Н.Е. Ларюшкина, Е.Е. Кузнецова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
N.E. Laryushkina, E.E. Kuznetsova INFORMATIONAL AVAILABILITY AS AN ELEMENT OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF PROSPECTIVE SPECIALISTS
Ключевые слова: профессиональная деятельность, информационная готовность,
признаки, уровни сформированности, процессные глаголы.
Keywords: professional activity, information availability, methods, levels of formation, process verbs.
Аннотация: в статье рассматривается понятие готовности к профессиональной деятельности. Раскрываются её компоненты. Выделяется информационная готовность, способствующая совершенствованию использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, способности критического отношения к информации.
Abstract: the article discusses the concept of availability for professional activities. We have disclosed its components, singled out information availability, promoted the improvement of information and communication, multimedia technologies as an ability of the critical ratio to information
В условиях изменений, происходящих в настоящее время в обществе и в системе высшего образования, цели технического высшего образования связаны, прежде всего с формированием свободной саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному поиску знаний, позволяющих создавать и активно использовать новые технологии и осуществлять инженерную профессиональную деятельность.
Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией, и наличия у общества необходимой профессиональнообразовательной системы.
С позиции профессиональной деятельности готовность характеризуется как субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить. (А.М. Воронин, Е.И. Серкова, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин, с.354).
Придерживаясь точки зрения Г.Н. Репетуевой, определим готовность (как совокупность отношений и связей между ними), как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности, включающей знания, умения, навыки, установки, мотивы, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
Структура «готовности» представляется следующими компонентами:
- мотивационно-ценностные;
- когнитивные;
- деятельностные;
- рефлексивные;
- ценностные;
- информационные.
Мотивационно-ценностный отражает положительное отношение к самому себе, к другим, к учебно-познавательной деятельности, осознание личностной и профессиональной значимости приобретаемых знаний, умений, навыков, наличие стойкого познавательного интереса к решению профессиональных задач, наличие мотивации к осуществлению самостоятельной деятельности в процессе обучения.
Когнитивный - подразумевает наличие психолого-педагогических знаний об объекте
(субъекте) и процессе деятельности, о способах выполнения самостоятельных работ, познания теорий, умениями по определению целей и задач деятельности, поиск информации, владение мнемотехникой (способность запоминать, развитие зрительной памяти, воображение, мышление).
Деятельностный - умение решать поставленные задачи профессиональной деятельности, расширять практические умения и навыки, владение методами (приемами) творческой деятельности (творческое проектирование), отражает результативность учебнопрофессиональной деятельности и планирования действий при выполнении самостоятельных работ.
Рефлексивный - осмысление представления о контроле, анализе любой деятельности, возможность определять новые цели, задачи своей профессиональной деятельности на основе полученных результатов.
Ценностный - самооценка подготовленности к деятельности.
Информационный - способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуальнопознавательной деятельности, в совершенстве владеть информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями, способностью критического отношения к информации.
Реализация данных критериев готовности осуществляется системно, в единстве и взаимосвязи. При реализации каждого этапа необходимо уточнять цели.
Поняв сущность информационной готовности, можно выявить ее признаки и разработать методику оценки уровня сформированности у студентов.
Блок
готов-
ности
Характеристика
готовности
Признаки готовности
Инфо 1. Готовность рмаци управлять онная знаниями готов ность
2. Готовность
применять
знания
3. Готовность
понимать
ситуации
4. Готовность
оперировать
данными
1.1. Умение воспринимать, запоминать и владеть целостными понятиями
1.2. Умение выявлять, распознавать свойства и важнейшие концепции реальных явлений и систем
1.3. Умение оценивать уровень сформированности своих
знаний_______________________
2.1. Использование известных решений в новых проблемах
2.2. Использование источников информации, необходимых для решения профессиональных задач
2.3. Умение оценивать результат
3.1. Понимание смысла вещей и явлений
3.2. Анализ причин происходящих явлений
3.3. Выявление отношений
явления с другими__________
4.1. Сбор, кооперирование и передача сведений
4.2. Анализ и оценка результатов профессиональной деятельности
4.3. Умение использовать соответствующие техники
Уровни сформированности по Б. Блуму
Зн
ан
ие
По
ни
ма
Пр
име
нен
ние ие
А
на
ли
з
С
ин
те
з
О
це
нк
а
Таблица 1 - Блочная модель информационной готовности
Принятые обозначения:
- уровень, который студент должен иметь до начала занятий
- уровень, которого студент может достигнуть к концу семестра
- уровень, которого должен достичь студент
Характеристики информационной готовности:
1) И1 - готовность получать знания (работа с учебной, научной и справочной литературой, со средствами массовой информации, обработка информации);
2) И2 - способность выбирать источники и отбирать из них необходимую информацию (составление плана, структурирование материала, логичное и аргументированное изложение информации);
3) И3 - готовность понимать ситуацию (понимание смысла вещей и явлений, анализ причин происходящих явлений, выявление отношений одного явления с другими);
4) И4 - готовность о перировать данными (сбор, копирование и передача сведений, организация рабочего места для работы с данными, умение писать деловые письма, тезисы, аннотации, отчеты);
5) И5 - способность и готовность обрабатывать информацию на компьютере ( компьютерные методы обработки текстовой, графической, числовой и мультимедийной информации, владение коммуникационными технологиями и методами защиты информации, владение языком программирования высокого уровня и разработкой собственных информационных продуктов).
Для оценки и самооценки элементов информационной готовности мы применяем блочную модель.
Для всех введенных компонентов необходимо не только описание тех или иных качеств, но и определение планируемого уровня, которого должны достичь обучаемые. В таблице 1 представлена информационная готовность с расшифровкой её характеристик и признаков.
В соответствии с таксономией Блума, студенты сами определяют свой уровень по процессным глаголам, используемым при достижении того или иного уровня обученности. Внимательно прочитав таблицу, проанализировав возможное применение процессных глаголов, студент сможет определить уровень своей обученности в определенном разделе учебной дисциплины (табл. 2).
Таблица 2 - Процессные глаголы для определения уровня обученности
по таксономии Блума____________________________________________________________________
№ Уровень обученност и Признак уровня Процессные глаголы
1 Знание Студент владеет информацией. Определять, различать, запоминать.
2 Понимание Студент понимает и может объяснить концепцию. Описывать, распознавать, идентифицировать.
3 Применени е Студент может применить концепцию или информацию в разных ситуациях и различных контекстах. Прилагать, иллюстрировать, оперировать.
4 Анализ Студент может играть с данной концепцией и делить ее на части. Разделять на части, проверять, объяснять
5 Синтез Студент может создавать новые варианты. Упорядочивать, конструировать, формулировать, создавать.
6 Оценивани Студент может оценить глубину Оценивать, судить,
е проникновения в концепцию. расценить, измерить,
сравнивать.
Блочная модель формирования информационной готовности является одновременно руководством к действию и шаблоном для оценивания самим студентом и преподавателем каждой её составляющей.
Результат заключается в том, что студенты научатся:
- выполнять задание на основе поставленных целей;
- оценивать себя и других объективно, по определенным стандартам;
- исследовать задачу и исходную проектную ситуацию;
- разрабатывать схему проекта;
- понимать, какие мотивы движут ими на пути к знаниям;
- отыскивать в своей учебной деятельности недостатки в изучении материала, находить и пробовать устранять их причины;
- планировать свою учебную деятельность;
- выделять самое основное из всей информации;
- визуализировать полученную информацию;
- применять информационные технологии в любой проектной ситуации.
Библиографический список
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 208 с.
2. Общая профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 368 с. - (Педагогическое образование).
3. Репетуева Г.Н. Формирование готовности к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов профессионального обучения в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.08. - теория и методика профессионального образования. -Челябинск, 2009. - 27 с.
4. Ларюшкина Н.Е. Подготовка педагогов профессионального обучения на основе компетентностного подхода (направление «информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии»): Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.08. - теория и методика профессионального образования. - Тольятти, 2008.
- 27 с.
5. Сыротюк С.Д. Проектирование модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (на примере специальности 340100 «Управление качеством»): Автореф. дис... к-та пед. наук / С. Д. Сыротюк. - Тольятти, 2005. - 25 с.