Научная статья на тему 'Информационная культура как фактор преодоления информационных проблем современности'

Информационная культура как фактор преодоления информационных проблем современности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
620
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРЕССИНГ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATIONAL SECURITY / INFORMATION RELOAD / INFORMATIONAL PRESSING / CYBER CRIMES / INFORMATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пронина Людмила Алексеевна

Раскрываются информационные проблемы, которые сопровождают человека и общество в целом ежедневно: информационный прессинг, информационная перегрузка, киберпреступления и т. д. Информационная культура предлагается в качестве адаптационного механизма их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE AS FACTOR OF OVERCOMING OF MODERN INFORMATION PROBLEMS

The information problems accompanying of person and society every day such as informational pressing, information reload, cyber crimes etc. is considered. Informational culture is offered as adaptation mechanism of problem overcoming.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как фактор преодоления информационных проблем современности»

УДК 316.342

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

© Людмила Алексеевна ПРОНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: pronina@tsu.tmb.ru

Раскрываются информационные проблемы, которые сопровождают человека и общество в целом ежедневно: информационный прессинг, информационная перегрузка, киберпреступления и т. д. Информационная культура предлагается в качестве адаптационного механизма их преодоления.

Ключевые слова: информационная безопасность; информационная перегрузка; информационный прессинг; киберпреступления; информационная культура.

В современных условиях информационные потоки и массивы проникают во все сферы общества, а информация становится массовым и жизненно необходимым продуктом потребления. Реальная жизнь и деятельность людей всегда представляет собой информационное взаимодействие, а любые коррективы объективно требуют информационного обеспечения. В связи с этим можно утверждать, что информация буквально пронизывает окружающее нас пространство, постоянно влияет на личностное содержание каждого из нас. Мера соответствующих изменений и их направления всегда конкретны и индивидуальны. Частично они определяются опытом жизнедеятельности, имеющимся уже личностным тезаурусом и другими сугубо внутренними, интимными для каждого человека факторами. Кроме того, значительное влияние имеют процессы информатизации, уровень развития информационных технологий, степень виртуализации,

происходящие качественные изменения в информационном пространстве и т. д. Каждый человек существует одновременно в различных информационных пространствах, которые могут быть связаны или автономны. Среди них можно выделить региональные, национальные, профессиональные и т. п. На пересечении этих пространств и находится человек, где формируется его личное информационное пространство. На наш взгляд, можно выделить несколько информационных проблем, с которыми человек и общество в целом сталкиваются каждый день. Информатизация привела к таким явлениям, как информационные вызовы, угрозы, риски и опасности, информационные войны, киберпреступления, информационный прессинг, информационная перегрузка и т. п. Остановимся на некоторых, на наш взгляд, наиболее значимых из них.

Э.М. Андреев и А.В. Миронов, опираясь на тезис, что «информация - универсальный

инструмент прогресса человечества, глобальный и наиболее дефицитный ресурс развития современного общества, одна из основных общечеловеческих и национальногосударственных ценностей» [1, с. 170],

предлагают новый подход к решению проблем, в т. ч. и к информационной безопасности. Так, в структуре информационной безопасности ученые выделяют следующие категории: информационный вызов, информационные угрозы, информационный риск и информационная опасность. Под информационным вызовом следует понимать преднамеренное действие субъекта - источника информации, направленное на какой-либо социальный объект с открытой или скрытой целью дестабилизации или деформации последнего. Информационная угроза - это реальная или мнимая опасность информационного воздействия на социальный субъект с целью изменения его потребностей, интересов и ориентаций в соответствии с намерениями субъекта информации. Информационный риск представляет собой пограничное состояние между информационной угрозой и реальным действием по ее осуществлению. Информационной опасностью является реальное информационное воздействие на личность, общество и государство в интересах определенных политических и социальных сил, направленных на дезорганизацию и деформацию устойчивого позитивного развития определенной социальной системы [1]. Информационное воздействие может проявляться по-разному и распространяться на конкретного человека, группу людей, государство и т. п.

В настоящее время значительные последствия имеют информационные войны, где объектом является одновременно массовое и индивидуальное сознание. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от действий которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дипломатические работники, командиры воинских формирований и т. п.). В качестве базового метода информационной войны используется воздействие на массовое сознание. Информационное воздействие осуществляется как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума. Навязывание

чуждых целей - это то, что делает информационную войну войною и отличает ее от обычной рекламы. Средствами ведения информационной войны являются любые каналы передачи информации (средства массовой информации, слухи, сплетни и т. п.) и создаваемые инфологемы. Информационная война ведется путем выброса дезинформации или представления и продвижения информации в выгодном для себя свете. Все мы слышали утверждение, что мы информационно проиграли грузино-осетинский конфликт.

Но сегодня есть и еще одна проблема, которая появилась с возникновением и развитием виртуального пространства, которое все чаще называют киберпространством. Возник новый вид преступлений - киберпреступления, которые приобретают деструктивную силу, вызывая в обществе серьезные материальные и духовные потери. Более того, из локального явления они превращаются в бедствие глобального масштаба.

Что такое киберпреступление? Детальный анализ данного явления проведен Д.А. Акопяном и А.Д. Еляковым, которые определяют киберпреступление как процесс, в ходе которого субъект (индивид или группа людей) с помощью компьютера совершает несанкционированное (вопреки закону) проникновение в другие компьютеры, управляемые компьютерные системы с целью получения определенных выгод, материальных и моральных преимуществ. Электронно-информационное поле для преступления предоставляет Интернет. Это преступление не имеет пространственных и временных ограничений и, естественно, никаких правовых и нравственных препятствий [2]. Сегодня все чаще встречаются кибершпионаж и кибертерроризм. Первый наблюдается на межгосударственном уровне и в мире бизнеса, второй - высший и наиболее деструктивный тип электронных преступлений, который с ростом масштабов агрессивности и разрушительности превратился в одну из первостепенных проблем современного социума. Исследования показали, что кибершпионаж стал получать все более широкое распространение. Так, руководство компаний нанимают хакеров, взламывающих ИТ-системы других фирм и выкрадывающих информацию, вызывающую коммерческий интерес для заказчиков, которая затем используется

при ведении переговоров, определении собственной ассортиментной политики, захвате сегментов рынка и т. п. Шпионаж затрагивает многие сферы, начиная с тщательно охраняемых секретов новой продукции и заканчивая корпоративными финансами. Например, США не только подвергаются кибершпионажу, но и активно атакуют сами. По инициативе Агентства национальной безопасности государства создана и успешно функционирует самая крупная в мире система прослушивания и перехвата телефонных разговоров, факсов и электронной почты под кодовым названием «Эшелон», способная улавливать до 100 млн переговоров в месяц. Эксперты американских спецслужб особо выделяют деятельность на территории США спецслужб КНР, Японии, Израиля, Франции, Южной Кореи и Тайваня [3, с. 469].

В настоящее время отсутствует общепринятое понимание «кибертерроризма» как социального явления. На взгляд Д.А. Акопяна и А.Д. Елякова, кибертерроризм характеризуется следующими признаками: использование злоумышленниками компьютера как инструмента преступления, наличие Интернета как глобального информационного (виртуального) пространства, в котором размещаются одновременно субъект и объект преступления; целенаправленная атака со стороны индивида или группы на объект -локальные сети, компьютеры, информацию, программы и т. д. в интересах насилия над организациями, людьми и влекущая за собой причинение материального и морального ущерба, нарушение общественного порядка и стабильности, потери здоровья и гибель людей [2]. Проиллюстрируем данное определение. В сентябре 1997 г. атакой неизвестного хакера была прервана передача медицинских данных между наземной станцией НАСА и космическим кораблем «Атлантис», что ввергло в смертельную опасность жизнь астронавтов. В 1998 г. в США кибертеррористом был убит важный свидетель, находившийся в одной из клиник страны под охраной ФБР. Хакер-убийца через Интернет, взломав защиту информации о раненом, перепрограммировал кардиостимулятор так, что свидетель умер [4].

Перечислим основные, наиболее часто встречающиеся формы киберпреступлений, с которыми сталкивается любой человек. Фи-

шинг означает введение пользователя в заблуждение с помощью поддельного сайта, имитирующего данные банка, фирмы, любой организации. Разновидностью фишинга считают мошенничества с платежными системами, наиболее типичные варианты которых: магические кошельки, поддельные обменники электронных денег и сервисы оплаты различных услуг, попрошайничество, поддельные письма или сообщения по ICQ от имени пользователя с просьбой одолжить небольшую сумму денег и т. д. Фаррминг построен на создании поддельных сайтов в интересах перенаправления на них данных запросов пользователей. Пользователь обращается на сайт своего банка, а фармер подменяет данные о нем на DNS-сервере (Domain Name System - система доменных имен). В результате субъект попадает на другую, т. е. поддельную страницу, внешне похожую на оригинал и выполняющую его функцию. Кибер-сквоттинг базируется на изучении потребностей рынка с целью выявления названий компаний и брендов новых товаров, для которых еще не получены одноименные доменные номера. Выявив такой бренд, кибер-сквоттер регистрирует доменное имя на себя с намерением перепродать его впоследствии компании, владеющей соответствующим брендом. Все пользователи компьютера ежедневно сталкиваются с вирусами. По мнению аналитиков, до 2007 г. рост числа вредоносных программ имел линейную динамику и умеренный темп. Однако за последнее время появилось порядка миллиона образцов нового вредоносного средства, а сейчас каждый день регистрируется еще около 10-15 тыс.

Угрозы безопасности все более становятся зависимыми от языковых и культурных факторов, национальных особенностей. В одних государствах атаки осуществляются против пользователей интернет-банкинга, в других - это вредоносное расширение браузера, в третьих - атаки против пользователей он-лайновых игр, в которых в настоящее время вращается колоссальное количество виртуальных ресурсов. Географическая ситуация следующая: лидируют по угрозам безопасности южная часть Северной Америки, восточный фрагмент Южной Америки, центральный и восточные районы Африки, некоторые территории Азии и т. д. Сегодня электронная почта выступает в качестве ве-

дущей формы цифровых коммуникаций. Ее применяют от 80 до 95 % интернет-пользователей, в т. ч. и 84,3 % в России, согласно исследованиям OnlineMonitor. Объем электронной корреспонденции, по сведениям IDS, ежегодно в мире составляет 97 млрд электронных писем (см.: [2]). Кроме ценных сообщений пользователь получает спамер-ские и фишерские корреспонденции. Сегодня именно электронная почта является одним из главных способов проникновения в компьютер вредоносных программ, которые специализируются в основном на хищении пользовательской информации. Одно из последних технологических новшеств - ботнеты - сети программных роботов, работающих на криминальные структуры без ведома владельцев компьютеров. По мнению многих специалистов, это самая серьезная угроза в области современной кибербезопасности.

Объемы информации в мире растут невиданными темпами, и ее количество превышает все разумные пределы. Чем больше информации, тем больше утечек. Перспективы развития киберпреступлений таковы, что должны вызвать в обществе серьезное беспокойство и обоснованную тревогу. Масштабы и количество этих преступлений будут неуклонно возрастать. Как показывает практика, киберпреступники от индивидуальных действий переходят к командным, их нападения становятся все более организованными и дерзкими. Они уже обладают доступом ко многим региональным и отраслевым глобальным информационным системам и наносят обществу колоссальный ущерб. 6 февраля 2007 г. состоялась массированная атака на сам Интернет, которая вызвала перебои в работе тринадцати корневых серверов. Скоординированное направление мощнейшего потока фальсифицированных запросов привело к периодическому «зависанию» серверов, хотя доступ к Интернету полностью не прерывался. Провайдеры оперативно организовали фильтрацию агрессивного трафика, отыскали большую часть атакующих запросов и, спустя несколько часов, серверы заработали в нормальном режиме. Но до сих пор неясно, кто организовал супермасштабную кибератаку и с какой целью.

В настоящее время, кроме благ, которые принесло развитие информационного общества, мы начали сталкиваться и с агрессивно-

стью окружающего нас информационного пространства. Все большую роль сегодня играет информированность, а информация становится все более специфической, трудной для понимания, ее количественные и качественные критерии изменяются достаточно быстро. Любой объект, явление или событие необходимо изучать более тщательно, чем когда-либо в прошлом, затрачивая все больше времени на процессы взаимодействия с информацией. В современных условиях появляется все больше источников информации, которые как бы запрограммированы на интеллектуальную перегрузку, в первую очередь различные СМИ. Люди, которые платят за каждую секунду времени на радио или телевидении, пытаются сообщить максимум информации за минимум времени. Аналогично поступают и другие специалисты, в то время как возможности потребителя всегда ограничены. За последние 30 лет в мире произведено больше информации, чем за предшествующие 5 тыс. лет. Специалистами в области информатики установлена следующая динамика роста информации: до 1800 г. объем информации удваивался каждые 50 лет, с 1970 г. - каждые 5 лет, а с 1990 г. - ежегодно. Доктор Роберт Хилиерт, специалист федеральной информационной комиссии США, утверждает: «При этом росте знаний ко времени, когда родившийся сегодня ребенок окончит колледж, количество знаний в мире увеличится в 32 раза, обновившись с момента его рождения на 97 %» [5, с. 120].

В настоящее время появился ряд новых терминов, связанных с современным состоянием системы «информация - коммуникационная среда - человек»: информационная перегрузка, информационное ожирение, перепроизводство информации, инфобиологи-ческая неадекватность (означает несоответствие объема поступающей извне информации тому объему, который может воспринять центральная нервная система человека). В условиях информационного общества появилась новая болезнь - «синдром информационной усталости», связанный с невозможностью человека справиться с непрерывно возрастающим объемом информации.

В современном мире возрастает и возможность манипулирования обществом вообще и отдельной личностью в частности: сила информационных потоков не сдержива-

ется ни моральными, ни культурными границами. На человека обрушивается мощный поток информации, воздействующий на общественное сознание и чувства. Одновременно меняется структура социальных, экономических и межличностных отношений и механизмы взаимодействия. Ценность процесса общения отходит на второстепенный план, уступая место процессам, связанным с потреблением и переработкой информации. Люди все более скептически относятся к идеям взаимодействия, склоняясь к идее информационного обмена. Все чаще процессы социализации, воспитание молодого поколения идут в условиях отстраненности от живых коммуникаций с превалированием виртуальных контактов. Таким образом, мы сталкиваемся с двумя нарастающими явлениями - информационным прессингом и информационной перегрузкой.

Информационный прессинг есть феномен культуры, институциональный атрибут социальных процессов и отношений. В современном обществе сложилась определенная система государственного и частного информационного прессинга. Средства массовой информации навязывают выгодные им и их владельцам оценки, мнения, электоральное поведение и т. п. К категории информационного прессинга можно отнести и прославление культа силы и насилия, которые становятся атрибутом повседневных коммуникаций и информационного взаимодействия. Эволюция общества изменила характер информационного прессинга, который приобрел явный характер. Информационный прессинг имеет нематериальную природу: виртуальный характер информации диктует особый механизм ее распространения - клонирование. Мы можем иметь дело с неограниченным количеством точек-генераторов, клонирующих данные, что приводит к информационным шумам и помехам. Поэтому информационный прессинг может приводить к непредсказуемым последствиям, т. к. управление информацией осложняется, и начинают преобладать искажения.

В условиях информационного общества ограничениями распространения информации являются только доступность и наличие коммуникационных каналов. В остальном практически любая открытая информация является общественным достоянием, она

может использоваться в любом месте и в любое время. Именно доступность информации рассматривается как базовый критерий развития информационного общества и его демократичности. Но одновременно мы сталкиваемся и с негативными моментами: информационный прессинг нельзя локализовать во времени и пространстве.

Данные свойства информации и, соответственно, информационного прессинга образуют единый комплекс, проявляющийся в информационном давлении на получателей информации. Поэтому все чаще говорят об информационной безопасности в гуманитарном ключе, выделяя ее как обязательный фактор успешной жизнедеятельности человека. Актуальной проблемой становится уже не защита информации, а защита от информации для предотвращения социальных деструктивных явлений. Добровольные и законодательные ограничения не в силах снизить уровень информационного прессинга в расчете на одного человека. Это, в первую очередь, зависит от самого человека.

Человек на протяжении многих лет испытывает воздействие данных процессов, однако в последнее время их интенсивность и плотность распространения увеличиваются. Данный факт стимулирует индивидуума осознанно или подсознательно вырабатывать механизмы адаптации, отличающиеся субъективной глубиной и уникальным процессным механизмом. Все это подтверждается еще и тем, что люди склонны вырабатывать привычки и действовать согласно им. Человек учится умениям и навыкам, приобретает знания и опыт. Восприняв их на сознательном уровне, он сохраняет их на бессознательном, и они «автоматизируются». Каждый человек приспосабливается с разной степенью осознанности данного процесса, однако впоследствии вырабатывается некий автоматический алгоритм действий на внешний раздражитель, которым в данном случае является информации.

Средства массовой информации, Интернет снабжают людей самой разной информацией, которая к ним не имеет никакого отношения: новостными событиями, фактами из жизни разных людей и т. п. Все они оставляют след в структурах памяти и влияют на развитие личности. Кроме того, информация является основой коммуникации, базой

управления любыми процессами, поэтому ее достоверность способствует уменьшению неопределенности ситуации при передаче того или иного сообщения.

Интенсивное использование информационных технологий в развитых странах мира, массированное распространение информации ставит перед обществом, странами, социальными группами и человеком сложный вопрос: как снизить информационную перегрузку. Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности ее восприятия человеком. Полезной называют ту информацию, которая необходима для решения задач, обеспечивающих жизнедеятельность личности или социальной организации. Но чтобы «добыть» полезную информацию, приходится взаимодействовать с информационными потоками и массивами, где значительная часть информации является ненужной в данный момент. В кибернетике для обозначения подобной ситуации используется термин «помехи».

Но одновременно с избытком информации появляются и информационный голод и нехватка информации. Чем больше документов создается, тем меньшее количество поступает на региональный информационный рынок, тем больше времени затрачивает человек на поиск информации о документе, а затем на поиск самого документа. Все это также приводит к информационной перегрузке.

Современное поколение людей вынужденно жить в безбрежном океане информации. Ее поток нельзя воспринять в полном объеме. Только с частью мы взаимодействуем, воспринимаем избирательно и в определенных целях. Появление персональных компьютеров вызвало у многих людей иллюзорное представление о быстрой преодоли-мости сложностей, связанных с информационным взрывом и, соответственно, с информационными перегрузками. Время показало, что это не так. Информация, будучи благом, когда человек контролирует ее, превращается во зло, если поток информации «выходит из повиновения». Заметим, однако, что такое зло не является фатальным, если человек-исследователь выступает в роли актора про-

цесса (при необходимом ограничении в усвоении и использовании информации).

В современных условиях человек сталкивается не просто с выбором, а со сверхвыбором, которое несет в себе информационное общество и обилие информации. Поэтому требуется человек новой формации, умеющий использовать, обрабатывать и пропускать через себя информационные потоки, а также преобразовывать и генерировать новую информацию за определенное время. Поэтому актуальными становятся аналитический склад ума, креативное мышление, творческие способности. Все это является предпосылками кадрового кризиса, в котором преимущества получат те сотрудники, которые смогут грамотно управлять информацией, т. е. те, которые имеют высокий уровень информационной культуры. Именно информационная культура выступает механизмом адаптации к современному информационному пространству и преодоления негативных факторов в развитии информационного общества.

В каждом негативном явлении последствий информатизации можно выделить первопричины и основную суть. Анализ полученных данных показывает, что механизмом их преодоления, как правило, выступает один из компонентов информационной культуры. Например, информационная перегрузка ведет к необходимости оптимизации поиска информации и ее оцениванию, любое киберпреступление - к корректировке восприятия информации и ее оцениванию, информационный прессинг - к быстроте «считывания информации» и ее оцениванию и отбору и т. д.

Информационная культура - сложный феномен, который мы рассматриваем и как механизм саморегуляции общества, и как механизм адаптации человека к сложным информационным ситуациям и информационному пространству, которое может быть и достаточно неблагоприятным [6]. Информационный прессинг, информационный шум, информационная война, информационная перегрузка и т. п. требуют от человека умения жить и работать в данных условиях. Можно утверждать, что существует имманентная взаимозависимость между информационной культурой субъекта и тем информационным пространством, в котором он

функционирует, постоянно испытывая на себе его влияние и в известной мере воздействуя на его эволюцию. Достаточный уровень информационной культуры дает возможность субъекту информационной деятельности лучше ориентироваться в информационном пространстве и его особенностях, адекватно дешифровать и использовать даже сложнейшие его компоненты, реализовать необходимые преобразования в направлении его оптимизации и т. п. Тогда информационную культуру можно рассматривать как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех возможных формах жизнедеятельности. В условиях информационного общества и бурного развития информационных технологий информационная культура уже дифференцируется на совокупность субкультур: экранную, электронную, компьютерную, сетевую, интернет-культуру, медиакультуру, цифровую, виртуальную, киберкультуру [6].

Информационная культура обеспечивает возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к постоянному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного информационного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором - информационная культура явля-

ется средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что любые решения в любой сфере (социальной, экономической, культурной, технологической и т. д.) принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации. На наш взгляд, именно информационная культура - условие и фактор устойчивого и безопасного развития человека, его жизни и деятельности, развития общества в целом в быстро меняющемся информационном пространстве.

1. Андреев Э.М., Миронов А.В. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.

2. Акопян Д.А., Еляков А.Д. Киберпреступления в информационной инфаструктуре общества: (обзор) // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2009. № 12. С. 1-14.

3. Доронин А.И. Бизнес-разведка. М., 2007.

4. Томчак Е.В. Из истории компьютерного терроризма // Новая и новейшая история. 2007. № 1. С. 7-8.

5. ТоффлерА. Футуршок. СПб., 1997.

6. Пронина Л.А. Информационная культура как механизм саморегуляции общества // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 3. С. 250-257.

Поступила в редакцию 4.12.2012 г.

UDC 316.342

INFORMATION CULTURE AS FACTOR OF OVERCOMING OF MODERN INFORMATION PROBLEMS Ludmila Alekseyevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: pronina@tsu.tmb.ru The information problems accompanying of person and society every day such as informational pressing, information reload, cyber crimes etc. is considered. Informational culture is offered as adaptation mechanism of problem overcoming.

Key words: informational security; information reload; informational pressing; cyber crimes; informational culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.