- трудности в действиях информационного моделирования - недостаточное владение знаково-символическими умениями, формализацией и моделированием;
- трудности в действиях по управлению информацией -неумение применять существующую схему организации или классификации информации, слабое знание необходимых схем и классификаций;
- трудности в действиях интегрирования информации -недостаточное умение интерпретировать и представлять информацию (обобщение, сравнение, противопоставление данных и др.);
- трудности в оценивании информации - недостаточное умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- трудности в действиях по сообщению информации - неумение должным образом передавать информацию (т.е., способность направлять информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении).
Отчасти разрешение вышеназванных проблем возможно путём разработки системы задач, направленной на формирование и развитие информационной грамотности в процессе обучения биологии, антропологии и т.д. Такая система задач будет с одной стороны формировать предметные знания и умения (в данном случае, медико- биологической направленности), с другой стороны, метапредметные умения и навыки информационного характера, и как следствие развивать акмеологические возможности личности врача психолога. Выход их сложившейся ситуации на системном уровне нам видится в применение синергетического подхода - формировании метапредметных навыков. Это, в свою очередь, позволяет построить модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, прогрессивно развивать зрелую личность при достижении ей вершин в своем развитии.
Это является областью разработок акмеологии XXI века.
УДК. 373.31, 612.6
Бочкарева А.Г., Никитина А.А., Анчикова И.В., Лукинская О.Е. (МПГУ, Москва, Россия).
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Bochkareva A., Nikitina A., Anchikova I., Lukinskaya O.
(MSPU, Moscow, Russia) [email protected]
FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN
Сохранение здоровья ребенка при поступлении в школу и в начале обучения - приоритетная задача педагогов и родителей. Большинство школьников имеет различные по тяжести отклонения в физическом и психическом развитии. Перед поступлением ребенка в школу происходит полуростовой скачок - возрастают длина и масса тела, изменяются его пропорции. Скорость этих изменений неодинакова у разных детей и отражает их биологический возраст. Усиленный рост, наряду с незрелостью мышц, связок и сухожилий может приводить к усилению нагрузки на позвоночный столб и провоцировать нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Оценку физического развития детей проводили в прогимназии № 1661 САО (в настоящее время ГБОУ СОШ № 771 СП № 3) и ДДУ № 2511 ЦАО. Обследовали детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: определяли антропометрические показатели и рассчитывались индексы, отражающие гармоничность развития. Наличие нарушений
ОДА устанавливали по медицинским картам, оценивали осанку и состояние свода стопы.
Анализ медицинских карт показал, что большинство детей (85-88%) имели 2 основную (Д2) группу здоровья. Среди отклонений здоровья отмечены нарушения ОДА, сердечнососудистой системы, неврологические диагнозы. Сравнение темпов развития детей до и после их поступления в 1 класс выявило значительное (более, чем в 1,5 раза) увеличение количества детей с опережением развития. У старших дошкольников превышение индексов Кеттле II и Пинье выявлены у 36-38% детей, у тех же детей, обучающихся в 1 классе - у 45-50%. В начальной школе возрастает число детей с дисгармоничным развитием. По усредненной оценке всего контингента учащихся начало обучения связано с увеличением в 1,5-2 раза числа детей с тучным телосложением, причем избыток массы тела чаще наблюдался у девочек, чем у мальчиков, а также у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это может указывать на недостаток двигательной активности, нарушение режима питания, наличие патологии со стороны эндокринной и других систем организма, а также на затянувшийся период адаптации к началу обучения. По нашим данным гармонизация развития у большинства таких детей происходит к 2-3 классу.
Оценка уровня здоровья детей по медицинским картам показала, что нарушения ОДА отмечены у 30-35% старших дошкольников. У детей 3-4 классов этот показатель достигал 70-75%. Среди нарушений ОДА выделены отклонения состояния осанки, свода стопы, плоско-вальгусные стопы и др.
Осанку определяли визуально по симметричности расположения лопаток, смещении линий плеч и таза. У 15-30% детей обнаружено нарушение осанки, которое часто сопровождалось плоскостопием, и у некоторых из них было, вероятно, следствием синдрома мышечной гипотонии в раннем возрасте. Число детей с нарушением осанки возрастало от 1 к 4 классу. Состояние свода стопы оценивалось методом подо-метрии, рассчитывали индекс Фридлянда. Различная степень плоскостопия была зарегистрирована у старших дошкольников и в 1 классе у 65-73% детей, к 3 классу уплощение свода стопы было у 60% детей. Снижение с возрастом количества детей с плоскостопием можно объяснить созреванием аппарата свода стопы и влиянием проводимых коррекционных занятий на уроках физкультуры.
Таким образом, нами была выявлена динамика нарушений ОДА у детей с возрастом: у дошкольников преобладало, а с возрастом уменьшалось нарушение свода стопы, тогда как у младших школьников ухудшалось состояние осанки.
Нормальному развитию детей способствует соответствие программы обучения их физическим возможностям. Длительное сидение за партой ведет к возрастанию статической физической нагрузки, усугубляет напряжение еще не окрепшего ОДА и кардиореспираторной системы, провоцирует трудности обучения.