Научная статья на тему 'Информационная компетентность преподавателя высшей школы'

Информационная компетентность преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СOMPETENCE / INFORMATION COMPETENCE / HIGH SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчан Э. М.

В статье раскрывается сущность информационной компетентности преподавателя высшей школы. Основной акцент делается на соотношение понятий «компетенция» и «информационная компетентность», их роли в развитии информационной культуры преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the information competence of teachers of high school. Emphasis on the relations between the concepts of "competence"and "information competence", their role in the development of information culture of high school teacher.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность преподавателя высшей школы»

УДК 37.013.75

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Э. М. Молчан

В статье раскрывается сущность информационной компетентности преподавателя высшей школы. Основной акцент делается на соотношение понятий «компетенция» и «информационная компетентность», их роли в развитии информационной культуры преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: компетенция, информационная компетентность, преподаватель высшей школы.

В условиях стремительного роста информационных потоков и их широкомасштабного использования в качестве мощного средства коммуникации на первый план выдвигаются проблемы интеллектуализации общества, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний как ресурса развития общества.

Социально-педагогическая значимость исследуемой проблемы определяется решением крупной государственной задачи - подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, расширяющим информационное пространство до мировых масштабов и определяющим ключевой вектор в развитии информационной компетентности преподавателя высшей школы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что на сегодняшний день сложились значимые теоретические и практические предпосылки исследуемой проблемы. В ее разработку внесли вклад исследователи В.И. Байденко, И.А. Кулантаева, В.В. Кюршунова, Т.Н. Лукина, Э.Ф. Морковина, М.М. Пшукова и др. [1, с. 137]. Выделяют компетентности интегрированного характера: информационно-аналитическую (Е.В. Назначило); информационно-коммуникативную (Е.Г. Пьяных, Л.Б. Сенкевич и др.); информационно-технологическую (Е.В.Мартынова, Л.В. Сергеева и др.) и др. Несмотря на разносторонность выполненных исследований и их несомненную теоретическую и прикладную значимость, задача формирования информационной компетентности специалиста в условиях профессионального образования остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального изучения. Научные исследования исследуемого феномена носят фрагментарный характер и не отражают системного видения проблемы формирования информационной компетентности преподавателя высшей школы как приоритетного направления его профессионального развития. Необходимость развития информационных знаний и умений преподавателя высшей школы обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств повышения квалификации, в условиях которых формирование исследуемой компетентности представляет собой не столько результат, сколько процесс, механизм, обеспечивающий непрерывность, сохранение и воспроизводство информационной деятельности.

Исходя из вышесказанного, феномен информационной компетентности преподавателя высшей школы приобретает чрезвычайную актуальность для педагогической теории и практики, что обусловлено: современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач подготовки современного педагога в условиях информатизации образования; недостаточной подготовленностью специалистов, способных эффективно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность.

Научный интерес к проблемам информационной компетентности преподавателя высшей школы как одной из характеристик профессионального образования в современном мире связан с глобальным социальным процессом производства и использования информации как общественного ресурса, обеспечивающего интенсификацию экономики, ускорение научно-технического процесса, процесса интеллектуализации общества. Огромное количество информации, которой современному человеку необходимо уметь оперировать (находить, собирать, анализировать и применять), актуализирует необходимость подготовки педагога к постоянному обновлению знаний, что создает потребность в овладении различного рода компетенциями в процессе всей профессиональной деятельности человека.

Анализ научной литературы показал, что отправной точкой для конкретизации понятия «информационная компетентность» является понятие «информация». Существуя в различных форматах, средах и контекстах, информация в современном мире является ключевым понятием, объединяющим исследования по проблеме формирования и развития информационной грамотности, информационной компетентности и информационной культуры личности.

В процессе глубокого научного анализа терминологического поля понятия «компетентность» (В. Макелвил, 1982 г.) выявлено, что его началами, с точки зрения зарубежных исследователей, явились:

5ведение понятия «самоактуализация» (А. Маслоу); рассмотрение компетентности как специфичес способности для эффективного выполнения конкретных действий в конкретной предметной области (Дж. Равен); стремление развиваться, реализовать свои потенциальные возможности (Э. Фромм).

В отечественной педагогике понятие «компетентность» начинает использоваться в качестве термина, описывающего какой-то конечный результат, только в последней четверти прошлого века. В настоящее время исследователи говорят уже о разных ее видах : коммуникативной (В.М. Пахарев, В.В.Соколова, С.Н. Шапошникова и др.), методической (Т.Н. Гущиной), профессиональной (Г.С. Вяликова, И.А. Гетманская), профориентационной (П.А. Макаров и др.), психологической (Н.В. Яковлева), психолого-педагогической (С.Б. Серякова) и др. Проведенный сопоставительный анализ понятий «компетенция» и «компетентность» позволил определить два варианта соотношения между ними :

1) отождествление понятий «компетенция» и «компетентность» и рассмотрение их как рядоположенных понятий, которое представлено в работах отечественных ученых (Л.И. Берестова, В.Г. Леднев, Н.Д. Никандров и др.) [4, с.15];

2) дифференциация понятий по каким-либо основаниям (И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской др.) [5, с.77].

Существующая полисемия в интерпретации исследуемых понятий свидетельствует о возрастании популярности компетенций/компетентностей как объектов исследования и нового методологического инструментария для проектирования результатов образования.

Термин «информационная компетентность», появившийся на официальном уровне в 1992 году в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе», включен в текст «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями».

Анализ современных трактовок рассматриваемой дефиниции (С.В.Тришина, О.Б. Зайцева и др.) показал, что в современных условиях качественная личностная характеристика понимается как новая грамотность, в которую входят умения активной, самостоятельной обработки информации человеком. Определяются два ориентира ее использования и понимания: первый связан с формированием понятия информационная компетентность в смысле использования компьютерных технологий с помощью средств вычислительной техники (компьютера, банка данных, электронных носителей и др.); второй ориентир рассматривает информационную компетентность преподавателя высшей школы как процесс восприятия информации человеком, операции с информацией в профессиональной деятельности. В этом смысле информационная компетентность преподавателя высшей школы понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности.

Обобщая основные итоги исследования, можно сформулировать следующие выводы:

информационная компетентность преподавателя высшей школы представляет собой интегральное многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией в педагогической деятельности, выполняющее информационную, ориентационную, мобилизующую, организационную, конструктивную, коммуникативную, развивающую функции;

информационная компетентность преподавателя высшей школы рассматривается: как ценность (государственная, общественная, социальная, личностная), представляющая собой объективное качественное явление, определяющее возможности развития образовательного пространства посредством формирования современного информационно компетентного педагога; как система организации знаний, умений, проявляющихся в способности оперировать разного рода информацией в педагогической деятельности; как результат собственных внутренних сил личности, в частности, направленных на осмысление своей роли и на самооценку своей информационной деятельности в системе дополнительного профессионального образования.

The article reveals the essence of the information competence of teachers of high school. Emphasis on the relations between the concepts of " competence"and "information competence", their role in the development of information culture of high school teacher. The key words: competence, information competence, high school teachers.

Список литературы

1. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., 2003. 434с.

2. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001. 132 с.

3. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризис:' обществе. М., 1995. 327с.

4. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд психол. наук. М., 1994. 22с.

5. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Сб. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И.А. Зимней. М., 2003. 298с.

Об авторе

Молчан Э.М. - кандидат педагогических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.