УДК 351/354:007 DOI: 10.12737/16823
ТРАНСФОРМАЦИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Данилова Н.Е. 1
Сегодня все больше растет понимание того, что использование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления это не просто автоматизация отдельных функций и деловых процессов. Речь идет о существенной перестройке работы соответствующих организаций на базе информационно-коммуникационных технологий, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг, развитию новых форм демократии. В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы реализации информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии органов власти и общества.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интернет-технологии, органы государственного управления, «электронное правительство», гражданское общество, государственные услуги.
TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION AS AN ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION OF GOVERNMENT AND SOCIETY IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION
DANILOVA N.E. — Senior Lecturer of the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
Today there is a growing understanding that the use of ICT in public administration is not just automation of individual functions and business processes. That is about substantial reorganization of the work of relevant organizations on the basis of information and communication technologies, leading to new quality of public services, development of new forms of democracy. The article discusses the problems and prospects of the implementation of information and communication technologies in the interaction of government and society.
Keywords: information and communication technology, Internet technology, public administration, e-government, civil society, public services.
Информационно-коммуникационные технологии сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации ключевых сфер жизнедеятельности общества: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности, общественной жизни. С уверенностью можно сказать, что без решения проблем эффективного, широкомасштабного и повсеместного использования информационно-коммуникационных технологий, без развития информационно-коммуникационной инфраструктуры невозможно успешное решение ни одной из приоритетных задач социально-экономического развития страны и ее регионов.
Данилова Наталия Евгеньевна — старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел) e-mail: [email protected]
Сегодняшние реалии демонстрируют, что увеличение роста технической оснащенности органов государственной власти и муниципального управления не приводит к упрощению и улучшению механизмов принятия административных решений. В связи с этим приходится констатировать, что информатизация органов государства пока не обеспечивает повышения качества государственного управления. Изменившиеся реалии не способны решить существующие проблемы общества, а значит, нужны новые формы развития и функционирования государственного управления. Возникает необходимость в применении принципиально новых информационных и управленческих технологий, которые будут использоваться не только государственными и муниципальными органами власти при осуществлении властных функций, но и обществом. Обозначенная задача по эффективному информационному взаимодействию органов власти и общества представляется особенно актуальной.
В то же время основными направлениями деятельности органов государственного управления в области информатизации являются следующие:
- отбор информации, необходимой для обеспечения деятельности органа государственной власти;
- функциональное моделирование информации с целью результативной подготовки решений в пределах компетенции органа государственной власти;
- систематизация информации;
- подготовка информации, предназначенной для внешних организаций и граждан;
- внедрение инновационной составляющей процессов информатизации;
- информационная безопасность;
- составление и ведение баз данных;
- администрирование процессов информатизации (качество, полнота, своевременность представления, хранение и использование исключительно по назначению).
Каждым государством, стремящимся оставаться влиятельным субъектом в мировой политике, огромное внимание должно уделяться формированию информированности общества. В данных условиях весьма важна задача внедрения и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий через интерактивные коммуникации, такие как «электронное правительство», «открытый регион» и другие, целью которых является качественное изменение информатизации в системе органов государственной власти для повышения эффективности их функционирования и открытости, что приведет к повышению уровня информированности общества и оказания государственных услуг.
По данному аспекту ведется работа в рамках проекта «Открытый регион». В мае 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации. Их достижение зависит от качества государственного управления. Поэтому Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»1 предусмотрен целый ряд показателей, касающихся открытости системы управления; доступности и качества государственных услуг; развития кадрового потенциала государственной гражданской службы; вовлечения граждан в обсуждение, принятие и контроль исполнения государственных решений. В связи с этим в 2012 году под эгидой Открытого правительства стартовал проект «Открытый регион». К инициативе присоединилось 29 субъектов РФ, в том числе 7 регионов Приволжского федерального округа. В лидерах Ульяновская область, Татарстан и Башкортостан2.
«Открытый регион» позволит гражданскому обществу информировать представителей органов исполнительной власти о наличии проблем, контролировать оперативность реагирования органов
1 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». — URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html
2 Портал «Открытый регион/муниципалитет» — URL: http://open.gov.ru/openregion/
государственной власти, подведомственных и подрядных организаций на внесенные предложения и замечания и даст возможность получить доступ к агрегированной информации по реализации различных социально - значимых проектов региона.
Для успешного внедрения механизмов открытости государственного управления на региональном уровне в рамках проекта «Открытый Регион» осуществляется разработка и реализация системы мер, учитывающих как общие принципы открытого государственного управления, так и специфику конкретного субъекта Российской Федерации. На сегодняшний день, согласно порталу «Открытый регион/ муниципалитет», 17 субъектов Российской Федерации, 6 краев, 5 республик, города Москва и Санкт-Петербург участвуют в данном проекте. К сожалению, Орловская область не вошла в этот список и это говорит лишь о том, что органами власти еще не преодолено проблемное поле и недостаточно проработаны вопросы информатизации.
Еще одним ярким примером решения обозначенных проблем является масштабное исследование, проведенное под эгидой портала «Открытое правительство», по результатам которого дана оценка уровня открытости федеральных министерств и ведомств. В данном исследовании приняли участие 41 министерство и ведомство. В топ самых открытых министерств и ведомств вошли Министерство обороны (57,5%), Министерство чрезвычайных ситуаций (56,6%), Министерство экономического развития РФ (50%), Федеральная антимонопольная служба (49,8%), Министерство финансов (49,7%), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (49,7%), Министерство спорта (49,7%), Министерство труда и социальной защиты (49,6%). При этом ведомства, поставившие себе высшие баллы в ходе последнего самообследования, не вошли в тройку лидеров. Самыми закрытыми по итогам исследования оказались Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (41,7%), Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта (42,6%), Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (42,7%), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (42,9%), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (43,1%), Федеральное агентство по рыболовству и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (44,9%). Несмотря на пропаганду и активное внедрение системы информационной открытости органов государственного управления, всего лишь две организации преодолели 50% пороговое значение1.
Исследование информационной открытости органов государственной власти осуществлялось на основе расчетов комплексного, сводного и частного индексов. Так, расчет комплексного индекса открытости производится на основе оценки экспертов, мнения населения, а также по результатам самообследования. Сводный индекс открытости, исчисленный в разрезе групп изучения, отражает восприятие публичности органов исполнительной власти. Частный индекс показателей показывает уровень открытости органов государственного управления по отдельному параметру оценивания, а именно: информированность, взаимодействие с целевыми группами, оценка деятельности.
Резюмируя результаты исследования информационной открытости органов государственной власти, следует обозначить основные проблемные аспекты:
- неэффективность обратной связи;
- нехватка информации о результатах реализуемой политики;
- нехватка информации о планах работы органов государственной власти;
- нехватка информации о текущей деятельности;
- невысокое качество предоставляемой информации;
- ограниченный учет мнения бизнеса;
1 Оценка открытости федеральных министерств и ведомств - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://open.gov.ru/infografika/open-rating/
- слабая работа с региональными экспертами;
- непрозрачность механизмов отбора экспертов;
- недостаточная работа с коррупцией1;
- непрозрачность принятия решений по госзакупкам;
- несистемность антикоррупционной экспертизы.
Проведенное исследование процессов развития и использования информационно-коммуникационных технологий позволило определить вектор изменений, позволяющий достигнуть положительных результатов взаимодействия органов власти и общества:
1. Нормативно-правовой вектор. Существует необходимость в разработке типовых стандартов и административных регламентов, содержащих требования к инструментарию обеспечения доступности информации; единых методических рекомендаций для проведения информатизации.
2. Материально-технический вектор. Необходимо проведение ряда конкретных мероприятий по устранению проблем проектирования и разработки инструментов информатизации. Привлечение квалифицированных специалистов в области информационно-технологического развития через их целевое обучение.
3. Вектор качественного информационного пространства. Немаловажной проблемой является недостаток рабочих площадок для обмена опытом работы с инновационными технологиями в области управления между субъектами РФ. Данные площадки помогают наладить связь между регионами страны для формирования единого информационного пространства, обеспечить интерактивное взаимодействие различных уровней власти и территориально отдаленных областей, что способствует проектным и пилотным работам по информатизации общества2.
4. Вектор качественного предоставления электронных услуг. Необходимо уделить внимание ответственных за предоставление электронных услуг на несвоевременность предоставления информации и отсутствие системного обновления. Данный аспект позволит сделать вывод об уровне открытости и закрытости органа государственной власти, прозрачности его деятельности, возможности граждан получать интересующую их информацию.
5. Вектор информационной грамотности общества. Проблематика данного вектора направлена на повышение компетентности как государственного служащего, так и общества в целом. Это обосновывается тем, что применение навыков в области информационных технологий положительным образом влияет на качественную способность государственных служащих реагировать на запросы граждан, своевременно их обрабатывать, анализировать и отвечать.
Развитие и использование информационно-коммуникационных технологий обусловлено тем, что процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая практически все сферы человеческой деятельности и затрагивающая интересы всех слоев общества. Решение подобных задач, как показала практика, требует достаточно длительного времени, целевого выделения ресурсов, эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Именно для решения такого рода задач, требующих интеграции усилий не только различных ведомств и уровней управления, но и всего общества, необходима ориентация совокупности выполняемых различными исполнителями действий на достижение общей цели, что, в свою очередь, позволит: обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета и привлекаемых из внебюджетных источников, при решении задач в области развития и использования информационно-коммуникационных технологий; проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования
1 Шедий М. В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия., Орел.: изд-во Орловский филиал РАНХиГС, 2011.
2 Пясецкая Е.Н. Проблемы информатизации деятельности органов муниципальной власти // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2015. - №2. - С. 103-105
информационно-коммуникационных технологий в целях совершенствования работы органов власти; обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие.
Библиография/ References:
1. Пясецкая Е.Н. Проблемы информатизации деятельности органов муниципальной власти // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2015. - №2. - С. 103-105
2. Юртаев А.Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2009. - № 3. -С.18-26.
3.Шедий М. В. Коррупция в России: опыт концептуализации и механизмы противодействия., Орел.: изд-во Орловский филиал РАНХиГС, 2011.
1. Piasetskaia, E.N. (2015) Problemy informatizatsii deiatel'nosti organov munitsipal'noi vlasti [Problems of information activities of the municipal authorities] // Dukhovnaia situatsiia vremeni. Rossiia XXI vek [Spiritual situation of time. Russia XXI century]. - №2. - P. 103 - 105. (In Russ.)
2. lurtaev, A.N. (2009) Innovatsionnye tekhnologii v gosudarstvennom upravlenii: zakonomernosti sozdaniia i primeneniia elektronnogo pravitel'stva [Yurtaev Innovative technologies in public administration: the laws of creation and application of e-government] // Ekonomicheskii vestnik Respubliki Tatarstan. - № 3. - P.18 - 26. (In Russ.)
3. Shedij M. V. (2011) Korrupcija v Rossii: opyt konceptualizacii i mehanizmy protivodejstvija., Orel.: izd-vo Orlovskij filial RANHiGS. (In Russ.)