Научная статья на тему 'Информационная функция государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации'

Информационная функция государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ФУНКЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / STATE SERVICE / FUNCTION / CLASSIFICATION OF FUNCTIONS / INFORMATION FUNCTION / THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергун Пётр Павлович

В статье нашли отражение основные характеристики функций права и управления, дана их классификация. Показано назначение информационной функции в институте государственной службы органов внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION FUNCTION OF THE GOVERNMENT SERVICES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIAN FEDERATION

In this scientific article law and administration functions were reflected. The classification of functions is given. The purpose of information function in the state service institution of the internal affairs bodies of Russian Federation is disclosed.

Текст научной работы на тему «Информационная функция государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

9. Каримов В. Х. К вопросу о совершенствовании биометрических систем регистрации граждан при раскрытии и расследовании преступлений [Текст] // Вестник криминалистики; отв. ред. А. Г. Филиппов. - Вып. 4 (36). - ISSN

10. Лакин Г. Ф. Биометрия [Текст] : учеб. пособие для биологич. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1990.

2220-847Х.

удк 342.98:351.74

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Сергун Пётр Павлович

Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, директор, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».

Н sarrpa@rambler.ru

В статье нашли отражение основные характеристики функций права и управления, дана их классификация. Показано назначение информационной функции в институте государственной службы органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, функция, классификация функций, информационная функция, органы внутренних дел.

В современных условиях технического развития информация, её предназначение и место среди других функциональных основ управления, государственной службы всё чаще привлекают внимание учёных и практиков. Обусловлено это тем, что в последние годы происходит переосмысление сложившихся представлений об информации. Как следствие - появление информационного права, что имеет большое значение для института государственной службы, муниципальной службы, а также для государственной службы органов внутренних дел.

Информацию как функцию в системе государственно-служебных отношений и управления нельзя рассматривать отдельно. Она присутствует в каждой функции и является её частью. Соответственно для учёных и практиков, которые занимаются вопросами строительства государственной службы и управления, очень важно определить место информационной

составляющей среди других функциональных направлений и подчеркнуть её особенности.

Функции государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации многоаспектны. Термин «функция» (от лат. ^пйю - совершение, исполнение, осуществление) характеризуется своей распространённостью и многозначностью. Каждая из наук применяет его для характеристики любого объекта во внешнем проявлении. В математике под этим термином подразумевается зависимая переменная величина. Функция в социологии - это роль, которую выполняет определённый социальный институт, или процесс по отношению к целому. В кибернетике функция - направление действия какой-либо системы. В философии это понятие рассматривают как отношение двух объектов, в котором изменению одного из них сопутствует трансформация другого.

Для характеристики роли государства и права термин «функция» стал употребляться

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

в юридических дисциплинах в конце XIX - начале XX в. По сути, это реализация конкретной или нескольких задач. Можно сказать, что последние обусловливают существование различных функций, определяют их содержание и механизмы реализации. В научной юридической литературе высказывались различные мнения о соотношении функций и задач как в теории права и государства, так и в отраслевых науках.

Исследование задач и функций позволяет не только обозначить место государственной службы в органах внутренних дел в общей системе государственно-служебных отношений Российской Федерации, но и выявить пределы её распространения, выявить недостатки правового регулирования, определить набор приёмов, средств по совершенствованию инфраструктуры этой службы. Рассматривая функции государственно-служебных отношений в органах внутренних дел, можно заключить, что они в определённой степени совпадают с функциями самого органа внутренних дел, ибо посредством профессиональной деятельности сотрудников реализуются полномочия этих органов.

В. М. Манохиным справедливо отмечено, что государственная служба продолжает и завершает организацию государственного механизма, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства [1, с. 74]. По мнению Ю. Н. Старилова, функции государственной службы Российской Федерации как социально-государственного явления необходимо отличать от функций государственной службы как правового института. В этом смысле можно соотносить функции права (служебного права) и функции государства (профессиональной деятельности государственных служащих). Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих [2, с. 46, 47].

На наш взгляд, Ю. Н. Стариловым выбран правильный научный подход к рассмотрению государственной службы как функционального организма посредством соотношения функций права и государства. Это даёт возможность рассмотреть и государственную службу в органах

внутренних дел в её функциональном проявлении. Однако необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день в науке отсутствует единый взгляд на понятия «функция права», «функция государства». В то же время накопленный научный материал позволяет рассмотреть государственную службу в органах внутренних дел при помощи их соотношения.

Несмотря на то, что систематизация функций права порождает немало сложностей (критерии систематизации могут быть разными), её необходимо рассматривать сквозь призму системы права. Последняя позволяет выделить пять групп функций права, которые согласуются с элементами самой системы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые, функции правовых институтов, норм права. Каждая функция права характеризуется своим уровнем.

Рассматривая государственную службу Российской Федерации как комплексный, сложный правовой институт, необходимо подчеркнуть, что с точки зрения функций права, государственная служба участвует в воздействии права на общественные отношения посредством общеправовых функций. Такая же ситуация характерна и для государственной службы в органах внутренних дел. Общеправовые функции не в состоянии охватить все способы, формы и пути воздействия права, поэтому эти функции дополняются действиями остальных групп функций права.

В правовой системе используют различные критерии для дифференциации общеправовых функций. Как правило, выделяют две основные, традиционно устоявшиеся группы критериев: внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами). Первая группа вытекает из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Вторая группа - из различных типов общественных отношений, определяющих назначение права. Исходя из этих двух групп критериев в правовой системе традиционно выделяют следующие общеправовые функции: регулятивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную, интегративную и социальные функции (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).

Кроме общеправовых функций права, государственная служба способствует претворению в жизнь и функций государства, их реализация осуществляется различными государственными органами, в том числе и органами внутренних дел. Данные функции определяют важные направления деятельности государства и его органов и тем самым подчёркивают свой управленческий аспект, то есть они способ-

ствуют реализации задач государственного управления. Каждая функция исполнительной власти имеет свою цель, направленность, содержание, механизм реализации. Функции обусловлены объективными и субъективными факторами, с учётом которых они могут быть стабильными (постоянными) или временными. Государственное управление характеризуется широким спектром функций.

В органах внутренних дел с позиции науки управления, а также института государственной службы, на наш взгляд, можно выделить три вида функций государственной службы: основные, обеспечивающие и общего руководства. Комплексно они нашли отражение в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 [3]. Содержащийся в Положении перечень функций говорит об объёмности полномочий, осуществляемых этим федеральным органом исполнительной власти. В последнее время МВД России как часть правоохранительной системы находится в стадии реформирования. Обсуждаются вопросы по реформированию следствия, экспертной и миграционной служб и т. д. Действительно, выполнять функции качественно и современно, при возрастающих сложностях в реформировании социально-экономических отношений в государстве, очень сложно.

Можно констатировать, что проведение дальнейшей политики реформирования МВД России позволит сосредоточить внимание обновлённого министерства на выполнении задач и функций, касающихся непосредственной борьбы с преступностью.

Государственная служба в органах внутренних дел как часть системы управления исполняет роль определённого правового института. Посредством реализации функций такой государственной службы происходит осуществление исполнительной управленческой деятельности органов внутренних дел непосредственно сотрудниками органов внутренних дел.

В основу формирования государственной службы в органах внутренних дел положено два аспекта. Первый связан с объективными (практическая реализация функций права и государства), а второй с субъективными (подготовленность к службе, интеллектуальные способности, соблюдение дисциплины и т. д.) предпосылками становления этой государственной службы.

К общим функциям государственной службы в органах внутренних дел можно отнести те, которые, на наш взгляд, характерны для системы управленческих взаимоотношений, например: планирование, предвидение, орга-

низация, регулирование, руководство, контроль, координация, учёт. Особое место в этой классификации занимает информационная функция.

Основные функции государственной службы в органах внутренних дел способствуют реализации направлений деятельности таких органов, которые в пределах своих полномочий осуществляют государственное управление в отведённой им сфере. Положение о МВД России оговаривает более 56 функциональных аспектов деятельности Министерства.

Обеспечивающие функции государственной службы в системе МВД России способствуют реализации общих и основных функций.

Все функции государственной службы в органах внутренних дел составляют единый блок. Они объединены общим информационным пространством и конечными целями. Каждая взятая в отдельности функция взаимодействует с другими функциями, имеющими иное содержание. Органы внутренних дел рассматриваются как целостная система, в которой единый блок функций взаимообусловлен и взаимосвязан.

Информационная функция относится к категории общих, проявляет себя во многих функциях и включает большое количество элементов, но, обычно они имеют одну направленность, связанную с обеспечением деятельности органов внутренних дел. Без соответствующей информации нельзя принять решение, связанное с эффективностью управления силами и средствами органов внутренних дел. Эта функция органически связана с управлением. Сотрудники органов внутренних дел исходя из должностных предписаний обязаны работать с информацией, которая представляет собой результат отражения, полученный в сознании от восприятия действительности. Для осуществления своей управленческой деятельности органы внутренних дел используют различную информацию, подготовленную сотрудниками: экономическую, криминологическую, статистическую, криминалистическую, социологическую, демографическую, экологическую и т. д. Эффективность управленческой деятельности предполагает использование видов и источников информации, отвечающих определённым требованиям, например, объективности, комплексности, конкретности, оптимальности, непрерывности и др. Сотрудники должны владеть профессиональными навыками в работе с информацией.

Информационно-аналитическая работа строится на использовании общенаучных и частнонаучных методов. Среди общенаучных методов наиболее практикуемы логические методы (анализ, синтез, сравнение, построение гипотез и другие), а среди частнонаучных

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

методов можно выделить статистические (метод группировок, средних величин, индексов, графических изображений, балансовый метод и др.), математические (метод введения новых переменных, доказательства от противного, доказательства неравенства с помощью оценки знака разности, метод интервалов, математической индукции и др.), методы конкретно-социологических исследований (опрос, изучение документов, наблюдение, эксперимент и др.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) информационная функция в современных условиях технического прогресса занимает одно из ключевых мест среди общих функций государственной службы в органах внутренних дел;

2) эта функция пронизывает все функции: общие, основные и обеспечивающие;

3) сотрудники органов внутренних дел должны работать с информацией, используя общенаучные и частнонаучные методы, что требует от них определённой профессиональной подготовки;

4) информационная функция государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации тесно связана с функциями права, государства, управления. Поэтому эта функция привлекала и будет привлекать в дальнейшем внимание исследователей.

Библиографический список

1. Манохин В. М. Административное право России [Текст] : учебник. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2009. - 272 с. - (Классика юридического образования). - ISBN 978-5-904000-31-8.

2. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование [Текст]. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. - 456 с. - ISBN 5-7455

- 0899 - Х.

3. Собрание законодательства Российской Федерации [Текст]. - 2011. - № 10. - ст. 1334.

- ISSN 1560-0580.

УДК 343

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

© Францифоров Юрий Викторович

доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, Саратовская государственная академия права.

ЕЗ franciforov@mail.ru

Раскрываются особенности введения в УПК РФ и производство в уголовном процессе следственного действия — получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, в качестве информационного обеспечения расследования преступлений Ключевые слова: следственное действие, информация о соединении между абонентами и абонентскими устройствами, право на тайну переписки и телефонных переговоров.

Эффективность расследования преступлений зависит не только от профессионализма следователя, но и возможностей правового регулирования процедуры производства по уголовному делу.

Используемые следователем правовые средства, связанные с информационным обеспечением расследования преступлений, должны соответствовать современным реалиям.

Так, мобильная связь, осуществляемая с помощью сотовых телефонов1, также активно используется лицами, совершающими преступления, и в этом смысле интересует следователя как средство сбора доказательств по уголовному делу

1 В России только количество зарегистрированных sim-карт составляет более 200 млн, а уровень проникновения (количество sim-карт на 100 человек) составляет более 140% на декабрь 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.