Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова М. В., Коваль Т. С.

Современное общество отводит информации роль фактора социального развития не менее, а даже более важного, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Соответственно, качественно меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий. Информационная культура становится важным показателем культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова М. В., Коваль Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА

М.В. Корнилова, Т.С. Коваль

Современное общество отводит информации роль фактора социального развития не менее, а даже более важного, чем вещество, энергия и другие ресурсы. Соответственно, качественно меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий. Информационная культура становится важным показателем культуры личности.

Основная нагрузка по формированию информационной культуры личности приходится на систему непрерывного образования, все ступени которой уже испытывают воздействие информатизации общества.

Сформированность информационной культуры как части педагогической культуры открывает очень широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Так, в частности, педагоги получают возможность:

- использовать новые методы и способы представления, обработки данных;

- использовать в своей преподавательской деятельности более широкий спектр разработанных учебно-методических материалов и наглядности;

- разрабатывать и использовать компьютерные обучающие и контролирующие программы.

- повышать свою квалификацию через дистанционное обучение;

- использовать для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей.

Уровень информационной культуры педагогов зависит не только от качества знаний и умений работы с информацией, но и от психологической и профессиональной готовности к работе с информационно-технологическими средствами.

Разделяя взгляд профессора В. Минки-ной на тесную связь между информационной культурой и творческой деятельностью и опираясь на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения, нами выделено три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший.

Умения общего уровня - это умения частные. Главная их особенность - межпред-

метность, возможность применения практических умений в различных отраслях знаний. Между умениями этого и высшего уровня, которые тоже носят межпредметный характер, определяется профессиональный уровень, который связан с той отраслью знаний, формирующих профессиональную деятельность специалиста. По сравнению с общими, эти умения обладают большей сложностью, но характеризуются ограниченной областью применения. Общий и высший уровни подразумевают межпредметные обобщенные знания и умения, различающиеся между собой степенью сложности, профессиональный уровень составляют специальные знания и умения, зависящие от рода деятельности.

Мы считаем, создавая особую среду для повышения профессиональной культуры педагога, где идет самостоятельное наращивание профессиональных и любых других знаний, востребованных сегодняшними реалиями, то информационная культура включает следующие составляющие:

• культуру поиска новой информации (современный поиск предполагает умение проанализировать свои информационные потребности, использование формальных и неформальных каналов получения информации, освоение возможностей новых информационных технологий и т. д.);

• культуру чтения и восприятия информации;

• осознание того факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний;

• умение перерабатывать большие массивы информации с использованием информационных (компьютерных) технологий;

• умение вести личные информационно- поисковые системы;

• понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой деятельности;

• стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности;

• умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого телекоммуникационных каналов связи.

Информационная культура педагога рассматривается нами как часть его общей

М.В. КОРНИЛОВА, Т.С. КОВАЛЬ

культуры, ее гуманистической и технологической составляющих, как упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности.

В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога. К ним относится следующее:

• интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;

• потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;

• профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе;

• ответственность при работе с техническими средствами;

• согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств традиционных и новых информационных технологий;

• отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информаци-

онной среде, критическое отношение к информационному потреблению;

• стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;

• утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.

На наш взгляд, необходимым условием развития личности педагога в условиях информатизации общества является информационная культура.

Для получения представлений об уровне информационной культуры педагога мы проанализировали:

- поведение педагога как потребителя информации (предпочитаемые каналы получения сведений, регулярность ознакомления с новой литературой, наличие и объем личной библиотеки и поисковой системы);

- мнения педагогов о значимости информационной составляющей в их профессиональной деятельности;

- самооценку информационной осведомленности в достижениях педагогической науки и практики.

Задачей дальнейшего нашего исследования является анализ путей и средств формирования определенной категории умений для каждого уровня информационной культуры педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.