Педагогика
УДК: 37
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
доцент, член союза дизайнеров РФ Абдуллина Марина Александровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
заведующая кафедрой дизайн-проектирования и изобразительных искусств, доцент, кандидат педагогических наук, член союза дизайнеров РФ Долматова Анна Анатольевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО», В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье обсуждаются необходимость формирования информационной компетентности педагога предметной области «Искусство». Рассмотрены специфические особенности реализации предметной области «Искусство». В статье отводится большое значение анализу текстов нормативно-правовой документации, как в области образования, просвещения, так и в области искусства и культуры. К данным документам мы относим федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования, а также текст распоряжения правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р [Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года] (с изменениями на 30 марта 2018 года). На основании содержания текстов перечисленных документов определена важность и необходимость формирования такого качества личности, как информационная компетентность педагога, планирующего свою профессиональную деятельность в области преподавания дисциплин предметной области «Искусство». Выявлены возможности информационных технологий, в рамках обеспечения учебной деятельности по указанным дисциплинам.
Ключевые слова: информационная компетентность, предметная область, искусство, информационные технологии, нормативно-правовые документы.
Annotation. The article discusses the need for the formation of information competence of the teacher of the subject area «Art» The specific features of the implementation of the subject area «Art» are considered. The article attaches great importance to the analysis of texts of normative-legal documentation, both in the field of education, enlightenment, and in the field of art and culture. These documents include the Federal state educational standard of higher education, in the direction of training 44.03.01 Pedagogical education, professional standard " Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)", the Federal state educational standard of primary General education and basic General education, and also the text of the order of the government of the Russian Federation of February 29, 2016 N 326-p [about the approval of Strategy of the state cultural policy for the period till 2030] (with changes for March 30, 2018). On the basis of the content of the texts of the listed documents, the importance and necessity of forming such a quality of personality as information competence of a teacher planning his professional activity in the field of teaching disciplines of the subject area «Art» is determined. The possibilities of information technologies in the framework of providing educational activities in these disciplines are revealed.
Keywords: information competence, subject area, art, information technology, legal documents.
Введение. Преобразования и трансформации в социокультурной сфере, обусловленные достижениями науки и техники диктуют необходимость включения новых технологий во все процессы деятельности субъекта. Система образования принимая данные вызовы общества, реагирует внедрением в педагогическую практику различных средств достижения образовательных результатов у обучающихся. Образование призвано воспитывать компетентного специалиста, готового принимать условия современного общества, способного быстро и оперативно справляться с поставленными задачами, достигая поставленных целей. В этой связи необходимо на уже этапе подготовки в вузе, будущего педагога погрузить в профессиональную атмосферу. На ряду с перечисленным, в числе приоритетных целей модернизации образования обозначена подготовка высокообразованных личностей и высококвалифицированных специалистов, способных в условиях развития наукоемких технологий к непрерывному профессиональному росту и профессиональной мобильности [13]. В области педагогической науки, проблема необходимости формирования информационной компетентности педагога освещена в трудах Лапчика М.П., Темербековой А.А., Илясовой А.Ю. и др. В области применения средств информационных технологий в профессиональной деятельности педагогов предметной области «Искусство» данная проблема исследовалась следующими авторами: Белоусовой Н.В., Горбуновой И.Б., Заболотской И.В., Черешнюк И.Р. и др.
Изложение основного материала статьи. Нормативно-правовая документация, регламентирующая образовательный процесс указывает необходимость формирования информационной компетентности педагога. Данное требование отражено в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [14], в рамках требований к результатам образования, а именно в перечне компетенций. Также в тексте профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» отмечены необходимые умения педагога, в которых отмечено следующее: «владеть ИКТ-компетентностями. В содержание которой входят следующие компоненты:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)» [9].
Мы полагаем, что педагог должен грамотно и закономерно вводить в образовательный процесс средства и информационных технологий. Рамки нашего исследования не позволяют в полной мере изучить специфику профессиональной деятельности педагога. Остановимся на организации деятельности педагога-предметника в области преподавания дисциплин предметной области «Искусство». В тексте документа «Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р [Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года] (с изменениями на 30 марта 2018 года) определено следующее: «информационная среда Российской Федерации как совокупность печатных средств массовой информации, систем теле- и радиовещания, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также распространяемой с их помощью информации, текстовых и визуальных материалов, созданных и создаваемых цифровых архивов, библиотек, оцифрованных музейных фондов задействована в противовес угрозам современного мира недостаточно эффективно во многом потому, что уровень информационной грамотности населения Российской Федерации, то есть состояние знаний, способностей и навыков, необходимых для получения информации, ее оценки и использования, приобретаемых как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, остается невысоким» [10]. В связи с этим возникает необходимость формирования информационной компетентности педагогов сферы культуры и искусства. Также, считаем необходимым, изучить содержание текстов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС НОО, ФГОС ОО), так как в соответствии с перечисленными документами будущему педагогу необходимо планировать свою профессиональную деятельность.
Система современного образования формирует человека новой формации, готового принимать вызовы реальности и общества. Но для эффективного построения образовательного процесса, важно грамотно и последовательно использовать средства информационных технологий. Проведя анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, мы выделили несколько предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы: Русский язык и литературное чтение, Иностранный язык, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (Окружающий мир), Основы религиозных культур и светской этики, Искусство. (Предметную область искусство разработчики делят на Изобразительное искусство, Музыку), Технология, Физическая культура [7, 8].
В перечисленных документах содержание предметной области «Искусство» определено изучением дисциплин «Изобразительное искусство» и «Музыка» (табл. 1) [7, 8].
Таблица 1
_Предметная область «Искусство»_
Изобразительное искусство | Музыка
В условиях начальной школы данные дисциплины имеют небольшое количество часов, выделенное на контактную работу преподавателя с обучающимися. Традиционно, это один академический час в неделю.
За это, довольно ограниченное время, необходимо преподать материал в соответствии с требованиями рабочей программы, при этом сделать это наиболее ярко, так как данный блок дисциплин имеет творческую направленность. Как известно педагог данной области должен обладать обширными энциклопедическими знаниями в области истории и теории искусств, с целью наиболее эффективной подачи учебного материала. В этой связи, педагогам предметной области «Искусство», важно обладать сформированной информационной компетентностью, для оптимальной организации образовательного процесса по учебным предметам. Процесс обучения по дисциплинам предметной области «Искусство», возможно спланировать таким образом, чтобы два данных предмета, были взаимосвязаны друг с другом, их содержание может быть интегрировано. Так, например, при прослушивании музыкального произведения, возможна демонстрация, при помощи средств информационных технологий, произведений живописи, или же воспроизведение литературных параллелей, по средствам аудио-материала. В рамках обучения изобразительному искусству, возможно осуществление аудио-сопровождения, наиболее подходящим к теме урока, музыкальным материалом [3].
Для педагога-предметника данной сферы важно знание профессиональных информационных систем, сайтов, с целью усовершенствования и обеспечения учебного процесса, для возможности реализации осуществления межпредметных связей в рамках искусства. Мы можем утверждать, что проблема необходимости формирования информационной компетентности педагога сферы культуры и искусства определена не только нормативными документами сферы образования, но и документами в области культуры и искусства, поэтому важно в рамках подготовки будущих учителей организовать целенаправленный процесс по формированию информационной компетентности.
Выводы. На основании вышеизложенного мы можем предположить, что с помощью средств информационных технологий возможно не только интересно и красочно обеспечить учебный процесс, но и сэкономить время в процессе сбора информации, с целью подготовки к занятиям. Чтение литературного текста в записи, в рамках работы над анализом содержания и стилистики музыкального произведения, а для реализации перечисленных видов деятельности педагог должен обладать информационной компетентностью. При этом возможности средств информационных технологий способны осуществить процесс по реализации межпредметных связей, в рамках предметной области «Искусство», но для реализации перечисленных видов деятельности педагог должен владеть ИКТ-компетентностями.
Литература:
1. Белоусова, Наталья Викторовна. Информационные технологии в процессе специальной подготовки педагога-музыканта: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Белоусова Наталья Викторовна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т]. - Москва, 2012.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1129
2. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 1.
3. Заболотская Ирина Вадимовна. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 2000 196 с. РГБ ОД, 61:00-13/1356-3
4. Илясова Анна Юрьевна. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура» в цикле информатических дисциплин: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Илясова Анна Юрьевна; [Место защиты: Волгоградский государственный социально-педагогический университет].- Волгоград, 2016.- 204 с.
5. Лапчик М.П. О формировании икт-компетентности бакалавров педагогического направления Современные проблемы науки и образования.- 2012. - № 1Режим доступа https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5515
6. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Педагогические инновации музыкально-эстетического образования в условиях применения информационных технологий В сборнике: Традиции и инновации в дизайне 2018. С. 47-50.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/, (дата обращения 13.11.2019 г.
8. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
10. Распоряжение от 29 февраля 2016 года N 326-р [Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года] (с изменениями на 30 марта 2018 года) Режим доступа: http://base.garant.ru/71343400/ (дата обращения 19.11.2019).
11. Сизова О.А., Старостина А.Д. Нормативно-правовые основы применения средств информационных технологий в условиях преподавания дисциплин предметной области «Искусство» Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 161-163.
12. Сизова О.А. К вопросу о необходимости формирования информационной компетентности педагога-музыканта Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 163-166.
13. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.08 <Теория и методика проф. образования> / Темербекова Альбина Алексеевна; [Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 40 с.: ил.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121 Режим доступа https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 15.11.2019).
15. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Shevchenko N.A., Kazantseva G.A., Karpukova A.A.Possibilities for using information systems in the professional training of music teacher Astra Salvensis. 2018. Т. 6. С. 779-786.
Педагогика
УДК 371
ассистент Снатович Анжелика Богдановна
Академии строительства и архитектуры Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье изложен теоретический анализ сфер профессиональной подготовки специалистов-архитекторов. Основное внимание в работе отведено изучению аспектов формирования профессиональных умений, в частности конструктивно-графических. В исследовании определен перечень конструктивно-графических умений, необходимых будущим архитекторам для успешной реализации профессиональной деятельности, определены дидактические аспекты их формирования у студентов в условиях образовательного процесса высшей школы.
Ключевые слова: умения, конструктивно-графические умения, профессиональная подготовка будущих архитекторов, конструктивно-графическая компетентность архитектора.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the areas of professional training of specialists-architects. The main attention in the work is devoted to the study of aspects of the formation of professional skills, in particular constructive and graphic. The study defines the list of constructive and graphic skills required by future architects for the successful implementation of professional activities, defines the didactic aspects of their formation among students in the educational process of higher education.
Keywords: skills, constructive and graphic skills, professional training of future architects, constructive and graphic competence of the architect.
Введение. Архитектура является одним из ведущих признаков человеческого существования. В свою очередь, архитектурная деятельность - это важная часть культуры, она, безусловно, предполагает воссоздание своих форм, их преемственность и трансляцию в историческом процессе.
Архитектура - уникальная отрасль общественной деятельности, которая принадлежит как к материальной, так и духовной культуре. В этой связи архитектурная деятельность также уникальна по своему характеру, так как в ней, как в деятельности «дизайнера пространства», неразрывно связаны между собой все основные функции человеческой деятельности: - познавательная;