Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения'

Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Ирина Геннадьевна, Корнилова Марина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения, которые являются не только техническими, но и гуманитарными. Авторы определяют педагогические положения, на которых целесообразно строить современные курсы дистанционного обучения в высших учебных заведениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of students` information culture formation in distance learning, which are regarded to be not only as technical but also as humanitarian ones. The authors define pedagogical principles which may be used as background in modern courses of distance learning in higher institutions

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения»

И.Г. Санникова, М.В. Корнилова. Формирование информационной культуры студента... УДК 378

И.Г. Санникова*, М.В. Корнилова**

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

*Томский государственный педагогический университет "Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово

Начало XXI в. для России является переходным этапом к информационному обществу. Увеличиваются потоки циркулирующей в обществе информации, стремительными темпами совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника, которая внедряется во все сферы социальной жизни, в том числе и в образование.

Объемы информации в обществе растут, и по некоторым расчетам они удваиваются каждые 20 месяцев против 50 лет в середине XIX в. Человечество из индустриальной эпохи шагнуло в информационную, что привело к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, к формированию единого мирового информационного пространства. Информация является одним из основных производительных ресурсов, фундаментом развития экономики и общества в целом. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг. В информационном обществе приоритетной становится высокая степень образованности его членов. Только высокообразованные люди способны эффективно использовать информацию как мощный производительный ресурс. Человеку недостаточно «образования на всю жизнь», ему необходимо «образование в течение всей жизни».

С конца ХХ в. новые компьютерные технологии информационного обмена создали техническую возможность еще большей массовости образования, разорвали информационные границы государств, позволили в тысячи раз ускорить скорость обмена информации и увеличить ее объем. Внедрение информационных технологий в многообразную деятельность человека создало потребность в качественно новом образовании. Став причиной появления такой производственной потребности, информационные технологии одновременно обозначились как наиболее целесообразный способ и средство ее удовлетворения.

Для современной России, оказавшейся в силу объективных причин в состоянии системного кризиса, ускоренная модернизация обучающих технологий является еще более актуальной, чем для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку

потенциал национальной системы образования в настоящее время выступает основным социальным ресурсом, обеспечивающим реальную возможность инновационного прорыва на более высокий уровень экономического развития.

Сегодня отечественное образование сталкивается с проблемами физического и морального старения материально-технической базы, низким уровнем оплаты труда педагогических работников, неплатежеспособностью и слабой мобильностью большей части населения. Существующий высокий общий уровень профессионального образования в стране невозможно удержать методом экстенсивного развития, за счет увеличения и без того огромного объема учебной нагрузки, превысившего уже разумные пределы, вне которых утрачивается творческий характер педагогического труда.

Использование информационных технологий в обучении, соответствующих мировому уровню, -единственно возможный сегодня путь поступательного развития отечественной системы образования, и в первую очередь высшей школы.

В массовом сознании процессы информатизации и компьютеризации, как правило, практически не различимы. Бытует стереотип, что проблемы информатизации сводятся только к разработке, производству и внедрению компьютерной техники и технологий. Такие представления отражают технократическую точку зрения на данный процесс.

По нашему мнению, информатизация общества - это сложный структурный социотехнический процесс, касающийся подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры. Поэтому проблемы информатизации и формирования информационной культуры личности не только технические, но и гуманитарные.

Формирование информационной культуры студента как социально значимого способа его учебной деятельности в информационной среде связано с такими проявлениями личности, как поиск индивидуального смысла информационной деятельности и гуманистическая ценностная ориентация; свободный и ответственный выбор поведения и позиции по отношению к процессам и явлениям информационной действительности; осознанный и творческий

характер целей и способов информационной деятельности. Это способствует наиболее полной реализации потребностей, способностей и стремлений личности в интересах собственного развития.

По определению одного из отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюка, информационная культура - это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений [1, с. 1-8].

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности. При этом каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.

Гуманистическая цель образования требует и соответствующего содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит проблему разработки и внедрения новых технологий обучения.

В.А. Сластёнин рекомендует программу гуманизации образования, позволяющую обучаемому войти в широкий диалог с мировой культурой, открывая для себя смысложизненные установки и мировоззренческие доминанты: «Известно, что в отличие от науки (образования, просвещения) культура строится и развивается по принципу сохранения и воспроизводства, «персональности» слагающих ее феноменов, наука же и образование - по схематизму «восхождения», уплотнения, снятия, упрощенности предшествующего знания. В образовательно-воспитательном процессе, ставящем задачи превращения обучающихся в субъект культуры, следует использовать культурологический подход с диалогизацией обучения, вниманием к истории развития науки и ее отдельных идей, «персонализацией» науки и обязательно открытостью самого преподавателя как носителя культуры, когда ярко выражено его личностное отношение к «презентуемому» элементу культуры» [2].

Рассмотрим несколько современных определений термина «информационная культура»:

1. Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности как педаго-

гов, так и обучающихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой [3].

2. Культура информационная - уровень информатизации, степень его освоения и качество использования человеком; владение средствами и методами информатики; составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность [4].

3. Культура личности информационная (КЛИ) -свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведение диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему [5].

4. Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [6].

Таким образом, понятие « информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни индивида в конкретной информационной среде. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает. Сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него и знания законов информационной среды, и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работников, занятых в сфере производства информационной продукции и услуг.

Так как мы рассматриваем формирование информационной культуры студента в условиях дистанционного обучения, проанализируем педагоги-

И.Г. Санникова, М.В. Корнилова. Формирование информационной культуры студента..

ческие положения, на которых целесообразно строить современные курсы дистанционного обучения в вузах. Коротко их можно свести к следующему:

1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность студента. Учение, самостоятельное приобретение и применение знаний стали потребностью современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального, информационного общества.

2. Важно, чтобы студент не только овладел определенной суммой знаний, но, что представляется гораздо важнее, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые мог бы применять в дальнейшем при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.

3. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивного характера, напротив, студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения студенты (любого возраста и социального статуса) должны, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией.

4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности студентов в сети предполагает в неменьшей степени, чем в очном обучении, использования новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи). В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучении в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методах.

5. Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами; сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации студента весьма актуальны при дистанционном обучении.

6. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности студента,

умениями применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной как в текст учебного материала, так и возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля, например, при тестировании.

Мы выделяем ряд характеристик, присущих дистанционному обучению:

- дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности студента, его организацию, четкую постановку целей и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов;

- интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения, которое должно обеспечивать максимально возможную связь между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом; предоставлять возможность группового обучения;

- чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;

- мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные методы, приемы и средства организации обучения;

- структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию обучения.

Следовательно, любая модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса. Возможно предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса с зарубежными партнерами (международные проекты), организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями,

— 7S —

информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами.

Контроль успешности подобного обучения должен быть оперативным и предусматриваться при разработке соответствующих учебных материалов и итоговый контроль со стороны преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, защиты рефератов, презентаций, творческих работ.

Проблема организации дистанционного обучения и формирования информационной культуры студентов многопланова и чрезвычайно сложна. Разумеется, она не исчерпывается обозначенными выше вопросами. Отдельная проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента.

Как, где и каким образом должна располагаться та или иная учебная информация, какова должна быть структура и композиция самого учебного материала, какова наиболее оптимальная форма обратной связи при дистанционном обучении и др.

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сделать вывод, что при соблюдении требований к организации дистанционного обучения студенты получают реальную возможность приобретения необходимых фундаментальных и специальных знаний, а также представлений об основных особенностях работы с информацией как важным средством формирования информационной культуры.

Поступила в редакцию 28.12.2006

Литература

1. Семенюк Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. Сер. 1. 1993. № 1.

2. Сластёнин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М., 1993.

3. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. Л., 1989.

4. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. М., 1995.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2003.

6. Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. М., 2002.

УДК 378

Л.Г. Куликова, А.Н. Орлов

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ УЧИТЕЛЯ

Барнаульский государственный педагогический университет

Актуальным на сегодняшний день является положение о том, что эффективность образования в высшей школе определяется качеством управления образовательным процессом.

При изучении понятия «качество образования» мы исходили из научного подхода к его определению и учитывали степень разработанности данного понятия. Анализ научной литературы показал, что существуют трудности, связанные с изучением категории качества образования. Так, качество образования является комплексным, многомерным и динамичным понятием.

Анализ и обобщение литературных источников позволяют констатировать, что качество образования рассматривается как «понятие, включающее в себя качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки выпускника, соискателя. Под качеством образовательных услуг понимается совокупность характеристик образовательного процесса, которая измеряется (оценивается) путем обобщения результатов итоговых аттестаций выпускников. Качество образовательной подго-

товки выпускника, соискателя - это совокупность характеристик, полученных (освоенных) человеком в ходе образовательного процесса, знаний, умений и навыков, востребуемых государством, обществом, личностью. Качество образования измеряется (оценивается) в процессе итоговой аттестации» [3, с. 196-197]. С нашей точки зрения, в данном определении не учитывается один существенный момент - управление качеством образования.

Управление качеством образования - это управленческий подход, возникший в 90-х годах двадцатого столетия, призванный разрешить ряд противоречий в период инновационного развития образовательных учреждений. В настоящее время исследованием инновационных процессов в образовании и педагогическим управлением занимаются В.И. За-гвязинский, В.С. Лазарев, Н.Д. Никандров, А.М. Моисеев, Н.К. Сергеев, В.А. Сластёнин, Т.И. Шамова, Н.О. Яковлева и другие. В исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов под руководством Н. А. Селезнёвой изучаются проблемы качества высшего и непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.