3. Заболотская Ирина Вадимовна. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: СПб., 2000 196 с. РГБ ОД, 61:00-13/1356-3
4. Илясова Анна Юрьевна. Методика формирования информационной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура» в цикле информатических дисциплин: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.02 / Илясова Анна Юрьевна; [Место защиты: Волгоградский государственный социально-педагогический университет].- Волгоград, 2016.- 204 с.
5. Лапчик М.П. О формировании икт-компетентности бакалавров педагогического направления Современные проблемы науки и образования.- 2012. - № 1Режим доступа https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5515
6. Медведева Т.Ю., Сизова О.А. Педагогические инновации музыкально-эстетического образования в условиях применения информационных технологий В сборнике: Традиции и инновации в дизайне 2018. С. 47-50.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/, (дата обращения 13.11.2019 г.
8. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
10. Распоряжение от 29 февраля 2016 года N 326-р [Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года] (с изменениями на 30 марта 2018 года) Режим доступа: http://base.garant.ru/71343400/ (дата обращения 19.11.2019).
11. Сизова О.А., Старостина А.Д. Нормативно-правовые основы применения средств информационных технологий в условиях преподавания дисциплин предметной области «Искусство» Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 161-163.
12. Сизова О.А. К вопросу о необходимости формирования информационной компетентности педагога-музыканта Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 163-166.
13. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра пед. наук: специальность 13.00.08 <Теория и методика проф. образования> / Темербекова Альбина Алексеевна; [Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 40 с.: ил.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 121 Режим доступа https://base.garant.ru/71897858/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 15.11.2019).
15. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Shevchenko N.A., Kazantseva G.A., Karpukova A.A.Possibilities for using information systems in the professional training of music teacher Astra Salvensis. 2018. Т. 6. С. 779-786.
Педагогика
УДК 371
ассистент Снатович Анжелика Богдановна
Академии строительства и архитектуры Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье изложен теоретический анализ сфер профессиональной подготовки специалистов-архитекторов. Основное внимание в работе отведено изучению аспектов формирования профессиональных умений, в частности конструктивно-графических. В исследовании определен перечень конструктивно-графических умений, необходимых будущим архитекторам для успешной реализации профессиональной деятельности, определены дидактические аспекты их формирования у студентов в условиях образовательного процесса высшей школы.
Ключевые слова: умения, конструктивно-графические умения, профессиональная подготовка будущих архитекторов, конструктивно-графическая компетентность архитектора.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the areas of professional training of specialists-architects. The main attention in the work is devoted to the study of aspects of the formation of professional skills, in particular constructive and graphic. The study defines the list of constructive and graphic skills required by future architects for the successful implementation of professional activities, defines the didactic aspects of their formation among students in the educational process of higher education.
Keywords: skills, constructive and graphic skills, professional training of future architects, constructive and graphic competence of the architect.
Введение. Архитектура является одним из ведущих признаков человеческого существования. В свою очередь, архитектурная деятельность - это важная часть культуры, она, безусловно, предполагает воссоздание своих форм, их преемственность и трансляцию в историческом процессе.
Архитектура - уникальная отрасль общественной деятельности, которая принадлежит как к материальной, так и духовной культуре. В этой связи архитектурная деятельность также уникальна по своему характеру, так как в ней, как в деятельности «дизайнера пространства», неразрывно связаны между собой все основные функции человеческой деятельности: - познавательная;
- преобразовательная;
- ценностно-ориентационная;
- эстетическая;
- коммуникативная.
Все эти функции оформились в виды деятельности и по мере развития выделялись в относительно самостоятельные составляющие профессии архитектора.
В основе профессии архитектора - комплекс профессиональных характеристик, социальных механизмов, условий.
Учитывая дуализм профессии архитектора (техническая и эстетическая составляющие) в системе профессиональной подготовки будущих специалистов данной отрасли труда, необходимым условием реализации профессионального образования является, наряду с формированием профессионально значимых умений и компетенций, использование всего арсенала средств формирования и развития профессиональной культуры архитектора.
Так, компетентный архитектор, обладающий высоким уровнем сформированности профессиональной культуры должен обладать рядом умений и личностных качеств. Среди системы умений, которыми должен обладать будущий архитектор для эффективной реализации профессиональной деятельности, -конструктивно-графические умения.
Изложение основного материала статьи. Процесс подготовки будущих архитекторов к профессиональной деятельности мы рассматриваем как сложную динамическую систему, основанную на комплексе теоретико-методологических подходов и обеспечивает формирование компетентного креативного специалиста новой генерации, подготовленного для осуществления профессиональной деятельности с применением компьютерных средств и информационных технологий, а также способного к активной конкуренции на рынке труда и бесстрессовой социализации.
Архитектурная деятельность как своеобразная социально-производственная система, реализует потребности общества в организации пространственной среды жизнедеятельности человека, состоит из трех основных, взаимосвязанных функциональных подсистем:
- образовательной;
- проектно-производственной;
- социокультурной [5, с. 14-15].
Образовательная сфера деятельности направлена на непрерывное развитие в течение обучения и дальнейшей работы по специальности художественных способностей, требуемого уровня общеобразовательных, общепрофессиональных и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, формирование внутренних возможностей и стремления к профессиональному росту, целеустремленности, творческому самоопределение, самообразование и самосовершенствование.
Проектно-производственная сфера деятельности:
1) вырабатывает у студентов необходимый уровень знаний и умений:
- в области визуально-изобразительных средств (графика, чертеж, моделирование и др.);
- логико-семантических средств (символика, стилизация, семиотика);
- образного и логического моделирование (эвристика, интуиция, ассоциация, анализ, логика и т.д.).
2) воспитывает отношение студентов к принятым нормам ограничения проектных действий и возможностей (государственные строительные нормы, санитарные нормы и правила, материальные ресурсы общества, опыт, эмпирические знания и т.п.);
3) развивает уровни информатической (прежде всего, применение специализированного программного обеспечения) и профессиональной компетенции (общепрофессиональные, междисциплинарные, ключевые) и организационно-управленческой деятельности (общая мораль и профессиональная этика, основы управления, научная организация труда и т.п.).
Социокультурная сфера деятельности архитектора состоит из характеристик познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности и сконцентрирована на усвоении будущими архитекторами ценностей материальной и духовной культуры в процессе познавательной деятельности (каноны, объекты, образцы, методология и т.п.).
При реализации этой сферы деятельности закладываются ценностные и культурно-этические нормы, формируется профессиональная культура архитектора как системное образование, являющееся совокупностью профессиональных знаний, теоретических и практических умений и социально значимых качеств личности, которые формируются в процессе образовательной, проектно-производственной и социокультурной деятельности [5, с. 15].
В рамках данного исследования нас интересует проектно-производственная сфера, так как именно в ее контексте происходит формирование конструктивно-графических умений будущих архитекторов.
На сегодня в отечественной науке отмечаем отсутствие единого подхода к определению компонентов конструктивно-графических умений будущих архитекторов. В данной статьи нам импонирует подход Н.Д. Калиной, которая в своем диссертационном исследовании «Система формирования профессиональных конструктивно-графических умений у будущих специалистов архитекторов-дизайнеров» в систему данных умений включает следующие:
- координационно-пространственного преобразования;
- аналитико-синтетические умения;
- организационно-управленческие;
- теоретического моделирования;
- визуально-графической культуры [3].
Совокупность сформированности составляет конструктивно-художественную компетентность, под которой, вслед за Н.Д. Калиной, будем понимать осознанное моделирование эстетической целостности изображения, понимание взаимосвязей между частями целого [2]. «Система» и «целостность» - понятия тождественные, поэтому данная компетентность формируется на основе системных методов познания и практики [4].
Каждый из указанных компонентов конструктивно-графических умений опирается на определенные профессионально-значимые качества личности. Развитие данных качеств и, соответственно, умений осуществляется в процессе осознанного усвоения конструктивно-графических действий [8], то есть в
деятельности. Одним из наиболее эффективных видов деятельности для формирования анализируемых нами в данном исследовании умения является конструктивный рисунок как вид познавательной деятельности.
Формирование профессиональных умений и навыков - это обязательная составляющая учебного процесса, подготовки студента к самостоятельной деятельности и накопления профессионального опыта. Обязательным условием при реализации формирования профессиональных умений будущих специалистов является правильный выбор целей профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных умений и навыков по концепции Д.Н. Богоявленского предполагает соблюдение трех взаимосвязанных условий:
- знание правила, по которому нужно действовать;
- практические применения этих действий;
- самоконтроль [1].
Важным условием формирования профессиональных умений и навыков является обеспечение соответствия теоретической и практической подготовки будущего специалиста, что происходит только в деятельности на основе знаний и путем выполнение заданий, упражнений и др., то есть осмысленного практического применения студентами теоретических знаний в конкретных условиях профессиональной деятельности.
При формировании конструктивно-графических умений будущих архитекторов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе важно учесть такие общие требования:
- четкое определение целей и доведение их до каждого участника учебного процесса, формирование способностей самостоятельно очерчивать цели в процессе умственной деятельности;
- соблюдение этапности, последовательности при формировании конструктивно-графических умений: усвоение знаний, их трансформация в понятие, формирование сначала простых, а затем сложных умений;
- использование деятельностного подхода к формированию и закрепление конструктивно-графических умений;
- определение важности организации и регулярного контроля самостоятельной деятельности студентов, выявление допущенных ошибок и определение методики их коррекции;
- обеспечение благоприятных условий для самостоятельной работы обучающихся [6].
Следует подчеркнуть, что формирование конструктивно-графических умений осуществляется поэтапно. На начальном этапе происходит осознание цели констуктивно-творческой деятельности и поиск способов ее осуществления с учетом ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Характерной особенностью данного этапа является формирование системы основных знаний, умений и навыков на теоретическом уровне.
Следующий этап - формирование конструктивно-графических умений, которые еще не являются совершенными, высокоразвитыми и нуждающимися в отработке до применения их в практической деятельности. На этом этапе будущий архитектор психологически готов к восприятию новых знаний и овладению способами деятельности, а его конструктивно-графические действия становятся сознательными, активными и уверенными.
На завершающем этапе происходит формирование конструктивно-графических умений, которые являются совершенными, отработанными и могут быть применены в практической конструктивно-творческой деятельности [7].
Важными составляющей педагогического процесса по формированию конструктивно-графических умений будущих архитекторов является проведение диагностики уровня их сформированности, контроля и оценки.
Выводы. Современное понимание архитектурного образования актуализирует ряд проблем, важнейшая из которых - воспитание будущего архитектора как компетентного специалиста, отвечающего самым высоким духовно-содержательным и материальным запросам цивилизованного общества.
В системе реализации подготовки будущих архитекторов в высшей школе важным условием является формирование конструктивно-графической компетентности, которая представляет собой комплекс сформированных на высоком уровне конструктивно-графических умений студентов.
Формирование конструктивно-графических умений будущих специалистов в сфере архитекторы представляет собой сложный педагогический процесс.
Резюмируя вышеизложенное, заключим, что при реализации процесса формирования конструктивно-графических умений будущих архитекторов должны учитываться: природа самой профессии, специфика конструктивной деятельности, а также дидактические основы и психологические особенности формирования профессиональных умений специалистов.
Литература:
1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
2. Калина Н.Д. Инновационная технология формирования конструктивно-графических умений у студентов // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 46-49.
3. Калина Н.Д. Система формирования профессиональных конструктивно-графических умений у будущих специалистов архитекторов-дизайнеров: дис... канд. пед. наук. - Владивосток, 2005. - 322 с.
4. Калина Н.Д. Технология формирования конструктивно-графической компетентности будущего дизайнера // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 60-65.
5. Качуровская Н.М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Курск, 2005. - 183 с.
6. Киселева В.А. Методические основы профессиональной подготовки архитектора средствами изобразительного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2002. - 255 с.
7. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования: автореф. ... докт. искусствовед. - Барнаул, 2011. - 67 с.
8. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.