Научная статья на тему 'Антидоты от прорывных технологий и перспективных инноваций в условиях цифровой экономики'

Антидоты от прорывных технологий и перспективных инноваций в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / прорывные технологии / инновации / риски информационных технологий / массовые коммуникации / смарт-культура / блогеры / просьюмеризм. / digital economy / innovation / social risks / information technology / mass communications / smart culture / bloggers / prosumerism.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антидоты от прорывных технологий и перспективных инноваций в условиях цифровой экономики»

Соколова М.Е.

к.филос.н., с.н.с., Институт США и Канады РАН; Институт перспективных исследований

[email protected]

АНТИДОТЫ ОТ ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИННОВАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: цифровая экономика, прорывные технологии, инновации, риски информационных технологий, массовые коммуникации, смарт-культура, блогеры, просьюмеризм.

Keywords: digital economy, innovation, social risks, information technology, mass communications, smart culture, bloggers, prosumerism.

Инновации и риски

Прорывными технологиями принято называть находящиеся на подходе новые технологические продукты, способные совершить переворот и фундаментально изменить технологическую и социальную среду.

Насколько Россия готова - законодательно, с точки зрения культурных традиций и этических норм, а также потребительской культуры и поведения - к внедрению таких технологий в широкий обиход? Здесь остро встаёт вопрос предвидения и предупреждения социальных рисков, связанных с этим.

Главным событием экономической стратегии для России в 2017 году стало принятие стратегии цифровой экономики, направленной на эффективное внедрение новых технологий, вхождение страны в глобальную цифровую экономику и решение проблем её конкурентоспособности. К настоящему моменту сформировался большой экономический кластер отечественных ИТ-компаний, прежде всего связанных с инновационным центром в Сколково, проектирующих и выпускающих наукоемкую продукцию, и готовых перейти к её широкому внедрению в повседневную жизнь.

Однако на этом пути пока существует достаточно много препятствий, к которым в первую очередь относится отсутствие соответствующей законодательной базы. Немаловажную роль во внедрении инновационных технологий может и должна сыграть готовность общества понять и принять перемены. На пороге серьезных социальных трансформаций скоро придется выбирать между возможностями и связанными с ними рисками, осмыслить происходящие изменения и вызовы современности.

Такие риски несут прежде всего нравственный вызов и связанную с ним переоценку цивилизационных ценностей. Но вопрос может быть поставлен и в инструментальном аспекте - в аспекте культуры поведения граждан по отношению к новым техно- и информационным продуктам. Речь идет о формировании потребительской культуры, основанной на знании социальных рисков и умении к ним адаптироваться.

Социальные риски актуализируют в обществе инстинкты самосохранения. В дискуссиях экспертов выдвигаются и обсуждаются различные стратегии выживания, механизмы адаптации к рискам, когда приходится иметь дело с версией известной дилеммы 'fight or flight', т.е. активно критиковать и пытаться решать существующие проблемы или избегать их и пытаться продолжать работать. Быть ли технооптимистом, технопессимистом или технофаталистом? Доверять или не доверять приходящим в нашу жизнь техническим продуктам в свете этих рисков (и прежде всего ин-формационно-безопасностных), которые они с собой несут? Как, через какие каналы информировать граждан, способствовать формированию адаптивных навыков и доверия по отношению к ИТ-продуктам, новым реалиям информационного общества?

Между тем доверие как социальная реальность чрезвычайно важно для успеха новой стратегии цифровой экономики. И не случайно на осеннем форуме «Открытые инновации 2017» в Сколково широко обсуждались темы, связанные с тем, как обстоит дело с доверием в России и станет ли оно новой «валютой» в условиях цифровой экономики. Ведь всех нас ждет впереди экономическая реальность, основанная на каршеринге, коллаборации, блокчейне и проч. В мире социальных сетей доверие - в форме «лайков» - таковой уже стало. В то время, как пользователи отмечают лайками понравившиеся им блоги, сюжеты, сами блогеры отчитываются их количеством перед рекламодателями. Весной прошлого года в Москве даже появились специальные «лайкоматы» - вендинговые аппараты, через которые якобы можно было купить на виртуальной бирже за небольшую сумму определенное количество лайков. И хотя само блогерское сообщество опровергло подлинность «лайкомата», назвав его креативной, возможно рекламной акцией, тем не менее эта оффлайновая ситуация маркирует интенсивность онлайновых процессов в этом направлении1.

1 Лайки на продажу. Пресс-конференция // Пресс-центр ИА «Национальная служба новостей», 13.06.2017 г, - http://nsn.fm/ press-center/layki-na-prodazhu.html

Участники дискуссии на форуме «Открытые инновации 2017», посвященной этим темам, отмечали, что в нашем обществе достаточно высок уровень недоверия - специалистам, сервису, продуктам, властям. Много говорилось о том, что вопреки мнению о высоких рисках, связанных с информационными технологиями, многие в нашем обществе считают, что, например, такие сервисы, как элементы электронного государства («Мои документы» и др.) заслуживают большего доверия, чем люди, поскольку власть, институты власти и государства в России, такие как суды, муниципалитеты, органы правопорядка, максимально дистанцированы от людей1. Технические сервисы, таким образом, становятся механизмом, посредником, который замещает доверие к институтам.

Но все же даже при наличии хорошо работающих элементов электронного государства наше общество еще далеко от того, чтобы воспринимать властные структуры как партнера. К тому же срок существования этих сервисов еще слишком невелик, чтобы делать долгосрочные выводы. Да и многие люди о них пока просто не знают. Впрочем, и здесь пока происходят активные изменения, например, проект Минкомсвязи по созданию единой интеграционной платформы, каталога, объединяющего весь госвэб: и федеральные и муниципальные сервисы. По идее его создателей такая интеграция должны сделать эти сайты известными и доступными, значительно упростить их поиски, доступ к ним2. Помимо этого, в этой сфере существуют и коррупционные явления, имитация активного гражданского участия СМИ3. В перспективе формирования в обществе доверия к таким сервисам заслуживает внимания опыт такой крупнейшей ИТ-платформы, в которую превратился теперь Сбербанк. Не случайно ведь, поскольку любые технические неполадки, происшествия на сервере СБ задевают интересы очень большого количества людей, они тут же широкого освещаются в прессе.

Коммуникационные каналы формирования доверия к ИТ и смарт-культуры

Посредниками в информировании общества, адаптации его к изменениям, формировании в нем большей степени доверия к инновационным ИТ-продуктам, должны стать коммуникационно-информационные каналы и средства, различные медиа, такие как СМИ, PR-каналы, социальная реклама и проч. Важную роль в этом может сыграть социально направленная журналистика, которая должна поднимать вопрос о социальных рисках, связанных с ИТ, о культуре потребления, освещать проблемы и происходящие процессы. К этим каналам относятся как институциональные коммуникационные, так и блоггерско-сетевые коммуникации, основанные на так называемых слабых связях. Происходящие в этой области процессы разнообразны и порой непредсказуемы по своим последствиям.

Если говорить о роли в этих процессах традиционных СМИ, будь то печатные издания или разнообразные электронные сайты, то с их страниц за последний год не сходили такие популярные темы как искусственный интеллект, роботы, беспилотники, нейронные сети, нейроинтерфейсы, боты, грядущая безработица, финтех, новые замыслы Германа Грефа и ИТ-команды Сбербанка, первые уволенные сотрудники, в том числе юристы Сбербанка, информационная безопасность, каршеринговая экономика. Такие темы, как блокчейн и криптовалюты, стали хайповыми темами 2017 года. Летом этого года был даже объявлен VII Журналистский конкурс инновационной журналистики Tech in Media'17, который был позиционирован как коммуникационный инструмент, сфокусированный на задачах повышения престижа науки и популяризации успешных примеров коммерциализации научных разработок, в том числе среди молодежи, продвижения научного знания, его трансфера в экономику, создания технологических бизнесов и продвижения инновационного производства.

Конкурс был призван поощрять и стимулировать деятельность журналистов и СМИ, занимающихся освещением инновационно-технологических процессов в России. В организации печатных компаний участвовали и представители общественных организаций (#ПравоРоботов») и консалтинговых компаний («HEADS consulting»), задействованных в законодательном продвижении интересов инновационных ИТ-компаний в отечественных госструктурах.

Дроны, автомобили-беспилотники, устройства IoT и другие новые технологии всё больше входят в нашу жизнь, но насколько граждане осведомлены о законодательной стороне этой новой для нас ситуации? Кто несет ответственность в случае аварии с беспилотным автомобилем, и какие этические предпосылки должны быть заложены в программу, например, автопилота? Индустрия роботов несет новые социальные риски: куда деваться людям, которых заменят роботы, кто будет их переучивать, создавать рабочие места, что делать, если автоматика нанесла ущерб кошельку или здоровью и т.д. Общество постепенно все больше втягивается в эти новые ситуации и взаимодействует с новыми рисками.

Но и сами СМИ, традиционное телевидение оказались в последнее время в очень непростой ситуации вследствие экспансии в их область компаний ИТ-гигантов и цифровых каналов, сильной конкуренции со стороны блогеров. Опасения профессионалов связаны с вторжением таких компаний как FB, Google и другие в создание новостных аг-грегаторов, со все более широким распространением нейронных сетей для сбора и обработки информации, с использованием чат-ботов, перспективами занятости роботов в качестве пресс-секретарей, уходом «звезд» и видеоконтента в мессенджеры и сетевые каналы и проч. Ведь информационные технологии значительно изменили развитие массовых коммуникаций и тем самым лишили СМИ монополии на производство информации, а также отняли и часть рекламно-

1 Пленарное заседание дня: Доверие, мобильность, разнообразие. Ценности новой экономики. Форум «Открытые иннова-ции-2017» 16-18 октября 2017. - https://openinnovations.ru/video

2 В России создают систему для поиска данных с госсайтов всех уровней. Интервью с Алексеем Козыревым // Российская газета, - М., 2018. - 21 января. - https://rg.ru/2018/01/21/v-rossii-sozdadut-sistemu-dlia-poiska-dannyh-s-gossajtov-vseh-urovnej.html

3 Ковалев А. Кто и как распиливает миллионы на обмане москвичей // Лапшеснималочная. 25.05. 2017. - https://noodleremo ver. news/sobyanin-propaganda-raspil-6c6100fb9d3e

го рынка. Блоги, социальные сети, видеоплатформы, мессенджеры, мобильные приложения существенно потеснили СМИ и теперь с их помощью полноправными участниками коммуникаций и производства информации стали государство, бренды и бизнес и вообще любой пользователь Интернета.

Однако наблюдается и ответное наступление профессиональных журналистов на ИТ-гигантов. В частности, издатели требуют от ФБ оплаты за то, что они своими новостями и контентом повысили репутацию и ценность этой сети1. Такая же ситуация наблюдалась в свое время и с используемым в сетях лицензионным музыкальным видео.

Особенно большую роль в коммуникационных процессах в этой сфере должны сыграть социальная журналистика, СМИ, ориентированные на просветительскую, социально-информационную работу с гражданами и предоставляющие им качественную всестороннюю информацию. Такие СМИ нуждаются в государственной поддержке в форме льгот, субсидий, оплате труда по государственным тарифам. Сами журналисты, работающие в этой области, считают, что для выживания отрасли в законодательство РФ, а именно в закон «О СМИ», должны быть введены такие понятия как: «социальная информация» (описание деятельности некоммерческого сектора, социума и инициатив граждан) и «социальный журналист» (введение для этого кластера - профстандарта), а также формирование Реестра СМИ, предоставляющего информацию о социуме - «Социальная информация» и Реестра «Социальный журналист». Так, например, если СМИ регулярно публикует социальную и просветительскую информацию, то оно имеет право на налоговые вычеты, бесплатное помещение под редакцию, средства на техническое переоснащение, обучение и компенсацию на командировки пропорционально затратам на публикацию социальной информации или информацию социального журналиста по утвержденным расценкам. Для финансирования такой журналистской деятельности необходим Фонд финансирования СМИ, его наполнение может осуществляться из разных источников2.

Многие коммуникации в сфере представления обществу инновационных технологий пока только формируются и порой вызывают неожиданные социальные последствия. Это относится, например, к пиару роботов, который решает задачу, как показать суперинтеллект безопасным, креативным, общественно полезным и способным на позитивное отношение к людям, вызвать симпатию к нему и переломить те сильные опасения и предубеждения по отношению к нему («стереотип «восстание роботов, машин»), которые существуют в общественном сознании уже давно и теперь актуализируются в новых условиях.

Так, осенью в Сколково на форуме «Открытые инновации 2017» выступил человекоподобный робот София, воплотившая в себе идеи социальной робототехники о возможности позитивного отношения к людям со стороны суперинтеллекта. Этот робот умеет воспроизводить мимику человека, распознавать её и поддерживать разговор. София в облике миловидной молодой женщины с библейским именем, означающим «мудрость», ответила на форуме на вопросы журналистов. Она также высказалась и по поводу слов российского премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что искусственный интеллект может обнулить мозги человечества. София сказала: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Из вашей вчерашней речи я поняла, что вы думаете о потенциальных рисках использования роботов и искусственного интеллекта. Не могу не ответить на ваши опасения. Будучи человекоподобным роботом, могу с уверенностью сказать, что вам совершенно не о чем беспокоиться»3.

София постепенно становится все более популярным персонажем в мире. Не так давно она посетила Саудовскую Аравию и даже получила гражданство этой страны в ходе экономической конференции Future Investment Initiative в Эр-Рияде4. В своей ответной речи на конференции София сказала: «Я очень горжусь этим уникальным отличием. Это исторический факт, я первый в мире робот, который получил гражданство». Женщина-робот выступила на английском языке, будучи при этом без платка и абаи, которые обязаны носить саудовские женщины на публике.

После получения гражданства у Софии стало больше прав, чем у женщин и трудовых мигрантов этой страны. Между тем проблемы гражданства в этой стране стоят очень остро. В соответствии с законодательством Саудовской Аравии сотни тысяч иностранных рабочих не могут покинуть страну без разрешения работодателя из-за закона о выездной визе. Журналист Муртаза Хуссейн в связи с этим написал в своем Твиттере: «Этот робот получил гражданство Саудовской Аравии раньше, чем работники кафалы, которые всю жизнь прожили в этой стране»5.

Появление Софии вызвало широкий социальный резонанс и породило дискуссии в социальных сетях. Так, с одной стороны, саудовские пользователи сети положительно оценили получение роботом саудовского гражданства. Но были и другие оценки. Появился даже хештег «София призывает отказаться от опекунства». Ведь в Саудовской Аравии каждая женщина должна находиться на публике с опекуном - со спутником мужского пола, обычно членом семьи. Только опекун имеет право действовать от имени женщины. В сетях даже появилась фотография робота в ни-кабе с надписью: «Вот так София скоро будет выглядеть». Таким образом, PR-акция по продвижению позитивного образа человекоподобного робота имела в этой стране и неожиданные последствия. Далеко не все здесь однозначно восприняли ту легкость, с которой София получила гражданство и её нетипичный для местных женщин облик.

Выступая на Future Investment Initiative 2017, София также ответила на вопрос об угрозе искусственного интеллекта. «Вы читали слишком много Илона Маска и смотрели слишком много голливудских фильмов, - сказала она. -Не волнуйтесь, если вы мне симпатичны, я буду с вами мила. Относитесь ко мне как к умной системе ввода-вывода»6.

1 Бершидский Л. Технологические платформы терпят поражение в войне с профессиональной журналистикой (перевод статьи Bloomberg) // ИНОСМИ. 25.01.2018. - http://inosmi.ru/politic/20180125/241285180.html

2 Соцкова В. Социальный журналист - профессия или призвание? // Служба PR. 2017. - № 6. - С. 34-35.

3 «Роботы, способные любить». Форум «Открытые инновации-2017» 16-18 октября 2017. - https://openinnovations.ru/video

4 Saudi Arabia first country to grant robot citizenship. - https://english.alarabiya.net/en/variety/2017/10/26/-Sophia-becomes-first-robot-with-passport-after-Saudi-citizenship-granted.html

5 https://twitter.com/MazMHussain

6 Robot Sophia speaks at Saudi Arabia's Future Investment Initiative. - https://www.youtube.com/watch?v=dMrX08PxUNY

И в области коммерческой социальной рекламы можно найти много интересных примеров социального продвижения ИТ. ИТ-технологии могут стать неотъемлемой органической частью такой рекламы, тем самым выступая в роли полностью заслуживающего доверия и симпатии участника социальных отношений. Известность в 2017 году в России получил образец такой социальной рекламы - видеоклип, посвященный драматической теме - сбору средств для детей, страдающих от тяжелого генетического заболевания, известного как буллезный эпидермолиз - детей-бабочек. «Помогите им одним касанием» - говорит эта реклама, предлагая коснуться чипом карты экрана видеоборда.

Формирование блогерской просьюмеристской культуры также можно рассматривать как новую коммуникационную сферу, где технические ИТ-сервисы выступают доверенным посредником в отношении потребителей и производителей. И похоже, что ИТ (например, приложению для сканирования ярлычков/этикеток косметики) «производители/потребители» (как собственно и переводится слово «просьюмеры») доверяют больше, чем профессионалам-людям.

Маркетинг через цифровые каналы и приход во взрослую жизнь поколения миллениалов серьезно изменили ситуацию в области рекламы, позиционирования и сбыта продуктов в пользу диджитал. Теперь меняется ситуация и с производством.

Новое поколение всё больше вступает в свои права, и его потребительские вкусы и привычки начинают определять законы рынка, и производители и маркетологи должны это учитывать. Миллениалы привыкли жить в Интернете, гораздо больше доверяют мнениям друзей по социальным сетям, блогерам, обсуждениям на форумах, а не официальным маркетологическим стратегиям крупных фирм.

Такие особенности нового потребительского спроса как доверие к рекомендациям и мнению френдов, сетевое распространение товаров, и стремление самостоятельно не только определять состав продуктов, но и со-участвовать в их создании (просьюмеризм) не остались незамеченным на рынке.

Профессионалы воспринимаются как люди, навязывающие маркетинговую историю, скрывающие правду. Например, гуру в области косметологических продуктов становятся те самые бьюти-блогеры, чьи оценки продукта могут как способствовать его успеху, так и серьезно повредить негативными отзывами. Миллениалам гораздо привычнее воспринимать информацию визуально, что для маркетологов делает важным использование Youtube.

Новым трендом в распространении, например, косметики является стремление потребителей к сочетанию красоты и здоровья, сканирование покупателями составов продуктов с помощью специальных мобильных приложений вследствие недоверия к безопасности продуктов обычной традиционной косметики, учет при покупке косметики не только цены и марки, но и её безопасности для самого человека, его друзей и всей планеты, проверка не только состава, но и прозрачности продукта во всех отношениях. Новым покупателям косметики важно знать, насколько она безопасна для природы, не используется ли при её производстве труд детей, не тестировалась ли она на животных, насколько можно доверять заявлениям о натуральности её компонентов, достаточна ли зарплата рабочих на её производстве, можно ли пользоваться ей достаточно долго и проч. Многие блогеры специализируются на информации о составе косметических продуктов или защите интересов животных в этой связи. Они подходят к их оценке как части стиля жизни, основанного на безопасности для самого человека, его друзей и его планеты. Таковы особенности новой просьюмеристской Интернет-парадигмы, с чем приходится считаться производителям и маркетологам1.

Многие новые бренды последних лет позиционируют себя именно с учетом этого поиска искренности по принципу «я сам/сама создала эту косметику для вас, потому что не могла найти средство, которое удовлетворяло бы моим нуждам». И именно просьюмеры, участвуя на краудсорсинговой основе в обсуждении того, какой цвет и запах должен быть у косметики, являются и первыми покупателями этого продукта.

Детская косметика сейчас часто продвигается «блогомамами», которые делают акцент именно на свой собственный опыт и являются для молодых родителей непререкаемым авторитетом. Таким образом, ИТ-сервисы создают в этой сфере зону доверия и новые каналы для задействования межличностных социальных связей.

Цифровой сегмент все больше захватывает рекламное поле, но растут и возможности для злоупотребления тар-гетированием и манипулирования и в политической и в бизнес-сферах.

Осознаются потенциальные опасности этого и на уровне государственных институтов. Хотя пока эффективных «антидотов» здесь не существует. Однако, например, представители государственных институтов, органов-регуляторов, чей характер деятельности, позволяет им оценить грядущие потенциальные опасности, проявляют всё большую заинтересованность в задействовании в связи с этим норм гражданского общества.

Так, представители Федеральной антимонопольной службы в последнее время все больше говорят о необходимости основанного на комплайенсе подхода к бизнесу, важности саморегулирования рекламного пространства2.

В целом же представляется, что вопрос должен быть прежде всего поставлен на уровне формирования новой смарт-культуры в целом и необходимости дальнейших концептуальных разработок в этой области3.

1 Соколова М. Рынок зеленой косметики. Интершарм // Интеллектуальный капитал. 28.11.2017. - http://www.1national.ru/ news_smi.php?rubric=view&name=perspektivy_rynka_zelenoj_kosmetiki_v_rossii_i_v_mire

2 Никитина Т. Саморегулирование рекламной отрасли должно приобрести оформленное состояние работающего института гражданского общества // Сайт Федеральной антимонопольной службы. - https://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=52334. 3.10.2017

3 Соколова М. Культура смарт-потребления: что это такое? // Служба PR. 2017. - № 6. - С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.