Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феофанова Людмила Николаевна, Ермакова Анастaсия Александровна, Исаева Людмила Александровна

Статья посвящена вопросам развития информационной компетентности в условиях современной высшей школы. Рассмотрены дефиниции данного понятия. Авторы научной работы рассматривают информационную компетентность в двух аспектах: в смысле использования компьютерных технологий и как процесс восприятия информации человеком. Изложены основные признаки информационной компетентности личности. Студент высшей школы, обладающий информационной компетентностью, должен свободно ориентироваться в информационном пространстве, успешно работать с коммуникационными технологиями, применять интерактивные технологии в своей профессиональной деятельности. В статье представлены требования к организации процесса обучения в условиях высшей школы для достижения поставленной цели, рассматриваются формы, методы и средства, отражающие содержание системы подготовки будущих специалистов. Авторы акцентируют внимание на том, что развитие информационной компетентности на стадии обучения в университете обусловлено современной реальностью, однако, помимо требований, предъявляемых к личности современного специалиста, необходимо, чтобы каждым вузом учитывались место и возможности современных информационных технологий в учебном процессе, что требует решения определенных организационных, управленческих и научно-исследовательских задач.The article is devoted to the development of information competence in a modern high school. The definition of this notion is represented in the article. The authors consider information competence in two ways: in terms of the use of computer technology and as a process of perception of information. The article describes the main features of information competence. Students of high school with an information competence should freely navigate in the information space, work successfully with communication technologies, use interactive technology in their professional activities. The requirements for the organization of educational process in higher education in order to achieve this goal are represented. The article deals with the forms, methods and tools that reflect the content of the training of future specialists. The authors focus attention on that the development of information competence at the stage of studying at the university due to the modern reality, but in addition to the requirements for modern professional identity, it is necessary to take into account each university place and possibilities of modern information technologies in the educational process, which requires the solution of certain organizational, management and research tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феофанова Людмила Николаевна, Ермакова Анастaсия Александровна, Исаева Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Л. Н. Феофанова, А. А. Ермакова, Л. А. Исаева

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена вопросам развития информационной компетентности в условиях современной высшей школы. Рассмотрены дефиниции данного понятия. Авторы научной работы рассматривают информационную компетентность в двух аспектах: в смысле использования компьютерных технологий и как процесс восприятия информации человеком. Изложены основные признаки информационной компетентности личности. Студент высшей школы, обладающий информационной компетентностью, должен свободно ориентироваться в информационном пространстве, успешно работать с коммуникационными технологиями, применять интерактивные технологии в своей профессиональной деятельности. В статье представлены требования к организации процесса обучения в условиях высшей школы для достижения поставленной цели, рассматриваются формы, методы и средства, отражающие содержание системы подготовки будущих специалистов. Авторы акцентируют внимание на том, что развитие информационной компетентности на стадии обучения в университете обусловлено современной реальностью, однако, помимо требований, предъявляемых к личности современного специалиста, необходимо, чтобы каждым вузом учитывались место и возможности современных информационных технологий в учебном процессе, что требует решения определенных организационных, управленческих и научно-исследовательских задач.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, информация, информационная компетентность, высшее образование, информатизация, интерактивные технологии.

L. N. Feofanova, A. A. Ermakova, L. A. Isaeva

INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL

The article is devoted to the development of information competence in a modern high school. The definition of this notion is represented in the article. The authors consider information competence in two ways: in terms of the use of computer technology and as a process of perception of information. The article describes the main features of information competence. Students of high school with an information competence should freely navigate in the information space, work successfully with communication technologies, use interactive technology in their professional activities. The requirements for the organization of educational process in higher education in order to achieve this goal are represented. The article deals with the forms, methods and tools that reflect the content of the training of future specialists. The authors focus attention on that the development of information competence at the stage of studying at the university due to the modern reality, but in addition to the requirements for modern professional identity, it is necessary to take into account each university place and possibilities of modern information technologies in the educational process, which requires the solution of certain organizational, management and research tasks.

Keywords: the competence approach, competence, information, information competence, higher education, interactive technology.

В связи с введением новых образовательных стандартов требования по обеспечению эффективности обучения и его качеству ужесточаются. Стремительное обновление знаний в различных областях науки и практики, безусловно, оказывает влияние на систему образования в целом и высшего профессионального образования в частности: все больший акцент делается на практическую значимость теоретических знаний. Выпускник вуза должен обладать не только определенным

количеством знаний, но и способностями к творческому мышлению. На первый план выступает задача подготовки специалиста, компетентного в своей области. Сложившаяся в последние годы в нашей стране образовательная ситуация, признаком которой является кризис знаниевой парадигмы, выявила необходимость перехода к иной методологической основе для решения проблем развития высшего профессионального образования. Приоритетным направлением в России стало

развитие идей компетентностного подхода. При таком подходе в качестве основного итога обучения в высшей школе рассматривается способность выпускника действовать эффективно в различных профессиональных и жизненных проблемных ситуациях, умение интегрировать в профессиональную деятельность теоретические знания из различных областей науки. Компетентностная модель образования четко определяет квалификации бакалавра, специалиста, магистра с точки зрения рабочей нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля.

В основе указанного подхода лежат понятия «компетенция» и «компетентность», понимание которых различно в отечественной педагогике. Принято считать, что компетенция — это заранее заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, его будущей профессии. Компетентность — мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенций, личностная характеристика человека. Различают ключевые компетентности, относящиеся к общему содержанию образования, общепредметные компетентности, относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, и предметные компетентности, которые являются частными по отношению к двум предыдущим уровням. Современные научные исследования в большей степени обращены к проблеме формирования ключевых компетентностей студентов. Согласно А. В. Хуторскому, выделение некоторой совокупности компетенций как ключевых показывает, что они являются основанием для других более конкретных и предметно-ориентированных компетенций. Поскольку в условиях информационного общества резко возросла потребность в специалистах, готовых оперировать с огромным количеством информации, то одной из важнейших компетентностей в современном высшем образовании является, на наш взгляд, информационная. Однако необходимо констатировать недостаточную разработанность механизмов формирования информационной компетентности во взаимосвязи с другими ключевыми компетентностями. Большим образовательным потенциалом для этого обладает профессиональная подготовка в вузе. Поиск эффективных путей, связанных с развитием информационной компетентности в процессе обучения студентов в высшей школе, без сомнения, является актуальной и своевременной проблемой.

Анализ современных трактовок понятия «информационная компетентность» показал, что раз-

витие у студентов таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться и работать в условиях быстро меняющегося мира, является одной из основных задач современного высшего образования. На сегодняшний день информационная компетентность понимается как «особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессиональной деятельности или как результат интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии» [1].

Н. Ю. Таирова определяет информационную компетентность как «интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реа-лизовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [2].

А. Л. Семенов трактует информационную компетентность как «новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств» [3].

О. Б. Зайцева полагает, что информационная компетентность — это «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств» [4].

Представители Волгоградской научно-педагогической школы В. А. Болотов и В. В. Сериков характеризуют компетентность как «способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости». Н. В. Ходякова и Е. М. Шевченко рассматривают сущность информационной компетентности применительно к условиям информационного общества и определяют ее в качестве: мотивированной информационной деятельности, эффективного, креативного и ответственного применения компьютерных технологий в нестандартных ситуациях; готовности к конструктивному со-

трудничеству и межличностному диалогу с использованием компьютерных телекоммуникаций [5].

Обобщив изученные определения информационной компетентности, мы сделали вывод о том, что информационную компетентность, как правило, рассматривают в двух аспектах:

— в значении использования компьютерных технологий;

— как процесс восприятия информации человеком.

В рамках первого аспекта выделяют следующие характерные черты информационной компетентности личности:

— овладение различными способами поиска, хранения и обработки информации;

— умение ориентироваться в информационном пространстве;

— способность работать с современными информационными и коммуникационными технологиями;

— умение отбирать и применять интерактивные технологии в своей профессиональной деятельности.

Одним из путей развития информационной компетентности у студентов является применение в обучении интерактивных технологий. Как следует из современных педагогических исследований, активное взаимодействие студента с информационно-образовательной средой способствует формированию специалиста, готового на практике эффективно применять современные информационные технологии, осуществлять творческие проекты в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свою компетентность [6]. В связи с этим в целях успешного развития информационной компетентности в ходе учебного процесса в высшей школе, на наш взгляд, необходимо:

— проектировать интерактивную информационно-образовательную образовательную среду путем объединения усилий профессорско-преподавательского состава различных кафедр вуза;

— организовывать аудиторные занятия на основе междисциплинарной интеграции с основными предметами обучения;

— применять в процессе обучения электронные образовательные ресурсы;

— стимулировать мотивацию студентов на получение личностно значимого практико-ориенти-рованного продукта;

— проводить мониторинг информационной компетентности студентов вуза на всех этапах образовательного процесса.

Несомненно, при реализации такого подхода к учебному процессу в вузе возрастают требования к профессорско-преподавательскому составу. Преподаватель должен постоянно повышать уровень информационной культуры, качество учебно-методических пособий, проводить лекционные, лабораторные работы и практические занятия, применяя новые информационные технологии, отбор которых осуществляется в соответствии с особенностями будущей профессиональной деятельности студента.

Кроме того, кафедра, осуществляющая подготовку специалистов высшего профессионального образования, должна обладать соответствующим ассортиментом информационного сервиса:

— электронная почта;

— доступ к файловым хранилищам;

— доступ к электронным библиотекам;

— техническая возможность проведения и участия в телеконференциях и т. п.

Помимо использования в учебном процессе современной компьютерной техники и адаптированного методического обеспечения, необходимо проектировать содержание обучения, применяя соответствующие формы, методы и средства обучения.

В целях развития информационной компетентности студента следует более активно использовать такие формы обучения, как лекция, лабораторные занятия, семинары, курсовые проекты. Среди них необходимо особо выделить проблемную лекцию, решение профессионально ориентированных задач, применение электронных пособий, учебников, интерактивных тренажеров.

Большие возможности для развития информационной компетентности и совершенствования навыков применения современных информационных технологий имеет самостоятельная работа, а также изучение конкретных профессионально значимых программных продуктов. Информационные компетенции могут быть сформированы на дисциплинах, входящих в общенаучный блок государственного стандарта, например, «Математика». Ознакомление студентов с основами применения современных программных продуктов в профессиональной деятельности начинается в рамках дисциплины «Информатика», а на дисциплинах предметного блока познания в данном направлении могут углубляться и расширяться с учетом особенностей будущей профессии.

Итак, овладение студентом информационной компетентностью предполагает его готовность к ак-

тивным действиям по получению, усвоению, переработке и передаче различной информации, свободное владение арсеналом средств и методов работы в информационном пространстве. В условиях становления информационного общества перечисленные выше умения и навыки являются основными характеристиками личности современного специалиста. Назрела необходимость изменения содержания подготовки студентов в высшей школе, чтобы обеспечить их не только общеобра-

Список библиографических ссылок

зовательными знаниями, но и достаточным уровнем информационной компетентности. Следует также отметить, что, помимо требований, предъявляемых к личности современного специалиста, необходимо, чтобы каждым вузом учитывались место и возможности современных информационных технологий в учебном процессе, что требует решения определенных организационных, управленческих и научно-исследовательских задач.

1. Струков Е. Н. Информационная компетентность как условие повышения качества высшего образования // Образовательные технологии и общество. 2008. Т. 11. № 2.

2. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). М., 2007.

3. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000.

4. Зайцева О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002.

5. Шевченко Е. М. Методическая система формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих экономистов в процессе обучения информатическим дисциплинам с применением компьютерных сетей: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006; 8. Ходякова Н. В. Целостная модель вузовской подготовки специалиста, компетентного в области информационных технологий // Вестник Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Сер.: Техн. науки. 2005. Вып. 5. С. 111—114.

6. Ходякова Н. В. Ситуационно-средовой подход к формированию личностно развивающих образовательных систем: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2013.

© Феофанова Л. Н., Ермакова А. А., Исаева Л. А., 2014

***

Н. В. Ходякова

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Статья посвящена проблеме оценки качества деятельности вузовских преподавателей. Целью работы является методологическое обоснование критериев, показателей и технологических процедур такой оценки. Рассмотрены отличия терминов «компетенция» и «компетентность». Обсуждаются различные определения профессиональной компетентности педагога, предлагаемые рядом исследователей. Приводится авторское определение, полученное на основе применения ситуационно-средового подхода в педагогическом проектировании. В соответствии с данным определением выделяются четыре ситуации проявления компетентности, различаемые на основе типа взаимодействия личности преподавателя и образовательной среды, в которой он осуществляет свою деятельность: первичной ориентировки, предметно-деятельностной ориентировки, ценностно-смысловой ориентировки и целостной ориентировки. Каждой ситуации даны в соответствии с профессионально-личностной позицией педагога характеристики образовательной среды, обобщенные критерии и конкретные показатели оценки педагогической деятельности, технологические процедуры осуществления такой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.