УДК 338.22.021.1
Е. А. Жаркова
Информационная экономика: становление государственного
правового регулирования
В статье рассмотрены особенности становления государственного правового регулирования информационной экономики в Российской Федерации. Отмечена приоритетная роль правительства страны в информатизации правового российского общества, развитии информационных технологий как части информационных ресурсов, обуславливающих рост уровня отечественной экономики. Проведен анализ ключевых нормативных правовых актов государственного регулирования процессов формирования и становления информационного общества в России. Особое внимание уделено федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)», Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, Стратегии развития информационного общества. Этими документами государственная власть задает установку целей и задач регулирования процесса информатизации страны, основных принципов и направлений реализации единой политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти. Выявлен ряд проблем, в том числе отсутствие системности и огромное количество документов. В принятии государственных решений наблюдается недостаточная последовательность, преемственность и согласованность. Результаты анализа второго этапа развития политики информатизации, длящегося два десятка лет, свидетельствуют о создании обширной и сильноразветвленной нормативной базы государственного регулирования в сфере информатизации. Чтобы достичь совершенной нормативно-правовой базы по вопросам информатизации, требуется проведение дальнейших исследований, системного анализа государственного регулирования деятельности инвестиционного, инновационного и интеллектуального характера. Особое внимание следует уделить индикаторам развития, характеризующим объекты государственного регулирования, методам их расчета с учетом международного опыта и особенностей информационной инфраструктуры.
Ключевые слова: информатизация, федеральная политика, информационная экономика, информационное общество.
Процесс становления российского правового информационного общества сопровождался скачком в развитии информационных технологий, которые представляют собой незаменимую часть информационных ресурсов и оказывают значимое воздействие на уровень развития политики и экономики страны [1].
Развитие государственной политики информатизации в Российской Федерации на начальном этапе характеризует превалирующая роль правительства. За этот период приняты стратегические законодательные документы, которые установили цели и задачи государственного регулирования информатизации в стране. Одним из первых ключевых программно-стратегических документов является принятая и утвержденная в 2002 г. федеральная целевая программа «Электронная Россия (20022010 годы)» [2].
Документ претерпел множественные изменения, последняя редакция (10.09.2009), основанная на негативном опыте, полученном от реализации программы в период 2002-2008 гг., позволила определить новые приоритеты и задачи развития информатизации общества в России на среднесрочный и долгосрочный периоды
времени. Обновленная программа обозначила как приоритет создание в Российской Федерации электронного правительства, а главной целью стало создание инфраструктуры электронного правительства. Задачи, позволяющие достичь цели:
а) повысить оперативность обслуживания населения государственными и муниципальными услугами;
б) расширить информированность граждан об органах государственной власти и результатах их деятельности;
в) повысить результативность межведомственного информационного обмена и обеспечить эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий органами государственной власти;
г) внедрить единые стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг;
д) повысить эффективность систем информационно-аналитического обеспечения государственного и муниципального управления.
Следует отметить несистематизированное массовое наращивание количества документов в этот период. Из-за отсутствия целостной качественной государственной политики, ко-
торую должны характеризовать последовательность, преемственность, и особенно согласованность в принятии решений, многочисленность законодательных актов раскоор-динировала работу ведомств.
Следующий шаг, который федеральная исполнительная власть предприняла с целью развития процесса информатизации государственного управления, состоял в утверждении в 2004 г. Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года [3].
Необходимо отметить, что корректировкой концепции за два года до ее планового окончания (10.03.2009) стал выбор основных принципов и направлений, обуславливающих единую государственную политику внедрения информационных технологий федеральными органами государственной власти в свою деятельность.
Задачи реализации одного из важнейших нормативно-правовых документов Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года заключались в разработке необходимых нормативно-правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок использования информационно-телекоммуникационных технологий, направленных на предоставление государственных и муниципальных услуг и обеспечение информированности граждан [4].
Ряд задач был посвящен типовым ведомственным технологическим решениям технической поддержки предоставления государственных и муниципальных услуг и их апробации, а также завершению проектирования и созданию действующих прототипов электронного правительства на опытных участках различных ведомств.
Ключевой момент становления информатизации российского общества характеризуется принятием федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5], ставшего заменой аналогичного законодательного акта 1995 г. [6]. Созданию федерального закона предшествовало формирование плана разработки мер, направленных на ратификацию конвенции Совета Европы о защите частных лиц в процессе автоматизированной обработки их персональных дан-
ных [7]. Документ считается важным инструментом интеграционного взаимодействия Российской Федерации с единым информационным мировым пространством.
Результаты реализации Федерального закона № 149-ФЗ продемонстрировали превосходство над результатами предыдущего закона, однако действенные механизмы так и не были определены. Тем не менее в дальнейшем был принят ряд поправок к закону:
а) Федеральный закон № 139-Ф3 от 28 июля
2012 г., содержащий ряд дополнений, следствием его принятия явился Единый реестр запрещенных сайтов [8];
б) Федеральный закон № 398-Ф3 от 28 декабря 2013 г. с дополнениями, позволяющими правообладателям осуществлять блокировку экстремистских сайтов [9];
в) Федеральный закон № 187-ФЗ от 2 июля
2013 г., позволяющий правообладателям осуществлять блокировку сайтов с нелицензионным контентом [10];
г) Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая
2014 г., содержащий ряд дополнений, следствием которых явилась обязательная регистрация в Роскомнадзоре обладателей сайтов и блогов [11];
д) Федеральный закон № 90-ФЗ от 1 мая 2019 г. с дополнениями, направленными на устойчивость Рунета [12].
Стратегия развития информационного общества занимает значимое место среди законодательных актов, определяя цель, задачи, основные принципы и направления государственной политики в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в соответствии с понятием «информационное общество» [13].
Проанализированные нормативно-правовые документы представляют собой основу государственных решений по созданию электронного правительства, создание которого официально объявлено переходом к созданию информационного общества. Помимо того, были приняты нормативно-правовые акты федерального, регионального, муниципального и отраслевого уровней, касающиеся специальных вопросов информатизации в стране [1416]. Многие законодательные акты приняты с целью непосредственно создать единую информационную инфраструктуру в Российской Федерации [17-19].
Практическое применение информационно-коммуникационных технологий и особенности внедрения в специализированные сферы деятельности отмечены в федеральной целевой программе [20, 21]. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во внутриведомственные сферы регламентировано подзаконными актами [22-24].
Проблемам государственного регулирования становления и развития информационного общества свойственны динамичность и разнообразие. Проведенный анализ нормативно-правовых документов в сфере информатизации, представляющих собой объемную и разветвленную базу, не является окончательным. В нормативно-правовой базе государственного регулирования происходят постоянные изменения, направленные на стабильность и совершенство.
Совершенствование государственной стратегии информатизации общества требует проведения системного анализа процессов государственного регулирования, включая такие виды деятельности, как инновационная, инвестиционная, интеллектуальная. Для определения индикаторов развития объектов государственного регулирования и методов их расчета следует использовать комплексный подход с учетом международного опыта и особенностей становления российской информационной инфраструктуры. Период действия рассмотренных нормативно правовых актов, ограниченный 2010 г., характеризует начальный этап развития государственной политики информатизации в России, а следующий этап нуждается в проведении дальнейших научных исследований.
Библиографический список
1. Жаркова Е. А., Родионова Т. П. Информационная экономика: истоки государственного правового регулирования // Наука через призму времени. Самара, 2019. № 3 (24). C. 54-57.
2. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"» : в ред. постановлений Правительства РФ от 26.07.2004 № 380, от 15.08.2006 № 502, от 10.03.2009 № 219, от 10.09.2009 № 721 // Министерство экономического развития Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/infOriented-Soc/doc200912301759# (дата обращения: 06.09.2020).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р «О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации» : в ред. распоряжений Правительства РФ от 29.07.2005 № 1068-р, от 21.11.2006 № 1599-р, от 24.12.2008 № 1913-р, Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3017/# (дата обращения: 06.09.2020).
4. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : одобр. распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/93274/#93274 (дата обращения: 06.09.2020).
5. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ : редакция от 03.04.2020 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-informacii-informacionnyh-tehnologijah-i-o-zawite-informacii/ (дата обращения: 06.09.2020).
6. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ. 1995. 20 февр. № 8, ст. 609.
7. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.) : с изм. от 15 июня 1999 г. // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций : офиц. сайт. URL: https://pd.rkn.gov.ru/law/ document170.htm (дата обращения: 06.09.2020).
8. Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/ 70207766/#ixzz6XEiTVccB (дата обращения: 06.09.2020).
9. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL : http://base.garant.ru/70552568/#ixzz6XEpHn69L (дата обращения: 06.09.2020).
10. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно -телекоммуникационных сетях» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/ 70405630/#ixzz6XEjcUMBI (дата обращения: 06.09.2020).
11. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70648932/#ixzz6XEpcCGzt (дата обращения: 06.09.2020).
12. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/ 72235254/# ixzz6XErADuX4 (дата обращения: 06.09.2020).
13. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Министерство экономического развития Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/infOrientedSoc/ doc2008 0207_01 (дата обращения: 06.09.2020).
14. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/186117/#ixzz6XFHV9U4F (дата обращения: 06.09.2020).
15. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/180689/#ixzz6XFHx4rAS (дата обращения: 06.09.2020).
16. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» // МЧС России : офиц. сайт. URL: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/grazhdanskaya-oborona/opoveshchenie-mselemya/normativno-pravovaya-baza/zakon-rossiyskoy-federacii-ot-27-dekabrya-1991-goda-2124-1-o-sredstvah-massovoy-informacii# (дата обращения: 06.09.2020).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р «О Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы» : в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3250/ (дата обращения: 06.09.2020).
18. Указ Президента РФ от 24 июня 2009 г. № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/195788/#ixzz6XFYwl2TF (дата обращения: 06.09.2020).
19. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. № 985 «О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы"» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/ 6731125/#ixzz6XFZXXJlN (дата обращения: 06.09.2020).
20. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630 «О Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)"» : с изм. и доп. // Гарант.ру : информ. -правовой портал. URL: http://base.garant.ru/ 1586371/#ixzz6XFaC7uLx (дата обращения: 06.09.2020).
21. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)"» : с изм. и доп. : утратило силу // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/1587083/ (дата обращения: 06.09.2020).
22. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 апреля 2003 г. № 269 «Об Основных положениях Концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды» // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2159472/ (дата обращения: 06.09.2020).
23. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 октября 2006 г. № 713 «Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)» // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/4183736/ (дата обращения: 06.09.2020).
24. Приказ Минсельхоза РФ от 31 марта 2008 г. № 183 «Об утверждении целевой программы ведомства "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)"» // Гарант.ру : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2166953/ (дата обращения: 06.09.2020).
E. A. Zharkova
The Information Economy: The Formation of State Legal Regulation
Abstract. The article discusses the characteristic features of the formation of the state legal regulation of the information economy in the Russian Federation. The priority role of the country's government in the informatization of the legal sphere in Russia, in the development of information technologies as a part of information resources that determine the growth of the domestic economy is pointed out. The analysis of key rules and regulations aimed at the state control of the processes of formation of the information society in Russia is carried out. Particular attention is paid to such documents as the Federal Target Program "Electronic Russia (20022010)", "The Concept of Using Information Technologies in the Activities of Federal State Authorities until 2010", "The Strategy for the Development of the Information Society". With these documents, the federal authorities set the goals and objectives of regulating the process of informatization of the country, the basic principles and directions for the implementation of a unified set of policies in the field of using information technologies in the activities of federal government bodies. The research identified a number of problems, including the lack of system-wide coherence and a huge number of various documents, which results from the insufficient consistency, continuity and harmonization in the government decision-making. The analysis of the second phase in the development of the informatization policies that were implemented over two decades has identified the creation of an extensive and complicated regulatory framework of laws and regulation in the sphere of information technologies. In order to develop a perfect regulatory framework on informatization issues, it is necessary to conduct further research and systemic analysis of rules and regulation related to investment, innovation, and intellectual activities. Particular attention should be paid to the indicators of development that characterize the objects of state regulation, to the methods of their assessment, taking into account the international practice and the characteristics of the information infrastructure.
Key words: informatization; federal policies; information economy; information society.
Жаркова Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: zharkovaea@yandex. ru