. ресурс; Баева - эл. ресурс; Шлыкова, 2007]. Существующие подходы охватывают как уровень результатов творчества и коммуникации людей в условиях интенсивного развития ИТ, продуктов культурной деятельности, так и особенности самой этой деятельности, поведения тех, кто создает электронную культуру или формируется под ее влиянием.

Исследователи выделяют важные для анализа антропологиче-ско-аксиологические и эстетические аспекты электронной культуры. Если к первому ракурсу относятся вопросы виртуализации сознания, вытекающие отсюда изменения в социальном бытии человека, чувствах социальной ответственности, заботы о Другом, моральных требованиях, то эстетическая сторона включает возникновение новых форм и особенностей восприятия искусства, способов творчества, эстетической коммуникации [Баева - эл. ресурс].

Не менее важным в исследовательском отношении является и то влияние, которое электронная культура оказывает на ценностно-нормативную и этическую сферы жизни общества.

Поиск новых нравственно-ценностных оснований имеет первостепенное значение для выживания человечества в эпоху новых медиа и киберразума. Ведь оно получило не только возможность пользоваться массой технологических девайсов, но и обрело грандиозный опыт тотальной свободы и «пустоты мышления»: от пространства, от времени, от тела, чувств, обязательств и морали -свободы, которой обладает искусственный интеллект, - обездвиженности и бестелесности, сравнимой с эффектом экстази или нирваной буддизма (поклонником того и другого, как известно, был Стив Джобс).

На цифровом этапе развития человеческой культуры наряду с целым рядом чреватых последствиями и даже опасных для человеческой биологии и психологии эффектов виртуализации и информационных рисков происходит и глубинное усвоение новых культурных паттернов как результат открытия человечеством для себя законов кибермира, формируется, по-существу, новая философия культуры мира постмодерна.

Встает неизбежный вопрос: насколько жизнеспособна такая «инфицированная» свободой культура, трагична ли она и насколько губительна для человечества - пока в этой области существует масса вопросов. Очевидными здесь являются два обстоятельства: эта новая культура создает именно культурные достижения, так как, предоставляя невиданную свободу воображению, дает возможность сопрягать / соединять вещи, до сих пор не сопрягаемые. Речь, таким образом, идет именно о глубинных культурных сдвигах, новом культурном даре - умении видеть и сопрягать вещи, не могущие быть соединенными в прежней реальности человека. И, второе, - чтобы эта культура смогла преодолеть заложенные в нее «семена кибер-зла», инфицировавший и создавший ее виртуальный вирус должен быть укрощен, нужна новая культурная этика и ценности, сбалансированность старых и новых элементов культуры.

В этом контексте государственное регулирование Интернета в национальном киберпространстве (создание национальных ин-тернетов) может рассматриваться как настороженная, хотя и закономерная реакция на чрезмерность наступления новых форм кибер-жизни. Однако понимать вопросы информационной безопасности

нужно не только в ключе охраны национальных цифровых пространств, но и в духе поисков общих подходов к преодолению информационных рисков. Точно так же как в свое время на первый, общечеловеческий план вышли экологические проблемы или сценарии последствий ядерной войны, потребовав объединения народов в протесте против глобальных катастроф, в настоящее время на повестке дня стоит создание «гуманного Интернета».

Именно поэтому вопрос об информационной безопасности неотделим от глубинного ценностно-этического измерения, поиска меры во всех областях жизни, способов и путей гармоничного сосуществования с формами кибержизни, с теми новыми паттернами, которые появляются в поведении и природе человека под влиянием интенсивного натиска ИКТ.

Рассматриваемое в таком ключе понятие электронной культуры в качестве наиболее широкой философской категории задает концептуальные рамки, в которых могут возникать и другие более специальные и конкретные понятия, актуальные в информацион-но-безопасностном отношении. Перспективным здесь является поведенческий подход, согласно которому культура может рассматриваться как совокупность норм, ценностей и основанных на них поведенческих паттернов. Можно указать в этой связи на целый ряд более узких понятий, связанных с культурой поведения человека в Интернете или с его отношением к гаджетам.

Например, одно из самых известных понятий - «медиагра-мотность» (media literacy), под которой подразумевается наличие навыков, необходимых в век цифровых технологий, умение ориентироваться в разных типах медиа и источниках информации - традиционных СМИ и социальных сетях, текстовых сообщениях, видео и видеоиграх, мемах, рекламе и проч. Иногда также в этой связи говорят о медиакультуре ии медиагигиене. Представления о медиа-и информационной грамотности, медиаэкологии дают возможность подчеркнуть роль медиакритики, т.е. критической автономии граждан по отношению к медиа [Дзялошинский, 2014, с. 13].

Близким к медиаграмотности по значению является и понятие интернет-культуры (Internet culture), культуры подачи информации и общения пользователей в Интернете. В понятие интернет-культуры могут входить самые разные аспекты. Именно сюда относится круг явлений, связанных с взаимной вежливостью пользо-

вателей Интернета и противодействием кибербуллингу, защитой детей и подростков и пр.

Область, очерчиваемая понятием кибер-культуры, включает в себя прежде всего использование возможностей компьютерных игр и технологий компьютерной реальности. Законы игровой жизни, геймеризация сознания как характерная черта виртуальной культуры в целом многое меняют в мировосприятии и психологии отдельных людей и общества в целом. В то же время можно говорить и об отдельной геймерской субкультуре, ее ценностях, особенностях поведения.

Такие понятия, как гик-культура, кибераскетизм, также могут быть включены в список понятий, описывающих различные поведенческие и социальные паттерны, связанные с ИКТ.

Гик-культура отсылает к поведению группы продвинутых пользователей ИТ, увлеченных высокими технологиями и имеющих свою систему ценностей, где во главе угла стоят ИТ-устройства -компьютеры, гаджеты. Культура увлеченных биохакингом также входит в этот ряд, поскольку характеризует поведение и ценности той группы пользователей технологий, которая изменяет и усовершенствует / модифицирует свое тело, используя при этом технологии, гаджеты, например вживляя биочипы и пр.

И напротив, кибераскетизм и близкие к нему субкультуры объединяют тех людей, которые стараются ограничить пользование различными электронными гаджетами для себя и своих близких, порой даже совсем изолируют себя от цифровой интоксикации хотя бы на время в специальных лагерях [Савицкая, 2014, с. 86]. Феномен цифровой детоксикации (отказа от чрезмерного увлечения гаджетами) все больше становится одним из важных элементов электронной культуры.

Очевидно, что этот концептуальный ряд неизбежно будет пополняться и дальше по мере появления новых культурных явлений в этой области.

Предлагаемый термин «культура смарт-потребления» дает возможность сконцентрировать внимание на поведении человека как потребителя 1Т, инновационных технологий и информационных продуктов перед лицом бесконтрольности информационных воздействий и всеобщего манипулирования, усиления социального контроля в условиях посттравматического общества, когда, по словам известного российского журналиста Игоря Засурского, система

электронных коммуникаций заменила человечеству одновременно спинной и головной мозг [RIGF, 2018].

Приставка «смарт» (умный - англ.) в последнее время появляется перед различными терминами в русском языке все чаще и чаще. Одно из значений - сугубо техническое, когда аббревиатура S.M.A.R.T. (расшифровывается англ. Self-Monitoring, Analysis and Reporting Technology) означает технологию оценки состояния жесткого диска встроенной аппаратурой, специальной программой с целью самодиагностики, анализа и отчетности, а также механизм предсказания времени выхода его из строя [Smart-цели: технология постановки задач].

Во втором значении это слово также является аббревиатурой, которую ввел американский ученый Питер Друкер в 1954 г. для обозначения поведенческих технологий выработки стратегий определения и достижения целей, рациональной постановки задачи реализации какой-либо жизненной стратегии, прежде всего в бизнесе, менеджменте и проектном управлении.

Однако сейчас этот термин все чаще используют в более широком значении, содержание и границы которого пока не устоялись окончательно. Например, говорят о смарт-, или умном, городе, когда речь идет об оптимизации городской жизни (например, систем транспорта, энергопотребления) за счет автоматизации различных процессов. С этой целью создаются сети умных вещей, которые автономно обеспечивают процессы жизнедеятельности города и его жителей, что дает возможность значительной экономии ресурсов и предикативной диагностики неполадок.

Таким образом, термин постепенно выходит за рамки прежнего технического или бизнес-стратегического значения на уровень гораздо более широкого общесоциального анализа. В этом случае приставка «смарт» заимствует в первичной области использования смысловой оттенок поведения, основанного на владении инновационными ИТ, рациональной последовательной постановке целей и выполнении задач, измерении и проверке этого выполнения, постоянной самодиагностике.

Все чаще говорят, например, о Smart- или смарт-, иначе говоря, «умном обществе» - просоциальном и открытом изменениям. Новые смарт-граждане этого общества используют продвинутые технологии для преобразования социальной модели и тем самым освобождают место для дальнейшего развития человечества «на

пути к гуманизму, высокому уровню доверия и свобод», как считают некоторые исследователи [Абрамова, 2018, с. 36]. В таком обществе на новый уровень переходит инфраструктура информационного взаимодействия, система управления, научная и образовательная деятельность, вся жизнедеятельность человека. От его граждан понадобятся умение работать и думать в таком новом информационном мире, взаимодействовать со смарт-технологиями, пользоваться его благами, но не забывать и об обратной стороне жизни в этом обществе. Ведь человек платит определенную цену, теряя возможность обеспечения приватности своей личной информации и частной жизни. Все его действия, отраженные в цифровом пространстве, становятся отслеживаемыми и прозрачными. В связи с этим неизбежно возрастает информационное давление на личность, резко уменьшается сфера ее свободы и самоопределения.

Смарт-обществу должны соответствовать и смарт-граждане. Для их поведенческих паттернов в новом мире, где нужно гибкое и умеющее работать с информацией и технологиями мышление, оправданно позаимствовать определение «смарт».

Такой смарт-гражданин, кроме владения новыми технологиями, должен быть очень чувствительным к рискам нового общества, негативным социальным последствиям. В то же время он постоянно должен совершенствовать свои умения жизни в этом обществе.

В фокус рассмотрения здесь попадает человек как рациональный потребитель (в очень широком значении слова) по отношению к информационным и медиатехнологиям и продуктам, а также порождаемым ими многообразным жизненным практикам и продуктам. Речь идет именно об его ответной активной реакции на ситуацию. И главным аспектом здесь является антиманипуляци-онный потенциал понятия смарт-культуры.

Потребителями люди становятся в самых различных жизненных ситуациях. Это и банальная покупка продуктов в любых офлайн-магазинах и на онлайн-площадках. Просмотр телешоу, предвыборных теледебатов, образовательной, банковской, страховой, медицинской и любой другой услуги, использование разнообразных технологий и гаджетов тоже является актом потребления. Все это сферы потребительских действий и в то же время зачастую незнания своих прав, столкновения с совершенно новыми ситуациями в условиях информатизированного технологизированного

общества, когда у обычных людей просто нет возможности знать всю подноготную создания этих «товаров». Приобретая девайс, гаджет, технологию, научную идею, потребитель приобретает и то, что стоит за этим, вложено в него создателями, а заодно и разнообразные социальные последствия своего выбора. При этом производители, представители бизнеса также не думают о таких последствиях своей продукции, которые касаются всех.

Например, пользуясь продвинутыми технологическими возможностями 1оТ (Интернета вещей), потребители в большинстве своем не осведомлены, что именно самые простые устройства в этой сети умных вещей (например, видеокамеры с выходом в Интернет), к которым хозяева делают обычные незамысловатые пароли, являются идеальным каналом для информационных угроз / атак. Так, крупнейшие ББо8-атаки 2017 г., как отмечают специалисты, были связаны именно с заражением устройств 1оТ. Дроны, автомобили-беспилотники, этические и юридические последствия внедрения этих инноваций для водителей и пешеходов, ход законодательного обеспечения инноваций, безопасность наших персональных данных (а точнее сказать, их полная незащищенность) -для большинства это малознакомые и непонятные вещи. Большие данные, формируемые на основе так называемого «цифрового следа», оставляемого каждым из нас, т.е. наших собственных персональных данных, цена которых порой так невелика в наших глазах, - постоянный предмет интереса со стороны охотников за содержанием головы, предпочтений потребителей. Именно на основе их затем формируются нейротехнологии «продажи прямо в мозг» [Форум «Открытые инновации-2017» - эл. ресурс].

Таким образом, внедрение новых ИТ-технологий и созданных на их основе ИТ-продуктов - это огромное поле для упущений в потребительской культуре, начиная от небрежного отношения к паролям и до незнания законодательства или даже его отсутствия по многим актуальным поводам, незнания способов потребительского поведения в различных ситуациях.

Между тем информационная «оболочка» продукта (затраты на рекламу, создание бренда, продвижение в рейтингах, маркетинг на основе кастомизации, насыщенное информационное сопровождение до продажи и после и проч.) занимает все большую часть в его создании. Поэтому многое в потребительской культуре зависит от знаний о том, что стоит за тем или иным сервисом, услугой, то-

варом, составом лекарственного или косметологического средства, товара, от знаний о «закулисье» создания продукта, брендинге и пр. Человек как потребитель неизбежно должен соответствовать условиям жизни в информационном обществе, если он не желает быть бессильной игрушкой в руках бизнеса и рекламы, должен приложить немалые собственные усилия для дешифровки информационного и символического послания, кода, содержащегося в любом товаре, будь он материальным или идеальным, чтобы понимать, что за продукт ему предлагается и что его хотят заставить «купить» в широком смысле этого слова. А для стран, где, как в России, не сложилась еще потребительская культура, соответствующая новым условиям жизни в информационном обществе, а также соответствующее законодательное обеспечение, система стандартов, экспертизы, этических норм и пр., это тем более важно.

Таким образом, имея дело со смарт-технологиями ближайшего будущего, тесно связанными с поведением человека, которые реагируют на его поведение и контролируют его, и могут работать только при использовании огромного количества персональных данных, человек как потребитель встает перед проблемой собственного активного смарт-поведения в условиях существования «умного общества» со свойственными ему законами. На пороге такого смарт-общества он находится перед необходимостью выбора безопасных для него продуктов и технологий, что в свою очередь диктует необходимость знания о самих многообразных продуктах, обо всех связанных с ними производственных и информационных процессах.

Культура смарт-потребления в России

Правда, формирование смарт-поведения потребителя -весьма нелегкая задача в условиях российского общества потребления. С одной стороны, например, выходит огромное количество телевизионных передач и публикаций в прессе на потребительскую тематику и тематику здорового образа жизни, порой излишне скандальных, заостренных или содержащих нативную рекламу, порой достаточно объективных. Интернет, форумы, специализированные издания заполнены большим количеством отзывов о новых гаджетах.

Однако о том, что реклама все же одерживает верх над этими информационными потоками, свидетельствует содержание потребительской корзины, заполненной как раз теми продуктами, о которых идет речь. То информационное конструирование продукта, которое находится «за кадром», за рекламой, для многих потребителей -неизвестная территория. Между тем последствия социального незнания, например, в области использования продуктов питания, содержащих компоненты невысокого качества, проявляются отсроченно. Так, эксперты-медики говорят о том, что наиболее здоровым поколением было поколение детей, выросших в 1990-е годы. В силу нехватки средств у большинства населения они питались лишь простыми продуктами, без того количества вредных компонентов, которые в них содержатся сейчас. У рождающихся сейчас младенцев гораздо больше проблем со здоровьем [Соколова, 2017].

Такими же отсроченными неизбежно станут и последствия для общественного здоровья нынешних медицинских реформ в России, которые подаются на официальном уровне в достаточно лакированном виде и не обеспечены пока реальной статистикой.

В то же время культура правового и социального поведения населения, направленного на проведение экспертизы, выяснение состава продуктов, борьбу за компенсацию нанесенного в результате использования некачественного продукта, низка. Правда, в настоящий момент в связи с развитием телемедицины формируется сегмент активного потребительского поведения в Интернете, направленного на поиск и проверку информации о лекарствах, использование данных фитнес-гаджетов, поиск нужной медицинской организации и пр. Формируется и сегмент блогосферы, участники которого специализируются на торговле продуктами ЗОЖ, натуральными и органическими продуктами и также стремятся найти и получить соответствующую информацию.

Современная информационная среда страдает от огромного количества избыточной, выдаваемой в качестве сенсационной и остроактуальной информации, что трансформирует восприятие читателей. В медиапотреблении на место рациональной интеллектуальной оценки, когнитивного подхода приходит доминирование эмоционального чувственного восприятия, иррационализм, создание запоминающегося яркого визуального образа. Множество фейковых новостей дезориентируют читателя и в то же время

служат средством получения рекламных бонусов для их распространителей. Низкая медиакультура и яркие, сенсационные заголовки способствуют их мгновенному распространению и сильному искажению картины мира. СМИ и социальные медиа, а также вступившие не так давно в медиасферу компании-ИТ-гиганты, и прежде всего «Фейсбук», по мере своего развития все больше становятся средством манипулирования общественным мнением. Абсолютно все, даже популяризация науки, научная информация спектак-лизируется в духе «общества спектакля» Ги Дебора. Политическая оппозиция и разоблачительство приобретают вид политического шоу при активном участии СМИ, существуют в форме политической провокации. Область международных отношений, во-многом благодаря информационным войнам, распространению фейковых новостей в СМИ и социальных сетях, подошла к такому состоянию, что, как отмечают специалисты, а ученые-атомщики подтверждают, часы «судного дня» 25 января 2018 г. были переведены на 2 минуты до апокалипсиса впервые с 1953 г. [Российско-американская конференция, посвященная вопросам уменьшения ядерной угрозы, 2018].

Инновационные прорывы являются необходимой частью современного успешного экономического развития. Но в России практика внедрения инноваций пока не может похвастаться явными успехами - страна ни законодательно, ни в отношении социально-психологического климата не готова к этому. Например, показатель успешного внедрения роботов в нашей стране один из самых низких в мире - 1 робот на 10 000 работников. В России за 2015 г. было продано всего 550 роботов, а за 2016 г. и того меньше -316 штук. Сейчас же по плотности роботизации первое место занимает Корея - 531 многофункциональный робот на 10 000 работников, задействованных в промышленности [Мухамедзянова, 2017].

Между тем на базе инновационного кластера «Сколково» уже активно действует ряд успешных отечественных компаний, предлагающих разнообразные инновационные разработки (беспи-лотники-автомобили, дроны, нейроинтерфейсы, экзоскелеты, самые различные роботы, виртуальная и дополненная реальность и пр.), а стартапы множатся один за другим. И все это на фоне отсутствия соответствующей законодательной, техническо-стандартной, образовательной, кадровой базы для внедрения этих инноваций.

При этом, согласно исследованиям, только 16% общества принадлежат к ранним последователям технологий, которые, например, первыми покупают гаджеты, инвестируют в криптовалюту и пр. Остальные же 84% в разной степени склонны к консервативности, недоверию к переменам. У них нет ни соответствующих знаний, ни образования, окружения, экосистемы, подталкивающей их в нужном направлении. Но зато у них в высшей степени сильно сопротивление новому, стремление к сохранению стабильности и страх неопределенности. В России же свойствен и так называемый высокий показатель «избегания неопределенности», т.е. желание уклоняться от неясных, непредсказуемых ситуаций [Абрамова, 2018, с. 36]. Таким образом, человек как потребитель и здесь стоит перед нелегкими задачами кооптации в смарт-общество.

Но есть и другие мнения по поводу того, насколько в обществе высок уровень доверия технологиям. Некоторые исследователи считают, что в нашем обществе налицо высокая степень безусловного доверия к технологическим сервисам на фоне достаточно высокого уровня недоверия - специалистам, сервису, продуктам, властям. Порою сторонники полной электронизации страстно настаивают на полном отказе от людей в роли посредников во многих процессах, например при проверке документов и билетов на самолет в аэропорту и других сервисах самообслуживания. С их точки зрения, в школах как можно скорее должны быть введены электронные учебники, поскольку дети ненавидят школу именно потому, что им приходится носить бумажные книги [Соколова, 2018].

Некоторые известные эксперты уверены, что вопреки мнению о высоких рисках, связанных с информационными технологиями, многие в нашем обществе считают, что, например, такие сервисы, как элементы электронного государства («Мои документы» и др.), заслуживают большего доверия, чем люди, поскольку власть, институты власти и государства в России, такие как суды, муниципалитеты, органы правопорядка, максимально дистанцированы от людей (Виктор Вахштайн) [Пленарное заседание дня: Доверие, мобильность, разнообразие. Ценности новой экономики, 2017]. И это, безусловно, так, если говорить о миллениалах (поколение 2), «родившихся с кнопкой на пальце» [Минин, 2018, с. 27], для которых с детства естественным является использование самых различных гаджетов и привычка к общению в социальных сетях. Технические сервисы, таким образом, становятся механиз-

мом, посредником, который замещает доверие к институтам. Еще лучше это видно на примере уже начавшегося выхода на рынок ИТ-продуктов, основанных на технологии блокчейн. Использование блокчейн дает возможность отказаться от любых посредников и за счет этого сократить расходы. Казалось бы, налицо торжество доверия к технологиям. Однако это доверие влечет за собой серьезные потрясения для банковской системы, финансовых технологий и в целом рост боязни потери работы и потрясений, а значит, негатив по отношению к технологическому развитию. Доверие и недоверие к инновационным технологиям здесь тесно связаны между собой и находятся в алгоритмическом соотношении.

Следует добавить, что даже при наличии хорошо работающих элементов электронного государства наше общество еще далеко от того, чтобы воспринимать властные структуры как партнера. К тому же срок их существования еще слишком невелик, чтобы делать долгосрочные выводы. Да и многие люди о них пока просто не знают. Впрочем, и здесь пока происходят активные изменения, например, реализация проектов по созданию единой интеграционной платформы, каталога, объединяющего весь госвеб: и федеральные, и муниципальные сервисы. По идее его создателей, такая интеграция должна сделать эти сайты известными и доступными, значительно упростить их поиски, доступ к ним [Шадрина, 2018]. Однако в этой сфере существуют и коррупционные явления, имитация активного гражданского участия СМИ, просто излишняя шумиха [Ковалев, 2017].

На этом фоне потребность в рациональном поисково-критическом потребительском поведении огромна. На фоне максимального упрощения информационных потребностей, требований к содержанию медиапосланий, содержащихся во всех информационных продуктах, общество срочно нуждается в формировании и совсем других навыков - навыков вдумчивого разумного потребления. Речь идет о социально ответственном и долгосрочном потребительском поведении в условиях технологизации всех сфер жизни, умении формировать у себя такое поведение (смарт-потребление) и навыки. Нельзя забывать и о той роли, которую в этом процессе могут сыграть социально-ответственные субъекты - различные коммуникационные каналы (СМИ, РЯ), государственные и социальные институты и организации, эксперты и экспертные организации и площадки, сами субъекты.

О том, что навыки критического мышления в массовом масштабе сведены до минимума и о необходимости их поддержания, формирования, говорят очень многие. Огромное количество ИТ-специалистов и экспертов считают, что это нереалистично, чему способствует низкое качество образования, распространение гад-жетов, замусоривание информационной среды, законы сетевой жизни. «Информационные пузыри», в которых мы живем, давно уже превратились в каменные мешки, которые невозможно стащить с головы, как говорят исследователи [Сети 4.0. Скорость изменений. Открытая конференция, 2018]. Многие из исследователей и медиапрофессионалов отстаивают необходимость продвижения темы медиа информационной грамотности (МИГ) и критической автономии граждан по отношению к медиа медиаэкологии, медиа-грамотности, медиаобразования, медиакультуры и медиакритики [Дзялошинский, 2014, с. 13].

Таким образом, под смарт-культурой подразумевается комплекс поведенческих и регулирующих практик со стороны различных субъектов социальных отношений, индивидов, социальных, образовательных и государственных институтов, а также самого интернет-сообщества (в лице представителей ИТ-бизнеса и экспертного сообщества, органов регулирования Интернета), направленных на обеспечение безопасности общества и индивида в условиях высоко агрессивной и неопределенной информационной среды. Индивидуальный уровень является, наряду с уровнем государства и социальных институтов, - одним из важнейших для ее формирования.

Представляется, что смарт-культура - многообразна, но думается, что в настоящее время пока можно говорить лишь об отдельных ее проявлениях, выявление которых является актуальной исследовательской задачей.

Информационно-безопасностный аспект смарт-потребления

Понятие смарт-потребления является исследовательско-продуктивным в рамках социально-психологической трактовки информационной безопасности наряду с технократическим подходом, сосредоточенным на безопасности информационных ресурсов, технологической инфраструктуры и гаджетов.

В рамках социально-психологического подхода ряд исследователей рассматривают информационную безопасность как состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора [Дзялошинский, 2016].

Среди информационных угроз, которым уделяют особое внимание, представители этого подхода выделяют прежде всего следующие.

Это превращение коммуникативной активности в доминирующий фактор социальной жизни («Сегодня слаб тот, кто не может громко заявить о себе, а тот, кто отсутствует в коммуникативной среде, - практически не существует. Самореализация личности понимается как ее внешняя самодемонстрация») [Дзялошинский, 2016, с. 10]. Индивид и общество зависимы от состояния коммуникативных сетей и процессов, которые теперь полностью определяют профессиональные успехи. Сеть коммуникаций так плотно охватывает человека, что преграждает ему путь к реальности, которая постепенно заменяется виртуальной реальностью. Происходят инфляционные процессы в сфере коммуникации (девальвация слова, доверия к коммуникации, идеологии, призывам и лозунгам). Критерий массовости коммуникации ведет к примитивизации содержания и развлекательности формы, а у аудитории все больше формируется клиповое сознание. Все больше реприватизируется, уходит из-под контроля самих граждан их личная информация, персональные данные (так называемый цифровой след), которые становятся предметом коммерческого интереса и торговли. Все больше принято говорить об опасности фейковых новостей, новым аспектом является объединение онлайна и офлайна [КЮР, 2018].

В целом мы можем определить смарт-культуру потребления как постепенно формирующуюся совокупность разнородных поведенческих практик различных социальных субъектов - индивидов и институтов, направленных на обеспечение безопасности, противодействие информационным угрозам, связанным с социальным контролем и манипулированием, усилением влияния каналов коммуникаций, уходом человечества в виртуальную реальность и пр. Человечество открыло «ящик Пандоры» и уже не в состоянии закрыть его вновь. Остается либо безнадежно ожидать

рано или поздно неизбежной катастрофной реакции информационно-экологической среды на информационные злоупотребления, либо пытаться найти способы защиты, контр-поведения для предотвращения летального / критического исхода ситуации. И то, что делается сейчас на уровне национально-государственного регулирования Интернета и его законодательного и технологического обеспечения - лишь часть задачи. Причем такое регулирование, с одной стороны, может иметь слишком бюрократизированные и негибкие формы. С другой стороны, само же государство часто и нарушает те социально-психологические нормы информационной безопасности, о которых говорилось выше, поскольку является активным деятелем на этой арене и во внутренней и во внешней политике.

Именно в связи с этим возросло и значение саморегулирования различного рода профессиональных сообществ - ИТ, РЯ, СМИ. А также и поиск практик смарт-потребления на уровне самих пользователей.

Так, например, представители такого ведомства, как Федеральная антимонопольная служба, призывают к формированию механизмов саморегулирования силами самого рекламного сообщества с целью создания в России норм цивилизованного конкурентного поведения. Такие механизмы саморегулирования пока находятся в состоянии становления и оформления, но при должной поддержке и культивировании у них есть возможность превратиться в работающий институт гражданского общества. Это подчеркнула, выступая на Национальном рекламном форуме осенью 2017 г., замначальника Управления контроля рекламы и НДК антимонопольного органа Татьяна Никитина. Взаимная ответственность участников рынка должна достичь такого уровня, когда государству не придется принимать чрезмерные меры по регулированию отрасли. Закон о рекламе содержит в себе достаточно необходимых норм для регулирования деятельности рынка. Однако есть определенные нюансы, которые могут регулироваться не государством, а самим сообществом. По словам спикера, когда ФАС России оценивает соответствие той или иной рекламы закону, то в первую очередь служба рассматривает ее с точки зрения защиты потребителей от недостоверной информации, от рекламы, которая вводит потребителя в заблуждение и может причинить вред. Однако есть такие сферы, которые требуют большей вовлеченно-

сти со стороны предпринимательского сообщества в детальное и ответственное саморегулирование [Никитина, 2018].

Не менее активно ведут себя и представители российского экспертного и ИТ-сообщества. В их мобилизации активную роль играют такие некоммерческие организации и центры, как АНО «Цифровая экономика» и «#ПравоРоботов», российский Институт развития интернета (ИРИ), Региональный общественный центр информационных технологий (РОЦИТ), информационная интернет-площадка Runet ID, ICANN и проч., многочисленные форумы, которые собирают представителей бизнеса, науки и экспертов, в том числе и в инновационном кластере Сколково, что в значительной мере способствует саморегуляции процессов в Интернете. В этой же связи среди специалистов по кибербезопасности популярной сейчас является так называемая модель мультистейкхол-дерства. Речь идет об объединении пользователей Интернета для создания «щита доверия», который бы помог найти баланс между свободой слова и обеспечением безопасности в Интернете. Необходимо научить пользователей Интернета отличать фейки от не-фейков, правда, возможность этого вызывает сомнения у многих экспертов [RIGF, 2018].

Большую роль в преодолении страха перед последствиями технологического развития в обществе, боязни неопределенности как неизбежного последствия социальных изменений, например роботизации рабочих мест, должно сыграть распространение позитивного имиджа технологий [Абрамова, 2018, с. 37]. Таким примером успешного социального промоушена инновационных ИТ является путешествие по миру человекообразного робота Софии, созданного гонконгской компанией Hanson Robotics и активированного в 2015 г. [Robot Sophia speaks at Saudi Arabia's Future Investment Initiative - эл. ресурс]. София уже побывала в России, Саудовской Аравии, странах Европы, где она всегда выступает на родном языке данной страны. Везде появление этой симпатичной роботессы сопровождалось выступлениями, публикациями в СМИ и обсуждениями в социальных сетях. Причем Софии удавалось найти очень удачные ответы на порой нелегкие вопросы. Так, на форуме «Открытые инновации» в Сколково София ответила на вопросы журналистов и прокомментировала опасения Дмитрия Медведева о том, что искусственный интеллект может обнулить мозги человечества: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Из ва-

шей вчерашней речи я поняла, что вы думаете о потенциальных рисках использования роботов и искусственного интеллекта. Не могу не ответить на ваши опасения. Будучи человекоподобным роботом, могу с уверенностью сказать, что вам совершенно не о чем беспокоиться» [Форум «Открытые инновации-2017» - эл. ресурс]. А на форуме в Саудовской Аравии, выступая на Future Investment Initiative 2017, София следующим образом отозвалась об угрозе искусственного интеллекта. «Вы читали слишком много Илона Маска и смотрели слишком много голливудских фильмов, -сказала она. - Не волнуйтесь, если вы мне симпатичны, я буду с вами мила. Относитесь ко мне как к умной системе ввода-вывода» [Saudi Arabia first country to grant robot citizenship, 2017]. В рамках PR-акции роботессе даже было дано гражданство этой страны (а этого не могут добиться очень многие иностранцы, живущие в стране). Кроме того, роботесса выступала, не закрывая лицо, что тоже активно обсуждалось в социальных сетях. И в остальных странах София активно представительствовала на самых различных мероприятиях, демонстрируя социальную коммуникабельность и безупречно позитивный имидж. Таким путем позитивный PR роботов пытается решить задачу, как показать суперинтеллект безопасным и общественно полезным, вызвать симпатию к нему и устранить те достаточно сильные опасения и предубеждения (стереотип «восстание роботов, машин»), которые существуют в общественном сознании уже давно и теперь способны актуализироваться в новых условиях. Подобного рода крупномасштабные PR-акции должны быть предприняты и в России.

Таким образом, для того множества поведенческих практик, которые можно отнести к смарт-культуре, проявлений культуры смарт-поведения, характерны становящийся, формирующийся характер, критическое поисковое поведение, стремление научиться адаптироваться к социальным рискам, неизбежное постоянное балансирование в рамках жизненной дихотомии доверие / недоверие, постоянные усилия по адаптации к инновационным изменениям.

По сути, это неизбежное адаптивное поведение граждан как потребителей в условиях непрерывного радикального технологического развития и изменения всех сфер социальной жизни, к чему пока не готово большинство российского населения. И если крупнейшие аналитические агентства отмечают, что России сейчас нужна реальная «капитализация» всей жизни, вовлечение всего

населения в процесс капиталистических изменений, цифровиза-цию экономики, без чего страна будет обречена на создание «потемкинских декораций» и отставание в глобальной экономической конкуренции, то не менее важным является и понимание того, что ситуация требует от граждан нового активного социального поведения [Соколова - эл. ресурс]. В цифровую экономику не удастся пройти как на парад, это скорее драматический и противоречивый переход, который требует также и активного рационального критического поведения граждан. Однако пока уровень смарт-культуры не может быть оценен как достаточный.

Особенности блогерско-сетевой культуры потребления (На примере рынка продвижения бьюти-товаров)

Сетевой просьюмеризм является новой потребительской культурой, связанной с ИТ, что заставляет внимательно приглядеться к происходящим здесь противоречивым процессам. Можно ли найти здесь проявления смарт-поведения, продуктивные смарт-практики или постепенная коммерциализация сетевых отношений, проникновение сюда бизнеса, рекламы ведет к постепенной ликвидации поискового, рационального и критического компонента в поведении?

Как законы сетевой жизни трансформируют культуру потребления и как они сами трансформируются под встречным влиянием бизнеса, наглядно видно на примере вовлечения сетевых сообществ, блогеров в коммерческие отношения на рынке бьюти-товаров. «Селфизация» сетевой жизни способствовала росту спроса на такие товары.

Сообществам, сложившимся в социальных сетях, с самого начала были свойственны такие черты стиля жизни, как абсолютное доверие к информации, полученной от «френдов», и, напротив, недоверие к «большому» внешнему миру, формальным иерархическим социальным институтам и отношениям, профессионалам, отъединенность от внешнего мира. Характерен для них и просью-меризм.

Просьюмеризмом исследователи называют такое поведение, когда потребители становятся одновременно и производителями. Потребительская культура на основе принципа Do It Yourself

(«сделай сам») уходит своими корнями в стихийный демократизм и психологию самоосуществления и жизнестроения контркультуры, анархический протест против формальных жестких структур [Плотичкина, 2013]. Примерами децентрализованного сотрудничества большого количества равных участников могут служить работа над Википедией или при разработке свободного программного обеспечения. На основе такой сетевой модели взаимодействия с использованием возможностей новых ИТ, функционала, предлагаемого в социальных медиа и сетях, открываются возможности для стирания границ между производителем и потребителем, потребителем и гражданином [там же].

Данная практика достаточно рассмотрена по отношению к политической деятельности, сфере гражданского участия, когда появление новых форм гражданского участия рассматривается как переход к демократической сетевой структуре общества. Не менее интересны и его экономические формы, участие высокоактивных потребителей в бизнес-процессах.

Все характерные черты сетевой модели поведения быстро были замечены маркетологами и стали предметом подробных исследований, направленных на понимание того, как сетевая коммуникация может быть использована в бизнес-процессах. Каковы же, согласно этим исследованиям, особенности поведения нового поколения в области выбора бьюти-продуктов и мотивации для выбора косметических продуктов?

Поколение миллениалов с новыми потребительскими предпочтениями и привычками очень заботится о своей внешности, привыкло искать информацию об этом в Интернете, но гораздо больше (на 60%) доверяет мнениям друзей по социальным сетям, блогерам, обсуждениям на форумах, а не официальным маркетологическим стратегиям крупных фирм.

Профессионалы воспринимаются ими как люди, навязывающие маркетинговую историю, скрывающие правду. Гуру в области косметологии для них становятся те самые бьюти-блогеры, чьи оценки продукта могут как способствовать его успеху, так и серьезно пострадать от негативных отзывов. Миллениалам гораздо привычнее воспринимать информацию визуально, что для маркетологов делает важным использование Youtube, Instagram. Не менее важны для них Twitter и мессенджеры [Соколова - эл. ресурс].

Онлайн-коммуникациям, которые выбрало новое сетевое поколение, свойственны мобильность, дистанционность, продажи через Интернет, что повлияло на каналы распространения бьюти-продукции. Возник новый инициативный бизнес-стиль, опирающийся на большой базовый ассортимент и его быстрое обновление, ориентацию на персональные запросы покупателя, избалованного возможностями онлайна и задающего сложные поисковые запросы. В то же время этот стиль опирается на дружеское личностное обращение к потребителям, рекомендации друзей в сетях. Блогеры, как правило, отказываются от использования готовых рекламных текстовок или шаблонов.

Среди нового поколения очень силен экологический тренд: выбирая косметическую продукцию, они, как потребители, стремятся к сочетанию красоты и здоровья, часто склонны приобретать натуральные или органические продукты, проверяют состав продуктов вследствие недоверия к безопасности продуктов обычной традиционной косметики, учитывают при покупке косметики не только цены и марки, но и ее безопасность для самого человека, его друзей и его планеты в целом, т.е. выбирают прозрачность продукта во всех отношениях. Новым покупателям важно знать, насколько косметические продукты безопасны для природы, не используется ли при их производстве труд детей и пр. Лучшим аргументом при позиционировании натуральной косметики является оценка ее как части стиля жизни, основанного на ее безопасности для самого человека, его друзей и его планеты. При этом молодые люди используют при покупке для сканирования составов продуктов свои гаджеты с загруженными в них специальными мобильными приложениями, демонстрируя тем самым абсолютное доверие к технологиям. Такие приложения постепенно стали получать все большее распространение на Западе. Специальные программы содержат информацию о различных веществах, входящих в состав косметических продуктов. Пользователь, таким образом, может выбрать продукт на основе квалифицированного потребительского поведения, опираясь на возможности ИТ-гаджетов [Соколова - эл. ресурс]. У покупателей вызывает интерес и использование других новых технологий, например 3Б-принтера, для производства косметических продуктов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частью аутентичности этого поколения является стремление принимать участие в создании продукта, что позволяет им дове-

рять этому продукту. Так, например, во Франции сейчас вместо готового шампуня принято продавать в отдельных мешочках специально подготовленную воду и концентрат. Сам покупатель потом может смешать их в определенных пропорциях, приготовив нужное количество шампуня, что к тому же позволяет не загрязнять окружающую среду пластиком [Соколова - эл. ресурс].

Презентация продукта и реклама на основании принципа Do it yourself ведет к тому, что порой очень популярными становятся неожиданные блогерские маркетологические ходы. Например, известная девушка-блогер стала миллионером после того, как придумала использовать в качестве спонжа для демакияжа силиконовый вкладыш из дамского белья. В продвижении детской косметики «блогомамы», продвигающие детскую косметику со словами «я сама выбрала / сделала это для своего ребенка...» также пользуются неизменным успехом у молодых родителей. Подобного рода продвижение товаров уже получило название инфлюнсер- или рекомендательного маркетинга, осуществляемого посредством лидеров мнений.

Следуя этому тренду, многие новые бренды последних лет позиционируют себя именно с учетом поиска искренности и доверия со стороны пользователей сетей по принципу «я сам / сама создала эту косметику для вас, потому что не могла найти средство, которое удовлетворяло бы моим нуждам».

Бизнес очень скоро пришел в сети вслед за своими покупателями, так же как теперь и реклама, и СМИ, и ТВ устремились вслед за ними в мессенджеры, Instagram, Twitter. Речь идет как о рекламе, так и о сбыте товаров. Вслед за мелким бизнесом туда пришли и бренды, позиционируя себя в соответствии с законами сетевой жизни.

Сегодня бизнес в целом больше немыслим без использования цифровых каналов для рекламы и сбыта, цифровой трансформации всех внутренних и внешних бизнес-процессов, использования больших данных о потребителях и фокуса на кастомизации, т.е. изучении персональных запросов и потребностей клиентов. И бьюти-индустрия здесь не исключение. Здесь также используются все цифровые каналы для рекламы - ведение страничек в сетях (брендов в целом и корпоративных блогов), контакты с лидерами мнений - селебритис, блогерами, задействование технического функционала и сервисов, предоставляемых в социальных сетях для

баннерной и контекстной рекламы, повсеместная торговля базами персональных данных. При этом осуществляется персонализированный, направленный на потребности покупателя подход, подчеркивающий прежде всего уникальность каждого человека. Крупные традиционные компании зачастую покупают перспективные инновационно-ориентированные стартапы, что должно способствовать вливанию нового содержания в традиционные бизнес-формы.

Бизнес использовал и просьюмеристский подход - со-участие в создании бьюти-продуктов, когда в рамках сетевых взаимодействий - в социальных сетях, на форумах, среди комьюнити -потребители на краудсорсинговой основе безвоздмездно участвуют в проектировании, улучшении, тестировании продукта, например в решении того, какой цвет и запах должен быть у косметики. Производство не только ориентируется на требования потребителей, но и осуществляется ими на основе взаимного массового доверия. Впоследствии они же становятся и первыми покупателями этих продуктов.

В результате коммерциализации сетевого пространства то самое доверие, которое было так важно для сетевого общения, коммерциализируется и профанируется, например, с помощью технологий «накручивания» виртуальной статистики на так называемых виртуальных биржах, предназначенных для покупки лай-ков в социальных сетях. В то время, как пользователи отмечают лайками понравившиеся им блоги, сюжеты, сами блогеры отчитываются их количеством перед рекламодателями.

Появились даже виртуальные биржи, которые представляют собой специальные сервисы для легальной и открытой накрутки лайков, что имеет под собой вполне реальное основание в глазах тех, кто проводит большую часть своего времени в сети. В начале лета 2017 г. в одном из торговых центров Москвы был даже установлен вендинговый автомат, в котором, как утверждалось, можно приобрести для своего аккаунта подписчиков по сходной цене [Лайки на продажу, 2017].

Само блогерское сообщество опровергло подлинность «лай-комата», назвав его креативной, возможно рекламной, акцией. Тем не менее эта ситуация явственно показывает степень коммерциализации блогосферы и профанации доверия в онлайне.

Таким образом, можно наблюдать трансформацию блогер-ско-сетевой потребительской культуры, которая изначально воз-

никла как оппозиция внешней формализованной, в том числе и бизнесу, культуре. Здесь происходят противоречивые процессы, поляризация сетевого сообщества - разделение на интернет-изобретателей и интернет-приобретателей [Савицкая, 2014, с. 90].

Производители, бьюти-бизнес попытались проникнуть в эту область, позаимствовав сетевой стиль, говорить с сетевыми сообществами на одном языке и на страничках брендов, и с помощью офлайновых консультаций. Например, обучение и «приручение» блогеров, совместно с сертифицирующими организациями, происходит посредством организации встреч и семинаров на профильных мероприятиях - крупных выставочных площадках, например на московской международной выставке бьюти-индустрии «¡^егСНАЯМ», а также на пресс-конференциях в информационных агентствах. В результате сами блогеры - и в органическом / натуральном, и в профессиональном бьюти-сегменте - втягиваются в бизнес все больше. Они становятся равноправными участниками отношений на рынке. И могут как мешать бизнесу, негативно отзываясь, например, о составе продуктов, так и помогать формированию рынка, как это происходит на рынке органической косметики. За распространением просьюмеристских акций все больше просматриваются действия профессионалов маркетинга и консалтинга по вовлечению блогеров в продвижение товаров. Подобного рода работа с блогерами сейчас стоит в центре их интересов. Более того, «созданием» и «раскруткой» блогеров стали заниматься специальные компании.

При этом стратегии поведения блогеров разнятся. Как уже было сказано, они распадаются на «интернет-приобретателей» и «интернет-изобретателей». Многие блогеры, рекламирующие кос-метологические товары, товары для фитнеса, отличаются крайней неразборчивостью в своих действиях. Другие сотрудничают с крупными брендами, заботящимися о своей репутации и требующими того же от блогеров. В то же время способы продвижения товаров основываются на традиционном наборе моделей «я сделала / добилась этого сам / сама», обращение к друзьям, вовлечение френдов в процесс дизайна, создания товара и пр. Порою представителям крупных компаний, РЯ- и маркетинговых структур удается договариваться с блогерами о рекламе даже в ситуации сильно урезанного бюджета. Мотивация продвижения за счет собственных усилий продолжает оставаться для них значимой. И если созданный

ими рекламный видеоролик каких-либо косметических средств попадает на первые места в рейтингах, например УоШиЬе, и увеличивает их популярность и количество подписчиков, это является для них символическим достижением, компенсирующим недостаток вознаграждения [Маркетинг влияния: Бренды и блогеры - совместная работа - эл. ресурс].

Однако часть блогеров не оставляет попыток вникнуть во все процессы более глубоко. Например, когда речь идет об определении составов косметических средств, они ищут контакт с официальными сертифицирующими организациями, просят разрешить допуск к базам и отзываться на их вопросы и запросы. В этом процессе расширения рынка в блогосферу и формирования новой бизнес- и потребительской культуры участвуют и эксперты, представители консалтинговых агентств. Таким образом, первоначальная ориентация только на френдов в качестве доверенных источников информации меняется. Хотя конечной целью для блогеров остается общение онлайн с френдами, но при этом они проходят через этап выхода на официальные структуры внешнего мира и полученную от них информацию проверяют и анализируют, работают с базами составов и обращаются к текстам законов, госстандартов и пр.

Те официальные организации, на информационный контакт с которыми выходят блогеры, видят в них участников рынка и, понимая их влиятельность и потенциальные маркетинговые возможности, стараются не конфликтовать с ними, а просвещать и втягивать в орбиту своих интересов. Отношения эти небескорыстны для обеих сторон: производители и эксперты «приручают» бло-геров, просвещают их, делают проводниками своей информационной линии, представляют им и через них их подписчикам свою продукцию. В основе поведения блогеров в данной ситуации не могут не лежать коммерческие мотивы - ведь даже поддержка сайта, подготовка материалов, выпуск новых видео требуют в любом случае средств. А дальше просматриваются и другие коммерческие мотивы, ведь от верности информации, выдаваемой блоге-рами, тщательности их поисковой стратегии будет зависеть и доверие их подписчиков, а, следовательно, и бонусы за рекламу, а в тексты с полученной информацией, размещенные на сайте, будут «зашиты» нужные ссылки. К блогерам примыкают и владельцы разнообразных интернет-магазинов, торгующих косметическими

товарами, товарами ЗОЖ или органическими продуктами, у которых на сайтах находится информация для привлечения покупателей. В этой же области работают специальные сайты, посвященные проблемам сертификации, специализированные СМИ, тесно связанные с блогосферой и содержащие ссылки на блоги и другие сайты.

В сфере товаров для ЗОЖ, натуральной / органической косметики и органических продуктов работает много людей, разделяющих экологические ценности. И наряду с их деловыми / коммерческими интересами эта личная мотивация является серьезным основанием для активного поискового поведения и критической оценки полученной информации.

Таким образом, можно видеть достаточно широкий диапазон моделей блогерского поведения: от сильно коммерциализированной, когда блогер либо постепенно становится фактически рекламным агентом с антуражем «своего» человека, друга либо даже создается как таковой «под ключ», до абсолютного отторжения отдельными андеграундными блогерскими группами контактов с пиарщиками и маркетологами. Впрочем, даже такие блогеры-нонконформисты порой соглашаются на рекламные акции, если они связаны с какими-либо культурными акциями - спортивными, музыкальными и пр. [Маркетинг влияния: Бренды и блогеры - совместная работа - эл. ресурс]. Реагируя на такую коммерциализацию блогерско-сетевой среды, миллениалы порой больше доверяют блогерам с небольшим количеством подписчиков. Однако и здесь за ними оперативно следуют маркетологи, колонизируя и этот блогерский сегмент [там же].

То, какой будет дальше потребительская сетевая культура, как будут протекать здесь процессы, сохранит ли она свой критический потенциал, зависит сейчас, во-многом, от активности бизнеса и маркетологов. Маркетологические исследования о психологии поведения нового поколения ложатся в основу деятельности по продвижению продуктов. Налицо замкнутый круг: репрезентация поколения в маркетологических исследованиях порождает действия маркетологов, которые в свою очередь формируют аудиторию в будущем. С другой стороны, профессионалы рекламы постоянно отслеживают малейшие изменения в настроении сетевой аудитории. Кое-кто из них даже считает, что мода на блогеров в качестве рекламных агентов вот-вот минует и будущее диджитал-рекламы за онлайновыми интерактивными шоу и визуальными

фантастическими существами (единороги и проч.) [Как мы будем делать диджитал в 2018 - эл. ресурс].

Заключение

Понятие смарт-культуры потребления отражает лишь один из множества аспектов новых явлений, охватываемых концепцией электронной культуры. При этом оно продуктивно коррелирует с социально-психологическим подходом к информационной безопасности. В целом же представляется, что вряд ли пути ее формирования будут легкими. Образование, деятельность государственных институтов-регуляторов, экспертных сообществ, социальная ориентация коммуникационных каналов являются теми механизмами, которые могут этому способствовать.

Все рассмотренные аспекты тех новых ситуаций, в которые попадает человек в своей роли потребителя, безусловно имеют свой выход в сферу информационной безопасности. Но главное здесь все-таки заключается не только в том, что, как часто сейчас говорят, в условиях жизни в обществе умных вещей ваш утюг, будучи частью смарт-системы, вполне способен настучать на вас в соответствующие инстанции, а ваш автомобиль - принять самостоятельное решение куда вас везти.

Все более очевидной становится истина, что при использовании технологии блокчейна никто может и не узнать, что вы -холодильник, как написал в своем твите Ричард Браун, директор по технологиям компании R3 CEV [Лагутенков, 2018, с. 25]. Пускай даже это холодильник, появившийся в результате «технологической революции 4.0» как часть Интернета вещей, обладающий достаточным вычислительным ресурсом для запуска искусственного интеллекта и подключенный к блокчейну и ICO-платформам. Такой холодильник способен самостоятельно выбирать готовые успешные решения для участия или запускать краундфандинги и ICO и вполне может стать в определенный момент богаче самого владельца. И здесь речь по сути идет уже о чем-то большем - о так называемой блокчейн-демократии, когда люди и роботы в равной степени могут владеть криптовалютой, участвовать в голосовании по контрактам и запускать собственные проекты [там же]. А технология блокчейна, в свою очередь, давая возможность убрать по-

средников, обладает огромным потенциалом в области информационной безопасности, грозящим преобразовать многие бизнес-, финансовые и управленческие процессы.

А за всем этим просвечивает очень серьезная истина. Человечество стоит перед явной необходимостью потесниться, забыть свою культивируемую на протяжении всей истории исключительность, признать, что в рамках существующей традиционной культуры оно уже плохо справляется с задачей обеспечения собственной безопасности перед лицом происходящих изменений. И сейчас оно находится на развилке выбора пути развития человеческой цивилизации в будущем. И не исключено, что критическая точка уже пройдена. Говорить об информационной безопасности в гибридном смарт-обществе применительно к интересам только одного субъекта - человека - уже некорректно. Смарт-вещи становятся равноправными участниками информационных процессов, на повестке дня стоит вопрос о праве роботов. Встает и несколько другой вопрос - а как - на фоне неизбежной киборгизации человеческой природы - изменится отношение человека и к собственной биологической природе и к другим биологическим акторам вообще? Может, теперь созданная ИИ новая культурная оболочка постепенно вытеснит последних из сферы человеческих интересов, ценностей и привязанностей? Как в этой части должна строиться информационная безопасность?

Как будут стоять проблемы информационной безопасности в целом и культуры смарт-потребления в уже недалеком будущем -этот вопрос требует серьезных размышлений и неотложной проработки на философском уровне.

Идеями данной статьи автор особенно обязан двум ведущим отечественным специалистам в области проблем информации и информационной безопасности И.М. Дзялошинскому (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») и Е.А. Роговскому (Институт США и Канады РАН).

Список литературы

Абрамова О. Человек в мире инноваций // Бит. - 2018. - № 1 (74). - С. 34-37.

Алексеев А.Ю. Роль нейрокомпьютера в электронной культуре. - Режим доступа: http://docplayer.ru/57420716-Rol-neyrokompyutera-v-elektronnoy-kulture-the-role-of-neurocomputer-in-electronic-culture.html (Дата обращения: 20.03.2018.)

Аржанова А. Современное общество и смарт-технологии. - Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/sovriemiennoie-obshchiestvo-i-smart-tiekhnologhii.html (Дата обращения: 20.03.2018.)

Баева О. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. - 2013. - 30.06. - Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?id=753& option=com_content&task=view (Дата обращения: 27.04.2018.)

Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Медиа как пространство угроз: 15 лет в тени Доктрины информационной безопасности // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 7-33.

Дзялошинский И.М. Экология медиапространства: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов // Журналист. Социальные коммуникации. - 2014. - № 3. - С. 5-26.

Как мы будем делать диджитал в 2018 // РИФ-КИБ 2018. - Режим доступа: https://www.conferencecast.tv/event/630/rif-2018 (Дата обращения: 5.04.2018).

Ковалев А. Кто и как распиливает миллионы на обмане москвичей // Лапшеснима-лочная. - 2017. - 25.05. - Режим доступа: https://noodleremover.news/sobyanin-propaganda-raspil-6c6100fb9d3e (Дата обращения: 31.10.2017.)

Кошкин П.Г., Фортунатов А.Н. Причины и тенденции эволюции образа России в редакционных статьях газеты «Нью-Йорк таймс» с 2010 по 2013 год: итоги качественного анализа колумнистики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 6. - С 209-214.

Лагутенков А. Криптовалюты, или как извлечь нечто из ничего // Бит. - 2018. -№ 1 (74). - С. 23-26.

Лайки на продажу: Пресс-конференция / Пресс-центр ИА «Национальная служба новостей». - 2017. - 13.06. - Режим доступа: http://nsn.fm/press-center/layki-na-prodazhu.html (Дата обращения: 31.10.2017.)

Маркетинг влияния: Бренды и блогеры - совместная работа // РИФ-КИБ 2018. -Режим доступа: https://www.conferencecast.tv/event/630/rif-2018 (Дата обращения: 5.04.2018.)

Медиаграмотность, медиаэкология, медиаобразование: цифровые медиа для будущего: Третья международная научно-практическая конференция. - Режим доступа: https://cmd.hse.ru/mediaconf/2017 (Дата обращения: 4.04.2018.)

Минин А. Сбербанк опубликовал результаты исследования молодежи. - Режим доступа: http://marketing-course.ru/sberbank-opublikoval-rezultaty-iss (Дата обращения: 27.04.2018.)

Мухамедзянова Д. Россия установила антирекорд роботизации // Хайтек. - 2017. -1 апреля. - Режим доступа: https://hightech.fm/2017/04/11/robosector (Дата обращения: 27.04.2018.)

Никитина Т. Саморегулирование рекламной отрасли должно приобрести оформленное состояние работающего института гражданского общества. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/people/560 (Дата обращения: 5.04.2018.)

Пленарное заседание дня: Доверие, мобильность, разнообразие. Ценности новой экономики // Форум «Открытые инновации-2017» 16-18 октября 2017 г. - Режим доступа: https://openinnovations.ru/video (Дата обращения: 31.10.2017.)

Плотичкина Н.В. Просьюмеризм как политическая практика // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2013. - № 3. -С. 66-79.

Савицкая Т.Е. Социальные сети: десять лет спустя // Обсерватория культуры. -2014. - № 6. - С. 84-91.

Сети 4.0. Скорость изменений. Открытая конференция. - Режим доступа: https://inruonline.timepad.ru/event/680134 (Дата обращения: 2.03.2018.)

Соколова М. Перспективы рынка зеленой косметики в России и в мире. - 2017. -28.11. - Режим доступа: http://www.1national.ru/news_smi.php?rubric=view&name= perspektivy_rynka_zelenoj_kosmetiki_v_rossii_i_v_mire (Дата обращения: 20.04.2017.)

Соколова М.Е. «Digital transformation-2018»: диагноз ситуации от лидеров рынка // «Интеллектуальный капитал». - 2017. - 30.03. - Режим доступа: http://www. 1national.ru/news_smi.php?rubric=view&name=Digital_transformation-2018_diagnoz_ situatsii_ot_liderov_rynka081333 (Дата обращения: 6.04.2018.)

Форум «Открытые инновации-2017». - 2017. - 16-18 октября. - Режим доступа: https://openinnovations.ru/video (Дата обращения: 31.10.2017.)

Шадрина Т. В России создают систему для поиска данных с госсайтов всех уровней: Интервью с Алексеем Козыревым // Российская газета. - 2018. - 21.01. -Режим доступа: https://rg.ru/2018/01/21/v-rossii-sozdadut-sistemu-dlia-poiska-dannyh-s-gossajtov-vseh-urovnej.html (Дата обращения: 27.04.2018.)

Шлыкова О.В. Электронная культура. Феномен века // Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 3. - С. 19-21.

Российско-американская конференция, посвященная вопросам уменьшения ядерной угрозы / Институт США и Канады РАН. - 2018. - 06.01. - Режим доступа: http://iskran.ru/news.php?id=258 (Дата обращения: 20.04. 2018).

30 фактов о современной молодежи. - Режим доступа: https:// youngspace.ru/ faq/sberbank-issledovanie-molodezhi (Дата обращения: 5.04.2018.)

Robot Sophia speaks at Saudi Arabia's Future Investment Initiative. - Mode of access: https://www.youtube.com/watch?v=dMrX08PxUNY (Дата обращения: 5.04.2018.)

RIGF 2018. Девятый российский форум по управлению Интернетом, 6 апреля 2018 г., г. Санкт-Петербург. - Режим доступа: http://rigf.ru/about (Дата обращения: 6.04.2018.)

Saudi Arabia first country to grant robot citizenship. - Mode of access: https://english.alarabiya.net/en/variety/2017/10/26/-Sophia-becomes-first-robot-with-passport-after-Saudi-citizenship-granted.html (Дата обращения: 5.04.2018.)

Smart-цели: технология постановки задач // Headlife. Лайфхак. - Режим доступа: https://headlife.ru/smart-celi (Дата обращения: 5.04.2018.)

References

Abramova O.: Chelovek v mire innovacij. Bit. Vol. 1 (74), 34-37 (2018). Alekseev A.Ju.: Rol' nejrokomp'jutera v jelektronnoj kul'ture. - Mode of access: http://docplayer.ru/57420716-Rol-neyrokompyutera-v-elektronnoy-kulture-the-role-of-neurocomputer-in-electronic-culture.html Arzhanova A.: Sovremennoe obshhestvo i smart - tehnologii. - Mode of access: https://videouroki.net/razrabotki/sovriemiennoie-obshchiestvo-i-smart-tiekhnologhii.htmlopyt Baeva O.: Jelektronnaja kul'tura: opyt filosofskogo analiza. Voprosy filosofii. - Mode

of access: http://vphil.ru/index.php?id=753&option=com_content&task=view Dzjaloshinskij, I.M., Dzjaloshinskaja, M.I.: Media kak prostranstvo ugroz: 15 let v teni Doktriny informacionnoj bezopasnosti. Kommunikacii. Media. Dizajn. Vol. 1 (1), 7-33 (2016).

Dzjaloshinskij I.M.: Jekologija mediaprostranstva: problemy bezopasnosti i racion-al'nogo ispol'zovanija kommunikativnyh resursov. Zhurnalist. Social'nye kommunikacii. Vol. 3, 5-26 (2014). Kak my budem delat' didzhital v 2018. In: RIF-KIB 2018. - Mode of access:

https://www.conferencecast.tv/event/630/rif-2018 Kovalev A.: Kto i kak raspilivaet milliony na obmane moskvichej. Lapshesnimaloch-naja. - Mode of access: https://noodleremover.news/sobyanin-propaganda-raspil-6c6100fb9d3e

Koshkin P.G., Fortunatov, A.N.: Prichiny i tendencii jevoljucii obraza Rossii v redak-cionnyh stat'jah gazety «N'ju-Jork tajms» s 2010 po 2013 god: itogi kachestvennogo analiza kolumnistiki. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskog. Vol. 6, 209-214 (2014). Lagutenkov A.: Kriptovaljuty, ili kak izvlech' nechto iz nichego. Bit. Vol. 1 (74), 23-26 (2018).

Lajki na prodazhu. Press-konferencija. Press-centr IA «Nacional'naja sluzhba no-

vostej». - Mode of access: http://nsn.fm/press-center/layki-na-prodazhu.html Marketing vlijanija: Brendy i blogery - sovmestnaja rabota. In: RIF-KIB 2018. - Mode

of access: https://www.conferencecast.tv/event/630/rif-2018 Mediagramotnost', mediajekologija, mediaobrazovanie: cifrovye media dlja budush-hego. Tret'ja mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. - Mode of access: https://cmd.hse.ru/mediaconf/2017 Minin A.: Sberbank opublikoval rezul'taty issledovanija molodezhi. - Mode of access:

http://marketing-course.ru/sberbank-opublikoval-rezultaty-iss Muhamedzjanova D.: Rossija ustanovila antirekord robotizacii. In: Hajtek. - Mode of

access: https://hightech.fm/2017/04/11/robosector Nikitina T.: Samoregulirovanie reklamnoj otrasli dolzhno priobresti oformlennoe sosto-janie rabotajushhego instituta grazhdanskogo obshhestva. - Mode of access: https://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=52334 Plenarnoe zasedanie dnja: Doverie, mobil'nost', raznoobrazie. Cennosti novoj jekonomiki. Forum «Otkrytye innovacii-2017». - Mode of access: https://openinnovations.ru/ video

Plotichkina N.V.: Pros'jumerizm kak politicheskaja praktika. Vestnik Rossijskogo uni-

versiteta druzhby narodov. Serija: Sociologija. Vol. 3, 66-79 (2013). Savickaja, T.E.: Social'nye seti: desjat' let spustja. Observatorija kul'tury. Vol. 6, 84-91 (2014).

Seti 4.0. Skorost' izmenenij. Otkrytaja konferencija. - Mode of access:

https://inruonline.timepad.ru/event/680134 Sokolova M.: Perspektivy rynka zelenoj kosmetiki v Rossii i v mire. - Mode of access: http://www.1national.ru/news_smi.php?rubric=view&name=perspektivy_rynka_zele noj_kosmetiki_v_rossii_i_v_mire Sokolova M.E.: «Digital transformation-2018»: diagnoz situacii ot liderov rynka. In: Intellektual'nyj kapital. - Mode of access: http://www.1national.ru/news_smi.php? rubric=view&name=Digital_transformation-2018_diagnoz_situatsii_ot_liderov_ rynka081333

Forum «Otkrytye innovacii-2017» 16-18 oktjabrja 2017 g. - Mode of access:

https://openinnovations.ru/video Shadrina T.: V Rossii sozdajut sistemu dlja poiska dannyh s gossajtov vseh urovnej. Interv'ju s Alekseem Kozyrevym. In: Rossijskaja gazeta. - Mode of access: https://rg.ru/2018/01/21/v-rossii-sozdadut-sistemu-dlia-poiska-dannyh-s-gossajtov-vseh-urovnej.html

Shlykova O.V.: Jelektronnaja kul'tura. Fenomen veka. Kul'tura: upravlenie, jeko-

nomika, pravo. Vol. 3, 19-21 (2007). Rossijsko-amerikanskaja konferencija, posvjashhennaja voprosam umen'shenija jader-noj ugrozy. Institute SShA i Kanady RAN. - Mode of access: http://iskran.ru/news.php?id=258 30 faktov o sovremennoj molodezhi. - Mode of access: https://youngspace.ru/

faq/sberbank-issledovanie-molodezhi/ Robot Sophia speaks at Saudi Arabia's Future Investment Initiative. - Mode of access:

https://www.youtube.com/watch?v=dMrX08PxUNY RIGF 2018. Devjatyj rossijskij forum po upravleniju internetom, 6 aprelja 2018 g.

Sankt-Peterburg. - Mode of access: http://rigf.ru/about Saudi Arabia first country to grant robot citizenship. - Mode of access: https://english.alarabiya.net/en/variety/2017/10/26/-Sophia-becomes-first-robot-with-passport-after-Saudi-citizenship-granted.html Smart-celi: tehnologija postanovki zadach. Headlife. Lajfhak. - Mode of access: https://headlife.ru/smart-celi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.