Научная статья на тему 'Модель готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности'

Модель готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPUTER SECURITY SPECIALISTS / ANALYTICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна

В данной статье излагаются результаты анализа понятия готовность. Рассмотрена структура готовности, состоящая из 5 компонентов, объясняется логика выбора и иерархии компонентов готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF READINESS OF STUDENTS-FUTURE COMPUTER SECURITY SPECIALISTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The results of an analysis of the notion of readiness are presented in the article. The structure of readiness, which consists of 5 components, is considered; the logic of a hierarchy of components of readiness for professional activity of future computer security specialists is explained.

Текст научной работы на тему «Модель готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности»

УДК 378

МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2015 С.Г.Меньшенина

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 26.01.2015

В данной статье излагаются результаты анализа понятия готовность. Рассмотрена структура готовности, состоящая из 5 компонентов, объясняется логика выбора и иерархии компонентов готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, специалисты по компьютерной безопасности, аналитические умения.

В условиях стремительного развития информационных технологий, увеличения объема информации и информационных ресурсов, обусловленного научно-техническим прогрессом, возрастает значение защиты информации. Все более востребованными становятся специальности, связанные с обеспечением защиты информации и компьютерных систем, что обосновывает разработку проблемы, уровня профессиональной подготовки специалистов по компьютерной безопасности, которые должны обладать сформированными аналитическими умениями, необходимыми для работы с большими объемами информации в информационном пространстве.

Утверждаем, что определение места аналитических умений в структуре готовности к профессиональной деятельности, поможет выявить адекватные средства и методы их формирования в процессе профессиональной подготовки, а также разработать концепцию формирования готовности к профессиональной деятельности студентов-будущих специалистов по компьютерной безопасности. В настоящее время социально-экономическая обстановка в стране, запрос рынка труда, требования работодателей, которые мы понимаем как условия профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности, определяющие специфику и особенность профессиональной деятельности специалиста, обуславливают требования к уровню профессиональной подготовки в вузе.

Установили что, специфика профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности заключается в работе с информацией, которая обусловлена нахождением в инфор-

Меньшенина Светлана Григорьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков. E-mail: Menshenina. mail@mail. ru

мационной среде, а нахождение в информационной среде происходит посредством кодирования - декодирования информации, обработки информации через аналитические умения. Особенность профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности характеризуется необходимостью анализировать большие объемы информации, факты, результаты наблюдений, сравнивать, сопоставлять, систематизировать данные, делать выводы и заключения, то есть, владеть мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации.

Определили, что аналитическая деятельность представляет ведущий вид деятельности специалистов по компьютерной безопасности, а аналитические умения являются приоритетными для решения профессионально значимых задач этих специалистов, поскольку представлены во всех видах профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности1.

Аналитические умения относятся к общим интеллектуальным умениям человека и представляют собой организованный способ управления и методы работы с материалом или задачей. В нашей работе аналитические умения рассматриваем как действия, направленные на осознанное осуществление аналитических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, в соответствии с усвоенным алгоритмом выполнения аналитических операций на основе полученных знаний и опыта. Сформированные аналитические умения являются показателем готовности к профессиональной деятель-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 090301 - Компьютерная безопасность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071201

ности. Известно, что целью профессиональной подготовки в высших учебных заведениях становится готовность к профессиональной деятельности 2.

Проблема готовности к профессиональной деятельности исследуется многими учеными: О.В.Акулова, В.П.Бездухов, Н.Ф.Ефремова, Л.В.Ку-риленко, В.В.Левченко, Ю.П.Поваренков, Т.И.Руднева, А.П.Тряпицына, Г.И.Хозяинов, А.В.Ху-торской. По их мнению, формирование готовности к профессиональной деятельности рассматривается как цель и результат процесса подготовки специалиста, как овладение компетенциями для решения профессиональных задач, как готовность к выполнению профессиональных функций.

Согласно определению, готовность - «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-либо, вообще готовность к выполнению какого-либо действия, задания»3.

С психологической точки зрения готовность -устойчивая характеристика, качество личности, процесс формирования умений и результат этого процесса (Ф.Н.Гоноблин и В.А.Сластенин). Понятие «готовность» трактуется психологами и как психическое состояние (Н.Д.Левитов, Б.Ф.Ломов, А.А.Ухтомский), и как устойчивая характеристика личности, являющаяся результатом подготовленности к деятельности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кан-дыбович, В.А.Крутецкий). Ряд исследователей полагает, что психологическая готовность к деятельности представляет собой целостное функциональное состояние личности, заключающееся концентрации или мгновенной мобилизации сил личности, направленной на осуществление определенных действий (Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов, Д.Н.Узнадзе).

«Готовность как психическое состояние - это настрой, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент»4. Готовность, которая найдет отражение в реальном поведении и целесообразных профессиональных действиях как качество специалиста, является устойчивым образованием, которое влияет на результаты труда5.

2 Байденко, В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения [Электронный ресурс] / В.И.Байденко. - М.: 2006 - Режим доступа: http ://vovr.ru/upload/ Bajdenko1.pdf

3 Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.ИОжегов; под ред. Н.Ю.Шведовой. АН СССР, Институт русского языка. - 22-е изд. - М.: Русский язык, 1990. - 921 с.

4 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

5 Козырева, М.П. Формирование готовности к

профессиональному межличностному общению

специалистов по сервису и туризму: дис. ...канд.пед

С точки зрения педагогики готовность это не только свойство личности, но и совокупность специальных знаний, умений, навыков, которые определяют способность выполнять деятельность на достаточно высоком уровне (А.В.Запорожец, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский). По мнению В.П.Без-духова, готовность - свойство личности, состоящее из положительного отношения к деятельности, теоретических знаний и профессиональных умений6.

Готовность может рассматриваться как подготовленность личности к конкретному виду профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, О.А.Конопкин, В.А.Крутецкий, С.Л.Рубинштейн).

Готовность представляет собой «потенциальный уровень профессионального становления личности, предполагающий сформированность целостной структурированной системы мотива-ционных, когнитивных, эмоциональных, волевых, операционно-поведенческих и других свойств личности, обеспечивающих специалисту условия для оптимального выполнения функций, адекватных потребностям профессиональной деятельности»7.

Так, возникает понятие о профессиональной готовности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, В.В.Саглаев, В.В.Сериков, Ю.В.Укке). По мнению специалистов, профессиональная готовность состоит из знаний, умений, навыков, а также из практических действий, познавательной активности, сформированной мотивации и способности к самооценке, рефлексии. Ученые Л.П.Алексеева, Ю.В.Укке в составе готовности к профессиональной деятельности выделяют обученность способам выполнения профессиональных функций, и сформированность положительного отношения к предстоящему труду и профессиональному самосовершенствованию.

Профессиональная готовность может трактоваться как нравственное качество личности, которое заключается в осознании личной и общественной значимости деятельности, положительном к ней отношении и способности выполнять данную деятельность.

В своей работе В.В.Левченко определяет готовность как «интегративное образование лично-

наук: 13.00.08 / Козырева Мария Павловна. - Самара, 2009. - 216 с.

6 Бездухов, В.П. Гуманистическая направленность учителя. / В.П. Бездухов. - Самара-СПб.: Изд. СГПУ, 1997. - 172с.

7 Козырева, М.П. Формирование готовности к профессиональному межличностному общению специалистов по сервису и туризму: дис. ...канд.пед наук: 13.00.08 / Козырева Мария Павловна. - Самара, 2009. - С. 60.

сти, системообразующее установку на успешность в решении педагогических задач»8. Таким образом, в контексте нашего исследования понимаем готовность как интегративное свойство личности обучаемого, нацеленность на успешное выполнение профессиональных задач при помощи ведущего вида деятельности (аналитической).

Понятие о взаимодетерминированности личности и деятельности, позволяет утверждать, что готовность к профессиональной деятельности определяет успешность выполнения функций профессиональной деятельности: поиск и анализ систематизация данных информации, защита информации, анализ информационных рисков, построение мониторинг и оценивание систем защиты, составление нормативно-технической документации, аналитических обзоров, отчетов.

Это значит, что выпускник специальности компьютерная безопасность должен владеть программными и аппаратными алгоритмами, методами и средствами защиты, уметь применять существующие стандарты при решении проблемных ситуаций, а также создавать алгоритмы и стандарты действий для не существовавших ранее ситуаций.

Таким образом, для подготовки к успешной профессиональной деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности в разработанной системе формирования аналитических умений выделяем результативный компонент, представленный компонентами готовности к профессиональной деятельности.

Логика выбора компонентов готовности к профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности в своей основе соответствует таксономии педагогических целей в познавательной сфере, предложенной Б.Блумом. Таксономия учебных целей классифицирует определенные умения, которые могут использоваться для формирования критического мышления и логических умений.

Исходя из положений таксономии Б.Блума, формируемые мыслительные навыки имеют четкую структуру, так навыки более высокого уровня базируются на предшествующих навыках, то есть понимание требует знания, а применение - понимания. Однако дальнейшее развитие таксономии Б. Блума показало, что все комплексные виды учебной деятельности предполагают использование совокупности когнитивных навыков (Андерсон) и различные умения могут быть более

интегрированными9. В соответствии с уточненной таксономией каждый уровень знания соотносится с уровнями когнитивных процессов.

Поскольку готовность к профессиональной деятельности формируется в процессе профессиональной подготовки в вузе, поэтому таксономия учебных целей Блума органично объясняет выбор компонентов готовности.

Таким образом, исходя из логики таксономии Блума структура готовности специалиста по компьютерной безопасности к профессиональной деятельности включает в себя 5 взаимосвязанных компонентов: 1) Когнитивный компонент. 2) Информационный компонент. 3) Технологический компонент. 4) Аналитический компонент. 5) Рефлексивный компонент.

Когнитивный компонент предполагает знание теоретических основ мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования и умение применять их на практике. Таким образом, обеспечивается актуализация, расширение, приращение накопленных знаний.

Информационный компонент включает в себя умение работать с информацией: получать, обрабатывать и интерпретировать большие объемы новой информации. Умение пользоваться различными информационными источниками, как в печатном, так и в электронном виде осуществляется при помощи чтения. Различные виды чтения (изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное) способствуют развитию информационной компетентности, поскольку позволяют ориентироваться в информационном пространстве с целью получения необходимых данных.

Технологический компонент подразумевает умение пользоваться аналитическими операциями в профессиональной деятельности: анализировать, классифицировать, обобщать информацию, делать выводы на основе имеющихся данных, прогнозировать развитие ситуации, строить суждения о полученных фактах. Наличие технологического компонента в модели готовности к профессиональной деятельности определяет аналитические умения как основу профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности.

8 Левченко, В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов: монография / В.В.Левченко. - М.: Московский Психолого-социальный ин-т, 2007. - С. 165

9 Anderson, Lorin W. Anderson Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment. - 1999 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://files.eric.ed.gov/fuUtext/ED455650.pdf

Таб. 1. Структура готовности к профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности

Ком- Показатели компонентов Функции профессио- Базовые аналити-

по- нен- ты нальной деятельности ческие операции

- знает алгоритм осуществления операций анализа, сис- - изучение и анализ Анализ,

тематизации, прогнозирования, постановки исследова- информации; обобщение,

тельских задач и выбора путей их решения на основа- - изучение и обобщение конкретизация,

« нии принципов научного познания; опыта; классификация,

1 - знает приемы выявления сущности проблем, возни- - проведение наблюде- сравнение,

кающих в ходе профессиональной деятельности ний; - сбор, обработка, сис- систематизация

го оК тематизация информации

- знает принцип поиска и обработки больших объемов - поиск информации; Анализ, классифи-

но информации по профилю деятельности в различных - сбор и анализ данных; кация, системати-

и ц источниках информации; - поиск рациональных зация, обобщение

г - знает приемы подбора, изучения и обобщения научно- решений при разработ-

ро технической информации, нормативных и методиче- ке средств защиты ин-

ских материалов; формации

- знает алгоритм сбора данных

- способен к самостоятельному построению алгоритма, - проведение контроль- Анализ,

проведению его анализа и реализации в программных ного анализа; синтез,

комплексах; - выбор рационального абстрагирование,

- способен проводить анализ безопасности компьютер- решения; классификация,

ных систем с использованием отечественных и зару- - систематизация ин- сравнение,

бежных стандартов формации; - обобщение чужого систематизация, обобщение

« ск опыта;

- поиск методик реше-

е ния проблемы;

го - выполнение экспери-

лно хе н ментально-

исследовательских работ

,д - способен к критическому осмыслению информации; - анализ предполагае- Анализ,

ик - способен проводить анализ поставленных задач; мых рисков; сравнение

с с е - способен анализировать проблемы и вырабатывать - оценка уязвимостей

Ё л решения; систем;

- способен сопоставлять экспериментальные данные и - анализ научно-

а теоретические решения технической информации

- способен формулировать результат проведенных ис- - составление аналити- Анализ,

следований; ческих отчетов, обзо- синтез,

- способен готовить научно-технические отчеты, обзо- ров, публикаций; классификация,

ры, по результатам выполненных работ; - анализ результатов; сравнение,

- способен проводить обоснование и выбор рациональ- - применение методик систематизация,

ного решения; оценивания обобщение

- способен оценивать степень надежности выбранных

механизмов для решения поставленной задачи (Феде-

'3 ы ральный государственный образовательный стандарт

н в высшего профессионального образования по специ-

и сик е лееф е сх альности 090301. Компьютерная безопасность [Элек-

тронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55071201)

Аналитический компонент - включает в себя уровень анализа и синтеза в соответствии с таксономией Блума. Этот компонент отражает умение разбивать и комбинировать элементы целого для установления взаимосвязи между ними и с последующим применением в практической деятельности.

Рефлексивный компонент предполагает, что специалист по компьютерной безопасности должен уметь анализировать свои и чужие действия, оценивать поступки и результаты деятельности, анализировать полученный опыт, рефлексировать ситуацию. Рефлексивный компонент, таким образом, способствует оцениванию результатов действий и самосовершенствованию при помощи анализа своей профессиональной деятельности10.

Практическое применение аналитических умений, представленных частными аналитическими операциями и показатели каждого компонента в структуре готовности к профессиональной деятельности, приводятся в таб. 1 [по ФГОС].

Реализация системы формирования аналитических умений у студентов-будущих специалистов по компьютерной безопасности в рамках курса иностранного языка позволяет сделать предварительные выводы о том, что процесс обучения иностранному языку будет способствовать формированию аналитических умений, необходимых для профессионального роста, успешного самосовершенствования на основе анализа своей деятельности (рефлексивный компонент), повышению уровня знаний (когнитивный компонент), получению и обработке информации (информационный компонент), эффективному использованию аналитических умений в профессиональной деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности на основе приобретен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных знаний (технологический компонент). Сфор-мированность аналитических умений определяет готовность специалиста по компьютерной безопасности к профессиональной деятельности и обеспечивает возможность эффективно решать различные профессиональные задачи. Показателем готовности является сформированность каждого из рассмотренных компонентов.

Необходимость формирования готовности к профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности, выраженной в сформированных аналитических умениях, обусловлена расширенным диапазоном функций специалиста по компьютерной безопасности и социальным заказом. Инструментом профессиональной деятельности являются аналитические умения. Следовательно, сформированность аналитических умений, представляет собой неотъемлемую характеристику готовности к профессиональной деятельности.

Успешность профессиональной подготовки специалистов по компьютерной безопасности обусловлена разработкой и реализацией системы формирования готовности к профессионально деятельности. Эффективность системы формирования готовности к профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности выражается количественным ростом показателей компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности.

10 Меньшенина, С.Г. Предпосылки разработки системы формирования аналитических умений у студентов-будущих специалистов по компьютерной безопасности / С.Г.Меньшенина // Сибирский педагогический журнал. 2014. - Вып. 4. - С. 118 - 123.

MODEL OF READINESS OF STUDENTS-FUTURE COMPUTER SECURITY SPECIALISTS

FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2015 S.G.Menshenina°

Samara State University

The results of an analysis of the notion of readiness are presented in the article. The structure of readiness, which consists of 5 components, is considered; the logic of a hierarchy of components of readiness for professional activity of future computer security specialists is explained.

Key words: readiness for professional activity, computer security specialists, analytical skills.

Svetlana Grigorievna Menshenina, Senior lecturer of Department of foreign languages. E-mail: Menshenina. mail@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.