Научная статья на тему 'Информационная грамотность как фактор акмеологического развития личности'

Информационная грамотность как фактор акмеологического развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богданов Н. А., Аниськина А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная грамотность как фактор акмеологического развития личности»

сквозного психологического обеспечения профессиональной деятельности от «входа» в профессию и до «выхода» из неё, на формирование целостного и сбалансированного знания о психологическом обеспечении специалиста на протяжении всего профессионального пути.

Концепция Л.М. Митиной (1998) рассматривает профессиональное здоровье, как многоуровневую систему, состоящую их инструментального, смыслового и прикладного уровней. Основное внимание в рамках данного подхода уделяется самосознанию профессионала и возможности его самоизменения в ходе трудовой деятельности.

В.А. Пономаренко (1986) рассматривает профессиональное здоровье как свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности.

А.Г. Маклаков (1996) считает, что профессиональное здоровье - это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Рассматривая человека в качестве субъекта профессиональной деятельности, Е.А. Климов сформулировал следующее определение: профессиональное здоровье - это способность организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность в трудовой деятельности.

Г.Г. Вербина предлагает психолого-акмеологическую концепцию развития профессионального здоровья специалиста. В рамках этого подхода внимание сосредотачивается на развитии и организации профессионального здоровья при психолого-акмеологическом сопровождении с целью формирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей обучающей среды. Профессиональное здоровье понимается, как система основных психофизиологических функций, личностных качеств деятельностных проявлений, сфор-мированность которых является условием и предпосылкой сбалансированного развития профессионального здоровья, и одновременно как личностное качество, которое обеспечивает интеграцию всех уровней и модальностей внутренней организации человека как целостности (Вербина, 2011).

Обобщая все вышеперечисленные подходы, можно сказать, что деятельность по развитию и обеспечению профессионального здоровья специалиста требует использования знаний, полученных из психологии здоровья, организационной психологии, психологии труда, социальной психологии, психофизиологии, медицинской психологии, юриспруденции, акмеологии и т.д. Психология профессионального здоровья должна обеспечивать комплексное психологическое и психолого-акмеологическое сопровождение деятельности специалиста, изучать внутренние и внешние факторы формирования, развития и сохранения профессионального здоровья человека.

УДК 159.9.

Богданов Н.А. (МПГУ, Москва, Россия) [email protected] Аниськина А.П. (МГМСУ, Москва, Россия) [email protected]

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Bogdanov N.A. (MPGU. Moscow, Russia)

Aniskina A.P. (MGMDU. Moscow, Russia)

THE INFORMATION LITERACY AS AN ACMEOLOGICAL FACTOR OF PERSONAL GROWTH

Акмеология является наукой о ценности личности, ее самосовершенствовании и способности высокоэффективно осуществлять свою социальную роль и профессиональную деятельность.

В акмеологическом понимании профессионализм - это свойство развивающейся личности, в котором интегрированы личностные и деятельностные стороны. Очевидно, что для достижения профессиональных вершин, личность должна стремиться к развитию, проявлять творческую активность, самостоятельность, решать непростые задачи, требующие знаний из многих смежных областей.

Как наука о человекознании, акмеология имеет множество межпредметных связей. Это позволяет определять акмеологи-ческие закономерности, решать научные проблемы. Межпредметные связи отличаются содержанием и направленностью, характером и широтой предмета, его ценностными ориента-циями. В настоящее время наметилась тенденция к дифференциации, появились новые самостоятельные научные направления - педагогическая акмеология, медицинская акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях и др. В рамках медицинской акмеоло-гии особенно активно идет развитие таких направлений как психология личности, генетическая психология, психология развития, социальная и возрастная психология, клиническая психология. Акмеологические исследования личностно-про-фессионального развития в последние годы осуществлялись главным образом на представителях различных профессий. Это позволяет утверждать, что в процессе личностно-профес-сионального развития происходят прогрессивные изменения в структуре личности.

Наши исследования проводились на кафедре биологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Оценивались некоторые ак-меологические особенности развития личности студентов, будущих клинических психологов, с учетом их информационной грамотности. Освоение программ высшего профессионального образования предполагает значительную долю самостоятельной работы с использованием различных приемов и методов работы с информацией. На практике часто выявляется недостаточная подготовка студентов в области информационных знаний и умений. Анализ состояния информационной подготовки студентов факультета клинической психологии медицинского университета позволяет говорить о том, что преподаватели сталкиваются с рядом проблем, имеющими системный характер. Если отдельные действия не вызывают затруднений (например, способность использовать инструменты ИКТ для обнаружения информации, умение собирать и извлекать информацию), то некоторые виды деятельность вызывают значительные трудности. Наиболее характерные среди них следующие:

- трудности в действиях информационного моделирования - недостаточное владение знаково-символическими умениями, формализацией и моделированием;

- трудности в действиях по управлению информацией -неумение применять существующую схему организации или классификации информации, слабое знание необходимых схем и классификаций;

- трудности в действиях интегрирования информации -недостаточное умение интерпретировать и представлять информацию (обобщение, сравнение, противопоставление данных и др.);

- трудности в оценивании информации - недостаточное умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

- трудности в действиях по сообщению информации - неумение должным образом передавать информацию (т.е., способность направлять информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении).

Отчасти разрешение вышеназванных проблем возможно путём разработки системы задач, направленной на формирование и развитие информационной грамотности в процессе обучения биологии, антропологии и т.д. Такая система задач будет с одной стороны формировать предметные знания и умения (в данном случае, медико- биологической направленности), с другой стороны, метапредметные умения и навыки информационного характера, и как следствие развивать акмеологические возможности личности врача психолога. Выход их сложившейся ситуации на системном уровне нам видится в применение синергетического подхода - формировании метапредметных навыков. Это, в свою очередь, позволяет построить модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, прогрессивно развивать зрелую личность при достижении ей вершин в своем развитии.

Это является областью разработок акмеологии XXI века.

УДК. 373.31, 612.6

Бочкарева А.Г., Никитина А.А., Анчикова И.В., Лукинская О.Е. (МПГУ, Москва, Россия).

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Bochkareva A., Nikitina A., Anchikova I., Lukinskaya O.

(MSPU, Moscow, Russia) [email protected]

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN

Сохранение здоровья ребенка при поступлении в школу и в начале обучения - приоритетная задача педагогов и родителей. Большинство школьников имеет различные по тяжести отклонения в физическом и психическом развитии. Перед поступлением ребенка в школу происходит полуростовой скачок - возрастают длина и масса тела, изменяются его пропорции. Скорость этих изменений неодинакова у разных детей и отражает их биологический возраст. Усиленный рост, наряду с незрелостью мышц, связок и сухожилий может приводить к усилению нагрузки на позвоночный столб и провоцировать нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Оценку физического развития детей проводили в прогимназии № 1661 САО (в настоящее время ГБОУ СОШ № 771 СП № 3) и ДДУ № 2511 ЦАО. Обследовали детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: определяли антропометрические показатели и рассчитывались индексы, отражающие гармоничность развития. Наличие нарушений

ОДА устанавливали по медицинским картам, оценивали осанку и состояние свода стопы.

Анализ медицинских карт показал, что большинство детей (85-88%) имели 2 основную (Д2) группу здоровья. Среди отклонений здоровья отмечены нарушения ОДА, сердечнососудистой системы, неврологические диагнозы. Сравнение темпов развития детей до и после их поступления в 1 класс выявило значительное (более, чем в 1,5 раза) увеличение количества детей с опережением развития. У старших дошкольников превышение индексов Кеттле II и Пинье выявлены у 36-38% детей, у тех же детей, обучающихся в 1 классе - у 45-50%. В начальной школе возрастает число детей с дисгармоничным развитием. По усредненной оценке всего контингента учащихся начало обучения связано с увеличением в 1,5-2 раза числа детей с тучным телосложением, причем избыток массы тела чаще наблюдался у девочек, чем у мальчиков, а также у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это может указывать на недостаток двигательной активности, нарушение режима питания, наличие патологии со стороны эндокринной и других систем организма, а также на затянувшийся период адаптации к началу обучения. По нашим данным гармонизация развития у большинства таких детей происходит к 2-3 классу.

Оценка уровня здоровья детей по медицинским картам показала, что нарушения ОДА отмечены у 30-35% старших дошкольников. У детей 3-4 классов этот показатель достигал 70-75%. Среди нарушений ОДА выделены отклонения состояния осанки, свода стопы, плоско-вальгусные стопы и др.

Осанку определяли визуально по симметричности расположения лопаток, смещении линий плеч и таза. У 15-30% детей обнаружено нарушение осанки, которое часто сопровождалось плоскостопием, и у некоторых из них было, вероятно, следствием синдрома мышечной гипотонии в раннем возрасте. Число детей с нарушением осанки возрастало от 1 к 4 классу. Состояние свода стопы оценивалось методом подо-метрии, рассчитывали индекс Фридлянда. Различная степень плоскостопия была зарегистрирована у старших дошкольников и в 1 классе у 65-73% детей, к 3 классу уплощение свода стопы было у 60% детей. Снижение с возрастом количества детей с плоскостопием можно объяснить созреванием аппарата свода стопы и влиянием проводимых коррекционных занятий на уроках физкультуры.

Таким образом, нами была выявлена динамика нарушений ОДА у детей с возрастом: у дошкольников преобладало, а с возрастом уменьшалось нарушение свода стопы, тогда как у младших школьников ухудшалось состояние осанки.

Нормальному развитию детей способствует соответствие программы обучения их физическим возможностям. Длительное сидение за партой ведет к возрастанию статической физической нагрузки, усугубляет напряжение еще не окрепшего ОДА и кардиореспираторной системы, провоцирует трудности обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.