Научная статья на тему 'Информационная компетентность государственных служащих как фактор национального интереса'

Информационная компетентность государственных служащих как фактор национального интереса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
731
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Устинович Е.С., Барбашин Е.А.

Сущность национального интереса российского общества состоит, очевидно, в нескольких основополагающих ее моментах это стабильное социально-экономическое положение, обеспечивающее достойный уровень жизни российских граждан и ее качество, формирование основ для построения гражданского общества и сильные позиции России на внешнеполитической арене. Однако, Российская Федерация сегодня это еще и государство, идущее по пути своего информационного развития, которое становится дополнительным, инновационным фактором, способствующим реализации национальных интересов невиданными ранее инструментами. Поэтому, в условиях повсеместной и глобальной информатизации российским гражданам важно знать, какие усилия сегодня прилагает Правительство Российской Федерации в отношении информатизации государственных органов власти, какие законы принимает Государственная Дума для широкой реализации информационных прав российских граждан и, каким уровнем информационной компетентности обладают сами государственные служащие…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность государственных служащих как фактор национального интереса»

информационная компетентность государственных служащих как фактор национального интереса

е. с. устинович,

кандидат политических наук, доцент, проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы

е. а. барбашин,

доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и права

Курской государственной сельскохозяйственной академии

Сущность национального интереса российского общества состоит, очевидно, в нескольких основополагающих ее моментах — это стабильное социально-экономическое положение, обеспечивающее достойный уровень жизни российских граждан и ее качество, формирование основ для построения гражданского общества и сильные позиции России на внешнеполитической арене. Однако Российская Федерация сегодня — это еще и государство, идущее по пути своего информационного развития, которое становится дополнительным, инновационным фактором, способствующим реализации национальных интересов невиданными ранее инструментами. Поэтому в условиях повсеместной и глобальной информатизации российским гражданам важно знать, какие усилия сегодня прилагает Правительство Российской Федерации в отношении информатизации государственных органов власти, какие законы принимает Государственная Дума для широкой реализации информационных прав российских граждан и каким уровнем информационной компетентности обладают сами государственные служащие.

Демократические преобразования в нашей стране насчитывают уже почти два десятилетия. За этот период произошли значительные перемены в системе государственного управления, одновременно сопровождавшиеся процессами информатизации1. Реали-

1 Впервые термин «информатизация» получил свое законодательное закрепление в утратившем на сегодня силу Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. В соответствии со ст. 2 «информатизация — ор-

76 -

зация положений Федеральной целевой программы «Электронная Россия 2002—2010 годы», «Концепции внедрения информационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти до 2010 года» 2 привела к достаточно высокому уровню информатизации органов государственной власти Российской Федерации. Фактически к настоящему времени сложились необходимые технологические предпосылки для осуществления управленческой деятельности в государственной сфере в совершенно новых условиях. Они уже сегодня позволяют повышать на основе использования инноваций (инфор-мациото-коммуникациотых технологий — ИКТ) эффективность деятельности самих органов власти и закладывают необходимый технологический фундамент для создания дополнительных возможностей повышения эффективности взаимодействия органов власти с гражданами и институтами формирующегося сегодня в России гражданского общества. Подчеркнем, что положительные примеры использования преимуществ информационных технологий уже наработаны целым рядом федеральных министерств и ведомств, в частности, Министерством юстиции

ганизационныи социально-экономическии и научно-техническии процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

2 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О феде-

ральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 гг.)» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. 4 февр.

Ст. 531.

РФ, в котором, начиная с 2001 г., постепенно вводится Единая система электронного документооборота3.

Однако совершенно очевидно, что для реализации национального интереса в плане информационного развития общества и электронных каналов его взаимодействия с властью одних лишь технологических решений недостаточно. Ведь внедрение любых инноваций (в нашем случае информационных технологий) в деятельность государственных органов власти сопряжено с человеческим фактором, со степенью готовности, в частности, государственных служащих к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности и во благо общества. От полноты же правового обеспечения этих процессов зависит, как скоро будет полноценно осуществляться электронное взаимодействие граждан с органами государственной власти.

В своем выступлении на заседании Государственного Совета 8 февраля 2008 г. Президент России В. Путин отметил, что пока, к сожалению, «сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие» 4. Динамичное же развитие предполагает прежде всего изменение стиля деятельности государственных служащих на основе активного, обоснованного и целенаправленного использования в своей профессиональной деятельности современных информационных технологий. Таким образом, вполне закономерно и естественно возникает вопрос информационной компетентности государственных служащих. На фоне практического отсутствия в современной научной литературе толкований понятия «информационная компетентность государственных служащих», по мнению авторов, под информационной компетентностью государственных служащих понимается прежде всего их элементарное умение пользоваться компьютером и некоторыми сервисами сети Интернет, такими, как например, электронная почта, что важно именно в плане использования этих навыков и умений не только для обеспечения своей деятельности, но, главное, для осуществления взаимодействия с гражданами и организациями «электронным» способом.

3 Борискин В. В., Поликарпова Н. М, Тихомиров С. Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 200.

4 Речь Президента России Владимира Путина на заседании Госсовета России 08.02.2008 г. — http// www/ivsnet. ru/Putin_speak. php/.

Поэтому, чтобы ни говорили о недостаточности финансирования процессов информатизации государственных органов власти и о проблемах, связанных с оснащением их компьютерной техникой и организацией доступа к сети Интернет, «камнем преткновения» информационного развития государственной сферы России сегодня является уровень информационной компетентности государственных служащих.

Подчеркнем также, что рассмотрение проблемы информационной компетентности государственных служащих приобретает свою актуальность в свете как демократических преобразований и проведения административных реформ, так и общих скоростных социальных изменений, характерных для российского общества последних лет. С одной стороны, некоторые ученые прямо указывают на то, что именно ориентация отношений в государственном кадровом корпусе на профессионализм кадров обеспечивает высококвалифицированное решение задач государственного управления5. Кроме того, профессионализм и компетентность гражданских служащих — это один из важнейших принципов гражданской службы, что закреплено в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 70—ФЗ6. Современная же реальность свидетельствует об обратном. Сегодняшняя российская государственная служба поражена карьеризмом, коррупцией, бюрократизмом и низким уровнем профессионализма. В научной литературе даются даже более жесткие характеристики состояния института государственной гражданской службы. Например, В. Л. Романов говорит, что «сформировалось новое поколение управленцев, вскормленное чудовищной смесью авторитарных амбиций дореформенного чиновничества и аномальной продукции либеральных отношений как следствие десятилетия попустительства» 7. В этой связи становится очевидным, что проблема информационной компетентности государственных служащих выдвигается на передний план задач, требующих своего решения в целях повышения общей эффективности системы государственного управления. Ее необходимо сегодня поднимать, изучать и давать

5 Романов В. Л. Управление и самоорганизация в процессе административной реформы.

6 О государственной гражданской службе Российской Федерации. П. 4 ст. 4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 70-ФЗ с изменениями от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ//Конституционное право России: Сборник нормативных актов /Сост. С. А. Авакьян. — М.: ТК Велби, 2007.С. 299.

7 Романов В. Л. Управление и самоорганизация в процессе административной реформы.

соответствующие рекомендации государственным органам власти, например, по внесению данного элемента в квалификационные требования при прохождении государственными служащими конкурсных и аттестационных процедур.

Напомним, каким образом происходило «информационное развитие» государственных органов власти в России за последние полтора десятка лет. Так, начало 1990—х гг. прошлого столетия характеризовалось активным появлением в государственных органах власти специализированных подразделений для осуществления связей с общественностью, организации взаимодействия со СМИ. Приблизительно с середины девяностых годов стали появляться отделы информатизации государственных органов власти, в которых сконцентрировались специалисты-информационщики. В настоящее же время ситуация изменилась кардинальным образом. Научно-технический прогресс, в частности, информационные технологии, постепенно, но неукоснительно меняют представления российских граждан8 о том, каким должно быть их взаимодействие с властно-управленческими структурами. Как минимум, сегодня каждый государственный служащий должен быть доступен каждому гражданину для общения через сервис электронной почты. Таким образом, изменившееся время и современные требования граждан обязывают государственных служащих на должном уровне не только владеть информационными технологиями, но и стремиться их использовать для осуществления взаимодействия с гражданами. Именно в этом смысле следует понимать требования все того же Закона РФ «О государственной гражданской службе», закрепленных в п. 6 ст. 15 «Основные обязанности гражданского служащего», где сказано, что гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Пока же следует констатировать, что недостаточный, зачастую низкий уровень информационной компетентности государственных служащих становятся фактором9, объективно тормозящим разви-

8 Прежде всего той ее части, которая владеет информационными технологиями, что по оценке Международного союза электросвязи составляет около 25 % самостоятельного населения России.

9 О недостаточном уровне информационной компетентности государственных служащих в региональных органах государственной власти свидетельствуют данные, полученные лично авторами в результате проведения соответствующих исследований при чтении лекций на курсах повышения квалификации «Информационные технологии в государственном управлении», «Формирование необходимого информационного обеспечения административной реформы» и др. в Курском институте государственной и муниципальной службы, начиная с 2006 г.

тие взаимоотношений власти и граждан, общества в целом на новом уровне, при использовании преимуществ, которые дают современные информационные технологии. Взаимоотношений простых по форме, удобных при их использовании, высокоскоростных, мобильных. Очевидно, при отсутствии целенаправленной единой государственной политики в отношении развития информационной компетентности государственных служащих, нормативного правового обеспечения, регулирующего вопросы «электронного» взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, сами процессы становления информационной компетентности государственных служащих носят, как нам видится, сугубо хаотичный характер и во многом на сегодняшний момент определяются возрастными параметрами. Так, самая молодая категория государственных служащих, а потому естественным образом адаптированная к применению в своей профессиональной деятельности информационных технологий, так как они просто росли параллельно бурному развитию информационных технологий, — до 30—35 лет. Именно на данную категорию государственных служащих необходимо делать ставку при переходе на новый инновационный стиль взаимоотношений власти и общества. Информационные технологии им понятны, они легко могут их использовать в своей профессиональной деятельности, страх перед инновациями отсутствует, и они способны увидеть и применять преимущества, предоставляемые информационными технологиями. Вторая категория государственных служащих, приблизительно в возрастной категории от 35 до 40—45 лет. Третья возрастная категория государственных служащих ориентировочно от 50 лет. Представители этой категории государственных служащих сегодня представляют собой самую проблемную в информационном развитии категорию. Для большинства из них информационные технологии до сих пор во многом остаются чуждым явлением. Попросту привыкнув в течение многих лет пользоваться старыми методами и инструментами коммуникаций прошлого века, они зачастую уже психологически не могут перейти на новые информационные технологии взаимодействия с гражданами и обществом. Эта категория государственных служащих и является основным тормозом в формировании полноценной информационной культуры государственного кадрового корпуса современной России, к тому же на фоне практического отсутствия нормативного правового регулирования «электронного» взаимодействия государственных органов власти и граждан, организаций.

Сегодня в Российской Федерации, к большому сожалению, действительно отсутствует какой-либо закон, который бы обязывал государственных служащих развивать электронные возможности взаимодействия с гражданами и организациями, иметь свой адрес электронной почты и самостоятельно напрямую, без каких-либо посредников, даже в лице компетентных специалистов, работать с обращениями граждан, поступающими через официальные электронные каналы. С другой стороны, сегодня в России информационное законодательство уже не успевает даже «реагировать» на насущные информационные потребности российских граждан. Следует справедливости ради упомянуть Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», где, в частности, в ст. 19 предусмотрено информирование граждан посредством официального сайта органа государственной власти о разработке проекта административного регламента, самом проекте и др. Но этого недостаточно... Безусловно, справедливы в этой связи высказывания ученых и практиков о необходимости разработки специализированных административных электронных регламентов, которые смогли бы во многом решить проблему повышения уровня информационной компетентности государственных гражданских служащих.

В настоящей статье авторами преследовалась цель только лишь постановки проблемы информационной компетентности государственных гражданских служащих в современной России. Сегодня причинами низкого уровня их информационной компетентности являются прежде всего причины правового, а также личностно-психологического и мотивационного характера. Но ведь такое положение дел совсем не удовлетворяет как минимум 25 % российских граждан (и это число растет из года в год), которые хотят общения с властью с использованием действительно современных технологий, которые освобождают граждан от непродуктивной траты своего времени, от конфликтных ситуаций, отсутствия равноправного общения и других негативных явлений, которые многие десятилетия являются спутниками традиционно сложившегося стереотипа общения власти и общества. Современное российское общество на основе достижений научно-технического прогресса выставляет новые параметры своего взаимодействия с властью, предъявляет новые к нему требования. Поэтому решение проблемы низкого уровня информационной компетентности государственных служащих, прежде всего правовыми способами, в рамках единой государственной политики и государственной информационной политики позволит, на наш взгляд, кардинальным образом решить вопрос более эффективного взаимодействия власти и общества с использованием новых «электронных» возможностей, что, безусловно, также находится в плоскости наших национальных интересов.

вниманию кредитных организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90

http:\\www.fin-izdat.ru Е-таП: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.