И.Г. Санникова, М.В. Корнилова. Формирование информационной культуры студента... УДК 378
И.Г. Санникова*, М.В. Корнилова**
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
*Томский государственный педагогический университет "Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово
Начало XXI в. для России является переходным этапом к информационному обществу. Увеличиваются потоки циркулирующей в обществе информации, стремительными темпами совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника, которая внедряется во все сферы социальной жизни, в том числе и в образование.
Объемы информации в обществе растут, и по некоторым расчетам они удваиваются каждые 20 месяцев против 50 лет в середине XIX в. Человечество из индустриальной эпохи шагнуло в информационную, что привело к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, к формированию единого мирового информационного пространства. Информация является одним из основных производительных ресурсов, фундаментом развития экономики и общества в целом. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг. В информационном обществе приоритетной становится высокая степень образованности его членов. Только высокообразованные люди способны эффективно использовать информацию как мощный производительный ресурс. Человеку недостаточно «образования на всю жизнь», ему необходимо «образование в течение всей жизни».
С конца ХХ в. новые компьютерные технологии информационного обмена создали техническую возможность еще большей массовости образования, разорвали информационные границы государств, позволили в тысячи раз ускорить скорость обмена информации и увеличить ее объем. Внедрение информационных технологий в многообразную деятельность человека создало потребность в качественно новом образовании. Став причиной появления такой производственной потребности, информационные технологии одновременно обозначились как наиболее целесообразный способ и средство ее удовлетворения.
Для современной России, оказавшейся в силу объективных причин в состоянии системного кризиса, ускоренная модернизация обучающих технологий является еще более актуальной, чем для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку
потенциал национальной системы образования в настоящее время выступает основным социальным ресурсом, обеспечивающим реальную возможность инновационного прорыва на более высокий уровень экономического развития.
Сегодня отечественное образование сталкивается с проблемами физического и морального старения материально-технической базы, низким уровнем оплаты труда педагогических работников, неплатежеспособностью и слабой мобильностью большей части населения. Существующий высокий общий уровень профессионального образования в стране невозможно удержать методом экстенсивного развития, за счет увеличения и без того огромного объема учебной нагрузки, превысившего уже разумные пределы, вне которых утрачивается творческий характер педагогического труда.
Использование информационных технологий в обучении, соответствующих мировому уровню, -единственно возможный сегодня путь поступательного развития отечественной системы образования, и в первую очередь высшей школы.
В массовом сознании процессы информатизации и компьютеризации, как правило, практически не различимы. Бытует стереотип, что проблемы информатизации сводятся только к разработке, производству и внедрению компьютерной техники и технологий. Такие представления отражают технократическую точку зрения на данный процесс.
По нашему мнению, информатизация общества - это сложный структурный социотехнический процесс, касающийся подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры. Поэтому проблемы информатизации и формирования информационной культуры личности не только технические, но и гуманитарные.
Формирование информационной культуры студента как социально значимого способа его учебной деятельности в информационной среде связано с такими проявлениями личности, как поиск индивидуального смысла информационной деятельности и гуманистическая ценностная ориентация; свободный и ответственный выбор поведения и позиции по отношению к процессам и явлениям информационной действительности; осознанный и творческий
характер целей и способов информационной деятельности. Это способствует наиболее полной реализации потребностей, способностей и стремлений личности в интересах собственного развития.
По определению одного из отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений [1, с. 1-8].
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.
Гуманистическая цель образования требует и соответствующего содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения новых технологий обучения.
В.А. Сластёнин рекомендует программу гуманизации образования, позволяющую обучаемому войти в широкий диалог с мировой культурой, открывая для себя смысложизненные установки и мировоззренческие доминанты: «Известно, что в отличие от науки (образования, просвещения) культура строится и развивается по принципу сохранения и воспроизводства, «персональности» слагающих ее феноменов, наука же и образование - по схематизму «восхождения», уплотнения, снятия, упрощенности предшествующего знания. В образовательно-воспитательном процессе, ставящем задачи превращения обучающихся в субъект культуры, следует использовать культурологический подход с диалогизацией обучения, вниманием к истории развития науки и ее отдельных идей, «персонализацией» науки и обязательно открытостью самого преподавателя как носителя культуры, когда ярко выражено его личностное отношение к «презентуемому» элементу культуры» [2].
Рассмотрим несколько современных определений термина «информационная культура»:
1. Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности как педаго-
гов, так и обучающихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой [3].
2. Культура информационная - уровень информатизации, степень его освоения и качество использования человеком; владение средствами и методами информатики; составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность [4].
3. Культура личности информационная (КЛИ) -свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведение диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему [5].
4. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [6].
Таким образом, понятие « информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни индивида в конкретной информационной среде. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает. Сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него и знания законов информационной среды, и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работников, занятых в сфере производства информационной продукции и услуг.
Так как мы рассматриваем формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения, проанализируем педагоги-
И.Г. Санникова, М.В. Корнилова. Формирование информационной культуры студента..
ческие положения, на которых целесообразно строить современные курсы дистанционного обучения в вузах. Коротко их можно свести к следующему:
1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность студента. Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стали потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального, информационного общества.
2. Важно, чтобы студент не только овладел определенной суммой знаний, но, что представляется гораздо важнее, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые мог бы применять в дальнейшем при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.
3. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивного характера, напротив, студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения студенты (любого возраста и социального статуса) должны, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.
4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности студентов в сети предполагает в неменьшей степени, чем в очном обучении, использования новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучении в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методах.
5. Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами; сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации студента весьма актуальны при дистанционном обучении.
6. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности студента,
умениями применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной как в текст учебного материала, так и возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля, например, при тестировании.
Мы выделяем ряд характеристик, присущих дистанционному обучению:
- дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности студента, его организацию, четкую постановку целей и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;
- интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения, которое должно обеспечивать максимально возможную связь между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом; предоставлять возможность группового обучения;
- чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
- мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные методы, приемы и средства организации обучения;
- структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию обучения.
Следовательно, любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса. Возможно предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями,
— 7S —
информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами.
Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый контроль со стороны преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, защиты рефератов, презентаций, творческих работ.
Проблема организации дистанционного обучения и формирования информационной культуры студентов многопланова и чрезвычайно сложна. Разумеется, она не исчерпывается обозначенными выше вопросами. Отдельная проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента.
Как, где и каким образом должна располагаться та или иная учебная информация, какова должна быть структура и композиция самого учебного материала, какова наиболее оптимальная форма обратной связи при дистанционном обучении и др.
Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сделать вывод, что при соблюдении требований к организации дистанционного обучения студенты получают реальную возможность приобретения необходимых фундаментальных и специальных знаний, а также представлений об основных особенностях работы с информацией как важным средством формирования информационной культуры.
Поступила в редакцию 28.12.2006
Литература
1. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер. 1. 1993. № 1.
2. Сластёнин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993.
3. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. Л., 1989.
4. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2003.
6. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
УДК 378
Л.Г. Куликова, А.Н. Орлов
ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЯ
Барнаульский государственный педагогический университет
Актуальным на сегодняшний день является положение о том, что эффективность образования в высшей школе определяется качеством управления образовательным процессом.
При изучении понятия «качество образования» мы исходили из научного подхода к его определению и учитывали степень разработанности данного понятия. Анализ научной литературы показал, что существуют трудности, связанные с изучением категории качества образования. Так, качество образования является комплексным, многомерным и динамичным понятием.
Анализ и обобщение литературных источников позволяют констатировать, что качество образования рассматривается как «понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника, соискателя. Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса, которая измеряется (оценивается) путем обобщения результатов итоговых аттестаций выпускников. Качество образовательной подго-
товки выпускника, соискателя - это совокупность характеристик, полученных (освоенных) человеком в ходе образовательного процесса, знаний, умений и навыков, востребуемых государством, обществом, личностью. Качество образования измеряется (оценивается) в процессе итоговой аттестации» [3, с. 196-197]. С нашей точки зрения, в данном определении не учитывается один существенный момент - управление качеством образования.
Управление качеством образования - это управленческий подход, возникший в 90-х годах двадцатого столетия, призванный разрешить ряд противоречий в период инновационного развития образовательных учреждений. В настоящее время исследованием инновационных процессов в образовании и педагогическим управлением занимаются В.И. За-гвязинский, В.С. Лазарев, Н.Д. Никандров, А.М. Моисеев, Н.К. Сергеев, В.А. Сластёнин, Т.И. Шамова, Н.О. Яковлева и другие. В исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов под руководством Н. А. Селезнёвой изучаются проблемы качества высшего и непрерывного образования.